Основы нейропсихологии 3

УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

УТВЕРЖДЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

Заседанием кафедры проректор по учебно-методической

Протокол № 2 от 10.12.2014 работе

Заведующий кафедрой ________________________

____________ О.В. Кузьмина «__»_______________20___ г.

Практикум для студентов

направления 37.03.01 «Психология»

Автор: д.м.н., проф. Вогулкин С.Е., ст.преподаватель Стригулина Е.Ю.

Ответственный редактор: к.пс.н., доцент Кузьмина О.В.

Екатеринбург, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………3

Тема: Сенсорные и гностические расстройства, нейропсихологические нарушения……………………………………………….…………….…………..5

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

14 стр., 6796 слов

Пояснительная записка. Федеральное государственное казенное образовательное ...

...     ББК 67.408     © Уральский юридический институт МВД России, 2012 Пояснительная записка Программа итогового государственного экзамена по дисциплине «Уголовное право» ... государственного экзаменапо специальностям 030501.65 Юриспруденция и 030505.65 Правоохранительная деятельность. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2012. – 25 с.     ...

1.1 Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников

Курс «Основы нейропсихологии» является дисциплиной ООП ФГОС ВО по направлению 37.03.01 «Психология».

Данная дисциплина опирается на дисциплины общепрофессиональной психологической подготовки («Общая психология», «Введение в клиническую психологию», «Нейрофизиология», «Основы психогенетики», «Специальная психология»).

  1. Цель и задачи дисциплины

Основная цель изучения дисциплины – формирование у студентов-психологов представлений о мозговых основах психической деятельности человека; мозговых механизмах отдельных психических процессов – восприятия, произвольных движений и действий, мышления, речи и др. В процессе изучения дисциплины студенты познакомятся с основными нейропсихологических симптомами и синдромами. Прикладная задача – ознакомить студентов с порядком нейропсихологического исследования, направленного на выявление нарушений высших психических функций, связанных с органическим поражением мозга, их локализации.

Основные задачи дисциплины:

  • дать понятие об основных методологических подходах и методах, разработанных в современной нейропсихологии;
  • сформировать представление о связи определенных нарушений психики с конкретными повреждениями головного мозга;
  • показать значение нейропсихологии в реабилитации больных и оценке функционального состояния мозга здоровых людей в особых или экстремальных условиях жизни и деятельности

1.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «Основы нейропсихологии» студенты должны:

знать:

  • основные понятия нейропсихологии
  • основные принципы структурной и функциональной организации головного мозга,
  • понятия нейропсихологических факторов, симптомов и синдромов нарушений высших психических функций при локальных поражениях головного мозга
  • синдромы, возникающие при поражении мозга, и факторы, лежащие в их основе.
  • перспективы развития нейропсихологии.

уметь:

  • понимать результаты клинической нейропсихологической диагностики;
  • определять значение и масштаб повреждающих факторов, влияющих на реабилитацию и абилитацию клиента
  • оценить возможность и перспективы нейропсихологической коррекции и возможностей психолога-реабилитолога.

иметь навыки:

  • работы с информационной базой и чтения медицинских карт;
  • сопровождения процесса нейропсихологической коррекции в практической работе с детьми и подростками с отклоняющимся развитием;
  • разработки мероприятий, связанных с восстановлением больных

Итогом освоения содержания дисциплины «Основы нейропсихологии» должно стать формирование следующих компетенций:

  • Способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5)
  • Способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6).

Практические задания

ТЕМА: Сенсорные и гностические расстройства, нейропсихологические нарушения

Практическая работа № 1.

Тема: Сенсорные и гностические расстройства, нейропсихологические нарушения

Цель практической работы: Научить студентов анализировать функционирование головного мозга, определять и описывать сенсорные и гностические расстройства, нейропсихологические нарушения

Ожидаемый результат: в процессе практической работы студенты приобретут и отработают умение анализировать функционирование головного мозга, определять и описывать сенсорные и гностические расстройства, нейропсихологические нарушения

Задание 1. Проведите сравнительный анализ работы первого и второго функциональных блоков мозга.

Задание 2. Опишите афферентные и эфферентные взаимосвязи структур второго функционального блока мозга.

Задание 3. Заполните таблицу

Структура деятельности

Мозговая организация

Задание 4. Перечислите области коры головного мозга, при поражении которых возникают различные нарушения гнозиса, кратко опишите соответствующие синдромы.

Задание 5. Перечислите структуры мозга, при поражении которых возникают различные модально-неспецифические нарушения памяти. Опишите соответствующие синдромы.

Задание 6. Опишите нарушения ПВФ, возникающие при поражении задне-лобной коры левого полушария.

Задание 7. Опишите нарушения ПВФ, возникающие при поражении левой височной области (зона Т1).

Задание 8. Проведите анализ приведенной классификации апраксий с позиции современной отечественной нейропсихологии.

Виды апраксий

Очаг поражения

Левое полушарие

Правое полушарие

Кинетическая апраксия

Апраксия конечностей

средние отделыцентрально-теменной области, нередко в сочетании с поражениемпремоторной области

Идеомоторная апраксия

надкраевая извилина (нарушения двусторонние)

надкраевая извилина (нарушения чаще на противоположной стороне)

Идеаторная апраксия

угловая извилина (нарушения двусторонние)

Конструктивная апраксия

угловая извилина

угловая извилина

Амнестическая аграфия

зона ТРО

Апраксическая аграфия

угловая и надкраевая извилина

Моторная амузия

задние отделы второй лобной извилины

задние отделы лобной извилины (чаще)

Акулькуляция

нижнетеменная область

Оральная апраксия

Нижние отделы центально-теменной части

Апраксия одевания

Угловая, частично надкраевая извилины теменной области

Задание 9. Составьте план нейропсихологической реабилитации больного с афферентной моторной афазией. Обоснуйте свой ответ.

Задание 10. Составьте схему моторной организации счета и перечислите нейропсихологические факторы, выпадение которых может привести к акалькулии.

Задание 11. Опираясь на литературные данные, внесите в таблицу функциональную характеристику каждого из пяти уровней организации движений, по Н.А. Берштейну, и охарактеризуйте двигательные нарушения, которые возникают при поражении этих уровней.

уровень

Функции уровня

Двигательные нарушения

А

B

C

D

E

Задание 12. Заполните таблицу нарушений ВПФ при различных поражениях головного мозга

Первый блок

Второй блок

Третий блок

правое полушарие

левое полушарие

правое полушарие

левое полушарие

правое полушарие

левое полушарие

Внимание

Гнозис

Память

Мышление

Речь

праксис

Задание 13. Охарактеризуйте последовательность морфо- и функциогенеза структур головного мозга, обеспечивающую развитие устной экспрессивной и импрессивной речи ребенка.

Задание 14. Опишите психологическое строение и мозговое обеспечение письменной (экспрессивной и импрессивной) речи.

Задание 15. Приведите примеры любых 5 сложных эмоций, которые являются производными от базальных, опишите их мозговое обеспечение.

Задание 16. В одной из работ А.В. Семенович приводит описание особенностей психической деятельности ребенка с синдромом функциональной несформированности определенного отделе головного мозга.

Уже в ходе беседы с родителями выясняется, что ребенок легко отвлекается, не может сосредоточиться, быстро устает от занятий, его трудно надолго заинтересовать чем-либо. Он вял и равнодушен практически ко всему, особенно, если это связано с выполнением школьных заданий. Учебная программа усваивается им с трудом. В обследовании он медлителен, монотонен, не всегда удерживает программу эксперимента, не обнаруживает заинтересованности в получении лучших результатов. Все это наводит на мысль о недостаточности нейродинамического компонента психической деятельности. Однако в течение эксперимента обнаруживается, что в конце занятий ребенок способен выполнить достаточно сложные задания, т.е. истинного истощения не происходит. Если намеренно ускорить темп и давать ребенку расслабиться, он выдержит его без особого труда. При удачном контакте с психологом он может показать превосходные, совершенно неожиданные для родителей результаты. Таким образом, налицо явная диссонация между протеканием учебной и игровой деятельности.

Заметная явная склонность к упрощению программы вне зависимости от конкретной задачи, некоторая тенденция к персеверациям, стремление к привлечению внешних опор при выполнении того или иного теста. При этом внешний контроль со стороны психолога («Ты все нарисовал?», «Внимательно!», «Давай работать по команде!», или просто недоумевающие мимика и жесты), как правило, повышает эффективность работы, так же как и дробление экспериментальной программы на последовательные подпрограммы.

В письме ребенка характерны пропуски букв. В целом, пока над ним «нависает» взрослый, любое задание выполняется адекватно, хотя и не без дополнительных замечаний. В противном случае упражнения не дописываются до конца, в математической задаче ребенок вместо трех действий пишет одно, а разные члены предложения подчеркиваются одинаково.

Особое внимание привлекает крайне бедная речевая продукция ребенка. Снижена обобщающая функция речи. Речь носит преимущественно реактивную форму, она примитивна по синтаксису и использованию изобразительных средств. Включение в активную, развернутую речевую деятельность несколько затруднено, при этом все базисные характеристики речи (сенсорная, моторная, номинация, повторение, понимание) интактны. Первично достаточными являются праксис, гнозис, память.

Какие именно мозговые структуры не сформированы у данного ребенка? Обоснуйте свой ответ.

Литература

Основная литература

  1. Гуревич, П. С. Психология: Учебник / П.С. Гуревич. — 2-e изд. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 332 с.
  2. Хомская, Е.Д. Нейропсихология : учебник : доп. М-вом образования РФ / Е. Д. Хомская. — 4-е изд. — СПб. : Питер, 2012. — 495 с.

Дополнительная литература

  1. Бизюк, А. П. Основы нейропсихологии : учебное пособие для вузов / А. П. Бизюк ; Ин-т специальной педагогики и психологии Международного ун-та семьи и ребенка им. Р. Валленберга. — СПб. : Речь, 2005. – 292 с.
  2. Калинина, О. В. Основы нейропсихологии : курс лекций / О. В. Калинина ; Урал. гуман. ин-т. — Екатеринбург : УрГИ, 2006. — 126 с.
  3. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии : учебное пособие : рек. УМО / А. Р. Лурия. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2006. – 380 с.

9