РУКОВОДСТВО
по оформлению и прохождению практики по профилю специальности
(технологическая) и оформлению отчета
по специальности «Менеджмент (по отраслям)» 080501
Оценка_____________________
«____»______________________
____________________________
руководитель практики
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ОТЧЕТА
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Глазовский технический колледж»
ОТЧЕТ
ПРАКТИКА ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ)
«Менеджмент (по отраслям)» 080501
_______________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
_______________________________________________________
(шифр, отделение, группа)
_______________________________________________________
(домашний адрес)
_______________________________________________________
(место прохождения практики)
____________________________________ район
______________________________________ область
Руководитель практики ____________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество)
Распределение бюджетного времени
Тематический план
№ п/п | Наименование тем практики | Количество недель |
Вводный инструктаж | 1 неделя | |
Тема 1 | Психологические аспекты управления | |
Тема 2 | Основы психологии личности | |
Тема З | Психология малых групп и коллективов | 2 неделя |
Тема 4 | Этапы формирования коллектива | |
Тема 5 | Конфликтные ситуации и пути их разрешения | |
Тема 6 | Кадровое планирование в организации | 3 неделя |
Тема 7 | Набор персонала и отбор кадров | |
Тема 8 | Профориентация и адаптация персонала | |
Тема 9 | Управление служебно-профессиональным продвижением персонала | |
Оформление отчета | ||
Итого: | 3 недели |
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
Руководителем производственной (профессиональной) практики является заместитель директора по учебно-производственной работе, который осуществляет планирование, организацию, обеспечение и контроль производственной (профессиональной) практики студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Заместитель директора по учебно-производственной работе координирует работу руководителей практики от учебного заведения, определяет цели и задачи методической цикловой комиссии по производственной (профессиональной) практике по вопросам совершенствования организации производственного обучения.
Организации практики на всех этапах направлена на выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с получаемой специальностью и присваиваемой квалификацией.
Общий объем времени определяется ГОС СПО по специальности и примерным учебным планом.
Закрепление баз практик осуществляется администрацией учебного заведения на основе прямых связей, договоров с организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Содержание производственной (профессиональной) практики направлено на овладение студентами профессиональной деятельности по специальности, закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении дисциплин обще профессионального и специального циклов.
Содержание практики предполагает приобретение первоначального практического опыта, развитие профессионального мышления, так же овладение первоначальным профессиональным опытом, проверку профессиональной готовности к самостоятельной трудовой деятельности будущего специалиста и сбор материалов к дипломному проекту (работе).
Практика по профилю специальности (технологическая) проводится, как правило, в организациях различных организационно-правовых форм, или на базе учебного заведения.
Успешная реализация программы практики, зависит от организации производственной (профессиональной) практики, знания целей и задач практики, качества контроля практики.
Приказом по учебному заведению назначаются руководители практики от учебного заведения из числа преподавателей специальных дисциплин.
Руководители практики от учебного заведения устанавливают связь с руководителями практики от организации и совместно с ними принимают участие в распределении студентов по местам практик в соответствии с требованиями программы практики, проводят индивидуальные и групповые консультации в учебном заведении и в организации по безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, промышленной безопасности.
На производственной практике студенты обязаны:
— соблюдать правила внутреннего распорядка, установленном в данном хозяйстве;
— выполнять предусмотренные программой задания;
— составлять отчет прохождения производственной практики и оформить приложение к нему в виде составленных первичных и сводных бухгалтерских документов по заданиям;
— показать пример сознательного отношения к труду;
— участвовать в общественной жизни коллектива.
По окончании производственно-квалификационной практики студенты обязаны представить следующие материалы:
1. Отчет с обязательным заключением руководителя практики от производства.
2. Приложение к отчету (копия первичных и сводных документов и других документов, на предприятии).
3. Характеристику с места прохождения практики. Характеристика заверяется печатью предприятия.
Материалы производственно-квалификационной практики проверяет преподаватель, предварительно оценивает предоставленный материал, после чего с каждым студентом проводится собеседование и выставляется итоговая оценка по пятибалльной системе.
Студенты, не выполнившие требования программы производственно-квалификационной практики или получившие от предприятия отрицательные отзывы, к сдаче государственных экзаменов не допускаются и направляются на практику повторно.
В примерный комплект документов руководителя практики от учебного заведения входят:
— Положение производственной (профессиональной) практике, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования;
— рекомендации по применению Положения;
— договор с организацией о проведение практики;
— приказ о назначении руководителя практики от учебного заведения;
— приказ распределений студентов по местам практик;
— рабочая программа практики;
— график производственной (профессиональной) практики;
— график консультаций;
— график целевых проверок.
Рабочая программа практики по профилю специальности разрабатывается предметной (цикловой) комиссией, согласовывается с руководителем практики от организации и утверждается руководителем учебного заведения.
Рабочая программа практики определяет содержание, сроки, объекты практики и виды работ; а также формы организации теоретических занятий студентов.
Консультантами от учебных заведений являются руководители курсовых и дипломных проектов (работ), которые определяют конкретные задания студентам на период практики.
График производственной (профессиональной) практики в организации составляют на основе рабочей программы с учетом количества предоставляемых рабочих мест и числа студентов, направляемых на практику. График определяет срок работы практикантов в отдельных подразделениях; приложением к нему является график консультаций и теоретических занятий, предусмотренный рабочей программой практики, график целевых проверок, график консультаций.
Текущий контроль практики по профилю специальности (технологической) и преддипломной практики (квалификационной или стажировки) рекомендуется осуществлять на основе разработанного графика целевых проверок, в которых указывают сроки, цели контроля и фамилии проверяющих.
УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫМИ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ СТУДЕНТЫ
Обрабатывать и систематизировать документацию, применять методы наблюдения, тестирования, анкетирования для изучения личности и коллектива в целом; дать характеристику личности на основе ее познавательных психических процессов, ведущему эмоциональному состоянию и преобладающим свойствам личности; определять стадию развития коллектива; определять тип конфликта, причины его возникновения и пути выхода; составлять оперативный план работы с персоналом; организовать процесс набора кадров и отбора их на вакантные должности; провести собеседование с претендентом (претендентами) при приеме на работу; изучать факторы адаптированности персонала; составлять план работы по профориентации и адаптации персонала; планировать этапы служебно-профессионального продвижения персонала в организации.
Вводный инструктаж
Ознакомление с целями и задачами практики; инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности; организационные вопросы.
Тема 1. Психологические аспекты управления
Студент должен:
знать:
— психологическую характеристику коллектива и личности;
— основные психологические закономерности управленческого труда;
уметь:
— применять методы наблюдения, тестирования, анкетирования для изучения личности и коллектива в целом;
выполнить:
— составить психологическую характеристику коллектива;
— составить анкету и провести анкетирование (по выбору);
— составить шкалу наблюдения за чертами личности (по выбору);
— провести тестирование на определение профессиональных характеристик работника.
Тема 2. Основы психологии личности
Студент должен:
знать:
— основные формы проявления психики человека: психические процессы и психические состояния и свойства личности;
уметь:
— дать характеристику личности на основе ее познавательных психических процессов, ведущему эмоциональному состоянию и преобладающим свойствам личности;
выполнить:
-изучить и дать анализ типа восприятия, типа памяти и мышления, развития речи и воображения;
— определить характерные особенности направленности личности (цели, идеалы, интересы, убеждения), задатков и способностей (в частности — коммуникативно-организационных), темперамента и характера;
— выявить наиболее типичное эмоциональное состояние.
Тема 3. Психология малых групп и коллективов
Студент должен:
знать:
— понятие и характеристику малых групп и коллективов;
уметь:
— применять методы наблюдения, тестирования, анкетирования, для изучения личности и коллектива в целом;
выполнить:
— провести социометрию (метод изучения межличностных отношений);
-проанализировать уровень благополучия взаимоотношений (УБВ), коэффициент удовлетворения (Куд), индекс изоляции (ИЗ) по каждому из выборов:. эмоциональному, деловому и психологическому;
-определить лидеров;
-определить интеллектуальную активность, эмоциональную коммуникативность и микроклимат коллектива;
— сделать вывод и рекомендации по повышению эффективности группы.
Тема 4. Этапы формирования коллектива
Студент должен:
знать:
— этапы развития групп и способы формирования коллектива;
уметь:
— определять стадию развития коллектива («притирка», «ближний бой», «экспериментирование», «эффективность», «зрелость»);
выполнить:
— провести исследование на определение этапа развития группы;
— определить факторы, препятствующие эффективной работе коллектива: неясность целей, непригодность руководителя, квалификация сотрудников, отсутствие творческих способностей работников и т.д.
Тема 5. Конфликтные ситуации и пути их разрешения
Студент должен:
знать:
— типы и виды конфликтных ситуаций;
— характеристику типов личностей по поведению в конфликтных ситуациях;
— эффективные пути выхода из конфликтов;
уметь:
— определять тип конфликта, причины его возникновения и пути выхода;
выполнить:
— проанализировать потенциальные конфликты, их причины и предложить пути их эффективного разрешения.
Тема 6. Кадровое планирование в организации
Студент должен:
знать:
— цели и задачи кадрового планирования;
уметь:
— составлять оперативный план работы с персоналом;
выполнить:
— проанализировать планирование кадров в организации;
— составить оперативный план работы с персоналом.
Тема 7. Набор персонала и отбор кадров
Студент должен:
знать:
— источники организации набора персонала и приемы набора работников;
— процесс отбора персонала;
уметь:
-организовать процесс набора кадров и отбора их на вакантные должности;
— провести собеседование с претендентом (претендентами) при приеме на работу;
выполнить:
— составить анкету-резюме на себя;
— принять участие в процессе анализа анкет, в собеседовании с претендентами на вакантные места;
— проанализировать и сделать вывод о профессиональной пригодности претендента на вакантную должность.
Тема 9. Управление служебно-профессиональным продвижением персонала
Студент должен:
знать:
— методы управления деловой карьерой;
— систему служебно-профессионального продвижения;
уметь:
— планировать этапы служебно-профессионального продвижения персонала в организации;
выполнить:
— определить вид карьеры сотрудника (по выбору студента);
— построить схему служебно-профессионального продвижения этого сотрудника;
— разработать систему методов продвижения его по службе.
В ходе практики студенту необходимо детально ознакомиться с объектом исследования (будущего дипломного проектирования).
Характеризуя объект проектирования или исследования, необходимо представить:
— основные параметры объекта (особенности объекта, специализацию производства, технический уровень и качество выпускаемой продукции, количественные характеристики по объему продукции, численности персонала и др.);
— производственную структуру и структуру управления, функциональные связи и зависимости;
— характеристику основных факторов производственного процесса (состав и структуру основных и оборотных производственных фондов, структура и характеристика работающих, структура затрат на производство продукции (работ, услуг);
— характеристику систем планирования, учета, стимулирования.
Характеристики объекта исследования необходимо представить в следующих разделах:
1) Основные параметры объекта:
1.1) Общая характеристика организации:
1.1.1) Название
1.1.2) Статус
1.1.3) Организационно-правовая форма
1.1.4)Юридический и почтовый адрес
1.1.5)Характеристика органов или лиц, являющихся учредителями. Характеризуя учредителей студент имеет право не указывать конкретные как юридические, так и физические лица, а лишь определить доли в уставном капитале, соответствующие тому или иному статусу.
1.2) Отраслевые особенности объекта.
Отраслевая принадлежность, тип и специализация производства, количественные характеристики по объему продукции (валовая, готовая продукция), численности персонала
Характеризуя объект проектирования или исследования, целесообразно использовать системный подход. Поэтому в следующие разделах объект исследования может быть представлен как производственная система, обладающая элементно-структурными характеристиками:
2) Организационная структура с разделением на структуру управления и производственную структуру.
Элементами структуры управления являются руководитель и его заместители, отделы, бюро, группы, выполняющие отдельные функции управления.
Элементы производственной структуры: цеха, хозяйства, производственные участки.
Свойства элементов: специализация, выполняемые функции, возможности, степень самостоятельности, эффективность функционирования и т.д.
Характеристика взаимосвязей между элементами системы: планирования. учета, ответственности и контроля, мотивации и стимулирования.
3) Производственно-технологическая структура: состав и структура основных фондов и оборотных средств, оборудования, персонала.
Свойства элементов: износ, технический уровень, производительность, оборачиваемость, эффективность функционирования, квалификация персонала и т.д.
4) Структура производственного процесса: стадии производства (переделы), дифференцированные части стадий производства, важнейшие операции. Свойства элементов: производительность, технический уровень, технологические возможности, уникальность и т.д.
Свойства элементов, например:
-для выпускаемой продукции: цена, показатели качества, спрос; — для отходов: вредность, токсичность, возможность утилизации,
5) Свойства производственной системы в целом: перечисление, содержательное описание и указание значений, применяемых обобщающих показателей результативности, эффективности и устойчивости функционирования.
6) Структура выхода производственной системы: номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, работ, услуг, утилизируемые отходы производства, не утилизируемые отходы производства, выбросы в окружающую среду, увольняемый персонал, прибыль на расширенное воспроизводство и др.
7) Структура входа производственной системы — перечень применяемых ресурсов (элементы входа) и количественные соотношения объемов их потребления. Свойства элементов — цены, технические, технологические и качественные характеристики, дефицитность, периодичность и устойчивость поступления и т.д.
8) Характеристика внешней среды: микроокружающей и макроокружающей. Важнейшие элементы микроокружающей среды: товарный рынок (потребители, поставщики, конкуренты, посредники), финансовый рынок, рынок труда, рынок научно-технической продукции.
Свойства элементов: спрос, эластичность спроса, устойчивость спроса, контролируемость рынка, возможность получения кредита, процентная ставка, дефицитность трудовых ресурсов, доступность нововведений и др.
Макроокружающая среда включает совокупность элементов: природных, демографических, экономических, экологических, научно-технологических, законодательных, национальных и т.д., которые имеют различный характер и социально-экономическую природу и воздействуют на предприятие.
9) Основные проблемы существующие на предприятии по мнению руководства и работающих.
Оформление отчета
Формой завершения практики является отчет с заполнением бланками, формами и другими материалами по программе практики. Объем отчета должен быть не менее 20-25 страниц машинописного или компьютерного текста (выполненного через 1,5 интервала, шрифт 14) или 30-35 страниц рукописного текста, включая таблицы
БОУ СПО УР «ГЛАЗОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ОТЧЕТ
По практике
___________
___________
(отделение, группа)
___________
(место прохождения практики)
__________________________ район
__________________________ область
Руководитель практики _______________________________________________________
(должность Ф.И.О.)
|
СВЕДЕНИЯ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
№ п/п | Дата | Место прохождения практики | Краткое описание работы |
СВЕДЕНИЯ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
№ п/п | Дата | Место прохождения практики | Краткое описание работы |
|
Перечень рекомендуемой литературы
1. Аллан Пиз. Язык телодвижений. — Новосибирск: АЙ КЬЮ, 1994. |
2. Битянова М.Р. Социальная психология. — М., 1994. |
3. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1995. |
4. Венедиктовна В.И. О деловой этике и этикете. М.; 1994. |
5. Веснин В.Р. Менеджмент – М.; Юрист, 1994. |
6. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. — М., 1994. |
7. Генов Ф. Психология управления. — М., 1992. |
8. Герчикова И.Н. Менеджмент – М.; Банки и биржи, Юнити, 1994. |
9. ГОСТ 6.36-90 «Унифицированная система документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». |
10. Донцов А.И. Психология коллектива. — М.: изд. МГУ, 19S4. |
11. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер — психологические аспекты профессии. — М.: 1992. |
12. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М.: Экономика, 1990. |
13. Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. — М.: ИНФРА — М, 1995. |
14. Лебедев В.И. Психология и управление. — М.: ВО Агропро-миздат,1990. |
15. Лучшие психологические тесты. /Пер. с англ. Дружининой Е.А./. Харьков, 1994. |
16. Менеджмент организации. Учебное пособие./ Под ред. Румянцевой З.П., Н.А. Соломатина/. М.; Инфра – М., 1995. |
17. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента (пер. с англ.).
— М.: Дело, 1992. |
18. Немов Р.С. Психология. — М.: Просвещение, 1990. |
19. Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. Л., 1991. |
20. Общая психология /под ред. Петровского А.В. — М.: Просвещение, 1986. |
21. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. — М.: Политиздат, 1982. |
22. Психология /под ред. Богословского. — М.: Просвещение, 1990. |
23. Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988. |
24. Розанова В.А. Психология управления (учебно-практическое пособие).- М., 1997. |
25. Секреты умелого руководителя, (сост. Липсиц И.В.) — М.: Экономика, 1991. |
26. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: 1979. |
27. Слуцкий В. Управление социальным развитием персонала предприятия. Учебное пособие. М.; ГАУ, 1994. |
28. Справочник директора предприятия. М.; Инфра – М, 1996. |
29. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. АО «Бизнес – школа» Интелсинтез, 1995. |
30. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М.; Дело, 1995. |
31. Управление персоналом организации. Учебник./Под ред. А.Я. Кибанова М.; Инфра – М, 1997. |
32. Швальбе Б., Швальбе X. Личность. Карьера. Успех. — М.: Прогресс, 1993. |
33. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. — М.: Финансы и статистика, 1992. |
34. Шепель В.М. Управленческая психология. — М.: Финансы и статистика,1993. |
35. Шмидт Р. Искусство общения. — М.: СП Интерэксперт, 1992. |