Л 10. Основные принципы строения мозга.каф

4

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРОЕНИЯ МОЗГА

Мозг как субстрат психических процессов представляет собой единую систему, единое целое, состоящее из различных участков и зон, выполняющих различную роль в реализации психических функций.

Все данные (анатомические, физиологические, клинические) свидетельствуют о ведущей роли коры больших полушарий в мозговой организации психических процессов.

В нейропсихологии (на основе изучения различных локальных поражений головного мозга) была разработана структурно-функциональная модель мозга. Эта модель была предложена Александром Романовичем Лурия, который создал её на основе изучения большого количества больных с черепно-мозговыми ранениями во время Великой Отечественной войны.

Согласно этой модели весь головной мозг условно может быть поделён на три блока:

I блок ЭНЕРГИТИЧЕСКИЙ или блок регуляции уровней активности мозга;

II блок ПРИЁМА, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ;

III блок ПРОГРАММИРОВАНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ ЗА ПРОТЕКАНИЕМ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

I блок ЭНЕРГИТИЧЕСКИЙ

или блок регуляции уровней активности мозга

В состав входит ретикулярная формация ствола, отделы среднего мозга, лимбическая система. Этот блок регулирует два типа процессов активации мозга:

— общие генерализованные изменения – основа различных функциональных состояний;

— локальные избирательные изменения – для осуществления высших психических функций.

Основная функция первого блока: поддержание общего тонуса центральной нервной системы, необходимого для любой психической деятельности, регулирует процесс внимания и сознания в целом, связан с процессами памяти, с запечатлением.

II блок ПРИЁМА, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую, кожно-кинестетическую, корковые зоны, которые расположены в задних отделах головного мозга.

7 стр., 3024 слов

Функциональные блоки мозга

... пути, связывающие центры головного и спинного мозга. Продолговатый мозг регулирует различные процессы жизнеобеспечения в организме – ритм сердца, ... человека кора больших полушарий – орган высших психических функций. Кора больших полушарий представляет собой слой ... всматривание). Структуры среднего мозга участвуют в регуляции движений и мышечного тонуса, регуляции актов жевания, глотания, их ...

В коре задних отделов выделяют первичные, вторичные и третичные поля (Иван Петрович Павлов называл эти поля «ядерные зоны анализаторов»).

Первичные поля – ядерные зоны анализаторов. Функция: максимально тонкий анализ различных физических параметров.

Вторичные поля – осуществляет синтез раздражителей, функциональное объединение различных анализаторных зон, принимает участие в различных гностических видов психической деятельности.

Третичные поля – находятся вне «ядерных зон» (верхнетеменная область, нижнетеменная и средневисочная области).

Функция: сложные виды психической деятельности – символической, речевой, интеллектуальной.

III блок ПРОГРАММИРОВАНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ ЗА ПРОТЕКАНИЕМ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

включает в себя моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей больших полушарий. Функция: программирование замыслов и целей психической деятельности, контроль за результатами отдельных действий поведения в целом.

Согласно концепции А.Р.Лурия, различные этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной психической деятельности осуществляются с обязательным участием всех трёх блоков головного мозга.

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АССИМЕТРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

В настоящее время исследователями получено большое количество данных, свидетельствующих о неравнозначности левого и правого полушария головного мозга. К ним относятся анатомические и физиологические данные, а так же материалы наблюдений за больными со сходными поражениями левого и правого полушарий.

Левое полушарие отвечает за речевые процессы, фонематический слух, умение держать программу жизни, программу движений.

Правое полушарие отвечает за пространство, ритм, чувство тела (сомато-гнозис), кинестетику, обоняние, осязание, целостное восприятие, невербальные гностические процессы.

Функциональная неравнозначность полушарий проявляется на самых ранних этапах онтогенеза.

Поражение левого и правого полушарий приводит к различным расстройствам ВПФ. При поражении левого полушария нарушаются речевые процессы, зрительно-пространственная ориентировка, оптическая дисграфия на письме. При поражении правого полушария нарушается чувство тела, пространства, чувство ритма и т.д.

Для детского мозга характерна высокая пластичность. В связи с этим нейропсихологические симптомы поражения левого или правого полушарий отчётливо проявляются при быстро развивающихся патологических процессах или сразу после мозговых поражений.

6 стр., 2621 слов

Специализация левого и правого полушарий.

... слоем серого вещества - коры головного мозга Специализация левого и правого полушарий. Мнения исследователей относительно компетенции двух полушарий при решении разных задач в основном сходны, гораздо ... интонационный состав речи, мелодии, словоохотлив, имеет богатый словарный запас, усилены виды психической деятельности, лежащие в основе абстрактного мышления: наблюдается склонность к классификации. ...

Накопление знаний о специфике работы левого и правого полушарий КГМ и закономерностях их взаимодействия позволило сделать вывод, что для осуществления любой психической функции принимает участие весь мозг в целом – и левое и правое полушарие.

Однако разные мозговые структуры и разные полушария выполняют разную роль в осуществлении каждой психической функции.

Одним из проявлений функциональной неравнозначности различных отделов левого и правого полушария мозга в детском возрасте являются преобладание нарушений слухоречевой памяти при поражениях левой височной доли. Так же функциональная неравнозначность левого полушария проявляется в нарушении зрительного восприятия при поражении затылочно-теменной области.

Однако, ни одно полушарие не может рассматриваться как доминирующее по отношению к какой бы то ни было психической функции в целом. Каждое полушарие доминирует в целом по свойственному ему вкладу в работу.