Цель:ориентироваться в пространстве предмета юридической психологии.
Задачи:
– формировать умение ориентироваться в пространстве профессиональных и личностных целей;
– познакомить со способами структурирования учебной информации;
– развивать аналитические умения при работе с теоретическим материалом;
– повышать культуру самонаблюдения, самодиагностики, самоанализа.
Задание 1. Определение личных целей в пространстве изучения юридической психологии
Изучение любого предмета деятельности начинается с целеполагания, поэтому практика в данном занятии предполагает упражнение на определение своих целей, их анализ и самодиагностику умений ставить перед собой цели.
Цель задания: развитие умений определять и формулировать личностные цели, соотносить их со своими ценностными ориентациями.
Для лучшего понимания себя воспользуйтесь нижеприведенными тестами и рекомендациями.
Тест 1. Жизненные цели и потенциал личности1
Цели могут быть разные. Считается что: ближайшие – ситуативные цели – < 1 года; средние оперативно-тактические – 1–5 лет: далекие стратегические > 5 лет.
А. Напишите ваши ближайшие, отдаленные и самые далекие цели. Определите, насколько сроки их достижений зависят лично от вас?
Б. Выделите, какую из ваших целей вы считаете главной?
В. Ответьте на следующие вопросы:
1. Кем вы обычно бываете в компании друзей: а) заводилой; б) активным партнером, помощником; в) добросовестным исполнителем?
2. Если бы вам вновь представилась возможность выбора, в какой области знаний вы предпочли бы работать: а) природа; б) техника; в) человек?
3. Есть ли человек, с которого вы берете пример? Да………… Нет…… Если да, то в чем именно?
4. Сколько приблизительно лет вы рассчитываете прожить?
5. При знакомстве с людьми вы чаще всего в них замечаете:
а) положительные черты,
б) отрицательные,
в) и то и другое одновременно?
Полагаем, что искренние ответы на эти вопросы помогут более осознанно продолжить выполнение тестового задания:
Задания для филологов
... -адрес: http://ruthenia.ru/folklore/novik8.htm Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы («Замкнутое время сказки», «Художественное пространство сказки») // Лихачев Д.С. Историческая поэтика древнерусской литературы. Смех как мировоззрение. СПб, ... литературы ХIХ – ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. – М., 1987. 2 Галиуллин Т. Человек будущего // Татарстан. – 2003. -- N 2. – С. 52-57. Ибрагимов М. ...
Ответьте на следующие вопросы:
1. В какой мере, с вашей точки зрения, поставленные вами жизненные цели достигнуты на сегодня? (в %)
2. Насколько вы реализовали ваши изначальные потенциалы к настоящему времени? (в %)
3. Как часто вы ошибались в людях, т.е. ваши ожидания, предположения о поведении человека не оправдывались? (в %)
4. В какой мере вы реализуете свои силы и способности в работе, которую вы выполняете сейчас? (в %)
5. Насколько вы уверены в точности своих ответов? (в %)
Сопоставьте результаты ответов с диагностической шкалой.
Диагностическая шкала к тесту «Жизненные цели и потенциал личности»
№ п/п |
Шкала |
Уровень |
||
высокий |
средний |
низкий |
||
1 |
Мера удовлетворенности достигнутыми жизненными целями |
>80 |
50–80 |
<50 |
2 |
Уровень самооценки жизненного потенциала |
>50; >60 |
30–50 |
<30 |
3 |
Уровень коммуникативной компетентности |
>90 |
70–90 |
<70 |
4 |
Степень реализации личностного потенциала |
>80 |
50–80 |
<50 |
5 |
Степень понимания себя |
>70 |
40–70 |
<40 |
Полученные результаты следует расценивать как первичную информацию о ваших потенциальных возможностях в реализации намеченных целей. Возможно, что полученные результаты вас не обрадуют, но это первые шаги к пониманию себя и своих возможностей самореализации.
Рекомендации по формированию личных целей
Формирование личных целей требует умений, как и любое дело. Что следует помнить, и какие правила соблюдать, чтобы ваши личные цели были реализуемыми?
Вначале сформулируйте личную цель и опишите ее, следуя правилам эффективного целеобразования.
Правило 1.Реализуемая личная цель формулируется в терминах достижения цели (получения результата).
Реализуемая цель (пример) |
Нереализуемая цель (пример) |
1. Я хочу стать (быть) сильным |
1а. Я не хочу быть (стать) слабым 1б. Я хочу избежать слабости 1в. Я хочу перестать быть слабым |
2. Я хочу стать хорошим специалистом |
2. Я не хочу получать низкие оценки |
Правило 2. Реализуемая личная цель направлена на изменение себя, а не других людей. Если желаемый результат предполагает участие других лиц, определите, что требуется именно от вас, чего вы хотите для себя. Мы часто не можем достичь цели в силу объективных, на наш взгляд, трудностей. Цель станет реализуемой лишь будучи контролируемой вами. Спросите у себя: «Желая изменить других или конкретные обстоятельства жизни, чего я тем самым хочу достигнуть для себя? Возможно, изменить привычное, ожидаемое от меня поведение, эмоциональное отношение?» Заново определите свою цель с учетом этого критерия.
Правило 3. Цель станет более реалистичной, если в ней учитывается то, как, каким образом вы узнаете о ее достижении. Для этого сформулируйте цель в категориях чувственного опыта, уменьшив ее до уровня первичных ощущений. Правильная формулировка цели предполагает ответ на вопросы: «Как выглядит достижение цели? Как ее можно почувствовать? Каким образом осознать?».
Правило 4. Планирование больших, жизненно важных задач предполагает выделение промежуточных целей, конкретных этапов достижения. Цель, относимая к определенному будущему, может стать реальностью, если представить ее непосредственно, вообразить себя там и тогда, где и когда желаемый результат достигнут. Опишите, по каким признакам в своем поведении или состоянии вы узнаете, что достигли цели.
Правило 5. Определите желаемые и нежелательные побочные результаты достижения планируемой цели. Как повлияет достижение данной цели на другие ваши интересы, планы, намерения, другие стороны вашей жизни?
Если ожидаемый результат непротиворечиво войдет во все уровни организации жизненного опыта (отношения с людьми, поведение, возможности, убеждения, ценности личности), то вы сможете наиболее эффективно организовать свое поведение для ее реализации. Если достижение цели может привести к дополнительным трудностям или нежелательным последствиям, вызывает у вас внутренний дискомфорт, или вы сомневаетесь в ее желательности и достижимости, переформулируйте ее. Переопределите свою цель с учетом выявленных ограничений и нежелательных последствий.
Правило 6. Определите, какие психологические ресурсы вам необходимы для достижения цели. Какими возможностями вы уже обладаете? Какие личные ограничения могут препятствовать достижению цели? Что нужно изменить в себе для достижения желаемого результата?
Итак, ваши цели а пространстве изучения юридической психологии:
1. …
2. …
3. … и т.д.
Рефлексивный анализ практической работы
Ответьте на вопросы:
– Какие из предложенных правил целеполагания вы использовали ранее, а какие вы готовы воплотить в практику организации своей жизнедеятельности?
– Что было неэффективным в ваших привычных способах целеполагания?
Тест 2. Тест на определение уровня потребности в достижении2
Реализация поставленных вами целей во многом будет зависеть от уровня готовности к их достижению.
Определить свой уровень готовности к достижению можно, пройдя предложенную ниже тестовую методику.
Инструкция. Если вы согласны с утверждением, то напишите «Да» рядом с его номером. Если не согласны, то напишите «Нет». Имейте в виду, что утверждения коротки и не могут содержать все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации. Возможно, что некоторые утверждения будет трудно отнести к себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «Да» или «Нет». Не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение. Хороших или плохих ответов не существует.
Заготовьте свой бланк для заполнения в «Рабочей тетради» по заданной схеме и приступайте к ответам на предъявленные ниже суждения и вопросы.
2. |
16. |
1. |
11. |
6. |
18. |
3. |
12. |
7. |
19. |
4. |
13. |
8. |
21. |
5. |
15. |
14. |
22. |
9. |
17. |
|
|
10. |
20. |
Сумма «Да» |
Сумма «Нет» |
1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.
2. Если я лишусь любимого занятия, то жизнь для меня потеряет смысл.
3. Для меня в любом деле важнее его исполнение, а не конечный результат.
4. Считаю, что люди страдают больше от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
5. По-моему, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
10. Мои родители считали меня ленивым ребенком.
11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
12. Мои родители слишком строго контролировали меня.
13. Терпения во мне больше, чем способностей.
14. Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, если даже шансы не в мою пользу.
17. Я неусердный человек.
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях, чем о происшествиях.
20. Мои близкие обычно не одобряют моих планов.
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
Обработка. Подсчитайте количество ответов «Да» в левой колонке бланка. Подсчитайте количество ответов «Нет» в правой колонке. Сложите оба числа. Сумму сравните с психодиагностической шкалой.
Психодиагностическая шкала
Свойства |
Уровень |
||||
низкий |
нижесреднего |
средний |
выше среднего |
высокий |
|
Потребность в достижениях |
0–10 |
11–12 |
13–14 |
15–16 |
17 и выше |
Задание 2. Методы юридической психологии
Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных закономерностей. Эти методы можно классифицировать как по целям, так и по способам исследования.
Напомним, что к основным психологическим методам в юридической психологии, позволяющим получить информацию о человеке, как и в целом в психологической науке, относят – наблюдение и эксперимент.
Объясните, почему эти, а не другие известные методы относятся к ведущим методам психологии?
Схема самостоятельной работы
Вам предлагается, пользуясь учебной литературой, определить суть каждого из представленных в прил. 1 методов. Охарактеризуйте их специфику и роль в юридической психологии. Оцените слабые и сильные стороны.
Ответьте на вопросы:
Какие еще методы разрабатывались в юридической психологии и используются для изучения личности преступников и их противоправной деятельности? К каким нетрадиционным методам прибегает сегодня юридическая психология в определении мотивов преступления и способов его свершения?
Исследование методов лучше фиксировать в таблице, вариант которой вам предлагается:
Методы юридической психологии
Название метода и возможности метода |
Условия эффективного применения |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задачи на закрепление знаний о методах исследования
** 1 **
Исследователь, стремясь собрать как можно больше информации по конкретному лицу, меняет свой привычный образ жизни и деятельности, подстраивая ее под деятельность подозреваемого. Для проверки своей гипотезы и ответа на главный вопрос – действительно ли этот человек причастен к совершению преступления, – ему потребовалось собрать информацию о его манерах поведения, о некоторых личностных характеристиках и о связях с другими лицами. Дожидаясь проявления предполагаемых качеств, исследователю потребовалось не только много времени, но и терпения.
Вопрос: Назовите метод и его разновидность. …
** 2 **
Этот метод широко используется в практике психологического исследования, в данном случае применяется в судебной психологии. Этот метод отличается от других тем, что он стандартизирован, его процедура выверена, включает в себя вопросы, по ответам на которые судят о психологических качествах личности. Его результаты представляются в количественных и качественных характеристиках. Получение необходимых данных и обобщение результатов осуществляется только психологом.
Вопрос: Назовите метод и его достоинства по сравнению с другими методиками…
** 3 **
Исследователь изучал, как выполнено трудовое задание, какие навыки у испытуемого имеются, какие способности он может проявить.
Вопрос: Назовите метод, и обоснуйте, в какой области юридической психологии он может использоваться и с какой целью. …
** 4 **
Следователь собирает информацию о правонарушителе. В качестве экспертов он использует ближайшее окружение субъекта – лиц, хорошо знающих подозреваемого. Особенностью этого метода является выявление количественных проявлений свойств личности объекта изучения и его поведенческих реакций. К обобщению зафиксированных результатов может привлекаться психолог. …
Вопрос: Что это за метод, и каковы его возможности? …
** 5 **
Метод, в основе которого лежит изучение текстового или аудиального материала (аудиозапись, статьи, выступления, письма, заметки, материалы интервьюирования).
Вопрос: Что это за метод, и в каких целях он может быть использован?
** 6 **
Следователь предлагает допрашиваемому поиграть в игру, цель которой воспринимается подозреваемым как снятие напряжения во время допроса. Правила игры – быстрый ответ на вопрос одним словом, какое первым приходит в голову?
Вопрос: Как называется этот метод и какова его истинная цель? Какие механизмы психики задействуются во время этой игры? Кто предложил этот метод?
Задание 3. Рекомендации к изучению истории развития юридической психологии
Предлагаем, готовясь к этому вопросу, использовать прием структурирования материала. Примером для такого структурирования может быть заполнение таблицы в рабочей тетради по предложенному образцу.
Название исторического периода в развитии западной (или отечественной) психологии |
|||
Социально-исторические события |
Основные достижения (утраты) юридической психологии в этот период |
Имена ученых, внесших наибольший вклад в развитие юридической психологии, годы их творчества |
Название их работ и основной смысл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература
1. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. 608 с.
2. Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1991. С. 79–81.
3. Прыгунов П.Я. Практикум по юридической психологии ролевого поведения (для сотрудников правоохранительных органов): учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. 256 с.
?
Тест для самопроверки
1. В предмет юридической психологии не входит:
а) изучение психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере права;
б) исследование психологических закономерностей развития психики человека;
в) изучение психологических механизмов развития личности преступника;
г) разработка социально-психологических основ профилактики преступлений.
2. Какой из перечисленных разделов не относится к юридической психологии:
а) правовая психология;
б) пенитенциарная психология;
в) судебная психология;
г) возрастная психология.
3. Стандартизированное психологическое исследование, в результате которого оцениваются личностные характеристики и состояние психических процессов, – это:
а) эксперимент;
б) тест;
в) беседа;
г) наблюдение.
4. Кому принадлежала ошибочная идея врожденной преступности:
а) А.Ф. Кони;
б) Ч. Ломброзо;
в) М.В Бехтерев;
г) Л.И. Петражицкий.
5. Кому из российских ученых (в 60-х годах) принадлежит приоритет в возрождении и развитии юридической психологии:
а) А.Р. Ратинов;
б) Ю.В. Ивашкин;
в) Л.М. Корнеев;
г) А.В. Дулов.
6. Кто из психологов приблизил криминалистов к созданию лай-детектора (детектора лжи)?
а) К. Сотони;
б) А.Е. Брусиловский;
в) С.В. Позднышев;
г) А.Р. Лурия.
7. В каком из методов не требуется обращение к прямым вопросам?
а) контент-анализ;
б) тесты;
в) ассоциативный эксперимент;
г) беседа.
Раздел II психологические феномены в юридической психологии
Практическое занятие 2 Психологические феномены и их проявление в сфере права
Цель: формирование психологической культуры будущих юристов: осознание профессионально значимых качеств и способов их саморазвития, повышение заинтересованности и развитие потребности в личностном и профессиональном росте.
Задачи:
– актуализировать основные положения теории, закрепить знания о познавательных психических процессах, личностных качествах и психических состояниях;
– формировать интерес к исследованию своих психических процессов и состояний, личностных качеств и поведенческих характеристик;
– развивать умения самоанализа и саморегуляции психоэмоциональных состояний.
Часть 1 Познавательная деятельность юриста
Теоретический и практический материал данной части направлен на актуализацию знаний о познавательных психических процессах, сенсорных, интеллектуальных способностях юриста, их значении в профессиональной деятельности специалиста и способах их диагностики и саморазвития.
Сенсорные способности человека
Некоторые профессии юридической сферы требуют от специалиста высокого уровня развития познавательных психических процессов, памяти, мышления, воображения, в том числе и сенсорных процессов.
Хорошо развитые сенсорные процессы становятся условием для развития сенсорных способностей, обеспечивающих специалисту успех в его профессиональной деятельности.
Под сенсорными способностями чаще всего понимаются функциональные возможности организма, которые обеспечивают ощущение и восприятие человеком окружающего мира и себя самого.
Само понятие способности имеет разное толкование, но чаще всего способности определяют как индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкость усвоения и успешность выполнения какой-либо деятельности. В контексте с сенсорными возможностями человека, ощущением, восприятием (перцепцией), говорят о степени реализации природных возможностей. И хотя их развитие имеет объективные границы, но, тем не менее, мы можем существенно отличаться друг от друга по качеству получения информации из окружающего мира с помощью наших органов чувств.
Сенсорные способности в профессиональной деятельности юриста: основные теоретические положения и рекомендации к саморазвитию
Термин сенсорные способностипроизошел от лат.«sensus» – чувство, иными словами, – это способность человека к чувствительности, или возможность получать ощущения от окружающего мира, благодаря органам чувств (анализаторам).
В контексте повышения психологической культуры юриста под сенсорными способностями мы предлагаем понимать не просто возможность иметь ощущения, но и осознаваемое человеком психическое качество, которое он намеренно может использовать и как средство познания себя, окружающего мира, и как средство саморазвития.
Возникает вопрос: нужно ли расширять диапазон сенсорной чувствительности, и что следует понимать под расширением чувствительности? Высокая чувствительность (сверхчувственное восприятие) – это норма или патология?
Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим некоторые известные в науке исходные позиции.
Известно, что проявление сенсорных способностей зависит от качества функционирования сенсорных процессов, прежде всего процесса ощущения. Напомним, что процесс ощущения дает нам информацию об отдельных свойствах предметов объективного мира, а процесс восприятия – о предметах или явлениях в целом. Тот и другой процессы возможны, если предмет, объект или явление окружающего мира воздействует на наши органы чувств.
Процесс ощущения не изолирован от других познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти и от качеств личности, ее направленности. Сенсорные впечатления осознаются человеком, кодируются словом, накапливаются, обретая статус сенсорного опыта. Человек всегда активен по отношению к воспринимаемому. Сенсорные впечатления могут ему нравиться, не нравиться, вызывать разные переживания.
Согласно физическим законам, ощущение порождается волновыми колебаниями, поступающими к нам от предметов или явлений внешнего мира или внутренних процессов, происходящих в организме. Человеческий мозг способен преобразовать эти колебания в образы чувствительности, знаковую систему (слово, мысль), что в свою очередь может вызвать переживание психических состояний. Таким образом, энергия внешнего раздражителя в анализаторе претерпевает ряд превращений, становясь фактом сознания.
В качестве механизма, организующего (направляющего) психическую деятельность человека, можно рассмотреть внимание. Внимание– это избирательная направленность сознания на определенные предметы или явления. Оно создает условие для того, чтобы познавательные психические процессы включились в тот режим работы, который затребован деятельностью человека. Например, случайно порезанный палец можно и не заметить, даже если воздействие на него было сильным, но это только тогда, когда внимание человека сконцентрировано на какой-то сложной деятельности.
Как известно, каждый анализатор имеет порог ощущения (величина раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение).
Порог ощущения обратно пропорционален чувствительности анализатора. Чем ниже порог, тем выше чувствительность [4]. Если раздражитель выходит за пределы возможностей анализатора к ощущению, то может возникнуть болевой эффект, например яркий свет, очень сильный звук и т.п. Если раздражитель сверхслабый, то он может не вызывать ощущений, глаз может не увидеть, а ухо не услышать. То же касается порога чувствительности к различению. У каждого человека может быть свой порог ощущений, но у большинства людей он колеблется в определенных пределах. Этот предел принято считать нормой. То, что выходит за норму снижения порога чувствительности, относится уже ксверхчувствительности. Иногда эти ощущения называют экстрасенсорными3(отлат.extra– «сверх», «вне»).
И это будет действительно правильно, если под экстрасенсорными способностями рассматривать только один показатель – особую чувствительность анализаторов, проявляющуюся при особых психических состояниях или условиях. Людей, обладающих такой особой чувствительностью, могут отличать природные особенности или тренированность органов чувств, опыт ощущений в особых условиях и состояниях.
Коснемся пока чисто сенсорных проявлений. Есть люди, которые от природы обладают абсолютным слухом, необычайной остротой зрения, тонким обонянием и осязанием. Однако природа здесь не всегда играет главную роль. Эти качества развиваются при условии необходимости. Что это за необходимость? Прежде всего, деятельность, которой человек вынужден заниматься, и которая предъявляет к его способностям требование стать более чувствительным к восприятию каких-то условий. Например, ткачи могут различать до сорока оттенков черного цвета, обычный человек различает едва семь. Парфюмеры способны дифференцировать запахи, что для обычного человека остается недоступной задачей. Известен факт, что украинские партизаны обладали способностью ночного видения, потому что их активная жизнь велась в ночное время, и их выживание зависело от умения видеть в темноте.
Повышению чувствительности способствует не только деятельность, но и желание самого человека заглянуть в потенциальные возможности своей психики, его потребность в самоактуализации своих возможностей.
Потенциальные возможности особой чувствительности есть у каждого человека. А экстрасенсы – это не только те, кого природа наделила необычайными способностями к более тонкому восприятию мира, но и те, кто намеренно эти способности в себе развил.
Столь ли необходимы юристу эти качества? Начнем с того, что дает хорошая чувствительность, какую она услугу может оказывать в решении профессиональных задач юриста. Ясно, что сама по себе деятельность юриста не предъявляет высоких требований к его сенсорным качествам, но такие юридические действия, как расследование преступлений, участие в оперативных действиях, адвокатская, судебная и даже нотариальная деятельность, при высокой ответственности человека к ее качеству и длительной практике, может стать условием повышения сенсорной чувствительности специалиста. Работая в дефиците информации, бывает очень важно оперативно получить о человеке информацию, которая может определить исход событий, повлиять на ситуацию. Иногда требуется прочувствовать и выявить преступный замысел человека, и это – шаг к успеху. Может, как раз этого шага будет недоставать, когда потребуется принять очень ответственное решение и не поддаться на лесть и ролевую провокацию дельцов, обманщиков и других категорий преступников. Все это осознанно или неосознанно заставляет человека быть внимательным к тем внутренним состояниям и ощущениям, которые у него возникают. Однако качество развивается более эффективно, если оно становится в поле внимания самого человека и обретает целенаправленный характер. Стоит ли пренебрегать таким опытом?
Какой же сенсорный канал в этом случае мы задействуем? Где он находится? Это следствие натренированного глаза, уха, носа или руки? Нельзя исключить ни один из этих каналов, но наиболее важную функцию, на наш взгляд, выполняют телесные комбинированные ощущения и наша способность их осознавать. Их можно назвать внутренними психическими ощущениями, или интрапсихическими,где сенсорные играют вспомогательную роль, так как материализуют наше желание «увидеть», «услышать», «почувствовать» то, что лежит за пределами видимого [3]. Именно эти ощущения материализуют наши переживания, наши чувства, опредмечивают нашу интуицию. Например, почувствовать, как в нас отзывается та или иная картина, цветок, человек, дерево, увядающее растение, для этого мало видеть, для этого нужно воспринять это явление всем своим существом, посмотреть на него по-иному, переступить за рамки привычного восприятия мира и прислушаться к тому сенсорному языку, на котором говорит наше тело. Это и есть то самое важное условие, о котором мы с вами упомянули выше. По-другому можно сказать так: войти в несколько другое состояние восприятия, отличающееся от обыденного, которое и будет отличаться тем, что в нем актуализируются ощущения, на которые ранее человек не обращал внимания.
На предмет более дифференцированного, слабо улавливаемого ощущения может быть исследован не только окружающий мир. Сам человек может стать для себя объектом исследования. Например, исследовать, как воспринимаемые объекты окружающего мира отзываются в нашем теле. При условии концентрации внимания на своих телесных ощущениях и желании почувствовать их «язык», можно ощутить напряжение или расслабление, приятное или неприятное ощущение, тепло или холод и т.п. реакции, за которыми могут последовать мысли, образы, эмоции. Эти интрапсихические ощущения, если они подкрепляются обратной связью, т.е. приближаются к объективной оценке внешних воздействий, при условии их повторяемости могут быть использованы как дополнительный источник информации.
Таким образом, «язык» собственного тела может стать не только источником информации о себе, своем самочувствии, о психической и биологической энергии, циркулирующей в теле, но и послужить в качестве дополнительного средства познания и ориентации в окружающем мире. Переживание новых психических состояний, порожденных комбинацией новых сенсорных ощущений (обретением нового телесного опыта), позволяет осознать еще один инструмент, который человек может успешно использовать в познавательной деятельности.
Многолетняя практика показала, что повышение сенсорной чувствительности идет не по принципу изменения порога чувствительности анализатора, что можно подтверждать только в условиях лабораторного исследования, а по принципу расширения диапазона осознанности своих сенсорных ощущений, что в целом переживается человеком как новые психические состояния.
Итак, мы можем говорить лишь о расширении диапазона осознанности сенсорных состояний (интрапсихических состояний), большую роль в которой играет внимание к этим состояниям. В этом случае выделяется параметр нефизиологическогоплана, аинтрапсихического, психологического,и рассматривать его возможно как качественную характеристику сенсорных способностей индивида.
Расширение диапазона чувствительности позволяет понимать вещи, которые при обычном уровне восприятия и чувствительности понять очень сложно, а в отдельных случаях просто невозможно. Человек вынужден будет довольствоваться неполным, а часто и искаженным пониманием важных для него вещей, поскольку оно будет основываться не на собственном опыте, а на опыте других людей или на описаниях, сделанных другими.
Полагаем, что знания, в основе которых будет лежать чувственный (сенсорный) опыт, могут стать более надежным помощником и опорой в социальной саморегуляции, чем заученные рекомендации. Сенсорный опыт, закрепленный в поведении, профессиональных действиях, в общении с людьми как личностное новообразование (сенсорные способности), может служить надежным средством осознанной саморегуляции.
Итак:
1) чувствительность по любому сенсорному каналу может развиваться, т.е. возрастать; способствовать этому может профессиональная деятельность или специальные упражнения, направленные на расширение диапазона чувствительности и обретение нового сенсорного опыта;
2) целенаправленное расширение сенсорной чувствительности чаще всего происходит по принципу расширения диапазона осознанности человеком своих сенсорных ощущений, что в целом переживается им как новое интрапсихическое состояние;
3) осознанное расширение диапазона сенсорной чувствительности позволяет изменить восприятие себя и окружающего мира, обрести ключи к тайнам своего бессознательного;
4) новые сенсорные впечатления могут служить тем инструментом, которым человек может пользоваться, чтобы обрести новые знания и уверовать в них;
5) сенсорные способности, при условии их осознания, могут служить инструментом на пути самопознания и саморазвития личности, повышения психологической культуры специалиста [1, 2].
К вопросу о возможностях развития сенсорных способностей
Обретение нового сенсорного опыта возможно при организованном наблюдении за своими интрапсихическими переживаниями, т.е. при условии специально организованной практики. Такой практикой может стать релаксация, образная визуализация, аутотренинг и др. До определенных пределов сенсорной практикой можно заниматься самостоятельно. Более сложные практики, способные привести человека к «измененным состояниям сознания» (рейбефинг, холотропное дыхание, глубокие медитации и др.), порождают гамму новых переживаний и сенсорных ощущений.
Новые сенсорные впечатления могут затрагивать разные структуры самосознания человека. Они переживаются как психические состояния, порождаемые проникновением сознания за ту грань, где теряется его целостность (устойчивость) и обнаруживается измененное восприятие окружающего мира (другая реальность).
Вот поэтому углубление в практику сенсорного развития требует общения со специалистом-практиком, или духовным учителем, что уже выходит за рамки требований профессионального развития и остается выбором самого человека.
Известно, что измененное восприятие, разрушение привычного образа при низком уровне критичности, волевых качеств, шизоидных и истероидных проявлениях психики может привести человека к возникновению психических нарушений, к болезни. В этом состоит опасность неумелой практики, при которой стратегии саморегуляции могут быть недостаточны, чтобы сохранить свою целостность и сделать правильные выводы.
Развитие сенсорной чувствительности образно можно представить как обретение ключей от дверей нашего бессознательного, войти в которые удается только при условии веры в свои потенциальные возможности, внимания к своим сенсорным качествам и изменения отношения к ним (восприятия их как инструмента саморазвития).
Развивать свои сенсорные качества можно в двух направлениях:
1. Расширение диапазона чувствительности (качественная и количественная характеристики).
Качественная– это снижение порога чувствительности разных анализаторов, практика сенсибилизации (повышение чувствительности за счет длительных упражнений).Количественная– это включение в статус значимых телесные ощущения, увеличение возможностей опознавания и дифференциации этих ощущений, намеренное получение нового телесного опыта (например, ощущение состояния тела при ритмичной ходьбе или беге) при общении с деревом, иконой и т.д.
2. Расширение осознанности сенсорных процессов, вербализация нового сенсорного опыта. Слово становится доступом к сенсорной информации, поэтому мы можем иметь реальные физические ощущения, пользуясь представлением памяти, воображением (мыслеобразом).
Этот механизм лежит в основе произвольной регуляции психосоматических состояний. Он заложен в таких психокоррекционных практиках, как аутотренинг, самовнушение, самогипноз, саморегуляции эмоциональных состояний и др.
Упражнения, рекомендации и задания на развитие сенсорных способностей можно найти в данном учебном пособии.
Роль сенсорных способностей в профессиональной деятельности юриста
Остается вопрос о необходимости развития сенсорных способностей представителей юридических профессий. Как уже говорилось выше, ряд юридических специальностей предъявляет повышенные требования к сенсорным качествам специалиста. Хороший слух, хорошее зрение, способность к различению цветов, оттенков, хороший глазомер – могут стать значимыми профессиональными качествами следователя, инспектора, криминалиста и других профессий юридических специальностей.
Большой ряд юридических профессий требует от специалиста таких качеств, как наблюдательность, способность к прогнозированию, хорошая интуиция, особая чувствительность к людям, к изменениям внешней среды, способность к быстрой и качественной адаптации. Все эти способности человека, так или иначе, связаны с его сенсорными способностями. Именно они в совокупности с другими качествами личности помогают специалисту оценивать и контролировать свои действия, обращенные как к себе, так и к другим людям. Внимание к своим сенсорным способностям позволяет пробуждать и поддерживать живой интерес к непознанному.
Одно из личностных качеств, которым должен обладать юрист как работник социальной сферы – это чуткое отношение к другим людям. Понятие «чуткость» определяется еще и такими понятиями, как отзывчивость, внимательность, сердечность, впечатлительность, чувствительность, бдительность, деликатность, эмпатия, душевность, тактичность, сочувственность, тонкость и др.
Человек не сможет проявить чуткость, если будет не способен почувствовать другого человека. А это не просто эмоциональное реагирование, это сложный психический процесс, включающий в себя сенсорные процессы – ощущение и восприятие, которые несут информацию человеку о реальных физических ощущениях. Сопереживание не оставляет равнодушным наше тело. Оно находит отражение в наших внешних действиях, невербальных признаках своего причастия к переживаемому событию. И хотя речь идет о проявлении нравственного качества, мы не должны забывать о механизмах их проявления, в которые включены не только наши эмоции, но и наши сенсорные переживания, которые всегда находят отражение в наших интрапсихических ощущениях. Именно поэтому мы предлагаем для размышления и осмысления проблему развития сенсорных способностей, которые могут помочь человеку изменить отношение к себе, к другим, природе в сторону ценностного отношения.
Насколько развивать? – прежде всего, настолько, насколько они затребованы профессиональной деятельностью человека, а также его потребностью в самореализации, позволяющей поднять качество жизни в целом. Они могут стать не только средством поддержания здоровья, познания себя и мира, но и в определенной степени определять ценностное отношение человека к себе и другим. Специалист, не способный чувствовать боль и страдания других людей, бывает не способным и к пониманию, и ценностному отношению к другим. Такой человек вряд ли сможет выбрать правильную стратегию взаимодействия с другими людьми: адвокату – понять своего подзащитного, следователю, судье – предусмотреть мотивы преступления. Безусловно, речь не идет чисто о сенсорных процессах – это сложные интрапсихические состояния, и тем не менее, сенсорные процессы в них играют немалую роль. Психика человека целостна, в ней все взаимосвязано, и что-то обязательно дополняет или обусловливает другое. И сенсорные качества – это те проявления психики человека, которые могут лечь не только в основу профессионального развития специалиста, но и в основу личностной самореализации, обретения пути своего духовного саморазвития, развития хорошей интуиции.
Если побудительный мотив к проявлениям измененных состояний сознания ограничен только любопытством, то лучше поискать другие средства самореализации, новый сенсорный опыт должен быть к чему-то приложен, что-то дополнять, пробуждать мысль, а если он дополняет только амбиции, то, кроме разрушения, он не может ничего привнести в личность человека.
Как развивать?– Важно, чтобы качества развивались в естественных условиях среды (это может быть профессиональная, учебная, природная среда).
Любая художественная деятельность может служить развитию сенсорных качеств, кроме того, сегодня широко используются телесно-ориентированные практики, специальные упражнения на развитие сенсорной чувствительности. Хотя для развития сенсорных способностей юриста, как и других качеств, существует много дидактического материала, главное остается за выбором самого человека – ставит ли он перед собой такую цель в контексте своего саморазвития или нет. Если да, то важно быть активным, внимательным к своим интрапсихическим состояниям, изучать их телесный (сенсорный) «язык», связывая его со своими поступками, мыслями, намерениями. Тогда есть надежда, что голос окружающего мира, как и голос своей Совести для нас станет более понятным и доступным, поскольку говорит он с нами на языке нашего тела. «Тело не обманешь», – утверждает известная поговорка. Именно в ней заложен основной принцип психотерапии, именно здесь кроются ответы на многие наши внутренние противоречия.
Литература
1. Егорова Т.Е. Психологическая культура руководителя. Н.Новгород: ВВАГС, 2003.
2. Егорова Т.Е.Формирование аутопсихологической компетентности личности в условиях групповой интенсивной подготовки: дис. … канд. психол. наук. М., 1997.
3. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004.
4. Психология: словарь/ под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990.
?
Вопросы для закрепления теоретического материала
1. Что можно понимать под сенсорными способностями?
2. Высокая сенсорная чувствительность человека – это развиваемое качество или это дар природы?
3. При каких психологических условиях могут проявляться качества сверхчувственного восприятия?
4. Какие возможности открывают сенсорные способности человеку, и какую роль они играют в деятельности юриста?
5. Какие виды юридической деятельности предъявляют особые требования к развитию сенсорных способностей специалиста?
6. Что будет определять уровень развития сенсорных качеств личности?
7. Какие способы существуют для развития сенсорных способностей?
8. Какими из них вы готовы пользоваться?
Диагностика сенсорных процессов: общие сведения
Одними из значимых качеств личности, с необходимостью диагностики которых может сталкиваться юрист, – острота зрения, слуха, сенсомоторных реакций. Остроту зрения проверяют с помощью таблицы с буквами разной величины, что мы проделывали неоднократно в своей жизни.
Для определения остроты слухаиспользуется звуковой сигнал, а чаще всего человеческий голос, произносящий какие-либо слова или простые предложения, или выделение необходимых сигналов из других. Существуют специальные тесты для диагностики музыкальных способностей.
Диагностика сенсомоторныххарактеристик личности проводится тогда, когда от специалиста требуются такие качества, как быстрота и точность реакций. Например, перед испытуемым кладется прямоугольная доска, состоящая из двух секций, в каждой из которых по 48 отверстий. Отверстия одной из секций заполнены цилиндрическими стержнями, отверстия другой пусты. Испытуемому предлагают как можно скорее переставить стержни из одной секции в другую, действуя одновременно двумя руками. Учитывается, какую часть работы испытуемый успевает выполнить за определенный период времени. Свое основное применение сенсомоторные тесты находят при отборе промышленного и военного персонала.
Одной из наиболее используемых методик является теппинг–тест4, имеющий разную модификацию, согласно целям исследования и требованиям профессиональной деятельности.
В диагностике профессионально-значимых качеств юриста данная методика используется в целях выявления уровня работоспособности, устойчивости двигательной сферы(двигательной точности), выносливости нервной системы, что важно для деятельности следователя, оперативных работников и других профессиональных должностей.
Суть теста заключается в определении максимальной частоты движения кисти руки. Испытуемому предлагается максимально быстро выполнить движения, имитирующие работу на телеграфном ключе.
Для самостоятельного проведения теста необходимо иметь секундомер, карандаш и лист бумаги, который двумя линиями разделяют на четыре равные части. В течение 10 секунд в максимальном темпе ставят точки в первом квадрате, затем – 10-секундный период отдыха и вновь повторяют процедуру от второго квадрата к третьему и четвертому. Общая длительность теста – 40 с. Для оценки теста подсчитывают количество точек в каждом квадрате. У тренированных людей максимальная частота движений кисти более 70 за 10 секунд. Снижение количества точек от квадрата к квадрату свидетельствует о недостаточной устойчивости двигательной сферы и нервной системы. Снижение лабильности нервных процессов ступенеобразно (с увеличением частоты движений во 2-м или 3-м квадратах) – свидетельствует о замедлении процессов врабатываемости.
Одна из модификаций теппинг-тестазаключается в выполнении движений последовательно по трем точкам, расположенным в вершинах равностороннего треугольника. В тест добавляется переменная координации движений в пространстве. В этой модификации теппинг-теста регистрируется как общее число движений, так и точность. Соотношение числа попаданий и промахов свидетельствует не только о точности пространственной координации, но и о выраженности установок на точность и на скорость. Сложность выполнения теста отнесена к высокому уровню регуляции.
Диагностика интеллектуальных способностей Тест 1. Выделение существенных признаков
Тест направлен на исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных.
Инструкция
В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее – пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к слову, стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками.
Для удобства выполнения теста нарисуйте таблицу, разместив в ней вопросы под номерами:
С 1 |
С 11 |
по 10 |
по 20 |
Тестовый материал
1. Сад(растения, садовник, собака, забор, земля)
2. Река(берег, рыба, рыболов, тина, вода)
3. Город(автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)
4. Сарай(сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)
5. Куб(углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
6. Деление(класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
7. Кольцо(диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)
8. Чтение(глаза, книга, текст, очки, слово)
9. Газета(правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)
10. Игра(карты, игроки, фишки, наказания, правила)
11. Война(самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)
12. Книга(рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)
13. Пение(звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия)
14. Землетрясение(пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)
15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели)
16. Лес(почва, грибы, охотник, дерево, волк)
17. Спорт(медаль, оркестр, состязания, победа, стадион)
18. Больница(помещение, уколы, врач, градусник, больные)
19. Любовь(розы, чувства, человек, свидание, свадьба)
20. Патриотизм(город, друзья, родина, семья, человек)
Описание теста
По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных признаков выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.
Обработка и интерпретация результатов тестирования
Сравните ваши результаты с правильными ответами, представленными ниже. Подсчитайте количество ошибок, сравните их с психодиагностической шкалой. Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании у вас конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если вы вначале давали ошибочные ответы, но потом их исправляли, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность. Оценка результатов осуществляется по таблице.
Оценка в баллах |
Количество правильных ответов |
9 |
20 |
8 |
– |
7 |
19 |
6 |
18 |
5 |
16–17 |
4 |
14–15 |
3 |
12–13 |
2 |
10–11 |
1 |
9 |
Примечание: одним из самых важных показателей, свидетельствующих о сохранности, действенности, нормальном психофизиологическом и эмоциональном состоянии субъекта является активность мышления. Гибкое мышление предполагает регистрацию его продуктивности при выполнении задач разного типа, требующих быстрого переключения с одного способа на другой. Субъективные показатели активности мышления, оцениваемые с помощью самонаблюдения, отражаются в качественных экспертных оценках типа «не могу сосредоточиться», «голова другим занята», «чувствую себя утомленным».
Правильные ответы:
1 – растения, земля;
2 – берег, вода;
3 – здания, улица;
4 – крыша, стены;
5 – углы, сторона;
6 – делимое, делитель;
7 – диаметр, округлость;
8 – глаза, текст;
9 – бумага, редактор;
10 – игроки, правила;
11 – сражение, солдаты;
12 – бумага, текст;
13 – голос, мелодия;
14 – колебания почвы, шум;
15 – книги, читатели;
16 – почва, дерево;
17 – состязания, победа;
18 – врач, больные;
19 – чувства, человек;
20 – родина, человек.
Тренировка наблюдательности, образной памяти и сенсорных качеств
Выполнение следующего ряда упражнений позволит вам развивать внимание, свои сенсорные и интеллектуальные способности.
Упражнение 1. Слуховые ощущения и их внутреннее воспроизведение
Инструкция:данное упражнение проделывается в любое свободное время, способствует развитию сенсорных процессов, образной памяти и образному мышлению.
Сосредоточьтесь только на восприятии звуков, хотя они могут сопровождаться и зрительными образами.
Обратите внимание на двигающегося человека. Постарайтесь услышать шум его шагов, его дыхание, почувствуйте ритм его дыхания и движения. Переключите внимание на другие объекты окружающего вас мира. Этим объектом могут стать пассажиры в транспорте, ведущие беседу; прислушайтесь к разговору, к манере их говорить, попробуйте определить по силе голоса, тембру речи их эмоциональное состояние, род их деятельности, возраст и другие характеристики.
Обращайте внимание на звук транспорта, вычлените звук проехавшей машины, из какого автомобиля раздалась мелодия. Кроме включения в работу зрительного и слухового каналов, подключайте тактильные, вкусовые и обонятельные каналы. Здесь главное – сосредоточить внимание на ваших основных видах ощущений как источнике информации.
Упражнение 2. Пошаговая работа с телесными ощущениями
Шаг 1.Закройте глаза и углубите свое внимание вглубь своего тела. Послушайте и почувствуйте, как бьется ваше сердце, попробуйте увидеть, как бьется сердце, послушайте, почувствуйте и посмотрите, как происходит акт вашего дыхания.
Шаг 2. Почувствуйте свое тело в целом. Назовите словом состояние своего тела. Оно может быть расслабленным, напряженным, усталым, легким, тяжелым и т.п.
Шаг 3.Может включать разные варианты работы с вашими воспоминаниями или ситуациями, которые вы переживаете в настоящий момент. Начните с воспоминания прожитого вами дня. Это может быть любой день недели, постарайтесь восстановить его в памяти в мельчайших подробностях. Отследите, как реагирует на них ваше тело, относительно своего исходного состояния: нейтрально, или что-то в нем меняется. Остановите внимание на той части тела, которая, как вам кажется, ярче всего отреагировала на ваши воспоминания.
Шаг 4.Проделав первые шаги, остановитесь в памяти на событии, которое было для вас значимым и приятным. Отследите ощущения в теле. Потом вспомните событие – значимое для вас, но с неприятным исходом. Оцените, как тело отреагировало на это неприятное воспоминание. Какие ощущения в теле вызывает каждое из представляемых вами событий, и в какой части тела они больше всего локализируются.
Шаг 5.Вспомните более подробно о каком-либо из представленных вами событиях. Вспомните обстановку, время, участников событий, общий звуковой фон, слова, которые они произносили, постарайтесь услышать диалог, тембр речи, при этом удерживая визуальный образ перед глазами. Обратите внимание на свое тело, как оно реагирует на конкретные образы и события.
Упражнение 3. Тренируем внимание к телесным ощущениям
Обращайте свое внимание к телесным ощущениям в процессах ходьбы, интенсивной ходьбы и бега, прислушиваясь к работе сердца, легких, температурным изменениям, ритму своего дыхания.
Учитесь концентрировать внимание и отслеживайте, как внимание работает в вашем теле.
Развитие профессиональной образной памяти, образного мышления и воображения
Инструкция: данными упражнениями вы можете заниматься в процессе прогулки в транспорте, на улице.
Упражнение 1
Объекты восприятия и представления памяти могут быть самые разные. Можно представить лес и вспомнить:
– шум деревьев, голоса птиц, свист ветра, ночной костер;
– образ моря, плеск волн, звук штормового ветра, раскат грома;
– отдых, шум мотора взлетающего самолета или стук колес поезда, голос проводницы, шум пылесоса;
– уютную комнату, огонь в камине, треск разгорающихся дров;
– вкус и запах разных фруктов;
– ощущения воды, металла, дерева, печки.
Вспоминайте разные события и даже самые отдаленные, например какая музыка звучала в день вашего выпускного вечера или другого важного события, каким голосом обращается к вам учитель, друг, подруга. Вспомните любимый фильм, каким голосом говорит главный герой, как звучит голос любимых певцов.
Упражнение 2
Используя объекты восприятия (люди, животные, деревья), попробуйте:
– увидеть: что данный человек может перед собой видеть, о чем при этом думать; как животное может среагировать, если перед ним окажется воображаемое вами препятствие; что может видеть дерево, если бы у него были глаза;
– услышать: как звучит голос человека, которого вы в данный момент наблюдаете, прислушаться к его тембру. Представить, как бы звучал его голос, если бы ему пришлось приветствовать близкого знакомого, сотрудника, начальника, преступника, кошку, собаку, растение;
– почувствовать (ощутить):какие ощущения может получить наблюдаемый вами человек, если бы ему пришлось прикоснуться руками в своем приветствии своего друга, знакомого, кошки, собаки, растения. Какие бы эмоциональные состояния он мог переживать?
Профессиональное восприятие, наблюдательность и основы ролевого поведения Упражнение 15
Примите на себя образ «сыщика» и представьте, что все вокруг вас «сыщики». Найдите для себя объект слежения. Это может быть знакомый или товарищ, пожелавший сыграть с вами в эту игру. Отметьте и запомните:
1) какое у него сегодня настроение? Выскажите предположение, почему он сегодня такой;
2) какие действия и в какой последовательности он совершил за время, что вы следите за ним? Попробуйте их воспроизвести;
3) объясните, почему и зачем он совершил эти действия?
4) угадайте, за кем он следит, как маскирует свою слежку, попробуйте по его действиям угадать ход его мыслей.
Поделитесь впечатлениями о проигранной вами роли.
Упражнение 2
Выберите для себя объект наблюдения и постарайтесь повторить то, что вы видите:
– точно воспроизвести движение, походку, мимику лица, позу и т.д.
– воспроизведите его речевую интонацию, обращая внимания на свои телесные ощущения, попробуйте представить, что человек может переживать в данный момент, какие чувства, какое общее его состояние.
Упражнение 3
Выберите свой идеал профессионального взаимодействия (объект подражания) в деловой беседе:
– воспроизведите его положение тела, его движения, его мимику, его жесты,
– воспроизведите его речевую интонацию, обращая внимание на свои телесные ощущения, представьте его внутреннее состояние.
Развиваем свои аналитические способности и способности к рассуждению Упражнение 1
Развитию аналитических способностей может послужить выполнение следующих заданий:
– вспомните образ героя фильма, книги, реальной жизни, который попал в сложную жизненную ситуацию, проиграйте в своем воображении разные варианты выхода из этой ситуации;
– вспомните образ человека (им может быть герой фильма, книги, реальной жизни), который совершил преступление. Проиграйте в своем воображении картины, которые:
а) привели человека к преступлению (это могут быть события, оставшиеся за кадром);
б) могли бы предотвратить данное преступление.
Упражнение 2
Задание 1. Возьмите фотографию (это может быть чей-то портрет в газете, журнале) и по фотографии определите его основные характеристики, его возраст, семейное положение, его профессию, увлечения, склонности, отношение к закону, правопорядку, к родине, разным членам семьи, к природе, какое мнение о себе он имеет, и какое мнение он может вызывать у других, каковы его основные достижения в жизни.
Здесь совсем не обязательно, чтобы ваши суждения были истинными, главное проявить умение рассуждать, делать выводы, находить доказательство вашей версии.
Задание 2. Обратитесь к тексту любой сюжетной части незнакомой вам книги, где в диалог вступают не более двух человек. По их высказываниям определите их возраст, профессиональный статус, их увлечения, примерные внешние портретные данные и их состояния в процессе разговора.
Примечание:Все представленные упражнения рассчитаны на длительную систематическую работу над собой. Формирование необходимых качеств – это работа, которая требует внимания, самоконтроля и постоянной тренировки.
Дополнительные практические задачи
Предлагаем обратиться к электронному носителю, найти предложенный сайт по адресу:http:// yurpsy.fatal.ru/files/tren1.htmПсихологический практикум.
В данном электронном пособии предлагаются задачи на тренировку внимания и сообразительности. Замечательная подборка задач позволит увлекательно и с большой пользой выполнить учебное задание, позволяя не только ориентироваться в способах эффективного решения профессиональных ситуаций, но и развивать интеллектуальные способности. В нашем пособии мы приводим инструкцию к работе и некоторые примечания авторов.
Инструкция к работе: Данное пособие мы нашли очень занимательным, интересным и полезным, поэтому предлагаем вам как дополнительный материал к решению наших общих теоретических и практических задач. В целях обмена опытом мы предлагаем решать задачи постепенно, и в каждом последующем практическом занятии мы будем обращать вас к картинке и тематике очередной серии задач.
Не спешите посмотреть правильный ответ. Упражняйте свое мышление, внимание и память, учитесь работать с текстом, учитесь наблюдательности. Начнем с известного вам Шерлока Холмса. Желаем успеха.
Задачи из рубрики: Шерлок Холмс, комиссар Коллинз, инспектор Слейд и многие другие…
Жанр детективных задач в последнее время стал очень популярен, и новые (а иногда и известные) детективы приступают к своим расследованиям, проявляя находчивость, жесткую логику, наблюдательность… Эти задачи любимы всеми и во все времена. Одни видят в них своего рода «гимнастику ума», средство утоления естественной для каждого мыслящего человека потребности испытывать и упражнять силу собственного разума. Других привлекает нарядная литературная оболочка: фабула логических задач нередко бывает весьма занимательной. Третьи считают основным достоинством этой разновидности задач их доступность: часто можно слышать, что для решения логических задач требуются не специальные знания, а лишь определенный уровень развития, умение логически мыслить, приобретаемое и развиваемое, как и любой другой навык, настойчивыми упражнениями |
Предисловие от авторов практикума Эффективность деятельности сотрудников правоохранительных органов во многом зависит от формирования и развития профессионально значимых познавательных качеств. Наряду с другими, к ним относят профессиональную чувствительность, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение. Целеустремленное развитие перечисленных качеств с помощью практических занятий и специальных тренировок позволяет улучшить показатели их развития в несколько раз. Представленные здесь детективные задачи, ранее опубликованные в журналах «Наука и жизнь», «Щит», «Тасвир» и др., позволяют в определенной мере развивать внимание, наблюдательность, сообразительность и находчивость… Естественно, что решая подобные задачи, вы не овладеете навыками раскрытия и расследования настоящих преступлений, но эти задачи помогут вам развить в себе, в определенной мере, наблюдательность, логическое мышление, которые так необходимы в практической деятельности, да и в повседневной жизни каждого человека |
Литература
1. Прыгунов П.Я. Практикум по психологии ролевого поведения (для сотрудников правоохранительных органов): учеб. пособие М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 256 с.
2. Егорова Т.Е. Психологическая культура руководителя. Н.Новгород: ВВАГС, 2003.
3. Психологический практикум. URL:http://yurpsy.fatal.ru/files/tren1.htm
1Методика А.А. Ершова адаптирована Т.Е. Егоровой (Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1991. С. 79–81).
2Авторы: Ю.М. Орлов, В.И. Шкуркин, Л.П. Орлова (Московский педагогический университет).
3Заметим, что терминэкстрасенсорикаотносится к житейским понятиям, а не научным, появился он сравнительно недавно. Его толкование различно, неоднозначно и часто не выдерживает критики. Обычно его связывают с такими способностями к сверхчувственному восприятию, которые позволяют человеку на сознательном уровне осуществлять действия ясновидения и др., не имеющие достаточных аргументов для научного объяснения.
4Пройти данный тест вы можете в Интернете.URL:
5Прыгунов П.Я. Практикум по психологии ролевого поведения (для сотрудников правоохранительных органов): учеб. пособие М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. С. 135–136.