1.Предпосылки институализации социальной работы

http://window.edu.ru/resource/960/40960/files/dvgu081.pdf

Профессии, как известно, представляют собой такие типы занятий, которые ориентированы на нужды определенных слоев населения и призваны решать важные социальные проблемы с опорой на комплекс специализированных знаний.    В литературе возникновение социальной работы как профессии обычно датируют концом XIX — началом XX веков. Именно в этот период в ряде индустриально развитых стран появляются группы специалистов, которые начинают профессионально заниматься социальной работой, создают учебные заведения, обучают социальных работников. Великобритания и США были теми странами, где социальная работа раньше всего оформилась в качестве особого вида деятельности, и где она затем была поставлена на профессиональную основу.     Что же обусловило потребность в подготовке социальных работников-профессионалов и развитие социальной работы как научной и учебной дисциплины? Основными причинами, по мнению исследователей, были следующие:    1. разрушение единого сообщества, связанного с общими принципами и нормами существования    2. урбанизация и индустриализация;    3. увеличение и социальных связей и отношений человека.    Стремительность индустриального развития в странах Европы и США, урбанизация, увеличившая в обществе долю маргинальных слоев населения, слабо адаптированных к жизни в городе, разрыв традиционных социальных связей в отношениях между людьми, между человеком и обществом привели к появлению таких социальных проблем, которые невозможно было решать методами, испытанными в традиционном обществе.

   В условиях резкого обострения общественных отношений среди наиболее просвещенных людей формировалось убеждение, что общество больно и его надо лечить, опираясь на методику благотворительности и милосердия.    Однако, многие, кого беспокоило бедственное положение широких масс, были убеждены, что перемены в обществе — это естественный процесс. Эти люди считали, что заболел человек и его надо лечить, чтобы он принял как должное существующую действительность, примирился с проблемами “взрослеющего” общества.    То есть, в рамках социальной работы стали параллельно развиваться два направления, противостоящие друг другу в понимании социальных проблем. Этот процесс, как указывают авторы, был характерен как для США, так и для ряда стран Европы, особенно для Великобритании Нидерландов, Германии. Характерным было и то, что развитие социальной работы на обоих континентах стимулировало друг друга.    Особенно бурно процесс становления социальной работы как профессиональной деятельности проходил в США. Превращение городских поселений в города и рост количества приезжих, бродяг и неудачников вызвали значительное увеличение числа богаделен и тюрем, в которых условия содержания были просто ужасающие.

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

... теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Группы принципов социальной работы: общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизме их ... функция является целевой, она отражает ценностное предназначение социальной работы. Остальные функции связаны с управлением процессами использования ресурсов. Социально-правовая функция состоит в применении ...

Остро встал вопрос об опеке над бедными, умственно неполноценными и осужденными. Эти категории попали под защиту органов штатов, а затем Советов благотворительности и преображения штатов. В общественном секторе появились добровольческие организации и агентства по уходу за детьми.    Советы благотворительности и преображения штатов возникли в 60-е гг. 19 века. Они имели различную структуру и обязанности, но их основной задачей было оказание консультационной помощи законодателям в области управления различными учреждениями. В Советы входили известные филантропы, добровольцы, образованные люди того времени, и их деятельность не оплачивалась.    В 1865 году члены Советов из разных штатов объединились в Американскую Ассоциацию социальных наук. Однако вскоре стало ясно, что разные группы людей, занимаясь одним делом -оказанием помощи людям, разделяют разные взгляды и преследуют различные интересы.    Многие считали, что решать практические социальные проблемы необходимо на основе научных знаний о человеке. Практические работники, занимаясь уходом за немощными людьми и осуществляя контроль помощи бедным, были заинтересованы, в первую очередь, в разработке простых методик, которые можно было бы применять на практике. Столкновение интересов приобрело резкую форму. В 1874 году практические работники вышли из Ассоциации и организовали свое собственное объединение — Национальную конференцию благотворительности и преображения (в некоторых источниках она упоминается как Национальная конференция благотворительности и исправительных действий).

   Создание Национальной конференции благотворительности и преображения, по мнению известного американского социолога Зимбалиста, явилось началом профессиональной социальной работы (“Основные вопросы и направления в исследовании социального благосостояния”, 1977).

13 стр., 6006 слов

Компетентность социального работника в работе с людьми пожилого возраста и инвалидами

... социальной работе зафиксированы в ряде кодексов этики социальных работников: Кодекс этики социальных работников Национальной ассоциации социальной работы, Этике социальной работы: принципы и стандарты (Международная федерация социальных работников), Российский кодекс этики социальных работников ... нынешней социальной работы являются благотворительность и ... 60-65 лет значительно изменяется социальная ...

Именно с этого времени, пишет ученый, начала развиваться организованная социальная работа.    Начальный этап процесса ее развития в американской литературе характеризуется как этап перехода от первых неуверенных шагов к формализованным методам.

2.Возникновение и развитие школ подготовки социальных работников

   Обмен опытом “дружеских визитеров”, работающих в различных агентствах, постепенно принимал форму обучающих курсов. В 1898 г. по инициативе М. Ричмонд начала свою деятельность первая национальная школа прикладной филантропии (ныне факультет социальной работы в Колумбийском университете).

   Движение поселенцев сразу же после своего возникновения связало свою деятельность с образовательными центрами. Существовали постоянные контакты между Джейн Адаме и ее коллегами со многими учеными в области социальных наук. Эти контакты и стремление заложить научную основу под практические действия выглядели сначала как курсы по обмену опытом, а затем вылились в создание Чикагской школы гражданства и филантропии, которая в 1920 году превратилась в Школу социального администрирования при Чикагском университете.    Социальная работа быстро развивалась и в Европе. Общество организованной благотворительности в Лондоне открывает в 1903 г. первое специальное учебное заведение для подготовки социальных работников, которое получает название “Школа социологии”. В 1912 году эта школа преобразуется в факультет социальной работы Лондонской школы экономики.    В 1908 году под руководством основательницы женского движения в Европе Алисы Соломон открывается женская школа для социальных работников в Германии. К 1910 году в развитых европейских странах и США насчитывалось уже 14 школ социальной работы. Первые школы социальных работников давали, как правило, одногодичную подготовку.

   Однако честь открытия первого настоящего учебного заведения для социальных работников авторы отводят Голландии. В 1899 году в Амстердаме был открыт институт по подготовке социальных работников. Обучение в нем было рассчитано на 2 года, форма обучения была очная. Обучаться могли как женщины, так и мужчины, и они получали теоретическую и практическую подготовку.    Первая мировая война не устранила, а только обострила внутренние проблемы ее участников. Обострение этих проблем сопровождалось увеличением числа стран, приступивших к подготовке социальных работников. Если перед войной подготовка велась в 7 странах, то, после ее окончания число школ стало расти.    В 1920-е годы открываются первые школы социальной работы в Бельгии, Норвегии, Швеции, Италии. Школа по обучению социальных работников открывается даже в Чили, основателем которой стал известный общественный деятель Рене Сандра.    В 30-е годы прошлого века число стран, приступивших к подготовке социальных работников, продолжает увеличиваться: Испания, Израиль, Ирландия, Люксембург, Греция, Португалия, Дания, Индия, Египет. Как видим, социальная работа как профессия становится известной уже в странах третьего мира.

11 стр., 5248 слов

Организация приёма, отбора и увольнения работников.

Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Всероссийский заочный финансово-экономический институт Филиал в г.Туле КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Управление Персоналом» вариант № 4 на тему: Организация приёма, отбора и увольнения работников. Выполнил: студент 5 курса факультета МиМ ...

   Подготовка социальных работников включала в себя не только организационный, но и методический аспект. Учебные заведения, приступившие к работе, не имели еще квалифицированных преподавателей. Учебных пособий практически не было. В США первыми учебниками были книги Амоса Уорнера “Американская благотворительность” и Мэри Ричмонд “Дружеский визит к беднякам: практическое руководство для работающих в благотворительных организациях”. Подготовка кадров для социальной работы в Америке находилась еще в очень большой зависимости от усилий благотворительных организаций. Первыми преподавателями были члены общества благотворительности с большим опытом работы, но без педагогического образования. Студенты занимались без отрыва от работы, а учебная программа включала специальные темы для практической социальной работы в различных областях. Областями (направлениями) практической социальной работы того времени были:    1. изучение условий жизни неблагополучных семей;    2. социальная работа в медицине;    3. социальная работа в школе;    4. социальная психиатрия.    Указанные области практической социальной работы имели самостоятельные учебные программы, что создавало трудности при переходе из одной области практической работы к другой.

Необходимо заметить, забегая вперед, что все программы были направлены на обучение индивидуальной работе с клиентом. Групповая работа как самостоятельный и теоретически обоснованный метод социальной работы был введен в программы обучения социальных работников только в 40-е гг.    В чем специфика социальной работы? Чем она отличается от работы медицинских сестер, врачей, учителей? Этот вопрос волновал как начинающих специалистов, так и преподавателей школ. В школах много размышляли о базовом образовании и его связи с практикой, о необходимом уровне профессионального образования, об общей подготовке и специализации повышенной сложности. Некоторые специалистов выступали против практики университетского образования для социальных работников. В частности, М. Ричмонд, считала, что университетская подготовка, связанная с необходимостью изучения большого количества научных дисциплин и научных школ, может подорвать присущую социальной работе ценностную основу включенности в благотворительность, подорвать веру студентов в бескорыстие. Она выступала за создание независимой от системы высшего образования школы социальной работы.    Интересен факт, описываемый Дж. Лейби в американской Энциклопедии социальной работы.

11 стр., 5138 слов

Групповая психокоррекционная работа психолога с клиентами

Оглавление Введение. 1.История группового психокоррекционного движения. 2.Специфика групповой формы психокоррекции. 3.Особенности комплектования группы. 4.Руководство психокоррекционной группой. Заключение. Список источников литературы. Введение.Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от ...

В 1915 году Национальная конференция благотворительности пригласила Абрахама Флекс-нера, ведущего специалиста в области профессионального образования в США, высказать свое мнение о том, является ли социальная работа профессией. Он ответил, что, по его критериям, социальная работа — не профессия. Однако его слова не произвели никакого впечатления на желающих заниматься социальной работой профессионально и не уменьшили поток заявлений в школы социальной работы. Более того, это стало стимулом для создания более рациональной и формализованной программы подготовки профессионалов.    Ассоциация школ социальной работы в Америке, созданная в 1919 главным образом для поддержания связей между школами, превратилась в форум для выработки нормативов учебной работы. В 1924 году Ассоциация разработала нормативы (учебные планы) для регулярных курсов обучения, для курсов подготовки ответственных работников в области социальной работы и для курсов, создаваемых при университетах.    Минимальная, рассчитанная на год программа, предусматривала набор учебных курсов, преподаваемых как в классе, так и на практике (в поле).

2 стр., 759 слов

Контрольная работа по Математическим методам в психологии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Заочный факультет Кафедра психологии Контрольная работа по дисциплине: Математические методы в психологии Вариант 5 Екатеринбург 2010 1.Раскрыть меры центральной тенденции (Мода, медиана, среднее арифметическое) Меры центральной тенденции Назначение М. ц. т. — служить сводными количественными характеристиками, обеспечивающими ...

Эти учебные курсы получили признание в качестве нормативных курсов для обучения социальной работе. Включение программ социальной работы в систему университетского образования произошло в конце 30-х гг., когда в Ассоциацию стали приниматься только школы, действовавшие в рамках высших учебных заведений. В этих школах обучение осуществлялось по программе, рассчитанной на два года и дающей право получения степени магистра. В Ассоциацию принимались только школы, обладающие такими программами. До 1974 года обучение, по двухгодичной аспирантской программе оставалось единственной формой, признанной в качестве условия аттестации профессионального социального работника. Иными словами, критерием профессионализма стали считать наличие степени магистра.

3. Значение трудов Мэри Ричмонд в развитии методики социальной работы. Мери Ричмонд (1861—1928) с 1889 года занималась социальной ра-ботой в качестве помощника благотворительной организации в Балтиморе. В 1917 г. она публикует свою, ставшую впоследствии знаменитой, книгу «Социальные диагнозы». Ее часто называли «матерью социальной тера-пии». Наибольших успехов в области теоретических исследований добивается Мэри Ричмонд, описавшая сущность метода индивидуальной социальной работы. М. Ричмонд рассматривала бедность как болезнь неспособность инди-вида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент высту-пал в роли своеобразного больного, и задача социального работника сво-дилась к «социальному врачеванию» индивида, находящегося в неудовле-творительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности само-стоятельно решать свои проблемы, т. е. в основу социальной работы была положена медицинская модель. М. Ричмонд считала, что в социальной работе самое важное — грамотно поставить социальный диагноз и взять его за основу при выборе метода помо-щи. Она подчеркивала важность оценки каждого случая в отдельности, исходя из его внутренних условий. Социальный диагноз предполагал оценку как личности клиента, так и его социального положения.

5 стр., 2372 слов

Теоретические аспекты изучения клиентов социальной работы.Практические аспекты работы с клиентами в социальной работе

Содержание стр Введение 3 1. Теоретические аспекты изучения клиентов социальной работы 5 1.1. Понятие «клиент» в социальной работе 5 1.2. Типология и классификация клиентов 12 1.3. Типология личностных и социальных проблем клиентов 15 2. Практические аспекты работы с клиентами в социальной работе 18 2.1. Проблема построения взаимоотношений специалиста с клиентом, обеспечивающих продуктивное ...

М. Ричмонд рассматривала социаль-ную помощь как комбинацию мер, результатом которых являются изменения как самого индивида, так и социальной среды. Социальные мероприятия М. Ричмонд на основе подходов психоанализа подразделяла на две взаимодополняющие друг друга категории: косвенный метод «лечения» и непосредственный метод. Косвенный метод состоит в воздействии на среду, в возможности по-средством изменения социального окружения влиять на жизненную ситуа-цию клиента в благоприятном для него направлении.  Непосредственный метод заключается в прямом воздействии на само-го клиента при помощи предложений, советов, уговоров, а также рацио-нальных дискуссий с целью вовлечения клиента в выработку и принятие решений. С помощью установления партнерских отношений Косвенный метод воздействия на клиента и непосредственный метод обусловили в дальнейшем развитие двух направлений в теории социальной работы — социологического и психологического В книге «Социальные диагнозы» (1917) впервые описывается процесс взаимодействия социального работника и клиента. Впоследствии процедура оформляется в метод индивидуальной рабо-ты, ставший основополагающим в технологиях социальной работы. Определялись принципы взаимодействия социального работника и клиента, которые М. Ричмонд называла «принципами ментальной гигиены»:  — симпатизировать клиенту,  — отдавать ему предпочтение,  • поощрять его,  • строить с ним совместные ясные планы действий.  Впоследствии эти принципы будут взяты в качестве основы этического кодекса социального работника.

Первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы были предприняты феминистками во многих странах мира — Алисой Соломон в Германии, Марией Гахери во Франции, Елизаветой Фрай в Англии, Джейн Адаме в США.    Но наибольших успехов в области теоретических исследований добивается Мэри Ричмонд, описавшая сущность метода индивидуальной социальной работы. Ее подходы формировались в логике картезианско-ньютоновской парадигмы науки на основе механистической биологии, бихевиористической школы психологии и на основе психоанализа 3. Фрейда.    М. Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника сводилась к “социальному врачеванию” индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы, т. е. в основу социальной работы была положена медицинская модель.    М. Ричмонд считала, что в социальной работе самое важное — грамотно поставить социальный диагноз и взять его за основу при выборе метода помощи. Она подчеркивала важность оценки каждого случая в отдельности, исходя из его внутренних условий.

Диагноз должен носить научно обоснованный характер в отличие от общих моральных критериев, которыми в основном руководствовались в то время благотворительные организации. Социальный диагноз предполагал оценку как личности клиента, так и его социального положения. Дополняя основной тезис социальных работников, заключавшийся в высвобождении и развитии ресурсов человека и его социального окружения, М. Ричмонд рассматривала социальную помощь как комбинацию мер, результатом которых являются изменения как самого индивида, так и социальной среды.    Социальные мероприятия М. Ричмонд на основе подходов психоанализа подразделяла на две взаимодополняющие друг друга категории: косвенный метод “лечения” и непосредственный метод. Косвенный метод состоит в воздействии на среду, в возможности посредством изменения социального окружения влиять на жизненную ситуацию клиента в благоприятном для него направлении. Непосредственный метод заключается в прямом воздействии на самого клиента при помощи предложений, советов, уговоров, а также рациональных дискуссий с целью вовлечения клиента в выработку и принятие решений. С помощью установления партнерских отношений социальный работник мог воздействовать на клиента как в плане принятия решения, так и в последующих конкретных действиях в интересах самого клиента. Косвенный метод воздействия на клиента и непосредственный метод обусловили в дальнейшем развитие двух основных направлений в теории социальной работы — психологического и социологического.

4.Диагностическая и функциональная школы

Первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы бы-

ли предприняты феминистками во многих странах западного мира – Алисой Соломон в Германии,

Марией Гахери во Франции, Елизаветой Фрай в Англии, Джейн Адамс в США.

Но наибольших успехов в области теоретических исследований добивается М. Ричмонд.

Она разработала метод индивидуальной работы с нуждающимися людьми. 14

Первой работой М. Ричмонд в области теории социальной работы является фундаменталь-

ный труд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных орга-

низациях». Помощь и поддержка осмыслялись ею как дружеская акция одного субъекта по отно-

шению к другому. При этом, воздействие, по мнению автора, должно быть направлено не только

на нуждающегося человека, но и на изменение отношения социального окружения, как правило,

негативного к людям, испытывающим бедность и нищету. Эта книга вышла в 1899 году и стала,

как было отмечено выше, первым учебником для социальных работников. В 1917 году выходит

вторая книга под названием «Социальные диагнозы», в которой М. Ричмонд описывает теоретиче-

ские и методологические основы индивидуальной социальной работы.

Практика социальной работы с клиентами составляет и сейчас значительную часть про-

фессиональной социальной работы, наряду с другими методами, о которых разговор пойдет чуть

позже. Но в начале века, когда возникла социальная работа, метод индивидуальной работы с кли-

ентами (case-work), заключенный в рамки медицинской модели, долгие годы был основным.

Адаптируя к практике индивидуальной работы медицинские подходы диагноза и лечения,

М. Ричмонд разрабатывает метод, позволяющий анализировать социальные и психологические

проблемы клиента. В теорию социальной работы вводится терминология из медицинской практи-

ки, такая как «диагноз», «лечение», «клиент», но с новым семантическим значением.

Мэри Ричмонд пишет, что в социальной работе важным моментом в каждом конкретном

случае является оценка, постановка диагноза и выбор метода помощи на основе этого диагноза.

Оценки должны быть научно обоснованы в отличие от тех моральных критериев, которыми поль-

зовались благотворительные организации. «Изучение, диагноз, лечение» – таков образец, методи-

ка работы с клиентом.

Социальный диагноз, по мнению М. Ричмонд, предполагает оценку личности клиента и

его социального положения. Социальная помощь – это комплекс мер, в результате которых дол-

жен измениться клиент и его социальное окружение.

Согласно концепции автора, вмешательство («интервенции» в ее терминологии) со сторо-

ны социального работника может осуществляться директивным и недирективным лечебным мето-

дом. В литературе их часто называют непосредственным и косвенным методами.

«Директивное лечение» заключается в непосредственном взаимодействии – «ум на ум».

Под этим термином исследователь понимала сложную процедуру взаимодействий, которые вклю-

чают в себя: доверительные отношения, определенные позитивные чувства, которые должны воз-

никать между социальным работником и клиентом, активизацию клиента для решения его собст-

венных проблем. Доминирующими техниками здесь должны быть внушение, убеждение, дискус-

сия, а также личностные характеристики социального работника, такие как искренность, чест-

ность, участливость.

«Недирективное воздействие» как косвенный метод лечения сводился к тому, что процесс

оказания помощи сосредотачивался на окружении клиента, на изменении среды его обитания.

Цель взаимодействия клиента с социальным работником состояла в том, чтобы клиент по-

лучил объективную картину собственной ситуации, личностных и социальных зависимостей, от-

ношений в социальных институтах и сообществе в целом, осложняющих его социальное функ-

ционирование.

В индивидуальной работе с клиентом, описанной в «Социальных диагнозах», прослежива-

ется отход М. Ричмонд от метода морального убеждения и этических альтернатив и намечается

переход к методам социально-психологического воздействия и взаимодействия. Впервые здесь

представлен процесс взаимодействия социального работника и клиента. Процесс происходит как

определенная последовательность действий, как процедура, подчиненная определенной логике.

Впоследствии эта процедура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший основопола-

гающим в технологиях социальной работы.

Принципы индивидуального подхода, разработанные М. Ричмонд, были рекомендованы к

использованию для работы с различными категориями населения, а также начали применяться в

работе с группами и общностями.

Теоретические разработки М Ричмонд имели большое значение не только для практики,

они также нашли отражение в развитии теоретических школ и концепций социальной работы. В

историческом плане к наиболее известным школам в теории социальной работы относятся диаг-

ностическая и функциональная. 15

Диагностическая школа (направление) была связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, в

котором готовили социальных работников для работы в психиатрических службах. Потребность в

таких специалистах была очень велика, поскольку было много клиентов – ветеранов войны, испы-

тывающих различного рода психологические проблемы.

В качестве теоретической основы обучения была взята модель Мэри Ричмонд. Но она была

истолкована не так, как ее трактовала Ричмонд, потому что речь шла не о клиентах, обеспокоен-

ных проблемами бедности, а о клиентах, имеющих психологические проблемы. Социальная си-

туация клиента отодвигалась на второй план. Акцент был сделан на диагнозе болезни клиента.

В практическом взаимодействии социального работника и клиента, как отмечали теорети-

ки этого направления, следует уделять особое внимание прошлому опыту клиента, его детским

переживаниям, наклонностям, оценке личности. Это было время, когда появилась теория психо-

анализа З.Фрейда, и представители диагностической школы, по сравнению с другими направле-

ниями, испытали на себе ее самое сильное влияние. Отношения между клиентом и социальным

работником строились как авторитарные. Задача социального работника – лечение клиента, пони-

маемое как изменение его личности помощь в адаптации к окружающей среде.

Функциональная школа. Это направление начинает развиваться с 30-х гг. в Пенсильвании.

Клиент по-прежнему в центре внимания социальных работников, но методику индивидуальной

психотерапии представители этой школы строят на процессе помощи, на том, как этот процесс

должен быть организован. В это время в США возрастает интерес к социальной среде и процессу

оказания помощи, но не как к лечебному процессу, а, скорее, как к услуге, оказываемой в рамках

социальной службы.

На взгляды функциональной школы также повлиял психоанализ, но более поздний. В ча-

стности, были восприняты идеи О. Ранка, австрийского психоаналитика, который писал о том, что

клиент сам желает изменить свою ситуацию, и он способен воспринимать помощь. Из теории Дж.

Дьюи было заимствовано понятие «самоопределение», то есть право клиента решать за себя.

Поэтому функциональная школа меньше внимания уделяла ранним детским впечатлениям

и постановке диагноза. Для них стало более важным начало процесса изменений клиента. В рам-

ках этой школы была предложена методика по организации помощи: ее предоставления и приема.

Акцент делался на построении правильных взаимоотношений клиента и социального работника.

Функциональная школа базировалась на принципе «здесь и теперь», когда в процессе

взаимодействия социального работника и клиента актуализируется настоящий опыт клиента, его

чувства и эмоциональные переживания. Отсюда основная задача виделась в том, чтобы помощь

была осознана и принята клиентом. Для этого между социальным работником и клиентом уста-

навливаются партнерские взаимоотношения. Они оба несут равную ответственность за изменение

ситуации. Главное, как писала теоретик функциональной школы Дж. Тафт, создание и развитие

техник и методик помощи клиенту.

Таким образом, происходит как бы переход к современному пониманию сущности соци-

альной работы и отказ от формальных и авторитарных отношений между социальным работником

и клиентом. Функциональная школа считала также, что на развитие человека оказывает влияние и

социальное окружение, которое препятствует или способствует этому процессу. Помимо социаль-

ного окружения играют роль и экономические, культурные факторы. Вместе с тем, индивид несет

личную ответственность за самореализацию. Он должен находить баланс между своим индивиду-

альным развитием и тем, что он одновременно является членом определенного общества или

группы. При взаимодействии с окружением индивид создает определенные модели поведения,

имеющие тенденцию сохраняться всю жизнь. Изучение этих моделей необходимо для понимания

того, как может расти и развиваться индивид. Социальный работник, выбирая те или иные формы

работы, должен обеспечить движение в том направлении, в котором клиент хочет измениться.

В 30-40-е годы теоретики диагностической и функциональной школ продолжают разви-

вать метод индивидуальной работы, проходят дискуссии о приоритетах и методах поддержки ну

5.Психолого-ориентированные модели социальной работы

Эти теории получают распространение в связи с тем, что ее современная стратегия ориентирует социальных работников на то, чтобы помочь клиентам оптимизировать собственные усилия по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях. В соответствии с этим становятся приоритетными те теории социальной работы, которые позволяют социальному работнику помогать клиентам формировать и использовать свои личностные и социальные ресурсы. Таким образом, выявляется, что ход развития современного общества, его потребности сконструировали и теорию социальной работы, удовлетворяющую этим потребностям.  Анализ технологий современной социальной работы показывает, что доминирующей в ней является психодинамическая модель, основанная на психодинамическом направлении теории социальной работы. «Живучесть» психодинамической модели во многом объясняется характером проникновения любой теории в практику социальной работы и закрепления ее в виде парадигмы социального знания.  Опираясь на анализ основных зарубежных исследований по использованию психодинамической теории в социальной практике, важно, на наш взгляд, выделить основные тенденции связи психодинамической теории и отдельных технологий практики, представляющих собой своеобразную ее модель.  Одним из ее достоинств, несомненно, является интегративность, вообще свойственная теории социальной работы в целом как самостоятельной академической дисциплине. Интегративность психодинамической модели позволяет социальному работнику в разных ситуациях использовать разные технологии и методики, способствующие эффективному решению проблем клиента. Ее жизнестойкость, по-видимому, объясняется также и тем, что психодинамическая теория — это целая совокупность разных идей, которые по мере развития отпочковывались от нее и выступали в ранге самостоятельных концепций и теорий, что в дальнейшем обусловило эффективность ее связей с другими отраслями социального знания. Эти вновь возникшие теории продолжали реализовываться именно через психодинамическую модель практики социальной работы, внося, естественно, в нее определенные изменения, не затрагивавшие ее сущности.  Отношения социального работника и клиента в рамках психодинамической модели включают такие компоненты, как индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, диагностика ее и использование недирективной терапевтической технологии оказания помощи. Психолого-ориентированные модели теоретического обоснования практики СР

Психолого-ориентированные модели подразделяются на следующие: • психодинамическая — связана с психоанализом. По мнению психоаналитиков, пациент должен признать, что источник проблем находится в нем самом и что его трудности проистекают из конфликта между его собственными желаниями и страхом либо между несовместимыми желаниями. В этой модели заложены принципы индивидуальной социальной работы: • индивидуализация клиента; • оценка возникшей проблемы, ее диагностика; • использование терапевтических технологий помощи; • ролево-коммуникативная — учит клиента общаться и выполнять различные социальные роли; • гуманистическая — определяется принципами гуманистической психологии (В. Франка, К. Роджерс, А. Маслоу).

Проявляется в стремлении социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и самоактуализации. Ведущая технология — «активное слушание» (эмпатия (позитивное сопереживание), партнерский стиль отношений, предоставление клиенту возможности высказаться и самому в процессе беседы понять свои проблемы и найти пути их решения).

Эффективность модели связана во многом с личностными чертами самого социального работника (искреннее сочувствие, умение выстроить собственную технологию).

В современных условиях приобретает все большее влияние; • кризис-интервентная (или модель кризисного вмешательства) — оказание экстренной помощи человеку, находящемуся в измененном эмоциональном состоянии (например, в состоянии аффекта); предполагает умение социального работника оказать психологическое влияние на клиента.

 Первая группа психолого-ориентированных теорий включает в себя психодинамику как теоретическое основание психосоциальной работы. Она сформировалась на основе психоанализа в его различных интерпретациях, начиная с З. Фрейда, его прямых последователей и более поздних приверженцев.

На основе психодинамической модели социальной работы, характеризуемой в качестве психосоциальной, произошло возникновение и развитие специфической модели обоснования конкретных технологий социальной работы, оказание социальной (психосоциальной) помощи отдельному человеку, семье, группе людей, имеющих проблемы. При этом психодинамическая модель деятельности социального работника опирается на несколько основополагающих, исходных постулатов. В главном они сводятся к следующему:

• социальный работник в контексте отношений с человеком должен исходить из того, что он не только обладает определенной психологической структурой, но и способен к ее изменению, развивается под воздействием внутренних факторов и внешних условий, постоянно взаимодействуя со средой обитания;

• воздействие социального работника на индивида должно учитывать его социально-экономическое положение в системе социально-иерархических групп и различных уровней управления;

• в рамках психодинамической концепции необходимо использовать анализ эволюции отношений между объектом и субъектом социальной работы, характер отношений между персонами в конкретной среде обитания;

• психодинамическая модель предполагает возможность изменения, коррекции поведения, взглядов, отношений человека посредством воздействия на его внутренний мир, восприятие реальностей, характер отношений в контактных группах.

Особый акцент в деятельности социального работника при этом делается на понимание того, что думает индивид, какова его персональная проблема, а также в чем уникальность человека, его персонального опыта и социально-психологических характеристик. Не менее важно определенное влияние социального опыта и событий на психологический облик, оценка этого влияния на решение проблем жизнесуществования личности.

Психосоциальное влияние в контексте психодинамического ведения социальной работы включает несколько относительно самостоятельных этапов: изучение проблем, которые имеет человек; анализ особенностей социального положения, психического склада и чувств индивида; сближение, установление контакта; осмысление основных событий жизни, их влияние на его проблемы; планирование согласованных действий на основе завоевания доверия; совместная деятельность по решению проблем.

Следующее, что можно выделить в этой группе, – это экзистенциалистская и гуманистическая модели; они также занимают существенное место в теории социальной работы.

В экзистенциональном обосновании социальной работы акцент делается на особенностях восприятия индивидом отношения в системе взаимодействия «субъект – объект – субъект». Осмысление и выводы об этих отношениях – главное в экзистенциональной теории.

В этой связи обычно рассматриваются правила и роли внутри системы «субъект – объект – субъект»; более широкие системы, в контексте которых существует подсистема «субъект – объект – субъект» и которые оказывают на нее определенное влияние; системы ценностей, в которые верит человек; как личность борется со страхом, отсутствием безопасности; связь всех связанных аспектов решения проблемы.

Экзистенциональная модель теоретического обоснования исходит из того, что большинство проблем индивида возникает из четырех источников отчуждения: когда люди, которые значимы в глазах личности, не признают его таковым; непоследовательность или обман в решении проблем; разочарование или потеря личных ценностей; потеря близких людей.

Главная цель экзистенциональной технологии влияния на человека – помочь людям приобрести удовлетворительный стиль жизни. При этом используются три возможных правила экзистенциональной терапии: во-первых, установка на изменение опыта и практической деятельности; во-вторых, ориентировка на понимание личности нуждающегося; в-третьих, личностная «включенность» или «погружение» социального работника в мир ценностей, чувств и отношений индивида.

Гуманистическая модель теоретического обоснования социальной работы в значительной мере играет роль философско-гуманистической базы экзистенциональной технологии оказания помощи. В этой связи социальный работник должен исходить из самоценности индивидуального мира человека, признания его способностей многое решать самостоятельно, опираясь на личный духовный и практический опыт.

Процесс оказания помощи в рамках таких оснований ведения социальной работы включает в себя:

– обретение смысла существования, которое дает индивиду ощущение, что дела идут хорошо, жизнь изменяется по пути прогрессивного развития;

– центрирование, акцентировку проблем, когда социальные работники показывают нуждающимся, что они готовы заняться их делами, доказывая это практически;

– действие, когда социальный работник демонстрирует деятельную открытость и мобильность.

Весьма показательны в рассматриваемом плане задача-ориен­ти­рованная и кризис-интервентная модели теоретического обоснования социальной работы. Эти модели довольно близкие друг другу и сравнительно новы для отечественной практики. Общность и сходство этих теоретических подходов заключаются в том, что они ориентируются на кратковременное, относительно фрагментарное вмешательство социума в процесс решения индивидом своих проблем, хотя эти вмешательства и могут при необходимости соединяться в серии.

Кризис-интервентный подход основан, в главном, на психодинамической концепции и эгопсихологии. В свою очередь, индивидуальная задачаориентированная работа не признает какую-либо специфическую или социологическую основу для технологии и методов своего осуществления. Она полностью опирается на оперативный прагматический подход, который распространился в силу неудовлетворенности долгосрочной стационарной психодинамической помощью, индивидуально-психологической поддержкой личности в ряде индустриально развитых стран.

Кризисное вмешательство социального работника обосновывается как целесообразное действие, которое прерывает серию событий в жизни человека, усугубляющих либо ведущих к кризису или нарушению нормальной жизни. В свою очередь задача-ориентированная работа обосновывается как деятельность, сосредоточенная на определенных категориях проблем.

Обе модели стремятся улучшить способность людей правильно реагировать на проблемы, разрешать их оптимальным образом. Кризисное вмешательство опирается на теорию происхождения трудностей в различных жизненных условиях. А задача-ориентированная берет проблемы как таковые, чтобы решать их в актуальном плане чисто прагматически.

Кризисное вмешательство использует практические задачи для помощи людям в целях снова приспособить их к жизни, но важным аспектом является учет эмоциональной реакции человека на кризис и долгосрочные изменения в способностях справляться с ежедневными проблемами. В то же время задача-ориентированная модель больше фокусирует внимание на проявлении индивидом себя в решении конкретных практических задач.

6.Системные модели практики социальной работы

Системные модели являются самыми популярными социологическими моделями. Их много. Одну из них теоретически обосновали американские специалисты А.Пинкус и А Минахан. Они выделили в жизни индивида наиболее значимые системы: неформальные (семья, друзья, соседи и пр.); формальные (политические партии, профсоюзы и пр.); социетальные, (основные социальные институты школа, правоохранительные органы и пр.).

Проблемные ситуации в жизни человека возникают в случае нарушения либо искажения связи между ним и его окружением:

•      отсутствует тот или иной вид системы;

•      человек не знает о существовании системы, способной ему помочь (либо не желает воспользоваться ее помощью);

•      включение человека в ту или иную систему создает для него проблемы (например, зависимость);

•      конфликт различных систем.

Задача социального работника, использующего данную модель, выявить те стороны отношений между клиентом и системами, которые являются источниками проблем, и оказать ему помощь в преодолении этих проблем.

В практике социальной работы используются и другие варианты системных моделей. Одна из них – системноэкологическая модель. Она завоевала широкую популярность и стала основой «модной» в наши дни концепции «жизненной модели». Согласно этой модели люди постоянно адаптируются к окружающей среде путем взаимного изменения: индивиды изменяют среду и, в свою очередь, изменяются под ее воздействием. Понятие «взаимная адаптация» является здесь центральным при анализе отношений «личность среда». Существующие в обществе социальные проблемы, «загрязняют» социальную среду, снижая тем самым взаимную адаптацию. Нарушение адаптивного баланса выражается в несоответствии между потребностями человека и возможностями среды.

Основными причинами стрессов являются жизненные трансформации (изменение статуса, роли, возрастные изменения и пр.), воздействие среды (социальное неравенство), межличностные процессы (например, эксплуатация).

На протяжении своей жизни человек зачастую одновременно сталкивается с трудностями различного характера, которые необходимо преодолевать с помощью адаптационно-коррекционных техник.

Общим для всех системных моделей является фокусирование внимания на изменении окружающей среды; анализ в большей степени прямого воздействия одной личности на другую, а не скрытых мыслей и чувств, признание возможности достижения желаемого результата различными путями. С методологической точки зрения системная модель является интегрированной, поскольку предполагает одновременную работу и с отдельными индивидами, и с социальными группами,

и общностями, в которые они включены. Системный подход является скорее объясняющим, чем предписывающим какиелибо действия. В связи с этим системная модель оказалась трудно применимой к конкретной практической деятельности, но она является одним из основных методологических принципов и выводит теорию социальной работы на принципиально новый уровень анализа.

Системная и в том числе системноэкологическая модели еще раз подтверждают вывод о том, что теоретические противоречия различных систем научного знания, существующие на умозрительном уровне, достаточно успешно разрешаются на уровне практики, которая ориентируется на выполнение конкретных задач.

7.Системы обучения социальных работников за рубежом

   В мире насчитывается несколько десятков сотен высших школ социальной работы и специализированных факультетов университетов, подготавливающих профессиональных социальных работников. Только в Европе насчитывается свыше 500 учебных заведений, дающих образование в области социальной работы. В большинстве стран это образование финансируется государством, однако, существует немало и частных учебных заведений, например, в Италии, Франции. В некоторых странах частный характер школ обусловлен их принадлежностью к определенной религиозной конфессии. Например, в Португалии, Испании и странах Латинской Америки число школ, принадлежащих Римской католической церкви, заметно превышает число светских учреждений.    Наибольшее число учебных заведений было открыто в 60-е годы, когда социальная работа развивалась особенно бурно. В это время были созданы многие национальные и международные ассоциации социальных работников, начали издаваться профессиональные журналы, специализированные издания, был разработан международный этический кодекс социального работника. Большинство ученых считает, что социальная работа как самостоятельная профессия и академическая дисциплина утвердилась именно в 60-70-е годы прошлого столетия.    Обучение социальных работников отражает специфику национальных систем образования. Нет единого образца даже в пределах одной страны. Причем, различные модели мирно уживаются друг с другом.    Так, в Японии существует достаточно широкий выбор программ: два года обучения в местном колледже, четыре года занятий в колледже или университете (самый распространенный вариант) и два года аспирантуры в университете с получением степени магистра. Два университета предлагают докторантуру. Хотя школы социальной работы существуют здесь в рамках высшего образования и зачастую предъявляют те же требования к приему, что и университеты, их нельзя равнять с ними. Обучение продолжительностью 3-4 года рассматривается как узкотехническая, специализированная подготовка. Университеты предлагают широкое гуманитарное обучение. Выпускник школы получает диплом или степень социального работника.    Нет единого образца и в Соединенном Королевстве. Обучение социальной работе осуществляется в университетах, политехникумах, колледжах. Программы различные: четыре года обучения на степень бакалавра; один год обучения в аспирантуре; два года обучения для выпускников, закончивших другие факультеты; два или три года для тех студентов, которые не закончили полностью курс университета. Естественно, что выпускники получают квалификационные степени, дипломы и сертификаты.    В США профессиональная аттестация происходит на трех уровнях. Степень бакалавра -первая профессиональная степень. Она присваивается по окончании четырех лет обучения. Степень магистра присваивается еще через два года обучения в специализированной школе социальной работы, но достижима и после более короткого обучения для студентов, уже обладающих степенью бакалавра в области социальной работы. На докторскую степень требуется еще два года подготовки после магистратуры. К тому же по различным специализациям существуют “продвинутые” курсы и просто для продолжения образования по программам для тех, кто уже имеет степень магистра. Студенты, закончившие успешно курс, получают свидетельство. Кроме того, в местных колледжах действуют 2-годичные программы подготовки работников технического (вспомогательного) персонала в области социальной работы.    Теоретически каждому уровню соответствуют свои определенные обязанности. Но в жизни на практике эти границы часто стираются. Известны случаи, пишут американцы, когда социальные работники и без профессионального образования делали прекрасную карьеру и даже руководили целыми агентствами. Тем не менее, большинство контролирующих и административных должностей требуют степени магистра. Она нужна и для большинства должностей по психиатрии. Докторская подготовка требуется для преподавания, административной и научно-исследовательской работы. Итак, степень бакалавра является первой профессиональной степенью в социальной работе, до 1974 года таковой считалась степень магистра. Затем было решено, что бакалавр может стать полноправным членом Национальной Ассоциации Социальных работников США (НАСР).

Но споры о целесообразности присуждения профессионального статуса бакалаврам в США продолжаются.    Система профессиональной подготовки в США подразумевает пять учебных программ: поведение человека и социальная среда; политика социального обеспечения и службы социальной помощи; практика социальной работы; научно-исследовательская деятельность и полевая практика.    Важную роль в деле образования социальных работников разных стран играет Международная ассоциация школ социальной работы (IASSW), созданная в 20-е годы прошлого века. Одной из ее функций является экспертное оценивание национальных программ обучения социальной работе. Созданный при ней Международный комитет школ социальной работы (ICSSW) тесно сотрудничает с ООН и Международной организацией труда (МОТ), которая имеет в Женеве спра-вочно-информационный центр, хранящий всю документацию, касающуюся обучения социальных работников.    До середины 60-х годов моду в области образования социальных работников прямо или косвенно (через ООН) определяли США и Великобритания. Правительства других стран, желая получить все самое передовое, не только приветствовали, но и настаивали на использовании западных специалистов и советников. По их мнению, лучшие специалисты прибывали с Запада, особенно из США. Для того, чтобы открыть школы социальной работы в развивающемся мире, приглашались десятки американских, британских и канадских специалистов. Расширялось и обратное движение. Стипендии и стажировки привлекали в США, Англию и Канаду людей со всего мира. Это, естественно, способствовало интернационализации профессии и распространению единых стандартов в преподавании. Одновременно укреплялось влияние Запада в развивающемся мире.    В настоящее время, как пишет Дж. Биллапс (Материалы конференции по проблемам социальной работы, Каир, 1992) многие социальные работники развивающихся стран испытывают потребность вырваться за рамки так называемого “профессионального империализма” и выработать свои подходы, которые бы вписывались в культуру их стран и отвечали бы потребностям их развития.