План семинарских занятий по дисциплине «Психология общения»

2 Курс, факультет психологии 2014/15 уч.Г.

Занятие №1 (2 часа)

Тема: Общая характеристика проблематики общения в психологии XIX—XXI веков

Основные понятия: общение, структура общения, коммуникация, интеракция, перцепция, общение и деятельность, информационный подход, интеракциональный подход, реляционный подход.

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие общения в психологии.
  2. Проблема общения в отечественной и зарубежной психологии.

Задания для самостоятельной работы

  1. К проведению семинарско-практического занятия необходимо выучить данные к нему основные понятия и быть готовым к проведению терминологического диктанта.
  2. Необходимо изучить литературу, рекомендованную к подготовке семинарского занятия. Подготовить развернутые ответы на предложенные вопросы.
  3. Используя предложенные Internet-ресурсы сделать подборку информации по теме занятия.
  4. Выберите из предлагаемых определений то, которое, на ваш взгляд, с наибольшей полнотой и точностью отражает сущность и содержание понятия «общение»:

а) «Общение — обмен информацией между людьми, их взаимодействие» (Р.С. Немов).

б) «Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» (Психологический словарь. М, 1996).

в) «Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, обмен действиями, восприятие и понимание партнера» (Краткий психологический словарь. М, 1998).

г) «Общение — взаимодействие людей, в котором происходит обмен эмоционально-чувственной и рациональной информацией и деятельностью» (В.М. Шепель).

д) «Понятие «общение в широком смысле» включает в себя всю совокупность социальных отношений, поскольку социальное отношение — экономическое, политическое или идеологическое — имеет свою социально-психологическую сторону и проявляется в непосредственном или опосредованном контакте между людьми» (Б.Д. Парыгин).

11 стр., 5396 слов

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность ...

... подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности ... другие психологические понятия, широко используются в повседневном общении наряду с другими терминами. Поэтому что бы ... личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые ...

е) «Общение — взаимодействие между людьми, главным образом непосредственное. Понятие «общение» используется и для характеристики взаимодействий между различными социальными и культурными системами («межнациональное общение», «общение культур»), т.е. в плане более широком, нежели межличностная связь между людьми» (Современный философский словарь. М., 1996).

5. Проанализируйте высказывание Л.С. Выготского: «…человек наедине с самим собой сохраняет функцию общения». Можно ли понимать это как общение индивида с самим собой (мыслительный диалог с самим собой)? Если так, то, под какое из приведенных ранее определений это можно подвести?

6. Перечислите и охарактеризуйте основные подходы к проблеме общения в зарубежной психологии.

Литература для самоподготовки:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – М., 2003. – 364с.
  2. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии: Учеб. пособие. – М., 2006. – 336с.
  3. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997. – 365с.
  4. Практикум по социальной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2008. – 256с.
  5. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. – М., 1996. – 296с.

Internet-ресурсы:

  1. www.myword.ru – библиотека психологической литературы
  2. www.psylib.ukrweb.net/books/psiteol/index.htm– «Психологические теории и концепции личности» – словарь-справочник
  3. psi.webzone.ru/– Психологический словарь
  4. www.azps.ru
  5. www.rasvitie.com.ru
  6. www.flogiston.ru
  7. www.phsylib.ru
  8. www.psychology.com.ru

Занятие №2 (2 часа)

Тема: Методы исследования в психологии общения

Основные понятия: метод исследования, классификация методов, наблюдение, эксперимент, беседа, технология эффективного общения.

Вопросы для обсуждения

  1. Развитие психологии общения и ее методов как прикладной науки.
  2. Классификация методов.
  3. Технологии эффективного общения.

Задания для самостоятельной работы

  1. К проведению семинарско-практического занятия необходимо выучить данные к нему основные понятия и быть готовым к проведению терминологического диктанта.
  2. Необходимо изучить литературу, рекомендованную к подготовке семинарского занятия. Подготовить развернутые ответы на предложенные вопросы.
  3. Используя предложенные Internet-ресурсы сделать подборку информации по теме занятия.
  4. Перечислите и охарактеризуйте основные психологические методы исследования
  5. Какие особенности и условия должны соблюдаться при проведении исследования, изучающего процесс общения?
  6. Что представляют собой техники общения? Почему используется термин — «техника общения»?
  7. Каковы основные закономерности проведения беседы с испытуемым?
  8. Что такое аффилиация и каковы возможности ее изучения?

Литература для самоподготовки:

6 стр., 2853 слов

Психология труда Занятие 2

... на трудность; 3) заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения. Можно различить три основных уровня ТСЖД: 1) трудность как потенциальная угроза («проблемные ... Функциональные состояния работника определяют физиологические и психологические факторы. Выделяются две основные группы психических функциональных состояний: 1)стресс (напряженность) 2)утомление. Теоретический аспект ...

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – М., 2003. – 364с.
  2. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии: Учеб. пособие. – М., 2006. – 336с.
  3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1999. – 275с.
  4. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников И.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие. — Киров, 1991. С. 3-10.
  5. Методы социальной психологии: учеб. пособие для вузов / Под ред., Н.С. Минаевой. – М., 2007. – 351с.
  1. www.myword.ru – библиотека психологической литературы
  2. www.psylib.ukrweb.net/books/psiteol/index.htm– «Психологические теории и концепции личности» – словарь-справочник
  3. psi.webzone.ru/– Психологический словарь
  4. www.azps.ru
  5. www.rasvitie.com.ru
  6. www.flogiston.ru
  7. www.phsylib.ru
  8. www.psychology.com.ru

Занятие №3 (2 часа)

Тема: Межличностное взаимодействие и межличностные отношения

Основные понятия: социальная перцепция, межличностное познание, межличностное взаимодействие, взаимопонимание, социальный ритуал, личное влияние.

Вопросы для обсуждения

  1. Контексты и пространство межличностного взаимодействия, сценарии и механизмы взаимодействия.
  2. Социальные ритуалы и особенности ритуального поведения.
  3. Факторы личного влияния.
  4. Манипуляции в общении.
  5. Чувства и эмоции в общении.

Задания для самостоятельной работы

  1. К проведению семинарско-практического занятия необходимо выучить данные к нему основные понятия и быть готовым к проведению терминологического диктанта.
  2. Необходимо изучить литературу, рекомендованную к подготовке семинарского занятия. Подготовить развернутые ответы на предложенные вопросы.
  3. Используя предложенные Internet-ресурсы сделать подборку информации по теме занятия.
  4. Перечитайте ниже приведенную сцену из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Какую функцию выполняет ритуалу прощания князя Андрея Болконского с отцом?

«Ну, теперь прощай! — Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. — Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… — Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: — А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! — взвизгнул он.

4 стр., 1919 слов

Основные понятия стресса. Техники снятия стресса

... не должно было произойти. Это должно было произойти, ибо произошло. Меня убить мало. Я виноват, но убивать меня не за что. Он не имеет права. ...

— Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, — улыбаясь сказал сын…

Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя.

— Простились… ступай! — вдруг сказал он. — Ступай! — закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета».

(Л.Н. Толстой, «Война и мир»).

5. Сравните мужские и женские комплименты. Насколько, на ваш взгляд, принципиально отличие между ними?

  1. Какие ритуальные формы выхода из неловкой ситуации вы можете предложить, если ваш гость допустил бестактность в отношении присутствующего здесь же близкого вам человека?

Литература для самоподготовки:

1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М., 1990. С. 178—201.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – М., 2003. – 364с.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди… Люди, которые играют в игры. – Минск, 2002. – 447с.

4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М., 2000. – 344с.

5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб., 2003. – 544с.

6. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб., 2004. – 255с.

  1. www.myword.ru – библиотека психологической литературы
  2. www.psylib.ukrweb.net/books/psiteol/index.htm– «Психологические теории и концепции личности» – словарь-справочник
  3. psi.webzone.ru/– Психологический словарь
  4. www.azps.ru
  5. www.rasvitie.com.ru
  6. www.flogiston.ru
  7. www.phsylib.ru
  8. www.psychology.com.ru

Занятие №4 (2 часа)

Тема: Каналы коммуникации и коммуникационные барьеры

Основные понятия: коммуникация, речь, обратная связь, убеждение, денотация, коннотация, полисемия, синонимия, вербальное общение, невербальное общение.

Вопросы для обсуждения

  1. Речь. Речевое взаимопонимание.
  2. Убеждение.
  3. Речевые игры.
  4. Особенности речи в социально-ориентированном общении.
  5. Невербальные средства общения.

Задания для самостоятельной работы

  1. К проведению семинарско-практическогозанятия необходимо выучить данные к нему основные понятия и быть готовым к проведению терминологического диктанта.
  2. Необходимо изучить литературу, рекомендованную к подготовке семинарского занятия. Подготовить развернутые ответы на предложенные вопросы.
  3. Используя предложенные Internet-ресурсы сделать подборку информации по теме занятия.
  4. Прочтите небольшой отрывок из повести А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Выделите основные факторы, влияющие на характер речевого общения героев этого отрывка, и ответьте на следующие вопросы:

1) Какова роль контекста?

2) Как проявляется коммуникативное намерение в речевом поведении Лиса?

3) Каковы ближняя и отдаленная цели героев? Как они отражаются на их поведении?

5 стр., 2005 слов

Психология общения 10

... Общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела. Основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество. Можно выделить виды общения: общение непосредственное (прямое) и опосредованное (косвенное). К формам ... выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть ...

«Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:

— Пожалуйста… приручи меня!

— Я бы рад, — отвечал Маленький принц, — но у меня так мало времени. Мне надо еще найти друзей и узнать разные вещи.

— Узнать мощно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. — У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

— А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц.

— Надо запастись терпением, — ответил Лис — Сперва сядь вот там, поодаль, на траву — вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе…

Назавтра принц вновь пришел на то же место.

— Лучше приходи всегда в один и тот же час, — попросил Лис. — Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым, и чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце…

Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.

— Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис.

— Ты сам виноват, — сказал Маленький принц. — Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…

— Да, конечно, — сказал Лис.

— Но ты будешь плакать!

— Да, конечно.

— Значит, тебе от этого плохо.

— Нет, — возразил Лис, — мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья».

(См.: Сент-Экзюпери А. Маленький принц. Барнаул, 1978)

5. Постройте семантический дифференциал, содержащий 10 биполярных прилагательных для любого, представляющего для вас интерес, понятия (героя, события).

Например, «новые русские», «Санкт-Петербург», «армия» и др. Предложите нескольким знакомым людям выразить свое отношение к предложенным понятиям, используя семантический дифференциал. Посмотрите, насколько полученные ответы отражают различия между денотацией и коннотацией, между индивидуальными и общепринятыми значениями.

6. В приведенных ниже высказываниях отметьте те, в которых наблюдения и оценки смешаны (то есть делаются ненаблюдаемые заключения), и те, в которых наблюдения отделены от оценок (то есть говорится о реально наблюдаемых действиях).

1) Ты переключила программу, не спросив, смотрю ли я, телевизор.

2) Он сказал, что женщины предназначены для того, чтобы сидеть дома и растить детей.

3) Ты наивен.

4) Нельзя быть таким женоненавистником.

5) Ты подписал контракт, не спросив мнения других.

6) Ты никогда не думаешь о других.

3 стр., 1297 слов

Практикум по курсу «Педагогическая психология»

... педагогического общения. Рефлексия практикума. Литература: 1,4,6,7,9 Список литературы: Основная Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986. Зимняя И.А.Педагогическая психология: учебн. ... проведения: Презентация по определенным критериям теорий мотивации учения в зарубежной психологии: Тренинг мотивации достижения; Тренинг причинных схем; Тренинг личностной причинности; Тренинг ...

7. Прочтите отрывок из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок».

«Вам кого? — спросил его секретарь, сидевший за столом рядом с дверью. — Зачем вам к председателю? По какому делу?

— По личному, — сухо сказал он, не оглядываясь на секретаря и засовывая голову в дверную щель. — К вам можно? И, не дожидаясь ответа, приблизился к письменному столу:

— Здравствуйте, вы меня не узнаете? Председатель… посмотрел на посетителя довольно рассеянно и заявил, что не узнает.

— Неужели не узнаете? А между тем многие находят, что я поразительно похож на своего отца.

— Я тоже похож на своего отца, — нетерпеливо сказал председатель. — Вам чего, товарищ?

— Тут все дело в том, какой отец, — грустно заметил посетитель. — Я сын лейтенанта Шмидта.

— Очень хорошо, что вы зашли, — сказал, наконец, председатель. — Вы, вероятно, из Москвы?

—Да, проездом, — ответил посетитель… Председатель хотел было спросить о цели приезда лейтенантского сына в Арбатов, но неожиданно для самого себя жалобно улыбнулся и сказал:

—Церкви у нас замечательные. Тут уже из Главнауки приезжали, собираются реставрировать. Скажите, а вы-то сами помните восстание на броненосце «Очаков»?

— Смутно, смутно, — ответил посетитель. — В то героическое время я был еще крайне мал. Я был дитя.

— Простите, а как ваше имя?

— Николай… Николай Шмидт.

— А по батюшке?

— Да-а,-— протянул он, уклоняясь от прямого ответа, — теперь многие не знают имен героев. Угар нэпа. Нет того энтузиазма. Я, собственно, попал к вам в город совершенно случайно. Дорожная неприятность. Остался без копейки.

Председатель очень обрадовался перемене разговора. Ему показалось позорным, что он забыл имя очаковского героя.

— Как вы говорите? Без копейки? Это интересно.

— Конечно, я мог бы обратиться к частному лицу, — сказал посетитель, — мне всякий даст, но, вы понимаете, это не совсем удобно с политической точки зрения. Сын революционера — и вдруг просит денег у частника, у нэпмана…

— И очень хорошо сделали, что не обратились к частнику, — сказал вконец запутавшийся председатель».

(См.: Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок.

М.: Гослитиздат, 1956.)

В приведенном отрывке:

1) выделите основные этапы развития разговора между героями;

2) укажите, как меняются речевые роли героев по ходу развития разговора;

3) выделите речевые приемы, используемые каждым из участников встречи для демонстрации своего социального статуса и отношения к собеседнику;

4) укажите, какие особенности речевого поведения Остапа позволяют ему добиться своей цели.

Литература для самоподготовки:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – М., 2003. – 364с.
  2. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии: Учеб. пособие. – М., 2006. – 336с.
  3. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997. – 365с.
  4. Практикум по социальной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2008. С. 169-175.
  1. www.myword.ru – библиотека психологической литературы
  2. www.psylib.ukrweb.net/books/psiteol/index.htm– «Психологические теории и концепции личности» – словарь-справочник
  3. psi.webzone.ru/– Психологический словарь
  4. www.azps.ru
  5. www.rasvitie.com.ru
  6. www.flogiston.ru
  7. www.phsylib.ru
  8. www.psychology.com.ru

Занятие №5 (2 часа)

5 стр., 2236 слов

Психология. Психологический словарь

... но формируется прижизненно, прежде всего в силу нарушения форм внутри– и межличностного общения, например между родителями и детьми     Тревога - эмоциональное состояние, возникающее в ...

Тема: Успешное понимание собеседника

Основные понятия: первое впечатление, гало-эффект, проекция, эффект снисходительности, предрассудок, социальный стереотип, самопрезентация, рациональное понимание, каузальная атрибуция, имидж, контактность, совместимость, массовая коммуникация.

Вопросы для обсуждения

  1. Первое впечатление.
  2. Психологические основы и закономерности понимания собеседника.
  3. Роль национальных и этических стереотипов в понимании.
  4. Мужской и женский стили общения как факторы непонимания позиции собеседника.
  5. Общение в сфере средств массовой коммуникации.

Задания для самостоятельной работы

  1. К проведению семинарско-практическогозанятия необходимо выучить данные к нему основные понятия и быть готовым к проведению терминологического диктанта.
  2. Необходимо изучить литературу, рекомендованную к подготовке семинарского занятия. Подготовить развернутые ответы на предложенные вопросы.
  3. Используя предложенные Internet-ресурсы сделать подборку информации по теме занятия.
  4. Разделитесь на группы по три человека. Один рассказывает о чем-нибудь в течение двух-трех минут. Второй и третий наблюдают за всеми невербальными действиями рассказчика. После окончания рассказа один из слушателей перечисляет все, что заметил. Другой добавляет то, что не было названо. Каждый должен побывать в роли рассказчика. Упражнение продолжается 15 минут.
  5. Предложите членам группы написать небольшие по объему тексты: доклад, статью или обращение. Затем обменяйтесь написанным так, чтобы каждый мог прочитать чей-либо текст. Читая полученный текст, постарайтесь определить:

1) Какой вопрос хотел рассмотреть автор?

2) Каковы основные аспекты вопроса?

3) Какое впечатление на читателя хотел произвести автор своим сообщением?

6. Сравните свое восприятие прочитанного с авторским замыслом. Если информация была воспринята не совсем верно, обсудите причины ее искажения.

7. Какой образ возникает в вашем представлении, когда говорят:

• о депутате Государственной Думы;

• российском бизнесмене;

• преподавателе высшей школы;

• бомже,

• журналисте;

• шахтере;

• пенсионере?

8. Запишите, на ваш взгляд, наиболее характерные черты стереотипного образа представителей перечисленных профессий и групп. Вспомните среди своих хороших знакомых тех, кто относится к названным социальным группам. Оцените, насколько существующий в вашем восприятии образ этого конкретного человека совпадает со стереотипным представлением о данной группе. Какие сходные характеристики вы обнаружили в том и другом образах? Чем можно объяснить несовпадения?

5 стр., 2079 слов

Практические занятия, практикумы, лабораторные работы, производственная ...

... форма организации обучения. В рамках этой формы основными являются лекции и семинарские занятия, а также практические, лабораторные занятия, курсовое и дипломное проектирование и производственная ... важнейшие элементы: · система познавательных задач, отражающих основное содержание темы; · общение диалогического типа, предметом которого является вводимый лектором материал. Последний пункт позволяет ...

Литература для самоподготовки:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – М., 2003. – 364с.
  2. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии: Учеб. пособие. – М., 2006. – 336с.
  3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982. – 199с.
  4. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997. – 365с.
  5. Парыгин Б.Д. Психология общения. — М., 2003.
  6. Практикум по социальной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2008. – 256с.
  7. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2003. – 478с.
  8. Стефаненко Т.Г. Факторы и механизмы восприятия другого в социальном познании // Мир психологии. – 1999. — №3.
  1. www.myword.ru – библиотека психологической литературы
  2. www.psylib.ukrweb.net/books/psiteol/index.htm– «Психологические теории и концепции личности» – словарь-справочник
  3. psi.webzone.ru/– Психологический словарь
  4. www.azps.ru
  5. www.rasvitie.com.ru
  6. www.flogiston.ru
  7. www.phsylib.ru
  8. www.psychology.com.ru

Занятие №6 (2 часа)

Тема: Социально-психологические механизмы общения

Основные понятия: механизмы общения, психическое заражение, внушение, убеждение, подражание, понятие моды,

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие и специфика социально-психологического механизма общения.
  2. Психическое заражение.
  3. Внушение. Убеждение. Подражание.
  4. Мода как самый динамичный феномен и механизм человеческого общения.

Задания для самостоятельной работы

  1. К проведению семинарско-практического занятия необходимо выучить данные к нему основные понятия и быть готовым к проведению терминологического диктанта.
  2. Необходимо изучить литературу, рекомендованную к подготовке семинарского занятия. Подготовить развернутые ответы на предложенные вопросы.
  3. Используя предложенные Internet-ресурсы сделать подборку информации по теме занятия.
  4. Назовите особенности взаимодействия между собой различных механизмов общения?
  5. Охарактеризуйте психологическую установку в процессе внушения?
  6. Почему мода является социально-психологическим феноменом? Как вы относитесь к моде? Обоснуйте свой ответ.

Литература для самоподготовки:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – М., 2003. – 364с.
  2. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы. — М., 1991. С. 37-74.
  3. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии: Учеб. пособие. – М., 2006. – 336с.
  4. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997. – 365с.
  5. Практикум по социальной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2008. – 256с.
  6. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб., 2004. – 255с.
  1. www.myword.ru – библиотека психологической литературы
  2. www.psylib.ukrweb.net/books/psiteol/index.htm– «Психологические теории и концепции личности» – словарь-справочник
  3. psi.webzone.ru/– Психологический словарь
  4. www.azps.ru
  5. www.rasvitie.com.ru
  6. www.flogiston.ru
  7. www.phsylib.ru
  8. www.psychology.com.ru