Специфика классификации афазии в зарубежной нейропсихологии

В настоящее время нет единой классификации афазий. В отечественной и зарубежной афазиологии существуют различные классификационные системы данных расстройств. Наиболее распространенной среди них является классификация А.Р. Лурия, в которой в качестве основания определено разделение нарушений речи по принципу «сенсорные» и «моторные», в зависимости отлокализации поражения головного мозга. В соответствии с таким принципом были выделены 7 типов речевых расстройств, объединенных в 2 группы: сенсорные афазии: сенсорная; акустико-мнестическая; оптико-мнестическая; афферентно-моторная; семантическая и моторные афазии: эфферентно-моторная; динамическая.Выделение той или иной формы афазииопределено нарушением нейропсихологических факторов, которые являются основанием для систематизации симптомов в определенные нейропсихологические синдромы нарушения речи.(Астаева А. В., Епанешникова Н. В., 2012)

В зарубежной афазиологии используют преимущественно классификацию Лихтгейма-Вернике. При этом основание для современного перечня афазий было положено еще в XIX веке Дж. Джексоном, который пробовал группировать свои наблюдения нарушенного речевого выражения, ограничиваясь описательными формулировками типа «повторяющееся высказывание» («recurrent utterance») и «случайное высказывание» («occasional utterance»).

Разделение на моторные и сенсорные формы афазий появилось гораздо позже. Кроме того, также были выделены проводниковая афазия, при которой речь больного беглая, но с явлениями парафазии; словесная глухота, при которой отмечается полная потеря слухового восприятия с неспособностью к повторению или написанию слов под диктовку с относительным сохранением речи и спонтанного письма, и словесная слепота, при которой отсутствует способность читать и часто различать цвета при сохранении беглости речи, понимания речи, повторения, письма под диктовку.(SherrattpagesS., 2011;Астаева А. В., Епанешникова Н. В., 2012)

Нарушения речи в современной зарубежной литературе, как и в отечественной, классифицированы на основании их клинических проявлений, анатомической локализации поражений, вызвавших афазию, этиологических факторов и сопутствующих клинических симптомов (Таблица №3).(Астаева А. В., Епанешникова Н. В., 2012)

19 стр., 9222 слов

Коррекция недоразвития речи у детей с моторной алалией

... коррекции. 3. Выявить особенности недоразвития речи у детей с моторной алалией. Глава I. Общее недоразвитие речи у детей с моторной алалией I.1 Психолого-педагогическая характеристика ... педагогических основ коррекции недоразвития речи у детей с моторной алалией. Объектом исследования являются дети с моторной алалией (II уровень общего недоразвития речи). Предмет исследования: процесс коррекции ...

Но достаточно часто в зарубежной литературе можно встретить еще более упрощенный подход к классификациям афатических нарушений, которые фактически объединяют всего две группы: fluent (свободное, беглое) и non-fluent (несвободное, замедленное).

При данном подходе нивелируются качественные особенности и механизм формирования (фактор) речевого дефекта, в основе ее лежат упрощенные представления об афазии и ее связи с мозгом. При таком подходе все многообразие сложной специфической картины речевого дефекта сводится к простому описанию его внешних проявлений. Таким образом, исследователь лишен возможности определить ипроанализировать все «нюансы» патологииречи, в пределах в том числе одной области(локализации) поражения. Например, при fluent афазии (поражении височной области) отмечаются нарушение способности понимания обращенной к человеку речи, неправильное составление собственных фраз, в том числе с указанием на трудности в подборе слов. Но при этом не учитываются специфичность двух, по сути, различных и по локализации, и по механизму формирования, и по клинической картине в целом форм сложной речевой деятельности.(SherrattpagesS., 2011;Астаева А. В., Епанешникова Н. В., 2012)

Это не может не оказать своего влияния как на диагностические возможности исследования патологии речи, так и на возможности рационального восстановительного обучения для данной категории пациентов. Внимание исследователя преимущественно фокусируется на области расположения патологического очага, а не на качественно различных и специфичных проявлениях его поражения.(Астаева А. В., Епанешникова Н. В., 2012)

Второе название данной формы афазии — «Афазия Вернике» (сенсорная или беглая афазия): речь больного звучит грамматически правильно, мелодично и без усилия («бегло»), ее трудно понять из-за путаницы в использовании слов, нарушения структуры предложения и применения временных форм, наличия неологизмов и парафазии; особенно сильно нарушается понимание письменной и устной речи (чтение, письмо и повторение).

Создается впечатление, что больной не осознает своих речевых недостатков; сопутствующие клинические симптомы могут включать нарушения чувствительности, связанные с поражением теменной доли, и гомонимную гемианопсию; при этом двигательные расстройства встречаются редко.(SherrattpagesS., 2011;Астаева А. В., Епанешникова Н. В., 2012)

Соответственно non-fluent афазия — афазия Брока (моторная или замедленная афазия).

При такой форме афазии речь редкая, медленная, с усилием, амелодичная, бедно артикулированная и протекает в телеграфном стиле. У большинства больных имеются серьезные нарушения письменной речи. Понимание письменной и устной речи относительно сохранено. Больнойосознает свой недостаток и явно фрустрирован. В случае обширных поражений могут развиваться спастический гемипарез и девиация глаз в сторону поражения. Чаще наблюдаются менее выраженные контралатеральные проявления слабости мышц лица и рук. Редко обнаруживается потеря чувствительности, зрительные поля остаются интактными. Обычным явлением бывает щечно-язычная апраксия, в связи с чем у больных возникают трудности в имитационных движениях языка и губ, а также в выполнении этих движений по команде. При этом может наблюдаться апраксия, затрагивающая ипсилатеральную кисть, может возникать из-за вовлечения в процесс волокон мозолистого тела.(SherrattpagesS., 2011; Астаева А. В., Епанешникова Н. В., 2012)

 Примеры понимания форм афазий в зарубежной нейропсихологии представлены в видеофрагментах (видео №14 – теоретическая лекция об афазии; видео №15, №16–клинические примеры афазии Вернике; видео №17 – клинический пример афазии Брока; видео №18 – клинический пример глобальной афазии; видео №19 – клинический пример кондуктивной (проводниковой) афазии).

Таким образом, на данный момент необходима разработка универсальной классификации нарушений речи при органических поражениях головного мозга с выделением четких критериев отнесения того или иного сочетания симптомов к определенным формам афазии в связи с задачами диагностики и реабилитации.(Астаева А. В., Епанешникова Н. В., 2012)

Таблица №3. Сопоставления классификаций афазий в отечественной и зарубежной нейропсихологии (по Астаевой А. В., Епанешниковой Н. В.)

Отечественная классификация афазий Зарубежная классификация афазий (классификация Лихтгейма–Вернике)
Эфферентная моторная афазия Корковая моторная афазия
Динамическая афазия Транскортикальная моторная афазия
Передний аграмматизм Нет аналога
Афферентная моторная афазия Субкортикальная моторная афазия
Сенсорная афазия Корковая сенсорная афазия
Акустико-мнестическая афазия Транскортикальная сенсорная афазия
Нет аналога Субкортикальная сенсорная афазия
Оптико-мнестическая афазия Амнестическая афазия
Семантическая афазия Нет аналога
Нет аналога Проводниковая афазия
Смешанные виды афазий Глобальная афазия