Общие закономерности ощущений; чувствительность и ее пороги, адаптация, сенсибилизация Пороги чувствительности

Раздражитель, действуя на анализатор, не всегда вызывает чувство. Прикосновения пушинки к телу нельзя почувствовать. Если действует очень сильный раздражитель, может наступить момент, когда ощущение перестают возникать. Звуков с частотой более 20 тысяч Герц мы не слышим. Слишком сильный раздражитель может вызвать боль. Следовательно, ощущения возникают при действии раздражителя определенной интенсивности. И

Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущений и силой раздражителя выражает понятие порога чувствительности. Есть такие пороги чувствительности: нижний абсолютный, верхний абсолютный и порог чувствительности различения. Та наименьшая сила раздражителя, которая, действуя на анализатор, вызывает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Нижний порог характеризует остроту чувствительности анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует наглядное отношение: чем ниже порог, тем выше чувствительность, и наоборот. Наши анализаторы являются очень чувствительными органами. Они возбуждаются очень малой силой энергии соответствующих им раздражителей. Это касается в первую очередь слуха, зрения и обоняния. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих ароматных веществ не превышает 8 молекул. А для того чтобы вызвать вкусовые ощущения, необходимо по крайней мере в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения. Та самая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека. Адаптация

Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, непостоянна и изменяется под воздействием физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации. Адаптация, или приспособление, — это изменение чувствительности под влиянием постоянно действующего раздражителя, что проявляется в снижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. Когда человек заходит в реку, вода сначала кажется ему холодной. Но потом ощущение холода пропадает. Подобное можно наблюдать во всех видах чувствительности, кроме болевого. Степень адаптации различных анализаторных систем неодинакова: высокая адаптируемость свойственна нюхательным ощущениям, тактильным (мы не замечаем давления одежды на тело), меньше она в слуховых и ощущениях холода. Общеизвестно явление адаптации в нюхательных ощущениях: человек быстро привыкает к пахучему раздражителю и вовсе перестает ощущать его. Адаптация к различным ароматным веществам наступает с разной скоростью. Незначительная адаптация свойственна болевым ощущениям. Боль сигнализирует о разрушении организма, так что адаптация к боли может привести к гибели организма. В зрительном анализаторе различают адаптацию к свету и темноте. Попадая в темную комнату, человек вначале ничего не видит, через три-четыре минуты начинает хорошо различать свет, который проникает туда. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз. Если адаптация к темноте связана с повышенной чувствительностью, то световая адаптация — со снижением световой чувствительности. Явление адаптации нельзя объяснить только изменениями, которые происходят в функционировании рецептора во время длительного действия на него раздражителя (например, обновление и разложение зрительного вещества в палочках и колбочках сетчатки глаза и т.д.).

7 стр., 3382 слов

Ощущение и чувствительность как свойства творческой личности

... просто о приспособлении, об адаптации личности, а о фальсификации собственного ''Я''. Для одаренных детей характерны повышенная уязвимость и чувствительность. Безобидные и нейтральные замечания ... увлечений или излишнее внимание к ним; неприятие состязательности; эмоциональная неуравновешенность; чувствительность к критике, тенденция критиковать других; нереалистические цели. Л. Холлингуорт делает ...

Здесь имеют значение также изменения в соотношении процессов возбуждения и торможения в центральных частях анализаторов: после возбуждения их наступает торможение и наоборот. Речь идет о явлении последовательной взаимной индукции.

Адаптация может возникать и условно-рефлекторным путем. Если, например, сочетать действие света после пребывания в темноте в течение получаса с ударами метронома, то после 5 таких сочетаний удары метронома вызывают у обследуемых снижение чувствительности глаз без какого-либо влияния светового раздражителя Сенсибилизация Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств: сенсибилизация вследствие необходимости компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

сенсибилизация, обусловлена специфическими требованиями деятельности. Потеря зрения или слуха компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, которые потеряли зрение, овладели скульптурой, у них хорошо развиты ощущение прикосновения, вибрационная чуткость. Украинский психолог, держа руку на горле собеседника может понять, кто и о чем говорит, а также, беря газету в руки, знает, читал ее или нет. Явление сенсибилизации органов чувств наблюдается у людей, длительное время занимающиеся определенными видами профессиональной деятельности. Высокого уровня совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина. Дегустаторы могут точно указать, не только из какого сорта винограда сделано вино, но и место, где выращено виноград. Живопись предъявляет особые требования к восприятию формы, пропорций и цветовых соотношений при изображении предметов. Опыты показывают, что глаз художника чрезвычайно чувствителен к оценке пропорций. Он различает изменения, которые равняются 1/60-1/150 величины предмета. О возможности цветных ощущений свидетельствует мозаичная мастерская в Риме — в ней более 20 000 созданных человеком оттенков основных цветов. Все это является доказательством того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической деятельности.

50 стр., 24895 слов

Предмет, задачи и структура юридической психологии

... деятельности. целостность Юридическая психология не изучает какие-то особые, уникальные психологические явления, поскольку все психические состояния протекают не иначе как подчиняясь общепсихологическим и психофизиологическим законам. Специфика предмета юридической психологии ... Лекция 2. Предмет, задачи и структура юридической психологии. Междисциплинарные связи Юридическая психология Если право ...

28)Понятие о восприятии. Основные его свойства и их характеристика Восприятие – высший психический процесс целостного отражения объектов или предметов при их контакте с органами чувств.

Свойства восприятия:

Избирательность (видим то, на что обратили внимание)

Предметность (объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущения, а составляют образы конкретных предметов)

Целостность (целое больше суммы частей)

структурность (мозг спонтанно организует стимулы)

близость (близко расположенные элементы распознаются вместе)

сходство (одинаковые элементы, входящие в одну структуру, воспринимаются вместе)

направление (элементы, образующие непрерывное плавное направление, распознаются вместе)

принцип заполнения пробелов

Константность (неизменность параметров восприятия при реальном физиологическом изменении)

Категориальность (включение мыслительного процесса при отражении)

Апперцептивность (восприятие с учётом предшествующего опыта)

Виды восприятия

1) По модальности

Репрезентативные системы человека

Визуальная

Аудиальная

Кинестетическая

Особенности речи cмотреть

видеть

наблюдать

ясный

чёткий

перспектива

с моей точки зрения

на мой взгляд

нарисую образ слушать

рассказывать

говорить

прозвучала

отголосок чувствовать

ощущать

схватывать

придерживаться

мнения

 

Особенности жестикуляции

Широкие жесты

Ритмичные движения тела

Руки прижаты к телу, “достаёт из живота”

2) По видам материи

Восприятия времени (отражение длительности и скорости событий)

Типы восприятия времени:

биологические часы

психологические часы

2 типа личности:

брадихронический (ускоряет время)

тахихронический (замедляет время)

эмоциональное состояние искажает восприятие времени

Движения (отражение перемещения объекта в пространстве)

2 способа:

фиксация взгляда на движущемся объекте

фиксация взгляда на неподвижном объекте

Пространства (Формы, величины, удалённости, направленности)

Восприятие формы, величины, удалённости, направления. Наиболее информативный признак – контур.

Иллюзии восприятия – неадекватное искажение предметов объективного мира

Наблюдение и наблюдательность. Условия успешного наблюдения

Наблюдение — это активная форма чувственного познания человеком действительности. Своей физиологической основой оно имеет сложные взаимоотношения первой и второй сигнальных систем. При наблюдении как самостоятельной целенаправленной деятельности уже с самого начала предполагается словесная формулировка целей и задач, направляющих наблюдение на определенные объекты. В этих случаях связи второй сигнальной системы регулируют деятельность первой сигнальной системы. Происходит и обратный переход: результаты наблюдения, т. е. чувственные данные восприятия, в свою очередь отражаются во второй сигнальной системе, так или иначе обозначаются словом. А это ведет к постановке новых требований и задач для дальнейшего наблюдения, выражаемых словесно и актуализирующих новые связи во второй сигнальной системе. Процесс активного наблюдения есть непрерывное взаимодействие обеих сигнальных систем,

5 стр., 2150 слов

Предмет, задачи и методы возрастной психологии

... задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности. Наблюдение ... через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, ... психологии исследуются психические функции - восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. ... ступенях, называется возрастной психологией.  В предмет современной возрастной психологии кроме ...

Успех наблюдения зависит прежде всего от того, насколько ясна задача, которая стоит перед ним. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных и более конкретных задач. Решив наблюдать, как птица вьет гнездо, человек ставит перед собой ряд частных задач: проследить, куда она отлетает за «строительным материалом», что приносит с собой, как долго остается в гнезде, прилаживая к нему то, что ею принесено, и т. д.Являясь преднамеренным, планомерным, относительно длительным восприятием и осуществляясь с той или иной познавательной целью, наблюдение требует специальной подготовки (предварительное ознакомление с материалами, относящимися к объектам будущего наблюдения — с рисунками, фотографиями, словесным описанием предметов и т. п.).

Важнейшее место в подготовке наблюдений должно занимать уяснение задач наблюдения, требований, которым оно должно удовлетворять, предварительная разработка плана и способов наблюдения. Исключительно велика роль активности наблюдения. Она выражается как в мыслительной деятельности,, осуществляемой при наблюдении (особенно важную роль играет, в частности, сравнение предметов), так и в двигательной деятельности наблюдателя. Оперируя предметами, действуя с ними, человек лучше познает их многие качества и свойства. Вполне понятно поэтому стремление каждого при ознакомлении с предметом взять его в руки, не только разглядеть его глазами, но изучить руками, что-либо делать с ним.

 

Существенную помощь оказывают зарисовки, моделирование предметов, их схематическое изображение.

 

Положительная роль движений и действий в наблюдении основывается не только на том, что благодаря им достигается знакомство с такими свойствами предметов, которые вообще могут быть замечены только при оперировании с ними (вес, твердость и т. д.), но и на том, что благодаря двигательной деятельности человек пристальнее задерживается на деталях вещи, которые ускользают от его взора при одном только зрительном ее восприятии. Объем зрительного восприятия, т. е. количество того, что можно охватить глазом одновременно, значительно больше того, что можно воспринять одновременно рукой или изобразить при зарисовке и моделировании предмета. Поэтому рука, участвуя в восприятии, как бы приковывает к себе глаз, заставляет сосредоточиваться на более узком участке восприятия и тем самым лучше рассматривать особенности предмета. Весьма важно также и то, что необходимость изобразить вещь побуждает особенно точно воспринимать ее, так как только при этом условии изображение предмета может соответствовать оригиналу.

 

Существенное место в наблюдении занимает речь. Описывая словами то, что воспринимается, формулируя итоги восприятия, наблюдатель не только дольше задерживается на отдельных частях или качествах предмета, но и сознательнее относится к тому, что надо описать, отдает себе более ясный отчет в том, что им замечается, лучше всматривается, вслушивается в то, что служит объектом наблюдения.

8 стр., 3787 слов

П. Сорокин о предмете, структуре и роли социологии

... психологизма и субъективизма возможно, если она будет изучать только акты поведения, доступные наблюдению и измерению. При этом социология должна опираться на объективные методы, на измерение ... генетику. Социальная аналитика изучает строение (структуру) социального явления и его основные формы. Предмет социальной механики (или социальной физиологии) - процесс взаимодействия людей, иными словами, - ...

 

Важное значение в процессе школьного обучения имеет взаимоотношение наблюдений учащихся и слова учителя. Формы сочетания того и другого могут быть различны: в одних случаях слово учителя только направляет предстоящие или происходящие в данный момент наблюдения учащихся («какой клюв у орла?», «какие у него крылья?» и т. д.); в других оно ведет к осмысливанию того, что уже воспринято (фиксируется, например, что произошло во время опыта по физике, химии ит. д.); в третьих оно представляет собой сообщение знаний, которые лишь затем иллюстрируются наглядным путем (показ предметов или их изображения на картинке).

Как показали исследования, выполненные под руководством Занкова, все эти формы сочетания слова учителя и восприятия предметов учащимися дают различный эффект в зависимости прежде всего от задачи, которая ставится учителем на уроке. Так, например, при ознакомлении с внешним видом изучаемых объектов наиболее эффективной оказалась первая форма, при выполнении других педагогических задач — другие формы сочетания слова и наглядности. Имеются основания утверждать, что первая форма сочетания слова учителя и восприятия учащихся служит не только хорошему усвоению знаний, но и развитию у детей умения наблюдать.

 

Весьма важна для успеха наблюдения его планомерность и систематичность. Хорошее наблюдение, направленное на широкое, разностороннее изучение предмета, всегда проводится по четкому плану, определенной системе, с рассмотрением одних частей предмета вслед за другими в определенной последовательности. Только при таком наблюдении мы ничего не пропустим и не будем возвращаться вторично к тому, что было воспринято.Исключительно большую роль играет отношение человека к наблюдению. Весьма важно знать значение наблюдений, сознавать ответственность за их результаты, учитывать необходимость отчета в наблюдениях. Все это значительно повышает их качество, так как побуждает к тщательному всматриванию или вслушиванию, к длительному устойчивому наблюдению.Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т. е. умения подмечать характерные, но малозаметные и на первый взгляд кажущиеся малосущественными особенности предметов. Наблюдательность определяется жизненным опытом и знаниями человека, позволяющими быстро отмечать своеобразие тех или иных предметов или явлений; в большой мере она зависит от любознательности человека. Как и все другие психические свойства людей, она не является чем-то врожденным, предопределенным. Она может быть развита в значительной степени. Чтобы быть наблюдательным, надо упражняться в наблюдении: сравнивать и сопоставлять различные предметы, их различные стороны; замечать их связь и взаимодействие друг с другом; ставить перед собой задачу — быстро замечать возможно больше особенностей предмета или явления; подмечать самые ничтожные изменения в них; учиться выделять наиболее существенное в том, что воспринимается. Чтобы развить наблюдательность, нужна такая организация восприятия, которая соответствовала бы всем необходимым условиям его успешности: ясность задачи, предварительная подготовка, активность наблюдения, его систематичность, планомерность и т. д. Необходимо, чтобы результаты наблюдения оценивались с точки зрения их полноты, точности, существенности замеченного. Ошибки наблюдения, пропуски должны быть четко отмечены и исправлены в процессе дальнейших, повторных и более тщательных наблюдений.

9 стр., 4045 слов

ОСобенности восприятия младшими школьниками учителя

... может уследить учитель. Проблема исследования состоит в определении психологических особенностей понимания учителей младшими школьниками . Цель – решение данной проблемы Объект – восприятие учащимися учителя. Предмет -  влияние ... важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя. На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь ...

 

Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека. Изобретатели и новаторы производства, ученые, писатели, живописцы, актеры всегда отличаются большой наблюдательностью; ей они в большой мере обязаны своими достижениями. Развитию наблюдательности, точности и многосторонности восприятия необходимо уделять серьезное внимание уже в детском возрасте, особенно в процессе игры и обучения, используя в последнем случае различные задания (наблюдения за явлениями природы, погодой, ростом растений, поведением животных), лабораторные работы (в старших классах школы) и т. д.