Особенности обучения детей старшего возраста строевым упражнениям

Курсовая работа

Особенности обучения детей старшего возраста строевым упражнениям

Введение Изменения, происходящие в современном обществе, определяют инновационные требования и к системе образования. Все больше растет престиж воинской службы у молодежи. Успешная реализация личности учащегося в период обучения и после его окончания — конкурентоспособность, социализация в обществе, активная адаптация в профессиональной деятельности являются важнейшими учебно-воспитательными задачами в современной школе. Сформировать в каждом учащемся физические и морально-духовные качества, необходимые будущим гражданам России для выполнения конституционных обязанностей. Поэтому овладение детьми старшего возраста основами строевой подготовки является актуальной проблемой современного образования. Строевая подготовка входит в предмет физическое воспитание и «Основы защиты Отечества», целью дисциплины является приобретение учащимися знаний о Вооруженных силах России, их характерных особенностях; усвоение основ защиты Отечества, гражданской обороны, медико-санитарной подготовки; формирование и совершенствование знаний, умений и навыков учащихся по защите Отечества и военно-патриотическое воспитание. Целью данной работы является определение особенностей обучения детей старшего возраста строевым упражнениям в системе образования. В процессе работы решались следующие задачи: — рассмотреть особенности и назначение строевых упражнений и их основных приемов; — определение особенностей обучения детей старшего возраста строевым упражнениям на уроках начальной военной подготовки и физического воспитания; — характеристика урока как основной формы обучения детей строевым упражнениям. Для выполнения работы была использована методическая литература по начальной военной подготовке, строевой подготовке и методике преподавания физической культуры. 1. Строевые упражнения

1.1 Назначение и особенности строевых упражнений

строевой физический упражнение урок

Строение упражнения представляют собой совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, дисциплины и организованности. Особое значение строевых упражнений состоит в формировании осанки человека. Это хорошо иллюстрируется выправкой кадровых военнослужащих. [4, с. 45]

3 стр., 1155 слов

Содержание и методика обучения движениям детей дошкольного возраста

... в процессе работы, направленной на обучение движениям детей дошкольного возраста следует использовать элементы подвижных игр и спортивных упражнений, упражнений с речитативами, данстерапии, ритмопластики, психогимнастики, ... М., 2005, с. 14-16; 12. Осадчук О.Л. Методология проблемы обучения старших дошкольников психической саморегуляции // Валеологическое образование: состояние и пути ...

Строевые упражнения являются основополагающими на занятиях по строевой подготовке, одного из разделов начальной военной подготовки. Строевая подготовка тесно связана с тактической, огневой и физической подготовкой, изучением уставов и других предметов начального военного обучения. Поэтому навыки приемов и действий, полученных на занятиях по строевой подготовке, следует совершенствовать на всех занятиях.

Строевые упражнения применяются в школе и на уроках физического воспитания, при проведении спортивно-показательных выступлений, марш-парадов, смотров строя и песни и других организованных массовых мероприятиях. Они являются средством воспитания у занимающихся дисциплинированности, организованности, формирования правильной и красивой осанки, походки, навыков коллективных действий, развития чувства ритма и темпа движении, способности соразмерять их во времени и в пространстве. [3, с. 89]

Строевая подготовка — занятие большей частью практическое. Здесь каждый прием нужно отрабатывать многократными тренировками, которые не прекращаются и в последующем, иначе в его выполнении будут потеряны приобретенные ранее навыки, четкость и красота исполнения.

Занятия по изучению строевых приемов на месте необходимо проводить и разомкнутом строю, а в движении — на увеличенных дистанциях, с тем чтобы отчетливо были видны ошибки и неточности. [1, с. 36]

Команды разделяются на предварительную и исполнительную, но могут быть и только исполнительные. Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир. По всякой предварительной команде учащиеся, находящиеся в строю и вне строя на месте, принимают положение «смирно», а в движении ногу ставят тверже. Исполнительная команда подается после паузы громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение. [1, с. 37]

Голос при подаче команд должен соразмеряться с протяженностью строя, а рапорт отдаваться четко, без резкого повышения голоса. Для отмены приема (действия) или для прекращения его подается команда «Отставить». По этой команде принимается положение, в котором обучаемые находились до выполнения приема.

Расчет производится по команде «По порядку — рассчитайсь». По этой команде расчет начинается с правого фланга: каждый называет свой номер, быстро поворачивая голову к стоящему слева от него, и быстро ставит се прямо; левофланговый голову не поворачивает.

Строй — установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах. Шеренга — строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии. Фланг — правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются. Фронт — сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины — лобовой частью).

Тыльная сторона строя — сторона, противоположная фронту. Интервал — расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями. В сомкнутом строю интервал между локтями рядом стоящих должен быть равен ширине ладони. Дистанция — расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями. Ширина строя — расстояние между, флангами. [1, с. 41]

14 стр., 6865 слов

1.Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям

... Повороты – простое переступание на месте. Команды – «Направо!», «Налево!», «Шагом марш!». 2.Методика обучения детей физическим ... соблюдение определённой осанки: корпус головы располагается прямо, голова прямо и ровно, взгляд напрвлен ... строя в дру­гой Обратное перестроение называется разведением и сли­янием. Повороты. Они выполняются дошкольниками направо, налево (90°), вполоборота направо, налево ...

1.2 Основные приемы строевых упражнений

Основным элементом строевой выучки является строевая стойка. Она принимается по командам: «Становись» и «Смирно» и без команды: при отдании и получении приказания, при рапорте и обращении военнослужащих друг к другу, во время исполнения Государственного гимна, при отдании чести, а также при подаче команд.

Для принятия строевой стойки необходимо стать прямо без напряжения, каблуки поставить вместе, а носки развернуть по линии фронта на ширину ступни; ноги выпрямить в коленях; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию. [8, с. 169]

По команде «Вольно» стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не снижать внимания и не разговаривать.

Команды «Равняйсь» и «Заправиться» подаются при нахождении военнослужащих в строю. По команде «Равняйсь» все, кроме правофлангового, поворачивают голову направо (правое ухо выше левого, подбородок приподнят) и выравниваются так, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым. По команде «Налево — Равняйсь» все, кроме левофлангового, поворачивают голову налево (левое ухо выше правого, подбородок приподнят).

При выравнивании военнослужащие могут несколько передвигаться вперед, назад или в стороны. По окончании выравнивания по команде «Смирно» все военнослужащие быстро ставят голову прямо.

По команде «Заправиться», не оставляя своею места в строю, можно поправить оружие обмундирование и снаряжение. При необходимости выйти из строя надо обратиться за разрешением к непосредственному начальнику Разговаривать в строю можно только с разрешения старшего командира. Для снятия головных уборов подастся команда «Головные уборы (головной убор) — Снять», а для надевания — «Головные уборы (головной убор) — Надеть».

Обучение поворотам на месте начинается после отработки строевой стойки, так как только на ее основе можно правильно освоить эти приемы. При этом вначале необходимо отработать повороты направо, налево (на 1/4 круга) и кругом (на 1/2 круга), а затем повороты пол-оборота направо и пол-оборота налево (1/8 круга).

Для обучения поворотам на месте учитель выстраивает отделение по периметру строевой площадки (в одну шеренгу с интервалом четыре шага) и, выйдя на середину строя, показывает поворот в целом в уставном темпе.

Показывая прием по разделениям, поясняет, что поворот кругом и налево производится в сторону левой руки на левом каблуке и правом носке, а поворот направо — в сторону правой руки на правом каблуке и левом носке. Все повороты выполняются на два счета; по первому счету надо повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу, по второму счету кратчайшим путем приставить другую ногу.

Для четкого и красивого поворота на месте необходимо перенести тяжесть тела на ту ногу, в сторону которой делается поворот, с одновременным рывком корпуса в сторону поворота и сильным упором на носок противоположной ноги, сохраняя устойчивое положение туловища. После этого командир показывает прием в медленном темпе с одновременным разъяснением порядка действий по предварительной и исполнительной командам. Поворот направо разучивается по разделениям на два счета. [1, с. 53]

13 стр., 6332 слов

Система командной деятельности в организации и управление командами

... Для того чтобы приступить к обсуждению этой темы, необходимо прояснить, что такое команда, ведь «команда» - очень многозначное и используемое в разных значениях понятие. Кроме того, хотя ... и взаимная ответственность. Таблица 1.1 Основные отличия между малой группой и командой. Малая группа Команда Имеет изначально сильного (часто назначенного) лидера Роль лидера может переходить от ...

Командир отделения следит за тем, чтобы обучаемые по первому счету, резко повернувшись в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке, сохраняли положение корпуса, как при строевой стойке, и не сгибали ног в коленях, перенося тяжесть тела на впереди стоящую ногу. Каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей ноги должны быть развернуты так, чтобы после окончания поворота носки, оказались развернутыми на ширину ступни. Положение рук должно быть, как при строевой стойке.

Движение совершается шагом или бегом. Нормальная скорость движения шагом 110-120 шагов в минуту (размер шага 70-80 см).

Нормальная скорость движения бегом 165-180 шагов в минуту (размер шага 85-90 см).

Шаг бывает строевой и походный.

Строевой шаг применяется при прохождении подразделений торжественным маршем; при отдании чести в движении; при подходе военнослужащего к начальнику и отходе от него; при выходе из строя и возвращении в строй, а также на строевых занятиях.

Движение строевым шагом начинается по команде «Строевым шагом — Марш». По предварительной команде подать корпус несколько вперед, перенести тяжесть его больше на правую ногу, сохраняя устойчивость; по исполнительной команде начать движение с левой ноги полным шагом.

При движении строевым шагом ногу оттянутым вперед носком выносить на высоту 15-20 см от земли и ставить се твердо на всю ступню, отделяя в то же время от земли другую ногу. Руками производить, начиная от плеча, движения около тела: вперед — сгибая их в локтях так, чтобы кисти поднимались выше пряжки пояса на ширину ладони и на расстоянии ладони от тела; назад — до отказа в плечевом суставе (пальцы рук полусогнуты).

В движении голову и корпус держать прямо, смотреть перед собой.

Походный шаг применяется во всех остальных случаях (при совершении марша, передвижении на занятиях и др.) Движение походным шагом начинается по команде «Шагом — Марш». При движении ногу выносить свободно, не оттягивая носок, и ставить се на землю, как при обычной ходьбе; руками производить свободное движение около тела. При движении походным шагом по команде «Смирно» перейти на строевой шаг, а при движении строевым шагом по команде «Вольно» идти походным шагом.

Обозначение шага на месте производится по команде «На месте, шагом — Марш» (в движении — «На месте»).

По этой команде шаг обозначать подниманием и опусканием ног, при этом ногу поднимать на 15-20 см от земли и ставить ее на землю с передней части ступни; руками производить движения в такт шага. По команде «Прямо», подаваемой одновременно с постановкой левой ноги на землю, сделать правой ногой еще один шаг на месте и с левой ноги начать движение полным шагом.

Для прекращения движения подается команда, например: «Рядовой Иванов — Стой». По исполнительной команде, подаваемой одновременно с постановкой на землю левой или правой ноги, сделать еще один шаг и, приставив ногу, принять положение «смирно». [8, с. 172]

11 стр., 5272 слов

Использование дидактических игр на уроках у учащихся младших классов

... выполнена курсовая работа по теме: «Использование дидактических игр на уроках у учащихся младших классов». Учителем показана совокупность целенаправленных и систематически проводимых игровых упражнений, ... воспитательные задачи. В результате разумного применения дидактических игр возрос познавательный интерес учащихся в учебной деятельности, у детей стали расширяться интересы, наметились проявления ...

Для изменения скорости движения подаются команды: «Шире шаг», «Короче шаг», «Чаще шаг», «Ре-же», «Полшага», «Полный шаг».

Для перемещения одиночных военнослужащих на несколько шагов в сторону подается команда, например: «Рядовой Иванов. Два шага вправо (влево), шагом — Марш». По этой команде сделать два шага вправо (влево), приставляя ногу после каждого шага.

Для перемещения вперед или назад на несколько шагов подастся команда, например: «Два шага вперед (назад), шагом — Марш». По этой команде сделать два шага вперед (назад) и приставить ногу. При перемещении вправо, влево и назад движение руками не производится.

Важными являются и такие элементы строевых упражнений как отдание воинской чести на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него и др.

2. Особенности обучения детей строевым упражнениям

2.1 Особенности строевой подготовки учащихся на занятиях начальной военной подготовки

строевой физический упражнение урок

В настоящее время основы военной службы в общеобразовательных учреждениях изучаются в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), как специальный раздел. Изучение раздела «Основы военной службы» в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» вместо отдельного предмета «Начальная военная подготовка», преподававшегося в общеобразовательных учреждениях до 1991 года, было и остается основным направлением в организации образовательного процесса по основам военной службы. Тематика раздела «Основы военной службы» включена в обязательный минимум содержания курса ОБЖ среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 30.06.99 г. №256).

[5, с. 4]

Одним из разделов «Основы военной службы» является строевая подготовка — изучение учащимися основ строевых упражнений. Во время занятий по строевой и физической подготовке обращается внимание на совершенствование основных физических качеств, закреплению навыков строевых упражнений.

Программа по строевой подготовке рассчитана на детей и подростков среднего и старшего школьного возраста, все упражнения и занятия адаптированы в соответствии с дидактическими требованиями организации учебного процесса в данных возрастных группах. Программа дает начальные знания по строевой подготовке, практикующейся в армии РФ. На занятиях учащиеся знакомятся с основными строевыми приемами и закрепляют свои знания на практических занятиях по строевой подготовке.

В работе с учащимися важно учитывать их индивидуальные качества (черты характера) и возрастные особенности в целом. Знание и учет этих особенностей помогут военному руководителю избежать серьезных промахов в практической работе по обучению и воспитанию молодых людей при подготовке их к службе в рядах Вооруженных Сил.

Знать и уметь учитывать биологические, физиологические, психологические особенности данной возрастной группы учащихся, а также особенности характера каждого из них — одна из важных обязанностей военного руководителя.

Молодые люди в возрасте 15-18 лет переживают пору всестороннего созревания, взросления, становления личности, формирования не только физических, но и интеллектуальных качеств. В силу особенностей развития психологический склад подростков этого возраста сложен и противоречив. С одной стороны, подросток может проявить высокую активность, дисциплинированность, самопожертвование, политическую сознательность. С другой — поступить как неразумный ребенок — бездумно нарушить элементарные нормы поведения, морали, стать правонарушителем. Нужно помнить и учитывать в своей работе, что юность — пора всестороннего созревания человека, формирования личности. Юноши и девушки уже обладают определенным жизненным опытом, тянутся к подвигу и, стремясь воспитать в себе волевые качества, проявляют интерес к героическим традициям, они особенно чувствительны к ущемлению прав и человеческого достоинства, стремятся быть самостоятельными во всем, не терпят опеки и тонко чувствуют разницу между ней и деловой помощью.

13 стр., 6036 слов

Развитие творческих способностей у учащихся на кружковых занятиях по вышивке

... условия благоприятствующие развитию интереса и творческих способностей на кружковых занятиях у учащихся по вышивке; Апробировать современные технологии обучению вышивкой. Базой исследования ... развития творческих способностей у учащихся на кружковых занятиях по вышивке. Предмет исследования:- особенности формирования творческих способностей у учащихся на кружковых занятиях по вышивке. Гипотеза ...

Нельзя проходить мимо проявления у молодежи недостаточной воспитанности, недисциплинированности, пренебрежения к труду, склонности к употреблению спиртного и склонности к правонарушениям. Такие возрастные особенности учащихся создают для военного руководителя дополнительные трудности в его практической работе. Учитывая, что в процессе начального военного обучения необходимо привить каждому обучаемому умение повиноваться — исполнять приказы, команды, быть готовым подчиняться командиру па военной службе в Советской Армии, военный руководитель уже на первом занятии должен создать атмосферу взаимного уважения, в которой можно лучше раскрыть у молодых людей способности и положительные черты характера, чтобы опереться на них в преодолении недостатков. [2, с. 19]

Важно убедить учащихся в объективной необходимости выполнять команды и приказы, отдаваемые, как правило, громко и лаконично, в повелительной форме. При этом надо разъяснить, в чем разница между командой, поданной громко, с волевой интонацией и окриком, содержащим в себе оскорбительные нотки. Хорошо аргументированное военным руководителем распоряжение убедит учащихся в том, что его требования справедливы, вызваны необходимостью, поэтому критическое отношение ко всякой новой информации будет нейтрализовано и команды или приказ будут выполняться своевременно Необходимо требования формулировать четко, не допуская двоякого их толкования, устанавливать персональную ответственность исполнителя и проверять исполнение. Задания, которые даются в форме команды или приказания, должны быть посильными, а контроль неназойливым, не ущемляющим самолюбие учащегося. Хорошо, инициативно выполненное задание следует положительно оценивать и оценку объявлять. Случаи невыполнения посильных заданий нельзя оставлять без внимания, а тем более ослаблять требования — это снижает и сводит на нет воспитательное значение любого требования.

Излагая учебный материал по частям, руководителю необходимо следить за логичностью его построения, чтобы высказываемые положения были связаны с ранее изложенными и служили основой для следующей порции материала с учетом внутрипредметных и межпредметных связей. Чтобы излагаемый материал лучше усваивался учащимися, рекомендуется соблюдать некоторые правила:

1. Избегать общих и многословных рассуждений, выражать мысль кратко и конкретно.

14 стр., 6601 слов

Дидактическая игра как важное средство воспитания умственной активности учащихся

... в учебном процессе, рассмотреть зависимость системы игр от характера познава­тельной деятельности учащихся, от средств наглядности и формы их проведения. В работе раскрывается роль игры ... работе имеются такие формы ум­ственного воспитания: научно-популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специа­листами, выставки, организация предметных недель, игры, конкурсы, олимпиады. Учитель ...

2. Не допускать длинных предложений с вводными словами, не употреблять без особой надобности сложноподчиненные и причастные (деепричастные) обороты.

3. Заменять по возможности сложные термины простыми понятиями, а иностранные слова — русскими. Новые для учащихся слова и понятия следует выписывать на классную доску.

4. Излагать материал последовательно, деля его на отдельные элементы (пункты, факты).

5. Добиваться неослабевающего внимания и активности учащихся. [2, с. 18]

Устойчивое внимание на уроке достигается тем, что у обучаемых вызывается и непрерывно поддерживается интерес к учебному материалу. В ходе изложения учебного материала на уроке рекомендуется задавать учащимся вопросы, заставляя учащихся быть внимательными. По ответам можно судить о степени усвоения учащимися учебного материала.

При устном изложении учебного материала важна не только культура речи преподавателя — чистота языка, отсутствие слов-паразитов, но и четкость изложения материала, грамотность, выразительность, особенно в подаче команд. Все это приобретается путем тренировки и является результатом постоянной самостоятельной работы военного руководителя.

Основной формой обучения строевой подготовке учащихся по программе НВП является одиночная подготовка. Она включает образцовый показ изучаемого приема (действия) с кратким пояснением; выполнение (разучивание) учащимися показанного приема по командам военного руководителя и самостоятельно; тренировку в быстром и четком выполнении приема или действия.

Для ознакомления учащихся с приемами (действиями) необходимо назвать прием или действие, объяснить, для каких целей они предназначены, подать команду, по которой он выполняется, показать, как выполняется прием в целом, а затем по разделениям и в медленном темпе с пояснением последовательности его выполнения. Разучивание приема (действия) в зависимости от его сложности может производиться в целом, если прием несложный; по разделениям, если прием сложный; с помощью подготовительных упражнений, если прием сложный и отдельные его элементы трудно усваиваются.

Тренировка в выполнении приема или действия предназначается для закрепления навыков. Она может быть организована двумя способами: односторонним, когда все учащиеся находятся в разомкнутом строю и тренируются в выполнении приема под руководством военного руководителя (преподавателя); двусторонним, когда они тренируются попарно, подавая по очереди команды друг другу или по командам командира отделения. Для организации тренировки используются два методических приема. Первый основан на принципе «Делай, как я», когда военный руководитель сам выполняет изучаемый прием и требует его выполнения от учащихся; в основе второго — принцип «Тренирую одного, выполняют все», когда из развернутого строя в одну шеренгу военный руководитель выводит одного учащегося на несколько шагов вперед (чтобы видел весь строй), тренирует его, а находящиеся в строю выполняют то же. В основе второго приема также лежит личный прием (показ).

15 стр., 7272 слов

Развитие математического мышления учащихся на основе дифференцированного ...

... в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности; 2) ориентация на ... процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями учащихся; 2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, ...

[2, с. 186]

Во время занятий по строевой подготовке военным руководитель (преподаватель) должен находиться в таком месте, чтобы иметь возможность внимательно следить за учащимися и своевременно реагировать на их ошибки. Наиболее целесообразное удаление руководителя занятий от строя взвода на 8-10 шагов, от отделения — на 4-6 шагов. При таком удалении обеспечивается непрерывность наблюдении за действиями, а учащиеся хорошо воспринимают показ приемов и действий.

При проведении занятий, связанных с передвижением, целесообразно подачу команд и контроль за их исполнением осуществлять находясь на месте. Команды надо подавать громким властным голосом, четко произнося каждое слово. Подавая команды и отдавая приказания, военный руководитель обязан сам принимать положение «Смирно», обеспечивая этим уважение к уставным требованиям, к строю, подчеркивая важность команды, перед которой равны все, независимо от занимаемой должности и положения.

Начальная военная подготовка учащихся ПТУ имеет некоторые особенности, которые обусловлены спецификой профессии, которую дает учащимся конкретное учебное заведение, составом учебных групп (юноши или девушки), сроками обучения и организацией учебно-воспитательного процесса.

Большое значение для эффективности уроков по начальной военной подготовке детей старшего возраста имеют индивидуальные черты характера военного руководителя, его внешний вид, поза, жесты. Опрятность в одежде, подтянутость, военная форма, ношение которой на занятиях обязательно для всех военных руководителей, — непременное требование к военнослужащим, определяемое уставами Вооруженных Сил. Критическое отношение к себе, к своим действиям и поступкам приобретает особое значение с учетом возрастных особенностей учащихся.

Подростки недостаток собственного жизненного опыта стремятся пополнить за счет опытного наставника, которого считают своим идеалом. Но доверяют они только тому, кто на деле доказывает свою компетентность, слова и поведение которого не расходятся с поведением за пределами военного кабинета, училища, в личной жизни. Военный руководитель должен постоянно помнить, что ложь в делах и поступках особенно недопустима в деле воспитания. Поведение его, настойчивость в достижении цели имеют существенное значение для воспитания волевых качеств у обучаемых. В ходе занятии по НВП молодые люди учатся воспитанию воли, твердости характера, верности данному слову, выдержке, смелости и другим положительным чертам характера, необходимым будущему гражданину своей Родины.

2.2 Строевые упражнения на занятиях физической культуры

В системе средств физического воспитания в школе одно из основных мест принадлежит гимнастике. Гимнастические упражнения входят в содержание всех основных форм занятий физической культурой в школе. Они являются важнейшей частью содержании уроков физической культуры, воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы, спортивно-оздоровительных праздников и соревнований, массовых спортивно-гимнастических выступлений, вечеров художественной самодеятельности и т.п.

10 стр., 4934 слов

Семинарское занятие № 16 Психологические особенности развития ...

... 1981.-с.129-138. (выписать личностные новообразования младшего школьного возраста). Семинарское занятие № 18 Психологическая характеристика подросткового и юношеского возраста Особенности социальной ... воспитания. М., 1995. 13. Сенько Т.В. Психология воспитания. Минск, 1996. Семинарское занятие № 21 «Психологическая характеристика учебной деятельности» Общая характеристика учебной деятельности. ...

Занятия гимнастикой в школе направлены на содействие гармоничному формированию растущего организма, укрепление здоровья и повышение работоспособности учащегося, овладение им важнейшими двигательными навыками и умениями, а также новыми видами движений, развитие физических качеств. Кроме этого, занятия гимнастикой направлены на воспитание у учащихся привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом, смелости, настойчивости, дисциплинированности, чувства дружбы и товарищества, навыков гигиены и культурного поведения. Реализация этих задач осуществляется путем целенаправленного использования всех форм занятий гимнастикой и каждого занятия в отдельности. [4, с. 274]

Организация занятий гимнастикой невозможна без использования строевых упражнений. Применение их позволяет быстро и целесообразно размещать группу в зале или на площадке. Благодаря возможности управления большими массами занимающихся с помощью многообразных по форме строевых упражнений их включают практически в любое массовое гимнастическое выступление. Большая группа строевых действий и команд взята из Строевого устава Вооруженных Сил, другая группа создавалась в процессе работы по гимнастике.

Формирование систем двигательных умений является одной из ведущих задач физического воспитания. Обучение в физическом воспитании есть организованный процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигательных действий, направленных на физическое и психическое совершенствование человека. Обучение действию есть процесс одновременного приобретения знаний, формирования двигательного умения и воспитания соответствующих физических качеств.

Занятия физическими упражнениями с детьми имеет свои правила, определяемые возрастными особенностями учащихся. Физическое развитие подростка в 15-17 лет еще не закончено, и чрезмерное перенапряжение может не только его затормозить, но и вызвать сомнение в своих возможностях, развить комплекс физической неполноценности и, как следствие, сказаться отрицательно на психическом состоянии подростков. Недостаточная же нагрузка снижает физическую закалку, выносливость, а это скажется в дальнейшем на формировании молодого человека как личности.

Обучение любым физическим упражнениям характеризуется следующими особенностями:

1. Активная двигательная деятельность учеников как необходимое условие овладения учебным материалом. Изучение ребенком физических упражнений является его учебно-трудовой деятельностью, которая требует расходования имеющихся у него физических и психических сил. Чтобы понять некоторые закономерности учебной деятельности ученика, необходимо учитывать психофизиологические закономерности работоспособности. Работоспособность зависит от нескольких факторов: наследственных, приобретенных в процессе жизни и способов регуляции деятельностью в конкретных условиях.

2. Формирование систем двигательных умений. Только система действия определяет характер физической подготовленности ученика. Системы должны выбираться в зависимости от направленности физического воспитания и его конкретных задач.

3. Взаимосвязь обучения двигательным действиям с воспитанием физических качеств.

4. Результативность обучения действиям определяется не только достигнутым уровнем физического образования, но и приобретенным уровнем физического развития. Правильная организация педагогического процесса овладения системами знаний и действий должна сопровождаться и повышением показателей физического развития. [9, с. 99]

Обучение строевым упражнениям учащихся помогает развитию такого физического свойства как ловкость или координационной способности. Важным исходным положением, которое необходимо учитывать при оценке степени ловкости конкретного двигательного акта, заключается в том, что ловкость проявляется не в самих по себе движениях, а в степени их соответствия тем условиям, в которых происходит решение двигательной задачи, по степени успешности её решения. Самым важным, наиболее информативным и комплексным критерием оценки координационной способности при выполнении большинства двигательных действий должна рассматриваться точность выполнения движений как главная характеристика, отражающая степень его эффективности. Степень ловкости человека проявляется в том, насколько результативны оказываются движения при их взаимодействии с внешним миром, с его внезапными изменениями. Измерителями ловкости служат:

— уровень координационной сложности двигательного действия;

— точность двигательного действия (то есть степень его соответствия требованиям двигательной задачи);

— экономичность двигательных действий;

— время, необходимое для освоения двигательного действия;

— способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. [6, с. 138]

Для удобства пользования строевыми упражнениями в гимнастическом зале устанавливаются условные точки — центр, середина и углы. Они определяются по правой границе зала. Это одна из длинных сторон, где группа строится перед началом занятий, обычно — напротив входной двери. Если по длинной стороне зала расположены окна, то группа строится спиной к ним.

Строевые упражнения классифицируют на следующие группы:

— строевые приемы;

— построения и перестроения;

— передвижения;

— размыкания и смыкания. [4, с. 45]

Для пользования строевыми упражнениями установлены основные понятия о строе. Строй — установленное размещение учащихся для совместных действий. Строевые приемы выполняются последующим командам:

«Становись» — команда, по которой учащиеся становятся в указанный учителем строй и принимают строевую (основную) стойку. Основная стойка — термин, принятый в физическом воспитании, является синонимом строевой стойки, подразумевает положение, при котором учащийся стоит прямо; пятки вместе, носки врозь на ширину стопы, ноги выпрямлены; плечи развернуты, живот подтянут; руки опущены; кисти со сжатыми последними фалангами пальцев повернуты внутрь и прижаты к середине бедра; голова держится высоко, смотрит вперед.

«Равняйсь» — по этой команде учащиеся выравниваются по носкам, принимают строевую стойку, поворачивают голову направо (налево) при команде «Направо (налево) — равняйсь» и видят грудь четвертого человека, считая себя первым.

По команде «Смирно» учащиеся быстро принимают строевую стойку.

«Вольно» — стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.

«Отставить» — команда, при которой учащиеся принимают положение, предшествующее этой команде.

«Разойдись» — команда, при которой учащиеся расходятся для самостоятельных действий.

Расчет группы учащихся может производиться: по команде «По порядку — рассчитайсь», при этом каждый ученик поворачивает голову налево и называет свой порядковый помер, после завершения расчета левофланговый делает шаг вперед и произносит: «Расчет окончен». Расчет колонны на месте и в движении производится с поворотом головы налево; в движении — с постановкой левой ноги.

Повороты на месте и в движении выполняются по командам: «Направо», «Налево», «Полповорота направо», «Полповорота налево», «Кругом». В движении исполнительная команда для поворота налево подается под левую, для поворота направо — под правую ногу. Учащийся делает шаг другой ногой и производит поворот в указанную сторону. Для поворота кругом дастся команда «Кругом (предварительная, подается под любую ногу) — марш» (исполнительная, подается под правую ногу), после чего учащийся делает полный шаг левой, полшага правой и, поворачиваясь на носках (налево кругом), переносит тяжесть тела на правую ногу, поднимая левую вперед для передвижения в противоположном направлении.

Построения — действия учащихся по команде или распоряжению учителя для принятия определенного строя. [3, с. 90] Для удобства размещения занимающихся в зале па площадке установлены следующие виды построения и перестроения:

Построение в шеренгу осуществляется по команде: «Класс, в одну (две и т.д.) шеренгу — становись» Подавая команду, учитель становится лицом в сторону фронта в положение строевой стойки, а группа выстраивается слева от него. Построение в колонну осуществляется по команде: «В колонну по одному (два, три и т.д.) — становись». Учащиеся выстраиваются за учителем. Перестроение из одной шеренги в две и обратно выполняется после предварительного расчета на первый-второй по команде: «В две шеренги — стройся». Перестроение из двух шеренг в одну производится по команде: «В одну шеренгу — стройся».

Перестроение из одной шеренги в три выполняется после предварительного расчета по три. Для этого полается команда: «В три шеренги — стройся». Перестроение из колонны по одному в колонну по два производится по команде: «В колонну по два (по три) стройся» Действия учащихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроении из одной шеренги в две, три.

Для передвижения занимающихся в ходе занятий могут быть использованы различные способы ходьбы. Строевой шаг — шаг, при котором нога выносится прямая, с оттянутым носком на 15-20 см от пола, ставится твердо на всю ступню. Движение руками выполняется вперед (сгибая в локтях) так, чтобы кисти поднимались выше пояса на ширину ладони и на расстоянии ладони от тела; назад — до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук полусогнуты. В движении голову и туловище держать прямо, смотреть перед собой. Походный шаг (обычный) отличается меньшим напряжением, нога выносится свободно, без оттягивания носка и ставится па пол без акцента, руками производятся свободные движения около тела.

В процессе проведения урока учителю приходится применить различные способы ходьбы — на носках, на пятках, в полуприседе, а также упражнения типа задания. Для перемены способа ходьбы или для выполнения упражнений в движении подается команда: «На носках — марш», «С выполнением задания — марш» и т.д. Исполнительная команда подается под левую ногу, правой делается шаг вперед. Под левую ногу начинается новое упражнение, для прекращения выполнения упражнения в движении — команда «Без задания — марш» или «Закончить упражнение» (если не требуется согласованного выполнения).

Остановка строя осуществляется по команде: «Класс — стой» Исполнительная команда подается с постановкой левой ноги, после чего делается шаг правой и приставляется левая нога.

Движение на месте выполняется по команде: «На месте шагом (бегом) — марш» Для остановки строя в определенном месте: «Направляющий — на месте» По этой команде направляющий выполняет шаг на месте, остальные продолжают двигаться вперед до дистанции в один шаг. Для того чтобы остановить занимающихся в разомкнутом строю, подается команда: «Дистанция 2 — 3 — 4 шага. Класс — на месте»

Для возобновления движения вперед при ходьбе на месте подается команда «Прямо». Для достижения большей согласованности движений может быть использована предварительная команда «Класс — прямо» Для изменения скорости, темпа и ритма передвижения используются команды: «Шире шаг», «Короче шаг», «Чаще шаг», «Реже», «Полный шаг». Исполнительная команда подается под левую ногу. Для обеспечения большей согласованности в действиях учащихся учитель подсчетом задает нужный темп и ритм выполнения.

На учебных занятиях по гимнастике, во время массовых спортивно-показательных выступлений, праздников применяются различные виды фигурной маршировки. Обход — передвижение вдоль границ зала, выполняется по команде: «В обход налево (направо) шагом — марш». Исполнительная команда подается в момент, когда направляющий подходит к границе в любой точке зала. Диагональ — передвижение по диагонали зала, площадки выполняется по команде: «По диагонали — марш» Исполнительная команда подается на одном из углов зала. Противоход — движение колонны за направляющим в противоположном направлении, выполняется по команде: «Противоходом налево (направо) — марш». Змейка — ряд противоходов, выполненных один за другим. Величина «змейки» определяется по первому противоходу. По этой команде направляющий продвигается «змейкой» до новой команды учителя. Круг — движение занимающихся по кругу выполняется по команде: «Направо (налево) по большому (среднему, малому) кругу — марш! В процессе продвижения учитель может дополнительно указывать дистанцию между занимающимися. Скрещение — фигура, образованная в результате пересечения движения двух колонн в одной из точек зала. При скрещении учащиеся проходят поочередно определенную точку зала, не нарушая при этом темпа и ритма передвижения. Для выполнения скрещения подается команда: «Через центр (или другую точку зала) со скрещением — марш». Петля по форме может быть открытой и закрытой, выполняется в любом направлении (поперечном, продольном и косом).

Для выполнении подается команда: «Налево (направо) открытой петлей — марш» и т.д. [3, с. 94]

Для рационального размещения занимающихся в спортивном зале или на площадке применяются размыкания и смыкания строя. Размыкания — действия учащихся, связанные с увеличением интервала и дистанции. Смыкание — уплотнение разомкнутого строя.

Размыкание приставными шагами по фронту из колонны по три выполняется по команде: «Класс, от середины на два (три) шага приставными шагами разомкнись» После исполнительной команды «Разомкнись» учитель начинает подсчет до четырех при размыкании на два шага, до шести — при размыкании на три шага. Смыкание приставными шагами выполняется по команде: «К середине (влево, вправо) приставными шагами сомкнись!» Действия выполняются одновременно всеми занимающимися.

Различные виды размыкания могут проводиться не по команде, а по распоряжению учителя: «Разомкнитесь от середины на вытянутые в стороны руки», «Разомкнитесь по ориентирам» (для этого необходимо заранее расставить ориентиры — флажки, кубики, мячи и т.д.).

Размыкания могут выполняться с применением акробатических упражнений, переворотов боком, кувырков, движений руками, подскоков в процессе размыкания.

3. Урок как основной метод обучения строевым упражнениям Основной формой организации учебной работы по начальной военной подготовке является урок, на котором учащиеся получают теоретические знания. Хорошая организация урока, умение провести его интересно, наглядно, на высоком воспитательном и научном уровне — требования, обязательные для каждого военного руководителя.

Кроме уроков, которые организуются со взводом в военном кабинете по теории, широко применяются практические занятия в военном кабинете и на местности, стрельба в тире, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, экскурсии в воинские части, музеи, походы по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, просмотры учебных и художественных кинофильмов, театральных представлений и т.п.

Различают следующие основные типы уроков по НВП:

— урок сообщения новых знаний, на котором в основном учащиеся получают новые для них теоретические сведения;

— урок закрепления знаний и умений, который проводят в форме практического занятия на местности, на строевой площадке, в тире, а также в военном кабинете, медпункте училища, в кабинете гражданской обороны (там, где такие кабинеты созданы), на базе учебных полигонов шефствующих воинских частей;

— урок проверки знаний и умений, включающий устный опрос, теоретические (письменные) работы или практические занятия (строевой смотр, выполнение приемов с оружием и т.п.), контрольные работы и упражнения;

— комбинированный урок наиболее распространенный тип урока. Он содержит все или большую часть элементов, присущих другим типам уроков: сообщение новых знаний, их проверку, закрепление и др. [2, с. 14]

Основная форма теоретического занятия (урока) — рассказ-беседа, практического занятия на местности — тактико-строевое занятие. Тактико-строевые занятия создают благоприятные условия для формирования у школьников таких умений и навыков, как дисциплинированности, подтянутости, решительности, самообладания, инициативности, коллективизма, физической выносливости.

В ходе подготовки военрук тщательно продумывает содержание боевой задачи, ход занятия, оборудование места, где оно будет проводиться, создание тактической обстановки. Боевая задача и тактическая обстановка должны даваться в сокращенном виде, т.е. следует указывать только то, что необходимо для отработки учебных вопросов, вынесенных на данное конкретное занятие. Каждый тактический эпизод по содержанию представляет собой набор вводных, в ходе решения которых отрабатываются (проверяются) те или иные приемы и действия. Тактико-строевое занятие вбирает в себя как элементы тактической подготовки, так и строевой. Поэтому серьезное внимание уделяет строевой подтянутости обучаемых, закреплению строевых навыков. Если в ходе занятий учащиеся допускают неточности при выполнении тех или иных команд, они возвращаются на исходные позиции. При необходимости им показывают правильное выполнение приема. Причем показ проводится, как правило, специально подготовленными для этого командирами отделения или инструкторами. Не стоит переходить к отработке нового, пока не отработан изучаемый прием. [7, с. 43] Практические занятия, организуемые в военном кабинете (тире, в классе по огневой подготовке и т.п.), проводятся с применением наглядных пособий и технических средств обучения.

Независимо от типа и форм проведения к уроку предъявляют следующие требования: четкость в определении темы, учебно-воспитательной цели и содержания; связь данного урока с предыдущим (обучение на основе ранее полученных знаний); законченность и эффективность; целесообразная структура, обеспечивающая использование времени с максимальной продуктивностью; постоянное внимание и активность учащихся; единство обучения и воспитания; четкая регламентация элементов урока; обеспеченность необходимым оборудованием.

В зависимости от типа урока и входящих в его состав элементов определяют, каким образом будут проводиться занятия со взводом, когда учащиеся будут выполнять работу самостоятельно (индивидуально), когда попарно или в составе отделения, а также время, затрачиваемое на элементы урока, т.е. определяют его структуру.

Пример урока по строевой подготовке на тему: Поворот на месте «Кругом» и перестроение из одношереножного в двухшереножный строй (1 час; на площадке для занятий по строевой подготовке):

Цель: научить выполнению поворота на месте «Кругом!» и перестроению из одной шеренги в две и обратно в составе отделения.

Учебные вопросы: 1. Поворот на месте «Кругом». 2. Перестроение отделения из одной шеренги в две и обратно.

Вводная часть (6 мин).

Руководитель проводит проверку выполнения элемента «Строевая стойка» и команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно». Примерные вопросы для повторения пройденного материала: 1. Когда принимается команда «Смирно»? 2. Практическое выполнение поворотов на месте «Направо», «Налево».

Основная часть (34 мин).

Для обучения поворота на месте «Кругом» руководитель выстраивает взвод в одну шеренгу и показывает выполнение приема в целом по команде «Кругом». После этого он выполняет поворот в медленном темпе и попутно объясняет порядок действия по предварительной и исполнительной командам. Затем, разомкнув взвод, приступает к разучиванию этого поворота. При этом учащиеся должны понять, что поворот кругом выполняется так же, как поворот налево, с той разницей, что разворот при этом делается не на 90°, а на 180е (полный) — с резким поворотом корпуса.

Показывая выполнение приема по разделениям на два счета, военный руководитель обращает внимание учащихся на то, что при команде — «Кругом» на счет «Раз» необходимо освободить пятку правой ноги и ступню левой моги и резко повернуться на левом каблуке и правом носке; не сгибая ног в коленях, перенести центр тяжести корпуса на каблук левой ноги, одновременно подать корпус немного вперед. При повороте нельзя размахивать руками вокруг корпуса. На счет «Два» надо резко приставить правую ногу к левой так, чтобы каблуки были вместе, а носки развернуты на ширину ступни.

Добившись правильного выполнения приема в медленном темпе (по разделениям), руководитель переходит к тренировке учащихся в слитном выполнении поворота кругом, обращая внимание на то, чтобы учащиеся не срывали преждевременно с места стоящую сзади ногу, а при повороте не допускали колебания корпуса и не размахивали руками.

После разучивания поворота в составе взвода руководитель поручает командирам отделений продолжить тренировку по отделениям сначала в медленном, а затем в быстром темпе с подсчетом вслух «Раз», «Два».

С построением отделений в одношереножный строй учащиеся ознакомились на предшествующих занятиях. Поэтому руководитель ставит задачу научить их в составе отделений перестраиваться из одношереножного развернутого строя в двухшереножный. Занятие вначале целесообразно проводить со всеми отделениями, отводя на показ, объяснение и тренировку 10 мин, а после этого в течение 10 мин командиры отделений проводят тренировку по отделениям.

Для перестроения отделений из одной шеренги в две необходимо предварительно научить учащихся расчету на первый и второй. Военный руководитель, находясь перед строем, выполняет показ, поясняя, что поворот головы при расчете должен быть быстрым. Показав и объяснив порядок расчета, он подает команду: «Отделения, на первый и второй — Рассчитайсь». По этой команде учащиеся производят расчет, а военный руководитель следит, чтобы при повороте головы не допускались лишние движения и сохранялась строевая стойка.

Отработав этот прием, военный руководитель вызывает из строя одного учащегося, предлагая ему стать справа от себя с интервалом на ширину ладони, и показывает действия второго номера при перестроении из одной шеренги в две и обратно — сначала в целом, а потом по разделениям на три счета. При этом следует пояснить, что, перестраиваясь из одной шеренги в две по команде «Отделение, в две шеренги — Стройся» по разделениям, по первому счету «Раз» необходимо сделать с левой ноги шаг назад, по второму счету «Два!, не приставляя правой ноги, — шаг вправо, чтобы стать в затылок первому номеру, а по третьему «Три» приставить левую ногу и принять строевую стойку.

При перестроении по разделениям из двухшереножного строя в одношереножный вторые номера выходят на линию первых, делая по первому счету с левой ногой шаг влево, по второму счету, не приставляя правой ноги, — вперед, поставив ступню правой ноги так, чтобы носок обуви был на одной линии с носком первых номеров, а с третьим счетом надо приставить левую ногу и принять строевую стойку. Руководитель обращает внимание учащихся на то, что во время всех этих действий на ноги смотреть не рекомендуется.

Перестроение из одной шеренги в две и обратно по разделениям выполняют несколько раз, а затем руководитель тренирует учащихся в перестроении в целом, обращая внимание на сохранение ими строевой стойки и равнения.

Заключительиая часть. Подведение итогов занятия, закрепление материала и назначение домашнего задания.

Заключение строевой физический упражнение урок

Среди таких направлений подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах, как начальное военное обучение, физическое воспитание, военно-техническое образование, главное место отведено строевой подготовке. Ее эффективность во многом зависит от того, как организован учебно-воспитательный процесс. Основными компонентами последнего являются: научно обоснованная учебная программа, оптимальная методика проведения занятий и соответствующая учебно-материальная база. Но сами по себе эти компоненты еще не обеспечивают достижения поставленной цели. От подготовленности военного руководителя и его умения организовать и провести урок (занятие) на высоком идейном и профессиональном уровне, в единстве обучения и воспитания зависит качество подготовки будущих граждан и защитников Родины. В ходе обучения детей старшего возраста руководитель должен решать следующие задачи: содействовать воспитанию нравственных и эмоционально-волевых качеств личности: честности, порядочности, доброты, уважения ко всем видам трудовой и физической деятельности, самодисциплине, совестливости, терпимости, деликатности; обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять собственное здоровье; расширить и разнообразить взаимодействие школы, родителей, шефских организаций для укрепления здоровья детей.

Для этого военному руководителю необходимо знать педагогические основы организации учебного процесса начального военного обучения и уметь провести урок методически грамотно, с учетом особенностей курса начальной военной подготовки, специфики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся.

Правильный учет возрастных особенностей обучаемых помогает установить нормальные взаимоотношения, вызвать уважение и симпатии к своему воспитателю, организовать эффективную работу по обучению учащихся и освоению ими основ строевой подготовки и основных строевых упражнений.

Литература

1. Апакидзе В.В., Дуков Р.Г. Строевая подготовка. — М.: Воениздат, 1987. — 335 с.

2. Брысин П.М., Калинин М.П. Проведение занятий по начальной военной подготовке. — М.: Высш. шк., 1990. — 223 с.

3. Гимнастика с методикой преподавания. / Ред. Н.К. Меньшикова. — М.:Просвещение, 1990. — 223 с.

4. Гимнастика и методика преподавания. / В.М. Смолевский. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 336 с.

5. Иванов А.И. Защита Отечества — обязанность каждого гражданина. — М.: ООО «Военные издания», 2001. — 88 с.

6. Лукьяненко В.П. Физическая культура. — М.: Просвещение, 2005. — 224 с.

7. Мизиковский Г.В. «Спасибо, товарищ военрук»: Книга для учителей. — М.: Просвещение, 1987. — 128 с.

8. Начальная военная подготовка. / Ред. Ю.А. Науменко. — М.: Просвещение, 1987. — 256 с.

9. Теория и методика физического воспитания. / Ред. Б.А. Ашмарин. — М.: Просвещение, 1990. — 287 с.

Размещено на