Жизнедеятельность институтов социального воспитания

МИНОБРНАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Кафедра социальной педагогики, психологии и педагогики начального образования

Выполнила студентка II курса по

социальной педагогике

дневного отделения

факультета начального образования

(специальность Социальная педагогика)

Павлова Марина Вячеславовна

Самара 2011

Содержание

1.Введение

2.Цели воспитания

3.Средства и методы воспитания

4.Институты социального воспитания

5.Семья, школа, СМИ

6.Заключение

7.Список использованной литературы

Введение.

Под институтами воспитания понимаются общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательное воздействие на личность. Наиболее чувствительные для нас институты воспитания — это семья и школа. Формально на них лежит основная доля ответственности за развитие личности ребенка. Однако фактически в современных условиях школа и семья не всегда доминируют в воспитательных воздействиях, и их влияние нередко уравновешивается и даже перевешивается воздействиями многих других социальных институтов, средств массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольных и внесемейных организаций.

Тем не менее традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

13 стр., 6080 слов

Круговая тренировка на уроке физического воспитания в школе

... класса и соответствующим образом вести урок. Таким образом, эффективную работу по физическому воспитанию, оздоровительную работу следует строить исходя из психологических, анатомо-физиологических, возрастных и индивидуальных особенностей ... Большую роль в выборе этого метода сыграло и то, что при переполненной школе - один спортивный зал (где иногда занимаются два класса). При такой загруженности ...

Цели воспитания.

Воспитание — вторая после научения сторона социализации ребенка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способностей, приобретение им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Воспитание —это не отдельный процесс, а сторона научения, имеющая много общего и отличного от того, что обсуждалось в предыдущем разделе учебника. Общими для обучения и воспитания являются основные механизмы приобретения человеком социального опыта, а специфическими — результаты научения. Применительно к воспитанию ими являются свойства и качества личности, формы ее социального поведения, а применительно к обучению — знания, умения и навыки. Воспитанием, его научным обоснованием, кроме психологии, занимаются философия, социология и педагогика. Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания  формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.

Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения — изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее стабильные периоды общественного развития и цели воспитания становятся относительно устойчивыми. Во время значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными. Данный учебник пишется тогда, когда наше общество еще не является стабильным, поэтому, сейчас однозначно и точно, надолго вперед определить цели воспитания не представляется возможным.  Но если общество достигло определенного уровня цивилизованности и культуры, если оно стремится его сохранить и повысить, то какие бы радикальные повороты ни происходили в его истории, оно должно будет воспринять и продолжить то лучшее, что было в прошлом, если общество желает оставаться в ряду цивилизованных стран. К разряду непреходящих ценностей, не имеющих исторических и государственных границ, относятся общечеловеческие нравственные ценности. Они-то в первую очередь и определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. Это еще и духовность, свобода, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие, доброта.

Духовность означает приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями. У развивающейся личности это выражается в ее постоянном стремлении к нравственному самосовершенствованию. Свобода есть стремление к внутренней и внешней независимости человека, сопровождающееся обязательным признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от ее социального положения, национальной, религиозной, политической, классовой и иной принадлежности. Ответственность  обратная сторона и неизменный спутник свободы там, где свобода есть действительное благо для личности. Свобода без ответственности — это безответственность, ответственность без свободы—это рабство. То и другое могут стать самими собой лишь тогда, когда они сочетаются и взаимно друг друга дополняют. Ответственность также можно рассматривать как внутреннюю готовность человека добровольно брать на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом. Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

3 стр., 1451 слов

Основные направления воспитания, воздействия на личность, формируемые качества

... формация. Специальными целями сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека. 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ... целом, метод воспитания является одним из инструментов, как воздействия, так и взаимодействия между людьми. Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на ...

Наряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, которые мы в состоянии описать лишь приблизительно. Они соответствуют ‘изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его прогресса. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими. Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциям общественного прогресса, состоят в том, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, честолюбиво стремящимися к достижению успехов.

Средства и методы воспитания

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди — воспитатели — воздействуют на других людей — воспитанников — с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. Конкретно под средствами психологического воздействия на личность мы будем понимать предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности воспитуемого. К ним можно отнести всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнитивной сферы, социальных установок. Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на .личность, затрагивающего все или большинство ее сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные другие виды психокоррекции. Средствами воспитания могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.  Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Первые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитываемого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного человека).

По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные. В случае использования осознанных средств воспитательного воздействия воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. При использовании неосознанных средств воздействия принятие воспитательных влияний воспитуемым происходит без сознательного контроля с его стороны, а также без преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего лица.

3 стр., 1332 слов

1.человек как личность

... верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. Биологические стороны жизни человека: А) испытывают на себе регулирующее воздействие правил и норм культуры, выработанной в процессе исторического развития ... оба суждения неверны. Врождённые или унаследованные качества сказываются на: А) характере человека как личности; Б) способностях человека. 1) верно А); 2) верно Б); 3) верны оба суждения; ...

По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. Они могут быть— и на практике чаще всего являются — комплексными, включающими разные стороны личности воспитуемого. Аналогичным образом  можно разделить те средства воспитательного воздействия, которыми пользуется воспитатель. Каждое из описанных средств воспитания имеет свои сильные и слабые стороны. Особенностью и достоинством, например, прямого, личного воспитательного воздействия одного человека на другого является то, что здесь в дело вступают такие виды научения, как заражение, подражание и внушение, основанные, в свою очередь, на эффективном механизме викарного научения. В данном случае воспитатель может обойтись и без слов, ему достаточно продемонстрировать нужный образец поведения и обеспечить его полное и правильное восприятие воспитуемым. В жизни далеко не все, что хотел бы сказать воспитатель, можно выразить словами. Поэтому прямое воспитательное воздействие расширяет возможности воспитания. Данное средство, кроме того, является единственно возможным на ранних этапах детского развития, когда ребенок еще не понимает обращенную к нему речь. Оно имеет большое значение для детей любого возраста. В педагогике его называют воспитанием на личном примере. Недостатком данного средства воспитания является персональная и временная ограниченность его применения. Воспитатель может передать воспитуемому только то, чем располагает сам. Кроме того, воспитатель далеко не всегда может постоянно находиться в личном контакте с воспитуемым. Косвенное воспитательное воздействие, осуществляемое через книги, средства массовой информации и другие системы кодирования и передачи информации от одного человека к другому, может быть разносторонним и сколь угодно длительным. Его можно сохранять и неоднократно воспроизводить, побуждая человека вновь и вновь обращаться к материальным источникам воспитательных влияний. Но такое воспитание обычно лишено живой жизненной эмоциональной силы, которой обладает человек, оказывая прямое воспитательное воздействие на другого. Кроме того, такое средство воздействия имеет и возрастные ограничения, оно применимо лишь к детям, уже владеющим речью, умеющим читать и понимать нравственный смысл сказанного или прочитанного.

Достоинство осознанного воспитательного воздействия состоит в том, что оно является управляемым, с заранее предвидимыми и, следовательно, контролируемыми результатами. Его недостаток— тот же, который обнаруживается у косвенного воспитания: ограниченность применения к детям ранних дошкольных возрастов, отчасти и младшего школьного возраста. Неосознанное воспитательное воздействие имеет место чаще, чем осознанное, но его достоинства и недостатки практически трудно оценить по причине недостаточной контролируемости сознанием.

6 стр., 2646 слов

Эстетическое воспитание в семье, имеющей ребенка с нарушением интеллекта

... эмоционально-волевой и двигательной сфер. Эстетическое воспитание в семье имеющей ребенка с нарушением интеллекта Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным. Чувство - это переживание человеком своего отношения к тому, что ...

Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека, на преобразование ее. Поскольку большинство современных ученых склоняются к мысли о том, что знания человека о мире не только определяют его как личность, но и оказывают решающее влияние на его поведение, значение данной области воспитательных воздействий существенно возрастает, и в современных условиях она становится основной. Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояли, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия. Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека. Вынуждая его действовать определенным образом и обеспечивая соответствующие, положительные или отрицательные подкрепления совершаемым поступкам, такие влияния косвенно воздействуют и на личность. В данном случае воспитуемый сначала совершает определенный поступок и только затем осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируются на поведение. Поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, через любое из них можно оказать влияние на личность в целом. Это позволяет воспитателю при дефиците возможностей ставить акцент на какие-либо избранные воспитательные воздействия, добиваясь нужного результата. Однако полноценными воспитательные воздействия будут лишь тогда, когда они проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности. Применение психокоррекционных методов предполагает взаимодействие психолога и клиента (так называют здорового человека, обращающегося за помощью к психотерапевту или психологу).

В ходе такого взаимодействия клиент рассказывает специалисту о своих проблемах, а психолог или психотерапевт, вникая в них, помогает своими средствами клиенту справиться с этими проблемами.

Институты социального воспитания

Под институтами воспитания надо понимать общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательные воздействия на личность. Наиболее известные из них — семья и школа. Кроме того, сюда относят еще средства массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольные и несемейные организации. Традиционно главным институтом воспитания является семья. Все приобретенное в семье в детские годы, ребенок сохраняет всю жизнь. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ему нет равных среди других институтов воспитания. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину, сформирован как личность. Семья может выступать в роли как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Семья обеспечивает ребенку тот минимум общения, без которого он никогда бы не стал человеком и личностью. Вместе с тем воспитательное воздействие семьи ограничено, так как оно обычно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... является изменение обстановки, устранение нездоровых условий, отрицательно влияющих на воспитание детей. Воспитание как педагогическая деятельность строится на соответствующих закономерностях и методологических ... значением. Задолго до научного осмысления складывалось, развивалось воспитание детей в житейско-обыденной повседневневности, опыт воспитания передавался через традиции, обычаи, общ. мысли. ...

В этом плане школа и другие институты воспитания находятся в более благоприятном положении. В школе развивающийся ребенок проводит значительную часть своей жизни (всего 10-11 лет, учась 6-7 до 16-17 лет).

Здесь его воспитывают учителя и сверстники. В школе воспитание может вестись через предметы гуманитарного цикла (литературу, историю).

В школе каждый новый человек для ребенка несет для него что-то новое, а это обеспечивает широкие возможности для различных воспитательных воздействий. Это все достоинства школы как института воспитания.  К недостаткам школы, как института воспитания, относят: обезличивание (для работников школы все дети равны), что противоречит индивидуальному подходу к каждому ребенку. Это можно устранить за счет удачного сочетания семейного и школьного воспитания, их взаимодополнения.

Через средства массовой информации также осуществляются разнообразные воспитательные воздействия на их аудиторию. Их достоинством является использование в качестве источника воспитательного воздействия лучших специалистов, лучших образцов и достижений педагогики и культуры. Недостатки: влияние воспитательного воздействия рассчитано на среднюю личность и не может дойти до каждого ребенка. Литература и искусство в отдельности выступают как источники нравственного и эстетического воспитания (а в наше время еще социального и экономического), они являются одним из главных источников формирования общей культуры у человека. Личность, кроме того, воспитывается через многочисленные контакты, официальные и неофициальные отношения. В этом смысле на воспитание ребенка наиболее влияют его встречи и контакты с людьми в организованных и неорганизованных группах.

Семья.

Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, бюджета и взаимной моральной ответственностью. Она имеет ряд функций: репродуктивную, экономическую, экзистенциальную, досуговую и прочие. Одна из главных ее функций воспитательная. Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, особенно в первые пять лет жизни ребенка, сензитивный период, когда формируются психические процессы, эмоции, характер. Поэтому так велика ответственность семьи за воспитание. На социализирующую функцию семьи оказывает влияние ряд факторов: социальное и материальное положение, род занятий и образование родителей, эмоционально-нравственная атмосфера в семье, в том числе мировоззрение, ценности. Особую роль играет воспитательная деятельность родителей. Имеет значение и тип семьи. Наука выделяет разные типы семьи: по главенству, по составу, по ценностным установкам и др. По ценностным установкам семьи бывают детоцентристскими: основная цель — вырастить детей, супружескими: главное — отношения супругов. В настоящее время большинство семей по типу главенства эгалитарны, в них отношения основаны на равенстве, партнерстве, демократизме, в отличие от патриархальной семьи, во главе с мужчиной. Раскрепощение женщин имеет и негативные последствия: мужчины, отцы должны проявлять меньше агрессивных, маскулинных черт и больше эмоциональности, тонкости, чуткости, чего они часто не могут. Современные женщины часто ведут себя по-мужски в деловой и семейной жизни, что тоже осложняет психологическую атмосферу в семье и воспитание. Ученые считают, что семья развивается в сторону персоналистской семьи, где ее ведущая функция — обеспечить развитие индивидуальности, способностей каждого на основе сотрудничества, толерантности. 

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... «проблемой века», поскольку решение ее связано с вопросами общего развития и воспитания ребенка, со становлением его личности. Способность к творчеству - это то, что ... позволили определить ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих способностей в процессе обучения пению. Решение ...

Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции.

Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой протекали бы основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и со своим существованием в целом.

С точки зрения содержания структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь, система родственных отношений и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление

определенной экономической деятельности. Известный отечественный социолог определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей связанное общностью быта и взаимной ответственности. Поскольку семья, как правило, представляет более сложную систему, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также их родственников, семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социальный институт. Под социальным институтом понимается организованная система связей и социальных норм, которые объединяет значимые общественные ценности процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами – стандартизированные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей — сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

Начало формирования социально важных качеств личности

Наступление раннего возраста связано с открывающимися возможностями для воспитания у детей таких ценных личностных качеств, которые наряду с интеллектуальными способностями, знаниями, умениями и навыками определяют успехи детей в различных видах деятельности. Это — самооценка, уровень притязаний, потребность в достижении успехов, самостоятельность, инициатива, стремление к признанию (честолюбие).

Ранний возраст представляет собой начало сензитивного периода формирования всего этого важнейшего комплекса личностных качеств человека. Сравнивая себя с окружающими людьми, многие дети уже в возрасте около трех лет имеют определенную самооценку. Если она правильная, соответствует реальным положительным и отрицательным личностным свойствам, которые имеются у ребенка, то он быстрее продвигается в своем развитии. Если самооценка оказывается неверной (что часто случается, когда ребенка неоправданно много хвалят или ругают), то нередко наступает задержка в психическом развитии. Ребенок с заниженной самооценкой обычно не верит в себя, поэтому не прилагает должного старания и усилий там, где бы вполне мог добиться успеха. Ребенок с завышенной самооценкой, напротив, переоценивает свои возможности и также не очень старается. О правильности самооценки у детей необходимо начинать заботиться примерно с полуторагодовалого возраста. Ребенок раннего возраста обычно оценивает себя так, как его оценивает взрослый. Следовательно, именно взрослый в это время формирует самооценку ребенка. Родителям или воспитателям особенно важно следить за тем, чтобы их оценки, даваемые детям, были правильными. Значения таких слов, как «хорошо», «плохо», «молодец», и ряда других понимают уже полуторагодовалые-двухлетние дети. Их использование взрослым в общении с ребенком прямо влияет на формирующуюся самооценку ребенка. Большую роль в этом процессе играют побуждения ребенка со стороны взрослого к оцениванию других детей, людей и самого себя. Если ребенок ошибается в оценке, взрослый должен его поправить и объяснить, почему тому или иному человеку или самому ребенку нужно дать другую оценку. В одно время с самооценкой в онтогенезе складывается уровень притязаний, т. е. величина тех успехов, на которые рассчитывает ребенок в различных видах деятельности. Уровень притязаний зависит от того, каких результатов добивается ребенок, насколько часто его преследуют неудачи и как оцениваются успехи и неудачи. Если успехи в жизни ребенка встречаются чаще, чем неудачи, то у него формируется высокий уровень притязаний; если, напротив, неудачи встречаются чаще, чем успехи, то возникает низкий уровень притязаний. Очень важно, чтобы в процессе воспитания сформировался адекватный уровень притязаний ребенка, не завышенный и не заниженный, соответствующий его реальным возможностям. для этого бытовые и игровые задания, которые выполняет ребенок, должны находиться на верхнем пределе возможностей ребенка, быть для него достаточно трудными, но доступными. Для того чтобы уровень притязаний был адекватным, необходимо также стремиться к тому, чтобы частота успехов ребенка примерно соответствовала частоте его неудач.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... вред. В случае инструментальной агрессии причинение вреда является не самоцелью, а средством достижения какой‑либо позитивной цели. Существует несколько различных подходов в изучении и ... и четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной координации. ...

Нормальный уровень притязаний обычно имеют дети, которые не испытывают частых неудач, воспитываются в атмосфере доброжелательности и терпимости. Излишне опекаемые дети, лишенные поведенческой свободы и независимости, нередко имеют заниженный уровень притязаний. Ребенок, выросший в атмосфере строгости, воспитываемый исключительно методом поощрений и наказаний, может иметь умеренно высокий уровень притязаний. Наконец, ребенок, рано испытавший множество удач, капризный нередко обладает завышенным уровнем притязаний.

Самооценка и уровень притязаний взаимосвязаны в развитии, но сами по себе лишь в малой степени определяют те усилия, которые ребенок прилагает в решении разнообразных задач. Эти усилия больше зависят от особого личностного качества, которое называется потребностью в достижении успехов. Ранний возраст выступает как начало сензитивного периода ее воспитания. Д.Макклелланд показал, что формирование с раннего возраста самостоятельности и чувства ответственности у детей, развитие у них стремления к достижению успехов положительно связаны с социально-экономическим развитием страны, где живут эти дети. Став взрослыми, люди, воспитанные подобным образом, начинают проявлять соответствующие положительные качества личности в своей профессиональной работе и тем самым способствуют развитию экономики своей страны. Такое воспитание ведет к усилению предпринимательской деятельности. В истории развития ряда европейских стран— Греции, Испании и Англии— подъемы и спады показателей мотивации достижения успехов предшествовали, соответственно, подъемам и спадам в их экономическом развитии. Аналогичная зависимость обнаружилась между количеством патентов, полученных за изобретения, и динамикой величины мотива достижения успехов у населения страны.

8 стр., 3537 слов

Дошкольное воспитание №5, 1989

... Н. Я. Фор­мирование предметно-игрового взаимо­действия // Дошкольное воспитание.— 1987.— № 5). Организация условий для совместных предметных ... может уделить время для игры с одним ребенком или парой детей, преследуя цель формирования у них и/ умений. ... целями дидактическими целями демонстрирует тот или иной «сюжет». Дети должны видеть, что воспитатель искренне заинтересован игрой, эмоционально ...

Потребность в достижении успехов у ребенка раннего возраста начинает складываться под влиянием системы поощрений и наказаний, применяемых для стимулирования ребенка в его игровой деятельности. Если практика воспитания такова, что взрослые обращают особое внимание на успехи ребенка и почти не реагируют на его неудачи, то у ребенка формируется и закрепляется именно потребность в достижении успехов. Такой ребенок с удовольствием берется за любое дело, непременно старается добиться в нем успеха и заслужить похвалу. Особенно сильно его стремление к успехам проявляется в том случае, когда в практической деятельности он соревнуется с другими детьми. В том случае, если взрослый в процессе воспитания игнорирует успехи ребенка и чаще наказывает его за неудачи, то у ребенка складывается и закрепляется иное мотивационное качество личности: стремление избежать неудачи. Такой ребенок берется за качественное выполнение тех или иных заданий или стремится выиграть соревнование лишь под угрозой страха наказания, и хотя он при этом может добиться успеха, но внутренне к нему по своей инициативе не стремится. Успех стимулируется поощрением, вызывает у ребенка положительные эмоции, и, стремясь еще раз их пережить, ребенок вновь старается добиться успеха. Таков циклический психологический механизм действия поощрений, которые стимулируют развитие у детей потребности в достижении успехов.

Для воспитания у ребенка трудолюбия не безразлично, что доминирует в системе его стимулирования: поощрения или наказания. Для того чтобы в раннем детстве у ребенка формировалась и укреплялась потребность в достижении успехов, необходимо в стимулировании его практической деятельности руководствоваться следующими правилами: 1. Всеми возможными мерами поддерживать и закреплять у детей положительные аффективно окрашенные переживания, связанные с достижениями успехов в практической деятельности.

2. Способствовать осознанию ребенком этих переживаний как связанных именно с успехами.

3. Укреплять и повышать стимулирующую роль таких переживаний через их соединение с актуальными потребностями, целями и интересами. Развитию мотива достижения успехов у детей способствует постановка перед ними достаточно сложных, но реалистических с точки зрения возможности их решения задач, знание детьми своих сильных и слабых сторон (адекватная самооценка), вера в возможность достижения успеха, умение намечать план и последовательно реализовывать программу действий, ведущих к успеху, а также получать и пользоваться обратной информацией о достигнутых результатах. Все это—общие мотивационно-психологические требования к развитию мотивации достижения успехов. В рудиментарной, простейшей форме большинство из них могут быть реализованы в работе с детьми раннего возраста. Иными словами, всякая воспитательная программа, рассчитанная на развитие потребности в достижении успехов, должна учитывать функциональную зависимость, существующую между этой потребностью, самооценкой и уровнем притязаний. Важно также, чтобы причины своих успехов и неудач ребенок научился видеть в себе самом, в своем старании или его отсутствии, в прилагаемых усилиях или собственной пассивности, т. е. необходимо добиться того, чтобы с раннего детства у ребенка формировался внутренний локус контроля.

Оказалось, что желание родителей видеть своих детей стремящимися к достижению успехов далеко не всегда совпадает с поведением и мотивацией самого ребенка. У детей сверхтребовательных родителей больше выражен мотив избегания неудачи, чем мотив достижения успехов. Выяснилось, что оптимальным для ускоренного развития мотивации достижения успехов у детей является такой период их жизни, когда у ребенка уже сформировалась выраженная аффективная реакция на успех и неудачу, но вместе с тем эта реакция еще является достаточно общей, не связанной со специфическими социальными ситуациями.

Лучшие результаты в воспитании мотивации достижения успехов получаются в том случае, когда родители правильно оценивают способности своих детей, и худшие—тогда, когда способности детей сильно завышаются или занижаются родителями. К этому следует добавить необходимость предъявления ребенку умеренных требований, так как чрезмерная требовательность не ведет к развитию сильной мотивации достижения успехов даже в случае адекватной оценки детьми своих способностей. Более сильный мотив достижения, ориентированный на успех, складывается, по-видимому, тогда, когда успех ребенка сопровождается его похвалой и демонстрацией со стороны взрослого человека, общающегося с ребенком, своего личного расположения к нему. При этом неудачи ребенка, в особенности те, по поводу которых он сам сильно переживает, как бы не замечаются взрослым, но вместе с тем к ребенку предъявляются достаточно высокие требования, касающиеся качественных и количественных результатов его деятельности.

Для младших детей преобладание положительных или отрицательных эмоций имеет большее значение, чем для детей старшего возраста. Для последних важнее уровень родительских стандартов, о которых они могут прямо или косвенно судить по тому, за что их поощряют или наказывают родители. Высокие стандарты достижений, устанавливаемые родителями для детей, сказываются на их мотивации достижения успехов. Такие родители более эмоционально реагируют на успехи детей: положительно при удачах и отрицательно при неудачах.

Установлено, что если матери поощряют старание детей, то, оказавшись в детском дошкольном учреждении, такие дети сами начинают проявлять повышенную инициативу в играх и учении. В раннем детстве у детей формируется еще одно важное качество, которое вместе с уже рассмотренными полезными личностными свойствами играет важную роль в дальнейшей жизни ребенка. Это стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. На базе данного качества возникают такие достоинства, как настойчивость, целеустремленность, работоспособность, уверенность в себе и многие другие. С данным качеством также связано становление ответственности и чувства долга у человека. Описанный комплекс личностных свойств был бы незавершенным и не стал бы обладать достаточной стимулирующей силой, обеспечивающей полноценное личностное развитие ребенка с учетом требований современной жизни, если бы не был дополнен еще одним важным свойством: самостоятельностью ребенка в суждениях и поступках. Благоприятные условия для воспитания данного качества также складываются в раннем детстве. Уже к трем годам ребенок открыто заявляет о своих претензиях на самостоятельность, и взрослому необходимо это вовремя заметить и поддержать.

Следует также стимулировать каждую попытку ребенка к совершению самостоятельных действий: самостоятельность мышления, самостоятельность в принятии решений, самообслуживание, самостоятельность в практических действиях и т. п. Продвигаясь шаг за шагом, воспитание самостоятельности должно постепенно распространяться от сравнительно простых к более сложным действиям и ситуациям, последовательно вести к расширению жизненного опыта ребенка.

Существенное значение для дальнейшего развития личности имеет не только раннее воспитание самостоятельности, но также соответствие требований, предъявляемых ребенку, его возможностям и уже достигнутому уровню интеллектуально-личностной зрелости. Заметим, что раннее воспитание самостоятельности у детей, опережающее естественный ход их развития, придает особый вес внешней оценке достижений ребенка при формировании у него мотива достижения успеха.

Как одну из главных задач актуального воспитания детей следует рассматривать задачу формирования с раннего детства внутренней свободы ребенка. Без такой свободы мы никогда не осуществим подлинную перестройку сознания людей и не достигнем в нашей стране высокого уровня социально-экономического развития. Многочисленные неудачи в прошлом, связанные с попытками совершения подобных переворотов в сознании (имеется в виду многовековая история Российского государства), не в последнюю очередь определялись недостатками в теории и практике воспитания детей. Положение дел в нашем веке усугубила господствовавшая в течение многих десятилетий после Октябрьской социалистической революции и ложно понятая коллективистская система воспитания, о существенных недостатках которой говорилось в предыдущей главе. Вместо коллективиста как индивида, не имеющего своего, отличного от коллектива лица и полностью зависящего от него, необходимо с раннего детства формировать свободную, независимую личность.

Школа.

О школе как социальный институт американский педагог Дж. Дьюи говорил, что «школа постепенно может создать такой тип общества, который нам хотелось бы видеть. Влияя на ум в этом направлении, мы постепенно изменили бы и взрослое общество».

Образование включает в себя: систематическое обучение, т.е. пропаганду и распространение культуры (нефор­мальное образование); стимулирование самообразования.

Преобладающими функциями, которые определяют сегодня содержание и перспективы развития воспитательного процесса в школе, признаны развивающая и информативная функции. Основными функциями школы в процессе социализации можно считать следующие: приобщение человека к культуре общества; создание условий для индивидуального раз­вития и духовно-ценностной ориентации; автономизация подрас­тающих поколений от взрослых; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к ре­альной социально-профессиональной структуре общества.

Процесс реализации этих функций должен строиться на следующих принципах:

1) Совместная деятельность детей и взрослых.

2)         Самоопределение.

3)         Личностная направленность воспитания. Добровольность.

4)         Коллективистская направленность.

Молодежная субкультура.

Молодежная субкультура — система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Субкультура молодежи получила особенное развитие в середине ХХ-го века в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселерация — и является одним из институтов, факторов социализации школьников.

Субкультура молодежи играет противоречивую роль и оказывает столь же неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от всеобщей культуры, с другой — способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей. Проблема в том, что ценности и интересы молодежи ограничены в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением.

Молодежная субкультура носит развлекательно-рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. Она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами ТВ, музыкой диско и другими ее «легкими» жанрами. Эти вкусы и «безнравственные» ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализирующее и дегуманизирующее воздействие. Культуру молодежи отличает также наличие молодежного языка, который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми. СМ часто имеет много общего с контркультурой и культурой авангардизма. Обществом эти культуры оцениваются обычно отрицательно, хотя они несут в себе тенденции обновления, динамику развития. СМ требует следующей педагогической позиции. Учитель должен знать ее, знать привычки, нормы, ценности учеников — их мир и, как это ни трудно, не относиться к нему агрессивно, допускать, что подростки имеют право иметь свои взгляды, культуру. Вместе с тем учитель должен делать так, чтобы школьники от молодежной культуры, во многом маргинальной, шли к культуре общечеловеческой и таким образом усваивали бы ценности нормы общества, в котором живут.

СМИ.

Воздействие средств массовой информации на развитие личности подростка сегодня крайне противоречиво: с одной стороны, происходит расширение кругозора и любознательности, но и, с другой стороны, можно отметить растущее влияние компонентов, которые негативно сказываются на воспитании личности.

На примере телевидения обозначим комплекс проблем, которые стали особенно острыми:

Усиление воздействия рекламы на воспитание личности;

Вытеснение «взрослой» субкультурой детской субкультуры, снижение количества и качества передач для подростков;

Вытеснение отечественной культуры созданной для подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры;

Снижение художественного и интеллектуального уровня ряда передач для подростков;

На телевидении существует проект, развивающийся в последние годы — это «Школьник ТВ». Крупнейший проект Межрегионального общественного фонда «Образование в третьем тысячелетии». Он был создан в 1999 году как общедоступный учебно-образовательный канал, рассчитанный на широкую аудиторию учащихся, преподавателей средних школ, лицеев и гимназий, абитуриентов, поступающих в высшие и средние учебные заведения, а также зрителей различного возраста и социального положения, заинтересованных получить в сжатой форме на русском языке доступ к основам точных и гуманитарных знаний. Главное отличие телеканала «Школьник ТВ» от прежних образовательных каналов в том, что он с самого начала создавался специалистами при активном участии и методической поддержке Министерства образования РФ и Московского комитета образования. В итоге получился канал, который не только интересен учащимся, но и органично встроен в реальный учебный процесс. Гарантией качества учебных программ является то, что их ведут лучшие преподаватели России. Кроме того, на нем идут художественные и документальные фильмы, спектакли, а также разные тематические передачи (которые перекликаются с изучаемыми в школе темами по истории, литературе, математике и т.д.).

С 2003 года телеканал начал круглосуточное вещание: восьмичасовая программа передач появляется в эфире трижды в течение суток, что позволяет телезрителям выбирать для просмотра наиболее удобное время в своем часовом поясе. При возрастающем интересе к образованию телеканал «Школьник ТВ» динамично развивается как по расширению территории вещания, так и по качественному уровню телепрограмм. Однако пока что принимать этот канал может лишь часть школ России.

Немаловажным шагом в развитии образовательного телевидения является появление нового телеканала для детей под именем забытого героя Корнея Чуковского «Бибигон», который призван быть источником полезной и занимательной информации для детей от 4 до 17 лет. Телеканал предлагает серию передач, способствующих просвещению и становлению личности ребенка. Вниманию юных зрителей представляются программы по развитию речи, духовной и физической грамотности, а также ряд развлекательных программ. Примечательным и приятным фактом является соотношение зарубежных и отечественных телепередач на «Бибигоне». Российские мультики и шоу-программы будут транслироваться почти в 2 раза больше, чем иностранные. Оценить насыщенную графику и оригинальные идеи нового островка детства в российском телевидении можно на таких общедоступных телеканалах, как «Россия», «Культура», «Спорт».

Таким образом, в России развиваются специальные каналы и проекты, которые развивают и воспитывают подрастающее поколение. В настоящее время уже создано несколько телеканалов, которые ориентированы на детей и подростков.

Заключение

Ребенок — существо ранимое, чувствительное, и именно от взрослого зависит, каким оно вырастит. Оказание помощи в социализации, решении проблем маленькому человечку — задача всего общества. Но наиболее полноценно эта помощь оказывается в школе и в семье. Семья — первый институт социализации ребенка, где он получает свой жизненный опыт, образцы дальнейшего поведения. Школа — это тоже важнейший институт в жизни человека, но она получает уже в какой-то мере «готовый продукт», который исправить порой бывает достаточно трудно. Тем не менее, школа — единственное звено, в стенах которого подобно строящемуся зданию, из кирпичиков собирается целая личность. Необходима интеграция школы в воспитании ребенка, необходимо исцеление современного ребенка ради спасения будущего поколения, чтобы сегодняшние дети не превратились в изгоев общества в деморализованных преступных элементов.

Социализация — развитее и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Социализация происходит на протяжении всей жизни, но особенно важным является социализация в период детства. Рассматриваемый вопрос влияния школы, как ведущего фактора социализации, подразумевает, что именно в данный период происходи как закладка новых качеств личности, так и закрепление уже имеющихся, усвоенных на предыдущем этапе социализации ребенка.

Школа — учебно-воспитательная организация, специально создаваемая государством, основной задачей которой является социальное воспитание и обучение определенной возрастной группы населения.

Следовательно, школа, являясь составным фактором социализации, играет ведущую роль по ряду причин: создание на ее базе относительно контролируемых условии жизнедеятельности ребенка; создание предстартовых позиции для успешного вхождения во взрослую жизнь; взращивание гуманистических идеалов ее воспитанников.

Школьный возраст является синзетивным именно для восприятия большого количества информации не только и не, сколько познавательного характера, сколько направленной на обогащение личностного социального опыта маленького человека. На процесс самоизменения своих членов школа влияет в зависимости от ее быта, содержания и форм организации жизнедеятельности и взаимодействия, которые создают более или менее благоприятные возможности для развития человека, удовлетворения им своих потребностей, способностей и интересов. В то же время практика реальной жизни организации влияет на вектор самоизменения.

Список использованной литературы.

  1. Беккер И.Л. Вопросы педагогики: Учебное пособие. — Пенза, 2000.

2.Галагузова М. Н. Социальная педагогика. М., 1999.

3 Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. — М., 1986.

3.4Педагогика: Учебное пособие / А.Г. Шебуняев и др., — Тамбов, 1999.

5. Российская педагогическая энциклопедия: В 2Т. — М., 1993.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика: Учебное пособие. — М.: Школа — Пресс, 2000.

7. Турчин А.С. Педагогическая психология: Учебное пособие. — Иваново, 2000.

8. Фокин Е.И. Психология и педагогика: Учебное пособие. — Хабаровск, 1998.