Задания для самостоятельной работы. Предмет, задачи и методы возрастной психологии

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Литература: 1-4, 12, 14, 15, 17, 19, 21, 22, 23, 27, 32, 41

Вопросы для подготовки к занятию

1. Предмет, задачи и структура возрастной психологии.

2. Краткая история развития возрастной психологии.

3. Основные понятия возрастной психологии.

4. Методологические основы и методы исследования в возрастной психологии.

 

Требования к компетентности:

· понимать содержание учебной дисциплины «Возрастная психология, знать ее структуру.

· знать предмет и задачи возрастной психологии.

· уметь конкретизировать проблемы возрастной психологии примерами педагогической практики.

· понимать сущность методологических основ возрастной психологии.

· уметь выбирать адекватный метод для решения задач исследования и профессиональной деятельности.

Тестовый контроль

1. Возрастная психология как наука появилась в…

а) начале 17 века;

б) конце 18 века;

в) конце 19 века;

г) середине 20 века.

2. Возрастная психология изучает…

а) особенности развития психики человека в филогенезе;

б) особенности развития психики человека в определенном возрасте;

в) особенности психического развития и формирования личности человека в онтогенезе;

г) все ответы верны.

3. К возрастной психологии относятся такие разделы, как …

а) психология младенца;

б) дошкольная психология;

в) психология юности;

г) все ответы верны.

4. При проведении исследования психического развития ребенка важно…

а) любым способом получить достоверную информацию;

б) руководствоваться принципом не нанесения ущерба испытуемому;

в) соблюдать полную конфиденциальность и не посвящать испытуемого в цели исследования;

г) все ответы верны.

5. Психическое развитие на протяжении длительного времени изучается посредством…

а) сравнительного метода;

б) комплексного метода;

в) интерпретационного метода;

г) лонгитюдного метода.

6. Метод, позволяющий исследовать роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности, называется…

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, как он взрослеет. В неё входят перинатальная психология, детская и юношеская психология, психология зрелого возраста. Предмет- конкретные возрастные периоды, ...

а) близнецовый метод;

б) кросс-культурный метод;

в) биографический;

г) метод анализа продуктов деятельности.

7. Метод, который сопровождается активным вмешательством исследователя в изучаемое психическое явление, называется…

а) метод обработки данных;

б) метод наблюдения;

в) метод эксперимента;

г) кросскультурный метод.

8. С целью изучения воздействия различных культур на становление личности используется….

а) метод близнецов;

б) метод наблюдения;

в) метод эксперимента;

г) кросскультурный метод.

9. С целью исследования характера взаимоотношений в группе, наличия и количества «звезд», «изолированных», сплоченности группы и т.д. используется…

а) метод эксперимента;

б) социометрия;

в) кросскультурный метод;

г) анализ продуктов деятельности.

10. С целью изучения условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования используется…

а) метод наблюдения;

б) метод тестирования;

в) формирующий эксперимент;

г) анализ продуктов деятельности.

 

Задания для самостоятельной работы

1.Прокомментируйте нижеописанный факт и ответьте на вопросы:

1. Почему тема детства долгое время не освещалась в работах ученых и деятелей искусства?

2. Когда появились первые научные исследования возрастного развития детей?

3. Кто из известных людей прошлого является автором автобиографического материала, посвященного рефлексии на собственное детство, отрочество, юность.

4. Кто из известных писателей, ученых, философов опубликовал дневниковые записи, созданные в результате наблюдения за развитием собственных детей?

Французский психолог и демограф Ф. Ариес изучал вопрос о том, как в различные исторические эпохи деятели науки и искусства освещали в своих работах тему «детство». Так, в ходе исследований в области изобразительного искусства, Ф. Ариес установил, что вплоть до XIII в. искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать. «В том мире, — писал Ариес, — не было места для детства» [19, с. 17]. Дети изображались как уменьшенные взрослые. До XIII века детские образы в живописи встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах.

2.Ознакомьтесь с точкой зрения Д.Б. Эльконина на проблему происхождения детства. Согласны ли вы с мнением ученого? Насколько отличается протяженность детства в различных странах (приведите примеры).

Какие изменения претерпела протяженность данного возрастного этапа за последние сто лет? Попробуйте спрогнозировать: каким будет протяженность детства, согласно теории Д. Б. Эльконина, через 50 лет. Поясните свой ответ.

Согласно взглядам Д.Б. Эльконина, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку он не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате, естественное включение детей в производительный труд отодвигается [19, с. 25-26].

3.Заполните таблицу. С этой целью рассмотрите следующие методы исследования психического развития ребенка: наблюдение, эксперимент, беседа, тест, анализ продуктов деятельности.

16 стр., 7890 слов

Психологические концепции возрастного развития

... развития человека. .Рассмотреть основные понятия и методы исследования в возрастной психологии. .Изучить ведущие теоретические концепции и подходы возрастной психологии в зарубежной литературе. .Рассмотреть взгляды и концепции возрастного развития в отечественной психологии. .Сделать выводы. Методы исследования. Основным методом исследования ...

Метод Основная цель Достоинства метода Недостатки метода

4.Разработайте схему наблюдения, в ходе которой будут изучаться следующие явления: а) индивидуально-типологические особенности дошкольника; б) характеристики внимания учащихся 5-х классов; в) общение старшего школьника со сверстниками.

5.Предложите оптимальную стратегию и наиболее эффективный метод решения следующих задач:

1) определить: а) степень сплоченности детского коллектива; б) уровень психологической готовности к школьному обучению; в) уровень интеллектуального развития старших школьников.

2) изучить: а) агрессивность подростков; б) уровень предэкзаменационной тревожности; в) влияние наследственных факторов на развитие интеллекта; д) различие в усвоении моральных норм и правил в подростковом и юношеском возрасте; е) особенности мышления детей в разные периоды школьного возраста.

6.При изучении памяти детей дошкольного возраста была выдвинута следующая гипотеза: развитие механизма запоминания содержания литературных произведений основано на усвоении детьми приемов смысловой группировки материала и включении этих приемов в процесс запоминания. Какой эксперимент необходимо провести, чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу?[41].

7.Ознакомьтесь с проективной методикой«Рисунок семьи» [63; 67] и сделайте вывод о возможностях использования данной методики при проведении диагностического исследования детей. К какой группе методов относится данная методика? Какие достоинства и недостатки ей присущи? Может ли педагог на основе единичного анализа рисунка ребенка делать вывод о межличностных взаимоотношениях в семье? Поясните свой ответ.

8.Ознакомьтесь с экспериментом “Маленький Альберт”, проведенным Дж. Б. Уотсоном и Р. Райнер в 1920 году. Насколько правомерным, с позиции современным этических норм, является использование данного эксперимента? Предложите альтернативные варианты изучения процесса формирования страхов у детей.

11-месячного младенца, известного как Альберт Б., посредством классического обусловливания научили бояться белой лабораторной крысы. Поначалу ребенок не испытывал никакого страха к крысе. Затем были совершенны повторяющиеся “пробы”, в ходе которых один экспериментатор предъявлял Альберту крысу, а другой экспериментатор, находившийся за его спиной, производил громкий, пугающий звук, ударяя молотком по стальной пластине. В результате Альберт приобрел отчетливую боязнь крысы и (в меньшей степени) любого белого, мягкого или пушистого объекта. Хотя актуальные условия эксперимента иногда организовывались случайно, а реакция страха Альберта не всегда была такой предсказуемой или явной, как утверждается во многих учебниках, он все же приобрел реакции, сопоставимые с фобией – чрезвычайным, необъяснимым страхом некоего объекта или ситуации [14, с. 54].

 

Анализ психологических текстов. Ознакомьтесь с работой Э

Ознакомьтесь с работой Э. Эриксона «Идентичность: юность и кризис» [21, С. 285-301]. Заполните таблицу и ответьте на вопросы.

Возраст Результат Развития Нормальная линия развития Аномальная линия Развития

 

Вопросы: 1. Какие положения психоаналитической теории З.Фрейда легли в основу концепции Э. Эриксона? 2. Какой критерий использует Э. Эриксон для выделения стадий психического развития? 3. В чем различие во взглядах на проблему психического развития З. Фрейда и Э. Эриксона? 4. Почему концепция Э. Эриксона называется эпигенетической?

Тематика рефератов

v Основные положения теории конвергенции двух факторов В. Штерна.

v Теория трех ступеней К. Бюлера.

v Теория созревания А. Гезелла.

v Теория социального научения.

v Взгляды представителей гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт) на проблему психического развития человека.

 

Факторы, закономерности и динамика

Психического развития

Литература:1-5, 10, 12, 14, 15, 17-19, 21-23, 27-33, 41, 45, 47, 56

Вопросы для подготовки к занятиям:

1. Понятие психического развития.

2. Факторы и движущие силы психического развития.

3. Закономерности психического развития.

4. Возрастная периодизация психического развития.

Требования к компетентности

· понимать сущность процесса психического развития;

· уметь определять основные понятия темы: «развитие», «возраст», «социальная ситуация развития», «ведущая деятельность», «возрастные новообразования», «кризис развития»;

· знать факторы и закономерности развития;

· уметь выделять критерии периодизации;

· уметь анализировать теоретические концепции периодизации;

· уметь обосновывать свою профессиональную позицию, используя знания о закономерностях психического развития.

Тестовый контроль

1. К факторам психического развития можно отнести…

а) среду;

б) наследственность;

в) активность;

г) все ответы верны.

2. Под развитием в психологии понимают…

а) естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста;

б) количественные изменения;

в) созревание определенных структур организма;

г) последовательные, прогрессирующие, в целом необратимые количественные и качественные изменения.

3. В современной возрастной психологии под созреванием понимают…

а) последовательные, прогрессирующие, в целом необратимые количественные и качественные изменения;

б) количественный аспект развития;

в) естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста;

г) формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида.

4. Ведущей можно назвать такую деятельность, …

а) в которой возникают и дифференцируются другие деятельности;

б) в которой формируются и перестраиваются частные психические процессы;

в) от которой зависят психологические изменения личности;

г) все ответы верны.

5. Наиболее благоприятный возрастной период для развития каких-либо психических свойств, называется…

а) кризисным;

б) сензитивным;

в) стабильным;

г) противоречивым.

6. Возрастные новообразования – это…

а) характерные для каждой стадии развития качества, свойства, влияющие на развитие личности;

б) уровень произвольности психических свойств;

в) образование новых черт характера в процессе воспитания;

г) достижения ребенка в каком-либо виде деятельности.

7. Кризисные стадии развития – это…

а) краткие, но бурные стадии, характеризующиеся значительными сдвигами в развитии ребенка;

б) периоды, характеризующиеся быстрым физическим ростом;

в) периоды, характеризующиеся только негативными изменениями;

г) периоды, характеризующиеся нарушениями социализации ребенка.

8. Характеристиками кризиса развития могут быть…

а) неотчетливость границ;

б) трудновоспитуемость детей;

в) снижение темпа продвижения ребенка в ходе обучения;

г) все ответы верны.

9. Движущими силами психического развития являются…

а) противоречия между возрастающими способностями и старыми формами деятельности;

б) противоречия между порождаемыми новой деятельностью потребностями и возможностями их удовлетворения;

в) противоречия между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями;

г) все ответы верны.

10. Зона ближайшего развития — это…

а) те психические функции и свойства, которые сформировались у ребенка к определенному возрастному этапу;

б) количественная мера прогресса умственного развития в случае успешного лечения;

в) потенциальные возможности ребенка, которые реализуются при помощи взрослого;

г) показатель интеллектуального развития.

 

Задания для самостоятельной работы. 1.Используя литературу, опишите основные виды игр дошкольников

1.Используя литературу, опишите основные виды игр дошкольников. Заполните таблицу, приведите примеры.

Вид игры Характеристика игры Влияние на когнитивное развитие Влияние на развитие личности

 

2.По мнению Д.Б. Эльконина, сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности. Какова роль игры в психическом развитии ребенка дошкольного возраста? Охарактеризуйте структурные компоненты сюжетно-ролевой игры. Какие изменения претерпевают данные компоненты на протяжении дошкольного возраста?

3.По мнению Ж. Пиаже, дети с 2 до 7 лет находятся на дооперациональной стадии развития интеллекта. Как называются особенности мышления, описание которых приводится ниже?

1) Дети верят в то, что практически все движущиеся объекты живые.

2) Дети верят в то, что объекты и люди из фантазий и снов реальны.

3) Дети сосредоточены на собственных перцептивных образах и полагают, что все остальные видят мир так же, как и они.

4) Дети не способны иметь дело с абстракциями. Их мышление направлено на то, что происходит «здесь и сейчас», а также на физические объекты, которые они могут легко представить.

5) Дети не способны представить себе, что какой-то объект может вернуться в свое первоначальное состояние или связи между объектами могут быть двусторонними.

6) Когда маленьким детям показывают набор деревянных шариков, одни из которых красного цвета, а другие — желтого, и спрашивают их, каких шариков больше, красных или деревянных, они не могут правильно ответить на этот вопрос. Они не способны одновременно учесть и цвет, и материал, из которого сделаны шарики [14, с. 334-336].

4.Проанализируйте данные экспериментов Ж. Пиаже и Б. Инельдер. Выделите характеристики мышления дошкольника на основании этих данных.

1) Ребенку показывали макет, содержащий три горы разной высоты, причем каждая из них обладала каким-либо отличительным признаком: домиком, рекой, текущей по склону, снежной вершиной. Экспериментатор давал ребенку несколько фотографий макета, на которых все три горы были сняты с различных сторон; домик, снежная вершина и река были хорошо видны на всех снимках. Ребенка просили выбрать фотографию, на которой были изображены так же, как он их видит. Ребенок обычно выбирал правильный снимок. Затем ему предлагали выбрать такую фотографию гор, которую видит кукла, посаженная на другую сторону макета. Кукла была без лица, чтобы ребенок не мог проследить за направлением ее взгляда. И здесь ребенок снова выбирал снимок, где макет был изображен так, как он видит его сам. И сколько бы экспериментаторы не пересаживали куклу или ребенка, он всегда давал ошибочный ответ.

2) Ребенка 5 лет, у которого двое братьев и сестра, спрашивают: «Сколько у тебя братьев?»- «Два: Миша и Коля». – «А сестер?»- «Одна: Валя».- «Сколько братьев у Коли?»- «Один: Миша». – «А сестер?»- «Одна: Валя».- «Сколько братьев у Миши?» — «Один: Коля». – «А сестер?»- «Одна: Валя».- «Сколько братьев у Вали?»- «Два: Миша и Коля» и т.д.

3) Пятилетним детям показывают рисунки цветов на отдельных карточках- 7 примул, 2 розы, 1 гвоздику — и спрашивают: «Все ли примулы-цветы?»- «Да». – «Все ли эти цветы-примулы?» — «Нет. Здесь еще две розы и гвоздика». – «В букете больше примул или цветов?» — «Больше примул, потому что всего три цветка». – «Но если убрать цветы, останутся примулы?»- «Нет, это тоже цветы?»- «Ну, так как же, здесь больше цветов или примул?»- Больше примул, потому что у нас только три цветка» и т.д.

4) В опытах ребенку давали два сосуда одинаковой формы и размера, наполненные красными и синими бусинками, и просили вынимать их одновременно обеими руками и перекладывать по одной в другие два сосуда: синие бусины — в сосуд правой рукой, красные — в сосуд левой рукой. Когда ребенок наполнял сосуды, его просили их сравнить. Ребенок был уверен, что в обоих сосудах одинаковое число бусинок. Тогда его просили синие бусины высыпать в сосуд другой формы и размера. Младшие дети, наполняя высокий и узкий сосуд до более высокого уровня, утверждали, что в нем больше бус, чем было в прежнем; наполняя низкий и широкий, считали, что их меньше.

5) Ребенка 7 лет спрашивают: «Живое ли солнце?» – «Да». – «Почему?» – «Оно двигается».

6) Дошкольника спрашивают: «Почему Луна не падает?»- «Потому что большая (светит)» [66, с. 375-376].

5.В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется уровень притязаний и самооценка, в содержание которой входит оценка внешности, собственных моральных качеств, различных умений. Выделите факторы, которые оказывают непосредственное влияние на формирование самооценки и уровня притязаний у дошкольников.

6. Исследование Т.Н. Ковалевой (1991) показало, что разновозрастная группа является наиболее предпочтительной для успешного развития дошкольника как субъекта общения и деятельности. Попробуйте найти объяснение данному научному факту. Какие преимущества имеет разновозрастная группа детского сада в сравнении с группой детей одного возраста?

7. Прочтите текст и ответьте на вопросы.

Наблюдения за дошкольниками показали, что уже в этом возрасте некоторые дети пользуются популярностью среди сверстников, а другие – нет. По мнению психологов, данное положение может сохраняться на протяжении длительного периода: детей, которых отвергали в детском саду, скорее всего, будут отвергать и в школе. При этом, как отмечает Я.Л. Коломинский, «…для того, чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников, ребенку необходимо обладать многими положительными чертами; для того, чтобы попасть в число непопулярных и даже изолированных детей, им часто достаточно обладать одной-двумя отрицательными чертами» [49, c. 174]. Поэтому очень важно распознать отверженных детей и своевременно оказать им помощь, что, в свою очередь, будет способствовать успешной социализации ребенка. Исследования показали, что популярные в детском саду дети обладают следующими качествами:

· Умеют организовать игру, не навязывая свою волю другим детям.

· Умеют устанавливать дружеские отношения и поддерживать их.

· При необходимости приходят на помощь.

· Способны поддержать разговор; с удовольствием делятся интересной информацией.

· Умеют разрешать конфликты без применения агрессии.

· Обладают приятной внешностью, аккуратны.

Отверженные дети, как правило, обладают следующими качествами:

· Проявляют агрессию, нарушают нормы поведения.

· Неаккуратны, неопрятны.

· Проявляют упрямство, грубость, бурно выражают негативные эмоции.

· Не обладают игровыми навыками, замкнуты, молчаливы, держатся в игре особняком [14, 49].

Вопросы:

1. Что, на ваш взгляд, является причиной, а что следствием: отверженный ребенок ведет себя недружелюбно вследствие того, что его игнорируют, или причиной такого отношения к нему других детей служит изначально негативное поведение отверженного ребенка?

2. Почему у одних детей есть навыки, делающие их популярными среди сверстников, а у других такие навыки отсутствуют?

3. Как влияют социально-психологические характеристики семьи на формирование социальных навыков ребенка, а именно: тип семьи и ее структура, отношения между родителями, стиль воспитания в семье, наличие или отсутствие сиблингов?

4. Какую помощь могут оказать родители и педагоги дошкольного учреждения в преодолении ребенком отвержения со стороны сверстников?

8.Ознакомьтесь с формами общения дошкольника со сверстниками. Определите возраст, в котором проявляются данные формы общения. Какие психические и личностные новообразования ребенка способствуют появлению данных форм общения? Выделите специфические особенности общения ребенка со сверстниками, отличающие его от общения со взрослыми. Какова роль взрослого в формировании общения дошкольников друг с другом? Какую помощь могут оказать педагоги и родители в организации успешного взаимодействия детей?

1. Эмоционально-практическое общение со сверстниками. Ребенок проявляет интерес к сверстнику, стремится привлечь его внимание и получить эмоциональный отклик партнера. Взаимодействие дает ребенку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом, и сопровождается переживанием положительных эмоций. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Общение носит ситуативный характер и зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, а также от практических действий партнера. Основные средства общения – выразительные движения. Речь используется как средство общения только при наличии зрительного контакта и выразительных движений.

2. Ситуативно-деловое общение со сверстниками. Общение возникает в процессе ролевой игры и разворачивается как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений (мать-дочь, водитель-пассажир) и на уровне реальных отношений, то есть существующих за пределами разыгрываемого сюжета: дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других. Главным содержанием общения детей становится деловое сотрудничество. Наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность в признании и уважении со стороны сверстников. Дети постоянно сравнивают cебя со сверстниками. В общении появляется конкурентное начало. На этом этапе начинают преобладать речевые средства общения, однако речь продолжает оставаться ситуативной.

3.Внеситуативно – деловое общение со сверстниками. Примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети могут продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Общение происходи на фоне совместного дела, то есть общей игры или продуктивной деятельности. Дети начинают проявлять сопереживание, стремятся помочь другому ребенку или поделиться с ним. Сверстник становится не только предпочитаемым партнером по совместной деятельности, не только предметом сравнения с собой и средством самоутверждения, но и самоценной целостной личностью [68, С. 74-79].

9.Прочтите результаты сравнительного анализа исследований разных лет, в ходе которых изучалась личностная готовность детей 6-7 лет к школе, и ответьте на вопросы.

По мнению Л.И. Божович, показателем личностной готовности ребенка к школе является «внутренняя позиция школьника», которая проявляется и выражается в стремлении ребенка пойти в школу и начать учиться (Божович Л.И., 1968).

Внутренняя позиция школьника проявляется как результат соединения познавательных и социальных мотивов учения. В исследовании, проведенном под руководством Л.И. Божович в 40-е годы XX века, было показано, что в конце дошкольного возраста (6-7 лет) дети начинают проявлять стремление к школе и учению.

Но в 70-е годы прошлого века Л.И. Божович отмечала, что детей с ярко выраженной внутренней позицией школьника становится все меньше. Исследования Н.И. Гуткиной, проведенные в начале 90-х годов, также подтвердили эту тенденцию (Гуткина Н.И., 2004).

В 2004-2006 году В.В. Назаренко было проведено исследование внутренней позиции школьника у детей 6-7 летнего возраста. Сравнение полученных данных с результатами, полученными Н.И. Гуткиной, показало, что уровень выраженности внутренней позиции школьника у современных детей существенно ниже, чем у их сверстников начала 90-х годов прошлого века [58, С. 187-188].

Вопросы: 1) Чем, на ваш взгляд, объясняется снижение уровня сформированности внутренней позиции школьника у современных детей по сравнению с их сверстниками начала 90-х? 2) Каким образом можно формировать стремление к школе и учению у дошкольников? 3) Уделяют ли родители и педагоги достаточное внимание формированию данного личностного новообразования?

10.Многие современные родители не могут себе представить, что ребенок пойдет в первый класс, не умея читать, писать и считать. Они полагают, что будущего первоклассника необходимо целенаправленно готовить к школе. С этой целью ребенок должен посещать подготовительные занятия к школе, где его обучают основам арифметики, письма и чтения.

Как вы считаете: насколько полезны подобные занятия для будущего первоклассника? Выделите плюсы и минусы данного обучения. Какой категории детей необходимо посещать занятия, подготавливающие к школе?