Раздел I. Психодиагностика как отрасль психологических знаний (46)

2012-2013 учебный год

Тестовые задания по дисциплине «Основы психодиагностики»

для студентов ФСПиП, ЗФО, специальности «Психология», 4 курс, 7 семестр

Преподаватель КПП: Г.С. Азаренок

Инструкция. Тестовые задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова или словосочетания. Вы должны из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный. Выбирать можно только один ответ.

Автором термина «психодиагностика» является:

а) Г. Роршах;

б) Ж. Эскироль;

в) В.Вундт;

г) Ф. Гальтон.

Термин «психодиагностика» появился в:

а)1930 году;

б) 1921году;

в) 1966 году.

Предмет интереса психодиагностики – это:

а) физические различия;

б) индивидуально-психологические различия;

в) физиологические различия;

г) психофизиологические различия.

Основная задача психодиагностики – это:

а) формулировка направления коррекции;

б) постановка психологического диагноза;

в) получение достоверных данных;

г) тестирование испытуемого.

Психологический диагноз устанавливается на основании данных:

а) тестирования;

б) психологического заключения;

в) комплексного обследования;

г) наблюдения и обследования.

Первое учебное пособие для студентов «Общая психодиагностика» вышло в 1987 году под редакцией:

а) Л.Ф. Бурлачука, С.М. Морозова;

б) А.А. Бодалёва, В.В. Столина;

в) Е.Т. Соколовой, Б.Г. Херсонского;

г) М.К. Акимовой, К.М. Гуревича.

Коллективная монография «Психологическая диагностика. Проблемы и исследования» под редакцией К.М. Гуревича вышла в:

а) 1981 году;

б) 1974 году;

в) 1980 году;

г) 1979 году.

В последнее десятилетие 20 века важным событием, повлиявшим на развитие психодиагностической практики, стало создание в Санкт-Петербурге предприятия:

а) ПИРАТОН;

б) ПГОСР;

в) ИМАТОН;

г) РИМАТОН.

Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория была открыта при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета в:

3 стр., 1395 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ

... поведении детей к кризисным; 3) выявлено центральное новообразование критического (3 лет) возраста, раскрыто его психологическое содержание; 4) определены роль общения и процессов воображения в становлении ... ситуации, приводящей к обострению его взаимоотношений с окружающими. Кризис 3 лет был описан в психологической литературе как особый, трудный в воспитательном отношении период перехода от ...

а) 1895 году;

б) 1890 году;

в) 1880 году;

г) 1885 году.

Одна из первых значительных дореволюционных отечественных работ по психологическому тестированию, представляющая законченное самостоятельное исследование, была выполнена:

а) Г.И. Россолимо;

б) С.С. Корсаковым;

в) М.Ю. Сыркиным;

г) В.М. Коган.

Психодиагност в своей деятельности должен учитывать всё перечисленное ниже, за исключением:

а) влияние культурных факторов на результаты выполнения диагностических методик;

б) влияние субкультурных факторов на результаты выполнения диагностических методик;

в) личность зависима от принадлежности к той или иной группе;

г) фактор культуры не влияет на каждого человека.

Что из ниже перечисленного не входит в этические принципы работы психодиагноста:

а) ответственность;

б) компетентность;

в) оригинальность;

г) конфиденциальность.

Диагностика личности человека позволяет исследовать основные её элементы, кроме:

а) темперамент и характер;

б) любознательность;

в) способности;

г) направленность.

Внешними проявлениями психической деятельности человека являются:

а) поза, мимика, интонация;

б) установки;

в) ощущения;

г) ожидания.

Авторами первого «Словаря-справочника по психологической диагностике», который вышел в 1987 году, являются:

а) М. К. Акимова, К.М. Гуревич;

б) Е.Т. Соколова, Б.Г. Херсонский;

в) В.С. Аванесов, М.М. Кабанов;

г) Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов.

Отечественные исследования в области психодиагностики:

а) не смогли интегрироваться в мировую психологическую науку;

б) смогли интегрироваться в мировую психологическую науку;

в) не пытались интегрироваться в мировую психологическую науку;

г) интегрировались в мировую психологическую науку частично.

Методика, которая была бы универсальна для всех культур:

а) не разработана;

б) разработана;

в) не нужна;

г) сложна и не эффективна.

В психологию термин «психодиагностика» пришел из:

а) социологии;

б) философии;

в) медицины;

г) педагогики.

В становлении психологического тестирования в 19 веке сыграли роль первые исследования:

а) психических заболеваний;

б) психологического взаимодействия;

в) умственной отсталости;

г) психофизиологических процессов.

Первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию открыл:

а) В. Вундт;

б) Э. Сеген;

в) Ж. Эскироль;

г) А. Бине.

В 1884 году в Англии психолог Ф. Гальтон основал антропологическую лабораторию, где получал статистические данные о:

а) росте, весе человека;

б) внешних особенностях людей;

в) психологических характеристиках человека;

г) способностях людей.

Новатором в области статистических процедур в психологии оказался:

а) Дж.Локк;

б) А.Бине;

в) Г.Фехнер;

г) Ф. Гальтон.

Математико-статистические средства при изучении индивидуальных различий впервые начал применять:

22 стр., 10800 слов

1)Психологическая наука. Специфика науч.Психологического знания

... явления впервые возникли и стали определяться как объективные факты. Поэтому психологическое познание понимается сегодня как опосредованное познание психического через раскрытие его ... непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. Психология - наука о психике. Психика – (как объект психологии) - свойство высокоорганизованной живой материи, ...

а) Ф.Гальтон;

б) К.Пирсон;

в) Дж.Кеттелл;

г) А. Бине.

Понятие «умственный тест» ввел:

а) Ф. Гальтон;

б) Дж. Кеттелл;

в) А. Бине;

г) Л.Термен.

Первым, кто использовал кинематограф для изучения поведения младенцев, был:

а) Ф.Гудинаф;

б) Р.Мейли;

в) А.Гезелл;

г) Р.Вудвортс.

Первый личностный опросник (по выявлению лиц с невротической симптоматикой) разработал:

а) Р.Мейли;

б) Ф.Гудинаф;

в) К. Юнг;

г) Р.Вудвортс.

В противоположность вундтовской психологии многие экспериментальнве исследования в русской психологии проводились под знаком материалистических идей; у истоков этого направления находились:

а) В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков;

б) И.М. Сеченов, И.П. Павлов;

в) В.М. Коган, Н.Д. Левитова;

г) М.Ю. Сыркин, А.М. Мандрык.

Мнение о том, что в процессе естественного эксперимента возможно изучение не только отдельных психических процессов, а личности в целом, принадлежит:

а) М.Ю. Сыркину;

б) А.Ф. Лазурскому;

в) А.П. Болтунову;

г) Н.Д. Левитову.

Одним из создателей и первым руководителем первого отечественного Психологического института был:

а) В.М. Коган;

б) Н.Д. Левитов;

в) Г.И. Челпанов;

г) Ф.Е. Рыбаков.

Работы по психологическому тестированию в России до 1917 года в первую очередь связаны с именами:

а) М.Я. Басова, А.М. Шуберт;

б) В.М. Коган, Н.Д. Левитова;

в) М.Ю. Сыркина, А.М. Мандрыка;

г) Г.И. Россолимо, Ф.Е. Рыбакова.

Автором отечественной шкалы для измерения уровня развития общих способностей «Психологические профили» 1908 года издания является:

а) В.М. Коган;

б) Г.И. Россолимо;

в) А.М. Шуберт;

г) Ф.Е. Рыбаков.

Тест «Фигуры Рыбакова» разработан для диагностики уровня развития:

а) памяти;

б) внимания;

в) пространственного воображения;

г) наглядно-образного мышления.

Особое место в отечественных тестологических исследованиях занимают работы, изучающие проблему сопряжённости показателей тестов одарённости и признаков социального положения, которые принадлежат:

а) А.Ф. Лазурскому;

б) А.П. Болтунову;

в) Н.Д. Левитову;

г) М.Ю. Сыркину.

Важным вкладом Л.С. Выготского в развитие психодиагностики как науки является учение о:

а) психологическом диагнозе;

б) зонах ближайшего развития;

в) ведущем виде деятельности;

г) высших психических функциях.

Все работы в области тестирования в СССР были запрещены постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которое вышло в:

а) 1936 году;

б) 1937 году;

в) 1938 году;

г) 1939 году.

Проект комплексного изучения человека, благодаря которому была возрождена отечественная психодиагностика в 70-ых годах 20 века, принадлежит:

а) Л.Ф. Бурлачуку;

б) В.Н. Мясищеву;

в) Б.Г. Ананьеву;

г) И.Н. Гильяшевой.

Принцип психопрофилактического изложения результатов предполагает:

7 стр., 3156 слов

Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни

... до 10 слов. Понимает слово "нельзя" Самостоятельно пьет из чашки Таблица 2 Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни Возраст Понимание речи (Рп) ... шаг Частично одевает одежду (ботинки, шапку) с небольшой помощью взрослого Таблица 3 Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни Возраст Речь активная (Ра) ...

а) не разглашение информации об испытуемом;

б) изложение данных обследования в ободряющем контексте;

в) исключение симпатии и антипатии по отношению к клиенту;

г) ответственность за адекватный подбор методик.

Принцип конфиденциальности может нарушаться, когда:

а) поступает запрос от администрации;

б) данные обследования содержат информацию, опасную для обследуемого и общества;

в) поступает запрос от родственников;

г) психологу нужно выступить с сообщением на собрании.

Чтобы исследовать мышление, следует анализировать культуру, к которой принадлежит индивид – к такому выводу пришёл:

а) Дж.Брунер;

б) М.Мид;

в) Л.Леви-Брюль;

г) А.Кройбер.

Основное влияние культуры на успешность выполнения диагностических методик происходит из-за:

а) индивидуального отношения к психодиагносту;

б) знакомства испытуемых с содержанием методик;

в) волнения в процессе обследования;

г) негативного отношения к тестированию.

Настоящее равенство возможностей для выполнения методики у индивидов, принадлежащих к разным социокультурным группам:

а) обеспечить можно;

б) обеспечить нельзя;

в) можно обеспечить частично;

г) можно не обеспечивать.

Структура психодиагностики включает всё ниже перечисленное, за исключением:

а) общую теорию психологического измерения;

б) частные теории и методики измерения свойств и поведения личности;

в) индивидуальные диагностические методики;

г) тестовые методики оценивания.

Психологическая интерпретация — это ответы на ниже перечисленные вопросы, за исключением:

а) что означают полученные результаты и насколько они достоверны;

б) чем обусловлено наличие полученных данных;

в) как корректно преподнести данные обследования испытуемому;

г) чем схожи и чем отличаются дети, имеющие разное или одинаковое количе­ство тестовых баллов.

Интерпретация результатов психодиагностики может привести к разным выводам, за исключением:

а) тот или иной психический процесс развивается или находится в пределах нормы;

б) психическое развитие испытуемого превосходит нормативные показатели;

в) психическое развитие ниже нормативного;

г) психическое развитие приближено к нормативному.

В процессе психодиагностики, помимо результатов выполненных заданий, учитываются так называемые:

а) «надтекстовые показатели»;

б) контекстные показатели;

в) второстепенные показатели;

г) общие показатели.

Главным условием получения достоверных данных является:

а) знакомство с испытуемым;

б) мотивация испытуемого;

в) установление контакта с испытуемым;

г) убеждение испытуемого в необходимости правильных ответов.

Раздел II. Методы и методики психодиагностики, требования к ним (42)

Психологическое измерение – это процесс приписывания психологическим явлениям:

а) чисел;

б) знаков;

в) символов;

г) оценок.

Диагностический метод – это:

а) широкий класс родственных методик, которые близки по технологическому приёму и по теоретическому обоснованию;

10 стр., 4809 слов

Малоформализованные и формализованные методики психоанализа

К формализованным методикам относятся тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное ... статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить информацию в ...

б) это класс методик, которые близки по технологическому приёму;

в) это частная процедура, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве у конкретного контингента испытуемых в определённой ситуации для решения поставленных задач;

г) получение информации об испытуемом.

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных психодиагностических подходах за исключением:

а) объективный;

б) проективный;

в) субъективный;

г) объективно-субъективный.

Стандартизированные и экспертные методы в психодиагностике выделяют:

а) М.К. Акимова, К.М. Гуревич;

б) Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов;

в) В.В. Столин, А.А. Бодалёв;

г) Е.Т. Соколова, Б.Г. Херсонский.

В психодиагностике методики формализованные и малоформализованные выделяют:

а) К.М. Гуревич, М.К. Акимова;

б) Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов;

в) А.А. Бодалёв, В.В. Столин;

г) Е.Т. Соколова, Б.Г. Херсонский.

Все ниже перечисленные диагностические средства относятся к формализованным методикам, за исключением:

а) тесты;

б) опросники;

в) психофизиологические методики;

г) анализ продуктов деятельности.

Все ниже перечисленные диагностические средства относятся к малоформализованным методикам, за исключением:

а) анализ продуктов деятельности;

б) наблюдение;

в) опросники;

г) беседа.

От испытуемых правильный или неправильный ответ можно получить при применении:

а) опросников;

б) тестов;

в) проективных техник;

г) анализа продуктов деятельности.

Группа методик, при работе с которыми испытуемый отражает степень своего согласия или несогласия, отношение к тем или иным высказываниям, называются:

а) опросники;

б) тесты;

в) психофизиологические методики;

г) анализ продуктов деятельности.

Наблюдения, которые проводятся за испытуемым или группой людей длительное время, называются:

а) систематическими;

б) лонгитюдными;

в) многократными;

г) включёнными.

Диагностический метод, позволяющий человеку осознать свои психологические проблемы, возможно, частично проработать, называется:

а) клиническое интервью;

б) диагностическое интервью;

в) беседа;

г) опрос.

Понятие, которое указывает нам, что тест измеряет, и насколько хорошо он это делает, определяется как:

а) надежность;

б) валидность.

в) стандартизация;

г) репрезентативность.

Надежность психодиагностического инструментария – это:

а) устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых;

б) точность психологических измерений;

в) комплексная характеристика, включающая сведения об исследуемом явлении;

г) единообразие процедуры обследования.

Стандартизация процедуры исследования – это:

11 стр., 5057 слов

8. Тесты их виды и общая характеристика

... деятельности определенного уровня в сочетании с системой оценок». виды тестов Традиционные тесты Традиционный тест обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, ... характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт. Тест (от англ. test — проба, испытание, исследование) — это стандартизированные опросники ...

а) единые критерии оценки теста;

б) усреднение ситуации обследования;

в) унификация инструкции и бланков обследования;

г) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста

Психодиагностический процесс включает следующие этапы, за исключением:

а) этап знакомства с испытуемым и сбора данных;

б) этап обработки данных;

в) этап подбора стимульного материала;

г) этап интерпретации результатов.

Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена в указанной ниже форме, за исключением:

а) словесной;

б) числовой;

в) указательной;

г) графической.

Проведя определённый математический расчёт, разработчики снабжают пользователей теста так называемой:

а) конверсионной таблицей;

б) тестовой таблицей;

в) экспериментальной таблицей;

г) таблицей сводных данных.

В лабораторных условиях для диагностики психофизиологических особенностей человека используются:

а) бланковые методики;

б) опрос и наблюдение;

в) эксперимент;

г) аппаратурные методики.

Постановка психологического диагноза включает следующие процедуры, за исключением:

а) описание актуального состояния личности;

б) подбор методов и средств диагностики;

в) прогноз дальнейшего развития;

г) разработка рекомендаций.

Диагностическое обследование – это:

а) создание и испытание новых методик;

б) адаптация методик;

в) применение готовых, уже разработанных методик

г) уточнение содержания методик.

Ответы испытуемых в личностных опросниках подвержены:

а) уточнениям;

б) дополнениям;

в) изменениям;

г) искажениям.

А.Л. Эдвардс исследовал такой фактор в ответах испытуемых, как социальная желательность и обозначил его как:

а) «эффект защиты»;

б) «эффект притворства»;

в) «эффект ухода»;

г) «эффект фасада».

Личностные опросники предназначены для диагностики:

а) личности в целом;

б) отдельных свойств, характеристик личности или их совокупности;

в) интеллекта;

г) способностей и креативности.

Наиболее узкую направленность в психодиагностическом обследовании имеют:

а) тесты способностей;

б) тесты интеллекта;

в) тесты достижений

г) тесты личности.

К основным понятиям психодиагностики относят:

а) психодиагностические методы;

16 стр., 7926 слов

Тесты общего интеллекта

... показателей от уровня развития интеллекта позволил разработать разнообразные методики исследования интеллекта и связанных с ним качеств. Оценка интеллекта как специфической деятельности человека дала начало методикам подобно тесту Айзенка. Установление его ...

б) тесты и опросники;

в) наблюдение и эксперимент;

г) диагностические признаки и диагностические категории.

Опросники, как группа диагностических методик, подразделяется на:

а) тесты и анкеты;

б) личностные опросники и научные анкеты;

в) эксперимент и собеседование;

г) анкеты и психологическая беседа.

Тест – это … испытание.

а) регулярное;

б) системное;

в) стандартное;

г) тщательное.

Тесты достижений предназначены для оценки степени продвинутости испытуемого в отношении знаний, умений, навыков после прохождения человеком:

а) собеседования с психологом;

б) очередного возрастного этапа;

в) кризисного периода в жизни;

г) соответствующего обучения.

Основными требованиями, предъявляемыми к психодиагностическим методикам, являются:

а) надёжность, валидность, стандартизация;

б) чёткость, последовательность, логичность;

в) компактность, доступность, разнообразие;

г) надёжность, валидность, чёткость.

Процедура стандартизации тестового балла основывается на:

а) переводе общего количества баллов в уровни развития;

б) подсчёте общего количества баллов;

в) переводе тестовых баллов из «сырой» шкалы в «стандартную»;

г) подсчёте «сырого» балла.

С помощью анкеты не возможно получение информации:

а) психологического характера;

б) социологического характера;

в) социально-психологического характера;

г) педагогического характера.

Выборка, на которой определяются статистические тестовые нормы, называется:

а) малой выборкой;

б) большой выборкой;

в) экспериментальной выборкой;

г) выборкой стандартизации.

Надёжность теста – это:

а) соответствие используемого метода измеряемому качеству;

б) единообразие процедуры проведения и оценки результатов;

в) помехоустойчивость теста;

г) единообразие процедуры проведения теста.

Валидность теста – это:

а) соответствие используемого метода измеряемому качеству;

б) помехоустойчивость теста.

в) единообразие процедуры проведения и оценки результатов;

г) единообразие процедуры оценки результатов.

Стандартизация теста – это:

а) соответствие используемого метода измеряемому качеству;

б) помехоустойчивость теста.

в) единообразие процедуры проведения и оценки результатов;

г) выработка единого критерия оценки результатов.

Проблема фиктивных ответов при диагностическом обследовании решается следующим образом, за исключением:

18 стр., 8805 слов

Практическое использование адаптированного теста интеллекта в ...

... интеллекта, особенно в клинике. Создатель методики американский клинический психолог Д. Векслер3 не является автором большинства из отдельных субтестов, ... для исследования отдельных интеллектуальных способностей и качеств мышления, памяти и внимания, нздавно применявшихся психологами ... что двумя существенными характеристиками обоснованного психологического теста явля ются, с одной стороны, достаточно ...

а) разрабатываются социально нейтральные задания;

б) клиента призывают к порядку;

в) проводится повторное обследование;

г) вводятся шкалы «лжи».

К недостаткам метода тестов относится всё ниже перечисленное, за исключением:

а) опасность автоматических ошибок;

б) стандартизация условий и результатов;

в) стрессогенность;

г) репродуктивность.

Для диагностики свойств нервной системы применяются формализованные методики:

а) аппаратурные и бланковые;

б) наблюдение;

в) ролевая игра;

г) беседа в виде диагностического интервью.

Целенаправленное и планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:

а) экспериментом;

б) контент-анализом;

в) наблюдением;

г) методом анализа продуктов деятельности.

Исторически первым методом исследования в психологии является:

а) эксперимент;

б) анкетирование;

в) опрос;

г) наблюдение.

Синонимом слова «тест» является слово:

а) миска;

б) таз;

в) чаша;

г) корыто.

Другим названием тестов «тесты карандаш-бумага» является:

а) предметные тесты;

б) аппаратурные тесты;

в) компьютерные тесты;

г) бланковые тесты.

Раздел III. Проективные методы исследования личности (28)

При подсчёте тестового балла в ТЮФ выявляется:

а) какие темы доминируют;

б) разнообразие рассматриваемых тем;

в) оригинальность трактовки тем;

г) какие темы второстепенные.

Проективная техника «Несуществующее животное» исследует:

а) способности личности;

в) направленность личности;

в) познавательную сферу личности;

г) представление о себе, самооценку, агрессивность.

Создателем тематического апперцептивного теста является:

а) Г. Роршах;

б) Г. Мюррей;

в) Дж. Гилфорд;

г) К. Юнг.

Понятие проекции для обозначения проективных методик впервые использовал в 1939 году:

а) Л. Франк;

б) Г. Роршах;

в) К. Юнг;

г) Дж. Гилфорд.

Группа методик, где используются неопределённые стимулы, которые испытуемый должен дополнять, интерпретировать и т.д., называется:

а) тесты;

б) анализ продуктов деятельности;

в) психофизиологические методики;

г) проективные техники.

Общими для всех проективных методик являются следующие признаки, за исключением:

а) неопределенность, неоднозначность используемых стимулов;

б) отсутствие ограничений в выборе ответа;

11 стр., 5001 слов

Тема 1.Тесты интеллекта

... 1. Понятие «тесты интеллекта» и их количественный показатель. 2. Вербальные тесты интеллекта: - «Методика Э.Ф. Замбицявичене» и др. 3. Невербальные тесты интеллекта: - тест «Нарисуй человека» ... изучения интеллекта в отечественной психологии. Тесты интеллекта: - «Школьный тест умственного развития» (ШТУР) и его модификации; - АСТУР (тест умственного раз­вития); - «Краткий ориентировочный тест» (КОТ) ...

в) отсутствие оценки ответов испытуемого как «правильных» и «ошибочных»;

г) наличие правильных ответов.

При использовании проективных методик могут возникать ошибки при интерпретации данных по следующим причинам, за исключением:

а) несоблюдение инструкции проведения методики;

б) проекция исследователем собственных психических состояний;

в) временное, нестабильное состояние диагностируемого свойства, качества клиента;

г) увлечённость клиента творческим процессом исследования.

Проективный метод – это группа методик, предназначенных для диагностики:

а) эмоционально-волевой сферы личности;

б) личности в целом;

в) отдельных черт личности;

г) самосознания личности.

В основе проективного метода лежит свойство:

а) проекции;

б) интроекции;

в) конфлуенции;

г) ретрофлексии.

Тест «Чернильные пятна» обосновал:

а) Ф. Гальтон;

б) В. Вундт;

в) Г. Роршах:

г) К. Юнг.

К проективным методикам конструирования относят:

а) «Тест Мира» М.Ловенфельд;

б) тест «Чернильные пятна Роршаха»;

в) методику рисуночной фрустрации С.Розенцвейга;

г) ТАТ Х.Моргана, Г.Мюррея.

Диагностическая методика «Психодрама» Дж.Морено — это:

а) методика конструирования;

б) методика дополнения;

в) экспрессивная методика;

г) методика катарсиса.

Группа методик «Рисунок семьи» — это:

а) тест;

б) опросник;

в) анкета;

г) проективная техника.

К диагностическим методикам дополнения относится:

а) рисуночный тест фрустрации С. Розенцвейга;

б) цветовой тест М. Люшера;

в) методика «Незаконченные предложения» Д.Сакса и Леви;

г) миокинетическая методика Мира-и-Лопеса.

«Психогеометрический тест» (С.Деллингер) включает в качестве стимульного материала:

а) 6 геометрических фигур;

б) 5 геометрических фигур;

в) 7 геометрических фигур;

г) 4 геометрические фигуры.

Методика «Вызванная символическая проекция» (К.Х. Лейнер, Р.Ассаджоли; адапт. в бел. популяции Агеенковой Е.К.) изучает:

а) характер представлений человека о себе и окружающем мире;

б) характер представлений человека о себе;

в) характер представлений человека об окружающем мире;

г) характер представлений человека.

Тематической апперцепции тест разработал:

а) Г. Мюррей;

б) Г. Роршах;

в) М. Люшер;

г) Г. Айзенк.

Тематической апперцепции тест применяется для изучения:

а) мотивации;

б) особенностей личности и ее позиции;

в) преобладающих тенденций, стимулирующих активность личности;

г) все перечисленное.

ТАТ Х.Хекхаузена является:

а) личностным опросником;

б) проективной методикой;

в) психофизиологической методикой;

г) тестом интеллекта.

Проективная методика «Дом, дерево, человек» (Дж.Бук) диагностирует:

а) положение ребёнка в семье и его переживания;

б) особенности характера и темперамента;

в) представление ребёнка о себе, о своём физическом Я;

г) особенности эмоциональной сферы человека.

Рисуночный тест фрустрации С. Розенцвейга исследует:

а) индивидуально-психологические особенности человека;

б) тревожность;

в) самосознание личности;

г) особенности поведения детей и взрослых при возникновении у них различных сложностей.

Тест «Нарисуй человека» предложен:

а) К.Маховер, Ф.Гудинаф;

б) Р.Силвер, В.Вульф;

в) Дж.Бук, В.Хьюлс;

г) М.З. Друкаревич.

Тест «Нарисуй человека» Ф.Гудинаф-Харриса» предназна­чен для измерения

а) словесно-логического мышления;

б) сенсомоторных умений;

в) уровня интеллектуаль­ного развития детей и подростков;

г) уровня развития произвольного внимания.

Конститутивные или методики структурирования – это:

а) «Тест Мира» (М.Ловенфельд, Г.Болгар, Л.Фишер);

б) «Мето­дика рисуночной фрустрации Розенцвейга»;

в) тест «Чернильных пятен Роршаха»;

г) «Психодрама» (Дж.Морено).

Интерпретативные или методики интерпретации

а) «Тест Мира» (М.Ловенфельд, Г.Болгар, Л.Фишер);

б) «Мето­дика рисуночной фрустрации Розенцвейга»;

в) тест «Чернильных пятен Роршаха»;

г) «Психодрама» (Дж.Морено).

Экспрессивные или методики экспрессии связаны с :

а) осуществлением игровой деятельности в особо организованных условиях;

б) истолкованием какого-либо события, ситуации;

в) созданием из деталей осмысленного целого;

г) рисованием на свободную или заданную тему.

К проективным методикам диагностики мотивации относят:

а) список личностных предпочтений А. Эдвардса;

б) ТЮФ;

в) все перечисленное;

г) «Тест 20 утверждений» Куна.

Методика «Нарисуй свою семью» чаще применяется для:

а) детей дошкольного возраста;

б) детей младшего школьного возраста;

в) детей дошкольного и младшего школьного возраста;

г) обследования взрослых.

Раздел IV. Диагностика познавательной сферы и способностей (54)

Понятие «умственный тест» ввел:

а) Ф. Гальтон;

б) Дж. Кеттелл;

в) А. Бине;

г) Л.Термен.

Прообразом современных тестов интеллекта является шкала:

а) Л.Термена;

б) Дж.Кеттелла;

в) А.Бине, Т.Симона;

г) А.Бине

Понятие «коэффициент интеллекта» (IQ) в 1912 году ввёл:

а) Ч. Спирмен;

б) А. Бине;

в) Дж. Кеттелл;

г) В.Штерн.

Создателем двухфакторной теории интеллекта принято считать:

а) Л.Терстоуна;

б) Ч.Спирмена;

в) Р.Мейли;

г) Л.Термена.

Создателем мультифакторной теории интеллекта является:

а) К.Пирсон;

б) Т.Келли;

в) Л.Терстоун;

г) Р.Вудвортс.

Формула расчёта «коэффициента интеллекта» (IQ) имеет следующий вид:

а) IQ = (базовый возраст / умственный возраст) х 100;

б) IQ = (базовый возраст / хронологический возраст) х 100;

в) IQ = (хронологический возраст / умственный возраст) х 100;

г) IQ = (умственный возраст / хронологический возраст) х 100.

По мере развития тестов интеллекта коэффициент интеллекта (IQ) был заменён на:

а) нормативные оценки;

б) процентильные ранги;

в) стандартный IQ–показатель;

г) бальные отметки.

В 1916 году шкалы Бине-Симона переименовали в шкалу Стэнфорд-Бине, где тестовые нормы шкалы находились в пределах:

а) от 84 до 116;

б) от 80 до 120;

в) от 70 до 100;

г) от 90 до 110.

Вербальные тесты интеллекта оценивают уровень развития:

а) понятийного логического мышления;

б) наглядно-образного мышления;

в) наглядно-действенного логического мышления;

г) наглядно-образного и наглядно-действенного логического мышления.

Невербальные тесты интеллекта оценивают уровень развития:

а) понятийного логического мышления;

б) наглядно-образного мышления;

в) наглядно-действенного логического мышления;

г) наглядно-образного и наглядно-действенного логического мышления.

Примером вербально теста является:

а) тест «Доски форм Сегена»;

б) тест «Нарисуй человека» Ф.Гудинаф-Харриса»;

в) методика Э.Ф. Замбицявичене по определению уровня умственного развития школьников;

г) «Шкалы измерения интеллекта Д.Векслера».

Диагностика внимания предполагает использование ниже представленных методик, кроме:

а) «Корректурные пробы»;

б) «10 слов» А.Р. Лурия;

в) таблицы «Шульте-Горбова»;

г) методика Х.Мюнстенберга.

Диагностика памяти предполагает использование ниже представленных методик, кроме:

а) «Исследование типов памяти»;

б) «Пиктограмма»;

в) таблицы «Шульте-Горбова»;

г) «Образная память».

Диагностика мышления предполагает использование ниже представленных методик, кроме:

а) «Самое непохожее» Л.А. Венгер;

б) «Простые аналогии»;

в) «Сложные аналогии»;

г) методика Х.Мюнстенберга;

а) методика Э.Ф. Замбицявичене.

С помощью таблиц Шульте изучают:

а) избирательность и устойчивость внимания;

б) концентрацию внимания;

в) переключаемость внимания;

г) все перечисленное.

Для изучения понятийного мышления применяются все методики, за исключением:

а) методика « Сравнение понятий»;

б) методика «Исключение лишнего»;

в) методика «Логика связей»;

г) методика « Лабиринт».

Методика «Пиктограмма» предназначена для изучения:

а) особенностей наглядно-образного мышления;

б) особенностей памяти и направленности личности;

в) особенностей эмоционального состояния;

г) все перечисленное.

Автор методики «10 слов»:

а) А.Р. Лурия;

б) А.Н. Леонтьев;

в) С.Л. Рубинштейн;

г) Л.С. Выготский.

Какое из приведенных определений понятия «интеллект» является современным и обобщенным:

а) интеллект – это общая способность к обучению;

б) интеллект – это способность оперировать абстрактными сим­волами и отношениями;

в) под интеллектом, как проявлением индивидуальности, понимает способности индивида к познанию окружающего мира и самого себя;

г) интеллект – это способность к адаптации в окружающем мире.

ШТУР включает задания трёх циклов:

а) математического, гуманитарного и естественнонаучного;

б) лингвистического, математического и технического;

в) физико-математического, лингвистического и технического;

г) математического, гуманитарного и технического.

В «Школьном тесте умственного развития» и его версиях индивидуальным показателем выполнения теста является:

а) стандартный IQ–показатель;

б) сумма баллов по всем заданиям;

в) коэффициент интеллекта;

г) уровень умственного развития.

Тест «Прогрессивные матрицы Равена» состоит из 60 матриц, которые распределены:

а) по 4 сериям;

б) по 6 сериям;

в) по 7 сериям;

г) по 5 сериям.

Принцип прогрессивности в матрицах Равена заключается в том, что:

а) испытуемый постепенно вникает в содержание заданий теста;

б) выполнение заданий каждой предыдущей серии подготавливает выполнение заданий в последующих сериях;

в) умственная нагрузка при выполнении теста нарастает поэтапно;

г) количество заданий в каждой серии увеличивается.

«Шкалы измерения интеллекта Д.Векслера» впервые были разработаны в:

а) 1939г.;

б) 1949г.;

в) 1959г.;

г) 1974г.

«Шкалы измерения интеллекта Д.Векслера» для детей впервые были разработаны:

а) в 1948 г.;

б) в 1950 г.;

в) в 1949 г.;

г) в 1951 г.

«Шкалы измерения интеллекта Д.Векслера» для взрослых обозначаются следующей аббревиатурой:

а) WAIS;

б) WASI;

в) WISC;

г) WICS.

«Шкалы измерения интеллекта Д.Векслера» для детей обозначаются следующей аббревиатурой:

а) WASI;

б) WAIS;

в) WICS;

г) WISC.

Детский вариант «Шкал измерения интеллекта Д.Векслера» имеет:

а) 11 субтестов;

б) 12 субтестов;

в) 10 субтестов;

г) 13 субтестов.

На основании результатов тестирования по «Шкалам измерения интеллекта Д.Векслера» (детский вариант) можно получить:

а) 12 показателей;

б) 11 показателей;

в) 15 показателей;

г) 13 показателей.

«Шкалы измерения интеллекта Д. Векслера» WAIS- R состоят из:

а) 12 субтестов;

б) 11 субтестов;

в) 10 субтестов;

г) 14 субтестов.

«Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра» выявляет:

а) общие и специальные способности;

б) уровень умственного развития;

в) уровень развития интеллекта;

г) способности к практической деятельности и теоретическим дисциплинам.

«Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра» — это:

а) групповой тест интеллекта;

б) групповой и индивидуальный тест интеллекта;

в) индивидуальный тест интеллекта;

г) невербальный тест интеллекта.

«Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра» предназначен для обследования лиц:

а) от 13 до 61 года;

б) от 12 до 61 года;

в) от 13 до 60 лет;

г) от 13 до 40 лет.

«Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра» включает задания на диагностику следующих компонентов интеллекта:

а) вербального, невербального, пространственного;

б) вербального, счетно-математического, пространственного;

в) вербального, невербального, пространственного, практического;

г) вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.

«Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра» предназначен для:

а) диагностики общих и специальных способностей;

б) определения возможности продолжения дальнейшего образования;

в) диагностики общего интеллекта;

г) измерения уровня интеллектуального развития.

Тест АСТУР включает:

а) 9 субтестов;

б) 8 субтестов;

в) 7 субтестов;

г) 6 субтестов.

На основе тестирования с помощью АСТУР можно прогнозировать:

а) успешность усвоения школьных дисциплин;

б) развитие способностей обследуемого;

в) успешность последующего обучения выпускников в учебных заведениях разного профиля;

г) умственное развитие школьника.

Количественный аспект работы испытуемого в АСТУР определяет:

а) количество решённых заданий;

б) процент правильно выполненных заданий;

в) количество правильно решённых заданий;

г) максимальное число баллов.

В АСТУР при анализе групповых данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу испытуемые подразделяются по результатам тестирования на:

а) 3 подгруппы;

б) 6 подгрупп;

в) 5 подгрупп;

г) 4 подгруппы.

Тест АСТУР предназначен для:

а) абитуриентов и старшеклассников;

б) старшеклассников;

в) детей средних классов и старшеклассников;

г) абитуриентов и студентов.

Тестирование студентов с помощью АСТУР в высшей школе проводится для оценки:

а) активности студентов при усвоении дисциплин;

б) решения о выборе учебного заведения;

в) качества образования;

г) уровня развития наглядно-образного и логического мышления.

Тесты для специфических популяций включают:

а) тестирование лиц с физическими недостатками; тестирование межкультурных различий;

б) тестирование младенцев и д-ов; тестирование межкультурных различий;

в) тестирование младенцев и дошкольников; тестирование лиц с физическими недостатками; тестирование межкультурных различий;

г) тестирование межкультурных различий.

Тест «Практическое мышление взрослых» (М.К. Акимова, Т.В. Козлова, Н.А. Ференс) направлен на измерение:

а) специальных способностей;

б) технических способностей;

в) общих способностей;

г) моторных способностей.

Тест «Практическое мышление взрослых» (М.К. Акимова, Т.В. Козлова, Н.А. Ференс) состоит из:

а) 5 субтестов;

б) 4 субтестов;

в) 6 субтестов;

г) 9 субтестов.

По тесту «Практическое мышление взрослых» (М.К. Акимова, Т.В. Козлова, Н.А. Ференс) можно набрать 40 баллов; относительно этого числа устанавливается:

а) возрастная норма;

б) уровень развития практического мышления;

в) уровень развития способностей;

г) % правильно выполненных заданий испытуемым.

По результатам выполнения теста «Практическое мышление взрослых» (М.К. Акимова, Т.В. Козлова, Н.А. Ференс) строится график, который выявляет:

а) неравномерность развития практического мышления;

б) уровень развития практического мышления;

в) уровень развития способностей;

г) % правильно выполненных заданий испытуемым.

Шкалы двигательных умений Н.И. Озерецкого предназначены для изучения:

а) физического развития;

б) основных типов моторного поведения;

в) социального развития;

г) самостоятельности и независимости.

Для изучения му­зыкальных способностей используется:

а) «Табли­ца Снеллена»;

б) «Тест К.Сишора»;

в) «Батарея тестов дифференциации способностей»;

г) «Тест ЛОГО».

ТПМ (И.С. Якиманская, В.Г.Зархин, Х. Кадаяс) расшифровывается как:

а) тест правильного мышления;

б) тип памяти малыша;

в) теоретические показатели мышления;

г) тест пространственного мышления.

«Тест на выполнение логических операций над геометрическими объектами (ЛОГО)» (И.С. Якиманская, В.Г.Зархин, О.С. Зяблова, А.Ю. Лебедев) предназначен для:

а) выявления умений выполнять операции классификации, аналогии и построения закономерностей;

б) диагностики пространственного мышления, которое является компонентом математических и технических способностей;

в) выявления доминирующего типа, стадии и уровня сформированности естественно-научного мышления;

г) сформированности действия теоретического обобщения.

Креативность, как специфический вид способностей, выделили в:

а) 30-е гг. XX в.;

б) 40-е гг. XX в.;

в) 50-е гг. XX в.;

г) 60-е гг. XX в.

Е. Торренс разработал 12 тестов для из­мерения креативности, которые обобщены по характеру заданий в три блока:

а) «Вербальный тест», «Невербальный тест», «Фигурный тест»;

б) «Словесный тест», «Невербальный тест», «Фигурный тест»;

в) «Вербальный тест», «Невербальный тест», «Пространственный тест»;

г) «Вербальный тест», «Фигурный тест», «Батарея на словесно-звуковое творческое мышление».

«Метод креативного поля» предложен:

а) Е.С. Беловой;

б) Д. Б. Богоявленской;

в) Е.И. Щеблановой;

г) Н.С. Лейтес.

Анализ ответов в тестах креативности проводится по ниже перечисленным критериям, за исключением:

а) беглость, гибкость;

б) активность, упорство;

в) тщательность разработки темы;

г) оригинальность.

Тест «Диагностика творческого мышления у дошкольников» (Е.С. Белова, Е.И. Щебланова и др.) состоит из 3 субтестов:

а) «Выбери картинку», «Дорисуй фигуры», «Составь рассказ»;

б) «Выбери картинку», «Дорисуй фигуры», «Повторяющиеся фигуры».;

в) «Нарисуй картинку», «Незавершённые фигуры», «Составь рассказ»;

г) «Нарисуй картинку», «Незавершённые фигуры», «Повторяющиеся фигуры».

Раздел V. Диагностика свойств, состояний и др. Особенностей личности (45)

Факторный анализ для выявления черт (факторов) личности впервые использовал:

а) А. Эдвардс;

б) Р. Кеттелл;

в) Ч. Осгуд;

г) Ч. Спирмен.

Стандартная форма опросника Р.Кеттелла 16 PF состоит из:

а) 105 пунктов;

б) 187 пунктов;

в) 79 пунктов.

г) 70 пунктов.

В стандартной форме опросника Р.Кеттелла 16 PF кроме первичных факторов можно выделить по формулам факторы второго порядка, их всего:

а) 7;

б) 6;

в) 5;

г) 4.

Опросник (16-PF) Дж. Кеттелла диагностирует:

а) систему устойчивых предпочтений и мотивов личности;

б) мировоззрение, отношение к себе и другим;

в) индивидуально-психологические особенности человека;

г) черты характера.

Г. Айзенк предложил:

а) 5-факторную модель личности ;

б) 4-факторную модель личности;

в) 2-факторную модель личности;

г) 3-факторную модель личности.

Для диагностики экстраверсии, нейротизма Г. Айзенк создал опросник:

а) EPQ;

б) PEQ;

в) EPI;

г) EPА.

Опросник EPI Г. Айзенка предназначен для диагностики:

а) мотивации;

б) личностных черт;

в) самосознания

г) интеллекта.

«Миннесотский многоаспектный личност­ный опросник» (MMPI) разработали:

а) Р.Кеттелл, Г. Айзенк;

б) С.Хатуэй, Дж. Маккинли;

в) Дж.Холланд, Д.Кейрси;

г) С.Хатуэй, Д.Кейрси.

В классическом виде утверждения MMPI образуют 13 шкал:

а) 3 контрольных и 10 клинических;

б) 2 контрольных и 11 клинических;

в) 4 контрольных и 9 клинических;

г) 1 контрольных и 12 клинических.

Диапазон разброса нормы в MMPI:

а) б) от 40 до 70;

б) от 30 до 70;

в) б) от 50 до 70;

г) б) от 50 до 80;

В MMPI следует:

а) уточнять буквальную интерпретации шкал;

б) интерпретировать шкалы в отдельности;

в) избегать буквальной интерпретации шкал;

г) интерпретировать только отдельные шкалы.

По данным тестирования с помощью личностного опросника «Мини-мульт» вычерчивается:

а) личностный график испытуемого;

б) индивидуальный график испытуемого;

в) личностный показаль испытуемого;

г) личностный профиль испытуемого.

Опросник «Мини-мульт» разработали:

а) С.Хатуэй, Д.Кейрси;

б) Ф. Б. Березин, М. П. Мирошников;

в) Дж.Холланд, Д.Кейрси.

г) Р.Кеттелл, Г. Айзенк.

«Сырые» баллы в опроснике «Мини-мульт» по базовым шкалам 1, 4, 7, 8, 9 корректируются по шкале:

а) А;

б) P;

в) К;

г) C.

«Опросник Леонгарда-Шмишека» состоит из:

а) 11 шкал;

б) 10 шкал;

в) 12 шкал;

г) 13 шкал.

«Опросник Леонгарда-Шмишека» исследует:

а) акцентуацию характера;

б) акцентуацию темперамента;

в) способности;

г) акцентуацию характера и темперамента.

ПДО А.Личко предназначен для диагностики типа акцентуации характера:

а) у подростков и лиц юношеского возраста (от 14 до 18 лет);

б) у подростков;

в) у лиц юношеского возраста;

г) у взрослых.

ПДО А.Личко состоит из:

а) 20 шкал;

б) 25 шкал;

в) 12 шкал;

г) 18 шкал.

Опросник «САН» (В.А. Доскин) оценивает всё ниже перечисленное, за исключением:

а) самочувствие;

б) активность;

в) направленность;

г) настроение.

Шкала опросника «САН» состоит из числовых индексов:

а) 1230321;

б) 1234567;

в) 7654321;

г) 3210123.

Опросник САН (Доскин В.А.) состоит из:

а) 30 вопросов;

б) 20 утверждений;

в) 30 тестовых задач;

г) 30 пар слов с противоположным значением.

Для диагностики тревожности у детей 3,5-7 лет применяется

а) «Шкала явной тревожности» (CMAS) (авторы: амер. псих. А. Кастанеда, Д.Палермо и др.; адаптация А.М. Прихожан.);

б) «Тест тревожности» (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен);

в) «Опросник Басса-Дарки»;

г) «Шкала самооценки тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханина).

Опросник Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина предназначен для изучения:

а) личностной тревожности;

б) реактивной тревожности;

в) личностной и реактивной тревожности;

г) ситуативной тревожности.

Вопросы «Опросника Басса-Дарки» распределены на:

а) 6 шкал;

б) 8 шкал;

в) 7 шкал;

г) 4 шкалы.

Числовое значение индекса агрессивности в «Опроснике Басса-Дарки» равно:

а) 6,5 ± 3;

б) 7±4;

в) 21±3;

г) 21 ± 4.

«Тест тревожности» (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) – это:

а) опросник;

б) стандартизированная методика;

в) проективная методика;

г) опросник-анкета.

Методику «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» разработали:

а) Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен;

б) Д.Рассел, М.Фергюсон;

в) А. Кастанеда, Д.Палермо;

г) Л. Д. Малкова и Т. Г. Чер­това.

«Шкала явной тревожности» (MAS) (Дж. Тейлор) предназначена для изучения тревожности:

а) у взрослых;

б) у дошкольников;

в) у старших подростков;

г) у лиц пожилого возраста.

Техника «Семантический дифференциал» разработана:

а) Ч. Спирмен;

б) Ч. Осгуд;

в) Л. Эдвардс;

г) Г.Роршах.

В психодиагностике мотивации выделяют три основные группы методов:

а) тесты, анкеты, интервью;

б) опросники, тесты, проективные техники;

в) психофизиологические методики;

г) прямые, косвенные, проективные.

Методика «Изучение соподчинения мотивов» предназначена для:

а) дошкольников;

б) младших школьников;

в) подростков;

г) юношеского возраста.

Автором методики «Изучение познавательной потребности» является:

а) А.Мехрабиан;

б) В.С. Юркевич;

в) Л.Н.Собчик;

г) В.В. Столин.

К проективным методам диагностики мотивации относятся:

а) «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» (Н.Г. Казанцева);

б) ТЮФ;

в) все перечисленное;

г) ТМД А. Мехрабиана, М. Магомед-Эминова.

Опросник А. Мехрабиана и М. Магомед-Эминова ТМД предназначен для диагностики:

а) мотива стремления к успеху и мотива избегания неудач;

б) личностных черт;

в) самосознания;

г) способностей.

К недостаткам методик диагностики мотивации относится все, за исключением:

а) противоречивость данных о валидности;

б) необходимость учитывать влияние конкретной ситуации;

в) трудности количественной обработки;

г) необходимость совместного использования прямых и косвенных методов диагностики.

Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» (Н.Г. Казанцева) состоит из:

а) 4 разделов;

б) 5 разделов;

в) 2 разделов;

г) 3 разделов.

В 1-ом разделе методики «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» (Н.Г. Казанцева) школьнику предлагается назвать:

а) любимые и нелюбимые предметы;

б) любой предмет и отметить в бланке причины, характеризующие отношение к предмету;

в) утверждения, которые соответствуют личному отношению к учёбе;

г) доминирующие мотивы учебной деятельности.

В опроснике ТМД А.Мехрабиана, М.Ш. Магомед-Эминова испытуемый оценивает степень своего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используя шкалу:

а) от 0 до 3;

б) от +3 до -3;

в) от +2 до -2;

г) от 0 до 7;

Методика А.Мехрабиана «Мотивация аффилиации» (модификация М.Ш. Магомед-Эминова) предназначена для диагностики:

а) мотива стремления к принятию;

б) мотива страха отвержения;

в) мотивов СП, СО;

г) мотива быть в обществе других.

Процедура проведения методики ТЮФ предусматривает распределение карточек с фразами на:

а) 10 тем;

б) 8 тем;

в) 12 тем;

г) 40 тем.

« Опросник самоотношения» В. В. Столина предназначен для диагностики:

а) мотивации;

б) личностных черт;

в) самосознания;

г) способностей.

В системе ценностных ориентаций М. Рокич различает:

а) терминальные ценности;

б) инструментальные ценности;

в) терминальные и инструментальные ценности;

г) жизненно важные ценности.

С помощью личностного опросника Я. Стреляу изучают:

а) свойства темперамента;

б) черты личности;

в) характер;

г) способности.

Опросник В.М. Русалова определяет:

а) черты характера;

б) характер межличностных отношений;

в) свойства темперамента;

г) способности человека.

Учёт природных особенностей личности особенно важен при организации:

а) учебной деятельности и при профотборе;

б) процесса общения в коллективе;

в) внутрисемейного взаимодействия;

г) работы службы знакомств.

Раздел VI. Методы определения функциональной асимметрии (15)

«Левополушарное» мышление является:

а) дискретным и аналитическим;

б) дискретным и симультанным;

в) аналитическим и синтетическим;

г) симультанным и синтетическим.

«Правополушарное» мышление является:

а) дискретным и аналитическим;

б) дискретным и симультанным;

в) аналитическим и синтетическим;

г) симультанным и синтетическим.

Методика «Рисование лежащей восьмёрки» определяет:

а) тип мышления;

б) стиль мышления;

в) ведущее полушарие;

г) асимметрию личностного развития.

Термин «асимметрия» в переводе с греческого (asymmetria) означает:

а) несоразмерность;

б) соразмерность;

в) отсутствие равновесия;

г) равновесие.

Вербальный интеллект связывают с доминантностью:

а) правого полушария;

б) левого полушария;

в) обоих полушарий;

г) нет правильного ответа.

Окончательное доминирование правой или левой руки устанавливается к:

а) 3 годам;

б) 4 годам;

в) 5 годам;

г) 7 годам.

Методика «Рисование лежащей восьмёрки» позволяет определить:

а) тип реагирования ребёнка на незнакомую ситуацию;

б) тип личности ребёнка;

в) тип акцентуации характера;

г) тип восприятия ребёнком новой информации.

Интегрированный профиль личности – это:

а) когда ведущими являются все органы, как единое целое;

б) когда ведущее полушарие соотносится с деятельностью противоположных ведущих органов;

в) когда одно ведущее полушарие соотносится с деятельностью 1, 2, 3 противоположных ведущих органов;

г) когда ведущим является 1 полушарие и все 4 органа с этой же стороны.

Доминирующее полушарие головного мозга определяется по:

а) ведущей руке;

б) ведущему глазу;

в) ведущему уху и ведущей ноге;

г) все ответы верны.

Основное различие между полушариями головного мозга определяется:

а) особенностями используемого материала;

б) характером переработки материала, т.е. типом мышления;

в) особенностями используемого материала и характером его переработки, т.е. типом мышления;

г) все ответы не верны.

При определении моторных и сенсорных асимметрий человека используются следующие методы:

а) учёт морфологических показателей;

б) опрос, тесты;

в) наблюдение;

г) все ответы верны.

Современная система обучения построена с ориентацией на:

а) правое полушарие головного мозга;

б) левое полушарие головного мозга;

в) оба полушария головного мозга;

г) интегрированный профиль личности.

Пробы Розенбаха – это:

а) метод определения ведущего уха;

б) метод определения ведущего глаза;

в) метод определения доминирующей руки;

г) метод определения ведущего уха.

Тест «Тиканье часов» предназначен для:

а) определения ведущего уха;

б) определения ведущего глаза;

в) определения доминирующей руки;

г) определения ведущего уха.

Выделяют основные доминантно-лотеральные профили личности:

а) интегрированный;

б) односторонний или блокированная доминанта;

в) естественный и смешанный;

г) все ответы верны.

Раздел VII. Психодиагностика межличностных отношений

Методика «Секрет» разработана:

а) В.Я. Ядовым;

б) Т. А. Репиной;

в) И.П. Волковым;

г) Я.Л. Коломинским.

Особенностью аутосоциометрии является то, что психологическая характеристика даётся:

а) тому, кто выбирает;

б) тем, кого выбирают;

в) тем, кого выбирают и тому, кто выбирает;

г) нет верного ответа.

Методика «Краски в подарок на день рождения» разработана:

а) Т.Д.Марцинковской;

б) Т. А. Репиной;

в) Я.Л. Коломинским;

г) Е.А. Панько, М.Кашляк.

Социометрический эксперимент в групповой форме проводится с :

а) 1 класса;

б) 2 класса;

в) 3 класса;

г) 4 класса.

Критерии выбора в социометрическом эксперименте могут быть:

а) положительные и отрицательные;

б) положительные;

в) отрицательные;

г) только положительные.

Если испытуемый в аутосоциометрии даёт большинству членов группы высокий социометрический статус (более 50 %), то ему приписывается:

а ЦБУ) ;

б) ЦСУ;

в НСУ) ;

г) ПСУ.

Социометрические данные важно дополнять результатами методик:

а) прямой оценки межличностных отношений;

б) проективной оценки межличностных отношений;

в) косвенной оценки межличностных отношений;

г) второстепенной оценки межличностных отношений.

Число выборов в социометрии:

а) не ограничивается;

б) чаще ограничивается 3-мя выборами;

в) ограничивается 5-ю выборами;

г) ограничивается 11-ю выборами.

Особенностью социометрии является то, что психологическая характеристика даётся:

а) тому, кто выбирает;

б) тем, кого выбирают;

в) тем, кого выбирают и тому, кто выбирает;

г) нет верного ответа.

Методика «Нарисуй свою семью» исследует внутрисемейную ситуацию с позиции:

а) ребёнка;

б) родителей;

в) сиблингов;

г) родителей и ребёнка.

Методика «Внешнегрупповая референтометрия» выявляет:

а) дополнительный круг общения испытуемого;

б) родственный круг общения испытуемого;

в) круг общения в среде сверстников;

г) референтный круг, т.е. значимых других.

Методика «Внешнегрупповая референтометрия» содержит:

а) 2 взаимодополняющих списка;

б) список 1-А;

в) список 1-Б;

г) список 1-А, список 1-Б.

В методике «Внешнегрупповая референтометрия» каждое из выбранных лиц оценивается по:

а) 4-бальной шкале;

б) 3-бальной шкале;

в) 5-бальной шкале;

г) 2-бальной шкале.

Интерпретация рисунка по методике «Нарисуй свою семью» производится с учётом следующих аспектов:

а) сравнение структуры рисунка с реальной семьёй;

б) учёт анализа процесса рисования;

в) осмысление и соотнесение с критериями графических презентаций членов семьи;

г) всё выше перечисленное.

«Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В.Столин) состоит из:

а) 4 шкал;

б) 5 шкал;

в) 3 шкал;

г) 2 шкал.

Шкала «Кооперация» в «Опроснике родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В.Столин) отражает:

а) социально желательный образ родительско­го отношения;

б) межличностную дистанцию в общении с ребенком;

в) отражает интегральное эмо­циональное отношение к ребенку;

г) особенности восприятия и понимания ребенка родителем.

Характер межличностных отношений в группе во многом определяют индивидуальные свойства личности, изучать которые можно с помощью:

а) опросника Т. Лири;

б) опросника описания поведения К. Томаса;

в методики «Q-сортировка» ;

г) всё выше перечисленное.

Индекс групповой сплочённости исследуется с помощью опросника:

а) А.Ф. Фидлера ;

б) А.Я. Варги, В.В.Столина;

в) Сишора;

г) К. Томаса.

Психологическую атмосферу в коллективе можно изучать с помощью опросника:

а) А.Ф. Фидлера ;

б) А.Я. Варги, В.В.Столина;

в) Сишора;

г) К. Томаса.

Методика «Социометрия» изучает:

а) умственное развитие;

б) способности;

в) характер межличностных отношений;

г) особенности мышления.