Психологическая наука и гендер

Культура и гендерные различия

4. Влияние культуры распространяется на многие аспекты нашей жизни, в том числе и на формы поведения, связанные с половой принадлежностью. За последние 20−30 лет мы стали свидетелями существенных перемен во взглядах на приемлемость тех или иных форм поведения для мужчин и женщин. Безусловно, американская культура одна из наиболее динамичных в отношении вопросов, связанных с проявлением половых и гендерных различий (а также проявлениями сходства в данной области).

Этот динамизм послужил причиной многих серьезных проблем и конфликтов, но вместе с тем он стал источником оптимизма, связанного с нашими представлениями о возможности изменения природы человеческих отношений и самой культуры.

5. Тема данной главы — влияние культуры на поведение, связанное с половыми гендерными аспектами личности и общественных отношений. Вначале мы обсудим ряд аналогий между гендерной и культурной проблематикой и эволюцию взглядов на данные области исследования в традиционной психологической науке. Затем рассмотрим основные термины и определения, различающие половые и гендерные характеристики, что позволит лучше понимать, какие конкретные аспекты данной темы мы имеем в виду в том или иной случае, и более точно проследить характер культурных влияний.

6. После этого мы проанализируем результаты кросс-культурных исследований, посвященных изучению гендерных различий, включая такие темы, как гендерные стереотипы, ролевое поведение, гендерные аспекты Я-концепции, исследование Хофстеде, а также другие психологические конструкты. Кроме того, мы рассмотрим некоторые теоретические модели, с помощью которых психологи пытаются объяснить механизмы возникновения гендерных различий, а также культурного разнообразия, связанного с их проявлениями.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЕНДЕРА И КУЛЬТУРЫ В ТРАДИЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ

8. Прежде чем мы обратимся к обсуждению кросс-культурных исследований гендерных различий в научной литературе, интересно отметить некоторые параллели между влиянием изучения гендерной и культурной проблематики на основное направление развития психологии.

18 стр., 8676 слов

История возникновения и развития гендерных исследований в зарубежной и отечественной психологии 2

... гендерные роли формируются культурой. Различия в гендерных ролях зависят от степени гендерной дифференциации в культурах или степени маскулинности или фемининности той или иной культуры. На основании кросс-культурных ... отражения в языке. Каждому из полов в данной культуре приписывается ряд обязательных норм и оценок, регламентирующих гендерное поведение. Эта регламентация отражается в языке ...

Психологическая наука и гендер

10. Приблизительно 20−30 лет назад общественное явление, известное нам как движение за права женщин в США, заставило научное сообщество пересмотреть ряд вопросов, связанных с ролью, отводимой женщинам в обществе, и отражением этой роли в исследовательских работах и учебниках. Стало очевидно, что в качестве участников большинства исследований выступали мужчины, а подавляющая часть информации, касающейся «людей» в целом, которая преподносилась аудитории на страницах учебников и в материалах университетских курсов, была основана на данных, полученных в ходе исследований и опросов с участием мужчин. Эта диспропорция отразилась и на темах, которые ученые считали наиболее важными для исследования, на относительной значимости, которая приписывалась изучению тех или иных вопросов, а также на вероятности того, что результаты данных исследований будут опубликованы и где именно, а следовательно — какой резонанс они получат. Психологи постепенно начали приходить к осознанию того факта, что между мужчинами и женщинами, возможно, существуют значимые психологические различия, что заставило поставить под сомнение методы исследования и теории, господствующие в психологии до сих пор и не учитывающие этих различий. Для теоретиков, исследователей, преподавателей и студентов стал актуальным вопрос о том, насколько точной картиной, касающейся людей в целом, мы располагаем на основании результатов исследований, проводившихся преимущественно с участием мужчин.

11. Одним из проявлений растущего осознания учеными этого факта стало принятие специальных мер по включению женщин в число участников исследований с целью обеспечения того, что полученные результаты в равной степени будут распространяться и на мужчин и на женщин. В то же время все больше женщин сами становятся учеными и исследователями, они привносят новые точки зрения во взгляды на психологическую теорию, методы полевых исследований и интерпретацию полученных результатов. Таким образом, в наши дни достигнут более пропорциональный вклад в психологию со стороны мужчин и женщин, по крайней мере в США, а связанное с этим многообразие подходов и точек зрения придает психологии динамизм, имеющий столь важное значение и содержащий в себе многообещающие перспективы для развития данной области науки.

2 стр., 691 слов

Тезисы (психология)

... перегнуть «палку», чем показаться «мямлей» - женщины любят уверенных мужчин; боязнь того, что не удастся провести партнершу ... противостоять страхам и стрессам. Для мужчин основными страхами являются: боязнь партнерши (как женщины), особенно на начальном этапе занятий ... это касается поддержек – есть риск получить травму. Для женщин основными стрессами являются: негативные отзывы о внешности, возрасте ...

12. Сегодня гендерные исследования прочно вошли в круг тем, рассматриваемых социальными науками, и в любом учебнике освещаются вопросы половых и гендерных различий (хотя место и объем, который должна занимать данная тема в общей структуре материала, преподаваемого в рамках курса психологии, продолжает оставаться ареной горячих дискуссий и критики).

Психология и культура

14. Аналогичный пересмотр общепринятых взглядов произошел и в отношении к культурным нормам, касающимся особенностей поведения мужчин и женщин. Наряду с вопросом о специфике знаний, касающихся женщин и особенностей женской психологии, еще 30 лет назад за рамками исследовательской и преподавательской практики оставались также вопросы, связанные с проявлениями сходства и различий между культурами и с изучением культурного разнообразия. Этот пробел до конца не заполнен еще и сегодня. В наши дни не менее остро стоит вопрос о том, действительно ли те знания, которые мы получаем в наших лабораториях и преподаем студентам в учебных классах, в равной степени верны по отношению к представителям всех культур и этносов. И до сих пор мы вынуждены отвечать на этот вопрос: «не обязательно». Чтобы решить эту проблему, исследователи начали целенаправленно изучать формы поведения, типичные для многих культур земного шара, пытаясь обнаружить между ними сходства и различия. Академические научные учреждения также предприняли ряд мер по набору и подготовке специалистов, являющихся носителями различных культурных традиций, так чтобы они могли внести свой вклад в теорию, исследовательскую практику и преподавание психологии.

12 стр., 5898 слов

Глава 1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии

... имеется большое количество информации о гендерных различиях в агрессии. Принято считать, что мужчины более агрессивны, чем женщины. Эти различия относят за счет генетических или ... поведения в психологии Основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии Рассмотрим основные подходы к агрессии и агрессивному поведению в зарубежной и отечественной психологии. В зарубежной психологии ...

15. Я рассматриваю произошедшие изменения как свидетельство эволюции в области психологии культуры, аналогичные тем эволюционным изменениям, которые имеют место в отношении гендерной психологии. Иными словами, психологическая наука находится в процессе непрерывного изменения и развития, как и сама природа людей, которую эта наука призвана изучать. Поскольку американская культура, как и весь мир, становится все более многообразной, растет и потребность в научном психологическом изучении, объяснении и описании этого многообразия. Данная потребность стала осознаваться психологами всего каких-нибудь 10−15 лет назад (хотя кросс-культурная психология и кросс-культурные исследования имеют значительно более давнюю историю).

Теоретическая и экспериментальная психология, а также психологическое образование начинают все более серьезно относиться к культурной проблематике, и этот факт должен привести к дальнейшей эволюции, которая неизбежно отразится как на форме, так и на содержании психологической науки. Таким образом, в данный момент как традиционная, так и кросс-культурная психология переживают очень интересный этап своего развития, характеризующийся тем, что разрыв между ними все более сужается.

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

17. Прежде чем говорить о культурных влияниях, связанных с половыми и гендерными различиями, необходимо определить, что мы понимаем под этими терминами. Специалистами в области различных социальных наук предложено немало концепций, позволяющих определять и различать такие понятия, как пол и гендер.

Биологический пол

19. Под термином пол(биологический пол) обычно понимают биологические и физиологические различия между мужчинами и женщинами, с наибольшей очевидностью проявляющиеся в анатомическом строении органов воспроизведения. К биологическим также относятся физиологические, гормональные и биохимические половые различия.

14 стр., 6997 слов

Женщина-лидер. Гендерные различия

... ; и на протяжении всей жизни. Исследования гендерных различий. Мы привыкли считать мужчин и женщин совершенно разными существами. Малейшим различиям в строении головного мозга у представителей ... труда по половому признаку 2. убеждения или стереотипы, связанные с различием между мужчинами и  женщинами 3. Дифференциальная социализация мальчиков и девочек 4. меньшая ...

20. Термин половые ролииспользуется для описания свойственных мужчинам либо женщинам форм поведения и паттернов деятельности, непосредственно связанных с биологическими функциями, выполняемыми ими в процессе продолжения рода. Так, кормление грудью относится к числу женских половых ролей, поскольку данная функция характерна исключительно для женщин.

21. Термином половая идентичность(половая (само)идентификация) обозначают степень осознания и принятия индивидом своей половой принадлежности и соответствующих половых ролей. Половая идентичность мужчины включает «его осознание своей потенции оплодотворять женщин и знание, касающиеся соответствующих форм поведения. Женская половая идентичность включает осознание женщиной своей потенции производить потомство, а также знания, касающиеся форм поведения, ведущих к беременности»

Психологический пол

23. В отличие в вышеприведенных терминов, термин гендер(психологический пол) относится к поведению и паттернам деятельности, считающимся общепринятыми для мужчин либо для женщин в контексте данного общества или культуры. Эти паттерны поведения могут быть как связаны, так и не связаны с биологическим полом и половыми ролями, хотя, как правило, такая связь существует. В частности, с традиционными гендерными ролями, о которых каждый из нас слышал, принято связывать представления о том, что мужчины агрессивны и неэмоциональны (за исключением выражения гнева) и что мужчина каждый день должен покидать дом, чтобы идти зарабатывать на жизнь, поскольку он является основным кормильцем в семье. В свою очередь, в соответствии с традиционными гендерными ролями, принято считать, что женщины заботливы и эмоциональны и что женщина должна оставаться дома, чтобы вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.

24. Термин гендерные роли связан с тем, в какой степени человек принимает и следует формам поведения, предписываемым ему или ей культурой. Термин гендерная идентичность связан с тем, в какой степени человек осознает или признает тот факт, что он принимает те или иные гендерные роли. И наконец, термин гендерные стереотипыописывает типичные психологические и поведенческие характеристики, традиционно приписываемые мужчинам либо женщинам.

18 стр., 8740 слов

Женщины и психология мужчины Женщина и мужчина — 1000 различий

... самом деле между мужчинами и женщинами в психологических характеристиках гораздо больше сходства, чем различий. Использованная литература: 1. Клецина И. C. «Гендерная социализация». Учебное пособие ... , где качества сложны для измерения. По словам Хайд, гендерные стереотипы, которыми пропитана западная культура, вредны для общества и всех людей. "Согласно этим ...

25. Далеко не все люди вписываются в стереотипы, связанные с половыми и гендерными ролями, вследствие того, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении этих ролей. Кроме того, гендерные ролевые стереотипы вступают во взаимодействие с другими формами групповых отношений. Так, например, описанные выше роли неприменимы к большинству афроамериканских женщин, а также к женщинам-инвалидам и женщинам нетрадиционной сексуальной ориентации.

26. Различение между биологическими и физиологическими половыми аспектами, с одной стороны, и поведенческими гендерными аспектами — с другой, является первым шагом к пониманию природы различий между мужчинами и женщинами. Действительно, благодаря такому различению становится очевидным, что нас интересуют прежде всего гендерные, а не половые различия. Культура, будучи макро-конструктом, оказывает влияние на наше восприятие этих гендерных различий.

Гендерные различия в Я-концепции

60. В исследование Уильямса и Бест входило также изучение гендерных различий, связанных с Я-концепцией. Студентов из 14 стран попросили оценить 300 прилагательных опросника КСП, с точки зрения того, описывают ли данные прилагательные их реальное или идеальное «Я». Помимо таких показателей, как предпочтительность, сила и активность, полученные ответы оценивались и по шкале маскулинности/фемининности. Оценки мужчин, соответствующие как своему реальному, так и идеальному «Я», оказались выше по показателю маскулинности, чем оценки женщин, для всех изучаемых стран; соответственно, оценки женщин оказались более высокими по шкале фемининности. Однако представления как мужчин, так и женщин о своем идеальном «Я» оказались более высокими по шкале маскулинности, чем фактическое описание самих себя. Иными словами, и те и другие в большей степени хотели бы видеть себя обладающими психологическими чертами, традиционно ассоциирующимися с мужчинами.

18 стр., 8756 слов

Влияние фемининности на гендерную идентичность мужчин в периоды юности, взрослости, зрелости

... разрабатывали различные аспекты половых различий. Э.С.Чугунова установила различия личностных структур мужчин и женщин [1, 26-29]. Сейчас изучение гендерных отношений развивается очень быстро ... являются эссенциалистскими, молчаливо подразумевая, что важнейшие свойства, отличающие мужчин от женщин, являются объективной данностью, культура только оформляет и регулирует их проявления. Вторые две ...

61. По оценкам измерений, связанных с эмоциональными факторами (предпочтительность, сила, активность), Я-концепция, характерная для мужчин, отличалась более высокими оценками по шкале силы. В некоторых странах наблюдалось относительное сходство между оценками мужчин и женщин по всем трем измерениям, тогда как в других странах имели место значительные расхождения. Уильяме и Бест высказали предположение, что уровень расхождений связан с такими переменными, как социоэкономический статус, религия и процент женщин, работающих вне дома.

62. Данные результаты также представляют для нас интересную информацию о природе гендерных различий и свидетельства их кросс-культурной стабильности. Рассматриваемые совместно с результатами исследований, посвященных гендерным стереотипам, они служат дополнительным подтверждением существования целого блока универсальных психологических конструктов. Подтверждение этой гипотезы делает для нас еще более актуальным вопрос о характере взаимосвязи между культурой, личностью и биологическими факторами, а также о том, в какой степени психологические потребности и запросы, характерные для представителей всех культур земного шара, обусловлены биологическими половыми различиями. Более подробное изучение этой темы потребует дальнейших исследований, которые должны будут ответить на вопрос о том, каким образом различные культуры, хотя в них по-разному решаются вопросы удовлетворения биологических потребностей исходя из имеющихся ресурсов, порождают сходные психологические конструкты, связанные с данными потребностями.

ИССЛЕДОВАНИЕ ХОФСТЕДЕ

64. Об исследовании Хофстеде, изучавшего установки, относящиеся к трудовой деятельности, подробно говорится в главах 2 и 17, однако поскольку его работа также связана с рассматриваемой нами темой гендерных различий, я еще раз кратко остановлюсь на ней.

Шкала маскулинности

66. Хофстеде провел широкомасштабный опрос сотрудников одной крупной транснациональной корпорации, посвященный изучению профессиональных ценностей. На основе собранных данных он выделил четыре измерения, описывающих культурные различия между участниками его исследования. В число этих измерений входила и шкала, которую Хофстеде обозначил как маскулинность, или МА. Оценки по данной шкале отражали степень, в которой та или иная культура формирует, поощряет и сохраняет ценностные различия между мужчинами и женщинами. Высокие показатели маскулинности среди представителей определенной культуры свидетельствовали о том, что принятые в данной культуре представления о профессиональной деятельности и работе на предприятиях ассоциируются с мужским полом.

67. Наиболее высокие оценки по маскулинности были зафиксированы для Японии, Австрии, Венесуэлы и Италии. Культурам, характеризующимся низкими оценками по шкале МА, свойственны тенденции к минимизации половых и гендерных различий, связанных с работой. В число стран, отличающихся наиболее низкими оценками по данному показателю, вошли Дания, Нидерланды, Норвегия и Швеция.

68. Хотя исследование Хофстеде ограничивалось изучением ценностей, связанных с трудовой деятельностью, полученные им результаты проливают свет на основной вопрос, который интересует нас в данной главе, свидетельствуя о том, что для каждой культуры характерно специфическое отношение к различиям между мужчинами и женщинами. Культурные нормы, описывающие характерные для мужчин и женщин типы поведения, оказывают на представителей данных культур различное психологическое влияние, результаты которого непосредственно отражаются на их поведении в повседневной жизни (в частности, связанных с трудовой деятельностью).

Эти культурные влияния могут проявляться совершенно по-разному; так, одни культуры способствуют значительным различиям в поведении мужчин и женщин, в то время как в других существует тенденция к минимизации подобных различий. Именно эти культурно обусловленные вариации, касающиеся гендерных ролей, были зафиксированы Хофстеде с помощью использованной в его исследованиях шкалы маскулинности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ

70. Культура, биология, гендерные роли и стереотипы взаимодействуют между собой, порождая гендерные различия в психологии и поведении. Иными словами, разделение труда и разница типичных для мужчин и женщин форм поведения, появившихся в результате биологических и физиологических различий, в свою очередь становятся источником различий, относящихся к области психологии и менталитета. Таким образом, психологические гендерные различия могут рассматриваться в качестве результата половых различий, обусловленных сложившимися формами разделения труда между мужчинами и женщинами и спецификой их функций, связанных с продолжением рода.

71. Основные области проявления психологических гендерных различий в разных культурах — это перцептуальные/пространственные/когнитивные способности; конформность и подчинение; агрессивность.

72. Наряду с психологическими гендерными различиями, существующими в пределах любой отдельной культуры, существуют также и психологические гендерные различия между культурами. При этом степень проявлений, направление развития и сама природа таких различий также могут изменяться от культуры к культуре. Так, если одна культура способствует формированию психологических различий определенного типа, это не означает, что и другая изучаемая нами культура в равной степени порождает тот же тип различий. С другой стороны, мы можем обнаружить культуру, в которой данный тип различий будет еще более ярко выраженным, чем в изученных нами до сих пор. Дело в том, что психологические гендерные различия являются не просто не продуктом биологических и культурных факторов, но оказывают влияние и на развитие самой культуры. Существует обратная связь между ними и такими проявлениями культуры, как типы поведения, гендерные роли и гендерная ролевая идеология. Таким образом, характер взаимосвязей между культурой, поведением и психологическими характеристиками представляет собой замкнутый круг, в котором психологическим проявлениям гендерной дифференциации принадлежит важнейшая роль в воздействии на образ жизни, традиции и поведение людей.

73. Анализируя литературу, посвященную психологическим гендерным различиям в разных культурах, можно выделить три основные области их проявления: перцептуальные/пространственные/ когнитивные способности; конформность и подчинение; агрессивность. Исследования свидетельствуют, что хотя и существуют гендерные различия, в равной степени характерные для всех культур, различия между мужчинами и женщинами в каждой из данных областей могут проявляться по-разному в зависимости от данной культуры.

74. ПЕРЦЕПТУАЛЬНЫЕ/ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ/ КОГНИТИВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

75. Существует расхожее мнение, по крайней мере в США, что мужчины лучше справляются с задачами, требующими математических способностей и пространственного воображения, тогда как женщины оказываются сильнее при выполнении лингвистических заданий. Анализ результатов тестирования по стандартизированным методикам, проводимого в общеобразовательных школах, при поступлении в колледжи и в университеты, до некоторой степени подтверждает правомерность такой точки зрения, хотя в последние годы наблюдается сокращение разрыва между оценками мужчин и женщин. Тем не менее анализ научной литературы, проведенный Маккоби и Джеклин, позволяет сделать вывод, что мужчины показывают более высокие результаты при выполнении задач на пространственное воображение, а также заданий, включающих пространственный компонент. Следует, однако, отметить, что еще несколькими годами ранее Берри не обнаружил подобных различий между мужчинами и женщинами из народности эскимосов-иннуитов в Канаде. Берри высказал предположение, что в данной культуре не существует гендерных различий подобного типа, поскольку «развитие пространственных способностей очень важно в культуре иннуитов как для мужчин, так и для женщин, и мальчики, и девочки проходят длительное обучение и практику, способствующую выработке соответствующих пространственных навыков».

76. Исследования Берри: решение пространственных задач

77. Чтобы прояснить вопрос о культурных различиях, касающихся гендерной разницы в уровне развития пространственных способностей, Берри и его коллеги провели исследование, в ходе которого мужчинам и женщинам, представляющим 17 различных культур, было предложено выполнить ряд заданий на составление композиций из кубиков. Участникам давали изображение геометрической композиции, которую нужно было сложить из выданного им набора кубиков. Результаты оказались достаточно неожиданными и поставили перед учеными ряд вопросов. Хотя относительно некоторых культур предположение, что мужчины справляются с такими заданиями лучше, чем женщины, действительно подтвердились, было также обнаружено, что для значительного числа культур результат оказался обратным.

78. Гендерные различия в пространственном мышлениии тип культуры

79. Пытаясь объяснить полученные результаты, Берри высказал предположение, что превосходство мужчин в данном отношении, как правило, типично для культур, которые характеризуются «компактностью» (относительной гомогенностью), оседлым образом жизни и формами сельского хозяйства, основанными на земледелии, в то время как превосходство женщин характерно для кочевых культур более открытого типа, живущих в основном за счет охоты и собирательства. В таких культурах основные социальные роли распределяются между мужчинами и женщинами достаточно гибко, и большинству членов таких сообществ приходится выполнять широкий круг задач, связанных с выживанием их группы. Однако данная гипотеза нуждается в проверке, и дальнейшее выяснение природы, а также причин обнаруженных различий является задачей будущих исследований.

80. Аналогичные результаты были получены при метаанализе результатов различных исследований, проведенном Борном, Блейродтом и Ван дер Флиером. Эти авторы сообщают, что, хотя ими не было обнаружено гендерных различий, связанных с общим уровнем интеллектуального развития, гендерные различия по результатам отдельных интеллектуальных субтестов имеют место. Проведенный этими учеными анализ не позволяет прояснить вопрос о том, в какой мере гендерные различия формируются или закрепляются культурой, но он показывает, что уровень различий между результатами мужчин и женщин по интеллектуальным тестам варьирует от культуры к культуре. В другом исследовании также не было обнаружено превосходства мужчин, связанного с выполнением заданий на пространственное воображение; два таких задания предлагались жителям западного Эквадора — культуры, в которой к важнейшим видам деятельности относятся вышивание и ткачество — традиционно женские занятия, требующие развитых пространственных представлений.

81. По мнению Берри, превосходство мужчин в пространственном мышлении типично для культур, которые характеризуются «компактностью» (относительной гомогенностью), оседлым образом жизни и формами сельского хозяйства, основанными на земледелии, в то время как превосходство женщин характерно для кочевых культур более открытого типа, живущих в основном за счет охоты и собирательства.

82. Таким образом, мы видим, что одни культуры в большей степени способствуют развитию пространственных способностей у мужчин, в то время как в других культурах эти способности более развиты у женщин, а для ряда культур характерно отсутствие гендерных различий в данной области. Хотя уже были высказаны некоторые предположения относительно природы и возможных причин культурной вариативности, связанной с обнаруженными различиями, установление того, какие факторы ответственны за проявление различий того или иного типа и каков механизм их влияния, должно стать темой дальнейших исследований. Дополнительные исследования необходимы также для выяснения ряда других вопросов, связанных с различиями в уровне развития перцептуальных, пространственных и аналитических способностей. Современный мир очень динамичный, а потому для ученых, изучающих данную тематику, весьма важно учитывать временные рамки проведения исследований, так как различия между многими культурами и типами обществ имеют тенденцию к сокращению.

КОНФОРМНОСТЬ И ПОДЧИНЕНИЕ

84. Согласно одному из наиболее распространенных гендерных ролевых стереотипов, женщины более конформны и склонны к подчинению, чем мужчины. Данный стереотип, безусловно, связан с традиционными представлениями о роли мужчины и женщины, когда мужчина рассматривается как «глава семьи», единолично принимающий все наиболее важные решения. При таком традиционном укладе женщинам не следует интересоваться теми областями жизни, в которых большое значение имеют власть и авторитет; сфера их деятельности должна ограничиваться заботой о детях и ведением домашнего хозяйства. Короче говоря, женщины должны подчиняться решениям, которые принимают за них мужчины или общество в целом.

ДРУГИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТРУКТЫ

100. На настоящий момент проведено большое количество исследований, в ходе которых были зафиксированы культурные и гендерные различия, связанные с широким спектром психологических конструктов. Только за последние пять лет исследования в области гендерных и культурных различий охватили значительный круг тем, включающих вопросы планирования карьеры, самопрезентации, выбора одежды, суицидного поведения, содержания сновидений, близких отношений, когнитивных стилей и психологической подготовки в спорте, самооценки, разрешения конфликтов, стилей реагирования, форм невербального поведения, а также личных имен и обращений. В работах, проведенных в течение последних десятилетий, выявлены также культурные и гендерные различия по ряду других конструктов.

101. Гендерная идентичность: андрогинность у афроамериканцев

102. Широкую известность получили исследования Харриса, изучавшего вопрос гендерной идентичности у жителей США. При этом Харрис интересовался андрогинностыо — типом гендерной идентичности, обеспечивающим развитие как мужских, так и женских характеристик. Пользуясь Полоролевым опросником Бем , он установил, что афроамериканцы — как мужчины, так и женщины — отличаются более высоким уровнем андрогинности по сравнению с евроамериканцами. Кроме того, исследования Харриса показали, что и мужчины и женщины афроамерикан-ского происхождения в равной степени отмечают у себя типично мужские психологические черты, в то время как евроамериканские мужчины рассматривают мужские характеристики как более точно описывающие их психологический облик, чем евроамериканские женщины.

103. Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что гендерные различия касаются самых разнообразных психологических проявлений, а культуры различаются между собой как по степени выраженности, так и самой природе гендерных различий. Формам гендерных и культурных различий также посвящен ряд исследований. В частности, Дасгупта исследовал характер взаимосвязей между этнической идентичностью и двумя различными измерениями, связанными с отношением к женщинам и близкими отношениями среди иммигрантов из Индии в США, и обнаружил значительное сходство в характере изучаемых установок между детьми и родителями. Полученные результаты свидетельствуют о значимой роли родителей в передаче своим детям традиционных культурных ценностей, касающихся, в частности, гендерных различий.

104. КАК КУЛЬТУРА ВЛИЯЕТ НА ГЕНДЕР?

105. Как же мы можем объяснить влияние культуры на гендер? Воспользовавшись определениями, данными в начале главы, можно сказать, что новорожденный имеет биологический пол, но не имеет психологического. Гендер — это конструкт, который формируется у детей в процессе их социализации в соответствующей среде. По мере взросления ребенок узнает, какие специфические формы поведения и виды деятельности приемлемы, а какие — неприемлемы для лиц его пола, и либо принимает, либо отвергает соответствующие гендерные роли.

106. Половые роли мужчины и женщины реализуются в формах поведения, непосредственно связанных с продолжением рода. Но все, что происходит до и после этого, зависит от множества переменных. Одной из таких переменных является культура. Биологический пол и потребность в продолжении рода, а также другие биологические и физиологические различия между мужчинами и женщинами становятся источником поведенческих различий. На заре цивилизации эти поведенческие различия, несомненно, были вызваны необходимостью в разделении труда. Кто-то из родителей должен был присматривать за детьми, в то время как другой — отправляться на поиски пищи; один человек физически не мог выполнять обе эти роли. Таким образом, различие ролей, связанных с воспитанием потомства, породило форму разделения труда, эволюционно приспособленную к выживанию семьи как целого. Разделение труда, в свою очередь, привело к различиям, касающимся многочисленных черт и характеристик, включая агрессивность, проявление заботы и потребность в достижениях.

107. Берри и его коллеги предложили модель, описывающую культурные практики, оказывающие влияние на гендерные различия в сфере психологии. На мой взгляд, эта модель, которая была представлена на рис. 2.3 в главе 2, может послужить нам надежной отправной точкой на пути к пониманию механизмов влияния культуры на гендерные различия. Важно, однако, помнить, что культурные и гендерные факторы, входящие в состав этой схемы, не одномерны и не статичны. Фактически, рассмотренная система в целом является динамической и содержит множество обратных связей, благодаря чему обладает свойством самоподкрепления. Таким образом, данную систему нельзя рассматривать как линейную, в которой влияния распространяются лишь в одном направлении.

108. Гендер является конструктом, который формируется у детей в процессе их социализации. По мере взросления ребенок узнает, какие специфические формы поведения и виды деятельности приемлемы, а какие — неприемлемы для лиц его пола, и либо принимает, либо отвергает соответствующие гендерные роли.

109. Поскольку социумы существуют в различных условиях окружающей среды, для выживания эти общества должны поддерживать баланс между целым рядом факторов, включающих природные ресурсы, создаваемые обществом материальные ценности и демографические показатели. Эти внешние факторы участвуют в формировании и реализации специфических форм поведения, которые оказывают влияние на формы разделения труда между мужчинами и женщинами, изначально обусловленные биологическими различиями. Именно поведенческие различия, определяющиеся различием условий окружающей среды, порождают устойчивые во времени паттерны поведения, ассоциирующиеся с мужским либо женским полом. Эта устойчивая во времени совокупность и представляет собой культуру, которая, в свою очередь, оказывает обратное влияние на сложившиеся паттерны поведения, обеспечивая подкрепление тех или иных форм поведения, верований, установок и ценностей. Таким образом, поскольку различные культуры существуют в различных условиях внешней среды, совершенно естественно, что и гендерные различия варьируют вместе с особенностями культуры. В одной культуре может преобладать тенденция к равноправию мужчин и женщин и стиранию различий между ними, касающихся стиля жизни и психологических характеристик. В то же время в другой культуре могут поддерживаться значительные различия между полами и формами их поведения, а также психологическими особенностями, связанными с их ролью в продолжении рода и заботе о подрастающем поколении. Тенденции, связанные с гендерными различиями, господствующие в тех или иных культурах, могут также иметь различную направленность; так, в одной культуре типичной может быть ситуация, когда все важнейшие решения принимают мужчины, а женщины должны подчиняться этим решениям, а в другой культуре основная тенденция может носить противоположный характер. Такая модель культуры объясняет богатое разнообразие проявлений гендерных различий, обнаруженное в проведенных ранее кросс-культурных исследованиях по широкому спектру психологических конструктов.

110. В то же время существуют данные, свидетельствующие о том, что установки и стереотипы, связанные с гендерными различиями, обнаруживают относительную кросс-культурную стабильность, несмотря на существование фактических различий в поведении, обусловленных потребностями общества и различными условиями проживания, характерными для тех или иных культур. Некоторые исследователи даже утверждают, что стойкость гендерных стереотипов не может рассматриваться как результат влияния исключительно социокультурных факторов и объясняется лишь на основе социобиологических моделей.

111. Ответы на эти важные вопросы, поставленные в результате теоретического осмысления полученных учеными данных, должны дать дальнейшие исследования, задачей которых станет прояснение механизмов и факторов, вызывающих и поддерживающих гендерные различия, обнаруженные как в рамках отдельных культур, так и между различными культурами. Также нуждается в дальнейшем изучении вопрос о причинах расхождения между фактической ситуацией, касающейся гендерных психологических характеристик и форм поведения, и существующими в культуре гендерными стереотипами. Ученым предстоит выяснить, связано ли данное расхождение с существованием двух различных психологических систем, либо между обоими феноменами существует пока не очевидная для нас связь. Исследования, проведенные до сих пор, пока мало что могут сказать нам о механизмах, результатом которых являются гендерные и культурные различия, а также о характере взаимосвязи между различными психологическими процессами, связанными с феноменами гендерных различий и культуры. При этом важно иметь в виду, что одни и те же процессы могут приводить в различных культурах к различным результатам. Мужчинам и женщинам всегда будут свойственны специфические гендерные роли в любом обществе и в любой культуре. Любой тип культуры способствует проявлению тех или иных различий в поведении между мужчинами и женщинами, а также различий, связанных с их ролью, обязанностями и ответственностью в обществе.

112.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

114. Под термином пол мы понимает биологические и физиологические различия между мужчинами и женщинами. Половые роли связаны с ожиданиями относительно форм поведения мужчин и женщин, обусловленных их биологическими различиями, а также различием функций, связанных с продолжением рода. Гендерные различия касаются психологических черт и поведенческих характеристик, формируемых культурой на основе половых различий. Используя термин гендерные роли, мы говорим о степени, в которой индивид принимает типичные для своего пола формы поведения, предписываемые культурой. Именно гендерные (в отличие от половых) характеристики, включая роли, стереотипы и гендерную идентичность, связаны с культурными факторами.

115. Гендерные роли, типичные для мужчин и женщин, различаются во всех культурах. Некоторые стереотипные представления, касающиеся гендерных различий, универсальны для всех культур; к ним относятся представления об агрессивности, силе и эмоциональной невосприимчивости как об отличительных особенностях мужчин, а также о слабости, покорности и эмоциональности как о чертах, присущих женщинам. Однако гендерные исследования показывают, что степень, а в ряде случаев и направленность подобных различий варьирует от культуры к культуре. Иными словами, далеко не всем культурам свойственны одни и те же проявления гендерных различий. Более точное определение того, какие типы гендерных различий культурно-универсальны, а какие — культурно-специфичны, требует дальнейших исследований.

116. Хотя для каждой этнической группы характерны собственные культурные предпочтения, касающиеся гендерных различий, переплетение старого и нового, традиционного и современного, все больше изменяет существующую картину. Возможно, лучше всего описывать это смешение как результат сложения особенностей различных культур, касающихся гендерных различий, а не как результат вычитания исчезающих культурных представлений из ситуации, характерной для традиционных обществ, если, конечно, мы не располагаем данными об обратном.

117. Встречая людей, воспитывавшихся в условиях других культурных традиций, мы можем столкнуться с отличиями характерных для них гендерных ролей от принятых в нашей культуре. Зачастую мы склонны слишком эмоционально и негативно реагировать на такие отличия. И все же независимо от нашего субъективного отношения мы должны быть крайне осторожными, пытаясь навязывать другим свои культурные предпочтения. Ведь представители других культурных традиций, скорее всего, так же сильно привязаны к предписаниям их собственной культуры. Многим из них, особенно женщинам, свойственно придерживаться традиционных ценностей, почитаемых их предками. Я нередко становился свидетелем конфликтов, вызванных тем, что американцам — как мужчинам, так и женщинам — свойственно относиться к проявлениям традиционной культуры свысока, как к каким-то пережиткам, критиковать соответствующий образ жизни и активно пытаться изменить его. Во многих культурах женщинам свойственно хотеть как можно раньше выйти замуж и вести домашний образ жизни, беря на себя заботу о других членах семьи; аналогично, мужчины также во многих случаях хотят вести себя в соответствии с традиционными мужскими ролями. Такие тенденции продолжают жить даже в наиболее эгалитарных культурах и обществах.

118. Мы должны уважать различия между людьми, а не пытаться изменить других только потому, что их поведение не согласуется с нашими индивидуальными и культурными предпочтениями. Отношение к представителям других культур всегда требует от нас особого такта, ибо очень тонка грань между культурной относительностью (отношением взаимопонимания, к которому мы должны стремиться) и ничем не обоснованным ощущением своей правоты, толкающей нас на попытки насильственного изменения других людей.

ГЛОССАРИЙ

120. Гендер (психологический пол) —формы поведения и паттерны деятельности, считающиеся общепринятыми для мужчин и женщин в контексте данного общества или культуры. Эти паттерны поведения могут быть как связаны, так и не связаны с биологическим полом и половыми ролями, хотя, как правило, такая связь существует.

121. Гендерная идентичность —степень осознания или признания индивидом того факта, что он или она принимает те или иные гендерные роли.

122. Гендерная ролевая идеология— суждения о том, какими должны быть гендерные роли в данной культуре.

123. Гендерные роли— степень принятия индивидом гендерно-специфичных форм поведения, предписываемых культурой.

124. Гендерные стереотипы— психологические и поведенческие характеристики, традиционно приписываемые мужчинам либо 1 женщинам.

125. Мачо— концепция, связанная с дифференциацией гендерных ролей среди американцев мексиканского происхождения, и характеризующаяся целым рядом традиционных ожиданий, связанных с мужской гендерной ролью, в соответствии с которыми мужчина должен проявлять такие характеристики, как силу, авторитарность, эмоциональную невосприимчивость и маскулинность.

126. Под (биологический пол) — биологическиеи физиологические различия между мужчинами и женщинами, с наибольшей очевидностью проявляющиеся в анатомическом строении органов воспроизведения.

127. Половая идентичность— степень осознания и принятия индивидом своей половой принадлежности и соответствующих половых ролей.

128. Половые роли— формы поведения и паттерны деятельности, свойственные мужчинам либо женщинам и непосредственно связанные с биологическими функциями, выполняемыми ими в процессе продолжения рода.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector