Лекция № 1. Этнопсихология – междисциплинарная отрасль научного знания. План:

  1. Этнопсихология как междисциплинарная отрасль знаний.
  2. Основные направления и проблемы этнопсихологических исследований.
  3. Характеристика понятийного аппарата этнопсихологии.
  4. Методы этнопсихологических исследований.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Галустова, О.В. Этнопсихология: конспект лекций / О.В. Галустова. – М.: Приор, 2005. – 160 с.
  2. Коул, М. Культурно-историческая психология / М. Коул. – М.: Когито-Центр, Издательство Институт психологии РАН, 1997. – 544 с.
  3. Крысько, В.Г. Этническая психология / В.Г. Крысько. – 4-е изд. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
  4. Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н.М. Лебедева. М.: Ключ-С, 1999. – 317 с.
  5. Стефаненко, Т.Г. Методы этнопсихологического исследования / Т.Г. Стефаненко, Е.И. Шлягина, С.Н. Ениколопов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. – 372 с.
  6. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 368 с.

1. Термин этнопсихология не является общепринятым в мировой науке, многие ученые предпочитают называть себя исследователями в области «психологии народов», «психологической антропологии», «сравнительно-культурной психологии» и т.п.

Наличие нескольких терминов для обозначения этнопсихологии связано именно с тем, что она представляет собой междисциплинарную отрасль знания. В состав ее «близких и дальних родственников» включают многие научные дисциплины: социологию, лингвистику, биологию, экологию и т.д. Что касается «родительских дисциплин» этнопсихологии, то, с одной стороны, это наука, которая в разных странах называется этнологией, социальной или культурной антропологией, а с другой – психология.

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ – (от греч. ethnos – племя, народ), междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.д.

3 стр., 1093 слов

Психология 69

... психического развития ребенка. 3. Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества: социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом, этнопсихология акцентирует внимание на этнических ...

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ – междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики этносов, а также психологические аспекты межэтнических отношений.

ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – это наука, изучающая закономерности развития проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей, отличающих их друг от друга.

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ – междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая: 1) особенности психики людей различных народов и культур; 2) проблемы национального характера; 3) проблемы национальных особенностей мировосприятия; 4) проблемы национальных особенностей взаимоотношений; 5) закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов; 6) закономерности формирования сообществ и пр.

Предметом этнопсихологии является изучение своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей.

Основные цели этнопсихологии на современном этапе:

1. Выявление психологических механизмов формирования позитивной этнической и культурной идентичности.

2. Изучение психологических механизмов формирования этнической толерантности на групповом и личностном уровне.

Основные задачи этнопсихологии

1. Исследование социально-психологических проблем межэтнического взаимодействия (особенностей межэтнического восприятия, психологических механизмов межэтнической напряженности, явлений этноцентризма, трансформации этнической идентичности, социально-психологических особенностей этнических миграций, других аспектов межгрупповых отношений).

2. Изучение особенностей формирования и актуализации этнической идентичности на индивидуально-личностном уровне, проблем личностной саморегуляции в межэтническом взаимодействии, особенностей этнической трансформации этнической идентичности личности, этнопсихотерапии и др.

3. Создание и апробирование программ и методов социально-психологического тренинга межкультурного взаимодействия и методов этнопсихологической коррекции личности.

4. Развитие теории этнопсихологии с целью понимания психологических законов влияния этнической и культурной принадлежности на жизнь человека.

Методология этнопсихологии – это наиболее общие представления об идейных позициях этой науки, основных закономерностях познания и осмысления ею национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей.

Выделяют три уровня методологии этнопсихологии:

Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает этнопсихология.

Специальная методология, или методология самой этнопсихологии, позволяет формулировать свои собственные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Специальной методологией этнопсихологии выступают методологические принципы психологической науки в целом, которыми она должна руководствоваться при анализе национально-психологических феноменов.

9 стр., 4178 слов

Особенности этнической идентичности и самоотношение у представителей ...

... В результате формирования данной системы человек осознает себя в качестве представителя определенной этнической общности. Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, ... тематически связанных с социальной идентичностью, показывает, что вопросы изучения особенностей этнической идентичности и ее связи с системой самоотношения не были ...

Принцип детерминизма показывает причинную обусловленность национально-психологических особенностей социальными и иными, в том числе общепсихологическими, факторами, влиявшими на процесс формирования той или иной этнической общности, которые и определяют специфику функционирования и проявления этих обязанностей.

Принцип единства сознания и деятельности вооружает этнопсихологию правильным пониманием сущности проявления этнопсихологических феноменов в зависимости от закономерностей того или иного вида деятельности, в которую вовлечен представитель национальной общности.

Принцип личностного подхода требует при изучении любых национально-психологических особенностей учитывать, что их носителем всегда выступает, во-первых, конкретная личность и, во-вторых, представитель определенной этнической общности, с характерными для него чувствами, мыслями, переживаниями и т.д.

Принцип относительности всех психологических характеристик наций, равноправия и взаимоуважения их представителей в вопросах духовного развития каждого этноса, который ориентирует ученых на достаточно осторожное обращение с результатами своих исследований, предполагает отказ от противопоставления и абсолютизации конкретных черт этнической психики конкретных народов.

Частная методология этнопсихологии представляет собой совокупность методов, способов, приемов, методик и техник исследования конкретной наукой различных явлений. Под методом понимается основной путь познания того или иного явления, под методикой – совокупность методических, технических приемов, которые своим своеобразием, последовательностью и взаимосвязью модифицируют данный метод. Под техникой исследования подразумевается совокупность специальных приемов для эффективного использования той или иной методики.

Направления этнопсихологических исследований.

В результате разобщенности исследователей к концу 19 века сформировались две этнопсихологии: этнологическая, которую в наши дни чаще всего называют психологической антропологией, и психологическая, для обозначения которой используют термин кросс-культурная (или сравнительно-культурная) психология.

Решая одни и те же проблемы, этнологи и психологи подходят к ним с разными концептуальными схемами.

Различия в двух исследовательских подходах можно постичь, используя старую философскую оппозицию понимания и объяснения или современные понятия emic и etic. Эти не переводимые на русский язык термины образованы американским лингвистом К.Пайком по аналогии с фонетикой, изучающей звуки, имеющиеся во всех языках, и фонемикой, изучающей звуки, специфичные для одного языка. В дальнейшем во всех гуманитарных науках, в том числе и в этнопсихологии emic стали называть культурно-специфичный подход, стремящийся понять явления, а etic – универсалистский, объясняющий изучаемые явления подход.

2 стр., 815 слов

1. Теоретические знания: теория поведения личности в организации. ...

... исследований, коммуникаций, оценки, принятия решений, подбора персонала, ведения переговоров и представительства и т.п. Методы влияния на поведение людей в организации - административные, экономические, социально-психологические. ... коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л., 2011. – 184 с. 11. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В.Петровского. - М.:, 2009. – 312 с. ...

Основными особенностями emic подхода в этнопсихологии являются:

— изучение психологических особенностей носителей одной культуры со стремлением их понять;

— использование специфичных для культуры единиц анализа и терминов;

— постепенное раскрытие изучаемого явления, а, следовательно, невозможность гипотез;

— необходимость перестройки образа мыслей и повседневных привычек, поскольку изучение любых процессов и явлений, будь то личность или способы социализации детей, осуществляется с точки зрения участника (изнутри группы);

— установка на возможность столкновения с новой для исследователя формой человеческого поведения.

Предметом психологической антропологии, опирающейся на emic подход, является изучение того, как индивид действует, мыслит, чувствует в данном культурном окружении. Это вовсе не означает, что культуры не сравниваются между собой, но сравнения делаются лишь после их досконального изучения, проведенного, как правило, в полевых условиях.

В настоящее время главные достижения этнопсихологии связаны именно с этим подходом. Но он имеет и серьезные ограничения, так как существует опасность, что собственная культура исследователя окажется для него стандартом для сравнения. Всегда остается вопрос: может ли он столь глубоко погрузиться в чужую, часто очень отличающуюся от его собственной, культуру, чтобы понять особенности психики ее носителей и дать их безошибочное или хотя бы адекватное описание?

Основными особенностями etic-подхода, который характерен для кросс-культурной психологии, можно считать:

— изучение психологической жизни индивидов двух или нескольких этносов со стремлением объяснить межкультурные различия и межкультурное сходство;

— использование единиц анализа, которые считаются свободными от влияния культуры; занятие исследователем позиции внешнего наблюдателя со стремлением дистанцироваться от изучаемых этносов; предварительное конструирование психологом структуры исследования и категорий для ее описания, выдвижение гипотез.

Предмет кросс-культурной психологии, опирающейся на etic-подход, – изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях. Кросс-культурные исследования проводятся в рамках разных отраслей психологии: общая психология изучает особенности восприятия, памяти, мышления; индустриальная психология – проблемы организации труда и управления; возрастная психология – методы воспитания детей у разных народов. Особое место занимает социальная психология, так как сравнению подвергаются не только закономерности поведения людей, обусловленные их включенностью в этнические общности, но и психологические характеристики самих этих общностей.

Наиболее очевидная из стоящих перед кросс-культурной психологией задач – проверка универсальности существующих психологических теорий. Этой задаче было дано название «перенос и проверка», так как исследователи стремятся перенести свои гипотезы на все новые этнические группы, чтобы проверить, подтверждаются ли они во многих (а желательно, во всех) культурных контекстах. Предполагается, что лишь решив эту задачу, можно придти к конечной цели – попытаться собрать и интегрировать результаты и обобщить их в подлинно универсальной психологии.

5 стр., 2270 слов

Глава II — организация и методы исследования психологических ...

... Все методы сбора информации в психологических исследованиях можно разделить на две большие группы: количественные и качественные. Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Количественные исследования являются ...

Стремясь к развитию единой этнопсихологии, не следует забывать и о третьей ее ветви – психологии межэтнических отношений, находящейся на стыке социальной психологии и социологии. В наши дни в социальном контексте роста межэтнической напряженности и непрекращающихся межэтнических конфликтов как в мире в целом, так и в России именно эта ветвь этнопсихологии требует к себе самого пристального внимания. Не только специалисты-этнопсихологи, но и педагоги, социальные работники, представители других профессий должны способствовать оптимизации межэтнических отношений хотя бы на бытовом уровне. Но помощь психолога или педагога будет действенной, если он не только разбирается в механизмах межгрупповых отношений, но и опирается на знание психологических различий между представителями разных этносов и их связей с культурными, социальными, экономическими, экологическими переменными на уровне общества. Только выявив психологические особенности взаимодействующих этносов, которые могут мешать в налаживании отношений между ними, специалист-практик может выполнить свою конечную задачу – предложить психологические способы их урегулирования.

2. В массе этнопсихологических исследований можно выделить 3 теоретические ориентации. Сторонники первой из них – релятивисты – предполагают, что все психологические феномены обусловлены культурным контекстом. Они испытывают чувство уважения к каждому изучаемому народу и являются последователями Ф.Боаса, подчеркивавшего, что все культуры равные, но разные. Релятивисты стремятся избежать даже намека на предпочтение собственной группы, пытаясь понять людей на «их собственном языке» и «исходя из их ценностей». Описание и оценку любых явлений с точки зрения внешнего наблюдателя они рассматривают как унижение людей.

Вторая – прямо противоположная – теоретическая ориентация заключается в абсолютизации сходства между культурами: отрицается любая специфика, игнорируются очевидные различия между ними. Сторонники абсолютизма психологические феномены, например интеллект, рассматривают как одинаковые во всех культурах. Если межкультурные различия обнаруживаются, их интерпретируют как количественные, т.е. осуществляют оценочные сравнения. В результате легко делаются заключения, что люди в одной культуре более интеллектуальны (или более честны, более депрессивны), чем в другой, а культуры одинаковые, но неравные. Для абсолютистской ориентации характерно то, что психологи при проведении сравнительных исследований исходят из ценностей и норм собственной культуры.

Сторонники универсализма полагают, что базовые психологические процессы являются общими для человеческих существ повсюду на Земле, но на их развитие и проявления серьезное влияние оказывает культура. Иными словами, культура «играет разные вариации на общую тему», а сами культуры равные, внешне разные, но в основе своей одинаковые.

8 стр., 3513 слов

Методы психолого-педагогических исследований

... отмеченные в предшествующих исследованиях, встречаются при практическом решении задачи; – какие условия эффективного учебно-воспитательного процесса в данной области выделены учеными [3, с. 44]. Особенность методов АНАЛИЗА И ...

Характеристика сравнительно-культурных исследований

Одно из направлений исследования в этнопсихологии – это кросс-культурные исследования. Они основаны на параллельном изучении двух или нескольких культур различных народов. При этом фиксируются общие универсальные элементы и межкультурные различия. Сами исследователи при проведении исследований стараются занимать позицию внешнего наблюдателя, стремятся дистанцироваться от изучаемых культур, применяя единицы анализа и сравнения, независимые от культурного влияния.

Культура воздействует на то, каким образом человек видит окружающий его мир. Исследования М. Херсковица показали, что даже восприятие длины линий подвергается влиянию культурной среды окружающего мира. Были выдвинуты две основные гипотезы:

  1. Гипотеза «мира плотников», согласно которой люди, выросшие в западной культуре, окруженные множеством прямоугольных по форме предметов (мебель, здания и др.), в большей мере подвержены иллюзии Мюллера – Лайера, чем люди из традиционных культур, вокруг которых больше предметов, над которыми не трудился человек («плотник»), следовательно, более привычные к округлым и неправильным геометрическим формам.
  2. Гипотеза «перспективной живописи», согласно которой горизонтально-вертикальная иллюзия слабее проявляется у людей, которым редко приходится видеть горизонт или смотреть вдаль, например у жителей природных джунглей или «джунглей современных мегаполисов», и сильнее у людей, привычных к бескрайним просторам.

К основным проблемам этнопсихологии относятся:

— особенности психики людей различных народов и культур;

— проблемы национальных особенностей мировосприятия;

— проблемы национальных особенностей взаимоотношений;

— проблемы национального характера;

— закономерности формирования и функции национального самосознания и этнических стереотипов;

— закономерности формирования обществ, национальных общин.

3. Основные понятия этнопсихологии: этнос, культура, личность, этническая идентичность, этноцентризм, этнические стереотипы, этническое самосознание, этническое сознание, межнациональные отношения, адаптация, инкультурация, социализация и др.

4. Методы этнопсихологических исследований – это относительно однородные приемы и способы изучения национально-психологических особенностей людей.

Выделяют основные и дополнительные методы.

К основным методам исследования относятся: наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, интервью и др.

Наблюдение – метод исследования, предполагающий целенаправленную и систематическую фиксацию различных проявлений национально-психологических особенностей людей без вмешательства в процесс их жизни и деятельности, взаимодействия, общения и взаимоотношений как внутри этнической общности, так и вне её. Наблюдение может быть: сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре).

3 стр., 1186 слов

О корректности применения количественных методов в психолого-педагогических ...

... 1. Воробьев А.В. Обзор применения математических методов при проведении психологических исследований [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2010 – ... конкретный пример некорректного применения математического метода в психолого-педагогическом исследовании. В психологических и педагогических исследованиях для доказательства внедряемых разработок используется ...

При изучении психологии народов особенно ценны наблюдения первых дней, недель, месяцев пребывания в стране. Это объясняется тем, что человек в период адаптации более чутко, тонко улавливает отличия в поведении, традициях, обычаях и т.д.

Эксперимент – метод исследования, в процессе которого сначала специально создаются условия для изучения тех или иных национально-психологических особенностей, а затем наблюдаются и фиксируются результаты их влияния на различные стороны жизни, деятельности и поведения людей.

Опрос – это один из наиболее распространенных методов этнопсихологии, предполагающий получение информации по заранее продуманной системе. Бывает: устный и письменный.

Беседа – это метод исследования, который предполагает получение информации об изучаемых национально-психологических особенностей людей в ходе непосредственного общения как с ними самими, так и с их социальным окружением.

Интервью – метод, используемый в целях предварительного знакомства с национально-психологическими особенностями людей.

К числу дополнительных методов этнопсихологических исследований относят: метод изучения этнических стереотипов, метод контент-анализа, количественные методы, метод моделирования, региональная картотека человеческих отношений, тренинг кросс-культурных явлений и др.

Метод изучения этнических стереотипов – использование специальных методик, предназначенных для исследования устойчивых ценностных ориентаций, установок, представлений об этнических общностях и психологии их представителей.

Контент-анализ – метод анализа и оценки информации, содержащейся в научных источниках, художественной и мемуарной литературе, различных документах, архивных материалах, видеозаписях и т.д. путем выделения в формализованном виде смысловых единиц текста и замера частоты, объёма упоминания этих единиц в выборочной совокупности.

Количественные методы – совокупность способов, приемов, методик для описания процедур получения и выражения формализованного результата в этнопсихологических исследованиях с использованием современных достижений математики и вычислительной техники.

Метод моделирования – совокупность способов и приемов для создания моделей определенного периода в развитии психики представителей конкретных этнических общностей, а также их национально-психологических особенностей.

Региональная картотека человеческих отношений – метод, заключающийся в обобщении, классификации и систематизации хранения этнопсихологических данных.

Тренинг кросс-культурных явлений – совокупность способов, приемов и методик для активного обучения людей навыкам познания и осмысления этнопсихологических и этнокультурных особенностей.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы основные определения этнопсихологии как науки?
  2. Какие уровни методологии выделяют в этнопсихологии?
  3. Что является предметом этнопсихологии?
  4. Какие подходы выделяют в этнопсихологии?
  5. Что можно отнести к основным проблемам этнопсихологических исследований?
  6. Какие термины входят в понятийный аппарат этнопсихологии?
  7. Какие группы методов выделяют в этнопсихологии?