Разработка методики преподавания психологии

Оглавление
Введение
Глава 1. Форма организации лекции
1.1 Характеристика аудитории
1.2 Требования к предварительной подготовке слушателя
1.3 Цель
1.4 Задачи
1.5 Знания и умения, которые предполагается сформировать
1.6 Требования к уровню знаний и умений
Глава 2. Содержание лекции
2.1 Тематический план занятия
2.2 План занятия по учебным процедурам и хронометраж занятия
2.3 Процедуры и методы мотивации
2.4 Процедура и методы объяснения
2.5 Процедура и методы отработки
2.6 Процедура и методы контроля
2.7 Средства обучения
Глава 3. Целостный образ преподавателя в процессе лекции
3.1 Стиль общения с аудиторией
3.2 Позиция преподавателя в аудитории
Глава 4. Таксономия учебных задач по Д. Толлингеровой
Заключение
Литература

Введение
Актуальность.

Методика преподавания психологии является особой учебной дисциплиной, поскольку психологию следует трактовать как науку социально-историческую, хотя и содержащую естественно-научные методы исследования. Однако ведущую роль в ней играют методы социальных наук, методы гуманитарного познания.
Таким образом, одной из целей обучения психологии становится освоение студентами методов построения взаимодействий и общения при совместном решении многообразия жизненных ситуаций в процессе овладения психологическими знаниями.
Значимость для науки и практики. Построение процесса обучения психологии в соответствии с целью инновационного обучения в корне отличается от процесса традиционного обучения. При господстве когнитивистского подхода в традиционном обучении и связанной с ним психологией обучения и развития упор делался на перцептивно-мнемические способы усвоения знаний. За рамками такой установки оставались личность учащихся и их жизненный опыт, который выводился за пределы теоретических конструкций обучения и за пределы деятельности педагога.

Такой подход укоренился в сознании «традиционного» учителя.
Особенность инновационного преподавания психологии заключается именно в том, что преподаватель организует со студентами ситуации продуктивных взаимодействий и совместной творческой деятельности, направленной на актуализацию имеющегося у студентов опыта и создания зоны перспективного развития.
Творческим продуктом всего курса обучения методике преподавания психологии является проектирование сценария лекции или семинарского занятия, выражающегося в методической разработке. Тема сценария лекции или семинарского занятия выбирается самим студентом, однако ему задается план, в русле которого выполняется самостоятельно разрабатываемый сценарий. Уже само проектирование сценария занятия является для студента практической деятельностью, которой можно овладеть с помощью сокурсников и преподавателя. Деятельность по написанию сценария занятия — также творческая, поскольку носит продуктивный характер: создается оригинальный конспект урока, который фиксируется с помощью письменной речи. Таким образом, в процессе обучения методике преподавания психологии происходит интеграция знаний преподавателя и студентов, рождается творческая лаборатория.
Цель.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... методичность сочетается со стандартным набором используемых методов обучения. Как правило, преподаватель дает учащимся много времени на ... общими и ситуативными, которые вызываются ходом занятия (лекция, семинар и т.д.), необходимостью решить ... научным дисциплинам (для преподавателя педагогики смежными дисциплинами будут психология, физиология; для преподавателя философии - психология, логика, этика и ...

Методическая разработка лекции по теме «Психоанализ Зигмунда Фрейда» из курса «Психоанализ».
Задачи. Для создания методической разработки лекции по данной теме необходимо решить следующие задачи:
 — описать характеристику аудитории;
 — требования к предварительной подготовке слушателей;
 — цели;
 — задачи;
 — определить знания и умения, которые предполагается сформировать у слушателей;
 — определить требования к уровню знаний и умений;
 — разработать тематический план занятия;
 — разработать план занятия по учебным процедурам и хронометраж занятия;
 — определить процедуру и методы мотивации;
 — определить процедуру и методы объяснения;
 — определить процедуру и методы отработки;
 — определить процедуру и методы контроля.;
 — определить средства обучения;
 — определить стиль общения с аудиторией;
 — определить позицию преподавателя в аудитории;
 — разработать 10 учебных задач для контроля знаний и умений слушателей (по типологии задач Толлингеровой).

Глава 1.

7 стр., 3151 слов

Исследование религиоведческой концепции Фрейда — психоаналитического метода в целом

... , ограниченность подобных методов сразу дала о себе знать. "Медики, - вспоминает Фрейд в последствии, ... характера. Определив религию как “проецированную во внешней мир психологию”, Фрейд поставил вопрос ... бессмертии. Таким образом, генеральную задачу психоаналитического изучения Фрейд видел в том, чтобы превратить ... страсть к знаниям. В гимназические годы мировоззрение З. Фрейда формировалось под ...

Форма организации лекции
1.1 Характеристика аудитории
Студенты II курса, обучающиеся по специальности «Психолог преподаватель».
1.2 Требования к предварительной подготовке слушателя
Общеобразовательные знания. Курс «Философии», «Общей психологии».
1.3 Цель
Дать представления о психоанализе З.Фрейда.
1.4 Задачи
В ходе изложения материала решить следующие задачи:
 — просветить о биографии и идейных предшественниках;
 — познакомить студентов со структурой личности по Фрейду;
 — ознакомить со стадиями психосексуального развития по Фрейду;
 — познакомить с теорией влечений;
 — рассказать о защитных механизмах;
 — изложить методы, применяемые в психоанализе для диагностики и лечения;
 — ориентироваться в основных понятиях данной темы;
 — дать необходимые базисные знания для дальнейшего изучения других психологических теорий личности.

1.5 Знания и умения, которые предполагается сформировать у слушателей
В ходе решения поставленных задач, необходимо сформировать следующие знания и умения у слушателей:
 — иметь представления о жизни З. Фрейда и знать его идейных предшественников, повлиявших на формирование его взглядов
 — знать какие функции входят в структуру личности
 — уметь дать определение бессознательному, предсознанию и сознанию
 — знать структуру психики по Фрейду
 — уметь объяснить, что такое Ид, Эго и Суперэго
 — знать стадии психосексуального развития
 — уметь объяснить, что такое Эрос, Танатос и либидо в теории влечений
 — уметь дать определение психологического механизма защиты
 — знать и различать виды психологических защит
 — уметь дать определения таким явлениям как перенос и контрперенос
 — знать разницу между переносом и контрпереносом
 — знать основы метода толкования сноведений и особенности его практическогй значимости для психоанализа
 — иметь представление о символике бессознательного, проявляющейся в сновидениях
 — иметь представление о методе свободных ассоциаций и использовании его на практике.

1.6 Требования к уровню знаний и умений
I. Определение состава предметных умений по дисциплине.
1. Выделение требований к учебной дисциплине:
а) со стороны дисциплины:
 — знать психоанализ З. Фрейда;
 — иметь устойчивые знания структуры личности, этапы развития, защитные механизмы и методы психоанализа, согласно теории Фрейда.
б) со стороны последующих по учебному плану дисциплин:
для того чтобы можно было сравнить психоанализ Фрейда с теориями других авторов, необходимо знать:
 — какое значение отводил Фрейд в своей теории психике, инстинктам, механизмам защиты;
 — что такое в его понимании психоанализ и роль психоаналитика.
2. Определение предметных умений по дисциплине по содержательной отнесенности:
 — знать биографию З. Фрейда;
 — знать его идейных предшественников;
 — знать основные постулаты психоанализа Фрейда;
 — знать структуру личности в теории Фрейда;
 — знать назначение и взаимосвязь составляющих ее элементов;
 — знать этапы психосексуального развития;
 — знать основные инстинкты человека по Фрейду;
 — знать виды механических защит и особенностей их проявления;
 — знать основные методы работы с пациентом в психоанализе.
3. Определение предметных умений по видам деятельности.
Существует 2 вида деятельности:
 — научное познание
 — практика
Данная лекция может быть прочитана как для теоретиков, так и для практиков. Исходя из этого можно выделить следующий набор предметных умений по видам деятельности:
1) основные действия научного познания объекта:
а) изучение и установление эмпирических характеристик объекта на уровне явления.
б) установление неявных внешних причин, обусловливающих свойства изучаемых объектов.
в) установление внутренних причин, обусловливающих свойства изучаемых объектов.
2) практические действия:
а) анализ конкретных единичных объектов, ситуаций или их конечных групп, их оценка и обследование с использованием общенаучных, эмпирических и теоретических знаний.
б) действия по применению искусственных объектов и методов деятельности.
4. Задание уровней овладения предметными умениями по дисциплине.
5. Сводная представлений наборов умений по дисциплине в таблице или схеме.
II. Выделение состава общепознавательных умений при обучении дисциплине.
Существует три типа общепознавательных умений:
1. логический — умение осуществлять логические приемы на материале знаний по предмету;
2. творческий — умение решать нестандартные задачи с использованием знаний по дисциплине;
3. учебный — умение осуществлять общие приемы учебной работы.
На основании вышесказанного можно выделить следующие общепознавательные умения:
 — понимать отличия понятия бессознательное, предсознание и сознание, а также Ид, Эго и Суперэго в теории Фрейда;
 — различать проявления защитных механизмов в своей жизни;
 — уметь анализировать собственные сновидения;
 — уметь конспектировать лекцию и выделять основные понятия;
 — уметь перерисовать схему на лекции.

Глава 2. Содержание лекции

2.1 Тематический план занятия
Введение
 — уточнение предварительных знаний;
 — рекомендуемая литература по теме.
Основная часть
1. Биографический экскурс;
2. Идейные предшественники:
 — Вильгельм Вундт;
 — Густав Фехнер;
 — Чарльз Дарвин;
 — Франц Месмер;
 — алхимия;
 — восточная философия;
3. Структура личности:
 — бессознательное;
 — предсознание;
 — сознание.
4. Структура психики:
 — Ид;
 — Эго;
 — Суперэго.
5. Психосексуальные стадии развития:
 — оральная стадия развития;
 — анальная стадия;
 — фаллическая стадия;
 — генитальная стадия.
6. Теория влечений:
 — инстинкт;
 — сексуальные влечения (либидо);
 — агрессивные влечения;
 — влечение к жизни (Эрос);
 — влечение к смерти (Танатос);
7. Защитные механизмы:
 — репрессия (подавление);
 — отрицание;
 — рационализация;
 — реактивные образование;
 — проекция;
 — изоляция;
 — регрессия;
 — сублимация.
8. Явления переноса и контрпереноса.
9. Толкование сновидений.
10. Метод свободных ассоциаций.
Заключение
1. Итоги лекции;
2. Вопросы аудитории;
3. Задание на дом.
2.2 План занятия по учебным процедурам и хронометраж занятия
Процессуально-психологический процесс обучения состоит из следующих процедур:
 — объяснения и уяснения знаний об объектах и действия с ними;
 — отработка знаний и умений, т. е. овладение ими на требуемом уровне;
 — контроля, т. е. проверка уяснения или отработки знания и умения;
 — мотивации, т. е. интерес обучаемого.
Расчет хронометража лекции производится исходя из продолжительности занятия, составляющего 80 минут.

Процедуры процесса обучения Минуты
Процедура мотивации произвольный метод 2
1. Процедура объяснения и уяснения
Объяснение. В форме лекции.
Введение. Рекомендуемая литература по теме
1
Основная часть:
Биографический экскурс
3
Идейные предшественники:
 — Вильгельм Вундт;
 — Густав Фехнер;
 — Чарльз Дарвин;
 — Франц Месмер;
 — алхимия;
восточная философия.
3
Структура личности:
 — бессознательное;
 — предсознание;
сознание.
10
Структура психики:
 — Ид;
 — Эго;
Суперэго.
4
Психосексуальные стадии развития:
 — оральная стадия развития;
 — анальная стадия;
 — фаллическая стадия;
генитальная стадия.
17
Теория влечений:
 — инстинкт;
 — сексуальные влечения (либидо);
 — агрессивные влечения;
 — влечение к жизни (Эрос);
влечение к смерти (Танатос);
7
Защитные механизмы:
 — репрессия (подавление);
 — отрицание;
 — рационализация;
 — реактивные образование;
 — проекция;
 — изоляция;
 — регрессия;
 — сублимация.
Явления переноса и контрпереноса.
Толкование сновидений.
Метод свободных ассоциаций.
12
4
7
4
Заключение:
Итоги
2
Задания на дом 1
Процедура уяснения в виде вопросов аудитории 5
3. Процедура отработки
Лекция не предусматривает процедуру отработки.
 —
4. Процедура контроля
По ходу занятия, а также вначале лекции предварительный контроль.
3

2.3 Процедуры и методы мотивации
Используется произвольный метод мотивации, т.к. преподавая базисные знания по дисциплине «Психоанализ» проще объяснить их значимость для дальнейшего изучения психологии, объяснив какую роль играют в нашей жизни бессознательные процессы и защитные механизмы.
2.4 Процедура и методы объяснения
Процедура и метод объяснения учебного материала определяются формой доведения информации до аудитории. Объяснение учебного материала проводится в форме лекции и предполагает метод сообщения готового знания путем устного представления информации. После информирующего изложения преподавателем общих положений, структуры личности, основных понятий психоанализа Фрейда, студенты должны знать структуру личности, определять особенности психосексуального развития, а также самостоятельно различать защитные механизмы и иметь представление о психоаналитических методах работы с пациентом.
2.5 Процедура и методы отработки
Подача учебного материала аудитории осуществляется в форме лекции, поэтому отработка, как таковая не предусматривается. Однако, предполагается задание на дом, где студенты будут учится самостоятельному анализу сновидений.
2.6 Процедура и методы контроля
По ходу учебного процесса будет применяться текущий вид контроля. А также в начале занятия рубежный вид контроля, для уточнения усвоенных знаний с предыдущих дисциплин и лекций по данной дисциплине.
2.7 Средства обучения
Средства обучения — орудия, которые позволяют осуществить учебные процедуры.
В ходе данной лекции используются следующие средства:
 — план-конспект лекции;
 — наглядные пособия:
1) плакат «Структура личности»;
2) плакат «Общая схема психики»;
 — тетради;
 — пишущие принадлежности (ручки, карандаши, маркеры);
 — доска;
 — мел;
 — указка.

Глава 3. Целостный образ преподавателя в процессе лекции
3.1 Стиль общения с аудиторией
Форма обучения — лекция в присутствии преподавателя. Предполагается в основном монологическое высказывание в форме объяснения знания. Лишь незначительную часть времени предполагается потратить на диалог в процессе уяснения в форме вопросов аудитории. Ученики не взаимодействуют друг с другом. Студенты осуществляют общее дело, т. е. фронтальную деятельность.
3.2 Позиция преподавателя в аудитории
Данная тема лекции предполагает недвусмысленность преподнесения материала, требования записывать лекцию, не предполагая никаких обсуждений и дискуссий. Исходя из вышесказанного можно выбрать позицию преподавателя «Генерал» по типологии профессиональных позиций учителей, предложенной М. Таленом.
«Модель IV — „Генерал“. Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль общения более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике». [9, с.362−363].

Глава 4. Таксономия учебных задач по Д. Толлингеровой
Д. Толлингерова предложила по аналогии с классификацией Блюма таксономию учебных задач, разделенных по их оперативной структуре, то есть по операциям, необходимым для их решения. Учебные задачи в ней разделены на пять категорий, содержащих 27 типов учебных задач [10, с.16−18].
Таксономия учебных задач по Д. Толлингеровой.
1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных:
1.1 задачи по узнаванию
1.2 задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий
1.3 задачи по воспроизведению дефиниций, норм, правил
1.4 задачи по воспроизведению больших текстов блоков, стихов, таблиц, и т. п.
2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными:
2.1 задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления и т. п.)
2.2 задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление, перечень и т. п.)
2.3 задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий
2.4 задачи по разбору и структуре (анализ и синтез)
2.5 задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение)
2.6 задачи по распределению (категоризация и классификация)
2.7 задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, полезность, инструмент, способ и т. п.)
2.8 задачи по абстракции, конкретизации и обобщению
2.9 решение несложных примеров (с неизвестными величинами и т. п.)
3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными:
3.1 задачи по переносу (трансляция, трансформация)
3.2 задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование)
3.3 задачи по индукции
3.4 задачи по дедукции
3.5 задачи по доказыванию (аргументацией) и проверке (верифика-цией)
3.6 задачи по оценке
4. Задачи, требующие сообщения данных:
4.1 задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания и т. д.
4.2 задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов и т. п.
4.3 самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты и т. п.
5. Задачи, требующие творческого мышления:
5.1 задачи по практическому приложению
5.2 решение проблемных задач и ситуаций
5.3 постановка вопросов и формулировка задач или заданий
5.4 задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе)
5.5 задачи по обнаружению на основании собственных размышлений (на рациональной основе).
В целях осуществления контроля знаний и умений студентов, прослушавших лекцию на тему «Психоанализ Зигмунда Фрейда» предлагаю нижеследующие задачи, выбранные из типологии задач Толлингеровой:
1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных:
1.1. задачи по узнаванию.
На какой стадии психосексуального развития возникает Эдипов комплекс:
а) на оральной;
б) на анальной;
в) на фаллической;
г) на латентной;
д) на генитальной.
1.2. задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий.
Дайте определение контрпересоса.
2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными:
2.1. задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление, перечень и т. п.).
Перечислите защитные механизмы.
2.2. задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение).
Чем отличается бессознательное от предсознания?
3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными:
3.1. задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование).
Как вы понимаете либидо в теории влечений З. Фрейда?
3.2. задачи по индукции.
Что общего есть в теориях личности З. Фрейда и К.Г.Юнга?
4. Задачи, требующие сообщения данных:
4.1. задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов и т. п.
Подготовить доклад по работам З. Фрейда на тему: «Психосексуальные стадии развития».
4.2. самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты и т. п.
Начертить схему личности по Фрейду и описать взаимодействие основных её частей.
5. Задачи, требующие творческого мышления:
5.1. задачи по практическому приложению.
Провести анализ собственных сновидений.
5.2. задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе).
Провести «анализ защитных механизмов», т. е. проанализировать, почему какие-то фрагменты беседы вызвали у собеседника излишнюю эмоциональную реакцию. Не скрывается ли за этим желание защитить уязвимую позицию, скрыть от себя и других истинную причину или свою вину. Проанализировать свои защитные механизмы, т. е. слишком эмоциональные реакции на какие-то вопросы или фразы собеседника.

Заключение
Контруктивно-проектировочная деятельность преподавателя психологии подразумевает не только предъявление в процессе занятий определенного объема психологических знаний, но и непосредственное включение самого педагога в процесс обучения, на основе чего происходит обогащение сознания субъектов обучения и более глубокое понимание не только конкретных знаний, но и всей учебно-воспитательной ситуации.
Для организации такого вида ситуаций преподаватель должен овладеть конструктивно-проектировочной деятельностью, которая представляет собой создание во внутреннем плане всей целостной системы учебно-воспитательной ситуации с учетом возникающих изменений в ходе занятий в связи с актуализацией студентами прошлого опыта.
Творческим продуктом всего курса обучения методике преподавания психологии является проектирование сценария лекции или семинарского занятия, выражающегося в методической разработке. Уже само проектирование сценария занятия является для студента практической деятельностью, которой можно овладеть с помощью сокурсников и преподавателя. Деятельность по написанию сценария занятия — также творческая, поскольку носит продуктивный характер: создается оригинальный конспект урока, который фиксируется с помощью письменной речи. Таким образом, в процессе обучения методике преподавания психологии происходит интеграция знаний преподавателя и студентов, рождается творческая лаборатория.

Литература
1. Андреева А.Д. Словарь для начинающего психолога 2-е изд.: Питер, 2006. — 160с.
2. Асмолов А.Г., Нырова М.С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. — Новгород, 1993. — 24 с.
3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. — М.: Изд-во УРАО, 1997. — 288 с.
4. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: курс лекций. — М.: Издательство Ось-89, 2004. — 112с.
5. Гамезо М, В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М., 1998 118с.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М.:ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006. — 336с.
7. Годфуа Ж. Что такое психология. Т.1,2. — М 1992. — 110с.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высш.пед. учеб.заведений. — Ростов-н/Д, 1997 — 342с
9. Змановская Е. В. Основы прикладного психоанализа. — СПб.: речь, 2005. — 51с
10. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по дисциплине. — М., 1994. — 265 с.
11. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. — М., 1997 — 173с
12. Крайг Г., Д.Бокум. Психология развития. — СПб.: Издательство Питер, 2007. — 940с.
13. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер Теории личности. Основные положения, исследования и применение. Перевод С. Меленевской и Д. Викторовой СПб.: Питер Пресс, 1997 Терминологическая правка В.Данченко. К.: PSYLIB, 2006. — 607с.
14. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. — Издательство: УРАО, 2000. — 128 с.
15. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология.- М.: Высшее образование, 2006. — 484с.
16. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / под редакцией М.В. Булановой-Топорковой. — Ростов на Дону: Феникс, 2002. — 544с.
17. Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. — Пер. с англ. — СПб.: Издательство Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 704с
18. Романин А.Н. Психоанализ: курс лекций. — М.: КНОРУС, 2005. — 44с
19. Сальваторе Мадди Теории личности. Сравнительный анализ. Перевод И. Авидон, А. Батустин и П. Румянцева. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. — 357с.
20.. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. Учебное пособие для вузов. — М., 2001- 189с.
21. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов на Дону: Феникс, 1997. -214с.
22. Толлингерова Д., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. — М.: Издательство Прага, 1994. — 67с.
23. Философский словарь. — М.: Издательство Политиздат, 1986. — 590с.
24. Фрейд З. Введение в психоанализ. — Мн.: Попурри, 2007. — 480с.
25. Фрейд З. Толкование сновидений. Ереван, 1991. — 215с

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector