Особенности общения детей раннего возраста со сверстниками в условиях ДОУ

Особенности общения детей раннего возраста со сверстниками в условиях ДОУ

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей общения детей

раннего возраста. 10

1.1. Психолого-педагогическая характеристика раннего детства 10

1.2. Особенности общения детей раннего возраста со сверстниками 19

1.3. Анализ образовательных программ ДОУ, направленных

на социализацию дошкольников 24

Глава 2. Экспериментальное выявление особенностей общения

детей раннего возраста со сверстниками в условиях ДОУ 32

2.1 Подбор методического материала для проведения исследования 32

2.2 Проведение исследования и анализ полученных данных 40

2.3 Интерпретация результатов исследования 57

2.4 Рекомендации для родителей и педагогов МДОУ по созданию

оптимальных условий для успешного развития общения детей со

сверстниками в условиях ДОУ 59

Заключение 63

Список используемой литературы 66 Приложения 72

Введение

На протяжении всего раннего возраста решающее значение для развития ребенка имеют его общение со взрослыми и сверстниками. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников — в группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Множество негативных явлений, наблюдаемых в детской и подростковой среде (агрессивность, отчужденность, жестокость, враждебность и пр.), зарождается именно в раннем возрасте, когда ребенок вступает в первые отношения с себе подобными. Если эти отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в будущем будет нормально чувствовать себя среди людей. Актуальность исследования. Проблема общения детей раннего возраста с группой сверстников в настоящее время достаточно актуальна. Стоит отметить, что интерес к данному процессу был положен еще Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х годах привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Однако в те годы это положение Ж. Пиаже не имело особого резонанса в психологической литературе и осталось на уровне общего предложения. Общение — это очень важная составляющая жизни ребёнка и от того, на сколько он овладеет способами общения, будет зависеть его успешность в процессе взросления.

14 стр., 6987 слов

Адаптация детей раннего дошкольного возраста в условиях сотрудничества ...

... Развитие общения детей со взрослым и сверстниками разносторонне представлены в трудах М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Л.Н. Галигузовой. Проблема нашего исследования: каковы психолого-педагогические условия оптимизации успешной адаптации детей раннего возраста к ...

По словам С. Л. Рубинштейна «…первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека».

Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М.И. Лисиной, Г.М. Андреевой Б. Спока, супругов Х. и М. Харлау, А.Кимпински, У. Хартапа, Б. Коутса, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

В настоящее время в отечественной психолого-педагогической практике получил распространение новый подход к диагностике психического развития детей от рождения до трех лет, разработанный Е.О Смирновой, Л.Н.Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [30]. Авторы предлагают изучать наиболее важные в раннем возрасте сферы,

определяющие развитие личности ребенка. Подход к диагностике базируется на методологической основе, которая позволяет выделить центральные, наиболее существенные для каждого возрастного этапа линии развития [30].

Теоретические позиции, положенные в основу диагностики, это:

– культурно-историческая концепция психического развития

Л.С. Выготского;

– теория ведущей деятельности А.Н. Леонтьева;

– периодизация психического развития Д.Б. Эльконина;

– концепция генезиса общения ребенка со взрослыми М.И. Лисиной.

Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова предлагают проводить диагностику речевого развития и уровня развития общения в единой ситуации, и показатели речевого развития и характеристики общения ребенка со взрослым анализировать отдельно.

Полноценное общение между детьми начинает складываться в раннем возрасте. Малыши чаще оказываются рядом друг с другом в яслях, на детской площадке во дворе. Эти ситуации способствуют появлению первых контактов между детьми, способствуют проявлению интереса к сверстникам. Однако полноценное общение возникает не сразу, дети поначалу играют не вместе, а рядом, каждый со своей игрушкой. Интерес к действиям сверстника часто перерастает в конфликт из-за игрушки. Общение со сверстниками складывается постепенно и проходит в своём развитии путь, отличный от развития общения со взрослым.

На втором году жизни дети проявляют только интерес и внимание друг к другу, окрашенные положительные эмоциями, а контакты между ними эпизодичны и кратковременны.

Отличительной особенностью контактов детей на этом возрастном этапе является двойственно отношение к сверстникам. С одной стороны, малыши адресуются друг к другу так же, как и к взрослому: смотрят в глаза, улыбаются, лепечут, показывают свои игрушки. С другой стороны, они часто обращаются друг с другом, как с интересным предметом, игрушкой. Одновременно малыш сравнивает сверстника с самим собой: потрогает сначала свою ногу, а потом – ногу сверстника. Подобным способом малыш изучает свои собственные свойства и свойства сверстника, обнаруживает сходство между ними.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

В конце второго года жизни на фоне усиливающегося интереса к сверстнику ребёнок всё чаще начинает обращаться к нему, как к партнёру по общению, у малыша резко возрастает чувствительность к воздействиям ровесника.

К концу второго года жизни и на третьем году между детьми разворачивается особый вид общения – эмоционально-практическая игра. Её отличительными особенностями являются непосредственность, отсутствие предметного содержания; раскованность, эмоциональная насыщенность, нестандартность коммуникативных средств, зеркальное отражение действий и движений партнёра. Дети стремятся продемонстрировать себя ровеснику: бегают, визжат. Как правило, такое воздействие представляет собой «цепную реакцию»: действие одного ребёнка вызывает подражание у другого. Такая совместная игра, в которой дети общаются без предметов, как правило протекает бесконфликтно и сопровождается яркими эмоциями.

Эмоционально-практическое взаимодействие детей рождается стихийно, без участия взрослого. Если у кого-то из детей появляется в руках игрушка, это сразу же вызывает попытки отобрать её, что часто приводит к ссорам. Дети ещё не умеют договариваться, делиться игрушками, уступать друг другу.

Важную роль в дальнейшем развитии общения детей, в обогащении его содержания играет взрослый.

Общение со сверстниками в раннем возрасте вносит свой вклад в психическое и социальное развитие ребёнка.

В ходе эмоционально-практических игр дети начинают лучше чувствовать и понимать друг друга. Опыт общения со сверстниками учит ребёнка жить в коллективе, ладить с другими людьми. Общение маленьких детей является одним из источников развития у них познавательной активности. Контакты со сверстниками дают ребёнку дополнительные впечатления, возможность обнаружить и продемонстрировать свои собственные силы, стимулируют яркие переживания, являются полем для проявления инициативы. Наблюдая за действиями сверстника, подражая ему, сравнивая себя с ним, действуя вместе, ребёнок как будто «смотрится» в невидимое зеркало, в котором отражаются его собственные умения и качества. Поэтому общение с равными партнёрами является одним из важных средств формирования адекватного представления ребёнка о себе.

Способность ребенка быстро «входить в контакт» с другими детьми, налаживать отношения со сверстниками, играет определяющую роль в процессе адаптации ребенка к ДОУ. Замечено, что активные малыши, доверяющие сверстникам, желающие с ними общаться, играть, делиться игрушками, быстро и легко проходят процесс адаптации. Совсем иначе обстоят дела с теми детьми, которым трудно по тем или иным причинам подойти к другому ребенку и поиграть с ним, не говоря уже о том, чтобы вступить в полноценное коммуникативное взаимодействие. Таким детям необходимо помочь. И чтобы грамотно это сделать, важно изучить группу, которую посещает ребенок, выявить речевые и коммуникативные возможности ребенка, понаблюдать за ним, поговорить с родителями и персоналом группы, сделать выводы о причинах поведения ребенка. Наша исследовательская деятельность предполагает именно такое взаимодействие, результаты которого окажутся полезными не только детям, но и помогут педагогам обратить внимание на особенности общения детей со стороны личностно – ориентированного взаимодействия.

11 стр., 5317 слов

Роль общения ребенка раннего возраста со взрослыми

... по изучению и описанию роли общения детей раннего возраста с взрослыми. Раскрыть основные особенности общения детей с взрослыми. Определить влияние общения на психическое развитие ребенка. В данной работе использованы следующие ... - за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться со взрослыми и сверстниками, то он ни ...

Т.о., целью дипломной работы является изучение особенностей общения детей раннего возраста со сверстниками в условиях ДОУ.

Объект исследования – общение детей раннего возраста в условиях ДОУ. Именно в раннем возрасте необходимо подойти к изучению способов взаимодействия детей друг с другом с особым вниманием, так как дети, на основе собственного опыта общения, строят свои будущие взаимоотношения. Если опыт общения положительный, ребенок вырастает уверенным в себе, с адекватной самооценкой и желанием осуществления коммуникативного взаимодействия. При отрицательном опыте общения самооценка ребенка падает, желание общаться не возникает.

Предмет исследования – процесс общения детей раннего возраста со сверстниками в условиях ДОУ.

Гипотеза: мы предполагаем, что детям раннего возраста присущи следующие особенности общения: интерес к действиям сверстника, стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, желание ребенка действовать совместно, стремление подстроиться под них, подражать действиям сверстника.

Данная цель предполагает поэтапное решение следующих задач:

— анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

— психолого-педагогическая характеристика раннего детства.

— анализ формирования навыков общения детей раннего возраста со сверстниками.

— исследование особенностей общения детей раннего возраста со сверстниками на базе МДУ Детского сада комбинированного вида №4 «Березка» пос. Северный.

— обобщение и интерпретация полученных результатов.

Для достижения поставленной цели и задач нами были использованы следующие методы научного исследования:

— теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

— методы массового сбора материала (беседы, наблюдения);

— диагностические методы;

— психолого-педагогический эксперимент.

Научная новизна дипломной работы состоит в систематизации теоретических и практических данных о проблеме общения детей раннего возраста со сверстниками в условиях ДОУ.

Практическая значимость заключается в необходимости будущего педагога знать характерные особенности общения детей со сверстниками и уметь грамотно и эффективно управлять процессом общения с целью дальнейшей социализации личности дошкольника.

Эмпирической базой для проведения исследования послужило МДУ Детский сад комбинированного вида №4 «Березка» пос. Северный.

Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. В первой главе освещается проблема развития общения детей раннего возраста со сверстниками и анализ образовательных программ дошкольных учреждений. Вторая глава – экспериментальная.

10 стр., 4611 слов

Формирование личности в раннем возрасте

... значение для развития ребенка раннего возраста имеет изменение форм его общения с взрослыми, которое происходит по мере его вхождения в мир постоянных предметов, с овладением предметной ... и личности в раннем возрасте. При написании курсовой работы была использована учебная и специальная литература по предмету «Возрастная психология». 1. Психология ребенка раннего возраста .1 Физическое развитие ...

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей общения детей

раннего возраста.

1.1. Психолого-педагогическая характеристика раннего детства

В конце первого года ребенок становится на ноги. Это приобретение имеет такое большое значение, что иногда этот период называют «ходячее детство». Ходьба — это особая задача, связанная с сильными переживаниями, для решения которой необходима поддержка, участие и одобрение взрослых. Постепенно ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребенка от взрослых и складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Расширяется круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность. Основная потребность ребенка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребенок не может открыть способ употребления орудий и других специфически человеческих предметов, способ использования их не является очевидным, не лежит на поверхности. Психологическая «робинзонада» не способна обеспечить эффективное развитие человека. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии. Происходит расчленение предметной и социальной среды. Складывающаяся социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребенок — предмет — взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения — ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет. Контакт становится опосредованным предметом и действием с ним.

Средства общения — это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение использованию предметов по на значению, совместные игры.

Взрослый для ребенка раннего возраста – это, прежде всего, соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность партнера. Кроме того, он выступает как образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения.

Характеристики полноценного общения ребенка раннего возраста со взрослыми:

— инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям;

— предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах;

— доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку;

— чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания;

— активное использование речи во взаимодействии .

Развитие довольно широкого круга действий с предметами и возникновение первых попыток самостоятельной ходьбы делает ребенка относительно более независимым от взрослых. Самостоятельная ходьба не только значительно расширяет круг предметов, с которыми ребенок сталкивается, но и — это главное — изменяет характер контакта ребенка с предметами. С одной стороны, только рецептивный контакт с некоторыми ранее недоступными предметами заменяется непосредственным практическим контактом: ребенок уже может не только рассматривать эти предметы, но и подойти к ним, потрогать их, действовать с ними. С другой стороны, предметы становятся доступными ребенку не только через показ их взрослыми, но и через его собственное оперирование с ними. Взрослые теперь сами требуют от ребенка относительно большей самостоятельности.

12 стр., 5737 слов

Контрольная работа — Ведущая деятельность в раннем возрасте

...            В рамках бихевиористской позиции развитие всех детей раннего возраста идёт одинаково вне зависимости от культурного окружения. В этот период, по ... nbsp;   Наследственность  и  среда Морфо-физиологиче-ские особенности головного мозга и общение Движущие силы развития        Конвергенция двух факторов (наследственности и ...

Таким образом, с началом ходьбы значительно расширяется круг непосредственно доступных ребенку предметов; расширяется и сфера его ориентировочно-познавательной деятельности. Ребенок начинает ориентироваться не только среди предметов, относящихся непосредственно к нему, но и среди предметов и явлений, относящихся к взрослым, к их жизни и деятельности.

Расширение круга доступных предметов, тенденция к овладению и действованию с ними еще больше обостряют потребность ребенка в общении со взрослыми, ставит его — все еще не могущего обойтись без участия в его деятельности взрослых — перед необходимостью еще более интенсивного общения с ними. Неудачи в выполнении тех или иных действий с предметом впервые начинают вызывать аффективную реакцию со стороны ребенка. Эти аффективные реакции возникают главным образом в связи с актами общения со взрослыми людьми. Наиболее типичными причинами этих аффективных вспышек являются:

— непонимание взрослыми желаний ребенка, его жестов и мимики;

— невыполнение или противодействие взрослых действиям ребенка.

Характер и степень проявления таких реакций определяются конкретными условиями жизни ребенка, отношениями к нему взрослых. Эти аффективные вспышки, возникающие лишь при определенных условиях воспитания, являются симптомом назревших противоречий между возросшими потребностями ребенка и возможностями его действий с предметами, противоречий между новыми потребностями и прежними отношениями со взрослыми, когда деятельность ребенка прямо опосредствовалась деятельностью взрослых и неспецифическими, неречевыми формами общения. Эти противоречия разрешаются через возникновение собственно речевого общения со взрослыми и связанных с этим новых отношений с ними. Появление первых слов, с которыми ребенок обращается ко взрослым, является центральным звеном в переходе от младенческого возраста к раннему детству.

Первые активно употребляемые ребенком слова характеризуются двумя основными особенностями. Первая особенность этих слов состоит в том, что между ними и словами окружающих ребенка взрослых существуют резкие фонетические различия. Так, у детей бывают: а) слова, не похожие на слова взрослых; б) слова, представляющие собой обрывки слов взрослых, главным образом корни; в) слова, являющиеся искажениями слов взрослых, но сохраняющие общий их фонетический и ритмический рисунок; г) звукоподражательные слова. Вторая особенность первых детских слов состоит в их многозначности, т. е. в отнесенности этих слов не к одному, а к ряду предметов.

14 стр., 6966 слов

Особенности развития ребенка с ранним детским аутизмом

... Ранний детский аутизм (синдром Каннера) – особое расстройство, определяемое проявлениями диссоциативного дизонтогенеза, т.е. неравномерно нарушенным развитием психической, речевой, моторной, эмоциональной сфер деятельности ребенка с нарушением социального общения. ... По «Справочнику по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста» под редакцией С.Ю. Циркина: Аутизм – «уход» от ...

Для овладения речью вовсе недостаточно только просто дать ребенку слова в качестве образцов для заимствования, а совершенно необходимо создать потребность в их активном использовании. Ребенок очень рано, уже во второй половине первого года жизни, находясь в радостном состоянии, много лепечет и может произносить звуки или их сочетания, сходные по своей форме со словами взрослых: например, «ммма — ммма», «бба — бба», или «дда». Однако эти звуки еще не слова, они не служат средством общения. В слова они превращаются только после того, как становятся средством общения со взрослым, когда «ммма» превратится в призыв ко взрослому. Таким образом, связь между словом и предметом или словом и действием возникает только при наличии потребности в общении, в системе деятельности ребенка, производимой с помощью взрослого или совместно с ним . Решающим условием для возникновения как понимания речи, так и активного ее использования является наличие потребности именно в речевом общении. Распад многозначных слов является показателем перестройки обобщений, возникновение таких обобщений, которые свойственны собственно речи; слово к предметам начинает относиться не только на основе улавливания сходного в них, но и путем выделения и обобщения различного. Решающим является не то, когда ребенок начнет правильно произносить слова, а то, что его слова начинают отражать не диффузные, эмоционально переживаемые ситуации действий, а обыкновенные, устойчивые признаки предметов и явлений, становятся носителями обобщения объективных признаков предметов, выделяемых на основе улавливания как их сходства, так и их различий. Именно на основе развития обобщений происходит правильное выделение фонем в слове, хотя они могут еще и плохо произноситься. Окончание переходного периода в становлении речи в первую очередь связано с овладением значениями слов. Внешне это выражается, во-первых, в резком увеличении словаря, во-вторых, в образовании двухсловных предложений, в-третьих, в появлении вопросов относительно названий предметов. Эти изменения обычно происходят в начале второй половины второго года жизни и знаменуют собой появление у ребенка нового типа общения со взрослыми — собственно речевого общения, связанного со словом, имеющим определенное предметное, а не ситуативное значение.

Таким образом, в период, переходный от младенчества к раннему детству, как и в деятельности ребенка, так и в его общении со взрослыми происходят существенные сдвиги. Прежде всего, значительно дифференцируются отношения ребенка к окружающим людям и вещам. Одни отношения возникают на основе удовлетворения основных потребностей ребенка (еда, сон, одевание).

Другие отношения возникают в связи с самостоятельной деятельностью ребенка с различными предметами — игрушками и предметами обихода; третьи — на почве ориентировки ребенка в мире вещей, еще недоступных ему непосредственно, но уже заинтересовавших его. Однако при всем многообразии возникающих в этом возрасте отношений все они могут быть реализованы лишь в совместной деятельности со взрослыми. Вместе с тем характер этой деятельности и роль взрослого постепенно изменяются. Так, в связи с возросшими возможностями ребенка взрослые стараются привлечь его к самостоятельному удовлетворению основных потребностей: ребенок еще не ест и не одевается сам, но он уже принимает в этом посильное участие. Меняется роль взрослого и в сфере отношений ребенка с предметами: взрослый передает ему общественно выработанные специфически человеческие способы употребления тех или иных предметов. Таким образом, взрослый все более и более выступает теперь уже не только со стороны удовлетворения основных потребностей ребенка, но и главным образом как носитель общественного опыта действий с предметами, которыми овладевает ребенок, и как организатор, руководитель его ориентировки во все расширяющемся предметном мире (см. Табл. 1.1).

6 стр., 2804 слов

Ситуативно-личностное общение ребенка с матерью как условие развития ...

... понятию ситуативно - личностного общения ребенка-младенца Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми опыта человечества. Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень ...

Таблица 1.1 – Особенности развития детей раннего возраста и задачи управления развитием детей…

Заключение

Итак, подводя итог всей работы, хочется отметить, что общение — одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой, по словам К.Маркса, люди «как физически, так и духовно творят друг друга…». Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Новорожденный не станет человеком в полном смысле этого слова, если он будет расти вне человеческого общения. В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек – социальное существо.

Рассмотрев понятие общения можно выделить основные характеристики: целенаправленность, взаимодействие с целью достижения общего результата.

На динамику содержания общения обращают особое внимание отечественные исследователи. Изменяется потребность в общении от раннего возраста к старшему, от потребности в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве – к старшему дошкольному возрасту с его потребностями не только в доброжелательном внимании, но и в переживании. Потребность общения дошкольника неразрывно связана со специфическими мотивами и средствами общения в конкретном возрасте. Условием развития личности является возможность самовыражения и самоутверждения, которые существуют в реальных группах.

Общим же во взглядах исследований можно отметить следующее неопровержимое и поддержанное в той или иной мере утверждение: ранний возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

Нами была организована опытно-экспериментальная работа с детьми раннего возраста, заданная целью изучить особенности развития общения со сверстниками у детей раннего возраста. В результате проведения диагностических методик мы получили данные, обнаруживающие, что общение со сверстником оказывает специфическое воздействие на развитие ребенка. На практике мы убедились в том, что контакты детей со сверстниками более ярко эмоционально насыщены. В них нет места жестким нормам и правилам, которые необходимо соблюдать, общаясь со взрослыми. Современные дети в общении со сверстниками более раскованны, чаще проявляют инициативу и творчество, взаимодействуют в различных объединениях и видах деятельности. Получая от сверстника поддержку в самых непредсказуемых играх и затеях, ребенок наиболее полно реализует свою самобытность, детскую непосредственность, что приводит подчас к неожиданным открытиям в себе и окружающем мире и доставляет детям огромное удовольствие. На развитие контактов с другими детьми в раннем возрасте влияют характер деятельности и наличие умений для ее выполнения. В общении с ровесниками дети получают новые яркие впечатления, в совместных играх наиболее полно удовлетворяется их потребность в активности, развивается эмоциональная и речевая сферы.

15 стр., 7432 слов

Нравственное развитие детей дошкольного возраста в современной психологии

... развитие и формирование нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста. Объект изучения : нравственное развитие детей дошкольного возраста Методы исследования: анализ литературных источников. Глава 1. Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в современной психологии ... расчет. Эта стадия делится на два этапа: на раннем этапе суждение выносится в зависимости от вознаграждения ...

Необходимо также отметить, что именно сверстник открывает для детей новые возможности самопознания через сравнение себя с равным партнером по взаимодействию, общению. Еще одной существенной чертой общения с ровесниками является формирование у детей такого личностного качества, как инициативность (активность).

Здесь от ребенка требуется умение четко формулировать свои намерения, доказывать свою правоту, планировать совместную деятельность, что тем самым требует от него развития, соответствующего возрастной норме.

Итак, исходя из полученных результатов диагностического исследования, мы можем сделать вывод, что детям раннего возраста присущи следующие особенности общения: интерес к действиям сверстника, стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, желание ребенка действовать совместно, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника, делать что-то вместе, отсутствие вежливости, щедрости.

Взрослым необходимо поощрять эмоциональные контакты малышей, создавать оптимальные условия для успешного развития общения детей между собой. Целесообразно также устраивать для малышей и совместные игры, совмещенные с эпизодами общения, которые постепенно сформируют у детей желание и умение действовать совместно, а затем приведут к активному общению не только со сверстниками, но и с другими окружающими их людьми.

Список используемой литературы

1. Блакитная Е. Детские контакты и их мотивы / Е. Блакитная // Дошкольное воспитание. – 1988. — № 6.

2. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – Л., 1965.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

4. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2005.

5. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. – М., 1969.

6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1979.

7. Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

8. Воробьёва М.В. Воспитание положительного отношения к сверстникам / М.В. Воробьёва // Дошкольное воспитание. – 1998. — № 7.

9. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях / Под ред. Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной. – М., 1955.

10. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов/Под ред. Т. И. Оверчук. – С-Пб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

11. Воспитание, обучение и психическое развитие / Под ред. А.В. Запорожца, B.В. Давыдова. – М., 1977. Ч. I.

12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.-М., 1984.-Т. 4.

13. Галигузова Л.Н. К вопросу о происхождении и специфике потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста // Новые исследования в психологии, 1980. – № 2.

14. Галигузова Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2006. — № 1.

15. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: б-ка воспитателя детского сада / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова.- М.: Просвещение, 1992.

16. Галигузова Л.Н. Развитие потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте // Новые исследования в психологии, 1978. – № 2.

17. Горянина В.А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Горянина; 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.

18. Детская практическая психология. Под ред. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000.

19. Елагина М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте // Вопросы психологии, 1977. – № 2.

20. Елагина М.Г. Общая и конкретная самооценка у детей раннего возраста // Новые исследования в психологии, 1982. – № 2.

21. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. — В кн.: Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л.И. Анцыферова. М., 1978.

22. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога: психологический практикум / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто; 2-е изд.- Ростов н /Д: Феникс, 2008.

23. Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет: психологический практикум / О.Н. Истратова. – Ростов н /Д: Феникс, 2008.

24. Карлсон Л. и др. Ребенок от 0 до 2 лет: развитие во взаимодействии с окружающими людьми.- М., 1983.

25. Клюева, И.В. Учим детей общению / И.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. — Ярославль, 1997.

26. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский. – Минск: Нар. асвета, 1984.

27. Корницкая С.В. Влияние содержания общения на отношение детей раннего возраста к взрослым // Вопросы психологии, 1973. – № 4.

28. Кривина С.М., Фрухт Э.Л. Особенности развития детей раннего возраста. – М., 1975.

29. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб.-метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г.Г. Григорьева и др. – М.: Просвещение, 2003.

30. Лаврова Г.Н. Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3 лет: Учебное пособие. -Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004. –129 с.

31. Леонтьев А.А. Деятельность и общение // Вопр. философии, 1979. – № 1.

32. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1979.

33. Леонтьев А.А. Психология общения. – Тарту, 1973.

34. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии, 1961. – № 3.

35. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет: Автореф. докт. дис. – М., 1974.

36. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей. — В кн : Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л.И. Анцыферова. М., 1978.

37. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное. — В сб.: Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1980.

38. Лисина М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность. — В сб.: Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1974.

39. Лисина М.И. Общение ребенка со взрослым как основной фактор возникновения активной речи в раннем возрасте // Материалы симпозиумов XXIV Всесоюз. совещания по проблемам высшей нервной деятельности, посвященного 125-летию со дня рождения И.П. Павлова. – М., 1974.

40. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М., 1986.

41. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста // Психолого-педагогические проблемы общения. – М., 1979.

42. Люблинская А.А. Детская психология. — М., 1971.

43. Межличностные отношения от рождения до семи лет. Под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

44. Мухина B.C. Психология дошкольника. – М., 1975.

45. Мышление и общение / Под ред. Ц.Л. Фридман, А.А. Брудного. – Алма-Ата, 1973.

46. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под ред. М.И. Лисиной. — М., 1974.

47. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / Под ред. М.И. Лисиной. – М., 1985.

48. Отношения между сверстниками в группе детского сада (опыт социально-психологического исследования) / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1978.

49. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

50. Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада/К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986.

51. Поливанова К.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками / К.Н. Поливанова. – М.: Педагогика, 1989.

52. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964.

53. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1965.

54. Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М., 1966.

55. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. — М., 1974.

56. Рояк А.Л. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста // Вопросы психологии, 1974. – № 3.

57. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

58. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М: Мозаика-Синтез, 2007.

59. Сорокина Т.М. О некоторых индивидуально–возрастных особенностях общения детей раннего возраста // Вопросы обучения и воспитания. – Горький, 1978.

60. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Вуковой. – М., 1980.

61. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд. , испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.

62. Фрухт Э.Л. Развитие начальных форм общения между детьми на первом году жизни. — В кн.: Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе: Тезисы. М., 1976.

63. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А.

64. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 1965.

65. Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. – М., 1979.

66. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.

67. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971. – № 4.

68. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

69. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте // Вестн. Моск. ун–та. Сер. 14. Психология, 1978. – № 3.