Программа преодоление личностной тревожности у младших подростков

 

Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий с младшими подростками, испытывающими тревожность в обучении и общении.

У каждого ребенка имеются свои школьные и социальные проблемы и трудности, но подростков объединяет то, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Общение в жизни детей младшего подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды.

В работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. Младший подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.

Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует потребность в благоприятном, доверительном общении со взрослыми.

Как показывает опыт, особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, закрепление отрицательного опыта, это в свою очередь ведет к повышению неуверенности в себе и формированию личностной тревожности.

Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не умеют и не желают признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

Занятия направлены на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.

На психологических занятиях подросткам очень важно ощущать полную безопасность и доверие к ведущему. Поэтому психолог организует доброжелательную и доверительную атмосферу взаимного общения.

Ведущий является одним из образцов поведения, которое он демонстрирует ученикам.

На занятиях используются известные большинству психологов игры и упражнения.

10 стр., 4669 слов

Особенности общения детей раннего возраста со сверстниками в условиях ДОУ

... общения детей, в обогащении его содержания играет взрослый. Общение со сверстниками ... общения детей со сверстниками и уметь грамотно и эффективно управлять процессом общения с целью дальнейшей социализации личности дошкольника. Эмпирической базой для проведения ... Рояк А.Л. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста // Вопросы психологии ...

Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении ведущий может либо просто сообщить тему занятия, либо задать учащимся вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а заключительная часть направлена на анализ, самопроверку и рефлексию.

В первоначальный замысел могут вноситься прямо по ходу его ведения. Занятия по форме напоминают тренинги: с помощью специальных упражнений или ролевых игр участники овладевают навыками эффективного общения. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также вырабатывать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.

Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе с детьми принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях.

 

 

Цель программы: снижение личностной тревожности у младших подростков.

 

Задачи:

1.Получение конкретных знаний для решения подростками своих проблем.

2.Выработка адекватной самооценки и коррекция своего поведения.

3.Развитие личности младшего подростка, его способностей к общению.

 

Ожидаемые результаты:

-снижение личностной тревожности.

 

Учебный план

Коррекционно-профилактическая программа рассчитана для подростков в возрасте 11-15 лет и составляет 5 занятий. Занятия проводятся каждый день (40 — 50минут).

 

Занятия проводятся в классном помещении, мебель расставляется в соответствии с видами занятий: либо по кругу, либо за обычным образом расположенными столами, либо в свободном пространстве без мебели.

Первые занятия построены таким образом, чтобы подростки могли открыть друг в друге что-то новое. Интерес к каждому члену группы, единение всего класса – вот основные задачи, которые решаются на занятиях.

В начале каждого занятия-тренинга вводятся упражнения на разогрев группы. Серьёзный разговор начинается только тогда, когда группа к нему психологически готова. Разминочные упражнения помогают ввести участников группы в тренинговую атмосферу, расшевелить одних и несколько поубавить пыл других, поднять общий тонус группы и каждого её участника, снять стеснительность, напряженность участников тренинга, а также способность взаимопринятию и взаимопониманию членов группы.

12 стр., 5587 слов

Организация занятий кружка «Изонить» с учащимися 3-4 классов

Размещено на http://www. Размещено на http://www. Организация занятий кружка "Изонить" с учащимися 3-4 классов Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы методики проведения кружковых занятий по изобразительному искусству с учащимися 3-4 классов по теме «Изонить» 1.1 Особенности организации занятии кружка с учащимися 3-4 классов 1.2 Особенности проведения кружковых занятий по теме: «Изонить ...

В процессе проведения тренинговых занятий проводятся наблюдения, индивидуальные беседы, которые позволяют прослеживать ход коррекционной работы, изменения в поведении подростков, в их эмоциональном состоянии, личностные и межличностные изменения.

 

Коррекционно-профилактическая программа преодоления личностной тревожности младших подростков.

Занятие 1. «Зачем нужно знать себя?».

Цель:

  • Познакомить детей с целями занятий.
  • Принять правила проведения занятий.
  • Создать у учеников мотивацию на самопознание.
  • Способствовать самопознанию и рефлексии учащихся.

Материалы: Тетради, ручки, карандаши, коробка с прорезями, карточки.

Ход занятия:

Знакомство с целями занятий.

Психолог. На занятиях мы будем учиться понимать себя и других, общаться, получая не только полезные знания и умения, но и хорошее настроение.

 

Принятие правил.

Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы. Посмотрите на правила, написанные на карточках (на доске).

Какие правила можно принять сразу? Какие нужно изменить? Может быть что-то нужно добавить?

Примерные правила:

1. «Правило доверия» — для того, чтобы мы с вами работали с отдачей в группе, мы должны доверять друг другу.

2. «Искренность и откровенность» — во время работы в группе мы говорим только то, что чувствуем и думаем и только правду. Если нет желания говорить искренне, мы показываем это знаком – большой палец смотрит вниз. Естественно, никто не обижается на участников. Мы испытываем только чувства признательности и благодарности за искренность и откровенность.

5 стр., 2031 слов

Цель занятия. Кафедра общей и клинической фармакологии

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра общей и клинической фармакологии С курсом анестезиологии и реаниматологии   Утверждено на заседании кафедры Протокол № Заведующая кафедрой д.м.н., профессор Михайлова Е.И.   Тема: «ИНТЕНСИВНАЯ ТЕРАПИЯ И АНЕСТЕЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ ОЖОГОВОЙ БОЛЕЗНИ» ...

3. «Никакой критики!» — Во время занятий никакой критики! Каждый должен подчеркивать только положительные качества. Каждому члену группы как минимум одно хорошее и доброе слово!

4. «Общаемся со всеми!» — У каждого из нас есть определенные симпатии и антипатии. Кто – то нравится больше, кто – то меньше. Во время занятий мы стараемся общаться со всеми без исключения.

5. «Активное участие!» — Мы активно участвуем во всех занятиях! И не говорим: «Я не хочу» или: «Я не буду».

 

3. Упражнение «Я рад общаться с тобой».

Цель:познакомиться.

Психолог. Сейчас выполните такое задание: Протяните рядом стоящему руку со словами: «Я рад общаться с тобой» (называя своё имя), а тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами. Так «по цепочке» все берутся за руки и образуют круг.

 

4. Работа по теме. Самоанализ «Кто я? Какой я?».

Цель: способствовать самопознанию и рефлексии учащихся.

Вы замечали, что с разными людьми вы ведете себя по-разному? А кто знает себя очень хорошо? Всё ли в себе вам нравится? Чем мы отличаемся от других? Нужно ли знать себя?

Психолог. Продолжите письменно три предложения:

— Я думаю, что я …

— Другие считают, что я …

— Мне хочется быть … .

Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка слов на карточках.

Психолог раздаёт список слов, помогающий отвечать ученикам на вопросы:

 

 

«Симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надёжный, неприятный, задумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, красивый, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный».

5. Упражнение «Автобус»

Цель: научить спокойно реагировать на неприятную ситуацию; создать у учеников мотивацию на самопознание.

Очень хорошо можно почувствовать дискомфорт в переполненном автобусе. Автобус едет, качается, подпрыгивает на кочках. Мест нет, и вам приходится стоять в тесной обстановке. А тут кто-то еще толкается или наступает вам на ногу, а может быть, ругается. Мало приятного оказаться в таком автобусе. Но, чтобы понять, что такое чувство дискомфорта, попробуем это испытать на себе. Встанем в тесную группу, близко друг к другу, мы, конечно, немного шатаемся, так как автобус едет. В автобусе тесно, но есть место на заднем сиденье.

3 стр., 1366 слов

Почему психолог должен знать математические методы?

А также социолог, социальный работник, специалист по рекламе и многие другие специалисты. Действительно, почему? Казалось бы, что общего имеет психология, наука о слишком человеческом, с сухими формулами, абстрактным миром знаков? И разве можно вычислить человечность, измерить доброту, составить уравнение индивидуальности? Разумеется, нет, ответит удивленный этим странным вопросом психолог, ничего ...

Входящему пассажиру необходимо протолкнуться через массу народа и занять это место. Пассажиром должен стать каждый из вас.

Рефлексия: что вы чувствовали, когда пытались пройти на свободное место? Как вам было?

Каждый когда–либо ссорился с друзьями, одноклассниками и не знал, как справиться со своими отрицательными эмоциями в различных жизненных ситуациях.

У вас есть свой коллектив — ваш класс – это еще один родной для вас дом, в котором вы находитесь большую часть своей жизни, и в нем не должно быть обид, раздражения, ссор. Это то место, в котором вы всегда должны чувствовать себя комфортно и уютно, уметь общаться друг с другом, уметь понимать чувства другого, уметь поддержать человека в трудную минуту, когда ему плохо, уметь сдержать свои негативные чувства – злости, раздражения, высмеивания, готовые вырваться наружу. Этому мы с вами будем учиться на наших занятиях.

 

Анализ занятия.

Психолог. Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.

Вопросы для обсуждения: Что понравилось? Какие испытывали трудности? Кого трудно оценивать – себя или других?

 

Занятие 2. «Я глазами других.»

Цели:

· Формировать способность к самоанализу.

· Способствовать возникновению желания самосовершенствоваться.

Материалы: Тетради, ручки, мячик, карточки.

 

Ход занятия.

1. «Приветствие».

Участникам тренинга предлагается продолжить фразу, обращаясь к каждому члену группы: «Привет, (имя), сегодня замечательный день, потому, что…».

 

Работа по теме.

Упражнение «Ласковое имя».

Цель:снижение эмоционального напряжения.

Вспомните и произнесите ласковое имя, которым вас называют дома. Нравится ли вам, когда вас так называют?

6 стр., 2930 слов

Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом на занятиях сюжетного рисования

Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом на занятиях сюжетного рисования Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты формирования у детей старшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом 1.1. Развитие общение детей в старшем дошкольном возрасте 6 1.2. Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста ...

А теперь вспомните и произнесите, какими ласковыми словами называете вы своих близких? Задумайтесь, часто ли вы обращаетесь ласково к своим близким? В каких ситуациях вы делаете это чаще?

• Когда вам что – то потребуется?

• Или когда вам хочется обратиться ласково?

• Или просто когда у вас хорошее настроение?

Что мешает вам проявлять свою любовь к близким людям? – стеснительность, боязнь, что неправильно поймут или что – то еще?

Что вы испытываете, когда вас называют ласковым именем?

Что вы испытываете, когда вы сами называете своих близких ласково?

А как люди реагируют на ваше ласковое обращение?

Как бы вы хотели, чтобы вас называли в группе, вы можете придумать себе совершенно другое имя.

 

3. Методика «Твоё имя».

Цель: способствовать самовыражению ребёнка.

Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет своё полное имя. Задача других – назвать, передавая мяч по кругу, как можно больше вариантов его имени (например: Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка…).

Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали своё имя.

Психолог. Наше имя звучит для нас как лучшая в мире музыка. Поэтому, обращаясь друг к другу, давайте каждый раз будем начинать это обращение с имени.

 

4. Игра «Ассоциации».

Цель:способствовать осознанию своих качеств.

Психолог. Давайте сейчас выберем первого водящего. Желающий встаёт перед участниками. Каждый присутствующий по очереди должен сказать, какие ассоциации вызывает у него водящий, то есть, что он нам напоминает: растение, предмет, животное. Не забывайте обращаться друг к другу по имени. (Участники играют.)

Психолог. Что чувствовали? Какие сравнения были неожиданными?

 

Анализ занятия.

Психолог. Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количества пальцев одной руки. Что было трудно выполнять? Что оказалось неожиданным? Что было самым интересным?

 

 

Домашнее задание.

Психолог. Запишите в тетрадях начало нескольких предложений, а дома закончите их:

5 стр., 2174 слов

Семинарское занятие №3 Обучение и воспитание детей с нарушениями речи Вопросы

Основные формы речевых нарушений: недостатки звукопроизношения, нарушения сло­вообразования и фразообразования, письменной речи, темпа и ритма речи. Раннее выявление речевых нарушений и логопедическая помощь детям дошкольного возраста. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи в школьном возрасте. Литература. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. - М., 1981. Богомолова А.И. Нарушения произношения ...

— Я словно птица, когда …

— Я превращаюсь в тигра, когда…

— Я словно муравей, когда…

— Я словно рыба, когда…

— Я прекрасный цветок, если… .

 

Занятие 3. Самооценка.

Цели:

· Дать понятие о самоценности человеческого «Я».

· Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.

· Закрепить навыки групповой работы.

Материалы: Тетради, альбомные листы бумаги, карандаши, ручки.

Ход занятия.

1. Обсуждение домашнего задания.

Ученики читают свои варианты предложений. Затем идет обсуждение. Ведущий задает вопросы: Много ли похожих ответов? Какие ответы характеризуют чувства, а какие – поведение? Чего больше – одинаковых чувств или одинаковых вариантов поведения?

Учащиеся приходят к выводу, что в общении нужно уметь управлять своим поведением. Чувства не оправдывают плохое поведение человека.

 

2. Работа по теме.

Методика «Самооценка».

Цель:определить самооценку.

Учащимся предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву «Я». Психолог объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка ученика. Затем объясняет, что это тест-игра и не стоит его результаты принимать очень серьёзно.

3. Дискуссия «Самое-самое».

Цель: дать понятие о самоценности человеческого «Я».

Психолог предлагает ученикам записать в тетради, что для них самое важное и самое ценное в жизни. Затем дети это зачитывают, а психолог записывает на доске. Обсуждается каждый пункт. Нужно подвести ребят к выводу, что каждый человек неповторим и представляет ценность. Любить себя – это значит признавать право на любовь других людей к себе.

Обычно ученики перечисляют такие ценности, как здоровье, родители, друзья, работа, семья, мир, деньги и др. Психолог, комментируя каждый ответ, просит учащихся ответить на вопросы: «Почему для тебя главным является здоровье?» (Я смогу жить долго), «Чем тебе дороги родители?» (Они мне дали жизнь и любят меня).

Затем каждый учащийся приходит к таким выводам:

Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть.

Любить себя – значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно.

Тот, кто не любит себя, не может искренне любить других.

Если самооценка у человека низкая, то он ощущает беспомощность, бессилие и одиночество.

 

4. Методика «Моя вселенная».

Цель:продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.

Ученикам предлагается на альбомных листах начертить круг и от него лучи к другим кругам. В центральном круге нужно написать «Я», а в других кругах-планетах написать окончания предложений:

¾ Мое любимое занятие…

¾ Мой любимый цвет…

¾ Мой лучший друг…

¾ Моё любимое животное…

¾ Моё любимое время года…

¾ Мой любимый сказочный герой…

 

Анализ занятия.

Учащиеся дают оценку занятию. Психолог задаёт следующие вопросы для обсуждения: Что нового вы узнали о себе? Как могут вам пригодиться полученные сегодня знания?

 

 

Домашнее задание.

Психолог. Подумайте дома и напишите, какие люди вам нравятся. С каким человеком вы хотели бы дружить? Должны ли друзья быть во всем похожими друг на друга?

 

Занятие 4. «Ищу друга».

Цели:

· Помочь учащимся в самораскрытии.

· Способствовать преодолению барьеров в общении.

· Совершенствовать навыки общения.

Материалы: Листы бумаги для написания объявлений.

 

Ход занятия.

 

1. Обсуждение домашнего задания.

Участникам предлагается ответить на вопросы домашнего задания (см. занятие 3).

Психолог. Друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведёт, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои откровения. Задумывались ли вы над тем, можете ли сами соответствовать понятию «друг»? Как вы думаете, кто может уверенно назвать вас своим другом? Кто может объяснить, что такое откровенность?

 

2. Работа по теме занятия.

Цель: Помочь учащимся в самораскрытии.

Психолог предлагает участникам написать окончания предложений у себя в тетради. Он записывает на доске, или раздаёт на карточке начало предложений:

¾ Откровенно говоря, мне до сих пор трудно…

¾ Откровенно говоря, для меня очень важно…

¾ Откровенно говоря, я ненавижу, когда…

¾ Откровенно говоря, я радуюсь, когда…

¾ Откровенно говоря, самое важное в жизни…

Затем участникам предлагается, по желанию, зачитать свои ответы вслух.

Психолог. Всем ли мы можем доверить свои откровения? Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять. Может ли взрослый (родитель, учитель) быть вашим другом?

 

3. «Барьеры общения»

Цель:способствовать преодолению барьеров в общении.

Психолог напоминает участникам значения контроля над своими эмоциями, поступками и словами во время общения с другими людьми. Затем идет обсуждение вербальных барьеров общения.

Психолог. Конфликты часто возникают в ситуациях, когда кто-то из партнеров начинает со слов (вербальных барьеров), препятствующих вербальному общению. Давайте попробуем разыграть ситуацию «В классе».

Выбираются два участника.

Психолог. Один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он начинает выяснять отношения с приказа: «Сейчас же освободи мою парту!».

Затем обсуждается поведение и реакция обоих партнеров: Можно ли было не доводить дело до конфликта? Какие правила из предыдущего занятия могли бы быть использованы?

Данная сцена разыгрывается несколько раз в разных вариантах.

Нужно начинать выяснять отношения:

— с угрозы

— с указаний и поучений (надо было сначала убедиться, что эта парта свободна, а только потом ее занимать)

— с критики (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту)

— с общения (ты такой же бестолковый, как все новенькие)

— не обращать внимания (он не достоин моего внимания)

Обсуждаются все варианты и отмечается, кто смог достойно выйти из конфликтной ситуации.

 

Психолог. Какова цель любого конфликта? (Найти достойное решение, приемлемое для обоих).

Если такое решение не найдено, то начинается противостояние. Кому необходимо идти на уступки. Если оба идут на уступки, то это компромисс. Самый лучший выход – сотрудничество.

Все понятия обсуждаются и поясняются с помощью примеров.

 

4. Объявление «Ищу друга».

Цель:совершенствовать навыки общения.

Психолог. Каждому человеку в жизни нужен друг. Когда друзей нет, то человек пытается их обрести. Многие газеты сейчас печатают объявления тех, кто пытается найти друзей или единомышленников. Мы попробуем с вами тоже составить такое объявление. Давайте озаглавим его «Ищу друга».

Вы можете рассказать немного о себе, указать свои увлечения, любимые занятия. Объявление не должно быть большим, но старайтесь писать искренне. Можно не подписывать свой текст или придумать себе псевдоним.

Затем объявления собираются и зачитываются. Участники отгадывают, кто является автором каждого объявления: если отгадывают, то дополнительно называют положительные качества автора. Желающие могут поместить свои объявления на стенде.

 

Анализ занятия.

Психолог задаёт вопросы: Трудно ли быть откровенным? Просто ли было писать о себе.

Занятие 5. Пойми меня.

Цель: Формировать у учащихся умение понимать друг друга.

Материалы: листы бумаги, карандаши.

Ход занятия.

1. Упражнение «Игра «Чей голосок?»

Цель:сплочение коллектива, создание благоприятного настроения.

Один участник выходит из круга и поворачивается к нему спиной. Остальные по очереди зовут его по имени, ему необходимо угадать, кто его позвал.

 

Работа по теме занятия.

Игра-шутка «Пойми меня».

Цель:формировать у учащихся умение понимать друг друга.

Участники объединяются в группы по три человека, изображая «глухого и немого», «глухого и неподвижного», «слепого и немого». Им дается задание договориться о подарке друг другу.

 

3. Релаксация. Психолог предлагает ребятам нарисовать волшебную страну, без страхов и тревоги, в которой всем хотелось бы жить.

 

4. «Подарок»

Участники встают в круг

Инструкция:

Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)

 

5. «Спасибо за приятное занятие»

Инструкция:

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

 

Анализ занятия.

Психолог задает вопросы для обсуждения: Хорошо ли мы знаем друг друга? Важно ли учиться понимать друг друга? Кто лучше всех понимал других?

 

Домашнее задание.

Психолог. В повседневном общении старайтесь использовать те знания, которые вы получили на занятиях.