Белорусский государственный университет кафедра психологии

Задания первого и второго этапов студенческой олимпиады по психологии «псиолимп» 2012 г.

1. Содержание, система и критерии оценки конкурсных заданий первого этапа

Система оценки заданий первого этапа Олимпиады.

Задания номинаций 1.1– 1.4 оценивается каждым членом жюри по утвержденным организационным комитетом системе и критериям оценки. В каждой номинации для команд рассчитывается средний арифметический балл, складывающийся из индивидуальных оценок каждого члена жюри.

Присуждение баллов за задания номинации 1.5 осуществляется на основании сверки ответов на вопросы тестовых заданий с правильными ответами ключа теста (баллы присуждаются за полное соответствие ответа ключу).

В данной номинации предусмотрен индивидуальный и командный зачет. В индивидуальном зачете победителем является участник, набравший наибольшее количество баллов. В командном зачете баллы, набранные тремя членами команды, суммируются; сумма баллов, набранных командой, переводится в оценку по 10-балльной системе.

Набранные командами баллы за все номинации суммируются. По итогам первого этапа определяются участники второго согласно п. 4.12 и п. 4.13 Положения об Олимпиаде.

  1. Номинация «Исследовательский проект»

Исследовательский проект – это предварительная разработка основных деталей предстоящего научного исследования, имеющая ознакомительно-ориентировочный характер и представляющая собой обоснование целесообразности проведения исследования по определенной командой теме в рамках выбранного направления. Исследовательский проект в рамках Олимпиады не предусматривает реализацию конечного этапа исследования в виде проведения эмпирического исследования с последующей обработкой и интерпретацией полученных данных.

Для выполнения задания выбирается одно из перечисленных ниже исследовательских направлений по любой из перечисленных отраслей психологии.

Отрасль психологии / направления

1.

Общая психология

  1. Влияние современных аудиовизуальных технических средств на развитие речевых и языковых способностей.
  2. Культурная детерминация восприятия цвета.
  3. Когнитивно-стилевые детерминанты принятия решений в условиях неопределенности.

2.

Медицинская психология

  1. Нарушения юмористического восприятия и реагирования как индикаторы психических расстройств.
  2. Психологические и организационные факторы презентеизма.
  3. Латтитюды в отношении традиционной и нетрадиционной медицины.

3.

Социальная психология

  1. Внутригрупповые эффекты использования ненормативной лексики членами групп.
  2. Социально-психологические факторы взаимодействия участников дорожного движения.
  3. Механизмы формирования коллективного чувства вины и коллективного чувства стыда и последствия их возникновения.

4.

Педагогическая психология

  1. Психологические детерминанты и последствия образовательной инклюзии людей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
  2. Культурные особенности отношения к насилию в образовательной среде.
  3. Влияние дополнительной психологической подготовки на успешность сдачи квалификационного экзамена курсантами автошкол .

Требования к исследовательскому проекту.

Структура выполненного задания предполагает последовательное раскрытие перечисленных ниже пунктов:

  1. Тема (в рамках направления формулируется конкретная тема исследовательского проекта).
  2. Введение (актуальность исследования).
  3. Состояние исследований в данной области в республике и за рубежом.
  4. Цель и задачи, которые будут решены при выполнении исследовательского проекта.
  5. Объект и предмет исследования
  6. Научная новизна планируемых исследований. Отличительная характеристика от ранее проведенных исследований в республике, за рубежом и авторами. Вид и пояснение ожидаемого эффекта (технического, организационного, экономического, экологического, социально-эргономического).

    Отрасль(и) применения полученных результатов и наличие потенциальных потребителей.

  7. Рабочие гипотезы.
  8. Теоретико-методологические основания проектируемого исследования.
  9. Методы и методики проектируемого исследования (в том числе, планируемые методы статистического анализа и цель их использования).
  10. Рабочая программа исследований (по этапам)
  11. Цитируемая литература (литературные источники, на основе которых представлена вышеуказанная информация).

12. Собственные исследования по теме проекта с кратким описанием их результатов (не более 400 знаков) и списком имеющихся научных публикаций (при их наличии).

Содержание выполненного задания должно соответствовать следующим требованиям: корректность определения темы, цели, задач, объекта и предмета планируемого исследования; полнота, логичность и аналитичность обзора отечественных и зарубежных научных источников; корректность использования категориально-понятийного аппарата; соответствие логики планируемого исследования, методов и методик теоретико-методологическим основаниям; адекватность планируемых методов статистической обработки данных поставленным задачам; корректность и четкость формулирования обобщений и выводов; научность стиля изложения; оригинальность.

Текст исследовательского проекта должен соответствовать Требованиям к оформлению курсовых и дипломных работ, принятых кафедрой психологии ФФСН БГУ.

Общий объем текста не должен превышать 15 страниц.

Выполненное задание представляется в печатном и электронном вариантах.

Система оценки: Выполненное задание оценивается по 10-балльной системе, где «1» – минимальный балл, «10» – максимальный балл.

Критерии оценки:

  • теоретическая значимость;
  • научная новизна;
  • практическая значимость;
  • соответствие требованиям.

1.2. Номинация «Учебный видеофильм»

Задание заключается в подготовке командой одного учебного видеофильма по одной из перечисленных ниже тем любой из указанных отраслей психологии. Видеофильм может содержать информацию об истории и современных исследованиях в данной проблемной области, видеозаписи оригинальных экспериментов или их инсценировок, интервью со специалистами и другие иллюстрации, раскрывающие содержание темы. Содержание видеофильма должно быть практикоориентированным, т.е. демонстрировать возможность использования того или иного знания в практической деятельности.

Задания номинации с темами учебных видеофильмов:

учебный видеофильм по общей психологии:

  • время реакции спортсмена и психологические методы его оптимизации;
  • иллюзии восприятия в профессиональной деятельности специалистов различного профиля;
  • законы гештальта и обоснованность их применения в различных сферах деятельности;

– учебный видеофильм по педагогической психологии:

  • психологические особенности обучения взрослых и их учёт при проектировании программ и проведении обучающих мероприятий;
  • методы психологической работы с талантливыми и одарёнными обучающимися;
  • академический стресс: психологические методы профилактики и преодоления;

– учебный видеофильм по медицинской психологии:

  • аверсивное обусловливание как метод лечения: перспективы использования и оценка эффективности;
  • игровая зависимость: профилактика и психологическая помощь аддиктам и их близким;
  • алекситимия: способы диагностики и методы психологической помощи;

– учебный видеофильм по социальной психологии:

  • ингрупповой фаворитизм и механизмы его формирования;
  • управление впечатлением о личности и психологические методы формирования навыков самопрезентации;
  • нормативное поведение в малой группе, конформность: способы формирования и поддержания.

Требования к учебным видеофильмам. Продолжительность видеофильма – от 10 до 15 минут. При выполнении задания можно использовать видеоматериалы из других источников, ссылка на которые является обязательной; при этом объем заимствованных видеоматериалов не может превышать 30% от общего объема видеофильма.

Учебный фильм сопровождается текстовой аннотацией (в отдельном файле), в которой указывается:

  1. Название видеофильма. Название должно быть ясным и отражать выбранную тему и цель учебного фильма.
  2. Авторы учебного видеофильма.
  3. Длительность фильма.
  4. Целевая аудитория учебного фильма (для кого предназначен видеофильм).
  5. Цель учебного фильма. В дополнение могут быть прописаны отдельные задачи учебного фильма.
  6. Краткое описание содержания (из скольких частей состоит, какие темы затрагивает и т.д.)

Объем аннотации не должен превышать 1500 знаков. Название файла должно содержать название команды и название фильма.

Выполненное задание предоставляется в электронном варианте.

Система оценки: Выполненное задание оценивается по 10-балльной системе, где «1» – минимальный балл, «10» – максимальный балл.

Критерии оценки:

  • новизна;
  • научность;
  • оригинальность подачи материала;
  • практическая направленность;
  • соответствие дидактическим принципам подачи учебной информации;
  • соответствие требованиям.

1.3. Номинация «Решение психологических кейсов»

Кейс содержит описание ситуации (сконструированной или реальной), решение которой требует знаний по общей, медицинской, социальной и педагогической психологии. Задание представляет собой текст в виде художественного рассказа или клинической справки с подробным описанием действующих лиц и проблемной ситуации. Для анализа будет предложено 4 кейса.

Общая психология

Кейс «Поведение петуха»

Студент отделения психологии после успешно сданной летней сессии 1 курса поехал погостить в деревню к бабушке. Однажды утром он вышел во двор, на котором уже копошилось несколько куриц, а между ними важно прогуливался петух.

Студента заинтересовало поведение петуха: он периодически бегал по двору, между курицами, иногда останавливался и громко кукарекал. Неожиданно пернатый напрыгнул на одну из куриц, схватил клювом ее за затылок и прижал к земле. В кармане у студента оказалось несколько семечек подсолнуха, и он бросил их в сторону петуха. Птица, тут же оставив в покое присевшую на землю курицу, жадно принялась склевывать лежащие в пыли семена.

«Надеюсь, что я никогда не буду настолько голоден…» – подумал студент и тяжело вздохнул.

Задание:

  1. Какую научную концепцию использовал студент, объясняя поведение петуха и сопоставляя ее с собственным поведением?
  2. Объясните поведение петуха.
  3. Объясните поведение студента.
  4. Какую ошибку при оценке и интерпретации ситуации совершил студент?
  5. Обоснуйте ошибочность принципа параллелизма по отношению к оценке поведения животных и человека.

Социальная психология

Кейс «Социальные сети»

Мальчик Василий (13 лет) зарегистрировался в социальной сети «Вконтакте». Одним из первых его действий была попытка войти в состав группы своего класса – 7 «В». Однако группа была закрытой, и ему нужно было подождать некоторое время, пока его заявку рассмотрит администратор (его одноклассник Олег, с которым у Василия были очень неоднозначные отношения).

Пока его заявка находилась на рассмотрении, Вася посетил другие группы, связанные с его школой. Он вступил в несколько групп, имеющих открытый статус, в том числе в группу параллельного класса (7»А), с которым у 7 «В» были очень напряженные отношения, часто доходящие до конфликтов и стычек.

Через некоторое время Василию пришел ответ от Олега по поводу рассмотрения его заявки на членство в сообществе. В письме было сказано, что он предал класс и не достоин быть участником виртуального сообщества 7 «В». Вступить в группу, естественно, ему не разрешили. На его странице начали регулярно появляться обидные комментарии, написанные несколькими друзьями Олега – его одноклассниками. Отношения с классом в «реальном мире» также испортились – с Василием практически никто не общался. Он остался в одиночестве. Классный руководитель, заметив проблемы в отношениях Васи и класса, попыталась выяснить причину бойкота, но ничего не добилась. В конце концов, она решила обсудить проблему на классном часу. К сожалению, у нее ничего не получилось. Более того, отношение класса к Василию стало еще более негативным. На следующий день после классного часа его избил Олег со своими друзьями, обвинив перед этим в доносительстве.

Задание:

  1. Охарактеризуйте социально-психологические механизмы, способствовавшие развитию данной ситуации.
  2. Какие возможные стратегии управления данным конфликтом можно применить в текущей ситуации? Аргументируйте свою позицию.
  3. В чем состояла ошибка классного руководителя? Как ему нужно было действовать, чтобы разрешить проблемную ситуацию?
  4. Каким образом подобный конфликт мог развиваться 20 лет назад при отсутствии современных технологий Интернет-коммуникации?

Педагогическая психология

Кейс «А был ли вор?»

Ознакомьтесь с описанием следующего случая (описание составлено со слов классного руководителя).

Дети в классе стали жаловаться учителям на то, что у них пропадают вещи (ручки, блокноты, маркеры и т.д.).

Это были недорогие вещи, которые потом обнаружили в рюкзаке одного из учеников класса. Мальчик имел репутацию школьника с плохим поведением, хулигана. При этом с одноклассниками у него сложились очень хорошие отношения. По результатам психологической диагностики он был весьма популярным у сверстников. «Кражи» повторялись неоднократно. Причем мальчик говорил, что сам ничего не понимает и довольно искренне, как показалось классному руководителю, демонстрировал удивление: как эти предметы оказались в его рюкзаке? Он сам несколько раз сообщал о находке у себя чужих вещей еще до того, как пропажа обнаруживалась хозяином, и обязательно возвращал все владельцам. Подозрения учителей пало на мальчика, хотя было непонятно, зачем он берет чужие вещи, потом сам их находит у себя и возвращает детям. Классный руководитель не знала, как поступить и пока активных действий не предпринимала, тем более что пропавшие предметы всегда обнаруживались и возвращались. Однажды на перерыве дети собрались в холле, чтобы обсудить свое выступление на праздничном мероприятии. Учительница заглянула в пустующий класс и увидела следующее. Одна из учениц собирала с парт вещи и складывала их в рюкзак этого мальчика. Девочка была самой младшей в классе. У нее были некоторые проблемы с учебой, хотя родители считали, что учителя придираются к ней «и вообще, учеба – это не самое главное в жизни». Статус ученицы в классе был невысоким, она часто ссорилась с одноклассниками, хотя, как считает классный руководитель, претендовала на главные роли.

Задание:

  1. Каковы возможные причины подобного поведения участников описанного случая?
  2. В каком возрасте мог произойти подобный инцидент? Какие возрастные особенности проявили себя в данном примере?
  3. Является ли этот случай примером школьного воровства и каковы его возможные причины, последствия, условия профилактики?
  4. Какие воспитательные задачи должен решать в таких ситуациях учитель?
  5. Как психологически грамотно он мог поступить в этой ситуации?
  6. Каковы меры профилактики подобных инцидентов?

Медицинская психология

Кейс «Вы кто?»

На протяжении последних пяти лет у Ивана Ивановича прогрессировала утрата интереса к окружающему миру, а на протяжении последнего года он все сильнее «впал в детство». Жена и старшая дочь привезли его в больницу, поскольку почувствовали, что не в состоянии более заботиться о нем дома, главным образом из-за внуков. Они утверждали, что он небрежен в еде и отправлении других привычек, не спит и бродит по ночам. Пациент ничего не помнит о том, что произошло днём, но непрерывно болтает о событиях своего детства и юности.

После обращения в клинику у пациента стали быстро развиваться психические нарушения. Он редко мог вспомнить то, что случилось несколько минут тому назад, но хорошо помнил далёкие события своего детства. Когда его навещали жена и дети, он ошибочно принимал их за старых друзей, но ничего не помнил о визите через несколько минут после того, как они уходили.

Ниже приведен короткий разговор с пациентом, который произошел после 9 месяцев пребывания в клинике:

Врач: Как вы себя сегодня чувствуете?

Пациент: О… здравствуйте [недоумённо смотрит на доктора, пытаясь понять, кто это].

Врач: Вы знаете, где вы сейчас находитесь?

Пациент: Ну, да… Я дома. Этим летом я должен покрасить дом. Его давно нужно было покрасить, но я всё время откладывал на потом.

Врач: Вы можете сказать, какое сегодня число?

Пациент: Сегодня не воскресенье… Да, дети приходят сегодня на обед. Мы всегда обедаем всей семьёй по воскресеньям. Моя жена была здесь минуту назад, но я думаю, что она вышла на кухню.

Задание:

  1. Каким расстройством страдает Иван Иванович? Какие симптомы помогли вам это установить?
  2. С какими расстройствами необходимо проводить дифференциальную диагностику, чтобы минимизировать вероятность ошибки?
  3. Предположите, какая стадия развития данного расстройства наблюдается у пациента? Обоснуйте свой ответ.
  4. На диагностику каких психических особенностей должны быть направлены методики, позволяющие выявить начальные признаки данного заболевания? Что это могут быть за методики?
  5. Что позволяют диагностировать вопросы, задаваемые пациенту врачом?
  6. Какая психологическая помощь может быть оказана в данном случае?

Требования к решениям психологических кейсов. Команды предоставляют решение каждого психологического кейса. Решение кейса предполагает выполнение заданий, а также анализ, интерпретацию и прогнозирование развития событий описанного случая. При этом обязательным является теоретическое сопровождение и обоснование практического решения кейса (ссылки на психологические теории, научные публикации, монографии и т.д., использованные при решении кейса).

Выполненные задания представляются в печатном и электронном вариантах.

Система оценки: Решение каждого из 4-х кейсов оценивается по 10-балльной системе, в командный зачет идет средний арифметический балл.

Критерии оценки:

  • широта и глубина знаний, грамотное оперирование ими;
  • аналитичность;
  • логическая связанность и аргументированность изложения авторской точки зрения;
  • соответствие требованиям.

1.4. «Внутривузовская» номинация

Командам необходимо выполнить три творческих задания (по одному из каждой группы).

По каждому заданию необходимо выбрать один из двух предложенных вариантов. Лучшие работы данной номинации могут быть размещены на официальной странице кафедры психологии и других Интернет-ресурсах и принять участие в стендовой выставке Олимпиады.

Задания номинации:

  1. «Наши учебные курсы»:
  • «рекламное предложение» / «шутливое резюме» преподаваемого на кафедре своего вуза учебного курса по психологии и пояснения к нему;
  • «рекламное предложение» любого (в том числе, придуманного) учебного курса по психологии и пояснения к нему.
  1. «Ученые умы»:
  • шарж на преподавателя кафедры психологии своего вуза и пояснения к нему;
  • шарж на известного психолога и пояснения к нему.
  1. «Студенческая жизнь»:
  • фото-коллаж об учебной жизни студентов-психологов;
  • фото-коллаж о внеучебной жизни студентов-психологов.

Требования к выполненным заданиям.

Задания «Наши учебные курсы» и «Ученые умы» могут быть выполнены в любом формате (рисунок, видеоролик, плакат, текст, скульптурная композиция и т.д.).

Если задание выполнено в форме видеоролика, оно предоставляется только в электронном варианте; при этом продолжительность видеоролика не должна превышать семи минут. В остальных случаях выполненные задания предоставляются в оригинальном и электронном (при необходимости, цифровая фотокопия) вариантах.

Выполненное задание «Студенческая жизнь» предоставляется в электронном (цифровая фотокопия в случае, если коллаж создан на бумаге) и оригинальном вариантах.

Система оценки. Три выполненных задания оцениваются по 10-балльной системе, в командный зачет идет средний арифметический балл.

Критерии оценки:

  • информативность;
  • юмористичность;
  • тактичность и соблюдение этических норм;
  • соответствие требованиям.

1.5. Номинация «ψ-эрудиция»

Номинация заключается в прохождении членами команды (по 3 человека от каждой команды) онлайн-тестирования по четырем дисциплинам: общей, педагогической, медицинской и социальной психологии. О конкретной дате проведения онлайн-тестирования команды уведомляются не позднее, чем за неделю до его проведения.

На выполнение заданий отводится равное для всех участников время.

Состав участников тестирования (основной и запасной) определяется командами и указывается в заявке-подтверждении.

Тест содержит по 10 разноуровневых заданий по каждой из названных учебных дисциплин.

Система оценки: в номинации предусмотрен индивидуальный и командный зачет. В индивидуальном зачете победителем является участник, набравший наибольшее количество сырых баллов. В командном зачете баллы, набранные тремя членами команды, суммируются; сумма сырых тестовых баллов, набранных командой, переводится в оценку по 10-балльной системе.

Критерии оценки:

  • соответствие ответов ключу теста.

Система оценки заданий первого этапа олимпиады

Номинации

Баллы

1.1.Номинация «Исследовательский проект»

Выполняется одно задание.

Максимальное количество баллов

10

Минимальное количество баллов

1

1.2. Номинация «Учебный видеофильм»

Выполняется одно задание.

Максимальное количество баллов

10

Минимальное количество баллов

1

1.3. Номинация «Решение психологических кейсов»

Выполняется каждое из 4 заданий. Оценивается каждое задание с последующим расчётом среднего арифметического балла.

Максимальное количество баллов

10

Минимальное количество баллов

1

1.4. «Внутривузовская» номинация»

Выполняется три задания (по одному из каждой группы).

Оценивается каждое задание с последующим расчётом среднего арифметического балла.

  1. «Наши учебные курсы»:
  • «рекламное предложение» / «шутливое резюме» преподаваемого на кафедре своего вуза учебного курса по психологии и пояснения к нему;
  • «рекламное предложение» любого (в том числе, придуманного) учебного курса по психологии и пояснения к нему.

1-10

  1. «Ученые умы»:
  • шарж на преподавателя кафедры психологии своего вуза и пояснения к нему;
  • шарж на известного психолога и пояснения к нему.

1-10

  1. «Студенческая жизнь»:
  • фото-коллаж об учебной жизни студентов-психологов;
  • фото-коллаж о внеучебной жизни студентов-психологов.

1-10

Максимальное количество баллов

10

Минимальное количество баллов

1

1.5. Номинация «Ψ-эрудиция»

Тестовые задания по дисциплинам «Общая психология», «Социальная психология», «Медицинская психология», «Педагогическая психология».

Индивидуальный и командный зачет

Командный зачет

1-10

Максимальное количество баллов

10

Минимальное количество баллов

1

Итоговое максимальное количество баллов за первый этап

50

Переход баллов на второй этап

Сумма баллов, набранная командами-победителями первого этапа, переносится на второй этап и суммируется с баллами, набранными командами на втором этапе Олимпиады.

11