Психология как наука. Предмет психологии.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебная программа для студентов по специальности

Психология

Министерство образования Республики Беларусь

Государственное учреждение образования

«Республиканский институт высшей школы»

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра

образования Республики Беларусь

___________ А.И. Жук

__________

 

Регистрационный № ТД — ____ / тип.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебная программа для студентов по специальности

Психология

 

 

МИНСК

УДК 159.9.01 (075.8)

ББК 88я73

О­–28

Составители:

И.А.Фурманов – профессор кафедры психологии Белорусского государственного университета, доктор психологических наук, профессор;

Л.А.Вайнштейн – доцент кафедры психологии Белорусского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник;

В.А.Поликарпов – доцент кафедры психологии Белорусского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент.

 

 

Рецензенты:

кафедра психологии факультета психологии, социальной и воспитательной работы ГУО «Академия последипломного образования»;

зав. кафедрой общей и дифференциальной психологии Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор психологических наук, профессор Л.В. Марищук

 

Рекомендовано:

Кафедрой психологии факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета;

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета;

Научно-методической секцией по специальности 1 – 23 01 04 «Психология»;

Президиумом Совета Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию.

 

С о г л а с о в а н о:

Учебно-методическое объединение вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию;

Управление высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь;

Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы»

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Общая психология как раздел психологии является фундаментальной научной дисциплиной, которая опирается на результаты теоретических и экспериментальных исследований, выявляющих наиболее общие психологические закономерности, методологические и теоретические принципы, методы, основные понятия и категории психологии.

9 стр., 4453 слов

«Белорусский государственный университет

... Заказ Издатель и полиграфическое исполнение: Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» Лицензия ЛП № 156 ... Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории (синергетика, психология и футурология). М., 2001. Плетников Ю ... и общественное сознание. Функционалы сознания: общественная психология, идеология, наука. Формы общественного сознания, ...

Основной целью изучения дисциплины «Общая психология» является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области общей психологии.

Задачами изучения курса являются:

1. Формирование основных базовых представления о психике.

2. Изучение методологических оснований научного понимания предмета общей психологии.

3. Рассмотрение теоретических положений современной психологии.

4. Ознакомление с основными методами исследования психики.

5. Формирование понятийно–категориального аппарат общей психологии.

  1. Изучение закономерностей и механизмов протекания психических процессов.
  2. Ознакомление с феноменологией эмоциональной и мотивационной сферы человека.

В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:

— методологические и теоретические основы общей психологии;

— основные категории общей психологии;

— особенности и закономерности протекания психических процессов;

основные теории мотивации и эмоций.

В результате изучения данной дисциплины студент должен уметь:

— определять объект, предмет, цели и задачи исследования;

— планировать и проводить экспериментальное исследование;

— интерпретировать результаты исследования в рамках той или иной психологической теории.

Образовательным стандартом отводится на изучение дисциплины «Общая психология» 576 часов, из них 272 часа аудиторных занятий: лекций – 136 часов, лабораторных занятий – 30 часов, семинарских занятий – 106 часов.

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы Количество часов
лекционные практические лабораторные всего  
1. Психология как наука. Предмет психологии    
2. Основные отрасли психологии. Формы сотрудничества психологической науки и практики    
3. Природа психики    
4. Психика и центральная нервная система  
5. Развитие психики в эволюции животных    
6. Развитие психики в становлении человека    
7. Развитие психики в онтогенезе  
8. Социальные факторы онтогенеза  
9. Сознание  
10. Бессознательное  
11. Методы психологического исследования  
12. Метод эксперимента  
13. Определение ощущений  
14. Зрение    
15. Слух    
16. Осязание    
17. Вкус. Обоняние. Проприоцептивные ощущения. Органические ощущения    
18. Феномены восприятия  
19. Восприятие пространства, времени, движения    
20. Восприятие объектов    
21. Понятие внимания    
22. Экспериментальное изучение внимания. Непроизвольное и произвольное внимание    
23. Основные характеристики памяти  
24. Память и деятельность    
25. Использование мнемических средств    
26. Память как процесс приёма, хранения и переработки информации      
27. Память и представление    
28. Психология мышления. История исследования проблемы  
29. Предмет психологии мышления    
30. Методы изучения мышления    
31. Структура процесса мышления    
32. Мышление в индивидуальной деятельности    
33. Интеллектуальные способности    
34. Понятийное мышление    
35. Общее понятие о языке и речи  
36. Слово и его семантическое строение    
37. Речевое высказывание    
38. Понятие об эмоциях    
39. Свойства эмоций    
40. Структура эмоций    
41. Функции эмоций    
42. Нейрофизиологические механизмы эмоций    
43. Формы эмоционального реагирования    
44. Теории эмоций    
45. Классификация эмоций    
46. Потребности  
47. Мотивы    
48. Основные проблемы психологии мотивации    
49. Классификации потребностей и мотивов    
50. Эмоциогенные ситуации  
51. Мотивация и эффективность деятельности  
ВСЕГО часов:  

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1.Введение в психологию.

Психология как наука. Предмет психологии.

Сравнительный анализ и основные отличия житейской и научной психологии. Из истории становления научно-психологических теорий. Описание психологических явлений, доступных психологическому изучению. Психология как естественная и гуманитарная дисциплина. Специфика психологического знания.

Основные отрасли психологии. Формы сотрудничества психологической науки и практики.

Взаимосвязь теоретических исследовательских и прикладных задач психологической науки. Методы психологического воздействия.

Общая и дифференциальная психология. Психология и психотерапия. Психологические вопросы профессиональной ориентации. Место психологии в трудовом обучении и воспитании учащихся. Значение для развития народного хозяйства, развития культуры и охраны здоровья людей.

 

Тема 2.Понятие о психике

Природа психики.

Учения Платона и Аристотеля о душе. Виды причин по Аристотелю. Понятия субстанции и субстрата. Формирование современных представлений о психике. Критика теории отражения. Определение психики как способа организации живого тела. Функционирование психики в структурах взаимодействия человека с миром. Психические процессы, свойства и состояния.

Психика и центральная нервная система.

Строение нервной системы. ЦНС и ее организация. Строение нейрона. Движение нервного импульса по нервному волокну. Глиальные клетки. Высшая нервная деятельность. Понятие о рефлексе. Виды рефлексов. Закономерности формирования условных рефлексов. Виды научения. Психофизическая проблема. Мозг и психика как предметно одна и та же реальность. Психика человека, как совокупность структурных изменений в ЦНС, происшедших под влиянием социального.

Развитие психики в эволюции животных.

Понятие о раздражимости. Биологические закономерности приспособления. Тропизмы (таксисы).

Развитие нервной системы животных, ее прогрессирующая централизация, развитие органов чувств, выделение дистантрецепторов. Положение об определяющей роли образа жизни в развитии психики. Закон единства и взаимосвязи строения и функции органа. Инстинкт как наследственно закрепленный продукт филогенетического развития. Индивидуально-изменчивые формы поведения: навыки. Метод проб и ошибок как механизм формирования навыка. Законы формирования навыка. Закон готовности, закон упражнения, закон эффекта. Интеллект. Интеллект и восприятие. Эксперименты Келлера и Крушинского.

Развитие психики в становлении человека.

Проблема антропогенеза. Появление древних гоминид. Инструментальная и орудийная деятельность. Появление знаковой коммуникации. Культурно-исторические предпосылки появления сознания. Субъективированные и объективированные свойства предметов культуры. Знак как репрезентация субъективированных свойств.

Развитие психики в онтогенезе.

Теория Пиаже. Идеи трансформации и конструкции. Взаимодействие субъекта с объектом. Понятие интериоризации. Врожденные и приобретенные свойства. Врожденные: адаптация и организация. Понятие об адаптации. Процессы адаптации. Приобретенные структурные свойства. Понятие о детском реализме. Пути преодоления реализма: объективность, релятивность, реципрокность.

Социальные факторы онтогенеза.

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского. Натуральные и высшие психические функции. Возникновение высших психических функций как результат интериоризации знаков и способов их употребления в натуральные функции. Эгоцентризм и эгоцентрическая речь. Эволюция эгоцентрической речи. Понятие о зоне ближайшего развития. Общее понятие об общении. Понятие о деятельности. Процесс опредмечивания потребности. Понятие о мотиве. Структура деятельности. Деятельность, действия, операции. Мотив, цель, средства. Сдвиг мотива на цель. Личность как субъект деятельности.

Сознание.

Определение сознания. Сознание как форма всеобщей связи. Сознание в структуре деятельности и речевой коммуникации. Сознание и самосознание. Основные направления в исследовании сознания.

Бессознательное

Понятие о бессознательном. Сознание и бессознательное. Личное бессознательное. Механизмы психологической защиты. Понятие о коллективном бессознательном. Архетипы. Методы исследования бессознательного.

 

Тема 3.Методы научного исследования психики.

Вкус. Обоняние. Проприоцептивные ощущения. Органические ощущения.

Вкусовой анализатор. Основные виды вкусовых ощущений. Пороги вкусовых ощущений и кривая адаптации. Эмоциональная характеристика вкусовых ощущений.

Механизм обоняния. Теория основных запахов. Классификация запахов. Пороги обоняния и кривая адаптации.

Кинестетические ощущения. Схема тела. Эксперименты X. Хэда. Вибрационные ощущения. Боль и болевые ощущения. Механизмы болевых ощущений. Органические ощущения. «Темное чувство». Температурная чувствительность. Пороги и кривые адаптации.

Тема 5.Перцептивные процессы.

Феномены восприятия.

Перцептивный образ. Основные характеристики восприятия: предметность, целостность, константность, осмысленность. Стабильность видимого мира. Гештальтпсихология. Феномены гештальта (близость, простая структура, равновесие, сходство, симметрия и т.д.).

Восприятие пространства, времени и движения.

Первичные и вторичные факторы восприятия пространства. Механизмы восприятия двумерного пространства как механизмы восприятия пространственного распределения яркости. Градиент текстуры (Дж. Гибсон).

Теория Д. Марра. Константность зрительного направления (Ч. Шеррингтон, Г. Гельмгольц, А.ф.Хольст, Д. МакКей).

Восприятие удаленности. Монокулярные и бинокулярные признаки удаленности. Зрительное направление. Интермодальное взаимодействие при восприятии пространства.

«Видимое поле» (Дж. Гибсон).

Окуло- и эгоцентрическое зрительное направление (А.Д. Логвиненко).

Диспаратность (абсолютная и относительная).

Стереопсис. Стереоскопический эффект. Зоны стереопсиса. Диплопия. Гороптер (теоретический и эмпирический).

Стереоскоп. Стереограммы Б. Юлеша. Псевдоскопические феномены. Фузия, бинокулярное соревнование, сенсорная фузия. Оценка удаленности знакомых предметов. Соотношение размера и удаленности. Комната Эймса.

Восприятие движения. Факторы и основные закономерности восприятия движения. Параллакс. Пороги восприятия движения. Адаптация к абсолютному и относительному движению. Оценка скорости и направления движения. Иллюзии движения. Эксперименты С. Ульмана и Б. Юлеша. Теории движения. Эффект луны. Автокинетический эффект и его объяснение. Индуцированное движение. Стробоскопическое движение. Восприятие причинности. Атрибуция причинности.

Восприятие времени. Факторы, закономерности и механизмы восприятия времени. Роль различных анализаторов в восприятии времени. Субъективное ограничение в восприятии и шкалировании длительности стимула и интервала.

Восприятие объектов.

Узнавание трехмерных объектов. Перцептивная категоризация. Силуэт и разрывы контура. Теории ранней селекции (У. Найссер, П. Линдсей и Д. Норман).

Выделение отдельных признаков и их конъюнкций (Э. Трейсман).

Разрывы контура и маскировка. Признаки локации и признаки объектов. Влияние контекста на опознание объектов. Каноническая точка зрения и время опознания объектов.

Перцептивная деятельность, перцептивное действие, перцептивная задача. Перцептивный конфликт. Восприятие нереальных объектов, лестница Шродера. Перцептивные гипотезы и перцептивные эталоны. Апперцепция, роль установки в восприятии. Иллюзии восприятия. Избирательность восприятия. Личностные факторы восприятия, влияние мотивации на селективность восприятия. Индивидуальный стиль. Перцептивная защита. Восприятие человеческого лица и человеческой фигуры (2 ч).

Тема 6.Внимание

Понятие внимания.

Особенности внимания по сравнению с другими психическими процессами. Основные свойства внимания. Объем внимания. Зависимость объема внимания от задачи испытуемого (материал, операции, цели, установки).

Селективность (избирательность внимания).

Эксперименты Ч. Черри. Концентрация, устойчивость, колебания внимания. Помехоустойчивость. Отвлечение внимания. Интенсивность внимания. Направленность внимания. Переключение и распределение внимания Ориентировочный рефлекс. Активационная теория внимания. Доминанта А.А. Ухтомского.

Экспериментальное изучение внимания. Непроизвольное и произвольное внимание.

Методы изучения внимания. Теории внимания в разных психологических школах (моторные теории внимания, когнитивистские теории внимания).

Дж. Джеймс о внимании (понятие апперцепции).

Внимание как состояние сознания и апперцепция (В. Вундт).

Теория внимания Т. Рибо. Дискуссия о внимании в гештальтпсихологии (внимание и восприятие).

Найссер: процессы предвнимания. Внимание в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Теория пассивной переработки (Д. Норман).

Внимание как действие контроля (П.Я. Гальперин).

Установка на стимул и установка на ответ (Д. Бродбент).

Виды внимания по Н.Н. Ланге. Определение видов внимания по Н.Ф. Добрынину. Определение видов внимания по Э. Титченеру.

Произвольное и непроизвольное внимание; факторы их обусловливающие. Внимание и эраузал. Внимание и контроль. Произвольное внимание. Особенности, условия возникновения и поддержка произвольного внимания. Усилия при произвольном внимании. Опосредованный характер произвольного внимания. Методика двойной стимуляции. Психологические механизмы произвольного внимания. Развитие внимания в онтогенезе. Пути формирования внимания. Послепроизвольное внимание.

 

Тема 7.Память.

Основные характеристики памяти.

Понятие памяти. Память в ряду других познавательных процессов. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Классификация видов памяти в зависимости от запоминаемого содержания и формы воспроизведения (эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая).

Эйдетизм. Образы представления. Реконструкция образа. Влияние модальности заучивания и воспроизведения.

Память и деятельность.

Мнемическая задача. Влияние материала на запоминание (объем, однородность, привычность, осмысленность и т.д.).

Произвольное и непроизвольное запоминание (А.А. Смирнов, П.В. Зинченко).

Непосредственное запоминание (опыты Эббингауза).

Зависимость от эмоционального фона (3. Фрейд).

Генетическая теория памяти П.П. Блонского. Научение. Виды научения (привыкание, импринтинг, имитация, облигаторное, факультативное, викарное, реактивное, оперантное, когнитивное).

Роль повторения и подкрепления. Кривые научения (в зависимости от видов памяти).

Критерии научения. Перенос навыков. Автоматизация и дезавтоматизация навыков. Интерференция навыков. Формирование сложного психофизиологического навыка. Природа навыка и тренировка (Н.А. Бернштейн).

Закон «силы» навыка. Роль упражнений и периодичности. Способы заучивания, распределение упражнений во времени. Влияние на память перерывов в деятельности, эффект Б.В. Зейгарник. Зависимость от динамики и структуры деятельности.

Использование мнемических средств.

Мнемические действия. Мнемотехника. Забывание, теории забывания. Ретро- и проактивная интерференция. Изменение памяти во времени. Кривые забывания для разных видов памяти. Ассоциативные теории памяти. Ассоциации, их виды и роль в организации памяти. Законы ассоциаций.

Память как процесс приема, хранения и переработки информации.

Иконическая, эхоическая и сенсорная память. Эксперименты Дж. Сперлинга. Кратковременная память, оперативная память. Долговременная память. Организация долговременной памяти. Метапамять. Понятие реминисценции (П. Жане).

Припоминания, воспоминания. Влияние модальности заучивание и опроса на продуктивность припоминания.

Память и представление.

Концепция Ф. Бартлетта. Особенности представлений. Классификация представлений. Прототипические представления. Общие и конкретные представления. Параметры образа (четкость, яркость, управляемость и т.д.).

Понятие воображения. Контаминации схем действия и образов. Ментальная репрезентация. Схемы, скрипты, фреймы. Процедурное и декларативное знание. Образное и вербальное кодирование. Модальный и амодальный код. Модели двойного и унитарного кодирования (А. Пайвио, 3. Пилишин).

Последовательная и параллельная переработка информации.

Тема 8.Мышление

Психология мышления. История исследования проблемы.

Общефилософские основы исследования мышления. Соотношение наук изучающих мышление. Подходы к исследованию мышления на разных этапах развития психологической мысли. Вюрцбургская школа исследования мышления. Подходы к изучению мышления в бихевиоризме (Б. Скиннер, В. Торндайк).

Исследования мышления в рамках гештальтпсихологии (К. Келлер, К. Дункер).

Попытки крос-скультурного исследования мыслительных процессов.

Предмет психологии мышления.

Мышление в структуре познавательных процессов. Мышление и восприятие. Мышление и память. Мышление и воображение. Мышление и творчество. Типологии мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое: практическое и теоретическое; дискурсивное, интуитивное; аутистическое, эгоцентрическое, реалистическое; репродуктивное, продуктивное.

Методы изучения мышления.

Общепсихологические методы: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, метод беседы.

Конкретные методики изучения мышления: «клинический метод Ж. Пиаже», метод «рассуждения вслух» и реконструкции структуры решения по вербальным попыткам решения (Э. Клапаред, К. Дункер); методы объективизации невербализованных исследовательских актов. Тестирование интеллекта и дифференциально-психологическое изучение мышления: тест Дж. Равена, тест Д.Векслера,тест Г. Айзенка и др.

Структура процесса мышления.

Субъект мышления. Мышление как процесс и его продукты (понятия, знания, суждения, умозаключения).

Мыслительная задача. Классификация задач (О. К. Тихомиров).

Проблемные ситуации. Виды проблемных ситуаций. Этапы процесса мышления (постановка проблемы, анализ условий, выдвижение гипотезы, функциональное решение, конкретное решение, проверка).

Соотношение разных подходов к описанию стадии мыслительного процесса: схема Л. Уоллеса, схема К. Дункера, схема операций мышления по О. Зельцу и в школе С.Л. Рубинштейна. Мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и пр. Анализ через синтез как механизм мышления. Факторы, влияющие на успешность решения задачи.

Мышление в индивидуальной деятельности.

Мышление как форма познавательной деятельности. Мотивация мыслительной деятельности. Мышление и целеобразование. Понятие промежуточной цели и операционального смысла. Эмоциональное регулирование мышления. Положение Л.С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Мышление и самосознание. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты мыслительной деятельности, их роль на разных этапах процесса мышления.

Интеллектуальные способности.

Понятие интеллекта и интеллектуальных способностей. Тестирование интеллекта. Принципы развития интеллектуальных способностей. Образное мышление и воображение. Тесты на образное мышление. Вербальный интеллект и его диагностика. Мышление и прогнозирование. Мышление и творчество. Продуктивные и репродуктивные формы умственной деятельности. Критерии выделения творческого мышления. Исследование творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии. Тестирование творческих способностей.

Понятийное мышление.

Понятие. Виды понятий. Специфика психологического изучения формирования понятий: метод определения понятия, метод сравнения и различения, метод классификации, метод формирования искусственных понятий (методики: Н. Аха, Л.С. Выготского и Л. Сахарова).

Сравнительное исследование формирования научных и житейских понятий. Процессы категоризации (модели: дискретных признаков, прототипов, базовых категорий).

Внутрипонятийные и межпонятийные отношения. Сравнительное исследование развития научных и житейских понятий.

Тема 9. Речь

Общее понятие о языке и речи.

Проблема языка и сознания. Проблемы психологического строения языка. Речь и общение. Коммуникативная ситуация. Развитие коммуникации в филогенезе. Виды коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация. Речевое поведение. Речевая деятельность, речевое действие. Роль речи в протекании психических процессов. Роль речи в развитии интеллекта по Л.С. Выготскому и Ж. Пиаже. Роль слова в организации восприятия, роль речи в организации речевого акта. Генезис регулирующей функции речи. Виды и функции речи. Устная, письменная, монологическая, диалогическая, внутренняя и внешняя речь. Соотношение внешней и внутренней речи. Эгоцентрическая и внутренняя речь. Структура, функции и развитие эгоцентрической речи: полемика: Л.С. Выготского и Ж. Пиаже.

Слово и его семантическое строение.

Происхождение слова. Путь от симпрактического к синсемантическому строению слова. Значение и смысл слова. Семантическая структура и функция слова. Слово и «смысловое поле». Категориальное значение слова. Лексические функции и валентности слов. Развитие значений слов в онтогенезе. Развитие предметной отнесенности. Этапы развития значений. Выделение Л.С. Выготским функциональных эквивалентов понятия: синкреты, комплексы, псевдопонятия, потенциальные и истинные понятия. Семантические поля и их объективное изучение. Ассоциативные методы оценки семантических полей. Измерение смысловых полей методом шкал. Объективные методы исследования многомерных связей слова

Речевое высказывание.

Проблема единиц языка. Психологическая проблема фразы как единицы высказывания. Синтаксическое и семантическое строение фразы. Основные формы речевого высказывания (устная: диалогическая, монологическая, письменная речь).

Развернутое речевое сообщение и его порождение (мотив и замысел высказывания).

Онтогенез речевого высказывания. Сложные формы речевого высказывания. Анализ процессов понимания. Слово и предложение. Понимание слов. Понимание фразы (гипотеза Н. Хомского и Дж. Миллера).

Понимание смысла сложного сообщения. Текст и подтекст. Понятие референтной ситуации (Ф. Джонсон-Лэйрд).

Роль зрительных образов в понимании предложений (гипотеза А. Пайвио).

Язык и дискурсивное мышление. Операция вывода. «Эффект атмосферы». Рационалистическое направление Хэнли. Теория дедуктивного вывода Ф. Джонсона-Лэйрда.

 

Тема 10.Эмоции

Понятие об эмоциях

Эмоции как особый класс психических явлений. Изменение представлений о природе, закономерностях и проявлениях эмоций в ходе развития психологической науки. Основные положения отечественной (рефлективной) концепции эмоций. Различия эмоциональных и познавательных процессов. Культура, эмоции и психическое здоровье. Основные проблемы психологической теории эмоций.

Свойства эмоций

Пристрастность. Интегральность. Пластичность. Адаптация. Суммация. Амбивалентность. Динамичность. Коммуникативность. Заразительность. Предвосхищение (антиципация).

Мнестичность. Иррадиация. Генерализация.

Структура эмоций

Идеи В. Вундта о сложности психологической структуры эмоций. Компоненты эмоционального реагирования: импрессивный (переживание), экспрессивный и физиологический. Подходы к определению понятия «переживание».

Средства эмоциональной экспрессии: мимические, речевые, звуковые, жестикуляционные и пантомимические. История изучения эмоциональной экспрессии человека и животных (И. Лафатер, Ч.Дарвин, Р.Вудвортс, Г. Шлосберг, П. Экман, К. Изард и др.).

Врожденные, приобретенные и индивидуальные факторы формирования мимического выражения эмоций. Конвенциальная мимика. Автономные зоны лица. Характерные мимические изменения при различных эмоциях. Динамика мимических реакций. Отличительные особенности речи в состоянии эмоционального напряжения.

Эмоции и вегетативная нервная система. Эмоции и гормональная система. Изменение дыхания и кровообращения при эмоциональном реагировании.

Функции эмоций

Функциональное значение эмоций. Основные функции эмоций: оценка и побуждение. Функции эмоций по П.В.Симонову: отражательно-оценочная, компенсаторная, подкрепляющая, переключающая.

Нейрофизиологические механизмы эмоций

Многообразие представлений о нейрофизиологических механизмах эмоций. Основные этапы изучения нейрофизиологических механизмов эмоционального реагирования. Рефлекторные механизмы возникновения эмоций (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Дж. Уотсон и Р. Рейнор и др.).

Безусловнорефлекторные и условно-рефлекторные эмоциональные реакции. Корковые и подкорковые механизмы эмоций. Роль второй сигнальной системы в функционировании эмоций человека. Эмоции и функциональная асимметрия полушарий головного мозга. Современные представления о мозговой организации эмоционального реагирования (Е.Д.Хомская).

 

Тема 11.Формы эмоционального реагирования

Сопоставление основных форм эмоционального реагирования (аффект, настроение, чувство, собственно эмоция, эмоциональный тон) по параметрам длительности и интенсивности.

Эмоциональный тон как простейшая форма эмоционального реагирования. Зависимость эмоционального тона от сенсорной модальности, интенсивности и внезапности появления раздражителя. Отличительные особенности эмоционального тона и его функции. Сравнительные характеристики ощущения и эмоционального тона по Н. Н. Ланге.

Аффект. Стенические и астенические аффекты. Факторы появления аффективных реакций. Кумулятивный аффект. Отличительные особенности аффекта и его функции. Фазы протекания аффекта. Аффект неадекватности.

Собственно эмоция как ситуативное эмоциональное реагирование. Отличительные особенности собственно эмоций.

Чувства как эмоциональные константы. Отличительные особенности чувств и их виды.

Настроение как общий эмоциональный фон жизнедеятельности человека. Доминирующие и актуальные настроения. Отличительные особенности настроений. Причины формирования фона настроения. Выраженные изменения настроений: гипертимия, дистимия, эйфория, дисфория, апатия.

Тема 12.Теории эмоций

Трехмерная теория эмоций В.Вундта. Эволюционные теории эмоций (Ч.Дарвин, психоэволюционная теория Р.Плутчика).

Конфликтные теории эмоций (Дж. Дьюи, А. Пьерон, Ф. Хоудж, Т. Андреани).

Физиологические теории эмоций (периферическая теория Джеймса-Ланге, биологическая теория П.К.Анохина, центральная теория Кеннона-Барда, анатомо-физиологическая теория Дж. Грея, активационная теория Линдсли, бихевиористская теория).

Мотивационные теории эмоций (психоаналитическая теория, дифференциальная теория К.Э.Изарда, «гормическая» теория У. Мак-Дауголла, потребностно-информационная теория П.В.Симонова).

Когнитивистские теории эмоций (теория «атрибуции возбуждения» С. Шехтера и Дж. Сингера, познавательная теория М. Арнольд — Р. Лазаруса, теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера, Я-теория).

 

Тема 13.Классификация эмоций

Характеристики эмоций как основания для их классификации: знак, модальность, произвольность, длительность, предметность, осознанность, происхождение, уровень развития, влияние на поведение и деятельность, интенсивность. Положительные, отрицательные и амбивалентные эмоции. Стеничные и астеничные эмоции. Характеристика десяти базовых модальностей эмоций по К.Изарду. Функциональная классификация эмоций В.К.Вилюнаса. Классификация эмоций Б.И.Додонова.

 

Тема 14.Потребности

Основные подходы к рассмотрению потребностей: потребность как нужда, как предмет удовлетворения нужды, как отсутствие блага, как необходимость, как состояние. Потребности организма и личности. Стадии формирования и реализации потребности: напряжение, оценка, насыщение. Факторы реализации потребностей: конкретизация, ментализация, социализация.

 

Тема 15.Мотивы

Основные подходы к рассмотрению мотивов: мотив как потребность, как предмет удовлетворения потребности, как намерение, как личностная диспозиция, как побуждение, как состояние, как формулировка, как удовлетворенность. Смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы поведения: инстинкт, влечение, стремление, желание, хотение. Структура мотива по Е.П.Ильину. Функции мотивов. Стадии формирования мотива.

 

Тема 16.Основные проблемы психологии мотивации.

Проблема мотивации в теории инстинктов (У.Макдауголл, «психогидравлическая модель» К.Лоренца, Н.Тинберген).

Психоаналитическая теория мотивации. Бихевиористская теория мотивации (Э. Торндайк, Э. Толмен, К. Халл).

Проблема мотивации в теории поля К.Левина. Проблемы мотивации в дифференциальных теориях (Г. Мюррей, Д. Мак-Клелланд, Дж. Аткинсон).

Когнитивистские теории мотивации (теория когнитивного баланса Хайдера, теория когнитивного диссонанса Фестингера, теория когнитивной оценки Диси).

Факторные теории мотивации (Дж.Гилфорд, Р.Кеттелл).

Иерархическая модель потребностей А.Маслоу. Теории внешней и внутренней мотивации.

 

Тема 17.Классификация потребностей и мотивов

Инстинктоподобные мотивационные диспозиции по У.МакДауголлу. Основания для классификации потребностей по Г.Мюррею. Характеристика психогенных потребностей по Г.Мюррею. Сравнительный анализ низших и высших потребностей по А.Маслоу. Последовательность проявления потребностей в онтогенезе. Характеристика невротических потребностей по К.Хорни. Основные виды социальных потребностей по Э.Фромму. Классификация потребностей в отечественной психологии (П.В.Симонов, А.В.Петровский, С.Б.Каверин, И.А.Фурманов).

 

Тема 18.Эмоциогенные ситуации

Факторы возникновения эмоциогенных ситуаций. Недостаточность приспособительных возможностей: новизна, необычность, внезапность. Избыточная мотивация перед действием, после действия, в социальном поведении, при фрустрации, при конфликтах.

 

Тема 19.Мотивация и эффективность деятельности

Закон оптимума мотивации Йеркса-Додсона. Мотивирующий потенциал различных видов стимуляции: похвала и порицание, материальное вознаграждение, соревнование, присутствие других людей, успех и неудача, привлекательность объекта потребности, привлекательность содержания деятельности, наличие перспективы и конкретной цели, функциональные состояния и др.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

ОСНОВНАЯ:

1. Вайнштейн Л.А. Психология восприятия.– Мн., 2005.

2. Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А., Фурманов И.А., Трухан Е.А. Общая психология: учебное пособие.– Мн., 2005.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию (курс лекций).

– МГУ, 1988.

4. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. – СПб., 2001

5. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. –М., 2000.

6. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 2001.

7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000.

8. Козубовский В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: Учебное пособие.– Мн., 2003.

9. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: Учебное пособие.– Мн., 2004.

10. Маклаков А.Г. Общая психология.– СПб., 2001.

11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. –М.: Издательский центр “Академия”, 2000.

12. Психология эмоций. Тексты/ Под. ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. – М., 1984.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –М., 2001.

14. Сперлинг А. П. Психология. – Минск, 2002.

15. Солсо Р. Когнитивная психология. – М., 1996.

16. Хрестоматия по ощущению и восприятию. – МГУ, 1975.

17. Хрестоматия по вниманию .– М., 1976.

18. Хрестоматия по психологии. Психология памяти. – МГУ, 1979.

19. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – МГУ, 1981.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Ананьев Б.Г.Человек как предмет познания. – Л., 1968.

2. Ананьев Б.Г.Проблемы современного человекознания. – М., 1977.

3. Анастази А. Урбина С. Психологическое тестирование.– СПб.: Питер. Серия “Мастера психологии”, 2001.- 688с.

4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.

5. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышления и общение. – Самара, 2000.

6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.– СПб., 1999.

7. Величковский Б.М. Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. – МГУ, 1973.

8. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т.,– Л., 1974.

9. Восприятие и деятельность. – М., 1976.

10. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. соч. в 6 т., Т. 1. – М., 1982.

11. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 т., т. 2.– М., 1982.

12. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственного действия. Сб. “Психологическая наука в СССО”, Т. 1. –М., 1959.

13. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. –М., 1974.

14. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. — Изд. 2-е, стереот. – М., 1996.

15. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.

16. Грегори Р.Л. Разумный глаз. – М., 1972.

17. Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. – М., 1977.

18. Залевская А.А. Введение в психолингвистику.– М., 1999.

19. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. –М., 1967.

20. Дельгадо Х. Мозг и сознание. – М., 1971.

21. Клацки Р. Память человека (структура и процессы).

– М., 1978.

22. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. – М., 1983. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики.– М., 1999.

23. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.

24. Линдслей П., Норман Д. Переработка информации у человека. – М., 1974.

25. Логвиненко А.Д. Психология восприятия: Учеб.-метод. пос. – М., 1987.

26. Найсер У. Познание и реальность. –М., 1981.

27. Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров.- м.: ИНФРА- М, 1997.

28. Психологические тесты/ Под ред. А.А.Карелина: В 2 т.– М., 1999.

29. Способности и склонности. Комплексные исследования. – М., 1989.

30. Фресс П., Пиаже Ж Экспериментальная психология. – Вып. 1 и 2, М., 1966; вып.4, М., 1973; вып. 5, М., 1975; вып. 6, М., 1978.

31. Хайндт Р. Поведение животных. – М., 1975.

32. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб., 2001.

33. Хомский Н. Язык и мышление.– М., 1972.