Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий психореабилитации после выполнения военнослужащими служебно-боевых задач в условиях, сопр

Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий психореабилитации после выполнения военнослужащими служебно-боевых задач в условиях, сопряженных с риском для жизни

Москва – 1995 подполковник И. В. Соловьев

В пособии раскрываются принципы, основные направления и этапы работы командования, органов по работе с личным составом по организации мероприятий общей психореабилитации военнослужащих после выполнения ими служебно-боевых задач в условиях, сопряженных с риском для жизни. При подготовке материалов использован опыт морально-психологического обеспечения действий войск на территории Чеченской Республики, публикация капитана 1 ранга В. Васильева в журнале «Ориентир», издаваемом Министерством обороны РФ, №4 – 1995 года, а также опыт психореабилитации военнослужащих армии США.

Выполнение войсками служебно-боевых задач в последнее время характеризуется повышением экстремальности их условий, все большим воздействием на психику военнослужащих факторов, которые в специальной литературе получили название «психогенных», то есть вызывающих расстройства психической деятельности. Боевые действия войск по разоружению незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики являются самым наглядным примером деятельности военнослужащих в условиях максимальной психической нагрузки и, как следствие, высокой опасности нервно-психических расстройств и нарушений психической деятельности личности. Уже имеются примеры, являющиеся прямым следствием негативного влияния на нервно-психические функции солдат и офицеров экстремальных условий служебно-боевой деятельности, зачастую с трагическим исходом.

Сама по себе ситуация войны является противоестественной природе человека, поэтому оказавшимся в ее условиях людям приходится вступать в противоречие с самой природой. Данное противоестественное состояние в наибольшей степени сказывается на психике, как на универсальном инструменте, регулирующем отношения человека с окружающей средой.

Основным психотравмирующим воздействием боевой обстановки является достаточно длительное пребывание военнослужащих в условиях специфического боевого стресса, действие которого выполняет определенную положительную функцию для человека в период непосредственной его боевой деятельности, но становится негативным, разрушающим фактором после ее окончания в силу постстрессовых реакций. Образно это можно представить в виде сильно сжатой пружиной, которая не имела возможности выполнить действие своим полным разжатием, так как после частичной своей «работы» она вновь и вновь сжималась. После окончания действий непосредственно в боевой обстановке человеческую психику можно условно сравнить с такой пружиной, взведенной и готовой к действию, но уже в отсутствии того объекта, на который это действие направлено. В этом случае есть три возможных пути разрешения данной ситуации:

22 стр., 10897 слов

Адаптация военнослужащих к условиям воинской службы

... приспособлении организма и личности к воздействию новых раздражителей или к изменившимся условиям деятельности и жизни в целом [20,21,35,39,54,63]. Основным содержанием процесса адаптации они ... психологической адаптации человека к соответствующим условиям военной службы, но он не может быть признан достаточным при исследовании адаптации военнослужащего к социальным и социально-психологическим ...

первый – действие на первый попавшийся случайный объект (немотивированная агрессия в отношении случайных людей, очень часто в отношении родных и близких);

второй – действие «пружины» в противоположном направлении, то есть на объект, к которому сама принадлежит (депрессивные состояния у людей, необъяснимое чувство вины, уход в себя, очень часто алкоголизм и наркомания);

третий – пружина может просто лопнуть (клинические психические расстройства, необходимость психиатрической помощи).

Разумеется, эти сравнения весьма условны и механистичны, но примерно так можно представить постстрессовые состояния и реакции военнослужащих после воздействия на их психику боевых стрессов. Психореабилитация в данном случае есть реализация четвертого пути, когда пружина с посторонней помощью извне разжимается плавно и постепенно, не нанося вреда как окружающим объектам, так и объекту собственной принадлежности, сохраняя собственную целостность и исправность.

Основные принципы общей психореабилитационной работы

В данном случае под общей психореабилитационной работой понимаются мероприятия, проводимые с личным составом подразделений, военнослужащими войск в рамках деятельности органов военного управления, командиров, офицеров по работе с личным составом по морально-психологическому обеспечению служебно-боевой деятельности на этапе после ее завершения без привлечения специальных медико-психологических средств и методов.

Основными принципами этой работы являются:

1. Своевременность. Психореабилитация должна начинаться сразу же после окончания боевых действий, даже если эта пауза в служебно-боевой деятельности временная.

2. Организация ее непосредственно в районе выполнения служебно-боевых задач или же в непосредственной близости от этого района.

Иными словами, мероприятия психореабилитации должны проходить с выводом подразделений из боевых условий, но, в тоже время, в районе служебно-боевой деятельности. Это может быть вывод подразделений в ближайший тыл или из положения непосредственного соприкосновения с противником. Необходимо отметить, что и убытию подразделений в пункт постоянной дислокации обязательно должен предшествовать этап первичной психореабилитации в районе служебно-боевой деятельности без участия личного состава в боевых действиях. Про. должительность этого этапа должна быть не менее семи суток.

3. Сохранение состава подразделений, боевых групп. Данный принцип подразумевает недопустимость выключения из состава коллективов, сложившихся за время выполнения служебно-боевых задач, отдельных вое. ннослужащих и разрушения сформировавшихся в нем связей и взаимоотношений. Тем более недопустимо полное их расформирование.

4. Сохранение всего уклада повседневной воинской деятельности. Необходимость психореабилитационной работы никоим образом не означает отказа от распорядка дня, поддержания внутреннего порядка в подразделении, несения внутренней службы и др. элементов, регламентированных общевоинскими уставами.

18 стр., 8815 слов

РУКОВОДСТВО по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной ...

... года изучение руководящим составом органов внутренних дел, сотрудниками подразделений по работе с личным составом требований Руководства, утвержденного настоящим приказом, и обеспечить их выполнение в служебной деятельности. 4. Министрам внутренних ...

5. Ориентация в работе с личным составом на признание высокой значимости выполненных ими задач и высокую оценку их служебно-боевой деятельности, проявленных при этом лучших боевых качеств даже если общий итог боевых действий имел неуспешный характер.

6. Создание атмосферы заботы, психологической поддержки военнослужащих со стороны командиров, выравнивание их отношения к военнослужащим, допустившим ранее проступки и нарушения.

Мероприятия общей психореабилитационной работы На начальном этапе (в районе выполнения служебно-боевых задач)

В данный период работа направляется на постепенный вывод сознания военнослужащих из вовлеченности в боевую ситуацию. Для этого периода характерно наличие значительного уровня высокостимулированной боевыми стрессами психической и физической энергии. Весь этот потенциал нуждается в реализации. Иными словами, накопленная энергия должна иметь выход. С этой целью в пунктах временной дислокации частей необходима организация занятий с личным составом, требующих физической нагрузки, однако не превышающей объема общей нагрузки, предусмотренной программой боевой подготовки. Занятия по тактике, инженерной, физической подготовке организуются после небольшого отдыха, предоставляемого личному составу непосредственно с выводом подразделений из боевых условий. Занятия организуются в утренние часы до обеда. Послеобеденное время используется в основном для проведения бесед, культурно-массовых мероприятий, спортивных соревнований и личного времени военнослужащих. Особенно необходимо предоставить возможность личному составу самостоятельно организовывать мероприятия досуга и отдыха.

В этот период командиры и офицеры по работе с личным составом обязаны методом наблюдения проводить диагностику психических состояний подчиненных с целью своевременного выявления военнослужащих с признаками непосредственных постравматических расстройств психики. Внешними их проявлениями являются:

изменение привычного стереотипа поведения данного военнослужащего на прямо противоположный. Ранее общительный, подвижный солдат становится замкнутым, нелюдимым, тяготеет к уединению. И, наоборот, у ранее замкнутого, выдержанного военнослужащего появляется нехарактерная для него подвижность, общительность, разговорчивость, часто беспричинное веселье;

повышенная раздражительность военнослужащего, переходящая в открытую агрессивность с истерическими признаками, слезливость, часто приходящая на смену агрессии;

так называемая «выключенность» личности, отрешенность от всего происходящего вокруг, частая и длительная статичность позы, взгляда, потеря интереса к жизни подразделения, безразличие к своим товарищам и их занятиям, отсутствие собственных интересов и занятий.

Военнослужащие имеющие подобные признаки нуждаются в оказании медико-психологической помощи, в специальных мероприятиях психокоррекции и психотерапии. Однако при отсутствии специалистов данного профиля командиры и офицеры по работе с личным составом обязаны уделить этим военнослужащим особое внимание, но не выделяя резко этих людей из общей массы подразделения. В проявлении участия, заботы и заинтересованности их переживаниями в достаточной степени может быть заключена первая необходимая им помощь. В индивидуальных беседах с этими военнослужащими необходимо дать возможность высказать им все наболевшее, внимательно их выслушать, проявив при этом заинтересованность их рассказом. На следующем этапе беседы целесообразно разъяснить, что с ними происходит и то, что это временные переживания, которые присущи всем, кто был в бою. Кроме того необходимо сформировать у этих военнослужащих чувство товарищеской поддержки и уверенность, что его понимают и всегда готовы ему помочь. Самое главное – не допустить возникновения чувства одиночества и вовлеченности человека в это чувство.

4 стр., 1599 слов

Экстремальные факторы оперативно-служебной деятельности

... процессуальной основе или негласно, в тайне от посторонних глаз, в служебное или свободное от работы время, оно никогда не обходится без одного очень важного, ... в пределах их полномочий. . Организует и непосредственно осуществляет оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции ...

Характерным явлением постстрессовых реакций человека после боевых действий является повышенная тяга к спиртному и наркотикам. Особенно это характерно при отсутствии какого-либо занятия, физической работы, хорошо и интересно организованного отдыха, музыкальных и др. форм досуговой работы. В случае если подобные факты будут иметь место, то меры воздействия в отношении военнослужащих их допустивших не должны быть излишне жесткими и строгими. В данном случае необходимо разъяснить опасность употребления алкоголя и наркотиков именно в той ситуации, так как алкогольная и наркотическая зависимость в период постстрессовых реакций могут стать необратимыми и привести к трагедии.

При наличии в части (подразделении) специалистов из числа психологов, медицинских работников сразу же после окончания выполнения служебно-боевых задач, наряду со всеми вышеназванными мероприятиями общего плана, должна активно вестись их специальная работа.

На этапе возвращения в пункт постоянной дислокации

Данный этап психореабилитационной работы должен в основе своей иметь комплекс мероприятий по формированию поддержки военнослужащих, выполнявших служебно-боевые задачи как в сфере социально-правовых отношений, так сфере общественной психологии, морально-нравственных отношений. Иными словами, должна быть реализована в той или иной степени потребность этих людей в общественном признании, выполненного ими долга и их общественной поддержки. К сожалению, необходимо отметить, что далеко не всегда общественное мнение в государстве было объективно в оценке служебно-боевой деятельности военнослужащих, зачастую нечистоплотными личностями через средства массовой информации общество настраивалось в прямо противоположном здравому смыслу направлении оценки воинского труда. Примеры тому имеют место по отношению к бывшим воинам-«афганцам», в существовании понятия «тбилисский синдром», да первые месяцы вооруженного конфликта в Чечне общественное мнение формировалось далеко не в пользу поддержки действий войск, а скорее наоборот. Тем не менее, даже при условии негативных тенденций в общественном сознании по вопросу признания деятельности военнослужащих, с риском для жизни добросовестно выполнивших свой воинский долг, это не снимает ответственности с командования, органов по работе с личным составом за реализацию задач психореабилитации по данному направлению этой работы.

10 стр., 4712 слов

Деятельность заместителя командира полка охраны важных государственных ...

... поведения и действия военнослужащих в боевых условиях. Основные cоставляющие социально-психологической работы являются: психологическая подготовка; психологическое сопровождение; социально-психологическая реадаптация. Социально-правовая работа и укрепление воинской дисциплины. а) Социально-правовая работа. Социально-правовая работа - это ...

Девизом американской общественности в период встречи своих солдат после проведения операции «Буря в пустыне» стали слова: «Энтузиазм, прощение, забота». К сожалению, наше общество еще не готово к подобному отношению к своим вооруженным защитникам, когда они остро нуждаются в его поддержке и заботе. Но дух боевого братства, который на опыте действий войск в Чечне стал важнейшим фактором, определяющим высокое морально-психологическое состояние военнослужащих, вполне может стать той основой, на которой будет строится работа по поддержке и заботе о воевавших людях после возвращения их в обычные условия жизнедеятельности.

Этот этап реабилитации чреват возникновением межличностных конфликтов внутри воинских коллективов, где часть военнослужащих не принимала непосредственного участия в выполнении служебно-боевых задач и находилась все это время в пункте постоянной дислокации. Возникающее раздражение по поводу равных себе людей, но не переживших того, что пришлось пережить им, зачастую вызывает агрессию, причем не только у солдат, сержантов по призыву, но офицеров, прапорщиков. Исходя из этого, необходимо заблаговременно готовить общественно мнение в пункте постоянной дислокации к встрече возвращающихся военнослужащих как своих товарищей, заслуживших уважение и всяческие почести. Необходимо продумать и организовать ритуал торжественной встречи с выносом Боевого Знамени части и проведением митинга. Этот день должен стать настоящим праздником в части, на котором возвратившиеся воины должны чувствовать себя истинными виновниками торжества.

Командованию части необходимо тщательно продумать вопросы поощрения личного состава по итогам выполнения служебно-боевых задач с учетом личного вклада каждого военнослужащего и степени его реальных заслуг, но в то же время ни один из участников боевых действий не должен быть в той или иной степени обойден вниманием в вопросах поощрения.

Для структур по работе с личным составом в это время особым направлением их деятельности должны стать подготовка и проведение массовых культурно-досуговых мероприятий по пропаганде боевой деятельности личного состава, совершенных подвигов, примеров мужества, добросовестного выполнения своего воинского долга, причем не только отдельных военнослужащих, но и целых подразделений, экипажей, расчетов. Наиболее эффективные формы этой работы:

тематические вечера

вечера-портреты

вечера чествования героев

вечера мужества и т. п.

Для участия в этих мероприятиях необходимо привлечь представителей местных органов власти, общественности, родителей, родственников, членов семей военнослужащих. Одним из самых эффективных средств психореабилитации в ходе этой работы является широкое использование отснятых в районе действий видеоматериалов, фотодокументов.

Другим негативным симптомом дезадаптации военнослужащих после возвращения в обычные условия службы является возможное проявление конфликтности между солдатами, сержантами и офицерами, которые не были с ними «там», когда вполне законная уставная требовательность последних может не всегда адекватно восприниматься их воевавшими подчиненными. Здесь необходимо проявить достаточно такта и понимания чисто психологической привязанности к своим боевым командирам и более высокой их авторитетности в глазах подчиненных с которыми делили все тяготы боевой службы. Целесообразно на начальном этапе реадаптации к обычным условиям службы после возвращения в пункт постоянной дислокации все рычаги управления боевыми подразделениями оставить в руках их боевых командиров с постепенной и плавной передачей их по мере реабилитации личного состава офицерам, которые будут замещать убывающих в отпуска и на отдых.

8 стр., 3905 слов

Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск

... служебных и боевых задач. Оно проявляется в идеях, взглядах, суждениях, чувствах и установках, преобладающих в сознании военнослужащих. ... средств флота) и опроса. Вместе с тем необходимо учитывать, что полученная таким образом оценка морально-психологического ... совершенствования морально-психологического обеспечения на всех уровнях его действия любым субъектом этого процесса. Исходя из представленного ...

Однако, основные усилия психореабилитации должны быть в этот период сосредоточены на специальных мероприятиях, проводимых психологами, психиатрами, медицинскими работниками, первую очередь на психодиагностике, пихофизиологическом обследовании военнослужащих, медицинских осмотрах и на работе по психорегуляции, психокоррекции, мероприятиях психотерапевтического характера. В первую очередь в поле пристального внимания специалистов должны попасть военнослужащие с признаками постравматических реакций, которые у них наблюдались на начальном этапе реабилитации непосредственно после окончания боевых действий. Но необходимо иметь ввиду, что эти реакции могут иметь и отсроченный характер и проявиться через значительный промежуток времени после получения психической травмы практически у любого военнослужащего, ранее не вызывавшего в этом плане абсолютно никаких опасений.

Диагностика психических состояний, уровня нервно-психической деятельности, проводимая психологами и психиатрами, должна быть основным содержанием работы в ходе медицинского обследования личного состава после возвращения его из района выполнения служебно-боевых задач. Выработанные в ходе зтих мероприятий специалистами рекомендации по работе с военнослужащими и оказанию им психологической поддержки, должны быть неукоснительно выполнены командирами, офицерами по работе с личным составом. Особое внимание должно быть уделено проведению бесед как групповых, так и индивидуальных, в ходе которых необходимо соориенти

ровать военнослужащих в проблемах, возникающих в процессе их реадаптации к обычным, мирным условиям жизнедеятельности и психологических особенностях этого периода, дать понять, что это вполне естественный процесс, который в конечном счете позволит обрести душевное равновесие и психологический комфорт, отсутствие которого в настоящее время не является чем-то из ряда вон выходящим и не должно вызывать тревог и опасений за свое будущее.

Характерными проблемами, возникающими в психологическом плане у военнослужащих в этот период могут быть:

частые навязчивые сновидения эпизодов боевых действий, вызывающие тревогу и беспокойство;

трудно объяснимое чувство вины перед ранеными и погибшими товарищами (если таковые имелись);

концентрация внимания, мыслей на воспоминаниях о травмирующих психику событиях боевых действий, зациклинность сознания на эпизодах и фрагментах недалекого боевого прошлого помимо воли человека;

повышенная раздражительность, агрессивность, частое чувство одиночества, слезливость и подавленность.

10 стр., 4510 слов

В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

... руководителя. Целью данной работы является анализ сущности конфликта и особенности решения конфликтных ситуаций. В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач: охарактеризовать определение и ... Так, например, конфликт может быть внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя), межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу ...

Необходимо иметь в виду, что данный этап чреват суицидальными попытками у некоторых военнослужащих, которые в большей степени оказались подвержены психотравмирующему воздествию боевой обстановки.

Все эти негативные последствия выполнения служебно-боевых задач в условиях, сопряженных с риском для жизни, являются предметом специальных психореабилитационных мероприятий, проводимых психологами и медицинскими работниками.

Работа с семьями военнослужащих

Особое место в общей системе работы по психореабилитации занимает работа с семьями офицеров, прапорщиков, военнослужащих по контракту, участвовавших в боевых действиях. Эта работа должна быть начата еще до возвращения войск в пункты постоянной дислокации. Обстановка в семье, семейные отношения оказывают важнейшее влияние на психологическое состояние военнослужащих, особенно после возвращения их из района боевых действий. Семья, близкие люди становятся зачастую основным психореабилитирующими факторами при том условии, что они готовы взять на себя эту роль не только морально, но точки зрения необходимых знаний в вопросах психореабилитации.

Работа с семьями должна вестись непосредственно при выполнении частями служебно-боевых задач, когда поступающая информации из районов действий оперативно и своевременно в возможном объеме доводится до членов семей военнослужащих, широко пропагандируется успешное выполнение служебно-боевых задач, примеры мужества, решительности, добросовестного выполнения воинского долга. За несколько дней до возвращения военнослужащих из района служебно-боевой деятельности офицеры по работе с личным составом организуют работу с семьями возвращающихся военнослужащих по подготовке их к встрече своих мужей, отцов и т. д. В беседах с членами семей им выдаются следующие рекомендации:

внимательное и заинтересованное слушание рассказов своего партнера о том, что ему пришлось пережить. Очень важно этому человеку выговориться, особенно при моральной поддержке близкого и любимого человека. Необходимо поделиться своими переживаниями за время отсутствия мужа и членам семьи;

постарайтесь оказать помощь своему мужу психологически вернуться в нормальную, привычную жизнь;

проявите внимание и терпение к проблемам мужа, которые неизбежно возникают после боевого стресса, к его психологическому дискомфорту, к повышенной раздражительности, возможному длительному

депрессивному состоянию и т. п. Это временные явления, помогите ему с ними справиться;

необходимо учитывать, что за время разлуки, связанной с выполнением мужем служебно-боевых задач вы оба несколько изменились. Необходимо какое-то время, чтобы опять привыкнуть друг к другу. Возвращение мужа к привычной совместной жизни может протекать не без осложнений. Проявите понимание и терпение;

особое внимание необходимо уделить детям. Важно чтобы при восстановлении ваших привычных отношений с мужем они не оказались без должного внимания и заботы;

создайте благоприятную интимную обстановку. Дайте понять партнеру, что вы в нем нуждаетесь и что пойдете ему навстречу;

не поощряйте употребление мужем алкоголя. Постарайтесь тактично дать ему понять, что это весьма пагубно для него, ваших отношений целом для семьи.

Мероприятия общей психореабилитационной работы проводятся всеми органами военного управления, в большей степени структурами по работе с личным составом в комплексе со специальными мероприятиями психологической и медицинской реабилитации, проводимыми подготовленными психологами и медицинскими работниками. Учитывая опыт служебно-боевой деятельности войск на территории Чеченской Республики и других регионах, эта работа выходит на одно из самых приоритетных мест в общей системе морально-психологического обеспечения войск.

7 стр., 3497 слов

Совместная работа семьи и школы по формированию познавательной ...

... младших школьников лишь в стенах школы, без участия семьи. Именно поэтому наша курсовая работа посвящена совместной работе семьи и школы по формированию познавательной самостоятельности у младших ... самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека, для чего ему необходимо самостоятельно добывать знания, чтобы "испробовать вкус вещей". Как средство активизации обучения, ...

УПРАВЛЕНИЕ ПО РАБОТЕ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ГУК ВВ МВД РОССИИ.

6