Разработка методики преподавания психологии

Оглавление
Введение
Глава 1. Форма организации лекции
1.1        Характеристика аудитории
1.2        Требования к предварительной подготовке слушателя
1.3        Цель
1.4        Задачи
1.5        Знания и умения, которые предполагается сформировать
1.6        Требования к уровню знаний и умений
Глава 2. Содержание лекции
2.1 Тематический план занятия
2.2 План занятия по учебным процедурам и хронометраж занятия
2.3 Процедуры и методы мотивации
2.4 Процедура и методы объяснения
2.5 Процедура и методы отработки
2.6 Процедура и методы контроля
2.7 Средства обучения
Глава 3. Целостный образ преподавателя в процессе лекции
3.1 Стиль общения с аудиторией
3.2 Позиция преподавателя в аудитории
Глава 4. Таксономия учебных задач по Д. Толлингеровой
Заключение
Литература

Введение
Актуальность.

Методика преподавания психологии является особой учебной дисциплиной, поскольку психологию следует трактовать как науку социально-историческую, хотя и содержащую естественно-научные методы исследования. Однако ведущую роль в ней играют методы социальных наук, методы гуманитарного познания.
Таким образом, одной из целей обучения психологии становится освоение студентами методов построения взаимодействий и общения при совместном решении многообразия жизненных ситуаций в процессе овладения психологическими знаниями.
Значимость для науки и практики. Построение процесса обучения психологии в соответствии с целью инновационного обучения в корне отличается от процесса традиционного обучения. При господстве когнитивистского подхода в традиционном обучении и связанной с ним психологией обучения и развития упор делался на перцептивно-мнемические способы усвоения знаний. За рамками такой установки оставались личность учащихся и их жизненный опыт, который выводился за пределы теоретических конструкций обучения и за пределы деятельности педагога. Такой подход укоренился в сознании «традиционного» учителя.
Особенность инновационного преподавания психологии заключается именно в том, что преподаватель организует со студентами ситуации продуктивных взаимодействий и совместной творческой деятельности, направленной на актуализацию имеющегося у студентов опыта и создания зоны перспективного развития.
Творческим продуктом всего курса обучения методике преподавания психологии является проектирование сценария лекции или семинарского занятия, выражающегося в методической разработке. Тема сценария лекции или семинарского занятия выбирается самим студентом, однако ему задается план, в русле которого выполняется самостоятельно разрабатываемый сценарий. Уже само проектирование сценария занятия является для студента практической деятельностью, которой можно овладеть с помощью сокурсников и преподавателя. Деятельность по написанию сценария занятия – также творческая, поскольку носит продуктивный характер: создается оригинальный конспект урока, который фиксируется с помощью письменной речи. Таким образом, в процессе обучения методике преподавания психологии происходит интеграция знаний преподавателя и студентов, рождается творческая лаборатория.
Цель. Методическая разработка лекции по теме «Психоанализ Зигмунда Фрейда» из курса «Психоанализ».
Задачи. Для создания методической разработки лекции по данной теме необходимо решить следующие задачи:
—                   описать характеристику аудитории;
—                   требования к предварительной подготовке слушателей;
—                   цели;
—                   задачи;
—                   определить знания и умения, которые предполагается сформировать у слушателей;
—                   определить требования к уровню знаний и умений;
—                   разработать тематический план занятия;
—                   разработать план занятия по учебным процедурам и хронометраж занятия;
—                   определить процедуру и методы мотивации;
—                   определить процедуру и методы объяснения;
—                   определить процедуру и методы отработки;
—                   определить процедуру и методы контроля.;
—                   определить средства обучения;
—                   определить стиль общения с аудиторией;
—                   определить позицию преподавателя в аудитории;
—                   разработать 10 учебных задач для контроля знаний и умений слушателей (по типологии задач Толлингеровой).

Глава 1. Форма организации лекции
1.1 Характеристика аудитории
Студенты II курса, обучающиеся по специальности «Психолог преподаватель».
1.2           Требования к предварительной подготовке слушателя
Общеобразовательные знания. Курс «Философии», «Общей психологии».
1.3           Цель
Дать представления о психоанализе З.Фрейда.
1.4           Задачи
В ходе изложения материала решить следующие задачи:
—                   просветить о биографии и идейных предшественниках;
—                   познакомить студентов со структурой личности по Фрейду;
—                   ознакомить со стадиями психосексуального развития по Фрейду;
—                   познакомить с теорией влечений;
—                   рассказать о защитных механизмах;
—                   изложить методы, применяемые в психоанализе для диагностики и лечения;
—                   ориентироваться в основных понятиях данной темы;
—                   дать необходимые базисные знания для дальнейшего изучения других психологических теорий личности.

1.5           Знания и умения, которые предполагается сформировать у слушателей
В ходе решения поставленных задач, необходимо сформировать следующие знания и умения у слушателей:
—                   иметь представления о жизни З. Фрейда и знать его идейных предшественников, повлиявших на формирование его взглядов
—                   знать какие функции входят в структуру личности
—                   уметь дать определение бессознательному, предсознанию и сознанию
—                   знать структуру психики по Фрейду
—                   уметь объяснить, что такое Ид, Эго и Суперэго
—                   знать стадии психосексуального развития
—                   уметь объяснить, что такое Эрос, Танатос и либидо в теории влечений
—                   уметь дать определение психологического механизма защиты
—                   знать и различать виды психологических защит
—                   уметь дать определения таким явлениям как перенос и контрперенос
—                   знать разницу между переносом и контрпереносом
—                   знать основы метода толкования сноведений и особенности его практическогй значимости для психоанализа
—                   иметь представление о символике бессознательного, проявляющейся в сновидениях
—                   иметь представление о методе свободных ассоциаций и использовании его на практике.

1.6           Требования к уровню знаний и умений
I.       Определение состава предметных умений по дисциплине.
1.                 Выделение требований к учебной дисциплине:
а) со стороны дисциплины:
—                   знать психоанализ З. Фрейда;
—                   иметь устойчивые знания структуры личности, этапы развития, защитные механизмы и методы психоанализа, согласно теории Фрейда.
                  б) со стороны последующих по учебному плану дисциплин:
для того чтобы можно было сравнить психоанализ Фрейда с теориями других авторов, необходимо знать:
—                   какое значение отводил Фрейд в своей теории психике, инстинктам, механизмам защиты;
—                   что такое в его понимании психоанализ и роль психоаналитика.
2.                 Определение предметных умений по дисциплине по содержательной отнесенности:
—                   знать биографию З. Фрейда;
—                   знать его идейных предшественников;
—                   знать основные постулаты психоанализа Фрейда;
—                   знать структуру личности в теории Фрейда;
—                   знать назначение и взаимосвязь составляющих ее элементов;
—                   знать этапы психосексуального развития;
—                   знать основные инстинкты человека по Фрейду;
—                   знать виды механических защит и особенностей их проявления;
—                   знать основные методы работы с пациентом в психоанализе.
3.                 Определение предметных умений по видам деятельности.
Существует 2 вида деятельности:
—                    научное познание
—                    практика
Данная лекция может быть прочитана как для теоретиков, так и для практиков. Исходя из этого можно выделить следующий набор предметных умений по видам деятельности:
1)     основные действия научного познания объекта:
а) изучение и установление эмпирических характеристик объекта на уровне явления.
б) установление неявных внешних причин, обусловливающих свойства изучаемых объектов.
в) установление внутренних причин, обусловливающих свойства изучаемых объектов.
2) практические действия:
а) анализ конкретных единичных объектов, ситуаций или их конечных групп, их оценка и обследование с использованием общенаучных, эмпирических и теоретических знаний.
б) действия по применению искусственных объектов и методов деятельности.
4.                 Задание уровней овладения предметными умениями по дисциплине.
5.                 Сводная представлений наборов умений по дисциплине в таблице или схеме.
II.    Выделение состава общепознавательных умений при обучении дисциплине.
Существует три типа общепознавательных умений:
1.                 логический – умение осуществлять логические приемы на материале знаний по предмету;
2.                 творческий – умение решать нестандартные задачи с использованием знаний по дисциплине;
3.                 учебный – умение осуществлять общие приемы учебной работы.
На основании вышесказанного можно выделить следующие общепознавательные умения:
—        понимать отличия понятия бессознательное, предсознание и сознание, а также Ид, Эго и Суперэго в теории Фрейда;
—        различать проявления защитных механизмов в своей жизни;
—        уметь анализировать собственные сновидения;
—        уметь конспектировать лекцию и выделять основные понятия;
—        уметь перерисовать схему на лекции.

Глава 2. Содержание лекции

2.1 Тематический план занятия
Введение
—        уточнение предварительных знаний;
—        рекомендуемая литература по теме.
Основная часть
1.                Биографический экскурс;
2.                Идейные предшественники:
—       Вильгельм Вундт;
—       Густав Фехнер;
—       Чарльз Дарвин;
—       Франц Месмер;
—       алхимия;
—       восточная философия;
3.                Структура личности:
—       бессознательное;
—       предсознание;
—       сознание.
4.                Структура психики:
—       Ид;
—       Эго;
—       Суперэго.
5.                Психосексуальные стадии развития:
—       оральная стадия развития;
—       анальная стадия;
—       фаллическая стадия;
—       генитальная стадия.
6.                Теория влечений:
—       инстинкт;
—       сексуальные влечения (либидо);
—       агрессивные влечения;
—       влечение к жизни (Эрос);
—       влечение к смерти (Танатос);
7.                Защитные механизмы:
—        репрессия (подавление);
—        отрицание;
—        рационализация;
—        реактивные образование;
—        проекция;
—        изоляция;
—        регрессия;
—        сублимация.
8.                Явления переноса и контрпереноса.
9.                Толкование сновидений.
10.           Метод свободных ассоциаций.
Заключение
1.                Итоги лекции;
2.                Вопросы аудитории;
3.                Задание на дом.
2.2 План занятия по учебным процедурам и хронометраж занятия
Процессуально-психологический процесс обучения состоит из следующих процедур:
—                   объяснения и уяснения знаний об объектах и действия с ними;
—                   отработка знаний и умений, т.е. овладение ими на требуемом уровне;
—                   контроля, т.е. проверка уяснения или отработки знания и умения;
—                   мотивации, т.е. интерес обучаемого.
Расчет хронометража лекции производится исходя из продолжительности занятия, составляющего 80 минут.

15 стр., 7395 слов

Тема №7 «Упражнение – метод формирования умений, навыков и привычек ...

... С. Эмоционально-волевой сферы D. Темперамента Е. Социальных установок ТЕСТ 2. На занятиях по психологии студенты получили задание исследовать свои личностные подструктуры. Что будут исследовать ...

Процедуры процесса обучения Минуты
Процедура мотивации произвольный метод 2
1.               Процедура объяснения и уяснения
Объяснение. В форме лекции.
Введение. Рекомендуемая литература по теме
1
Основная часть:
Биографический экскурс
3
Идейные предшественники:
—                                Вильгельм Вундт;
—                                Густав Фехнер;
—                                Чарльз Дарвин;
—                                Франц Месмер;
—                                алхимия;
восточная философия.
3
Структура личности:
—                                бессознательное;
—                                предсознание;
сознание.
10
Структура психики:
—                                Ид;
—                                Эго;
Суперэго.
4
Психосексуальные стадии развития:
—                           оральная стадия развития;
—                           анальная стадия;
—                           фаллическая стадия;
генитальная стадия.
17
Теория влечений:
—                           инстинкт;
—                           сексуальные влечения (либидо);
—                           агрессивные влечения;
—                           влечение к жизни (Эрос);
влечение к смерти (Танатос);
7
Защитные механизмы:
—                                 репрессия (подавление);
—                                 отрицание;
—                                 рационализация;
—                                 реактивные образование;
—                                 проекция;
—                                 изоляция;
—                                 регрессия;
—                                 сублимация.
Явления переноса и контрпереноса.
Толкование сновидений.
Метод свободных ассоциаций.
12
4
7
4
Заключение:
Итоги
2
Задания на дом 1
Процедура уяснения в виде вопросов аудитории 5
3. Процедура отработки
Лекция не предусматривает процедуру отработки.
4.                                                       Процедура контроля
По ходу занятия, а также вначале лекции предварительный контроль.
3

2.3 Процедуры и методы мотивации
Используется произвольный метод мотивации, т.к. преподавая базисные знания по дисциплине «Психоанализ» проще объяснить их значимость для дальнейшего изучения психологии, объяснив какую роль играют в нашей жизни бессознательные процессы и защитные механизмы.
2.4 Процедура и методы объяснения
Процедура и метод объяснения учебного материала определяются формой доведения информации до аудитории. Объяснение учебного материала проводится в форме лекции и предполагает метод сообщения готового знания путем устного представления информации. После информирующего изложения преподавателем общих положений, структуры личности, основных понятий психоанализа Фрейда, студенты должны знать структуру личности, определять особенности психосексуального развития, а также самостоятельно различать защитные механизмы и иметь представление о психоаналитических методах работы с пациентом.
2.5 Процедура и методы отработки
Подача учебного материала аудитории осуществляется в форме лекции, поэтому отработка, как таковая не предусматривается. Однако, предполагается задание на дом, где студенты будут учится самостоятельному анализу сновидений.
2.6 Процедура и методы контроля
По ходу учебного процесса будет применяться текущий вид контроля. А также в начале занятия рубежный вид контроля, для уточнения усвоенных знаний с предыдущих дисциплин и лекций по данной дисциплине.
2.7 Средства обучения
Средства обучения – орудия, которые позволяют осуществить учебные процедуры.
В ходе данной лекции используются следующие средства:
—                   план-конспект лекции;
—                   наглядные пособия:
1)                            плакат «Структура личности»;
2)                            плакат «Общая схема психики»;
—              тетради;
—              пишущие принадлежности (ручки, карандаши, маркеры);
—                    доска;
—                    мел;
—                    указка.

Глава 3. Целостный образ преподавателя в процессе лекции
3.1 Стиль общения с аудиторией
Форма обучения – лекция в присутствии преподавателя. Предполагается в основном монологическое высказывание в форме объяснения знания. Лишь незначительную часть времени предполагается потратить на диалог в процессе уяснения в форме вопросов аудитории. Ученики не взаимодействуют друг с другом. Студенты осуществляют общее дело, т.е. фронтальную деятельность.
3.2 Позиция преподавателя в аудитории
Данная тема лекции предполагает недвусмысленность преподнесения материала, требования записывать лекцию, не предполагая никаких обсуждений и дискуссий. Исходя из вышесказанного можно выбрать позицию преподавателя «Генерал» по типологии профессиональных позиций учителей, предложенной М. Таленом.
«Модель IV – «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль общения более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике». [9, с.362-363].

Глава 4. Таксономия учебных задач по Д. Толлингеровой
Д. Толлингерова предложила по аналогии с классификацией Блюма таксономию учебных задач, разделенных по их оперативной структуре, то есть по операциям, необходимым для их решения. Учебные задачи в ней разделены на пять категорий, содержащих 27 типов учебных задач [10, с.16-18].
Таксономия учебных задач по Д. Толлингеровой.
1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных:
1.1 задачи по узнаванию
1.2 задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий
1.3 задачи по воспроизведению дефиниций, норм, правил
1.4 задачи по воспроизведению больших текстов блоков, стихов, таблиц, и т.п.
2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными:
2.1 задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления и т.п.)
2.2 задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление, перечень и т.п.)
2.3 задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий
2.4 задачи по разбору и структуре (анализ и синтез)
2.5 задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение)
2.6 задачи по распределению (категоризация и классификация)
2.7 задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, полезность, инструмент, способ и т.п.)
2.8 задачи по абстракции, конкретизации и обобщению
2.9 решение несложных примеров (с неизвестными величинами и т.п.)
3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными:
3.1 задачи по переносу (трансляция, трансформация)
3.2 задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование)
3.3 задачи по индукции
3.4 задачи по дедукции
3.5 задачи по доказыванию (аргументацией) и проверке (верифика-цией)
3.6 задачи по оценке
4. Задачи, требующие сообщения данных:
4.1 задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания и т.д.
4.2 задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов и т.п.
4.3 самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты и т.п.
5. Задачи, требующие творческого мышления:
5.1 задачи по практическому приложению
5.2 решение проблемных задач и ситуаций
5.3 постановка вопросов и формулировка задач или заданий
5.4 задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе)
5.5 задачи по обнаружению на основании собственных размышлений (на рациональной основе).
В целях осуществления контроля знаний и умений студентов, прослушавших лекцию на тему «Психоанализ Зигмунда Фрейда» предлагаю нижеследующие задачи, выбранные из типологии задач Толлингеровой:
1.                Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных:
1.1.         задачи по узнаванию.
На какой стадии психосексуального развития возникает Эдипов комплекс:
а) на оральной;
б) на анальной;
в) на фаллической;
г) на латентной;
д) на генитальной.
1.2. задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий.
Дайте определение контрпересоса.
2.                Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными:
2.1. задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление, перечень и т.п.).
Перечислите защитные механизмы.
2.2. задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение).
Чем отличается бессознательное от предсознания?
3.                Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными:
3.1. задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование).
Как вы понимаете либидо в теории влечений З. Фрейда?
3.2. задачи по индукции.
Что общего есть в теориях личности З.Фрейда и К.Г.Юнга?
4.                Задачи, требующие сообщения данных:
4.1. задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов и т.п.
Подготовить доклад по работам З. Фрейда на тему: «Психосексуальные стадии развития».
4.2. самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты и т.п.
Начертить схему личности по Фрейду и описать взаимодействие основных её частей.
5.                Задачи, требующие творческого мышления:
5.1. задачи по практическому приложению.
Провести анализ собственных сновидений.
5.2. задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе).
Провести «анализ защитных механизмов», т.е. проанализировать, почему какие-то фрагменты беседы вызвали у собеседника излишнюю эмоциональную реакцию. Не скрывается ли за этим желание защитить уязвимую позицию, скрыть от себя и других истинную причину или свою вину. Проанализировать свои защитные механизмы, т.е. слишком эмоциональные реакции на какие-то вопросы или фразы собеседника.

Заключение
Контруктивно-проектировочная деятельность преподавателя психологии подразумевает не только предъявление в процессе занятий определенного объема психологических знаний, но и непосредственное включение самого педагога в процесс обучения, на основе чего происходит обогащение сознания субъектов обучения и более глубокое понимание не только конкретных знаний, но и всей учебно-воспитательной ситуации.
Для организации такого вида ситуаций преподаватель должен овладеть конструктивно-проектировочной деятельностью, которая представляет собой создание во внутреннем плане всей целостной системы учебно-воспитательной ситуации с учетом возникающих изменений в ходе занятий в связи с актуализацией студентами прошлого опыта.
Творческим продуктом всего курса обучения методике преподавания психологии является проектирование сценария лекции или семинарского занятия, выражающегося в методической разработке. Уже само проектирование сценария занятия является для студента практической деятельностью, которой можно овладеть с помощью сокурсников и преподавателя. Деятельность по написанию сценария занятия – также творческая, поскольку носит продуктивный характер: создается оригинальный конспект урока, который фиксируется с помощью письменной речи. Таким образом, в процессе обучения методике преподавания психологии происходит интеграция знаний преподавателя и студентов, рождается творческая лаборатория.

Литература
1.           Андреева А.Д. Словарь для начинающего психолога 2-е изд.: Питер, 2006. – 160с.
2.           Асмолов А.Г., Нырова М.С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. – Новгород, 1993. – 24 с.
3.           Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 288 с.
4.           Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: курс лекций. — М.: Издательство Ось-89, 2004. – 112с.
5.                 Гамезо М,В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.,1998 118с.
6.                 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.:ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006. – 336с.
7.                 Годфуа Ж. Что такое психология. Т.1,2. – М 1992. — 110с.
8.                 Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высш.пед. учеб.заведений. – Ростов-н/Д, 1997 – 342с
9.                 Змановская Е. В. Основы прикладного психоанализа. – СПб.: речь, 2005. – 51с
10.            Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по дисциплине. – М., 1994. – 265 с.
11.            Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М., 1997 – 173с
12.            Крайг Г., Д.Бокум. Психология развития. — СПб.: Издательство Питер, 2007. – 940с.
13.            Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер Теории личности. Основные положения, исследования и применение. Перевод С.Меленевской и Д.Викторовой СПб.: Питер Пресс, 1997 Терминологическая правка В.Данченко. К.: PSYLIB, 2006. – 607с.
14.            Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – Издательство: УРАО, 2000. – 128 с.
15.            Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология.- М.: Высшее образование, 2006. – 484с.
16.            Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / под редакцией М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 544с.
17.            Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – Пер. с англ. – СПб.: Издательство Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 704с
18.            Романин А.Н. Психоанализ: курс лекций. – М.: КНОРУС, 2005. – 44с
19.            Сальваторе Мадди Теории личности. Сравнительный анализ. Перевод И. Авидон, А. Батустин и П. Румянцева. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. — 357с.
20.            . Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. Учебное пособие для вузов. – М., 2001- 189с.
21.            Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1997. –214с.
22.            Толлингерова Д., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. – М.: Издательство Прага, 1994. — 67с.
23.            Философский словарь. – М.: Издательство Политиздат, 1986. – 590с.
24.            Фрейд З. Введение в психоанализ. – Мн.: Попурри, 2007. – 480с.
25.            Фрейд З. Толкование сновидений. Ереван, 1991. – 215с