Психологические проблемы первых лет супружеской жизни

КУРСОВАЯ РАБОТА

Психологические проблемы первых лет супружеской жизни

Руководитель:

Автор работы:

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………… 3

1. Семья как целостная система……………………………………………………………….. 4

1.1. Готовность к браку как базовая основа будущего супружества, теории выбора брачного партнёра………………………………………………………………………………………….. 7

1.2. Психологические особенности и задачи молодой семьи……………………………….. 10

1.3. Психологические проблемы молодой семьи…………………………………………….. 14

1.3.1. Супружеская совместимость, её уровни……………………………………….. 15

1.3.2. Супружеская адаптация и распределение ролей в семье………………………20

1.3.3. Рождение первого ребёнка как серьёзное испытание на прочность семейных отношений………………………………………………………………………………..24

1.3.4. Роль семейных конфликтов в развитии супружеских отношений……………..26

1.4. Субъективная удовлетворённость браком и условия сохранения супружества…………32

Заключение………………………………………………………………………………………. 37

Список использованной литературы…………………………………………………………….39

Введение

Актуальность. Эта тема актуальна, поскольку сегодня государство прилагает много усилий для того, что бы поддержать молодые семьи, повысить рождаемость в стране. Стало понятно то, что без сильной, крепкой семьи не построить здоровое и преуспевающее общество, не вывести страну в мировые лидеры, ведь главное богатство страны – это люди, ведь именно они добиваются побед, формируют имидж государства. Мы живем в 21 веке, когда каждый человек испытывает большую нагрузку, в том числе и большое влияние стрессовых факторов. Это не может не отразиться и на отношениях между людьми и в семье.

Многие эксперты убеждены, что на сегодняшний день институт семьи и брака пребывает в кризисе. По статистике 2/3 разводов приходиться на семьи с брачным стажем до 5 лет. Причины этого явления мало изучены. В связи с этим, в своей работе автор проводит анализ литературы, посвящённый проблемам молодой семьи.

Задача: прочитать и проанализировать литературу по интересующему вопросу, выяснить причины психологических проблем, возникающих в первые годы супружеской жизни.

Данная работа состоит из одного раздела, который содержит 4 параграфа.

1. Семья как целостная система

12 стр., 5631 слов

Психологические факторы супружеских отношений

СодержаниеВВЕДЕНИЕ 1. Психологические факторы супружеских отношений1.1 Исследование психологических факторов благополучия и расстройства семейных супружеских отношений1.2 Любовь как фактор брачно-семейной жизни2. Идеал супруги2.1 Зависимость представлений мужчины об идеальной жене2.2 Счастливая семьяЗаключениеСписок использованных источниковВВЕДЕНИЕСемейное благополучие, любовь, совместимость, ...

Семья — социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребенка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

В рамках системного подхода семья рассматривается как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, характеризующаяся внешними и внутренними границами и иерархической ролевой структурой отношений.

Границы семейной системы определяются взаимоотношениями между семьей и ее ближайшим социальным окружением и между различными подсистемами внутри семьи.

Подвижность и гибкость границ семейной системы является важной характеристикой, обеспечивающей возможность быстрой адаптивной перестройки семейного руководства, перераспределения семейных ролей и выработки новых стандартов ролевого поведения. Супружеские отношения первичны по происхождению, они создают основу функционирования и развития семьи. Характеристики семьи подразделяются на объективную, субъективную и интегральную [7].

К объективным характеристикам функционирования семьи относятся:

1. Особенности эмоциональных связей в семье – любовь как основа построения семьи и супружеских отношений;

2. Мотивация брака;

3. Главенство и ролевая структура семьи;

4. Особенности коммуникации в семье;

5. Способность семьи к разрешению проблемных ситуаций.

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... пассивного отношения к жизни, устойчивому конформизму, ведомости и не позволяют ребенку вырабатывать собственные принципы, ценности и ориентиры [Пути решения проблемы ... , 2002]. Профессиональные семьи, ... с недостатком любви в супружеской подсистеме. 4. Семья берёт приёмного ребёнка для реализации педагогических способностей, желая с помощью успешного воспитания сделать из ...

Субъективная характеристика складывается:

1. Удовлетворенность браком;

2. Семейное самосознание, наличие «семейных мифов» и их содержание.

Интегральная характеристика включает:

1. Сплоченность семьи;

2. Способность семьи к разрешению, как инструментальных, так и аффективных проблем, обеспечивающая эффективное ее функционирование;

3. Коммуникация как открытый и направленный обмен деловой и аффективной информацией между членами семьи;

4. Ролевая структура, определяющая роли как повторяющиеся модели поведения, выполнение которых членами семьи обеспечивает удовлетворение общих базовых потребностей, распределение ролей и обязанностей, установление соответствующих границ семейной системы;

5. Эмоциональная отзывчивость как индивидуальная способность членов семьи к сопереживанию и выражению соответствующего диапазона чувств различного содержания и интенсивности;

6. Поведенческий контроль, определяющий правила и стандарты поведения, обязательные для всех членов семьи.

Общая оценка эффективности функционирования семьи основывается на успешности решения задач в каждой из выделенных сфер. В случае гармоничного развития семьи формируется адекватный образ «Мы», отражающий характер супружеских отношений, согласованное ролевое поведение и стиль жизни семьи. Источником формирования образа «Мы» является совместная деятельность и внутрисемейное общение. Межличностная коммуникация в семье отвечает задачам обмена информацией, согласования усилий и выполнения ролей в совместной деятельности, установления и развития межличностных отношений, познания партнера и самопознания.

Особенностью межличностной коммуникации в семье является высокая эмоциональная насыщенность и интенсивность общения.

В основе семьи лежат брачные отношения, в которых находят про­явление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Общество заинтересовано в устойчивости брачных отношений, поэтому оно осуществляет вне­шний социальный контроль за оптимальным функционированием брака с помощью системы общественного мнения, средств социаль­ного воздействия на индивида, процесса воспитания.

1.1. Готовность к браку как базовая основа будущего супружества, теории выбора брачного партнёра

4 стр., 1746 слов

Семья как важный фактор развития ребенка и формирования его личности

СОДЕРЖАНИЕ Введение...................................................................................................................3 1 Теоретические подходы к выявлению роли семьи в развитии и формировании ребенка...........................................................................................6 1.1 Анализ понятия «семья» в психолого-педагогической литературе.............6 1.2 Роль ...

На протекание супружеской жизни играет большую роль готовность к браку молодых людей, их мотивация вступления в брак, ценности и установки, которые существовали в родительской семье.

Отечественный психолог В. А. Сысенко ввел понятие «способность к браку»,предполагаю­щее такие слагаемые:

■ способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему
служить, деятельно делать добро;

■ способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, то есть
«входить» в эмоциональный мир другого партнера, понимать его
радости и горести, переживать неудачи, находить духовное еди­нение;

■ способность к кооперации, сотрудничеству, межчеловеческому
общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих
видов труда, организации домашнего потребления и распреде­ления;

■ высокая этическая культура, предполагающая умение быть тер­пимым и снисходительным, великодушным и добрым, прини­мать другого человека со всеми его странностями и недостатка­
ми, подавлять собственный эгоизм [8].

Все эти способности, считает В. А. Сысенко, являются показателя­ми умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися особенностями, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу.

Существуют различные теории выбора брачного партнера. Некото­рые исследователи, например К. Мелвилл, уподобляют процесс вы­бора супруга торговой сделке, причем «валютой» в обмене служат та­кие социальные ценности двух индивидов, как социальное происхож­дение, экономическое положение, образование и личные качества (возраст, внешность).

Сторонники теории гомогамии(Най А., Берардо Ф., Боссард Дж. и др.) утверждали, что «обменены» могут быть не любые мужчина и жен­щина, а лишь те, которые обладают одинаковой «социальной ценнос­тью», или гомогамией. Фактически в число возможных избранников входят кандидаты с одинаковыми характеристиками, имеющими пер­востепенное значение с точки зрения брачного выбора (раса, вероис­поведание, социальный класс, близость по образовательному уровню, возрасту, брачному статусу, территориальная близость проживания).

Теория«дополняющих потребностей»(Уинч Р.) заключается в пред­положении, что принцип гомогамии может быть применен только к социально-культурным характеристикам, а на уровне личностных ха­рактеристик притягиваются противоположности. Это означает, что властного мужчину нередко привлекает кроткая женщи­на, а спокойного и мягкого мужчину может влечь к энергичной и пря­мой женщине.

8 стр., 3683 слов

Школа и семья как партнеры в воспитании детей риска

16 Школа и семья как партнеры в воспитании детей риска: 1. Дети группы риска как особая социальная группа 2. Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей риска Список использованной литературы 1. Дети группы риска как особая социальная группа Дети группы риска - это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним ...

Инструментальная теорияподбора супругов, разработанная Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни по­требности (например, половая и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности сходны с его собственными или дополняют их.

Согласно Адамсу, изучавшему прочные студенческие пары на про­тяжении 6 месяцев, первичное влечение основано скорее на внешних особенностях, таких как физическая привлекательность, общитель­ность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отноше­ния укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению ста­туса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше сближает партне­ров. Члены пары, связавшие себя взаимными обязательствами, изуча­ют взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак.

Теория «стимул—ценность—роль»(Мерстейн Б.) основывается на двух важных посылках:

1)на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена (происходит учет плюсов и минусов каждого индивида, каждый человек старается вступить в брак с наиболее привлекательным для себя партнером);

2)брачный выбор включает в себя серию последовательных ста­дий, или фильтров. Выделяются три стадии: стимул (привлека­тельность партнера) — ценность (сходство взглядов) — роль (со­ответствие ролевого поведения избранника своим ожиданиям).

В «круговой теории любви»(Рейс А.) рассматривается четыре ста­дии:

1)установление взаимосвязи (критерий — легкость общения, за­висящий от социально-культурных факторов);

2) самораскрытие — возникновение доверия, возможность раскрытия себя перед другим;

11 стр., 5242 слов

Социальная работа в семьях разведенных родителей

... полностью отсутствует готовность одного или обоих супругов уступить в интересах сохранения семьи. Вследствие этого родители ссорятся более ожесточенно и безоглядно, ... уйти из неприятного для них родительского дома. Все эти молодые люди вступают в жизнь отягощенные прошлым. Дети очень ... конфликты возникают, если взрослые, братья и сестры и друзья выражают свое неодобрение в ответ на такое поведение. ...

3) формирование взаимной зависимости (на основе чувства необ­ходимости друг другу);

4)реализация базовых потребностей личности (в любви, доверии)(Reissl. L., 1976).

Общим для перечисленных теорий является то, что все они базиру­ются на принципе социально-культурной гомогамии, а механизм вы­бора партнера рассматривается как система фильтров. Данные теории последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая непод­ходящих. На заключительном этапе остаются те пары мужчин и жен­щин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу как супруги.

Направление исследований мотивов выбора брачного партнера, названное «идентификация»,имеет своим методологическим истоком психоанализ. Представители этого направления полагают, что при су­пружеском выборе идентификация ребенка с родителем проявляется в том, что поиски партнера основываются на выработанном представ­лении о родителе противоположного пола как идеале супруга. По этой теории, удовлетворенность браком зависит от соответствия супруга образу родителя.

Представители ролевой теории(Парсонс Т., Бейлз Р., Харбер Б., Орт Р. и др.) полагают, что удовлетворенность браком зависит от соответствия ролевых ожиданий партнеров ролевому поведению.

1.2. Психологические особенности и задачи молодой семьи

Большинство психологов и социологов, исследующих семейные отношения, подчеркивают важность начального периода развития се­мьи.

В отечественной психологии, как правило, используется периоди­зация развития семьи, предложенная В. А. Сысенко. Со­гласно этой периодизации, термин «молодая семья» понимается до­вольно расширенно — «совсем молодые браки» — от 0 до 4 лет стажа и «молодые браки» от 5 до 9 лет. Многие исследователи выделяют в каче­стве первого периода развития семьи первые год-два совместной жиз­ни. На значимость именно этого отрезка жизненного цикла семьи ука­зывает уже тот факт, что, по разным источникам, за это время распа­дается от 20%. (Трапезникова Т. М., 1989) до одной трети всех семей (Сысенко В. А., 1981).

Возможно, для более глубокого понимания про­блем молодой семьи следует рассматривать отношения в ней до и пос­ле рождения первенца, поскольку с появлением ребенка семья пере­ходит на новую стадию независимо от сроков ее существования.

4 стр., 1642 слов

Конфликт молодой семьи с семьей родителей, проживающих вместе

... исполняет женщина: свекровь или теща. .Считается, что в семье, состоящей из молодых супругов и родителей, последние являются старшими, и они, соответственно, должны пользоваться со ... мощные. Молодая семья, переживающая период адаптации друг к другу и при этом живущая вместе с родителями испытывает двойное давление и неудобства. Причинами конфликтов молодой семьи и семьи родителей, проживающих ...

О. А.Добрынина, изучавшая семьи рабочих, утверждает, что самые напряженные периоды существования семьи отмечаются у су­пругов из группы «совсем молодых браков» (0—4 года) и «пожилых бра­ков» (свыше 20 лет стажа).

В молодых семьях формируется модель бу­дущих семейных отношений — распределение власти и обязанностей.

Говоря об этапе развития молодой семьи, следует более подробно остановиться на тех задачах, которые должны решать молодые супруги.

Психологическая суть брака — подтверждение сложившихся отношений в паре, их включение и согласование с другими отношениями, которые уже поддерживают будущие супруги. Такое согласова­ние не всегда протекает легко. Иногда к нему не готовы будущие супруги, иногда их ближайшее окружение может не одобрять или сопротивляться браку. Поэтому даже в тех случаях, когда задача выбора брачного партнера решена, у пары могут возник­нуть серьезные трудности.

Одна из характерных в этой ситуации трудностей — несог­ласие родителей. Его причины не всегда осознаются, но часто имеют реальную основу. Большинство родителей желают, чтобы брак их детей был удачным, поэтому не одобряют, по их мне­нию, необдуманного и поспешного решения вступления в брак. Таким образом, они заботятся о стабильности будущей семьи, о ее способности выполнять все семейные функции. Такое поведе­ние родителей соответствует одной из общественных функций семьи — контролю за поведением детей . Но точно оценить обо­снованность решения детей вступить в брак довольно трудно. Поэтому возможны ошибки в оценке этого решения. Ошибки выбора брачного партнера, ошибки сопротивления родителей браку могли бы относительно успешно преодолеваться в про­цессе обсуждения перспектив будущей семьи. Но нередко дети спешат заключить брак, а родители вместо обсуждения выража­ют слабо аргументированное категорическое несогласие, что осложняет взаимоотношения молодоженов и близких им людей. А если молодая пара эмоционально или материально очень за­висима от родителей, нелегко урегулировать сложные, иногда конфликтные отношения.

Психологическая зависимость молодых людей от родите­лей проявляется в попытках руководствоваться установками ро­дителей, а не своими потребностями и решениями, семейные ритуалы отождествлять с содержанием семейных отношений, попытками, демонстрируя лояльность к генетической семье, создавать свою, независимую от нее. Эту зависимость детей под­держивает чувство небезопасности родителей, которое толкает их постоянно контролировать детей и сопротивляться (часто не полностью осознав мотивы сопротивления, а потому еще эмо­циональнее) их самостоятельности. Контроль усиливает и ослож­няет психологические проблемы взрослых детей, в частности, свойственное многим молодым людям противоречие отношений к автономии, желание пользоваться опекой в одних областях семейной жизни и быть самостоятельными в других.

Данное противоречие отчетливо проявляется в отношении молодежи и молодых супругов к материальной помощи со сто­роны родителей.

По данным одного из опросов абитуриентов, около 30% юношей и 45% девушек придерживаются мнения, что молодым супругам совсем не нужна помощь старшего поколения в реше­нии вопросов общения в молодой семье. Но за такую же полную материальную независимость молодой семьи от родителей выс­казалось только 10% опрошенных.

Таким образом, начальная, имеющаяся до заключения брака установка предполагает и помощь, и невмешательство со стороны родителей в жизнь молодой семьи. Понятно, что реализация по­добной установки проблематична.

Материальная и эмоциональная зависимость многих моло­дых семей указывает на достижения самостоя­тельности, ответственности, автономии, т. е. зрелости. Здесь сле­дует отметить, что психологическая зрелость достигается труд­нее, чем материальная. Молодожены часто не имеют достаточ­ного опыта применения совместных решений. Кроме того, при деловом обсуждении конкретных семейных вопросов нередко выясняется, что для принятия решений молодым супругам хва­тало и информации, и ясного понимания своих интересов, но согласованно действовать они не могли, так как не стремились к взаимопониманию, пробовали возникшую проблему решить не совместно, а один за другого. Также нередко выясняется, что «неумение» найти решение опирается на эгоцентрическое пред­ставление о семье, нежелание отказаться от некоторых привиле­гий или интересов.

Начало семейной жизни, «медовый месяц» — особенно при­ятный, по общему представлению, этап развития семьи. Такой же установкой руководствуются и большинство молодоженов. Но на протяжении этого этапа изменяется интенсивность чувств супру­гов, устанавливается пространственная и психологическая дис­танция между молодоженами и их генетическими семьями и т. д. Понятно, что эти задачи не всегда решаются гладко. Это обнару­живается в том факте, что около 2% распадающихся браков су­ществовали менее года. Малая часть таких разводов приходится на первые недели брака. Основная причина столь быстрых разво­дов — новая, отрицательная информация о супруге.

Около половины «быстрых» разводов связаны с обманом, а другая половина — с недостаточным знанием будущего супру­га и/или его семьи. Данная причина обуславливает заметную часть трудностей, возникающих в первые месяцы семейной жизни.

Во многих семьях в первый год после заключения брака рождается ребенок. Его рождение изменяет роли супругов, им приходится приспосабливаться к новому образу жизни, к вы­росшим психическим и физическим нагрузкам, ограничениям общего досуга и т. д. Если все эти и другие, не перечисленные задачи, приходится решать быстро, а к ним еще прибавляются нерешенные проблемы из ранее бывших этапов развития семьи, то сама ситуация, требующая быстрого изменения семейных от­ношений, становится стрессором.

Указанный семейный конфликт иллюстрирует одну из ти­пичных схем кризиса молодой семьи. Такому кризису свойствен­но отсутствие одного разрушающего семью фактора. Бытовые трудности, разногласия с ближайшими родственниками, неудов­летворенность интимными отношениями и т. п. в отдельности могут быть приняты, но их совокупность превышает возможно­сти супругов сопротивляться стрессу.

Следует указать, что похожие кризисы в некоторой части молодых семей как бы запланированы. По данным уже упомяну­тых опросов, 21% будущих молодоженов и 19,6% молодых суп­ругов среди мотивов, побудивших их заключить брак, указали на беременность. Очевидно, что добрачная беременность не являет­ся безусловной причиной будущего семейного кризиса. Чаще всего она только подталкивает к юридическому подтверждению по­стоянной интимной и психологической связи. Но она может под­толкнуть к этому и те пары, которые недостаточно подготовле­ны к принятию семейных прав и обязанностей. Кроме того, та­кие пары нередко не подготовлены к браку. Психологически наи­более проблемной становится ситуация беременности после крат­ковременного знакомства.

Неблагоприятные тенденции развития супружеских отно­шений и их предпосылки в каких-то случаях разрушают семью, в других способствуют большой дифференциации отцовских и материнских обязанностей.

До рождения ребенка оба супруга имеют похожие возмож­ности работать, учиться, общаться с близкими и друзьями. После рождения ребенка даже очень помогающий отец и далее работа­ет, встречается с друзьями, а жена некоторое время в основном заботится только о ребенке. Кроме того, рождение ребенка как бы предлагает молодым родителям новые возможности общения и сотрудничества и сужает уже имевшиеся. Вот это создает предпо­сылки как для благоприятного, так и для неблагоприятного раз­вития семьи. Реализация этих предпосылок зависит от многих фак­торов, среди которых особенно влиятельным становится имею­щийся опыт общения супругов. Если они научились учитывать интересы друг друга, понимать чувства, совместно решали воз­никавшие перед семьей задачи, то рождение ребенка чаще всего укрепляет семейные связи. Супруги и дальше делятся своими пе­реживаниями и таким образом расширяют интересы друг друга, сообщают один другому эмоциональную и деловую информацию о довольно различных сферах деятельности. В таком случае разде­ление ролей супругов не ослабевает, а усиливает общность семьи.

Обобщая описанные тенденции, можно выделить некото­рые более общие моменты. Наиболее важный из них — это положительное отношение молодых супругов друг к другу. Многие из них интересуются чувствами друг друга, понимают, что есть перспектива совершенствовать свои отношения. На этом благо­приятном фоне даже значительные разногласия обычно прояв­ляются только в какой-то одной сфере жизнедеятельности се­мьи, затрагивают только одну из ее функций. Поэтому молодо­жены, которые конфликтуют, например, из-за быта, могут быть удовлетворены общим досугом, интимными отношениями и т. д. Это обстоятельство заметно отличает молодые семьи от со­вместно живущих длительное время семей, в которых конфликт чаще всего распространяется на многие или все сферы семей­ной жизни. Получив возможность «паузы» в конфликте, моло­дые семьи нередко самостоятельно находят приемлемые для себя решения, сохраняют и улучшают семейные отношения.

1.3. Психологические проблемы молодой семьи

Психологические проблемы молодой семьи связаны с изменившимся образом жизни молодых супругов. Как правило, уже нет той свободы, которая была до брака, на плечи каждого из молодожёнов ложиться большая доля ответственности не только за себя, но и за сложившиеся отношения в целом. В этот период происходит адаптация, привыкание партнёров друг к другу, распределение ролей и обязанностей, формирование внутрисемейных ценностей. Именно тогда выясняется уровень совместимости молодых супругов, их готовность и желание идти на конструктивное разрешение конфликтов, готовность идти на компромисс, искренне заботиться друг о друге. Но тем не менее, из-за действия различных факторов возникают психологические проблемы. Они могут возникнуть на фоне материальных трудностей и усугубляться из-за вмешательства родителей в молодую семью. Рождение первого ребёнка становиться серьёзным испытанием на прочность отношений молодых супругов. Освоение новой роли родителей требует от них большого труда и терпения. По причине этих и других факторов в молодой семье возникают конфликты, решение их требует усилия обоих партнёров. Умение разрешать конфликты является показателем того, насколько молодая семья стремиться быть вместе, работает над созданием крепких семейных отношений.

1.3.1. Супружеская совместимость, её уровни.

К внешней определенности брака, относятся социальная адаптация, соблюдение культурных и национальных традиций, соответствие общественным ожиданиям, выполнение функции воспроизводства населения. Семья как социальная общность выполняет важнейшие функции по воспроизводству населения (простому и расширенному), организации бытового потребления, первичному социальному контролю, формированию и поддержанию ценностных ориентации, морально-этических норм, внешней и внутренней культуры, образцов образа жизни. Семья является посредником между индивидуальной и социальной жизнью, она есть «социальный институт, обеспечивающий механизм, через который работает социальноенаследство». Следует отметить, что с точки зрения психологии наибольший интерес представляет именно внутренняя определенность брака. Отечественная социальная психология рассматривает семью как малую группу со специфическим целевым назначением, в первую очередь семья является коллективом, поскольку ее внесемейная и внутрисемейная деятельность является социально значимой, общественно необходимой; будучи включенной в социальную структуру общества, семья интегрирует его ценности. Поскольку роль внутренних факторов стабильности брака решающая, то их необходимо «развести» по уровням, отражающим степень значимости в качестве супружеских отношений. Н.Н.Обозов и А.Н. Обозова попытались выделить в супружестве достаточно независимые уровни отношений. Ими оказались следующие: психофизиологический, психологический, социально-психологический, социокультурный. Основными показателями внутренней определенности брака являются совместимость и сработанность супругов. При совместной жизни партнеры по браку почти постоянно находятся в процессе совместной деятельности, так как у них существует значительная взаимная зависимость, обусловленная совместным ведением домашнего хозяйства, зависимостью друг от друга при распределении семейного бюджета, вовлеченностью в процесс совместного воспитания детей. Если в браке между партнерами осуществляется совместная деятельность; то можно говорить о процессах совместимости и сработанности участников этой деятельности. Сложность состоит в том, что в настоящее время не существует ни единого подхода к проблеме психологической совместимости, ни однозначной трактовки самого понятия «совместимость», ни общепринятых критериев и индикаторов совместимости. Анализ работ отечественных и зарубежных авторов позволил Н.Н.Обозову и А.Н. Обозовой выделить три подхода к исследованию психологической совместимости. Так, в русле структурного подхода совместимость рассматривается ими как устойчивая адаптивная структура по подобию и различию партнеров. Функциональный подход (А.С. Алексеева; И.Ю. Дундулите; А.Н. Волкова и др.) рассматривает партнеров как носителей определенных функций, носителей социальных ролей. Совместимость в этом случае выступает как согласованность в социальных и ролевых ожиданиях партнеров. Адаптивный подход авторы характеризуют как исследование результатов совместимости: интеграции, сплоченности, взаимопонимания, которые, как подчеркивают исследователи, поддаются коррекции. Совместимость — довольно старое понятие в словаре социальной психологии, однако научное изучение явления, обозначаемого этим понятием, заинтересовало социальную психологию сравнительно недавно. Сейчас трудно установить, в какой именно области социально-психологической проблематики впервые зашла речь о совместимости. При изменении групповых конфликтов, психологического климата в группах, эффективности групповой деятельности, стиля группового поведения при исследовании процессов и результатов коммуникаций, динамики межличностных отношений и чувств и других социально-психологических явлений было обнаружено, что они определенным образомобусловлены соотношением свойств взаимодействующих субъектов. Сочетание характеристик субъектов, которое оказывало позитивное влияние на изучаемое явление, стало обозначаться как совместимость субъектов. Американские исследователи понимают под совместимостью максимальную степень взаимного удовлетворения потребностей и поведения друг друга. Когда личностные свойства членов группы способствуют совместимости их действий, групповая атмосфера благоприятна, в отношениях членов группы отсутствует напряженность и группа функционирует более эффективно (Кричевский Р.Л., 1976).

С аналогичных позиций это понятие рассматривается и в советской социальной психологии: «Совместимость — это социально-психологическая характеристика группы, проявляющаяся в способности ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных видах совместной деятельности» (Краткий психологический словарь, 1985, с. 325).

Как отмечает в своем диссертационном исследовании А.Н. Волкова, «совместимость – это понятие для обозначения объективного соответствия свойств взаимодействующих субъектов по отношению к объединяющей их деятельности». Для фактора совместимости в браке наиболее важной является межличностная удовлетворенность установившимися отношениями, совместной деятельностью. Исследование проблемы совместимости супругов требует анализа всей совокупности многоаспектных взаимосвязей между мужем и женой, а критерий совместимости супругов будет наиболее полным, так как в семье один человек раскрывает перед другим многие стороны своей личности. В силу этого проблема совместимости в семье является многогранной. Это совместимость и физиологическая, и психологическая, и социально-психологическая, и социальная. Среди индивидуально-психологических характеристик совместимостивыделяют следующие уровни: 1. Социологический (социально-экономический статус, профессия, образование).

2. Социально-психологический (ценностные ориентации, общность целей и позиций, межличностный статус и т. д.).

3. Психологический (характер и другие свойства личности, интеллект и др.).

4. Психофизиологический (темперамент эмоциональность, реактивность организма).

При рассмотрении совместимости как процесса можно выделить процессы приспособления, «притирки» характеров, потребностей, мотивов поведения. Совместимость как феномен взаимодействия, общения людей может определяться и как результат, и как процесс. В первом случае совместимость есть эффект сочетания и взаимодействия индивидов. Сочетание есть априорно данная совокупность индивидов до непосредственного их взаимодействия, общения. Оптимальное соотношение в паре, группе личностных качеств участников — условие совместимости как процесса. Согласование поведения, эмоциональных переживаний и взаимопонимания, в которых выражается всяличность взаимодействующих людей, — процесс совместимости. Выявлению факторов супружеской совместимости посвящены работы А.Н. Волковой, Я.Л. Коломинского, Ю.Н. Олейника, Н.Н. Обозова, В.А.Терехина и др. А.Н. Волкова в диссертационном исследовании делает следующие выводы: 1. Супружеская совместимость выступает как согласованность семейных ценностей и ролевых ожиданий — притязаний при реализации семейных функций. 2. Более важным является согласование семейных ценностей, тогда как в отношении распределения семейных ролей имеется возможносгь взаимной адаптации и коррекции установок. 3. Интеграция представлений супругов о семейном укладе в целом является весьма индивидуальным процессом, имеющим свои особенности в каждом конкретном случае. При несовместимости в браке возникает конфликт – происходит столкновение как субъективных, так и объективных тенденций в мотивах, отношениях, действиях и поведении партнеров. При несовместимости партнеров по браку наблюдается неспособность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность психомоторных реакций, различия во внимании, мышлении и в других врожденных и приобретенных качествах личности, что существенно влияет на качество брака, так как нарушает его устойчивость. Совместимость или несовместимость является следствием процесса взаимодействия. В процессе совместной жизни в браке партнеры решают совместные задачи. Согласованность в решении этих задач между партнерами по браку определяет их сработанность. При совместной деятельности в случае эффективности возникает удовлетворенность не только собой, но и партнером. Совместная деятельность в браке возникает, когда существует обменинформацией, необходимой для успешного производства, взаимного дублирования действий, содействие, поддержка, взаимоконтроль, действия и операции одного партнера зависят от одновременных или предшествовавших операций другого партнера. Структуру взаимодействия в браке можно рассматривать с точки зрения четырехкомпонентной структуры взаимодействия. Она включает аффективный, когнитивный, конативный (поведенческий) и физиологический компоненты. В различных видах совместной деятельности в браке включаются различные компоненты, либо один из компонентов становится ведущим. Для совместимости и сработанности каждый компонент имеет различный удельный вес (объективный, независимый от желания партнеров и субъективный, значимый для них и регулируемый или не регулируемый ими).

В сработанности ведущим является поведенческий компонент. Компоненты пересекаются между собой. Так, например, пересекаемость, а точнее, взаимосвязь когнитивного иэмоционального компонентов проявляется в оценках и самооценках. Причемсоотношение оценок и самооценок будет неодинаково в зависимости от качества брака. При успешном выполнении совместной деятельности по воспитанию детей, ведению домашнего хозяйства, распределению свободного времени и досуга у партнеров по браку возникает также удовлетворенность не только собой, но и партнером. При непосредственном пространственном контакте с партнером каждый из супругов получает информацию и о промежуточных итогах деятельности, и о вкладе партнера в решение общегрупповой задачи, и о том, насколько успешно (или неуспешно) разворачивается процесс взаимодействия. При этом происходит оценка включенности и вклада партнера, которая соотносится с успешностью собственной деятельности. Кроме того, в семье как в реально действующей группе, сигнальная и регулятивная функции контекста ситуации взаимодействия существенно усиливаются в связи с высоким уровнем подготовленности партнеров к совместной деятельности и наличием прошлого опыта общения и взаимодействия в аналогичных ситуациях. Учитывая то, что супруги находятся в постоянной материальной и морально-психологической зависимости вследствие того, что деятельность каждого оказывает существенное влияние на жизнь и деятельность партнера по браку, качество брака в значительной степени зависит от совпадений мотивов совместной деятельности (от ориентации на материальную выгоду, на самоутверждение, на совместную деятельность по воспитанию детей и т. п.).

Увеличение взаимной зависимости партнеров по браку создает условия для повышения значимости феноменов совместимости и сработанности для сохранения качества брака.

1.3.2. Супружеская адаптация и распределение ролей в семье

Начальный период брака характеризуется семейной адаптацией и интеграцией. По определению И. В. Гребенникова, адаптация — это приспособление супругов друг к другу и к той обстановке, в которой находится семья.

Психологическая сущность взаимной адаптации заключается во взаимоуподоблении супругов и во взаимном согласовании мыслей, чувств и поведения (Ковалев СВ., 1988).

Адаптация осуществляется во всех сферах семейной жизни. Материально-бытовая адаптация за­ключается в согласовании прав и обязанностей супругов в выполне­нии домашних дел и в формировании удовлетворяющей их обоих мо­дели планирования и распределения семейного бюджета.

Нравственно-психологическая адаптацияосновывается на совмеще­нии мировоззрений, идеалов, интересов, ценностных ориентации, установок, а также личностных и характерных особенностей мужа и жены (максимально возможном для данной пары, но во всех случаях превышающем уровень, ниже которого совместное существование супругов оказывается невозможным).

Интимно-личностная адаптациязаключается в достижении супру­гами сексуального соответствия, предполагающего их взаимное не только физическое, но и морально-функциональное удовлетворение интимными отношениями (Гребенников И. В., 1991).

Некоторые исследователи выделяют первичную и вторичную (не­гативную) адаптацию, соответственно, по первым двум стадиям жиз­ни семьи: по совсем молодому и просто молодому бракам (Кова­лев С. В., 1988).

Первичная адаптация супругов осуществляется в двух основных ви­дах их соотношений: ролевых и межличностных. Базовым для роле­вых отношений выступает представление о целях супружеского союза (скрытых для сознания), в которых выражается мотивация супругов. Общая мотивация семейного союзавключает в себя четыре ведущих мотива: хозяйственно-бытовой, нравственно-психологический, семейно-родительский и интимно-личностный.

Можно вступать в брак, в основном ориентируясь на него пре­имущественно как на хозяйственно-бытовой союз, искренне считая, что главное в семье — это хорошо налаженный быт и домоводство; как на союз нравственно-психологический желая найти верного дру­га и спутника вашей жизни, хорошо понимающего именно вас; как

на союз семейно-родительский, исходя из того, что главная функ­ция семьи есть рождение и воспитание детей, или как на союз ин­тимно-личностный— стремясь найти желанного и любимого парт­нера по любви.

Следовательно, чтобы семья была благополучной, эти представле­ния должны либо быть совместными, либо стать таковыми, чтобы по­ведение одного супруга в его семейной роли не противоречило пред­ставлениям другого супруга, и наоборот.

Если один супруг считает главной одну из них, а другой — другую (а домашние, вообще, третью), конфликты в семье неизбежны, особенно в острые, переломные, кризисные периоды семейной жизни, когда обнажаются главные бессознательные, истинные мотивы.

Первичная ролевая адаптация обяза­тельно включает согласование представлений о характере и распреде­лении семейных обязанностей. По К. Киркпатрику, существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и парт­нерские.

Традиционные роли предполагают со стороны жены:

  • рождение и воспитание детей,
  • создание и поддержание дома,
  • обслуживание семьи,
  • преданное подчинение собственных интересов интересам мужа,
  • приспособленность к зависимости,
  • терпимость к ограничению сферы деятельности.

Со стороны мужа:

  • преданность матери своих детей,
  • экономическая безопасность и защита семьи,
  • поддержание семейной власти и контроля,
  • принятие основных решений,
  • эмоциональная благодарность жене за принятие приспособлен­ности к зависимости,
  • обеспечение алиментов при разводе;

Товарищеские роли требуют от жены:

  • сохранения внешней привлекательности,
  • обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетво­рения мужа,
  • поддержания полезных для мужа социальных контактов, живого и интересного духовного общения с мужем и гостями,
  • обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.

От мужа:

  • восхищения женой, рыцарского отношение к ней,
  • ответной романтической любви и нежности,
  • обеспечения средств для нарядов, развлечений, социальных кон­тактов, проведения досуга с женой.

Роли партнеров требуют и от мужа, и от жены:

  • экономического вклада в семью в соответствии с заработком,
  • общей ответственности за детей,
  • участия в домашней работе,
  • распределение правовой ответственности.

Т. А. Гурко, изучавшая факторы стабильности молодой семьи в круп­ном городе на выборке из 300 пар (1983), сделала вывод о важности согласованности мнений молодых супругово том, в какой степени жена должна посвятить себя профессиональной деятельности, а в какой — семейным обязанностям. От его решения зависит стиль отношений в семье — традиционный или современный. Мужчины, по мнению Т. А. Гурко, чаще, чем женщины, отстаивают традиционные взгляды, особенно в неуспешных браках. Совпадение мнений по этому вопро­су встречалось в 74% удачных браков и лишь в 19% неудачных. Между тем у 52% вступающих в брак пар полностью расходятся установки на степень участия замужних женщин в социальной активности.

По мнению Т. А. Гурко, важный фактор стабильности молодых се­мей — согласованность мнений супругов о проведении свободного времени. Мужчины недовольны ориентацией жен на преимуществен­ное проведение досуга вне дома, а женщины не соглашаются с раз­дельным с супругом проведением свободного времени и с установкой мужей на «закрытую» форму досуга. Мнения супругов по этим вопро­сам полностью расходятся в 54% неуспешных семей и только в 6% ус­пешных. Т. А. Гурко подчеркивает также дестабилизирующую роль рассогласованности во взглядах на характер распределения хозяйствен­но-бытовых обязанностей и на тип главенства в семье.

Не меньшее значение для стабильности брака имеет и согласован­ность так называемых межличностных ролей — своеобразной фикса­ции положения людей в системе групповых связей.

Как и социальные, межличностные роли могут входить в противо­речия и препятствовать семейной гармонии. Например, жена хочет быть главой семьи, но с этим не соглашается муж, считающий, что ей больше пристала роль домохозяйки.

Следовательно, в нормально адаптированной семье не только со­циальные, но и межличностные роли должны быть: а) «узаконены» членами семейного союза, б) одобряемы, поддерживаемы и дополня­емы (если муж — «домашний мудрец», то кто-либо из других членов семьи — «восторженный почитатель») (Ковалев С. В., 1988).

Межличностная адаптация супругов имеет три аспекта:

1) аффективный (эмоциональная составляющая отношений);

2) когнитивный (степень их понимания);

3)поведенческий (непосредственно реализующееся в них поведе­ние).

Сущность вторичной адаптации — это чрезмерное привыкание су­пругов друг к другу, забвение супружеской любви и неповторимо-лич­ного характера семейного объединения. Следует помнить, что вторич­ная негативная адаптация столь же опасна, как и первичная (Кова­лев С. В., 1988).

Процесс супружеской адаптации тесно связан с процессом семей­ной интеграции. Интеграция — это добровольное объединение, согла­сование позиций, представлений и мнений супругов по различным аспектам семейной жизни. Сюда относятся: стиль взаимных отноше­ний, материально-бытовые проблемы, семейный бюджет, духовная жизнь и проведение досуга и отдыха, а также интимная жизнь, ожида­ние и рождение ребенка, взаимоотношения с родителями, отношение к профессиональной и общественной деятельности супругов, отноше­ние к общественным ценностям.

1.3.3. Рождение первого ребёнка как серьёзное испытание на прочность семейных отношений.

Особый период жизни молодой семьи наступает после рождения ребенка-первенца. Появление первого ребенка можно назвать факто­ром, который ведет к серьезным изменениям в жизни семьи. Это со­бытие неминуемо приводит к изменению стиля жизни семьи, сформи­ровавшихся у обоих супругов интересов и привычек, к необходимости овладения трудными социальными ролями отца и матери.

С рождением ребенка резко возрастают физические и эмоциональ­ные нагрузки супругов, связанные с нарушением сна и привычного уклада жизни, финансовыми расходами, повышенной напряженностью и конфликтами по поводу распределения обязанностей и соблю­дения определенного порядка (Крайг Г., 2002).

Мать утомлена, отец чувствует себя отвергнутым, и оба испытывают ограничение своей свободы. Некоторые авторы отмечают, что появление нового члена семьи ослабляет связь и общение между мужем и женой; младенец оказывается в центре забот одного или обоих родителей.

К интересным выводам в результате своего исследования пришла Ю. Е. Алешина (1985).

Когда в семье появляется ребенок, уход и забо­та о нем сразу же ложатся на плечи матери, способствуя тому, что се­мейные роли начинают распределяться в соответствии с полом супру­гов. Муж при этом больше ориентирован на события, происходящие вне семьи, его роль более инструментальна, а жена отвечает за все про­исходящее внутри дома, исполняя традиционно женскую экспрессив­ную роль. Таким образом, после рождения первого ребенка происхо­дит усиление поло-ролевой дифференциации.

Рождение ребенка сопровождается не только изменением структу­ры социальных потребностей супругов, но и переориентацией профес­сиональных потребностей. Как отмечает И. Ф. Дементьева (1991), по­требность профессиональной деятельности у работающей женщины оттесняется на второй план, уступая место реализуемой потребности в материнстве. Определенные качественные изменения наблюдаются с рождением ребенка и в структуре профессиональных потребностей отца. Прежде всего это относится к потребностям профессионально-статусного характера: актуализируется потребность в повышении ра­бочей квалификации как фактора увеличения заработной платы. Рож­дение ребенка может служить также косвенной причиной изменения профессиональных планов молодого отца.

В целом удовлетворенность браком молодых матерей высокая, несмотря на то что идеальные представления о распределении бы­товых и родительских обязанностей и их реальное выполнение силь­но расходятся (по некоторым пунктам, таким, например, как об­щение с детьми — в два и более раза) (Андреева Т. В., Кононова А. В., 2002).

В представлениях семейных мужчин и женщин на­блюдается некоторая тенденция к совместному выполнению ролей, однако по-прежнему доминирует общая установка на то, что семей­ные обязанности, включая воспитание детей, — удел женщин, мужчи­ны в своем большинстве чувствуют себя ответственными только за одну роль — материального обеспечения. Приближается к половине (око­ло 40%) число мужей и жен, полагающих, что каждую из семейных ролей супруги должны делить поровну (Андреева ТВ., Бакулина Ю. А., 1996).

А. Я. Варга (1989) отмечает еще одну особенность функционирова­ния семьи в этот период — уменьшение свободного времени, в осо­бенности проводимого супругами совместно. Если раньше муж и жена, как правило, проводили досуг вместе, то теперь это часто приходится делать в одиночку, так как один из супругов должен оставаться с ре­бенком, особенно если нет родителей или родственников, способных на время их подменить. Кроме того, ухудшается качество межличност­ного общения в семье, на него отводится меньше времени, оно ослож­няется различными обязанностями, связанными с детьми.

Можно сделать вывод, что рождение ребенка действительно ве­дет к серьезным изменениям в семейной жизни. Это период, когда супругам необходимо овладеть новыми для них социальными роля­ми — отца и матери. Происходит резкое уменьшение свободного вре­мени, дохода на одного человека, усиливается поло-ролевая диффе­ренциация, переориентируются профессиональные потребности мо­лодых родителей. Семья неминуемо должна перестроиться, чтобы соответствовать новым требованиям.

1.3.4. Роль семейных конфликтов в развитии супружеских отношений

Ключевую роль в семейных отношениях играют супружеские конфликты. Они чаще возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Исходя из этого выделяют основные причины супружеских конфликтов:

• психосексуальная несовместимость супругов;

• неудовлетворение потребности в значимости своего «Я», неуважение чувства достоинства со стороны партнера;

• неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания;

• пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя и т.д.);

• неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношении к родителям и т.д.;

• различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях. Кроме того, выделяют факторы, влияющие на конфликтность супружеских отношений. К ним относят кризисные периоды в развитии семьи.

Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Происходит эволюция чувств, влюбленность исчезает и супруги предстают друг перед другом такими, какие они есть. Известно, что в первый год жизни семьи вероятность развода велика, до 30% общего числа браков (И. Дорно).

Второй кризисный период связан с появлением детей. Еще неокрепшая система «Мы» подвергается серьезному испытанию. Что же лежит в основе конфликтов в этот период?

• Ухудшаются возможности профессионального роста супругов.

• У них становится меньше возможностей для свободной реализации в лично-привлекательной деятельности (увлечения, хобби).

• Усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временному снижению сексуальной активности.

• Возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по проблемам воспитания ребенка.

Значительное влияние на вероятность возникновения супружеских конфликтов оказывают внешние факторы: ухудшение материального положения многих семей; чрезмерная занятость одного из супругов (или обоих) на работе; невозможность нормального трудоустройства одного из супругов; длительное отсутствие своего жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др.

Перечень факторов конфликтности семьи был бы неполным, если не назвать макрофакторы, т. е. изменения, происходящие в современном обществе, а именно: рост социального отчуждения; ориентация на культ потребления; девальвация моральных ценностей, в том числе традиционных норм сексуального поведения; изменение традиционного положения женщины в семье (противоположными полюсами этого изменения являются полная экономическая самостоятельность женщины и синдром домохозяйки); кризисное состояние экономики, финансов, социальной сферы государства.

Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, их детей, родителей, в результате чего они приобретают ряд отрицательных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы. Психотравмы чаще проявляются в виде переживаний, которые в силу выраженности, длительности или повторяемости сильно воздействуют на личность.

Выделяют такие психотравмирующие переживания, как состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение и состояние вины. Состояние полной семейной неудовлетворенности возникает в результате конфликтных ситуаций, в которых проявляется заметное расхождение между ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью. Выражается в скуке, бесцветности жизни, отсутствии радости, ностальгических воспоминаниях о времени до брака, жалобах окружающим на трудности семейной жизни.

Накапливаясь от конфликта к конфликту, такая неудовлетворенность выражается в эмоциональных взрывах и истериках. Семейная тревога чаще проявляется после крупного семейного конфликта.

Признаками тревоги являются сомнения, страхи, опасения, касающиеся прежде всего действий других членов семьи. Нервно-психическое напряжение — одно из основных психотравмирующих переживаний. Оно возникает в результате:

• создания для супруга ситуаций постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения;

• создания для супруга препятствий для проявления важных для него чувств, удовлетворения потребностей;

• создания ситуации постоянного внутреннего конфликта у супруга. И проявляется в раздражительности, плохом настроении, нарушениях сна, приступах ярости. Состояние вины зависит от личностных особенностей супруга. Человек чувствует себя помехой для окружающих, виновником любого конфликта, ссор и неудач, склонен воспринимать отношения других членов семьи к себе как обвиняющие, укоряющие, несмотря на то, что в действительности они такими не являются.

С. Кратохвил описывает возможные позитивные результаты конфликтов:

1. Кто-либо из супругов что-либо узнал или понял, научился чему-то новому.

2. Уменьшилась напряженность вследствие того, что высказывались жалобы, претензии, был дан выход эмоциям, снизилось раздражение.

3. Конфликт привел к большему взаимопониманию и сближению, партнеры стали больше чувствовать, что зависят друг от друга и правильно друг друга оценивают.

4. В результате конфликта было найдено решение проблемы, стороны пошли на взаимные уступки, обдумано и обсуждено дальнейшее поведение.

Причин семейных конфликтов очень много: разные взгляды на семейную жизнь; нереализованные ожидания и неудовлетворенные потребности, связанные с семейной жизнью; пьянство одного из супругов; супружеская неверность; грубость, неуважительное отношение друг к другу; нежелание мужа помогать жене в домашних делах; бытовая неустроенность; неуважительное отношение мужа к родственникам жены и наоборот; различия в духовных интересах и потребностях и т.п.
А.И. Кочетов, например, называет семь основных причин семейных конфликтов:

· нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность);

· биологическая несовместимость;

· неправильные взаимоотношения супругов (одного из них) с окружающими их людьми – родственниками, знакомыми, сослуживцами и т.д.;

· несовместимость интересов и потребностей;

· различие педагогических позиций по отношению к ребенку;

· наличие личностных недостатков или отрицательных качеств у одного, а подчас и у обоих супругов;

· отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми (3, 468).
В.А. Сысенко рассматривал те же причины, что и А.И Кочетов, только более подробно и конкретно:

· неудовлетворенность сексуальных потребностей одного из супругов;

· неудовлетворенность потребности в ценности и значимости своего “Я” (нарушение чувства собственного достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение, обиды, оскорбления, постоянная критика);

· неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях (отсутствие ласки, нежности, заботы, внимания и понимания, психологическое отчуждение супругов друг от друга, эмоциональная холодность);

· пристрастие одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и тому подобным вещам, приводящим к большим затратам денежных средств;

· финансовые разногласия супругов (вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в ее материальное обеспечение);

· неудовлетворенность потребности во взаимопомощи, взаимной поддержке, потребности в кооперации и сотрудничестве, неудовлетворенность ведением домашнего хозяйства (15, 203).

Как известно, очень часто любая конфликтная ситуация сопровождается ссорой между супругами. Возникновение ссор, которые никогда не проходят бесследно, – одно из самых губительных последствий адаптации молодых супругов и их чувств. Всякая ссора необратима, то есть накладывает какой-то отпечаток на дальнейшие отношения.

Ссору обычно раздувают резкими словами, глупыми упреками, несправедливыми обвинениями. Чаще всего неосознаваемой причиной ссоры является отрицательная психологическая установка. В состоянии эмоциональной усталости человек часто становится придирчивым и несдержанным. Лучше сразу понять причину срыва и тут же это понимание продемонстрировать.

Конфликты часто носят устойчивый характер там, где считают, что в семейной жизни можно себя не сдерживать: что хочу, то и говорю, как нравится, так и поступаю.
Внимательно проанализировав все споры, молодые люди легко обнаружат, что большинства из них можно было избежать или разумно разрешить, не доводя до столкновения. Поэтому нужно принять во внимание использование разработанной специалистами стратегии ведения семейного спора.

Первым условием ведения культурного спора двух любящих друг друга супругов должно быть – не добиваться победы. Необходимо помнить: ваша победа – это поражение второго супруга, поражение любимого вами человека. И потом, побежденный – член той же семьи, следовательно, любая победа одного есть поражение всей семьи в целом.

На второе место можно поставить уважение супруга, какая бы вина на нем ни лежала. Даже в минуты, когда одного из супругов душит обида, ревность, злость, надо помнить: ведь это он (или она) еще недавно был(а) самым дорогим для него (нее) человеком.

Наконец, третье важнейшее условие мирного завершения семейной ссоры – не помнить о ней. Специалисты, изучающие психологию семейных отношений, утверждают: чем скорее забывается плохое, тем благополучнее, счастливее оказывается семья. По их мнению, категорически запрещается упоминание о тех причинах, побудивших ссору, которые уже разобраны. Надо взять за правило: какова бы ни была обида, нанесенная одним супругом другому, но если конфликт состоялся, отношения выяснены и наступило перемирие, забыть о ней навсегда.

Определение характера конфликта зависит от того, способствует он или нет сохранению и развитию супружеских отношений. По этому основанию все имеющиеся конфликты рассматриваются как конструктивные (они желательны и даже необходимы для развития отношений в семье) и деструктивные (препятствующие адаптационным процессам).

Следствием деструктивного конфликта является сохранение на длительное время напряженности между супругами после ссоры. Оба партнера в семьях с преобладанием деструктивных конфликтов считают реальной угрозу развода. Конструктивный конфликт предполагает снятие напряженности в отношениях партнеров. Хотя после ссоры и остается тяжелый осадок, но супруги начинают бережнее относиться друг к другу, стремятся лучше понимать друг друга. Впоследствии такая ссора воспринимается как случайность, недоразумение.

По данным одного из социологических опросов наиболее общие кризисные моменты первых лет супружества оказались весьма похожими у большинства молодых пар, хотя и существенно различающимися для мужчин и женщин. Обнаружилось, что мужчины в целом, несмотря на традиционное отношение их к сильному полу, оказались более всего чувствительны к материально-бытовым неудобствам и трудностям физической адаптации.

Женщины же проявили наибольшую обеспокоенность недостаточностью (с их точки зрения) проявления со стороны своих супругов чувства любви и уважения, потерей романтического тона добрачных ухаживаний. Новый, весьма сложный образ жизни, груз семейных обязанностей, неустроенность быта и прочие связанные с началом совместной жизни вещи оказываются для многих супружеских пар неожиданной, неприятной, а порой и неподъемной ношей. О том, что дело обстоит именно так, свидетельствует авторитетное мнение А. Харчева и В. Мацковского, которые к числу основных причин семейных конфликтов и разводов в молодых семьях относят установку на брак как на нечто легкое. Проявляется эта установка в следующих четырех факторах:
* неподготовленность молодых людей к резкому изменению образа жизни;
* сложность отношений между поколениями;
* гедонистическое отношение к браку (когда от него ждут одних только приятных неожиданностей);
* отсутствие подготовки к выполнению всего комплекта функций, необходимых в семье.

Конфликт обычно вызывается какой-то сложной для супругов проблемой. Конфликтные ситуации специфичны для разных стадий развития семьи. Наиболее существенна роль конфликта в период формирования семьи, когда супруги только начинают приспосабливаться друг к другу. Именно на этом этапе важно определить причины конфликтных ситуаций, способы и пути их разрешения.

Превращая конфликт из деструктивного в продуктивный, супруги не просто улаживают разногласия и причины, повлекшие его, но и выводят свои отношения на новый уровень: повышается доверие между супругами, они становятся ближе духовно и лучше понимают друг друга. Одним словом, супруги приобретают бесценный опыт, который оказывается чрезвычайно важным в их дальнейшей семейной жизни.

1.4. Субъективная удовлетворённость браком и условия сохранения супружества

В психологическом исследовании основной акцент ставится на изу­чении именно удовлетворенности браком. Большинство специалистов определяют ее как внутреннюю субъективную оценку, отношение су­пругов к собственному браку. Наиболее полное определение именно удовлетворенности браком дает С. И. Голод: «Удовлетворенность бра­ком, очевидно, складывается как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятель­ности» (Голод С. И., 1984).

Стабильность семьи и удовлетворенность браком не взаимоисклю­чающие понятия, они имеют много общего, но однозначного значе­ния они не имеют — высокостабильные браки не всегда характеризу­ются высоким уровнем удовлетворенности браком (например, для традиционных семей вполне обычен стабильный брак при полной не­удовлетворенности супругов своими отношениями, а в современной семье подобная неудовлетворенность может привести к разрыву даже при наличии детей) (Сысенко В. А., 1981).

Изучением характеристик, влияющих на удовлетворенность бра­ком, занимались многие исследователи.

В наиболее систематизированном виде они представлены в модели качества брака, созданной американскими исследователями Р. А. Левисом и Дж. Б. Спэниером, осуществившими вторичный анализ свы­ше 300 работ в конце 70-х годов. Ими было выделено 40 важнейших признаков супружеского успеха, объединенного в 14 групп, которые, в свою очередь, дали три укрупненных блока факторов:

а) добрачные;

б) социальные и экономические;

в) личностные и внутрибрачные (внутрисупружеские).

Более 2/3 из названных ими конкретных параметров, позитивно влияющих на качество брака, носят сугубо психологический характер. Авторы модели качества брака отмечают, что большинство выделен­ных ими параметров характеризуют степень сходства и согласия в меж­личностных отношениях супругов по разным параметрам.

Этот принцип — принцип согласия — был положен в основу боль­шинства инструментов, предназначенных для измерения качества меж­личностных отношений супругов (Алеши­на Ю. Е., Дубовская Е. М., Гозман).

Ю. Е. Алешиной установлено, что удовлетворенность браком зави­сит от стажа семейной жизни: кривая этой зависимости имеет U-об-разную форму — в начале, в течение первых двух десятилетий суще­ствования семьи, удовлетворенность браком постепенно понижается, достигая своего минимального значения в парах со стажем семейной жизни от 12 до 18 лет, а затем возрастает, но уже более резко (Алеши­на Ю. Е., 1985).

В исследовании, проведенном под руководством Н. Г. Юркевич, была обнаружена зависимость между удовлетворенностью браком и удовлетворенностью работой. В выборке женщин, оценивающих свои браки как счастливые, 44% считают, что работа их вполне устраивает, и только 14% — что их «работа не устраивает совершенно» или «скорее не устраивает, чем устраивает».

Наблюдения Г. Навайтиса показали, что у мужчин существуют до­статочно сложные взаимосвязи между успехами на работе и семейны­ми отношениями: нестабильность последних появляется как при их профессиональных (и, соответственно, финансовых) неудачах, так и при резком улучшении финансового состояния (Навайтис Г., 1999).

Существует определенная зависимость между удовлетворенностью браком и разделением домашнего труда. В случаях, когда домашние обязанности целиком или полностью выполняет женщина, только 59% браков респонденты оценивают как счастливые и удовлетворительные, в случаях, когда муж помогает жене, этот показатель достигает 88%, а когда оба супруга несут одинаковую нагрузку — 94% (Юркевич Н. Г., 1970).

Таким образом, удовлетворенность браком связана и с распределением обязанностей между супругами.

Обнаружена связь между удовлетворенностью браком и мотивами: вступления в брак: в счастливых браках основным мотивом замужества у 75% женщин и женитьбы у 63% мужчин была любовь, у 14% и 18 % мужчин — симпатия; одним из мотивов вступления в брак отме­чалось также стремление избавиться от одиночества (Мацковс-кий М. С, Харчев А. Г., 1978).

Удовлетворенность браком некоторые исследователи связывают также со сроком предбрачного ухаживания. Так, Г. Навайтис указывает на проблемные брачные союзы, сформи­ровавшиеся как при кратковременном знакомстве, так и при длитель­ном (около пяти лет) (Навайтис Г., 1999).

С. И. Голод указывает на взаимосвязь удовлетворенности браком и мерой сексуальной удовлетворенности супругов: среди супругов, от­мечавших безразличие или неудовлетворенность сексуальными отно­шениями, лишь 8,2% были максимально удовлетворены браком (Го­лод С. И., 1990).

Следовательно, психологические факторы супружества вносят наи­больший вклад в структуру напряженности в несчастливых семьях. Существенные различия выявлены также по удовлетворенности сек­суальными отношениями и удовлетворенности досугом.

В ходе исслелонания, проведенного О. А. Добрыниной, установле­но, что женщины более критичны в оценке СПК, чем мужчины. Глав­ное для стабильного брака, по оценкам женщин, — справедливое рас­пределение бытовой нагрузки между супругами, полноценный отдых в семье, сексуальная гармония, взаимопонимание с детьми, удовлет­воренность психологической атмосферой, общением, дружеская рас­положенность и забота. В мужском идеале важнейший элемент ста­бильного брака — общность интересов, но с детоцентристским оттен­ком.

Этот показатель соотносится в первую очередь с поощрением ин­дивидуальных стремлений, во вторую — с комфортной психологичес­кой атмосферой и хорошо организованным досугом и в третью — с сек­суальной гармонией.

Следовательно, образ счастливого брака у мужчин формируется в первую очередь через призму психологических, сексуальных компо­нентов супружества, у женщин — через бытовую, рекреативную, сек­суальную и психологическую подструктуры супружества (Добрыни­на О. А., 1993).

Новые исследования показали, в частности, что удовлетворенность супругов коррелирует между собой: большей удовлетворенности в браке мужа соответствует большая удовлетворенность жены, и, наоборот, при низкой удовлетворенности браком мужчины его жена также не удов­летворена браком (АндрееваТ. В., ТолстоваА. В., 2001; Назарова Е. Б., 2003).

Уровень удовлетворенности браком у супругов, а также оценка его благополучия достоверно связана с числом детей в семье: чем больше детей, тем выше уровень благополучия и удовлетворенности бра­ком (Андреева Т. В., Толстова А. В., 2001).

Значимый фактор удовлетворенности браком — собственный локус контроля человека, состоящего в браке. Е. Б. Назаровой под нашим руководством на выборке 70 человек женщин и мужчин, состоя­щих в браке, получены следующие данные: удовлетворенность браком статистически связана со степенью интернальности самого человека! Человек, принимающий на себя ответственность за все происходящее в своей жизни, более удовлетворен браком независимо от пола (Назарова Е. Б., 2003).

Существуют и некоторые гендерные различия в тех факторах, которые влияют на удовлетворенность браком. Удовлетворенность бра­ком женщин статистически значимо связана с такой личностной чер­той, как интроверсия. Жены с более выраженной интроверсией более удовлетворены браком, а более экстравертированные — менее. У муж­чин такой линейной зависимости нет. Зато у них удовлетворенность браком связана с мотивацией брака супруги: если мотивом вступле­ния в брак у женщины была любовь, статистически более вероятно, что мужчина будет удовлетворен браком. По фактору нейротизма дан­ные противоположны: более удовлетворены браком нетревожные муж­чины, однако женщины с высоким нейротизмом статистически чаще оценивают свой брак как благополучный. К тому же женщины-инт­роверты с высоким нейротизмом (которых можно отнести к меланхо­ликам) достоверно чаще оказываются удовлетворенными браком, чем женщины с другими темпераментными особенностями (Андреева Т. В., Толстова А. В.).

Удовлетворенность мужчин, по нашим данным, связана лишь с такой ценностью, как эффективность в делах, — чем значимее для мужчины эта ценность, тем он более удовлетворен бра­ком. Однако такой показатель, как «ощущение покоя в доме», оказал­ся связанным с личностной чертой — социабельностью мужчин: более самодостаточные чувствуют себя дома менее спокойно, а более кон­формные (социабельные) — более комфортно (Андреева Т. В., ШмотченкоЮ. А., 2003).

Брак с более ответственными, зрелыми муж­чинами оказывается субъективно более благоприятен для женщин. Это подтверждает и значимая корреляция удовлетворенности женщин с наличием работы у их мужей. В то же время подобных корреляций в факторах удовлетворенности мужчин не наблюдалось. Можно пред­положить, что мужскую удовлетворенность браком детерминируют несколько иные особенности жен (например, вышеупомянутая любовь жены, которая может проявляться в эмоциональной теплоте отноше­ния к мужу).

Другое исследование, в котором молодые супружеские пары рассмат­ривались в общей выборке (без разделения по половому признаку), по­казало, что степень проявления таких акцентуаций характера, как педантичность, повышенная аккуратность, частая смена настроения, свойственная циклотимам, и излишняя заостренность внимания на не­которых факторах событийного характера приводит к снижению удов­летворенности браком. Социальный интеллект благотворно действует на удовлетворенность браком (Бунина О. В., Новосельцева Е. Е., 2002).

Из приведенных данных вырисовывается весьма пестрая картина. Показано, что удовлетворенность браком связана со стажем семейной жизни, с мотивами вступления в брак, удовлетворенностью работой, зависит от количества и возраста детей, личностных особенностей са­мого опрашиваемого и его брачного партнера. Проявляются и гендерные различия: более удовлетворены браком нетревожные мужчины, имеющие достаточный доход, с большей социабельностью (нуждаю­щиеся в чувстве локтя), склонные к компромиссам. На удовлетворен­ность женщин влияет степень их собственной интроверсии и зрелость их мужей.

Конечно, все эти переменные не равнозначны, и в каждой отдель­ной семье каждый из перечисленных факторов играет разную роль, имеет различный вес.

Одной из попыток систематизировать полученные в разных иссле­дованиях факторы удовлетворенности браком можно назвать выделен­ные Т. А. Гурко (1987) четыре группы факторов:

1) социально-демографические и экономические характеристики семьи.

Сюда входят такие показатели, как величина совокупного семей­ного дохода, возраст супругов, число детей в семье и т. д.;

2) характеристики внесемейной сферы жизнедеятельности супругов —

профессиональная сфера, взаимоотношения супругов с ближай­шим социальным окружением и т. д.;

3) установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизне-

деятельности — распределение хозяйственно-бытовых обязан­ностей и совпадение установок в этой сфере семейной жизни, организация досуга;

4) характеристики межсупружеских отношений — эмоционально-

нравственные ценности (чувство любви и уважения к партнеру, общие взгляды и интересы, супружеская верность и т. д.).

Следует заметить также, что в разное время многие авторы подчер­кивали роль зрелости личности для успешности построения брака и семьи (Адлер А., 1997; Сысенко В. А., 1981, 1985, 1989; Андреева Т. В., 1999; Харитонов А. Н., Тимченко Г. Н., 2002).

Поданным исследова­ний Харитонова А. Н. и Тимченко Г. Н. на большой выборке семей (459), большинство опрошенных признавали как свою неготовность к браку (85%), так и наличие постоянных конфликтов в семье (62%).

Удовлетворенность браком связывается и с удовлетворением по­требностей в семейно-брачных отношениях, таких как потребность в общении, в открытости, домашней поддержке и других (Харли У, 1992; Андреева Т. В., ПипченкоТ. Ю., 1999).

Заключение

Семья как устойчивая социальная общность людей существует уже в течение многих столетий. Она является необходимым элементом социальной структуры человеческого общества, выполняя чрезвычайно важную задачу воспроизводства населения. Изучением семьи до недавнего времени занималась почти исключительно социология; были созданы теоретические концепции семьи с точки зрения социальных функций и связей семьи с другими общественными институтами. Однако в последние десятилетия наблюдается большой интерес к проблемам семейного функционирования со стороны различных областей знания — психиатрии, психологии, этнографии, педагогики и т. д. Это явление объясняется тем, что традиционный институт семьи переживает сейчас некоторый кризис, связанный с изменением содержания брачно-семейных отношений. Кризис выражается в том, что, с одной стороны, идет поиск каких-то новых форм семьи, которые лучше соответствовали бы современному содержанию отношений, с другой стороны, непрерывно растет число разводов и в нашей стране, и за рубежом, причем особенно страдают «молодые» браки — почти 1/3 всех разводов падает на семьи, имеющие стаж не более трех — пяти лет.

В ходе данного исследования была выполнена поставленная автором задача, был проведён анализ литературы и выявлены причины появления конфликтов в молодых семьях.

По данным психологических исследований, в обществе все большее значение приобретает субъективный фактор в развитии семьи и брака; в частности, данные свидетельствуют о достаточно высоком удельном весе психологических мотивов и причин развода, таких как несходство характеров, отсутствие или утрата чувства любви и т. п.

Одновременно с этим указывается, что одной из основных функций брака сейчас становится обеспечение психологического комфорта, так называемая терапевтическая функция брака.

Отсутствие адекватной мотивации при вступлении в брак приводит к тому, что перед супругами не встают задачи «самоопределения» семьи: выяснения супружеских ролей, внутрисемейного статуса каждого из них, их общих целей. Это в свою очередь приводит к возникновению психологических проблем в первые годы супружеской жизни.

Первые год-два совместной жизни— это первая стадия жизненного цикла семьи, стадия формирования индивидуальных стереотипов общения, согласования систем ценностей и выработки общей мировоззренческой позиции. По существу, на этой стадии происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа отношений, который удовлетворял бы обоих. При этом перед супругами стоят задачи формирования структуры семьи, распределения функций (или ролей) между мужем и женой и выработки общих семейных ценностей. Из всего сказанного можно сделать вывод, что проблема лидерства в семье является одной из самых острых проблем первых лет супружеской жизни. Однако немало конфликтов возникает также на почве различных представлений супругов о семейных ролях и ценностях семьи. Нужно заметить, что дня современной молодой семьи характерно рассогласование представлений о супружеских ролях не только и не столько хозяйственно-бытовой сфере, сколько в области межличностных отношений.

Владея конструктивными способами разрешения конфликтов, супруги могут найти выход из самых, казалось бы, безнадежно противоречивых столкновений, и наоборот, при неумении правильно проводить конфликт мельчайший повод приведет к серьезным последствиям. Неумение молодых супругов конструктивно разрешать неизбежные разногласия ведет к тому, что процесс их взаимной адаптации нарушается; не удается формировать структуру семьи, превратиться из двух разрозненных «я» в единое «мы», сохраняя при этом свое индивидуальное своеобразие, свою уникальность. Но есть и еще одна опасность, подстерегающая молодоженов, — это утрата чувства любви, разочарование в партнере.

На сегодняшний день проблема психологических трудностей в молодой семье очень актуальна и будет оставаться таковой ещё на протяжении долгого времени. Об этом свидетельствуют такие факты как рост психологических консультаций по вопросам семьи и брака, обсуждение семейных проблем на форумах в интернете, увеличение выпуска литературы по этой проблеме и др. Общество заинтересовано в построении крепкой семьи, увеличению рождаемости, поэтому правительством создаются специальные программы для поддержки молодых семей.

Список использованной литературы и источников:

1. Алёшина Ю.Е. Удовлетворённость браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни. Автореф. дисс. –М, Изд-во Моск. ун-та, — 1985.

2. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 120 с.

3. Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб. : Речь , 2005, 434 с.

исследования супружеских отношений. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 120 с.

4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. М. : Гардарики, 2004, 319 с.

5. Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье семьи. СПб.: Питер , 2007, 288с.

6. Олифирович Н. И. Психология семейных кризисов. СПб: Речь, 2007. 359 с.

7. Семья как целостная система [Электронный ресурс] www.psyhoblog.net

8. Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. М. Мысль 1986, 254 с.

9. Сысенко В. А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия. М., 1991

10. Хеллингер Б. Порядки любви : Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий / Берт Хеллингер; Пер. с нем. Ингрид И. Рац; Науч. ред. Михаил Бурняшев.М.: Издательство Института психотерапии , 2001, 395 с.

11. Шнейдер Л.Б. Семейная психология : учебное пособие для вузов. М.: Акад. проект, 2005, 765с.

12. А.М. Швец, Е.А. Могилёвкин, Е.Ю. Каргаполова. Мотивация вступления в брак и её влияние на кризис будущей психологии. Вопросы психологии 2006, №4.

13. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи, 3-е изд. СПб.: Питер , 2001, 651с.