Инновационный подход к формированию сенсорного развития детей дошкольного возраста

Тема: «Инновационный подход к формированию сенсорного развития детей дошкольного возраста»

План

Введение

1. Значение сенсорной культуры для развития ребенка

2. Особенности систем сенсорного развития по методике М. Монтессори

3. Сенсорное воспитание в отечественной дидактической системе детского сада

4. Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике

5. Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей четвертого года жизни в изодеятельности и конструировании

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Сенсорное развитие — это чувственное восприятие мира, другими словами, восприятие посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния. Особое значение сенсорное восприятие имеет для детей до 3-х лет, поскольку они знакомятся с миром именно через органы чувств (чувства также задействованы в эстетическом развитии).

Сенсорное развитие происходит путем узнавания формы, величины, цвета, запаха предмета. Чтобы понять, что из себя представляет предмет, ребенку обязательно надо его потрогать и убедиться, шероховатый он или гладкий. В случае с фруктами или овощами — горький или сладкий. Например, если ребенок пробует несозревшую ягоду и чувствует, что она кислая, то смысл слова «не поспела» ему станет более понятен, особенно если он сравнит ее со вкусом спелой ягоды. Чтобы понять, что стекло хрупкое, как это ни странно звучит, но ребенку нужно увидеть своими глазами, как разбивается стеклянный предмет (кружка, например).

Иначе крик родителей: «Не тронь — разобьешь!» — нет смысла.

Опытный путь очень обогащает представление о мире. Причем примитивное сравнение тонкий — толстый, гладкий — шероховатый, большой — маленький и т. д. — это, только фундамент. Первоначальные понятия потребуются для более детальных выводов. Например, если яблоко красное — значит спелое, или если на улице темно — значит ночь и пр. Иными словами, сенсорное восприятие помогает уточнять свойства объектов или явлений. Это помогает ребенку делать определенные выводы и действовать в соответствии с ними.

5 стр., 2195 слов

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические oснoвы сенсoрнoгo рaзвития детей млaдшегo дoшкoльнoгo вoзрaстa 5 1.1. Определение сенсорного развития в психолого-педагогической литературе 5 1.2. Медикo-психoлoгo-педaгoгическaя хaрaктеристикa млaдших дoшкoльникoв с нaрушением зрения 11 1.3. Oсoбеннoсти сенсoрнoгo рaзвития детей млaдшегo дoшкoльнoгo вoзрaстa с нaрушением зрения 17 Выводы по I главе 23 ...

Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи, художника, скульптора, архитектора, конструктора, музыканта, писателя занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в детстве.

Современный ребёнок рождается и сразу же — с пелёнок и памперсов -попадает в яркий многоцветный мир. Познание этого мира начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Все другие формы познания -запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах — общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета — белый, серый, чёрный.

Хроматические цвета расположены в спектре в строгой последовательности от красного к фиолетовому в зависимости от длины цветовой (электромагнитной) волны. Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, даёт промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов оттенок (красно-оранжевый, жёлто-зелёный и др.).

25 стр., 12446 слов

1. Развитие теории цвета: древние времена

... переводишь взгляд с цвета на цвет. Одновременный - Изменение светлоты или цветового тона предмета в зависимости от окружения хроматические – цветовой тон,светлоту,насыщенность. Перегрузка с цветами –переутомление ахроматические ... на: плоскостные, выпуклые и вогнутые. Характер поверхности влияет на восприятие цвета. С помощью цвета можно многими способами членить поверхность, иллюзорно изменяя этим ее ...

Хроматические цвета делятся на две группы — тёплых (от красного до жёлтого) и холодных тонов (от зелёного до фиолетового).

Каждый хроматический цвет или оттенок цветового тона имеет определённую светлоту и насыщенность. Светлота — это степень близости данного цвета (оттенка) к белому, а насыщенность — степень его чистоты, то есть примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты.

При ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов нецелесообразно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. В обиходе, когда обозначают оттенки цвета, указывают обычно на их светлоту (тёмно-зелёный, светло-жёлтый), имея в виду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Здесь следует иметь в виду, что некоторые светлые оттенки имеют в быту особые названия (светло -красный называется розовым).

Употребление детьми таких названий вполне допустимо (кроме неверного названия светло-синего цвета голубым), но дети при этом должны знать и правильное название. Это относится в ещё большей степени к названию оттенков по цветовому тону (т.е. занимающих промежуточное положение между соседними цветами спектра).

Почти все они имеют в быту «опредмеченные» названия (лимонный, сиреневый и т. п.).

Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребёнка нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определённый ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания тёплых тонов от сочетаний холодных.

Очень важно связывать дидактические игры и упражнения на освоение цвета с различными видами детского творчества — рисованием, лепкой, аппликацией. Это научит ребёнка вдумчиво и творчески относиться к цвету.

24 стр., 11607 слов

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-речевой деятельности

... на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета уровень сенсорного . Для исследования сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, использовались следующие методики: Группировка ...

Не случайно Гёте, один из самых тонких знатоков теории цвета размышлял так: «Цвет сам по себе, независимо от других цветов, воздействует на нас, так сказать, патологически, уводя в область определенных ощущений. Временами цвета нас облагораживают, делая великодушными, временами заставляют опускаться до грубости и вульгарности, вызывают бурный поток устремлений или спокойное течение желаний».

В дошкольном детстве ребёнок рисует и лепит, вырезает и конструирует, зачастую начинает считать, писать и читать. Освоение знаний и умений во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов. Полноценное умственное развитие и как его результат — готовность ребёнка к школе в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования отечественных психологов показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в 1 -м классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Таким образом, нами была выбрана тема: «Инновационный подход к формированию сенсорного развития детей дошкольного возраста» и был выделен методологический аспект:

Объект — сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Предмет — особенности работы по сенсорному развитию с детьми дошкольного возраста.

Цель — определить уровень сенсорного развития у детей дошкольного возраста.

Гипотеза — эффективность деятельности воспитателя по сенсорному развитию детей дошкольного возраста будет зависеть от проведения комплексной работы с детьми в данном направлении.

Прогнозируемый результат — работа воспитателя по сенсорному развитию детей способствует восприятию и формированию представлений о внешних свойствах предметов, путём использования в повседневной жизни природного и бросового материала.

К задачам данной темы относится:

22 стр., 10792 слов

Тема 5: Развитие психики в дошкольном возрасте

... сенсорными эталонами. Если младший дошкольник извлекает осмысление этих свойств из действий с предметом, то старший может пользоваться только одним зрительным восприятием. В дошкольном возрасте ... развитие ребенка Социальная ситуация развития дошкольника Деятельность в дошкольном возрасте Умственное развитие Развитие личности дошкольника Психологическая готовность к школе Дошкольный возраст ...

1) рассмотреть возникновение и значение сенсорной культуры для развития ребенка.

2) определить содержание и методы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

3) привести варианты игр-занятий по сенсорному развитию детей дошкольного возраста.

4) выбрать методические рекомендации по проблеме сенсорного воспитания детей раннего возраста.

1. Значение сенсорной культуры для развития ребенка

Сенсорное развитие ребенка -- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания -- запоминание, мышление, воображение -- строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух -- точное дифференцирование речевых звуков -- и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.

11 стр., 5134 слов

Развитие, социализация и воспитание личности

16 Контрольная работа по дисциплине «Педагогика» на тему «Развитие, социализация и воспитание личности» Выполнил: студентка гр.06кпис 2 курса Проверил: Оглавление 1. Факторы социализации личности 2. Семья как важнейший микрофактор социализации личности 3. Воспитательные системы в социуме Литература Приложение. Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности 1. Факторы социализации ...

Усвоение сенсорных эталонов -- длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон -- это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов -- это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

Ш На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

Ш На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

3 стр., 1145 слов

Влияние телевизора на развитие ребенка. Воспитание мультфильмами

«Влияние телевизора на развитие ребенка. Воспитание мультфильмами». У меня есть маленькая сестренка, ее зовут Аня, ей 2 года. Иногда, мои родители просят меня посидеть с ней, но, как известно, в моем возрасте куда интересней гулять с друзьями, чем сидеть с маленьким ребенком. Именно поэтому, спасением для меня стал телевизор. Включив любимый мультик Ани, я могла спокойно заниматься своими делами, ...

Ш Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е., от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских психологов и педагогов.

В конце XIX — начале XX в. проблема сенсорного развития и воспитания привлекала пристальное внимание. Особый интерес к этой проблеме проявляла и М. Монтессори. Опираясь на новейшие достижения медицины, физиологии, используя многочисленные труды зарубежных авторов, она разработала оригинальную концепцию сенсорного развития и воспитания.

Итальянский врач и педагог Марии Монтессори (1870−1952), первая женщина в Италии, получившей степень доктора медицины. В плане психологического обоснования формирования личности особую роль придавала Монтессори «гигиене мышления», называя его «ключом», открывающим тайны формирования человеческой личности, действенным средством «внутреннего строительства» психики человека.

Уметь различать — характерная черта мышления. Различать — это значит группировать. Таким образом, сенсорные упражнения — это упражнения в различении и классификации. Размер, форма, шероховатость, вес, температура, вкус, звук, цвет — различать все это надо научить ребенка. «Процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов на основе установившегося в уме прочного порядка, — пишет Монтессори, — и составляют мышление и вместе с тем и известную степень культуры». Следовательно, для того чтобы научить мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается детьми только через сенсорную гимнастику, т. е. через систему упражнений по развитию органов чувств. Монтессори подробно описывает методику развития тактильного чувства, стереогностического, барического, хроматического, чувства зрения, звука и других. Например, для развития тактильного чувства она использовала деревянную дощечку, разделенную на два квадрата. Один из них — с гладкой отполированной поверхностью, другой — с наклеенной наждачной бумагой (шесть полосок разной шероховатости, от грубой наждачной до атласной).

Развивать у детей чувство осязания — значит учить их «видеть руками» (см. приложение).

Для развития чувства зрения Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы разной формы — бруски, кубики, цилиндры, палочки. Но не только в этом состояло использование зрительного рецептора. Он обеспечивал развитие хроматического чувства (зрительное восприятие цветов).

В «Доме ребенка» дети обучались различению восьми цветов по восемь тонов каждый (всего предлагались 64 цветные таблички).

Обстоятельно разработала Монтессори и упражнения в распознавании звуков.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Таким образом, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

2. Особенности систем сенсорного развития по методике М. Монтессори

«Мне кажется, что зря мы Монтессори целиком выбросили…» — говорила надежда Константиновна Крупская на московском собрании педагогов нулевых групп (1931 г.), не раз она обращала внимание теоретиков и практиков дошкольного воспитания на необходимость критического изучения педагогических взглядов и педагогического опыта Фребеля и Монтессори.

«Помоги мне это сделать самому» — это основной принцип группы, работающей с использованием метода выдающегося итальянского врача, педагога, математика и философа Марии Монтессори.

М. Монтессори называла свою педагогику системой раскрытия человеческого потенциала в свободной и самостоятельной деятельности ребенка в специально подготовленной взрослыми развивающей среде.

Ничто так не развивает разум, как воспитание чувств ребенка. Хорошо развитая сенсорика — основа для воспитания математического мышления. С помощью сенсорных материалов ребенок может реально ощутить такие абстрактные понятия как «вес», «размер», «цвет», «форма», «величина» и проанализировать их. На маленьком коврике ребенок уже в 4 года может выложить из сотен бусин, стерженьков, кубов и их цифровых изображений картину десятичной системы. Материалы составлены так, чтобы ясно была видна связь арифметики и геометрии. Красно-синие штанги дают представление о прямой и отрезке, а знаменитый Золотой материал помогает представить единицу — точку, десяток — прямую, сотню — квадрат десяти, тысячу — куб десяти. Вычисление площадей и объемов, возведение в степень и извлечение корня становится доступными действиями для пяти- шестилетних детей.

Через «космическое» воспитание в педагогике Монтессори объединены познания ведущих наук о мире (астрономии, геологии, биологии, географии, истории, физики, химии и т. д.) для создания у малыша единого образа мира и «развития его индивидуальности». Содержание предмета — два огромных мира — мир внешний и внутренний. Детям дается возможность добывать информацию непосредственно из ощущений, подключая все органы чувств. Они проводят опыты с различными телами и веществами, познавая их свойства. Учитель рассказывает о первоосновах мира (земле, воде, огне, воздухе) через изучение конкретных тел и веществ. Изучаются растения, животные и человек, их строение, развитие и размножение.

Огромное значение в развитии речи ребенка Монтессори придает зрелости его сенсомоторики и органов восприятия. Множество материалов предназначены для этого: штриховка, рисование форм, складывание мозаики, выкалывание и другие материалы. Сначала ребенок учится писать, обводя шершавые буквы (ведь выражать собственные мысли проще, чем понимать чужие), а уж затем — читать. Дети сами пишут стихи и короткие истории и сами их записывают.

Ребенок может самостоятельно без помощи взрослого делать то, к чему он уже готов в своем развитии: чистить ботинки, заплетать косичку, мыть чашки, прибивать гвозди, стирать белье, утюжить, отвинчивать гайки, нанизывать бусы, работать с цветами, фруктами, семенами. Ребенок приобретает опыт. Ему приятно осознавать, что он уже многое может делать сам, что у него многое получается и это осознание живет у него внутри. В группе Монтессори идет не просто подготовка к школе, идет подготовка к жизни.

В некоторых странах, например, Голландии, эта система имеет статус государственной образовательной программы. Многолетний мировой опыт работы (почти 100 лет) показал эффективность этой системы в развитии мотивации и способности детей к обучению.

Занятия проводятся в небольших группах (до 7 детей) и индивидуально. Группы разновозрастные для детей от 3 до 6 лет. По системе Монтессори обучаются дети с нормативным развитием и дети с особенностями в развитии (нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллектуального развития).

Занятия ведут квалифицированные специалисты: психологи, дефектологи и др. имеющие специальную подготовку в области Монтессори педагогики.

В центрах проводятся индивидуальные развивающие занятия в среде Монтессори для детей, имеющих серьезные проблемы в развитии (в возрасте от 3 лет и старше):

Монтессори — педагогика является альтернативной системой воспитания и образования детей, разработанной итальянским врачом, психологом, педагогом Марией Монтессори. На протяжении почти 100 лет ее успешно применяют в практической работе с детьми воспитатели и учителя всего мира.

Суть метода Монтессори — это свободная работа детей в созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среде. М. Монтессори заметила, что в разные периоды детства ребенок особенно концентрируется на определенных занятиях, воспринимает мир с особой интенсивностью. Она называла эти периоды сензитивными. Именно в эти моменты ребенок легко приобретает важные для своего развития знания, умения, навыки. Конечно, можно добиться результатов в развитии ребенка, и не обращая внимания на сензитивные периоды его роста, но это потребует от взрослого большого усилия воли, труда и напряжения. Учитывая сензитивные фазы, учитель наполняет окружающую ребенка среду определенными дидактическими материалами.

Создавая развивающую среду для групповой работы с детьми, особенно для детей с разным уровнем развития, следует обеспечить ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности и на актуальном для него уровне. Все представленные в группе материалы имеют прямую цель и косвенную, что соответствует зонам актуального развития (то, что ребенок способен сделать самостоятельно) и ближайшего развития (то, что ребенок может сделать с помощью взрослого) (по Л.С. Выготскому).

Помощь развитию ребенка осуществляется посредством комплекса материалов, относящихся к разным учебным разделам: упражнения по приобретению навыков практической повседневной деятельности; развитие сенсорики; развитие речи; математика и другие. Задача педагога — помочь ребенку организовать свою деятельность, стимулировать его к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, учитывая индивидуальность ребенка, естественный ход его развития, не нанося вреда психическому и физическому здоровью, что нередко бывает при, модном сегодня, раннем обучении детей.

В Монтессори-системе большое внимание уделяется воспитанию самостоятельности детей. «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а, следовательно, самостоятельных и свободных людей», — говорила М. Монтессори. Тезис о необходимости воспитания самостоятельности выглядит для большинства современных педагогов банальностью, и проблема состоит в методах такого воспитания. Каким образом можно способствовать проявлению самостоятельности детей? Какую роль в воспитании самостоятельности играют упражнения по овладению навыками практической повседневной деятельности? При ответе на эти вопросы следует выделить несколько факторов: подготовительная среда и притягательный характер материалов, с которыми работает ребенок, возможность самоконтроля и особое поведение педагога. Организуя подготовленную среду, нужно создать детям свободный доступ ко всем предметам. У детей должна быть возможность самостоятельно взять материал с полки и, позанимавшись с ним, поставить его на место. Размеры и вес материалов должны быть подходящими для детей. Сами материалы должны эстетично выглядеть, обладать привлекательностью. Важную роль в развитии самостоятельности играет возможность самоконтроля. Ребенку нужно дать возможность самому контролировать и исправлять свои ошибки. Педагогу нужно познакомить ребенка со способами самоконтроля, учить замечать свои ошибки. Главная задача педагога четко и ясно показать ребенку, как надо обращаться с каждым материалом, с каждой вещью в группе и обязательно дать возможность ребенку самому поработать, поупражняться с материалом. Педагог не вмешивается в работу ребенка без необходимости, помня о том, что «каждая предоставленная ребенку помощь, не являющаяся необходимой, служит препятствием его развитию». Еще один важный аспект воспитания самостоятельности — самостоятельный выбор материала.

«Почти всегда маленькому ребенку, еще чаще старшему ребенку его занятие предписывается. Во всех этих вещах мы предоставляем ребенку совершенно свободный выбор, так как мы выяснили, что также и при выборе занятия ребенок руководствуется очень сильными внутренними мотивами. Ребенок, который сам выбирает занятия, может тем самым выразить и удовлетворить свою внутреннюю потребность». Умение самостоятельно делать выбор, принимать решение — одно из важных социальных качеств. Это умение не приходит само собой, а приобретается постепенно путем тренировок.

Пространство группы разделено на «зоны»:

ь Зона упражнений в практической жизни. Упражнения по овладению навыками, необходимыми человеку в повседневной жизни (УПЖ) образуют один из базовых разделов Монтессори-педагогики, предназначенный для воспитания и обучения как самых маленьких (2−3 летних детей), так и более старших. В процессе этой деятельности, ребенок учится самостоятельно заботиться о себе (одеваться, раздеваться, мыть руки, причесываться, чистить обувь, переливать воду, пересыпать сыпучие материалы, пользоваться пипеткой, пинцетом, ножницами, ножом и т. д.).

Он научается заботиться об окружающей среде, о помещении, в котором он находится (подметать, вытирать пыль, мыть стол, стирать, мыть посуду и т. д.), учится правилам хорошего тона, поведения в обществе, а так же выполняет комплекс специальных упражнений на развитие общей координации движений, общей и мелкой моторики. УПЖ способствуют физическому, психическому и социальному развитию ребенка. Занятия УПЖ развивают психические процессы ребенка, такие как внимание, память, мышление, способность концентрированно работать и планировать свою деятельность. Важной задачей УПЖ является помощь социальному развитию детей, формирование у них позитивного социального поведения, знакомство с культурой поведения в обществе, обучение навыкам повседневной деятельности и личной гигиены.

ь Сенсорная зона. В этой зоне собраны материалы для утончения, развития органов чувств. На освоение и различение формы предметов, размера, цвета, веса и т. д. Большое внимание уделяется развитию осязания и слуха ребенка. Благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас знаний, которыми может оперировать его интеллект. Без этого запаса теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни» — говорит М. Монтессори.

ь Математическая зона. Эта зона тесно связана с материалами для развития чувств ребенка. Здесь дети получают представления о количестве предметов, порядковом и количественном счете, учатся распознавать и писать цифры, знакомятся с десятичной системой.

ь Зона родного языка. Дидактический материал в этой зоне способствует развитию речи, обогащению словарного запаса, формированию обобщающих понятий, знакомит со звуками и буквами.

ь Космическая зона. Здесь собраны материалы по расширению представлений об окружающем мире.

Кроме классического Монтессори-материала в группе представлены другие развивающие игры.

С целью воспитания у детей привычки к взаимопомощи формируются разновозрастные группы. Это полезно для социального и интеллектуального развития, как младших, так и старших детей. Младшие могут попросить помощи у старших, а старшие, помогая и отвечая на вопросы, сами лучше понимают суть дела. Дети общаются не только со сверстниками, а учатся устанавливать доброжелательные отношения и с младшими, и со старшими детьми.

И так Монтессори — педагогика является альтернативной системой воспитания и образования детей, это свободная работа детей в созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среде

3. Сенсорное воспитание в современной дидактической системе детского сада

сенсорный воспитание дидактический игра монтессори

Общеизвестно: сенсорное развитие связано не только с формированием умственных способностей ребенка, развитием его речи, оно оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств. Сущность эстетического воспитания в частом восприятии художественных образов. Воспринимая красоту, «разлитую» вокруг него, отмечала она, ребенок мало-помалу становится чутким ценителем прекрасного. А для этого необходимо развивать его вкус на лучших образцах живописи, музыки, живого художественного слова. В свою очередь эстетические впечатления должны рождать в ребенке доброту. Из всех чувств, дающих наиболее яркие впечатления и, следовательно, благотворно влияющих на нравственное становление ребенка, первое место принадлежит зрению и слуху. Слух, и опирающиеся на него речь и мышление, находятся в нерасторжимом единстве с духовным развитием ребенка. Посредством зрения и слуха малыш знакомится с красотой окружающего мира, а культ красоты — могучий союзник нравственности.

Да, но каким образом научить ребенка пользоваться чувствами во всей их полноте, предусмотренной природой? Один путь — в «организованном знакомстве с окружающей конкретной действительностью и оказании систематической помощи». По ее мнению, внешний мир, представленный сознательно, разумно и систематически, именно та арена, на которой воздвигается здание чувственных восприятий. Наивернейший путь развития чувств ребенка, его мира восприятий, как считают, это непосредственная близость с природой, работа в саду, постепенное знакомство с миром животных, растений, насекомых, «экскурсии в природу».

Необходимо создавать в каждом саду уголки живой природы, обдуманно подбирать дидактический материал — естественный (семена, цветы, плоды, насекомые, камни, песок), жизненный (мебель, посуда, орудия труда, бросовый материал), искусственный (строительный материал, игры парами, лото, игрушки, картины).

Дидактический материал считается одним из важнейших факторов интеллектуального развития ребенка, однако предупреждала: материал этот должен соответствовать основным запросам и интересам детей; предостерегала педагогов от излишнего увлечения искусственным дидактическим материалом, так называемой «гимнастикой чувств» (или упражнениями по умственной ортопедии).

«Вообще, применение дидактического материала с целью развития внешних чувств, — писала она, — требует крайне осторожного, продуманного отношения. Надо, прежде всего, понять, что воспитание внешних чувств есть не цель, а средство; оно должно явиться подготовкой, канвой, облегчающей творческому уму человека возможность проявить себя, вышивать по этой канве самобытные узоры. Осуществить подобное, правильно понимаемое воспитание органов чувств дело не легкое…»

Подчеркивая тесную взаимосвязь сенсорного и умственного развития ребенка, чем скорее и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств (зрением в особенности), тем быстрее и полнее будет его умственное развитие. Научение мышлению как основе умственного развития предполагает овладение понятиями, что в свою очередь зависит, как уже отмечалось, от достаточного количества полных и четких представлений.

Другой аспект проблемы, связь конкретных ощущений с соответствующими анализаторами, адекватность представлений получаемым ощущениям и, наконец, накопленные представления и понятия как база развития мышления. Эту внутреннюю связь рассматривая как фактор интеллектуальности человеческих ощущений. Попытаемся выяснить сущность этого явления.

Синхронное многостороннее физическое и духовное развитие ребенка. В ее представлении живой детский организм — это неразделимое целое: ведь невозможно полноценное развитие органов ощущений без здоровья и правильного физического развития ребенка.

Накопление ощущений и представлений через использование органов чувств, через их развитие — трудный, длительный и противоречивый процесс. Его содержание в том, что каждый человек в детстве усваивает тысячи разнообразных представлений, проверяет бесчисленное количество раз данные одного ощущения результатами других и затем путем бесконечного повторения заучивает их до полной автоматичности. Эти идеи подтверждает современная экспериментальная психология. Удивление — главный признак того, что ребенок активно воспринимает окружающее.

Сенсорное воспитание предполагает разумный уход за органами чувств.

Методика развития и воспитания «чувствований» система приемов и средств сенсорного воспитания включает рекомендации по сохранению и развитию органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

Немаловажным представляется развитие «цветового зрения» малыши далеко не сразу приобретают способность различать цвета. Сначала они могут распознать только свет и темноту, потом желтый цвет, далее красный, фиолетовый и т. д.

Что касается развития слуха, советуют оберегать ребенка от резких, неожиданных звуков, советуют обращать внимание на способность детей определять характер и источник звука, приучать их узнавать по звуку (с закрытыми глазами) различные металлы, стекло, фарфор, дерево; по шелесту — бумагу, шелк, шерстяные ткани и т. д. Считают, что, вводя игровые элементы, можно научить ребенка определять расстояние до того или иного предмета по звуку, по голосу — узнавать человека.

В сенсорном развитии и воспитании ребенка не забывают и с воспитательной функции рисования (лепки), не только развивающего верность глаза, руки, чувство формы, цвета, но и приучающего ребенка вникать во все подробности, частности, способствующего развитию внимания и наблюдательности.

Таким образом, признавая важную роль первых лет в жизни ребенка, основное внимание родителей и воспитателей должно быть, направлено на развитие умственных способностей детей главным образом через развитие органов чувств.

4. Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна — необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» — это то, что можно схватить одной рукой, «большое» — двумя руками, «круглое» — то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» — то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т. п.).

Термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем и нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников.

Не меньшее значение имеет зрительное восприятие пространства и пространственных отношений. Однако подлинное овладение пространством выходит за рамки сенсорного воспитания, так как требует участия мыслительных процессов.

Сенсорное воспитание в этот период — основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

И так особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.).

Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

5. Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей четвертого года жизни в изодеятельности и конструировании

Сенсорное воспитание — это развитие восприятия ребенком и формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание ребенка. Поэтому нормальное эстетическое развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Развитие восприятия и ощущения происходит успешнее в условиях целенаправленной, содержательной деятельности: — рисование — лепка — аппликация — конструирование. Это не только создает благоприятные условия для развития ощущения и восприятия, но вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками на листе бумаги. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем возрасте. Период первых трех лет — период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываются черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения. Ребенка обучают различать величину, форму и цвет предмета через дидактические игры. Рассматривая объект, ребенок, как правило, выделяет в этом возрасте, один — наиболее яркий признак, и, ориентируясь на него, передает изображение предмета в изобразительной деятельности через цветовую гамму, в конструировании, лепке — через форму, цвет. Это основа важнейших способностей, обеспечивающих успехи музыкантов, художников, архитекторов, конструкторов — сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и четкостью передавать тончайшие нюансы формы, цвета, величины и других внешних свойств предметов и явлений. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В результате постоянного интереса возникает внимание к внешним свойствам предметов. В системе дидактических игр дети младшей группы овладевают основными умениями и навыками различных видов продуктивной деятельности в игре и учении: рисование, лепка, конструирование. Дидактические игры, проводимые вне занятия систематически обучают, закрепляют знания в игровой форме.

Дидактические игры позволяют развивать его восприятие, чувственность и тактильные ощущения.

Объект: Ребенок, его сенсорное восприятие окружающего, предметного мира.

Предмет: Система дидактических игр.

Гипотеза: Возможно ли развитие ребенка через дидактические игры по изодеятельности на занятиях по ИЗО?

Этой проблемой занимались следующие авторы: Фридрих Фребель, Рудольф Штейнер (Вольдорфская педагогика), Мария Монтессори, Е.И. Тихеева, Т.С. Комарова, Л.А. Венгер. Так же многие методисты из других областей, так как сенсорное воспитание многогранно и охватывает все области развития детей. Такие авторы, как: В.И. Логинова, И.П. Линькова и Е.А. Шумилина, С.А. Козлова, Л.Р. Болотина, И.Я. Лернер, З.В. Богатеева, Э.Г. Пилюгина, В.В. Гербова, А.Н. Фролова, А.К. Бондаренко, З.В. Лиштван.

Основная особенность дидактических игр — обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правил, дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для эстетического воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Знакомство с формами, величинами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Специально организованные дидактические игры — хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, общественно установленными сенсорными эталонами: геометрическими фигурами, цветами солнечного спектра. Много общего с рассматриваемыми упражнениями имеется в играх с дидактическими игрушками, сборно-разборными игрушками и вкладышами: матрешки, башенки, шары, кубики.

В содержании дидактических игрушек выражены особенности природы, быта, того ли иного народа, национального характера.

Виды дидактических игр: Игры — забавы.

Настольно — печатные.

Словесные. Музыкальные.

Обязательным элементом дидактических игр является: Отражение учебного материала.

Выделение игровых задач.

Наличие правил.

Действия играющих.

Подведение итогов игр.

Классификация игр:

1. Игры, возникающие по инициативе детей — самостоятельные, режиссерские.

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших детей — организованные игры.

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа — народные.

Методика организации дидактических игр:

Организация детских игр осуществляется педагогом в трех направлениях: — подготовка к проведению дидактической игры;

— применение дидактической игры;

— анализ дидактической игры.

Особенности детей младшего возраста

— стремление самоутвердится «я — сам»;

— неустойчивое внимание.

При проведение дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Подводя итог с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение детей во время проведения дидактической игры.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно — творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов.

Для изобразительной деятельности этого возраста характерны быстрые переходы процесса изображения в игру, что объясняется подвижностью воображения, их общей активности.

Игра — это особый вид деятельности дошкольника, она всегда носит творческий характер.

Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Дидактические игры, проводимые вне занятия и являющиеся составной частью занятия, обучают и закрепляют знания в игровой форме. Дидактические игры и упражнения для детей 3 — 4 лет проводятся последовательно, систематично. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с различными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделение одного из свойств в ущерб другим.

Практическая часть: На базе дошкольного учреждения № 68о во 2-ой младшей группе была проведена экспериментальная работа. В нее вошли дидактические игры — занятия по изодеятельности: на закрепление у детей представлений о форме, цвете, величине окружающих предметов. Сначала был проведен констатирующий эксперимент с 12 детьми и выявлены их знания в области цвета, формы, величины. Далее с шестью из 12 детей были проведены специальные игры — занятия:

Цвет: 1. «Спрячь мышку»

Цель: Закреплять у детей представления о шести цветах (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый).

2. «Подбери по цвету»

Цель: Закреплять представления о шести цветах (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый).

3. «У кого какое платье»

Цель: Учить детей выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона.

Форма: 1." Подбери фигуру"

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических фигур приемом обведения и накладывания.

2. «Кому какая форма»

Цель: Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

3. «Геометрическое лото»

Цель: Учить детей сравнивать форму изображаемого предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Дети действуют с изображениями предметов, подбирая рисунки к соответствующим. Величина. 1. «Башня»

Цель: Закрепить представление об относительности величины предметов. Дать представление об отношениях по величине между плоскими предметами и объемными.

2. «Что там?»

Цель: Учить детей устанавливать отношения трех предметов по величине при составлении матрешек.

3. «Сбор фруктов»

Цель: Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Конструирование: 1. «Узкая и широкая дорожка»

Цель: Закреплять умение прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределяя постройку по поверхности.

2. «Построим комнату для куклы. Встреча куклы»

Цель: Показать детям, что из кубиков и кирпичиков можно построить комнату для куклы: стол, диван, кровать.

3. «Постройка горки со скатом»

Цель: Учить детей строить лестницу, приставляя наклонно к самой высокой стороны пластины. Развивать глазомер и координацию движений.

Вывод: Данные, полученные в ходе эксперимента, подтверждают факт, что дидактические игры по изодеятельности повышают уровень сенсорного развития детей во 2 — ой младшей группе. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятия формы, цвета, величины, а так же конструирования очень велика. Разброс показателей дает возможность говорить о необходимость целенаправленного, систематического проведения дидактических игр. Обращает на себя внимание факт зависимости знаний детей от постоянств проведения на занятиях и вне дидактических игр. По данным, полученным в ходе эксперимента, можно утверждать, что 6 из 12 детей, участвующих в формирующем эксперименте, при повторном констатирующем, показали лучший результат по сравнению с детьми, с которыми занятия не проводились. Дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают сенсорную культуру детей и развивают сенсорное восприятие цвета, формы, величины.

Таким образом, одним из важных условий сенсорного развития детей является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей. Именно в условиях содержательной, результативной деятельности складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства предметом внимания детей, предметом освоения.

Заключение

Таким образом, в истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания. Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости от этого по-разному строится содержание сенсорного воспитания, его методика.

Современная отечественная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т. е. персептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача сенсорного воспитания — своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

Монтессори — педагогика является альтернативной системой воспитания и образования детей, это свободная работа детей в созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среде

Признавая важную роль первых лет в жизни ребенка, основное внимание родителей и воспитателей должно быть, направлено на развитие умственных способностей детей главным образом через развитие органов чувств.

Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.).

Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

Важным условием сенсорного развития детей является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей. Именно в условиях содержательной, результативной деятельности складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства предметом внимания детей, предметом освоения.

Список используемой литературы

1. Щелованов Н.М. Ясли и дома ребенка — задачи воспитания. — В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.

2. Венгер Л.А. др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. — М.: Просвещение, 1988.-144 с.

3. Крулехт М., Онищенко Э. Она стояла у истоков отечественного дошкольного воспитания Дошкольное воспитание. -1993. — № 5. — С. 52−54

4. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание Дошкольное воспитание. -1993. — № 5. — С. 54−55

5. Монтессори М. Из серии «Педагогика детства». М. 2001.

6. Монтессори М. Руководство к моему методу. М., 1916.

7. Монтессори в России. Новый взгляд. — Вып.1−2. М. 1992−93.

8. Монтессори — материал. Школа для малышей. М., 1992.

9. Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори Дошкольное воспитание. -1989. — № 10. — С. 66−70

10. Плеханов А., Морозова О.М., М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста Дошкольное воспитание. -1995. — № 7. — С. 31−35

11. Плеханов А., Морозова О. Создатель детского сада и основоположник дошкольной педагогики Дошкольное воспитание. -1995. — № 7. — С. 64−67

12. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в «Домах ребенка». М., 1993.

13. Сорокова М. «Жизненная практика» и сенсорное развитие дошкольников по методу М. Монтессори. М., 1998.

14. Домашняя школа Монтессори. М., 1997.

15. Сумнительный К.Е. Как помочь ребенку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике).

М., 1999.

16. Терри Мелоу. Монтессори и ваш ребенок: Руководство для родителей. Пер. с англ. — М., 1997.

Размещено на