В Творческом процессе выделяются две тесно связанные друг с другом основные стадии

ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА.

ТВОРЧЕСТВО

 

Творчество — деятельность, порождающая новые материальные и духовные ценности, идеи, а также итог создания объективно нового.

 

Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства)оригинальность, неповторимость, уникальность его результата.

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

Художественное творчество — это процесс создания произведения искусства, художественная ценность которого всегда содержит в большей или меньшей степени элемент новизны.

 

ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

— раздел психологии, изучающий

творческий процесс создания произведений искусств;

а также формирование, развитие и структуру творческого потенциала человека.

 

область психологических исследований творческой деятельности (см. творчество) людей в литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС в искусстве — духовно-практическая деятельность художника, непосредственно направленная на создание художественного произведения.

 

 

ПРОБЛЕМАТИКА ПСИХОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

К специфической проблематике психологии творчества относится:

 

1) изучение роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения…

 

2) изучение индивидуально-психологических особенностей личности, проявляемых в процессе творчества — способностей, таланта, гениальности и пр.;

особую роль здесь играет исследование такого личностного качества как креативность

 

3) изучение влияний, оказываемых на личность ее вхождением в творческий коллектив (социальная фацилитация);

 

Изучение факторов, способных стимулировать творческую активность

 

 

ИСТОЧНИКИ ПСИХОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

14 стр., 6746 слов

Изучение научного творчества в современной психологии

... века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества. Актуальность изучения психологии творчества и научного творчества, в частности, возникли в связи с потребностью ... зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества. Творчество является ...

 

художественное произведение — (в к-ром содержится возможность постижения путей воплощения замысла, обратного движения от творческого результата к процессу его создания);

высказывания и суждения художников о своем творчестве;

подготовительные материалы — эскизы, этюды, черновики, планы, правка, свидетельства наблюдателей «со стороны» и очевидцев и т. д.

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ПРЕДПОЛАГАЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

 

А. перенос знаний и умений в новую ситуацию (то есть, решая какую-либо новую для себя проблему, субъект способен использовать давно усвоенные знания и умения для поиска решения);

 

Б. видение новой проблемы в знакомой ситуации;

В. самостоятельное комбинирование и преобразование известных средств для решения новых проблем;

Г. видение структуры объекта, способность выделять составные элементы этого объекта;

Д. альтернативное мышление, то есть видение возможных способов решения проблемы;

Е. построение принципиально нового способа решения в отличие от других известных или не являющегося комбинацией известных способов решения.

 

ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

1 ВАР-Т:

В Творческом процессе выделяются две тесно связанные друг с другом основные стадии.

Первая стадия — формирование художественного замысла, который в конечном счете возникает как следствие образного отражения реальной действительности.

На этой стадии происходит

осмысление художником жизненного материала и

мысленное создание общей конструкции будущего произведения,

а также осуществляются практические поиски образного решения темы, обычно идущие по нескольким направлениям.

Вторая стадия — непосредственная работа над произведением, его «делание».

Художник стихийно или сознательно, учитывая будущие условия эстетического восприятия задуманного произведения, добивается оптимальной выразительности образного воплощения своих идей и эмоций. Тем самым проясняется и углубляется и содержание создаваемых образов.

На этой стадии нередко происходит изменение первоначального замысла. Необходимость этого возникает в результате дальнейшего изучения и отбора жизненного материала и предшествующего культурного опыта, худож. традиций.

 

Весь творческий процесс характеризуется диалектическим взаимодействием содержания и формы,

что не исключает, а порою и предполагает выдвижение на первый план в отдельные моменты творческого поиска то формальных, то содержательных задач эстетической деятельности.

 

 

24 стр., 11521 слов

Духовное воспитание подростков в процессе воспитания школьников

... в теоретической разработке и практическом применении основ духовного воспитания подростков в учебно-воспитательном процессе. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач анализ психолого-педагогической и музыковедческой ... как сознательный индивид, как участник культурной жизни общества, как субъект творческой и сознательной деятельности. И это дает основание говорить о духовности ...

2 ВАР-Т:

Основные этапы творческого процесса (процесса создания художественного произведения)

 

Предпосылкой и следствием творческого вдохновения является кропотливый и систематический труд

 

Характеризуя продуктивную деятельность в искусстве, психолог С.Л.Рубинштейн отмечал, что

«утверждение о том, что художественное творчество предполагает упорный, напряженный, часто кропотливый труд, никак не исключает того, что

сам процесс создания значительного художественного произведения, его оформление часто является относительно кратковременным актом величайшего напряжения и подъема всех духовных и физических сил».

Во время вдохновения художник всецело находится во власти интуиции, он творит, не контролируя себя, не поправляя, не анализируя создаваемое им стихотворение или картину.

Поправки начнутся потом, на более «трезвую» голову.

 

ВИДЫ ТВОРЧЕСТВА (А.Зеличенко)

 

1 рационалистическое творчество, источник которого — прагматически ориентированное мышление, а для оформления используются стандартные приемы;

 

2 формалистическое творчество, представляющее собой эксперименты с формой;

 

3 творчество, является оформлением комплекса впечатлений, вытесненных в подсознание;

 

4 духовное творчество. Показателем духовного творчества выступают, по мнению А.Зеличенко, новизна, неожиданность и вместе с тем важность для развития человечества. Духовный вид творчества устремляет творца и зрителя к постижению смысла и назначения человеческой жизни.

 

 

ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА: ДУХОВНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ АКТЫ

 

Творческий акт невозможен, если ему не предшествует духовный акт.

В творческой деятельности духовный процесс первичен по отношению и к его идеальным результатам, и к материальным воплощениям.

 

Духовный и творческий процессы всегда совершаются в вертикальной плоскости, по линии «глубины», но имеют противоположную направленность.

 

Духовный акт предполагает «восхождение духа», его вектор направлен от «меньшего» к «большему» сознанию, посредством чего субъект приобретает духовный опыт.

 

Вектор же творческого акта направлен вниз, из глубины субъективного бытия к его деятельностно-практической сфере, где индивид претворяет свой духовный опытв социокультурных масштабах в виде продуктов культуры или формируя свою собственную личность.

 

…Художник обретает способность углубляться в предмет до тех пор, пока не откроется его сокровенное, становясь единым с изображаемым: «Чтобы нарисовать сосну, нужно стать сосной» (92-342).

Это и есть духовный акт.

 

Когда же художник переносит пережитое в духовном опыте на холст — это есть вытекающий из него творческий акт.

 

И.А.Ильин метафорически так описывал данный процесс: «Предметный замысел произведения есть тот «духовный цветок, который художник увидел в просторах духа;

этот цветок пленил его,

и он взял его с собою, чтобы подобрать для него художественное одеяние и показать его в таком виде людям» (61-339).

 

ЦЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА — ТРИ ПОДХОДА

 

1 Самовыражение

В основе здесь лежит идея «искусства для искусства», когда художник не несет нравственной ответственности за воздействие своего произведения на зрителя, не имея ничего против, если продукт его творчества пробуждает низменные инстинкты, жестокость и др.

 

2 Отражение действительности (такой, как она есть)

3 Просвещение, воспитание чувств и т. д.

Целью искусства является «просветление, катарсис через конфликт и трагедию» Истинное искусство выполняет воспитательую функцию и всегда духоподъемно. Его центром является эстетический идеал.

В произведениях искусства воплощаются трансцендентные духовные ценности, выступающие в виде маяков, указывающих за пределы культурных горизонтов, и т.о. искусство вносит заметный вклад в социализацию и поведение индивида.

 

НРАВСТВЕННЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ТВОРЧЕСТВА — НУЖНЫ ЛИ ОНИ?

 

И.А.Ильин говорил о духовных границах, которые художник не вправе переходить:

«Новое искусство разрешит себе «многое», но ничего такого, что выходит за пределы духовной необходимости, ибо здесь лежит критерий дозволенного, мера допустимого: в искусстве верно и художественно только допустимое» (61-333).

/что означают «Духовные границы» и «духовная необходимость? — можно порассуждать/

 

 

ВООБРАЖЕНИЕ

Большую роль в процессе художественного творчества играет творческое воображение.

 

Воображение — это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Продуктом или результатом процесса воображения являются образы воображения.

Многие исследователи в качестве отличительного признака процесса воображения называют новизну.

Но следует заметить, что новизна здесь носит не абсолютный, а относительный характер.

Образ воображения является новым по отношению к увиденному, услышанному, воспринятому в какой-то момент времени или точке зрения, подходу к трактовке какого-либо человека.

В процессах творчества этой новизны больше, в воссоздающем воображении — меньше

 

Творческое (продуктивное) воображение — создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается.

Творческое воображение подразумевает самостоятельное создание новых образов, не похожих на уже известные или знакомые человеку, которые воплощаются в конечные продукты или предметы. Именно с помощью продуктивного воображения создаются предметы искусства.

 

ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ— это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности.

Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций.

 

В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций.

Первый — операции, посредством которых формируются идеальные образы, и

Второй — операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо,выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо.

Диссоциация — первый этап творческого воображения, этап подготовки материала.

Невозможность диссоциации — существенное препятствие для творческого воображения.

 

Ассоциация— создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам.

 

ЛИЧНОСТЬ ХУДОЖНИКА

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, ПРОЯВЛЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСТВА

 

Уровень развития и проявления способностей Описание
1 Задатки врожденные анатомо-физиологические особенности строения организма в целом и его нервной системы, составляющие индивидуальные предпосылки формирования и развития способностей.   Сила (работоспособность) нервных процессов Подвижность нервных процессов Быстрота образования нервных связей Особенности межполушарных связей…
2 Склонности Первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении человека к занятиям определенным видом деятельности.
3 Способности Способности — индивидуальные особенности и свойства личности, которые являются условиями успешного выполнения какого-то вида деятельности.  
4 Одаренность Сочетание различных развитых способностей, которые способствуют успешной деятельности человека в определенной области или в нескольких областях деятельности.
5 Талант Сочетание выдающихся способностей, которые способствуют самостоятельному и оригинальному выполнению какого- либо вида деятельности.
6 Гениальность Высшая ступень талантливости. Способность создавать что- то принципиально новое в общественной жизни, в науке, литературе искусстве. Продукты творчества гениального человека являются важным этапом в развитии той или иной отрасли деятельности.

 

 

КРЕАТИВНОСТЬ

 

Креативность

уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности

— творческие способности индивида — способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

 

Креативность входит в структуру одаренности как независимый фактор.

 

Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности.

Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативнстью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности.

 

В настоящее время креативностьт рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик.

 

Высокие показатели креативности у детей отнюдь не гарантируют их творческие достижения в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениями.

Опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий демонстрирует существенный рост К., а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве.

Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, выделяют след.: ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых; разрешение и поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях; внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников.

 

СПОСОБНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ КРЕАТИВНОСТЬ

 

 Дж.Гилфорд и его сотрудники выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них:

   беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени);

   гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую);

   оригинальность мышления (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых);

   любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других);

   иррелевантность (логическая независимость реакций от стимулов).

  

Гилфорд объединил эти факторы в общем понятии «дивергентное мышление», которое отражает познавательную сторону креативности.

По сравнению с конвергентным мышлением, ориентирующимся на известное, тривиальное решение проблемы,

Дивергентное мышление проявляется, когда проблема еще должна быть определена и когда не существует заранее предписанного, установленного пути решения

 

 

СВЯЗЬ ИНТУИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА

 

/РАССУЖДАТЬ ТОЛЬКО О ТОМ, ЧТО ПОНЯЛИ!/

 

Интуиция — мыслительный процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода;

знание, возникающее без осознания путей и условий его получения.

 

Для интуиции характерна быстрота формулирования гипотез и принятия решения.

 

Интуиция трактуется и

как специфическая способность (например, художественная или научная интуиция), и

как «целостное охватывание» условий проблемной ситуации (чувственная интуиция, интеллектуальная интуиция), и

как механизм творческой деятельности (творческая интуиция)

Научная психология рассматривает интуицию как необходимый, внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения и, в частности, логических программ поиска решения задачи.

 

Интуиция проявляется в условиях субъективно и/или объективно неполной информации

и органически входит в присущую мышлению человека способность экстраполяции (пополнения имеющейся и предвосхищения еще неизвестной информации).

Поэтому так велика роль интуици в творческой деятельности, где человек открывает новые знания и возможности преобразования действительности.

 

В основе интуиции лежат особые формы переработки информации человеком,

которые могут быть как образными, так и вербальными

и осуществляться произвольно или непроизвольно

в зависимости от характера деятельности.

 

Неверно противопоставлять интуицию логике: в процессе решения задач эти стороны интеллекта образуют единое целое.

 

Интуиция предполагает одновременный учет различной по своему качеству информации.

 

Термином «интуиция» могут обозначаться разные психические явления, в которых на первый план выступают отдельные признаки интуитивных решений:

· не достаточная рациональность;

· непосредственность усмотрения решения до выполнения логических операций, характерная, в частности, для визуальных форм деятельности, в отличие от словесного рассуждения;

· известный элемент непроизвольности, случайности возникновения интуитивного решения, типичный для научных открытий, и др.

Все эти признаки характеризуют не механизмы интуиции, не ее сущность, а лишь отдельные стороны ее проявления.

 

 

++++++++++++++++++++++++

 

В заключение коротко остановимся на результате художественного творчества — произведении искусства.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА

 

Объективным критерием завершенности творческого процесса является создание целостного художественного образа, воплощенного в произведении искусства.

 

В процессе художественного творчества художнику необходимо знать, в частности,

особенности восприятия зрителем произведения искусства,

а также понимать,

как произведение искусства воздействует на зрителя.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА

К важнейшим положениям теории и психологии творчества относятся, в частности:

1) понимание художественного произведения есть повторение процесса творчества;

2) всякое понимание предполагает дальнейшую интерпретацию со стороны воспринимающего человека…

 

 

ВОДЕЙСТВИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА

 

Произведение искусства может по-разному воздействовать на психику и сознание зрителя:

позитивно, помогая ему открывать новые грани мира, глубже познать его;

негативно, то есть вызывать желание разрушить мир или самого себя;

оно может также оставлять зрителя равнодушным.

 

/В идеале/ итогом восприятия произведения искусства является не только

обогащение культурного багажа субъекта восприятия кругом идей автора,

но и обогащение сознания зрителя приведением его к собственной бесконечности.

 

Истинное назначение художника заключается в том, чтобы, создавая произведение искусства, способствовать духовному, а следовательно, и социальному прогрессу общества.