1. Социальные институты как понятия социологической науки

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

  1. Социальные институты как понятия социологической науки.
  2. Типология социальных институтов и их основные признаки.
  3. Функции социальных институтов в обществе.
  4. Понятие семьи в социологии: сущность, признаки, особенности
  5. Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования
  6. Социально-демографическая ситуация в Республике Беларусь и пути ее улучшения.

Если люди для реализации своих потребностей вступают в общественные отношения, то они заинтересованы, чтобы эти отношения были прочными и длительными, т.е. сохраняли целостность социальной системы. Для обеспечения такой целостности люди создавали систему учреждений, закрепляющих нормативное регулирование отношений и контролирующих поведение своих членов.

Термин «институт» имеет множество значений и происходит от латинского слова «institutum» — установление, устройство. Со временем он приобрел два основных значения — узкое техническое (учебное заведение) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений (например: институт брака и т.д.).

Социологи, позаимствовав это понятие правоведов, наделили его новым содержанием.

В социологии понятие социальный институт впервые использовал Г. Спенсер. Заметное внимание уделяли институтам К.Маркс и М.Вебер. Маркс изучал институты частной собственности, разделения труда, а М. Вебер дал пример анализа института бюрократии, религии и др.

Социальные институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей. Социальный институт нужно отличать от конкретных организаций и социальных групп. Например, понятие «социальный институт семьи» означает не отдельную семью, а комплекс норм, социальных ролей, реализуемых в бесчисленном множестве конкретных семей.

С понятием институт тесно связаны такие понятия как группа, ассоциация. В каждый институт входит много групп и ассоциаций. Так церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви — ассоциацией. Институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, т.е. через группы.

Трудность представляет разграничение понятий социальные институты и социальные организации. Это происходит потому, что многие социальные явления (например, системы образования, здравоохранения, армия, суд, банк) могут рассматриваться и как социальный институт и как социальная организация. Немало социологов вообще не считают необходимым различать их, другие же такое разграничение проводят более или менее четко.

16 стр., 7720 слов

Институт психоанализа

... знать: основные теории арттерапии; основные принципы арттерапии; базовые понятия арттерапии; факторы психотерапевтического воздействия в арттерапии, основные арттерапевтические ... арттерапии; Изучение основных методов арттерапии; Знакомство с основными понятиями арттерапии; Изучение арттерапевтических направлений; Знакомство с основными принципами ... © НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Разумова ...

Социальный институт, по мнению Е.М.Бабосова, имеет признаки, которые отличают его от организации:

1) Действия индивидов и их групп в рамках социального института в своих целях и средствах их достижения упорядочены принятыми в данном институте установлениями(т.е. тем, что установлено, превращено в норму, закон), определяющими их обязанности. Если же возникают расхождения между поступками и обязанностями, а определенные индивиды не желают повиноваться существующим установлениям, в действие вступаетаппарат принуждения,которым регулируют соответствующие типы поведения.

2) Социальный институт представляет собой относительно устойчивый и долговременно действующий тип взаимодействий и поведения людей, что отличается от многих организаций.

3) Социальный институт — крупномасштабная общность людей, которая в отличие от организации имеет широко разветвленную, иерархизированную структуру, включающую в себя систему организа­ции местного, регионального и общестранового уровня.

4) Социальный институт располагает необходимыми кадрами, материальными ресурсами и условиями, обеспечивающими успешное выполнение нормативных установлений и предписаний, а также эффективное осуществление нормативного контроля.

5) Социальный институт располагает целостной системой стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях, обязательных для всех включенных в его состав индивидов и групп в целях успешного осуществления функций данного института.

Для человеческого общества оказалось жизненно необходимым закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы или общества, заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения (т.е. институты семьи, образования и т.д.).

Фиксирование отношений в форме института заключается в создании жесткой, закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

10 стр., 4768 слов

Социальные функции образования

... их талантами и возможностями успешного выполнения своих социальных функций”. Поэтому школа, наряду с другими социальными институтами, такими, как семья, церковь, политические, профессиональные ... изменяет его”2. Кроме функций социального контроля (тестирующей, селекционирующей, дистрибутивной) образование как социальный институт выполняет такие свои важнейшие функции, как обучающая (в высшей ...

Преимущества социального института:

  1. Особый тип и механизмы регламентации обеспечивает регулярность, большую четкость, высокую предсказуемость и надежность функционирования социальных связей.
  2. Четкое распределение функций, прав и обязанностей, наличие санкций обеспечивает большую предсказуемость поведения индивида в пределах социального института, а самому социальному институту — регулярную возобновляемость
  3. Обезличенность требований к тому, кто включается в деятельность социального института, разделения труда и профессионализация выполнения функций в рамках института.
  4. Наличие учреждений для выполнения институтом своих функций, наличие средств и ресурсов (помещений, оборудование, денежные ресурсы и т.д.).

Особые условия для возникновения социальных институтов:

  1. должна возникнуть и распространиться некая потребность;
  2. должны быть в наличии операциональные средства для удовлетворения этой потребности, т.е. система функций, действий, операций;
  3. институт должен быть наделен ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которые общество должно стабильно пополнять;
  4. для обеспечения самовоспроизводства института необходима и некая культурная среда, т.е. должна формироваться присущая ему субкультура (особая система знаков, символов, правил поведения).

2. Типология социальных институтов и их основные признаки

Формальные социальные институты имеют общий признак — взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов и т.д.

Неформальные социальные институты хотя и регламентированы в социальных действиях, связях, но не оформлены законами, правилами, положениями. Например, институт дружбы. Ему присущи многие признаки социального института.

С точки зрения содержания целей и задач:

  1. Политические, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением власти (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы и др.).
  2. Экономические, связанные с организацией и управлением хозяйственной деятельностью (собственность, банк, предприятие, деньги, труд, рынок).
  3. Институты культуры и социализации, связанные с созданием, развитием и распространением духовных ценностей (образование, наука, учреждения культуры, семья).

    Ведущая роль среди этих институтов принадлежит политическим институтам.

Но есть среди множества социальных институтов важнейшие (фундаментальные), вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи полагают, что таких институтов в развитых обществах всего пять. Это: институты семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Кроме того, к важнейшим можно было причислить и институты науки.

3 стр., 1445 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

... социального института 1.1. Понятие и функции социального института В научной литературе имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах ... комплекс социальных действий................... ЗАКЛЮЧЕНИЕ Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Люди в социальных группах ...

Для выполнения своих функций социальный институт должен формировать стандарты поведения, соблюдать верность основным принципам, развивать взаимодействия с другими институтами.

Российский социолог С.С. Фролов выделяет пять групп общих признаков социальных институтов:

  • Установки и образы поведения (Для семьи – привязанность, уважение, ответственность; для института образования – любовь к знаниям, посещаемость).
  • Культурные символы (Для семьи – обручальное кольцо, брачный ритуал; для государства – герб, флаг, гимн; для бизнеса – фабричная марка, патентный знак).
  • Утилитарные культурные черты (Для семьи – дом, квартира, мебель; для бизнеса – магазин, предприятие, оборудование; для образования – классы, библиотека).
  • Устные и письменные кодексы поведения (Для государства – конституция, законы; для бизнеса — контракты, лицензии).
  • Идеология (Для семьи – романтическая любовь, совместимость; для бизнеса – монополии, свобода торговли и т.д.).

Некоторые институты в отличие от развитых могут не обладать полным набором признаков. Это обозначает, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке.

3. Функции социальных институтов в обществе.

Социальные институты имеют два типа функций: явные и латентные (скрытые).

Явные функции легко распознаются как часть признанных целей института. Одна из важнейших черт института является его соответствие «социальной потребности». Современные исследователи Г. Ленски и Дж. Ленски (США) предлагают такой перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества:

  1. Коммуникация между членами общества. Всегда есть разговорный язык.
  2. Производство товаров и услуг.
  3. Распределение товаров и услуг.
  4. Защита членов общества от физической опасности, биологических организмов и врагов (других людей).
  5. Замена выбывающих членов общества (путем биологического размножения и воспитания (социализация).
  6. Контроль над поведением членов общества.

Эти потребности и удовлетворяют социальные институты. Производство — потребности № 2 и 3, семья и институты образования — потребность № 5, правовые и правительственные институты — потребность № 6.

  1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, стандартизирующих поведение своих членов и делающих его предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок, поддерживает соблюдение норм и правил. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. Так институт семьи стремится обеспечить состояние каждой отдельной семьи, ограничивает возможности её распада (в прежние времена даже партийные органы занимались этой проблемой).

    11 стр., 5236 слов

    Семья и брак как социальные институты

    ... Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида ...

    Общество стремится сделать процедуру развода как можно более болезненной.

  2. Регулятивная функция. Она состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области.
  3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения членов социальных групп. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов:

а) консолидация и совмещение усилий;

б) мобилизация (каждый вкладывает свои ресурсы в достижение целей);

в) конформность личных целей индивидов с целями других. Интеграция – это одно из условий выживания организаций.

4. Транслирующая функция. Заключается в передаче социального опыта. Приходят новые поколения, в связи с этим в каждом институте есть механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам, ролям.

5. Коммуникативная функция. Суть этой функции состоит в распространении информации как внутри социального института, так и во взаимоотношениях с другими институтами. Коммуникативные возможности институтов неодинаковы. СМИ специально предназначены для передачи информации, другие имеют ограниченные возможности. Одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).

II. Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые не планировались заранее и не являются желательными. Они могут иметь большое значение для общества. Так церковь стремится закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры. Но независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность, фанатики начинают гонения на иноверцев и т.д. Семейное воспитание может приводить к конфликту индивида с культурной группой.

Американский экономист и социолог Торстейн Веблен (1857-1929) хорошо показал действие латентных функций. Он писал: «Было бы наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хотят утолить голод, и покупают роскошный «кадилак» потому, что хотят приобрести хорошую машину. Эти вещи приобретаются не ради удовлетворения насущных потребностей». Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию – оно удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа.

Образование – латентная функция – получение диплома и повышение социального статуса.

Значение СИ:социальные институты отличаются четким разграничением со­циальных статусов и ролей, функций, полномочий и ответственности каждого из субъектов взаимодействия, согласованностью их действий, регуляцией этих действий и контролем за их осуществлением. Благода­ря этому в обществе обеспечивается значительная предсказуемость поведения людей в определенных обстоятельствах, стабильность и ус­тойчивость социальных связей и самой структуры общества.

4. Семья – это общность людей, которая может быть основана на браке, на кровном родстве, на юридическом договоре, образованная для моральной и экономической поддержки друг друга и выполнения ряда общественных функций по воспроизводству населения и эмоционально-психологической стабилизации взрослых индивидов, а также для удовлетворения в наиболее приемлемой форме комплекса индивидуальных потребностей — биологических и социальных.

Типологизация семьи и брака как объектов исследования осуществляется по разным основаниям:

  1. Популярно деление семей по типу поселения: городские и сельские семьи. Городские, в свою очередь, подразделяются на семьи, проживающие в крупных, средних и малых городах.
  2. По количественному и межпоколенному составу социологи выделяют семьи нуклеарные, расширенные, бинуклеарные (сводные).
  3. По наличию родителей: полные (с двумя родителями) и неполными (с одним родителем, т.е. или материнские, или отцовские).
  4. По наличию и количеству детей: бездетные, однодетные, двухдетные (среднедетные), трехдетные (многодетные).
  5. По социальному положению и статусу родителей: рабочие, крестьянские, пенсионеров, студентов, беженцев и т.д.
  6. По этапам жизненного цикла выделяют молодые, зрелые и семьи -«опустевшие гнезда».
  7. По принципам организации семейной жизни: авторитарные (патриархальные или матриархальные), демократические (эгалитарные), анархические (разобщенные).
  8. По национальному составу, национальной принадлежности родителей: однонациональные, межнациональные.

Рассмотрим некоторые общие понятия, которые необходимо уяснить как ключевые при социологическом изучении брака и семьи. Эти понятия изложил американский ученый Дж. П. Мэрдок в работе «Социальная структура».

Формы семьи: нуклеарная и расширенная. Нуклеарная (nucleus – англ. ядро) семья – такая, которая состоит из ядра: двух поколений, родителей и детей. Расширенной (extended) называют многопоколенную семью, включающую в свой состав помимо супружеской пары и их детей других родственников.

Формы брака: моногамия и полигамия, т.е. единобрачие и многобрачие. Моногамия предполагает половую связь между одной женщиной и одним мужчиной. Полигамия имеет две разновидности: полигинию, или многоженство, когда один мужчина имеет несколько жен, и полиандрию, или многомужество, когда одна женщина имеет несколько мужей. Историческим человеческим сообществам присуще большее распространение полигинии, нежели полиандрии. Кроме этого, известна такая форма как групповой брак, когда одновременно в половых отношениях состоят несколько мужчин с несколькими женщинами.

Выбор брачного партнера в исторических сообществах людей определялся двумя принципами: экзогамией (вне определенной группы) и эндогамией (внутри определенной группы).

Выбор места жительства вновь образованной парой может быть патрилокальным (по месту жительства родителей мужа), матрилокальным (по месту жительства родителей жены) и неолокальным (отдельно от родителей).

Ранее самым распространенным было патрилокальное поселение молодой пары. В настоящее время отмечается тенденция распространения неолокального поселения молодоженов.

Чем же отличается брак от других социальных отношений?

  1. Прежде всего, тем, что включает в себя естественно-биологический элемент – половую связь, интимные отношения.
  2. Ведущим мотивом брака в наше время в нашей стране по-прежнему (как во всей второй половине ХХ века) является любовь.
  3. Социальное содержание брака включает экономический и эмоционально-психологический аспекты. Экономическая сторона предполагает разделение труда и обязанностей между мужем и женой по материальному обеспечению друг друга. Эмоционально-психологическая составляющая охватывает чувства супругов друг к другу, их духовную близость и нравственное сознание.
  4. Как социальное отношение брак предполагает выбор партнера. Принцип избирательности состоит в том, что в брак вступают с избранником (избранницей), а не со случайным человеком. При этом критерии выбора, диапазон предпочтительных качеств женихов и невест задает общество, и индивид делает выбор в этих заданных рамках.
  5. Социальная сущность брака определяется господствующими в обществе отношениями. Он находится под воздействием культурных норм, норм морали и религиозных предписаний, социальной политики государства и юридических законов. Когда общество и государство санкционируют брак, они берут на себя определенные обязательства, чтобы охранять его. Юридический брак защищается нормами брачно-семейного права. Фактические сожительства – нормами морали.
  6. Семья может быть основана на браке (и чаще всего так и происходит), близком (кровном) родстве и на факте усыновления/удочерения (юридическом акте).

    Три типа отношений характерны для семьи: супружество, родительство, родство.

  7. Социальное содержание семьи определяется ее основными функциями, которые она выполняет в обществе.

Исследователи единодушны в том, что хотя современная семья утратила некоторые функции, скреплявшие её в прошлом (например, производственную, охранительную, образовательную), однако многие функции являются довольно устойчивыми, они не исчезают, а только видоизменяются, и в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним относятся:

1) репродуктивная – для большинства семей важнейшей целью является деторождение. При этом в одних странах государство озабочено как повысить рождаемость (например, Беларусь, Германия, Россия, Япония), а в других (например, Индия, Камерун, Китай) – как ее снизить.

Принципиальным отличием современной семьи является то, что сегодня репродуктивная функция отделена от сексуальной, она существует довольно самостоятельно. Сексуальные потребности мужчины и женщины, как правило, отделены от стремления к детопроизводству;

2) экономическая – осуществление деятельности по материальному обеспечению семьи, ее благосостоянию, формированию семейного бюджета. Эта деятельность связана с обеспечением семьи жильем, получением доходов, как для удовлетворения текущих потребностей, так и сбережений для больших приобретений или запланированных больших трат в будущем; традиционно выполнялась мужчинами, в современных обществах женщины также активно включены в выполнение этой функции. В богатых семьях существует такой важный аспект экономической функции как передача наследства, имеющегося материального богатства.

3) хозяйственно-бытовая – включает обеспечение членов семьи приемлемыми условиями быта и деятельностью по удовлетворению их биологических потребностей в пище и питье, в тепле, одежде, обуви и т.д. Это приготовление еды, уход за одеждой и постельными принадлежностями (стирка, чистка); приобретение и содержание домашнего имущества, а также одежды, обуви, поддержание чистоты в доме и благоустройство жилища, создание домашнего уюта, т.е. в целом организацию жизни и быта семьи.

Видоизменение в выполнении этой функции связано с уровнем развитости инфраструктуры в стране, производством новой бытовой техники и возможностями населения ее приобретать, совершенствованием технологий промышленного производства продуктов питания; новым распределением обязанностей в семье и т.д.;

4) коммуникативная, которая пронизывает всю семейную жизнь, в том числе включает духовное общение; с ее помощью сегодня происходит развитие личностей членов семьи, их духовное взаимообогащение; осуществление этой функции, ее наполненность (круг обсуждаемых вопросов) зависит от типа общества и семьи, а также от индивидуальных особенностей ее членов.

В контексте этого вывода становится очевидной ограниченность в формировании личности ребенка в малодетной нуклеарной семье по сравнению с семьей расширенной и многодетной. В этом случае нужно прилагать усилия по компенсации недостающего общения вне семьи;

5) социализационная – включает деятельность по подготовке и приобщению подрастающего поколения к жизни в обществе, а также воспитательную функцию, связанную с целенаправленным формированием определенных качеств у детей;

6) социально-статусная функция тесно связана с социализационной, так как означает предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; это касается как детей, так и взрослых; во всех обществах семья предопределяет социальное положение своих детей, она же должна способствовать социальному продвижению мужей и жен;

7) первичный социальный контроль как функция семьи означает определенный уровень «присмотра» семьи за каждым своим членом; это связано с регламентацией поведения членов семьи в различных сфера жизнедеятельности, регламентацией ответственности и обязательств супругов в сексуальной сфере. Самыми яркими примерами выполнения данной функции в современном обществе является осуществление контроля за несовершеннолетними детьми, их времяпрепровождением, друзьями, а также действенный интерес супругов к сексуальному поведению друг друга (соблюдению супружеской верности);

8) рекреационная функция (лат. recreatio — восстановление) направлена на восстановление физических и моральных сил членов семьи. Осуществляется во время ежедневного отдыха, проведения досуга в выходные и праздничные дни, во время отпуска и каникул. Выражается также в заботе о здоровье и хорошем самочувствии всех членов семьи: детей, взрослых, старшего поколения;

9) эмоционально-психологическая функция тесно связана с рекреационной, так как позволяет членам семьи удовлетворять потребности в эмоциональной поддержке, любви, симпатии, уважении, признании, психологической защите, в восполнении своих духовных сил. Эта функция призвана предотвращать эмоционально-психологическую дезинтеграцию личности, способствовать формированию уверенности в себе, повышению личностной самооценки и т.д.

5. Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования

Институт семьи прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. На смену расширенной семье пришла нуклеарная, в которой всего два поколения: родители и дети. Исторически изменялись роли мужа и жены, обряд бракосочетания, методы воспитания детей и многое другое.

После индустриальной революции во всех странах мира — западных и восточных — наблюдаются общие тенденции в изменении института семьи, происходящие, впрочем, с разной скоростью. Молодые люди получают свободу в выборе себе брачного партнера и осво­бождаются от контроля родителей. Они основывают отдельный от родителей дом. Развод становится все более легким. Основой супружеского союза все чаще теперь выступает не долг, а взаимная привязанность и чувства. Возраст вступающих в брак снизился с 22 лет в 1890 г. до 20,5 в 1966 г. Возраст начала трудовой деятельности уве­личился с 11 до 25 лет. Большинство людей, в отличие от прошлых эпох, начинают трудиться после обзаведения семьей. Число детей в одной семье сократилось с 4,3 в 1910 г. до 2,3 в 1960 г. Женщина стала рожать последнего ребенка в возрасте 25,8 лет против 31,9 в прошлом. Возросла роль и помощь мужа в домашнем хозяйстве и воспитании детей. Увеличение времени, требуемого на получение образования, приводило к более позднему вступлению в трудовую жизнь. В то же время развивающаяся экономика стала предоставлять все больше мест для женщин по сравнению с тем, что было в про­шлом. Техника все больше освобождала женщину от занятий домашним трудом.

Изменения в институте семьи, которые западные социологи обнаружили еще в середине XX века, во многом актуальны и для этого столетия и сводятся к следующему:

Установки и поведение:

1) Отказ от двойного и переход к одинарному (сингулярному) стандарту: то, что можно для мужа, разрешено и для жены.

2) Большая терпимость к добрачному сексуальному опыту обоих партнеров — но еще меньшая к адюльтеру (измене в браке).

3) Секс — ценность сам по себе, а не просто средство воспроизве­дения потомства. Он отделен от создания и воспитания потомства.

4) Женщина — такой же активный участник общественной жизни, как и мужчина.

5) Терпимое отношение к работе женщины вне дома, прежде всего на раннем этапе семейной жизни.

6) Стремление женщины меньше заниматься тяжелым домашним трудом и быть экономически более независимой от мужчины.

Символические черты:

1)Различия в стиле одежды замужних и незамужних женщин начинают исчезать.

2)Уменьшается символическое значение обручальных колец: если пара не может себе позволить их, брак заключается без колец.

3)Сдвоенная постель символизирует равенство и независимость супругов.

4)Пришедшие из прошлого атрибуты свадебного обряда типа свадебного пирога, искусно отделанных костюмов, цветов и др. теперь считаются излишними.

5)Развод воспринимается терпимо.

Утилитарные черты:

  1. В браке активно используются контрацептивные средства.
  2. Жилище становится меньше и компактнее, кухонные комбай­ны стали обязательной принадлежностью дома, получают распростра­нение небольшие кухни, складывающиеся кровати и т. п., особенно в молодых семьях.

3)Супруги активно пользуются химчисткой, прачечной, булочной, в то время как раньше женщине приходилось выполнять сервисные работы самой.

4)Законодательство о браке и бракоразводе становится более либеральным.

5)Неформальный медовый месяц вытесняется ритуализированным и тщательно обставленным.

Цели и тенденции брака:

1) Романтическая любовь, хотя и с оттенком реалистического понимания тягот семейной жизни.

2) Все большее вторжение прагматических соображений в процессе создания семьи и рождения детей.

Исторические изменения института семьи

Семья в прошлом

Современная семья

Патриархальная и авторитарная

Индивидуалистическая и демократическая

Мало разводов

Много разводов

Большая семья

Небольшая семья

Постоянное место жительства

Частая смена места жительства, мобильность

Женщина находится постоянно дома

Женщина занята по дому и трудится вне дома

Закрепощенное сексуальное поведение женщины, строгие санкции за измену. Пуританская мораль для замужней женщины

Раскрепощенное сексуальное поведение женщины, мягкие санкции за измену. Либеральная сексуальная модель поведения

Двойной стандарт поведения: свобода внебрачных связей для мужчины и за­прещение их для женщины

Постепенный отказ от двойного стандарта, более свободные сексуальные свя­зи вне брака для мужчины и женщины

Неформальное и плохо поставленное сексуальное воспитание в семье

Формальное и хорошо налаженное по­ловое воспитание вне семьи

Отсутствие планирования деторожде­ния

Планирование деторождения

Семья выполняет множество самых разных функций

За семьей остались личностные и вос­производственные функции

Источник: Sutherland, Robert L, Woodward. Julian L. Introductory sociology. Philadelphia: J. B. Lippincott Co., 1967. P. 540.

6. Социально-демографическая ситуация в Республике Беларусь и пути ее улучшения

Вступление Республики Беларусь в XXI век сопровождается негативными демографическими тенденциями – сокращением численности населения и его старением. Исходя из того, что одним из факторов национального самосознания личности является необходимость решительного противодействия физическому исчезновению народа, руководство Республики Беларусь приняло очередную программу демографической безопасности на 2011 — 2015гг.

С начала 90-х годов ХХ века демографическая ситуация в стране характеризуется устойчивой депопуляцией. Абсолютная убыль населения за 1993 – 2010 годы составила свыше 750 тыс. человек. Главной причиной депопуляции в Республике Беларусь является низкий уровень рождаемости, обеспечивающий воспроизводство населения только на 65%. В 2010 году суммарный коэффициент рождаемости составил 1,49 на одну женщину при необходимом для простого воспроизводства населения 2,15.

Низкий уровень рождаемости в стране совпал с кризисом института семьи. Почти половина заключаемых браков распадается. Каждый пятый ребенок рождается у матерей, не состоящих в зарегистрированном браке. В стране проживает более 25 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 6,7 тыс. воспитываются в детских интернатных учреждениях. Ежегодно органы опеки и попечительства выявляют и устраивают на воспитание около 4 тыс. детей, оставшихся без родительской опеки. В январе-июле 2012 года на 1 тыс. браков в Беларуси приходилось 667 разводов, в январе-июле 2011 года – 506 разводов.

Снижение потребности в детях, утрата многодетности как национальной традиции привели к тому, что сегодня белорусская семья – это, как правило, семья с одним ребенком. Удельный вес таких семей в республике составляет 62% , в то время как многодетных (с тремя и более детьми) – лишь 6%. В этих условиях одной из первостепенных задач демографической политики должно стать возрождение авторитета семьи, семейных ценностей. Согласно социологическим исследованиям, в иерархии ценностей молодое поколение ставит на первое место семью и почти 70% хотят иметь более одного ребенка.

Ключевой составляющей процесса депопуляции в Беларуси является также высокий уровень смертности, в том числе среди граждан, находящихся в трудоспособном возрасте. При этом уровень смертности мужчин в 3 раза превышает уровень смертности женщин. По данным ВОЗ, в Республике Беларусь смертность мужчин в возрасте 15 – 60 лет в 3–4,5 раза выше, чем в странах Европейского союза. Возрастающие потери трудоспособной части населения сокращают среднюю продолжительность жизни в стране. Беларусь сегодня отстает от развитых стран по показателю ожидаемой продолжительности жизни на 11–15 лет у мужчин (64,7 года) и на 5–10 лет у женщин (76,4 года).

Высокая смертность и низкая рождаемость увеличивают нагрузку на экономически активное население, систему здравоохранения и социальной защиты. По прогнозу при существующих тенденциях к 2030 году на 1000 человек трудоспособного возраста будет приходиться 841 человек в нетрудоспособном возрасте (в 2010 году–693 человека).

В Республике Беларусь проживает 2,7 млн. семей, из них 1,3 млн.–семьи, воспитывающие детей.

Главной предпосылкой перехода страны от депопуляции к демографическому росту является формирование социально-экономических, организационно-правовых и иных условий для самореализации семей. Реализуются такие масштабные социальные программы, как оказание финансовой помощи государства многодетным и молодым семьям при строительстве жилья, развитие системы бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни, оказание адресной социальной помощи. Системой государственных пособий охвачено 448,8 тыс. детей (25% от общего количества), из них до трех лет – 309,6 тыс. (99% детей данного возраста).

Принятые меры наряду с благоприятной возрастной структурой женского населения способствовали стабилизации уровня рождаемости в стране. 

Начиная с 2004 года произошел абсолютный и относительный рост показателей рождаемости во всех регионах. За последние пять лет родилось 526.129 детей, а в 2007 году впервые за последние 10 лет количество рожденных детей превысило 100 тыс. Суммарный коэффициент рождаемости за 2006–2010 годы возрос с 1,28 до 1,49. Увеличилась доля вторых и третьих детей в общем числе родившихся – на 10,9% количество детей, рожденных вторыми, на 3%– рожденных третьими.

Однако положительные сдвиги в динамике рождаемости не являются стабильными. В ближайшее десятилетие структурные демографические факторы начнут оказывать негативное влияние на тенденции рождаемости, поскольку в активный детородный возраст вступит малочисленное поколение родившихся в 90-х годах. Последствия демографического спада данного периода и постепенное снижение вклада в рождаемость поколения 80-х годов уже проявляются. Так, число родившихся детей в 2010 году сократилось по сравнению с 2009 годом на 1140 человек.

В связи с этим необходимо принятие мер по повышению рождаемости и социальных норм детности в стране с учетом роста уровня и качества жизни семей с детьми. Приоритетом в сфере стимулирования рождаемости является поддержка двух- и трехдетной семьи. Следует уйти от патерналистского подхода к оказанию государственной поддержки семьи, в результате которого граждане выступают потребителями услуг и не участвуют в повышении уровня и качества своей жизни. Дальнейшее совершенствование социально-экономической поддержки семей должно осуществляться на основе принципа партнерства государства и населения. Главной задачей является формирование в обществе модели благополучной, успешной семьи с двумя и более детьми, способной к духовно-нравственному саморазвитию и самореализации.

10