Ответы на вопросы Калюжный А.С. психология и педагогика 2016

  1. Понятие и структура психики человека.

Психика – продукт функционирования высокоорганизованной материи (мозга), проявляющийся в субъективном отражении объективной реальности. В отечественной психологии признается наличие нескольких уровней психических структур, связанных иерархическими отношениями. Выделяются психические познавательные и эмоционально-волевые процессы, психические образования и психические свойства. В структуре психики они функционируют комплексно, однако каждая из них, решает присущие только ей задачи психической деятельности. Понятие и соотношение объективной и субъективной реальности.​ Объективная реальность формируется предметами и явлениями объективного мира, существующими независимо от сознания человека, то содержание субъективной реальности представляет собой отражение в сознании человека объективного мира и всецело зависит от психики человека его интересов, эмоционального состояния, особенностей органов чувств и др. Выделяют 2 вида отражения:​ репродуктивное (точное, как на фотопленке) и​созидательное (воображение).

Психически нормальному человеку присущи оба вида. Однако в случае атрофирования созидательного вида, человек («реалист») видит лишь то, что находится на поверхности предмета или явления. Если же утрачено репродуктивное восприятие (в результате психоза), то человек воспринимает объективную реальность как символ и отражение собственного внутреннего мира. Структура психики – совокупность устойчивых связей между множеством ее компонентов, обеспечивающих целостность ее функционирования.

  1. Психические процессы как основа функционирования психической сферы человека.

Психические познавательные процессы представляют собой последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира. Познавательная деятельность — часть жизни человека, условие формирования и развития как личности, выполняющей конкретный вид профессиональной деятельности. Ощущение — процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений объективной действительности. Восприятие — процесс отражения в сознании человека предметов и явлений объективного мира. Запоминание — процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком того, что он воспринимал, о чем думал и что переживал. Представления — процесс создания в сознании человека воспринимавшихся ранее предметов и явлений объективного мира. Внимание — избирательная направленность сознания на конкретные предметы или явления объективного мира или субъективные процессы. Мышление отражение в сознании человека глубоких и существенных связей и отношений между предметами и явления объективного мира. Речь — процесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении, и их последующего звукового или письменного воспроизведения. Эмоционально-волевые процессы психические явления, формирующие состояние психики человека и управляющие протекающими в ней познавательными и другими процессами. Чувства – эмоциональное отношение к явлениям объективной реальности. Воля — процесс осознанного воздействия человека на свою психическую сферу.

4 стр., 1768 слов

Развитие психических процессов

... нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов. Развитие психических процессов сознание личность готовность ребенок школа Восприятие продолжает развиваться. Однако и у ... уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у ...

  1. Проблема личности в психологии.

Представители социогенетической ориентации изучают преимущественно процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, формирования социального опыта и национального характера человека, как представителя той или иной общности. В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества человека, формирования собственного «Я», борьбы мотивов, самореализации личностного выбора. В том случае, когда индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он проходит в ней три фазы личностного становления. Первая фаза – адаптация, предполагает усвоение действующих ценностей и овладение надлежащими средствами и формами занятии, в некоторой степени уподобление индивида другим членам этой общности. Тем самым грань между индивидом и общностью становится размытой. Если же индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, то у него могут формироваться качества приспособления, зависимость от других членов общности, робость и неуверенность в себе. Вторая фаза – индивидуализация, появляется обостряющимися противоречиями нуждой «быть таким, как все» и тягой индивида к максимальному выражению собственной индивидуальности. Если на этой фазе индивид, предъявляя группе характеризующие его личностные свойства, он не встречает понимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности и подозрительности. Третья фаза — интеграция определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют его развитию как личности. При успешном прохождении этой фазы у индивида формируются качества гуманности, доверия, справедливости, требовательности к себе и другим.

  1. Психологическая структура личностной сферы человека.

Психологическую структуру стоит рассматривать как систему из трёх групп: Психических процессов, психических образований и психических свойств.

3 стр., 1040 слов

Актуальные проблемы обучения и воспитания умственно отсталых ...

... психолого- педагогические аспекты обучения и воспитания умственно-отсталых детей; выявить актуальные проблемы обучения и воспитания умственно-отсталых ... и другие. Внимание к проблемам умственной отсталости вызвало тем, что количество людей с этим видом аномалий ... проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного ...

психические образования – это подвижные или изменчивые психические явления, создающиеся в ходе научения и находящие качество профессиональной и всякой другой деятельности человека. В их структуру входят знания, навыки и умения, а также привычки и убеждения.

Под психическими свойствами личности понимаются психические явления, которые реализуются в определенном социуме (социальной группе или во взаимоотношениях с другими людьми).

В их структуру входят направленность, темперамент, характер и способности.

  1. Образование как общечеловеческая ценность. Содержание образования. Образовательные стандарты и программы.

Образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие, накопленное знание, ценности и навыки от одного поколения другому. Признание образования в качестве общечеловеческой ценности подтверждается конституционно закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Выявление относительного уровня личностного развития человека за определенный промежуток времени. Анализ изменений уровня личностного развития человека под воздействием определенных факторов. Выявление потенциальных возможностей дальнейшего психического развития.

Из всех существующих на сегодняшний день высоко формализованных методик наиболее распространенными являются тестовые методики.

Для оценки уровня развития используются опросные методики, реализующие возможности метода опроса. В психодиагностике проективные методики построены на трактовке ответов человека на внешне нейтральные вопросы, реакции на ситуации, допускающие множественность возможных толкований. Если диагностическая процедура проводится с одним человеком, то такая методика называется индивидуальной, если с несколькими людьми – групповой. Подавляющее большинство применяемых в настоящее время диагностических методик являются бланковыми. Образовательные стандарты включают в себя учебный план, график, рабочие программы, оценочные и методические метериалы.

  1. Особенности образования взрослых. Единство образования и самообразования. Проблема непрерывного образования.

Отличия взрослых учащихся от учащихся-детей постепенно осознавались наукой. В педагогике появился даже особый раздел дидактики, получивший название андрагогика. «Взрослый» выступает в качестве основной «движущей силы» обучения, в то время как преподаватель играет роль координатора процесса.Для образования взрослых используются презентации, семинары, деловые и ролевые игры, дискуссии в малых группах, моделирование и выполнение проектов как одни из эффективных методик. Особенностями процесса обучения взрослых является: осознанное отношение к процессу своего обучения; потребность в самостоятельности; практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков; наличие жизненного опыта — важного источника обучения;

3 стр., 1487 слов

Теоретические аспекты проблемы речевой деятельности учащихся ...

... формируется в деятельности и общении с другими людьми и ... литературе, раскрывающей вопросы обучения и воспитания умственно ... данных и по проблеме исследования выявлено противоречие ... уровнем сформированности коммуникативных умений у данной категории школьников. В связи с этим возникают сложности в организации свободного общения, затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности, ...

ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ Самообразование – активная познавательная деятельность человека , связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области учебной и профессиональной деятельности. Формы самообразования: изучение специальной печатной литературы; прослушивание лекций, докладов, аудиозаписей; использование электронных ресурсов; консультации специалистов; собственная практическая деятельность.

Проблема непрерывного образования это «проблема «пожизненного образования». Непрекращающееся освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев образовательной системы государства и информационных ресурсов. Первоначально в начале 60-х гг. XX в. проблема непрерывного образования рассматривалась исключительно как проблема образования взрослых, более того — как проблема образования с целью компенсации недостатков. Проблема непрерывного образования это «проблема «пожизненного образования».

  1. Главная цель образования. Содержание и система образования. Лицензирование и аккредитация.

Главной целью развития образования являются гармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала. в результате усвоения содержания образования определенного уровня человек получает гармоничное развитие в духовном и физическом отношениях, сочетает высокие нравственные идеалы с развитым эстетическим вкусом, стремиться к удовлетворению разносторонних общественно целесообразных материальных и духовных потребностей. Отвечая различной возрастной структуре потребностей и способностей, содержание образования разворачивается от преимущественно эмоционально переживаемых представлений к активно осваиваемой системе знаний о мире и отношениях с людьми, которые расширяются в учебно-воспитательном процессе концентрически и линейно. Содержанием образования можно понимать ту систему научных знаний, практических навыков и умений, а также мировоззренческих и нравственных позиций, которыми необходимо овладеть обучаемым. Лицензирование образовательных учреждений — процедура, включающая проведение экспертизы, принятие решения, оформление и выдачу учреждению профессионального образования лицензии на право ведения образовательной деятельности по направлениям, уровням профессионального образования, а также дополнительного образования взрослых. Аккредитационное обследование осуществляется государственным органом управления образованием в форме экспертизы. При положительном решении образовательному учреждению выдается свидетельство о государственной аккредитации, которое создает условия для прохождения процедуры лицензирования.

Положительное прохождение процедур аттестации, лицензирования и аккредитации дает образовательному учреждению право осуществлять самостоятельную образовательную деятельность определенного уровня.

16 стр., 7562 слов

Учебная деятельность и проблема понимания учебного материала в старшей школе

... формирования учебной деятельности в старшей школе Заключение Список литературы Введение Усвоение знаний - сложный психолого-педагогический процесс. Уже с пятого класса трудности в обучении и воспитании ... школьников начинают нарастать год от года. К седьмому классу диапазон проблем расширяется. Подростки ...

  1. Управление образовательной системой. Мониторинг системы образования. Оценка качества образования.

Управление образовательной системой представляет собой специальный вид социального управления, который поддерживает целенаправленность и организованность учебно-воспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования. Зарождение теории управления образовательной системой государства связано с распространением массового обучения. В связи с этим во 2-й половине XIX в. в рамках традиционной педагогики выделился особый раздел — «училищеведение». В России теория управления образованием изначально развивалась как школоведение. После Октябрьского переворота 1917 г. была создана централизованная государственная система учебных заведений. Мониторинг системы образования представляет собой процедуру непрерывного анализа и оценки ее состояния, а также эффективности функционирования в определенных временных рамках. Его основной целью является усиление результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управляющих решений. В интересах организации и осуществления мониторинга образовательная система Российской Федерации рассматривается на трех уровнях. Учащийся – педагог – управление системой образования. Оценка качества образования рассматривается как процесс определения уровня соответствия сформированных в ходе обучения знаний, навыков и умений требованиям действующих образовательных стандартов. Ее главной целью является диагностика уровня и качества образовательной подготовки лиц, являющихся потребителями образовательных услуг, позволяющая оценить эффективность функционирования образовательных систем различного уровня.

  1. Понятие и гуманистический характер обучения. Цели обучения.

В современной отечественной педагогической литературе обучение рассматривается как социально-педагогический процесс целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, в ходе которого осуществляется образовательное и личностное развитие человека. На общепедагогическом уровне обучение рассматривается как один из видов деятельности по приобщению человека к совокупности общественных отношений, в результате которой он формируется как личность. В дидактике обучение предстает в единстве преподавания, как деятельности обучающих, и учения, как деятельности обучающихся, при передаче последним социального опыта в форме содержания образования. В психологии обучение выступает как совокупность взаимосвязанных действий учителя и ученика, в результате которых происходит обогащение интеллекта учащегося, его последовательное психическое развитие. Гуманистический характер обучения особенно четко проявляется в условиях непрерывного образования. В этом случае важнейшей задачей учебных заведений становится подготовка обучаемых к самообразованию. В современной педагогической литературе в целях обучения выделяют два аспекта: Предметный аспект представляет собой овладение обучающимися основами научных знаний, общую подготовку к практической деятельности и формирование научных убеждений. В то же время личностный аспект предполагает развитие умения мыслить, развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических явлений как восприятие, воображение, память и т.д.

5 стр., 2266 слов

ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

... ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 23. Образование не учился вспомогательная школа начальное образование неполное среднее образование среднее образование среднее специальное образование незаконченное высшее образование высшее образование 24. Удовлетворенность полученным образованием ... скобках указаны баллы для количественной оценки показателей в процессе терапии) ничем не может заниматься (4 балла) ...

  1. Основные функции обучения. Мотивация в учебном процессе.

Мотивация – общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Мотивация, как процесс изменения состояний и отношений личности с позиций отечественной психологии основывается на мотивах, которые представляют собой конкретные побуждения, причины, заставляющие человека действовать определенным образом. По уровням влияния на учебную деятельность познавательные мотивы подразделяются на следующие группы: широкие социальные, узкие социальные мотивы, мотивы социального сотрудничества, широкие познавательные, учебно-познавательные и мотивы самообразования. Сформированная по предложенному алгоритму положительная мотивация на обучение предполагает формирование у обучаемого стремления к продуктивной учебно-познавательной деятельности. Однако в условиях образовательного учреждения она будет осуществляться под воздействием различных, нередко разнонаправленных, факторов.

  1. Факторы обучения. Информатизация учебного процесса.

Информатизация учебного процесса в настоящее время трактуется как процесс реализации комплекса материальных и социально-педагогических инноваций, связанных с использованием в учебном процессе информационной продукции на аудио-, видео- и цифровых носителях с помощью соответствующей техники и необходимых педагогических технологий. Наибольшее применение информатизации находят для: тренировочной и наставнической системы, имитационные, моделирующие и игровые системы. В то же время анализ истории расширения возможностей информатизации учебного процесса показывает, что в ней используются два основных подхода – традиционный и интеллектуальный. Так традиционный подход предполагает использование обучающих программ. интеллектуальный подход предоставляет обучаемому возможность выбора различных способов решения учебной задачи. Важно отметить, что использование интеллектуального подхода в интересах информатизации учебного процесса позволяет повысить уровень индивидуализации обучения и его личностной ориентированности.

  1. Закономерности и принципы обучения.

С точки зрения педагогики под закономерностями обучения понимаются объективно существующие и повторяющиеся устойчивые связи, отношения и зависимости между элементами учебного процесса. Следует отметить, что при рассмотрении закономерностей большое значение имеет то, что в последние годы образование, как средство формирования и последующего развития личности, включает в себя два взаимосвязанных процесса — обучение и воспитание. Отсюда следует, что в нем необходимо, прежде всего, выделить те из них, которые присущи и тому и другому — так называемые общие образовательные закономерности. В Отечественной дидактике к общим образовательным закономерностям относят: направленность образования на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности; Деятельностный характер обучения и воспитания. Однако, будучи специфическим педагогическим явлением, направленным, прежде всего, на овладение знаниями, а также формирование навыков и умений, обучение, несомненно, имеет и свои специфические закономерности: Закономерности целей обучения, содержания обучения, методов и качества обучения.

12 стр., 5571 слов

Глава 1. Теоретический анализ проблемы содержательных особенностей ...

... мотивов. Исследования Л.И. Божович, А.К. Марковой, М.В. Матюхиной, Ю.М. Орлова, Е.И. Савонько посвящены изучению характеристик, составляющих и видам учебной мотивации. Изучение содержательных особенностей учебно-познавательной мотивации ... процессом учебной деятельности. ФГОС призван решить проблему качественного усвоения детьми учебного материала через овладение универсальными учебными действиями ...