Прикладные задачи практической психологии:

Вопрос 4

Г. С. Абрамова предметом практической психологии считает индивидуальность, неповторимость человека и конкретных обстоятельств его жизни.

Основная цель практической психологической работы — непосредственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются.

Прикладные задачи практической психологии:

— обеспечение оптимального функционирования учреждений и организаций, труда персонала и отдельных индивидуумов (н: обучающие программы, создание учебных пособий по практической психологии, разработка психологических рекомендаций и т. п.)

Практические задачи:

Решение конкретных проблем непосредственно по месту профессиональной деятельности психолога.

«Клиенты»:

Клиент — человек, который передаёт психологу знание о себе или о других людях; при этом он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.

Заказчик — человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организации или других людях).

Пользователь — человек, получающий от психолога психологическую информацию.

Сферы деятельности психолога:

  • Психолог в образовании (обеспечение психического и личностного развития учащихся);
  • Психолог в юридической сфере (приложение психологи­ческих знаний к следственной, судебной и исправительной сферам деятельности)
  • Психолог в сфере социальных отношений (психология межличностного взаимодействия: конфликты, семья, психология толпы, массовой коммуникации, моды, пропаганды, исследования средств психологического воздействия на людей.)
  • Психолог-консультант (адресовано психически нормальным людям. Расширение границ самопознания челове­ка, его способность воспринимать психический мир людей шире, видеть большее число вариантов поведения в той или иной ситуации.)
  • Психолог в медицинской сфере (изучает психические проявления болезней, роль психики в их возникновении, протекании, лечении, а также в укреплении здоровья человека.)
  • Психолог в спорте (изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов качеств, необходимых для участия в соревнованиях, разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.)
  • Психолог в организации (психологическое обеспечение профессиональной деятельности, повышение эффективности управления организацией, индивидуальной и групповой деятельностью сотрудников, изучение психологических проблем, стоящих перед организацией.)

Права и обязанности:

2 стр., 764 слов

Шолохов м. а. — Психология человека на войне

... происходят во время Первой мировой и Гражданской войн. Психология человека на войне раскрывается в каждом из этих произведений. ... сердцу», - отмечает М. Шолохов. Итак, война сурово экзаменует человека на нравственную крепость, веру и самоотверженность. Но она же убедительно ... но постепенно придает этой схватке характер безумной драки, где люди теряют свое человеческое лицо и, «озверев от страха», ...

Для практического психолога характерен (как, впрочем, и для врача) приоритет обязанностей перед правами. Многие из прав, которыми обладает практический психолог, тесно связаны с его обязанностями, вытекают из них и без них реализоваться не могут. Психолог, в частности, обязан (и имеет право):

  • активно защищать интересы ребенка, если они нарушаются кем-либо из лиц, ответственных за его обучение и воспитание;
  • принимать самостоятельные профессиональные решения в пределах своей компетенции;
  • вмешиваться в методы обучения и воспитания детей, если они не способствуют развитию ребенка и тем более наносят ему вред;
  • добиваться от лиц, обладающих соответствующими полномочиями (администрация учебно-воспитательных и других учреждений, руководители органов народного образования, учителя, воспитатели, родители), всяческого содействия ребенку и своевременного принятия позитивных решений, касающихся судьбы ребенка;
  • лично участвовать в проведении медико-психологических, дефектологических и судебно-психологических экспертиз и исследований детей, а также тех лиц, которые связаны с их обучением и воспитанием.

Основные виды деятельности практического психолога (н: в школе)= задачи психологической службы

5 стр., 2167 слов

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

... возраста. Цель исследования: рассмотреть особенности творческих способностей как фактор психологической готовности детей к школе и проанализировать развитие творческих способностей в дошкольном возрасте ... проблему способностей, как психология. Несмотря на это, термин «способности» многими психологами трактуется неоднозначно. Если рассматривать всевозможные варианты существующих в настоящее время ...

Деятельность практического психолога: психологическая профилактика, диагностика, психологическая коррекция, работа по развитию личности учащихся, психологическое консультирование и психологическое просвещение. Все эти виды работ взаимосвязаны и в практической деятельности психолога присутствуют в нерасторжимом единстве.

  • Психологическое просвещение — а) знакомить учителей и родителей с основами возрастной, педагогической и социальной психологии, учащихся — с основами самовоспитания; б) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; в) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития.
  • Психологическая профилактика — работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка. Задачи: а) формирование ответственности за соблюдение в школе психологических условий, необходимых для полноценного психического и личностного развития школьника. б) выявление особенностей ребенка, способствующих появлению определенных отклонений в его развитии; в) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
  • Психологическое консультирование — помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.
  • Следующие виды деятельности школьного психолога требуют особенно высокой профессиональной подготовки: психологическая коррекция — устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника; работа по развитию способностей, личности ребенка; психологическая диагностика — углубленное проникновение психолога во внутренний мир ребенка.
  • Психодиагностика для того, чтобы: 1) определить программу дальнейшей работы; 2) проверить эффективность психо-профилактических мер; 3) дать правильное направление консультативному процессу; 4) выбрать наиболее актуальную для данной школы тематику психологического просвещения и пр.
  • Процедура коррекционной или развивающей работы:
  1. Любой запрос, формальный он или неформальный — сигнал возникновения проблемы учащегося (класса).

    3 стр., 1287 слов

    Неврозы у детей Конторльная работа

    ... плаксивость, невротическийэнурез. Патологическиепривычныедействия. Группаспецифическихдля детей иподростковпсихогенныхнарушенийповедения, воснове которыхлежит болезненнаяфиксация произвольныхдействий, ... этиологииосновная рольпринадлежитдлительнойэмоциональнойдепривации, чрезмернострогим требованиямк ребенку, внутрисемейномуконфликту.Патогенезэнкопреза неизучен. Клиникахарактеризуетсянарушениемнавыка ...

    Для определения точности запроса требуется проведение специальной беседы с человеком, сделавшим запрос.

  2. Определение психологической проблемы. На основе запроса или требования, идущих от практики, необходимо сформулировать психологическую проблему. Это делается путем сбора и изучения возможно более полной информации об ученике. Психолог сопоставляет эти данные с «личным делом» школьника.
  3. Когда психологическая проблема становится ясной, психолог выдвигает гипотезы о причинах нарушений, о потенциальных возможностях, о направленности интересов.
  4. Выбор метода обследования — психолог должен владеть и высокоформализованными (типа теста Векслера, MMPI, опросника Кэттелла, теста Амтхауэра и др.), и низкоформализованными (наблюдение, беседа, проективные методы пр.) методиками. Чтобы более глубоко определить причины того или иного психологического явления, психолог анализирует в единстве данные, полученные в результате наблюдения, собственных впечатлений и с помощью тестовых и других объективных методик.
  5. Психологический диагноз предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях («жизненные показатели»).

    Формулировка диагноза обязательно должна содержать прогноз, т. е. «наметку» пути дальнейшего развития ребенка в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа и если такая работа с ним осуществлена не будет.

  6. Практические рекомендации. Последним этапом является разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
  7. Осуществление этой программы;
  8. Контроль за ее выполнением.

Специальная задача психологической службы состоит в решении совместно с представителями других областей знаний — педагогами, дефектологами, врачами, юристами — различных вопросов, касающихся судеб детей, существенно отличающихся от своих сверстников и требующих к себе особого внимания и специфических форм педагогической работы.

6 стр., 2726 слов

Процедура защиты курсовой работы. Требования к структуре и содержанию курсовой работы

... семестра – в сентябре. 4 Курс Требования к структуре и содержанию курсовой работы В зависимости от индивидуальных способностей, личностных интересов и исследовательского опыта, приобретённого ... проекта, анализ результативности/эффективности реализации проекта/продукта на основе статистических данных (результатов опроса, анкетирования, интервьюирования и т.п.) и экономических показателей ...

Требования к личности практического психолога

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов (А. Косевска, 1990;С. Кратохвил, 1973;М. Либерман, 1966;К. Роджерс, 1954;Славсон, 1962;Ялом, 1973 и др.), можно выделить следующие личностные черты, желательные для практического психолога:

  • концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
  • открытость новому опыту, гибкость и терпимость;
  • эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
  • аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
  • энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
  • уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
  • уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
  • богатое воображение, интуиция;
  • высокий уровень интеллекта.

Психолог-практик должен постоянно развивать себя, совершенствоваться.

3 стр., 1094 слов

Способности понятие, виды, уровни

... интеллект, превышающий средний уровень. Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом . Талант представляет собой высокий уровень развития специальных способностей. Так же ... , и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ...

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector