2012-2013 учебный год
Тестовые задания по дисциплине «Основы психодиагностики»
для студентов ФСПиП, ЗФО, специальности «Психология», 4 курс, 7 семестр
Преподаватель КПП: Г.С. Азаренок
Инструкция. Тестовые задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова или словосочетания. Вы должны из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный. Выбирать можно только один ответ.
Автором термина «психодиагностика» является:
а) Г. Роршах;
б) Ж. Эскироль;
в) В.Вундт;
г) Ф. Гальтон.
Термин «психодиагностика» появился в:
а)1930 году;
б) 1921году;
в) 1966 году.
Предмет интереса психодиагностики – это:
а) физические различия;
б) индивидуально-психологические различия;
в) физиологические различия;
г) психофизиологические различия.
Основная задача психодиагностики – это:
а) формулировка направления коррекции;
б) постановка психологического диагноза;
в) получение достоверных данных;
г) тестирование испытуемого.
Психологический диагноз устанавливается на основании данных:
а) тестирования;
б) психологического заключения;
в) комплексного обследования;
г) наблюдения и обследования.
Первое учебное пособие для студентов «Общая психодиагностика» вышло в 1987 году под редакцией:
а) Л.Ф. Бурлачука, С.М. Морозова;
б) А.А. Бодалёва, В.В. Столина;
в) Е.Т. Соколовой, Б.Г. Херсонского;
г) М.К. Акимовой, К.М. Гуревича.
Коллективная монография «Психологическая диагностика. Проблемы и исследования» под редакцией К.М. Гуревича вышла в:
а) 1981 году;
б) 1974 году;
в) 1980 году;
г) 1979 году.
В последнее десятилетие 20 века важным событием, повлиявшим на развитие психодиагностической практики, стало создание в Санкт-Петербурге предприятия:
а) ПИРАТОН;
б) ПГОСР;
в) ИМАТОН;
г) РИМАТОН.
Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория была открыта при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета в:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ
... поведении детей к кризисным; 3) выявлено центральное новообразование критического (3 лет) возраста, раскрыто его психологическое содержание; 4) определены роль общения и процессов воображения в становлении ... ситуации, приводящей к обострению его взаимоотношений с окружающими. Кризис 3 лет был описан в психологической литературе как особый, трудный в воспитательном отношении период перехода от ...
а) 1895 году;
б) 1890 году;
в) 1880 году;
г) 1885 году.
Одна из первых значительных дореволюционных отечественных работ по психологическому тестированию, представляющая законченное самостоятельное исследование, была выполнена:
а) Г.И. Россолимо;
б) С.С. Корсаковым;
в) М.Ю. Сыркиным;
г) В.М. Коган.
Психодиагност в своей деятельности должен учитывать всё перечисленное ниже, за исключением:
а) влияние культурных факторов на результаты выполнения диагностических методик;
б) влияние субкультурных факторов на результаты выполнения диагностических методик;
в) личность зависима от принадлежности к той или иной группе;
г) фактор культуры не влияет на каждого человека.
Что из ниже перечисленного не входит в этические принципы работы психодиагноста:
а) ответственность;
б) компетентность;
в) оригинальность;
г) конфиденциальность.
Диагностика личности человека позволяет исследовать основные её элементы, кроме:
а) темперамент и характер;
б) любознательность;
в) способности;
г) направленность.
Внешними проявлениями психической деятельности человека являются:
а) поза, мимика, интонация;
б) установки;
в) ощущения;
г) ожидания.
Авторами первого «Словаря-справочника по психологической диагностике», который вышел в 1987 году, являются:
а) М. К. Акимова, К.М. Гуревич;
б) Е.Т. Соколова, Б.Г. Херсонский;
в) В.С. Аванесов, М.М. Кабанов;
г) Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов.
Отечественные исследования в области психодиагностики:
а) не смогли интегрироваться в мировую психологическую науку;
б) смогли интегрироваться в мировую психологическую науку;
в) не пытались интегрироваться в мировую психологическую науку;
г) интегрировались в мировую психологическую науку частично.
Методика, которая была бы универсальна для всех культур:
а) не разработана;
б) разработана;
в) не нужна;
г) сложна и не эффективна.
В психологию термин «психодиагностика» пришел из:
а) социологии;
б) философии;
в) медицины;
г) педагогики.
В становлении психологического тестирования в 19 веке сыграли роль первые исследования:
а) психических заболеваний;
б) психологического взаимодействия;
в) умственной отсталости;
г) психофизиологических процессов.
Первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию открыл:
а) В. Вундт;
б) Э. Сеген;
в) Ж. Эскироль;
г) А. Бине.
В 1884 году в Англии психолог Ф. Гальтон основал антропологическую лабораторию, где получал статистические данные о:
а) росте, весе человека;
б) внешних особенностях людей;
в) психологических характеристиках человека;
г) способностях людей.
Новатором в области статистических процедур в психологии оказался:
а) Дж.Локк;
б) А.Бине;
в) Г.Фехнер;
г) Ф. Гальтон.
Математико-статистические средства при изучении индивидуальных различий впервые начал применять:
1)Психологическая наука. Специфика науч.Психологического знания
... явления впервые возникли и стали определяться как объективные факты. Поэтому психологическое познание понимается сегодня как опосредованное познание психического через раскрытие его ... непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. Психология - наука о психике. Психика – (как объект психологии) - свойство высокоорганизованной живой материи, ...
а) Ф.Гальтон;
б) К.Пирсон;
в) Дж.Кеттелл;
г) А. Бине.
Понятие «умственный тест» ввел:
а) Ф. Гальтон;
б) Дж. Кеттелл;
в) А. Бине;
г) Л.Термен.
Первым, кто использовал кинематограф для изучения поведения младенцев, был:
а) Ф.Гудинаф;
б) Р.Мейли;
в) А.Гезелл;
г) Р.Вудвортс.
Первый личностный опросник (по выявлению лиц с невротической симптоматикой) разработал:
а) Р.Мейли;
б) Ф.Гудинаф;
в) К. Юнг;
г) Р.Вудвортс.
В противоположность вундтовской психологии многие экспериментальнве исследования в русской психологии проводились под знаком материалистических идей; у истоков этого направления находились:
а) В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков;
б) И.М. Сеченов, И.П. Павлов;
в) В.М. Коган, Н.Д. Левитова;
г) М.Ю. Сыркин, А.М. Мандрык.
Мнение о том, что в процессе естественного эксперимента возможно изучение не только отдельных психических процессов, а личности в целом, принадлежит:
а) М.Ю. Сыркину;
б) А.Ф. Лазурскому;
в) А.П. Болтунову;
г) Н.Д. Левитову.
Одним из создателей и первым руководителем первого отечественного Психологического института был:
а) В.М. Коган;
б) Н.Д. Левитов;
в) Г.И. Челпанов;
г) Ф.Е. Рыбаков.
Работы по психологическому тестированию в России до 1917 года в первую очередь связаны с именами:
а) М.Я. Басова, А.М. Шуберт;
б) В.М. Коган, Н.Д. Левитова;
в) М.Ю. Сыркина, А.М. Мандрыка;
г) Г.И. Россолимо, Ф.Е. Рыбакова.
Автором отечественной шкалы для измерения уровня развития общих способностей «Психологические профили» 1908 года издания является:
а) В.М. Коган;
б) Г.И. Россолимо;
в) А.М. Шуберт;
г) Ф.Е. Рыбаков.
Тест «Фигуры Рыбакова» разработан для диагностики уровня развития:
а) памяти;
б) внимания;
в) пространственного воображения;
г) наглядно-образного мышления.
Особое место в отечественных тестологических исследованиях занимают работы, изучающие проблему сопряжённости показателей тестов одарённости и признаков социального положения, которые принадлежат:
а) А.Ф. Лазурскому;
б) А.П. Болтунову;
в) Н.Д. Левитову;
г) М.Ю. Сыркину.
Важным вкладом Л.С. Выготского в развитие психодиагностики как науки является учение о:
а) психологическом диагнозе;
б) зонах ближайшего развития;
в) ведущем виде деятельности;
г) высших психических функциях.
Все работы в области тестирования в СССР были запрещены постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которое вышло в:
а) 1936 году;
б) 1937 году;
в) 1938 году;
г) 1939 году.
Проект комплексного изучения человека, благодаря которому была возрождена отечественная психодиагностика в 70-ых годах 20 века, принадлежит:
а) Л.Ф. Бурлачуку;
б) В.Н. Мясищеву;
в) Б.Г. Ананьеву;
г) И.Н. Гильяшевой.
Принцип психопрофилактического изложения результатов предполагает:
Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни
... до 10 слов. Понимает слово "нельзя" Самостоятельно пьет из чашки Таблица 2 Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни Возраст Понимание речи (Рп) ... шаг Частично одевает одежду (ботинки, шапку) с небольшой помощью взрослого Таблица 3 Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни Возраст Речь активная (Ра) ...
а) не разглашение информации об испытуемом;
б) изложение данных обследования в ободряющем контексте;
в) исключение симпатии и антипатии по отношению к клиенту;
г) ответственность за адекватный подбор методик.
Принцип конфиденциальности может нарушаться, когда:
а) поступает запрос от администрации;
б) данные обследования содержат информацию, опасную для обследуемого и общества;
в) поступает запрос от родственников;
г) психологу нужно выступить с сообщением на собрании.
Чтобы исследовать мышление, следует анализировать культуру, к которой принадлежит индивид – к такому выводу пришёл:
а) Дж.Брунер;
б) М.Мид;
в) Л.Леви-Брюль;
г) А.Кройбер.
Основное влияние культуры на успешность выполнения диагностических методик происходит из-за:
а) индивидуального отношения к психодиагносту;
б) знакомства испытуемых с содержанием методик;
в) волнения в процессе обследования;
г) негативного отношения к тестированию.
Настоящее равенство возможностей для выполнения методики у индивидов, принадлежащих к разным социокультурным группам:
а) обеспечить можно;
б) обеспечить нельзя;
в) можно обеспечить частично;
г) можно не обеспечивать.
Структура психодиагностики включает всё ниже перечисленное, за исключением:
а) общую теорию психологического измерения;
б) частные теории и методики измерения свойств и поведения личности;
в) индивидуальные диагностические методики;
г) тестовые методики оценивания.
Психологическая интерпретация — это ответы на ниже перечисленные вопросы, за исключением:
а) что означают полученные результаты и насколько они достоверны;
б) чем обусловлено наличие полученных данных;
в) как корректно преподнести данные обследования испытуемому;
г) чем схожи и чем отличаются дети, имеющие разное или одинаковое количество тестовых баллов.
Интерпретация результатов психодиагностики может привести к разным выводам, за исключением:
а) тот или иной психический процесс развивается или находится в пределах нормы;
б) психическое развитие испытуемого превосходит нормативные показатели;
в) психическое развитие ниже нормативного;
г) психическое развитие приближено к нормативному.
В процессе психодиагностики, помимо результатов выполненных заданий, учитываются так называемые:
а) «надтекстовые показатели»;
б) контекстные показатели;
в) второстепенные показатели;
г) общие показатели.
Главным условием получения достоверных данных является:
а) знакомство с испытуемым;
б) мотивация испытуемого;
в) установление контакта с испытуемым;
г) убеждение испытуемого в необходимости правильных ответов.
Раздел II. Методы и методики психодиагностики, требования к ним (42)
Психологическое измерение – это процесс приписывания психологическим явлениям:
а) чисел;
б) знаков;
в) символов;
г) оценок.
Диагностический метод – это:
а) широкий класс родственных методик, которые близки по технологическому приёму и по теоретическому обоснованию;
Малоформализованные и формализованные методики психоанализа
К формализованным методикам относятся тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное ... статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить информацию в ...
б) это класс методик, которые близки по технологическому приёму;
в) это частная процедура, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве у конкретного контингента испытуемых в определённой ситуации для решения поставленных задач;
г) получение информации об испытуемом.
Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных психодиагностических подходах за исключением:
а) объективный;
б) проективный;
в) субъективный;
г) объективно-субъективный.
Стандартизированные и экспертные методы в психодиагностике выделяют:
а) М.К. Акимова, К.М. Гуревич;
б) Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов;
в) В.В. Столин, А.А. Бодалёв;
г) Е.Т. Соколова, Б.Г. Херсонский.
В психодиагностике методики формализованные и малоформализованные выделяют:
а) К.М. Гуревич, М.К. Акимова;
б) Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов;
в) А.А. Бодалёв, В.В. Столин;
г) Е.Т. Соколова, Б.Г. Херсонский.
Все ниже перечисленные диагностические средства относятся к формализованным методикам, за исключением:
а) тесты;
б) опросники;
в) психофизиологические методики;
г) анализ продуктов деятельности.
Все ниже перечисленные диагностические средства относятся к малоформализованным методикам, за исключением:
а) анализ продуктов деятельности;
б) наблюдение;
в) опросники;
г) беседа.
От испытуемых правильный или неправильный ответ можно получить при применении:
а) опросников;
б) тестов;
в) проективных техник;
г) анализа продуктов деятельности.
Группа методик, при работе с которыми испытуемый отражает степень своего согласия или несогласия, отношение к тем или иным высказываниям, называются:
а) опросники;
б) тесты;
в) психофизиологические методики;
г) анализ продуктов деятельности.
Наблюдения, которые проводятся за испытуемым или группой людей длительное время, называются:
а) систематическими;
б) лонгитюдными;
в) многократными;
г) включёнными.
Диагностический метод, позволяющий человеку осознать свои психологические проблемы, возможно, частично проработать, называется:
а) клиническое интервью;
б) диагностическое интервью;
в) беседа;
г) опрос.
Понятие, которое указывает нам, что тест измеряет, и насколько хорошо он это делает, определяется как:
а) надежность;
б) валидность.
в) стандартизация;
г) репрезентативность.
Надежность психодиагностического инструментария – это:
а) устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых;
б) точность психологических измерений;
в) комплексная характеристика, включающая сведения об исследуемом явлении;
г) единообразие процедуры обследования.
Стандартизация процедуры исследования – это:
8. Тесты их виды и общая характеристика
... деятельности определенного уровня в сочетании с системой оценок». виды тестов Традиционные тесты Традиционный тест обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, ... характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт. Тест (от англ. test — проба, испытание, исследование) — это стандартизированные опросники ...
а) единые критерии оценки теста;
б) усреднение ситуации обследования;
в) унификация инструкции и бланков обследования;
г) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста
Психодиагностический процесс включает следующие этапы, за исключением:
а) этап знакомства с испытуемым и сбора данных;
б) этап обработки данных;
в) этап подбора стимульного материала;
г) этап интерпретации результатов.
Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена в указанной ниже форме, за исключением:
а) словесной;
б) числовой;
в) указательной;
г) графической.
Проведя определённый математический расчёт, разработчики снабжают пользователей теста так называемой:
а) конверсионной таблицей;
б) тестовой таблицей;
в) экспериментальной таблицей;
г) таблицей сводных данных.
В лабораторных условиях для диагностики психофизиологических особенностей человека используются:
а) бланковые методики;
б) опрос и наблюдение;
в) эксперимент;
г) аппаратурные методики.
Постановка психологического диагноза включает следующие процедуры, за исключением:
а) описание актуального состояния личности;
б) подбор методов и средств диагностики;
в) прогноз дальнейшего развития;
г) разработка рекомендаций.
Диагностическое обследование – это:
а) создание и испытание новых методик;
б) адаптация методик;
в) применение готовых, уже разработанных методик
г) уточнение содержания методик.
Ответы испытуемых в личностных опросниках подвержены:
а) уточнениям;
б) дополнениям;
в) изменениям;
г) искажениям.
А.Л. Эдвардс исследовал такой фактор в ответах испытуемых, как социальная желательность и обозначил его как:
а) «эффект защиты»;
б) «эффект притворства»;
в) «эффект ухода»;
г) «эффект фасада».
Личностные опросники предназначены для диагностики:
а) личности в целом;
б) отдельных свойств, характеристик личности или их совокупности;
в) интеллекта;
г) способностей и креативности.
Наиболее узкую направленность в психодиагностическом обследовании имеют:
а) тесты способностей;
б) тесты интеллекта;
в) тесты достижений
г) тесты личности.
К основным понятиям психодиагностики относят:
а) психодиагностические методы;
Тесты общего интеллекта
... показателей от уровня развития интеллекта позволил разработать разнообразные методики исследования интеллекта и связанных с ним качеств. Оценка интеллекта как специфической деятельности человека дала начало методикам подобно тесту Айзенка. Установление его ...
б) тесты и опросники;
в) наблюдение и эксперимент;
г) диагностические признаки и диагностические категории.
Опросники, как группа диагностических методик, подразделяется на:
а) тесты и анкеты;
б) личностные опросники и научные анкеты;
в) эксперимент и собеседование;
г) анкеты и психологическая беседа.
Тест – это … испытание.
а) регулярное;
б) системное;
в) стандартное;
г) тщательное.
Тесты достижений предназначены для оценки степени продвинутости испытуемого в отношении знаний, умений, навыков после прохождения человеком:
а) собеседования с психологом;
б) очередного возрастного этапа;
в) кризисного периода в жизни;
г) соответствующего обучения.
Основными требованиями, предъявляемыми к психодиагностическим методикам, являются:
а) надёжность, валидность, стандартизация;
б) чёткость, последовательность, логичность;
в) компактность, доступность, разнообразие;
г) надёжность, валидность, чёткость.
Процедура стандартизации тестового балла основывается на:
а) переводе общего количества баллов в уровни развития;
б) подсчёте общего количества баллов;
в) переводе тестовых баллов из «сырой» шкалы в «стандартную»;
г) подсчёте «сырого» балла.
С помощью анкеты не возможно получение информации:
а) психологического характера;
б) социологического характера;
в) социально-психологического характера;
г) педагогического характера.
Выборка, на которой определяются статистические тестовые нормы, называется:
а) малой выборкой;
б) большой выборкой;
в) экспериментальной выборкой;
г) выборкой стандартизации.
Надёжность теста – это:
а) соответствие используемого метода измеряемому качеству;
б) единообразие процедуры проведения и оценки результатов;
в) помехоустойчивость теста;
г) единообразие процедуры проведения теста.
Валидность теста – это:
а) соответствие используемого метода измеряемому качеству;
б) помехоустойчивость теста.
в) единообразие процедуры проведения и оценки результатов;
г) единообразие процедуры оценки результатов.
Стандартизация теста – это:
а) соответствие используемого метода измеряемому качеству;
б) помехоустойчивость теста.
в) единообразие процедуры проведения и оценки результатов;
г) выработка единого критерия оценки результатов.
Проблема фиктивных ответов при диагностическом обследовании решается следующим образом, за исключением:
Практическое использование адаптированного теста интеллекта в ...
... интеллекта, особенно в клинике. Создатель методики американский клинический психолог Д. Векслер3 не является автором большинства из отдельных субтестов, ... для исследования отдельных интеллектуальных способностей и качеств мышления, памяти и внимания, нздавно применявшихся психологами ... что двумя существенными характеристиками обоснованного психологического теста явля ются, с одной стороны, достаточно ...
а) разрабатываются социально нейтральные задания;
б) клиента призывают к порядку;
в) проводится повторное обследование;
г) вводятся шкалы «лжи».
К недостаткам метода тестов относится всё ниже перечисленное, за исключением:
а) опасность автоматических ошибок;
б) стандартизация условий и результатов;
в) стрессогенность;
г) репродуктивность.
Для диагностики свойств нервной системы применяются формализованные методики:
а) аппаратурные и бланковые;
б) наблюдение;
в) ролевая игра;
г) беседа в виде диагностического интервью.
Целенаправленное и планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:
а) экспериментом;
б) контент-анализом;
в) наблюдением;
г) методом анализа продуктов деятельности.
Исторически первым методом исследования в психологии является:
а) эксперимент;
б) анкетирование;
в) опрос;
г) наблюдение.
Синонимом слова «тест» является слово:
а) миска;
б) таз;
в) чаша;
г) корыто.
Другим названием тестов «тесты карандаш-бумага» является:
а) предметные тесты;
б) аппаратурные тесты;
в) компьютерные тесты;
г) бланковые тесты.
Раздел III. Проективные методы исследования личности (28)
При подсчёте тестового балла в ТЮФ выявляется:
а) какие темы доминируют;
б) разнообразие рассматриваемых тем;
в) оригинальность трактовки тем;
г) какие темы второстепенные.
Проективная техника «Несуществующее животное» исследует:
а) способности личности;
в) направленность личности;
в) познавательную сферу личности;
г) представление о себе, самооценку, агрессивность.
Создателем тематического апперцептивного теста является:
а) Г. Роршах;
б) Г. Мюррей;
в) Дж. Гилфорд;
г) К. Юнг.
Понятие проекции для обозначения проективных методик впервые использовал в 1939 году:
а) Л. Франк;
б) Г. Роршах;
в) К. Юнг;
г) Дж. Гилфорд.
Группа методик, где используются неопределённые стимулы, которые испытуемый должен дополнять, интерпретировать и т.д., называется:
а) тесты;
б) анализ продуктов деятельности;
в) психофизиологические методики;
г) проективные техники.
Общими для всех проективных методик являются следующие признаки, за исключением:
а) неопределенность, неоднозначность используемых стимулов;
б) отсутствие ограничений в выборе ответа;
Тема 1.Тесты интеллекта
... 1. Понятие «тесты интеллекта» и их количественный показатель. 2. Вербальные тесты интеллекта: - «Методика Э.Ф. Замбицявичене» и др. 3. Невербальные тесты интеллекта: - тест «Нарисуй человека» ... изучения интеллекта в отечественной психологии. Тесты интеллекта: - «Школьный тест умственного развития» (ШТУР) и его модификации; - АСТУР (тест умственного развития); - «Краткий ориентировочный тест» (КОТ) ...
в) отсутствие оценки ответов испытуемого как «правильных» и «ошибочных»;
г) наличие правильных ответов.
При использовании проективных методик могут возникать ошибки при интерпретации данных по следующим причинам, за исключением:
а) несоблюдение инструкции проведения методики;
б) проекция исследователем собственных психических состояний;
в) временное, нестабильное состояние диагностируемого свойства, качества клиента;
г) увлечённость клиента творческим процессом исследования.
Проективный метод – это группа методик, предназначенных для диагностики:
а) эмоционально-волевой сферы личности;
б) личности в целом;
в) отдельных черт личности;
г) самосознания личности.
В основе проективного метода лежит свойство:
а) проекции;
б) интроекции;
в) конфлуенции;
г) ретрофлексии.
Тест «Чернильные пятна» обосновал:
а) Ф. Гальтон;
б) В. Вундт;
в) Г. Роршах:
г) К. Юнг.
К проективным методикам конструирования относят:
а) «Тест Мира» М.Ловенфельд;
б) тест «Чернильные пятна Роршаха»;
в) методику рисуночной фрустрации С.Розенцвейга;
г) ТАТ Х.Моргана, Г.Мюррея.
Диагностическая методика «Психодрама» Дж.Морено — это:
а) методика конструирования;
б) методика дополнения;
в) экспрессивная методика;
г) методика катарсиса.
Группа методик «Рисунок семьи» — это:
а) тест;
б) опросник;
в) анкета;
г) проективная техника.
К диагностическим методикам дополнения относится:
а) рисуночный тест фрустрации С. Розенцвейга;
б) цветовой тест М. Люшера;
в) методика «Незаконченные предложения» Д.Сакса и Леви;
г) миокинетическая методика Мира-и-Лопеса.
«Психогеометрический тест» (С.Деллингер) включает в качестве стимульного материала:
а) 6 геометрических фигур;
б) 5 геометрических фигур;
в) 7 геометрических фигур;
г) 4 геометрические фигуры.
Методика «Вызванная символическая проекция» (К.Х. Лейнер, Р.Ассаджоли; адапт. в бел. популяции Агеенковой Е.К.) изучает:
а) характер представлений человека о себе и окружающем мире;
б) характер представлений человека о себе;
в) характер представлений человека об окружающем мире;
г) характер представлений человека.
Тематической апперцепции тест разработал:
а) Г. Мюррей;
б) Г. Роршах;
в) М. Люшер;
г) Г. Айзенк.
Тематической апперцепции тест применяется для изучения:
а) мотивации;
б) особенностей личности и ее позиции;
в) преобладающих тенденций, стимулирующих активность личности;
г) все перечисленное.
ТАТ Х.Хекхаузена является:
а) личностным опросником;
б) проективной методикой;
в) психофизиологической методикой;
г) тестом интеллекта.
Проективная методика «Дом, дерево, человек» (Дж.Бук) диагностирует:
а) положение ребёнка в семье и его переживания;
б) особенности характера и темперамента;
в) представление ребёнка о себе, о своём физическом Я;
г) особенности эмоциональной сферы человека.
Рисуночный тест фрустрации С. Розенцвейга исследует:
а) индивидуально-психологические особенности человека;
б) тревожность;
в) самосознание личности;
г) особенности поведения детей и взрослых при возникновении у них различных сложностей.
Тест «Нарисуй человека» предложен:
а) К.Маховер, Ф.Гудинаф;
б) Р.Силвер, В.Вульф;
в) Дж.Бук, В.Хьюлс;
г) М.З. Друкаревич.
Тест «Нарисуй человека» Ф.Гудинаф-Харриса» предназначен для измерения
а) словесно-логического мышления;
б) сенсомоторных умений;
в) уровня интеллектуального развития детей и подростков;
г) уровня развития произвольного внимания.
Конститутивные или методики структурирования – это:
а) «Тест Мира» (М.Ловенфельд, Г.Болгар, Л.Фишер);
б) «Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга»;
в) тест «Чернильных пятен Роршаха»;
г) «Психодрама» (Дж.Морено).
Интерпретативные или методики интерпретации
а) «Тест Мира» (М.Ловенфельд, Г.Болгар, Л.Фишер);
б) «Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга»;
в) тест «Чернильных пятен Роршаха»;
г) «Психодрама» (Дж.Морено).
Экспрессивные или методики экспрессии связаны с :
а) осуществлением игровой деятельности в особо организованных условиях;
б) истолкованием какого-либо события, ситуации;
в) созданием из деталей осмысленного целого;
г) рисованием на свободную или заданную тему.
К проективным методикам диагностики мотивации относят:
а) список личностных предпочтений А. Эдвардса;
б) ТЮФ;
в) все перечисленное;
г) «Тест 20 утверждений» Куна.
Методика «Нарисуй свою семью» чаще применяется для:
а) детей дошкольного возраста;
б) детей младшего школьного возраста;
в) детей дошкольного и младшего школьного возраста;
г) обследования взрослых.
Раздел IV. Диагностика познавательной сферы и способностей (54)
Понятие «умственный тест» ввел:
а) Ф. Гальтон;
б) Дж. Кеттелл;
в) А. Бине;
г) Л.Термен.
Прообразом современных тестов интеллекта является шкала:
а) Л.Термена;
б) Дж.Кеттелла;
в) А.Бине, Т.Симона;
г) А.Бине
Понятие «коэффициент интеллекта» (IQ) в 1912 году ввёл:
а) Ч. Спирмен;
б) А. Бине;
в) Дж. Кеттелл;
г) В.Штерн.
Создателем двухфакторной теории интеллекта принято считать:
а) Л.Терстоуна;
б) Ч.Спирмена;
в) Р.Мейли;
г) Л.Термена.
Создателем мультифакторной теории интеллекта является:
а) К.Пирсон;
б) Т.Келли;
в) Л.Терстоун;
г) Р.Вудвортс.
Формула расчёта «коэффициента интеллекта» (IQ) имеет следующий вид:
а) IQ = (базовый возраст / умственный возраст) х 100;
б) IQ = (базовый возраст / хронологический возраст) х 100;
в) IQ = (хронологический возраст / умственный возраст) х 100;
г) IQ = (умственный возраст / хронологический возраст) х 100.
По мере развития тестов интеллекта коэффициент интеллекта (IQ) был заменён на:
а) нормативные оценки;
б) процентильные ранги;
в) стандартный IQ–показатель;
г) бальные отметки.
В 1916 году шкалы Бине-Симона переименовали в шкалу Стэнфорд-Бине, где тестовые нормы шкалы находились в пределах:
а) от 84 до 116;
б) от 80 до 120;
в) от 70 до 100;
г) от 90 до 110.
Вербальные тесты интеллекта оценивают уровень развития:
а) понятийного логического мышления;
б) наглядно-образного мышления;
в) наглядно-действенного логического мышления;
г) наглядно-образного и наглядно-действенного логического мышления.
Невербальные тесты интеллекта оценивают уровень развития:
а) понятийного логического мышления;
б) наглядно-образного мышления;
в) наглядно-действенного логического мышления;
г) наглядно-образного и наглядно-действенного логического мышления.
Примером вербально теста является:
а) тест «Доски форм Сегена»;
б) тест «Нарисуй человека» Ф.Гудинаф-Харриса»;
в) методика Э.Ф. Замбицявичене по определению уровня умственного развития школьников;
г) «Шкалы измерения интеллекта Д.Векслера».
Диагностика внимания предполагает использование ниже представленных методик, кроме:
а) «Корректурные пробы»;
б) «10 слов» А.Р. Лурия;
в) таблицы «Шульте-Горбова»;
г) методика Х.Мюнстенберга.
Диагностика памяти предполагает использование ниже представленных методик, кроме:
а) «Исследование типов памяти»;
б) «Пиктограмма»;
в) таблицы «Шульте-Горбова»;
г) «Образная память».
Диагностика мышления предполагает использование ниже представленных методик, кроме:
а) «Самое непохожее» Л.А. Венгер;
б) «Простые аналогии»;
в) «Сложные аналогии»;
г) методика Х.Мюнстенберга;
а) методика Э.Ф. Замбицявичене.
С помощью таблиц Шульте изучают:
а) избирательность и устойчивость внимания;
б) концентрацию внимания;
в) переключаемость внимания;
г) все перечисленное.
Для изучения понятийного мышления применяются все методики, за исключением:
а) методика « Сравнение понятий»;
б) методика «Исключение лишнего»;
в) методика «Логика связей»;
г) методика « Лабиринт».
Методика «Пиктограмма» предназначена для изучения:
а) особенностей наглядно-образного мышления;
б) особенностей памяти и направленности личности;
в) особенностей эмоционального состояния;
г) все перечисленное.
Автор методики «10 слов»:
а) А.Р. Лурия;
б) А.Н. Леонтьев;
в) С.Л. Рубинштейн;
г) Л.С. Выготский.
Какое из приведенных определений понятия «интеллект» является современным и обобщенным:
а) интеллект – это общая способность к обучению;
б) интеллект – это способность оперировать абстрактными символами и отношениями;
в) под интеллектом, как проявлением индивидуальности, понимает способности индивида к познанию окружающего мира и самого себя;
г) интеллект – это способность к адаптации в окружающем мире.
ШТУР включает задания трёх циклов:
а) математического, гуманитарного и естественнонаучного;
б) лингвистического, математического и технического;
в) физико-математического, лингвистического и технического;
г) математического, гуманитарного и технического.
В «Школьном тесте умственного развития» и его версиях индивидуальным показателем выполнения теста является:
а) стандартный IQ–показатель;
б) сумма баллов по всем заданиям;
в) коэффициент интеллекта;
г) уровень умственного развития.
Тест «Прогрессивные матрицы Равена» состоит из 60 матриц, которые распределены:
а) по 4 сериям;
б) по 6 сериям;
в) по 7 сериям;
г) по 5 сериям.
Принцип прогрессивности в матрицах Равена заключается в том, что:
а) испытуемый постепенно вникает в содержание заданий теста;
б) выполнение заданий каждой предыдущей серии подготавливает выполнение заданий в последующих сериях;
в) умственная нагрузка при выполнении теста нарастает поэтапно;
г) количество заданий в каждой серии увеличивается.
«Шкалы измерения интеллекта Д.Векслера» впервые были разработаны в:
а) 1939г.;
б) 1949г.;
в) 1959г.;
г) 1974г.
«Шкалы измерения интеллекта Д.Векслера» для детей впервые были разработаны:
а) в 1948 г.;
б) в 1950 г.;
в) в 1949 г.;
г) в 1951 г.
«Шкалы измерения интеллекта Д.Векслера» для взрослых обозначаются следующей аббревиатурой:
а) WAIS;
б) WASI;
в) WISC;
г) WICS.
«Шкалы измерения интеллекта Д.Векслера» для детей обозначаются следующей аббревиатурой:
а) WASI;
б) WAIS;
в) WICS;
г) WISC.
Детский вариант «Шкал измерения интеллекта Д.Векслера» имеет:
а) 11 субтестов;
б) 12 субтестов;
в) 10 субтестов;
г) 13 субтестов.
На основании результатов тестирования по «Шкалам измерения интеллекта Д.Векслера» (детский вариант) можно получить:
а) 12 показателей;
б) 11 показателей;
в) 15 показателей;
г) 13 показателей.
«Шкалы измерения интеллекта Д. Векслера» WAIS- R состоят из:
а) 12 субтестов;
б) 11 субтестов;
в) 10 субтестов;
г) 14 субтестов.
«Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра» выявляет:
а) общие и специальные способности;
б) уровень умственного развития;
в) уровень развития интеллекта;
г) способности к практической деятельности и теоретическим дисциплинам.
«Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра» — это:
а) групповой тест интеллекта;
б) групповой и индивидуальный тест интеллекта;
в) индивидуальный тест интеллекта;
г) невербальный тест интеллекта.
«Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра» предназначен для обследования лиц:
а) от 13 до 61 года;
б) от 12 до 61 года;
в) от 13 до 60 лет;
г) от 13 до 40 лет.
«Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра» включает задания на диагностику следующих компонентов интеллекта:
а) вербального, невербального, пространственного;
б) вербального, счетно-математического, пространственного;
в) вербального, невербального, пространственного, практического;
г) вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.
«Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра» предназначен для:
а) диагностики общих и специальных способностей;
б) определения возможности продолжения дальнейшего образования;
в) диагностики общего интеллекта;
г) измерения уровня интеллектуального развития.
Тест АСТУР включает:
а) 9 субтестов;
б) 8 субтестов;
в) 7 субтестов;
г) 6 субтестов.
На основе тестирования с помощью АСТУР можно прогнозировать:
а) успешность усвоения школьных дисциплин;
б) развитие способностей обследуемого;
в) успешность последующего обучения выпускников в учебных заведениях разного профиля;
г) умственное развитие школьника.
Количественный аспект работы испытуемого в АСТУР определяет:
а) количество решённых заданий;
б) процент правильно выполненных заданий;
в) количество правильно решённых заданий;
г) максимальное число баллов.
В АСТУР при анализе групповых данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу испытуемые подразделяются по результатам тестирования на:
а) 3 подгруппы;
б) 6 подгрупп;
в) 5 подгрупп;
г) 4 подгруппы.
Тест АСТУР предназначен для:
а) абитуриентов и старшеклассников;
б) старшеклассников;
в) детей средних классов и старшеклассников;
г) абитуриентов и студентов.
Тестирование студентов с помощью АСТУР в высшей школе проводится для оценки:
а) активности студентов при усвоении дисциплин;
б) решения о выборе учебного заведения;
в) качества образования;
г) уровня развития наглядно-образного и логического мышления.
Тесты для специфических популяций включают:
а) тестирование лиц с физическими недостатками; тестирование межкультурных различий;
б) тестирование младенцев и д-ов; тестирование межкультурных различий;
в) тестирование младенцев и дошкольников; тестирование лиц с физическими недостатками; тестирование межкультурных различий;
г) тестирование межкультурных различий.
Тест «Практическое мышление взрослых» (М.К. Акимова, Т.В. Козлова, Н.А. Ференс) направлен на измерение:
а) специальных способностей;
б) технических способностей;
в) общих способностей;
г) моторных способностей.
Тест «Практическое мышление взрослых» (М.К. Акимова, Т.В. Козлова, Н.А. Ференс) состоит из:
а) 5 субтестов;
б) 4 субтестов;
в) 6 субтестов;
г) 9 субтестов.
По тесту «Практическое мышление взрослых» (М.К. Акимова, Т.В. Козлова, Н.А. Ференс) можно набрать 40 баллов; относительно этого числа устанавливается:
а) возрастная норма;
б) уровень развития практического мышления;
в) уровень развития способностей;
г) % правильно выполненных заданий испытуемым.
По результатам выполнения теста «Практическое мышление взрослых» (М.К. Акимова, Т.В. Козлова, Н.А. Ференс) строится график, который выявляет:
а) неравномерность развития практического мышления;
б) уровень развития практического мышления;
в) уровень развития способностей;
г) % правильно выполненных заданий испытуемым.
Шкалы двигательных умений Н.И. Озерецкого предназначены для изучения:
а) физического развития;
б) основных типов моторного поведения;
в) социального развития;
г) самостоятельности и независимости.
Для изучения музыкальных способностей используется:
а) «Таблица Снеллена»;
б) «Тест К.Сишора»;
в) «Батарея тестов дифференциации способностей»;
г) «Тест ЛОГО».
ТПМ (И.С. Якиманская, В.Г.Зархин, Х. Кадаяс) расшифровывается как:
а) тест правильного мышления;
б) тип памяти малыша;
в) теоретические показатели мышления;
г) тест пространственного мышления.
«Тест на выполнение логических операций над геометрическими объектами (ЛОГО)» (И.С. Якиманская, В.Г.Зархин, О.С. Зяблова, А.Ю. Лебедев) предназначен для:
а) выявления умений выполнять операции классификации, аналогии и построения закономерностей;
б) диагностики пространственного мышления, которое является компонентом математических и технических способностей;
в) выявления доминирующего типа, стадии и уровня сформированности естественно-научного мышления;
г) сформированности действия теоретического обобщения.
Креативность, как специфический вид способностей, выделили в:
а) 30-е гг. XX в.;
б) 40-е гг. XX в.;
в) 50-е гг. XX в.;
г) 60-е гг. XX в.
Е. Торренс разработал 12 тестов для измерения креативности, которые обобщены по характеру заданий в три блока:
а) «Вербальный тест», «Невербальный тест», «Фигурный тест»;
б) «Словесный тест», «Невербальный тест», «Фигурный тест»;
в) «Вербальный тест», «Невербальный тест», «Пространственный тест»;
г) «Вербальный тест», «Фигурный тест», «Батарея на словесно-звуковое творческое мышление».
«Метод креативного поля» предложен:
а) Е.С. Беловой;
б) Д. Б. Богоявленской;
в) Е.И. Щеблановой;
г) Н.С. Лейтес.
Анализ ответов в тестах креативности проводится по ниже перечисленным критериям, за исключением:
а) беглость, гибкость;
б) активность, упорство;
в) тщательность разработки темы;
г) оригинальность.
Тест «Диагностика творческого мышления у дошкольников» (Е.С. Белова, Е.И. Щебланова и др.) состоит из 3 субтестов:
а) «Выбери картинку», «Дорисуй фигуры», «Составь рассказ»;
б) «Выбери картинку», «Дорисуй фигуры», «Повторяющиеся фигуры».;
в) «Нарисуй картинку», «Незавершённые фигуры», «Составь рассказ»;
г) «Нарисуй картинку», «Незавершённые фигуры», «Повторяющиеся фигуры».
Раздел V. Диагностика свойств, состояний и др. Особенностей личности (45)
Факторный анализ для выявления черт (факторов) личности впервые использовал:
а) А. Эдвардс;
б) Р. Кеттелл;
в) Ч. Осгуд;
г) Ч. Спирмен.
Стандартная форма опросника Р.Кеттелла 16 PF состоит из:
а) 105 пунктов;
б) 187 пунктов;
в) 79 пунктов.
г) 70 пунктов.
В стандартной форме опросника Р.Кеттелла 16 PF кроме первичных факторов можно выделить по формулам факторы второго порядка, их всего:
а) 7;
б) 6;
в) 5;
г) 4.
Опросник (16-PF) Дж. Кеттелла диагностирует:
а) систему устойчивых предпочтений и мотивов личности;
б) мировоззрение, отношение к себе и другим;
в) индивидуально-психологические особенности человека;
г) черты характера.
Г. Айзенк предложил:
а) 5-факторную модель личности ;
б) 4-факторную модель личности;
в) 2-факторную модель личности;
г) 3-факторную модель личности.
Для диагностики экстраверсии, нейротизма Г. Айзенк создал опросник:
а) EPQ;
б) PEQ;
в) EPI;
г) EPА.
Опросник EPI Г. Айзенка предназначен для диагностики:
а) мотивации;
б) личностных черт;
в) самосознания
г) интеллекта.
«Миннесотский многоаспектный личностный опросник» (MMPI) разработали:
а) Р.Кеттелл, Г. Айзенк;
б) С.Хатуэй, Дж. Маккинли;
в) Дж.Холланд, Д.Кейрси;
г) С.Хатуэй, Д.Кейрси.
В классическом виде утверждения MMPI образуют 13 шкал:
а) 3 контрольных и 10 клинических;
б) 2 контрольных и 11 клинических;
в) 4 контрольных и 9 клинических;
г) 1 контрольных и 12 клинических.
Диапазон разброса нормы в MMPI:
а) б) от 40 до 70;
б) от 30 до 70;
в) б) от 50 до 70;
г) б) от 50 до 80;
В MMPI следует:
а) уточнять буквальную интерпретации шкал;
б) интерпретировать шкалы в отдельности;
в) избегать буквальной интерпретации шкал;
г) интерпретировать только отдельные шкалы.
По данным тестирования с помощью личностного опросника «Мини-мульт» вычерчивается:
а) личностный график испытуемого;
б) индивидуальный график испытуемого;
в) личностный показаль испытуемого;
г) личностный профиль испытуемого.
Опросник «Мини-мульт» разработали:
а) С.Хатуэй, Д.Кейрси;
б) Ф. Б. Березин, М. П. Мирошников;
в) Дж.Холланд, Д.Кейрси.
г) Р.Кеттелл, Г. Айзенк.
«Сырые» баллы в опроснике «Мини-мульт» по базовым шкалам 1, 4, 7, 8, 9 корректируются по шкале:
а) А;
б) P;
в) К;
г) C.
«Опросник Леонгарда-Шмишека» состоит из:
а) 11 шкал;
б) 10 шкал;
в) 12 шкал;
г) 13 шкал.
«Опросник Леонгарда-Шмишека» исследует:
а) акцентуацию характера;
б) акцентуацию темперамента;
в) способности;
г) акцентуацию характера и темперамента.
ПДО А.Личко предназначен для диагностики типа акцентуации характера:
а) у подростков и лиц юношеского возраста (от 14 до 18 лет);
б) у подростков;
в) у лиц юношеского возраста;
г) у взрослых.
ПДО А.Личко состоит из:
а) 20 шкал;
б) 25 шкал;
в) 12 шкал;
г) 18 шкал.
Опросник «САН» (В.А. Доскин) оценивает всё ниже перечисленное, за исключением:
а) самочувствие;
б) активность;
в) направленность;
г) настроение.
Шкала опросника «САН» состоит из числовых индексов:
а) 1230321;
б) 1234567;
в) 7654321;
г) 3210123.
Опросник САН (Доскин В.А.) состоит из:
а) 30 вопросов;
б) 20 утверждений;
в) 30 тестовых задач;
г) 30 пар слов с противоположным значением.
Для диагностики тревожности у детей 3,5-7 лет применяется
а) «Шкала явной тревожности» (CMAS) (авторы: амер. псих. А. Кастанеда, Д.Палермо и др.; адаптация А.М. Прихожан.);
б) «Тест тревожности» (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен);
в) «Опросник Басса-Дарки»;
г) «Шкала самооценки тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханина).
Опросник Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина предназначен для изучения:
а) личностной тревожности;
б) реактивной тревожности;
в) личностной и реактивной тревожности;
г) ситуативной тревожности.
Вопросы «Опросника Басса-Дарки» распределены на:
а) 6 шкал;
б) 8 шкал;
в) 7 шкал;
г) 4 шкалы.
Числовое значение индекса агрессивности в «Опроснике Басса-Дарки» равно:
а) 6,5 ± 3;
б) 7±4;
в) 21±3;
г) 21 ± 4.
«Тест тревожности» (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) – это:
а) опросник;
б) стандартизированная методика;
в) проективная методика;
г) опросник-анкета.
Методику «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» разработали:
а) Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен;
б) Д.Рассел, М.Фергюсон;
в) А. Кастанеда, Д.Палермо;
г) Л. Д. Малкова и Т. Г. Чертова.
«Шкала явной тревожности» (MAS) (Дж. Тейлор) предназначена для изучения тревожности:
а) у взрослых;
б) у дошкольников;
в) у старших подростков;
г) у лиц пожилого возраста.
Техника «Семантический дифференциал» разработана:
а) Ч. Спирмен;
б) Ч. Осгуд;
в) Л. Эдвардс;
г) Г.Роршах.
В психодиагностике мотивации выделяют три основные группы методов:
а) тесты, анкеты, интервью;
б) опросники, тесты, проективные техники;
в) психофизиологические методики;
г) прямые, косвенные, проективные.
Методика «Изучение соподчинения мотивов» предназначена для:
а) дошкольников;
б) младших школьников;
в) подростков;
г) юношеского возраста.
Автором методики «Изучение познавательной потребности» является:
а) А.Мехрабиан;
б) В.С. Юркевич;
в) Л.Н.Собчик;
г) В.В. Столин.
К проективным методам диагностики мотивации относятся:
а) «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» (Н.Г. Казанцева);
б) ТЮФ;
в) все перечисленное;
г) ТМД А. Мехрабиана, М. Магомед-Эминова.
Опросник А. Мехрабиана и М. Магомед-Эминова ТМД предназначен для диагностики:
а) мотива стремления к успеху и мотива избегания неудач;
б) личностных черт;
в) самосознания;
г) способностей.
К недостаткам методик диагностики мотивации относится все, за исключением:
а) противоречивость данных о валидности;
б) необходимость учитывать влияние конкретной ситуации;
в) трудности количественной обработки;
г) необходимость совместного использования прямых и косвенных методов диагностики.
Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» (Н.Г. Казанцева) состоит из:
а) 4 разделов;
б) 5 разделов;
в) 2 разделов;
г) 3 разделов.
В 1-ом разделе методики «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» (Н.Г. Казанцева) школьнику предлагается назвать:
а) любимые и нелюбимые предметы;
б) любой предмет и отметить в бланке причины, характеризующие отношение к предмету;
в) утверждения, которые соответствуют личному отношению к учёбе;
г) доминирующие мотивы учебной деятельности.
В опроснике ТМД А.Мехрабиана, М.Ш. Магомед-Эминова испытуемый оценивает степень своего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используя шкалу:
а) от 0 до 3;
б) от +3 до -3;
в) от +2 до -2;
г) от 0 до 7;
Методика А.Мехрабиана «Мотивация аффилиации» (модификация М.Ш. Магомед-Эминова) предназначена для диагностики:
а) мотива стремления к принятию;
б) мотива страха отвержения;
в) мотивов СП, СО;
г) мотива быть в обществе других.
Процедура проведения методики ТЮФ предусматривает распределение карточек с фразами на:
а) 10 тем;
б) 8 тем;
в) 12 тем;
г) 40 тем.
« Опросник самоотношения» В. В. Столина предназначен для диагностики:
а) мотивации;
б) личностных черт;
в) самосознания;
г) способностей.
В системе ценностных ориентаций М. Рокич различает:
а) терминальные ценности;
б) инструментальные ценности;
в) терминальные и инструментальные ценности;
г) жизненно важные ценности.
С помощью личностного опросника Я. Стреляу изучают:
а) свойства темперамента;
б) черты личности;
в) характер;
г) способности.
Опросник В.М. Русалова определяет:
а) черты характера;
б) характер межличностных отношений;
в) свойства темперамента;
г) способности человека.
Учёт природных особенностей личности особенно важен при организации:
а) учебной деятельности и при профотборе;
б) процесса общения в коллективе;
в) внутрисемейного взаимодействия;
г) работы службы знакомств.
Раздел VI. Методы определения функциональной асимметрии (15)
«Левополушарное» мышление является:
а) дискретным и аналитическим;
б) дискретным и симультанным;
в) аналитическим и синтетическим;
г) симультанным и синтетическим.
«Правополушарное» мышление является:
а) дискретным и аналитическим;
б) дискретным и симультанным;
в) аналитическим и синтетическим;
г) симультанным и синтетическим.
Методика «Рисование лежащей восьмёрки» определяет:
а) тип мышления;
б) стиль мышления;
в) ведущее полушарие;
г) асимметрию личностного развития.
Термин «асимметрия» в переводе с греческого (asymmetria) означает:
а) несоразмерность;
б) соразмерность;
в) отсутствие равновесия;
г) равновесие.
Вербальный интеллект связывают с доминантностью:
а) правого полушария;
б) левого полушария;
в) обоих полушарий;
г) нет правильного ответа.
Окончательное доминирование правой или левой руки устанавливается к:
а) 3 годам;
б) 4 годам;
в) 5 годам;
г) 7 годам.
Методика «Рисование лежащей восьмёрки» позволяет определить:
а) тип реагирования ребёнка на незнакомую ситуацию;
б) тип личности ребёнка;
в) тип акцентуации характера;
г) тип восприятия ребёнком новой информации.
Интегрированный профиль личности – это:
а) когда ведущими являются все органы, как единое целое;
б) когда ведущее полушарие соотносится с деятельностью противоположных ведущих органов;
в) когда одно ведущее полушарие соотносится с деятельностью 1, 2, 3 противоположных ведущих органов;
г) когда ведущим является 1 полушарие и все 4 органа с этой же стороны.
Доминирующее полушарие головного мозга определяется по:
а) ведущей руке;
б) ведущему глазу;
в) ведущему уху и ведущей ноге;
г) все ответы верны.
Основное различие между полушариями головного мозга определяется:
а) особенностями используемого материала;
б) характером переработки материала, т.е. типом мышления;
в) особенностями используемого материала и характером его переработки, т.е. типом мышления;
г) все ответы не верны.
При определении моторных и сенсорных асимметрий человека используются следующие методы:
а) учёт морфологических показателей;
б) опрос, тесты;
в) наблюдение;
г) все ответы верны.
Современная система обучения построена с ориентацией на:
а) правое полушарие головного мозга;
б) левое полушарие головного мозга;
в) оба полушария головного мозга;
г) интегрированный профиль личности.
Пробы Розенбаха – это:
а) метод определения ведущего уха;
б) метод определения ведущего глаза;
в) метод определения доминирующей руки;
г) метод определения ведущего уха.
Тест «Тиканье часов» предназначен для:
а) определения ведущего уха;
б) определения ведущего глаза;
в) определения доминирующей руки;
г) определения ведущего уха.
Выделяют основные доминантно-лотеральные профили личности:
а) интегрированный;
б) односторонний или блокированная доминанта;
в) естественный и смешанный;
г) все ответы верны.
Раздел VII. Психодиагностика межличностных отношений
Методика «Секрет» разработана:
а) В.Я. Ядовым;
б) Т. А. Репиной;
в) И.П. Волковым;
г) Я.Л. Коломинским.
Особенностью аутосоциометрии является то, что психологическая характеристика даётся:
а) тому, кто выбирает;
б) тем, кого выбирают;
в) тем, кого выбирают и тому, кто выбирает;
г) нет верного ответа.
Методика «Краски в подарок на день рождения» разработана:
а) Т.Д.Марцинковской;
б) Т. А. Репиной;
в) Я.Л. Коломинским;
г) Е.А. Панько, М.Кашляк.
Социометрический эксперимент в групповой форме проводится с :
а) 1 класса;
б) 2 класса;
в) 3 класса;
г) 4 класса.
Критерии выбора в социометрическом эксперименте могут быть:
а) положительные и отрицательные;
б) положительные;
в) отрицательные;
г) только положительные.
Если испытуемый в аутосоциометрии даёт большинству членов группы высокий социометрический статус (более 50 %), то ему приписывается:
а ЦБУ) ;
б) ЦСУ;
в НСУ) ;
г) ПСУ.
Социометрические данные важно дополнять результатами методик:
а) прямой оценки межличностных отношений;
б) проективной оценки межличностных отношений;
в) косвенной оценки межличностных отношений;
г) второстепенной оценки межличностных отношений.
Число выборов в социометрии:
а) не ограничивается;
б) чаще ограничивается 3-мя выборами;
в) ограничивается 5-ю выборами;
г) ограничивается 11-ю выборами.
Особенностью социометрии является то, что психологическая характеристика даётся:
а) тому, кто выбирает;
б) тем, кого выбирают;
в) тем, кого выбирают и тому, кто выбирает;
г) нет верного ответа.
Методика «Нарисуй свою семью» исследует внутрисемейную ситуацию с позиции:
а) ребёнка;
б) родителей;
в) сиблингов;
г) родителей и ребёнка.
Методика «Внешнегрупповая референтометрия» выявляет:
а) дополнительный круг общения испытуемого;
б) родственный круг общения испытуемого;
в) круг общения в среде сверстников;
г) референтный круг, т.е. значимых других.
Методика «Внешнегрупповая референтометрия» содержит:
а) 2 взаимодополняющих списка;
б) список 1-А;
в) список 1-Б;
г) список 1-А, список 1-Б.
В методике «Внешнегрупповая референтометрия» каждое из выбранных лиц оценивается по:
а) 4-бальной шкале;
б) 3-бальной шкале;
в) 5-бальной шкале;
г) 2-бальной шкале.
Интерпретация рисунка по методике «Нарисуй свою семью» производится с учётом следующих аспектов:
а) сравнение структуры рисунка с реальной семьёй;
б) учёт анализа процесса рисования;
в) осмысление и соотнесение с критериями графических презентаций членов семьи;
г) всё выше перечисленное.
«Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В.Столин) состоит из:
а) 4 шкал;
б) 5 шкал;
в) 3 шкал;
г) 2 шкал.
Шкала «Кооперация» в «Опроснике родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В.Столин) отражает:
а) социально желательный образ родительского отношения;
б) межличностную дистанцию в общении с ребенком;
в) отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку;
г) особенности восприятия и понимания ребенка родителем.
Характер межличностных отношений в группе во многом определяют индивидуальные свойства личности, изучать которые можно с помощью:
а) опросника Т. Лири;
б) опросника описания поведения К. Томаса;
в методики «Q-сортировка» ;
г) всё выше перечисленное.
Индекс групповой сплочённости исследуется с помощью опросника:
а) А.Ф. Фидлера ;
б) А.Я. Варги, В.В.Столина;
в) Сишора;
г) К. Томаса.
Психологическую атмосферу в коллективе можно изучать с помощью опросника:
а) А.Ф. Фидлера ;
б) А.Я. Варги, В.В.Столина;
в) Сишора;
г) К. Томаса.
Методика «Социометрия» изучает:
а) умственное развитие;
б) способности;
в) характер межличностных отношений;
г) особенности мышления.