Основными принципами организации практики являются следующие:

1 Часть Задание по методике преподавания безопасности жизнедеятельности для студентов фтп специальности безопасность жизнедеятельности 5 курса на 2012-2013 учебный год

Цели дисциплины: является изучение закономерностей между тремя сторонами обучения и на основе познанных закономерностей, закрепление теоретических знаний по психолого-педагогическим дисциплинам, по предметам профильной подготовки.

  1. формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательной работы;
  2. ознакомление с состоянием учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях, ознакомление и обобщение педагогического опыта;
  3. выработка творческого и исследовательского подхода к педагогической деятельности;
  4. формирование диагностических умений выявления способностей учащихся;
  5. воспитание профессионально значимых качеств личности учителя;
  6. выявление связей науки с практикой.

Объектом практики является процесс обучения в образовательных учреждениях различного типа.

Педагогическая деятельность практиканта может рассматриваться как решение последовательно усложняющегося ряда задач, направленных на познание будущей профессиональной деятельности и формирование личности учащихся. Решение этих задач является вариативным, а сами задачи в готовом виде никогда не даются.

Эффективность педагогической практики студентов существенно зависит от реализации ее в целях, содержании и организации основополагающих исходных положений процесса обучения – педагогических принципов.

Основными принципами организации практики являются следующие:

  1. систематичность и последовательность, непрерывность практики, усложнение ее содержания и методов организации;
  2. связь ее с жизнью, соответствие ее содержания и организации нормативным принципам;
  3. связь практики с изучением теоретических курсов, единство научно-теоретической обоснованности практики и реальности учебно-воспитательной деятельности школы;
  4. комплексный характер практики;
  5. интеграция вуза и образовательных учреждений (школы, ПТУ и т.п.);
  6. сочетание педагогического управления;
  7. дифференциация и индивидуализация содержания и организации педагогической практики с учетом специфики факультета, индивидуальных особенностей студента.

Педагогическая практика, как форма профессионального обучения в высшей педагогической школе направлена на практическое познание закономерностей и принципов профессиональной деятельности, на реализацию их в ходе практической деятельности в образовательном учреждении, на теоретическое осмысление педагогических явлений и фактов. Если, в процессе теоретического обучения специальные, психолого-педагогические дисциплины изучаются раздельно, то в практической работе по обучению и воспитанию учащихся, знания по этим дисциплинам направлены на целенаправленное решение конкретных практических задач.

6 стр., 2842 слов

Педагогическая деятельность. Решение педагогических задач

... деятельность учителя - воспитателя по самой своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества типовых и оригинальных педагогических задач ... к опыту человечества; ее средства - организация соответствующей деятельности объекта воспитания; ее специфика в том, ... учащихся решаются задачи их обучения и воспитания" [6, с.252]. Стремление осмыслить специфику педагогической профессии ...

Деятельность студентов в период практики является аналогом профессиональной деятельности учителя, адекватна содержанию и структуре педагогической деятельности, организуется в реальных условиях школы. Она характеризуется тем же многообразием отношений (с учащимися, их родителями, учителями, администрацией и т.д.) и функций, что и деятельность учителя.

Качество профессиональных умений и навыков определяется степенью успешности деятельности учителя. Профессиональные умения – выполнение способов и приемов работы, совокупность практических действий на основе осмысления цели, принципов, условий, средств, форм и методов организации работы с учащимися (единство интеллектуальных и практических действий), то есть профессиональные умения – это знания в действии, результат их применения в практической деятельности.

Во время педагогической практики надо овладеть следующими умениями:

  1. определять конкретные учебно-воспитательные задачи, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических особенностей коллектива;
  2. изучать личность школьника и коллектив учащихся с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания;
  3. осуществлять текущее и перспективное планирование педагогической деятельности (учебной и внеклассной работы по предмету, работа с учащимися);
  4. использовать разнообразные формы и методы организации учебно-познавательной, игровой, трудовой деятельности учащихся;
  5. взаимодействие с учащимися, учителями, классными руководителями, администрацией школы, родителями и другими лицами, принимающими участие в воспитании детей;
  6. наблюдать, анализировать, проводить учебно-воспитательную работу и корректировать ее.

Задачи дисциплины:

При изучении курсов педагогики и психологии решается одна из главных задач – вооружение студентов знанием базовых психологических и педагогических понятий, усвоение определенной системы знаний, умений и навыков, что является необходимым условием полноценного развития личности, формирования умений и навыков работы с учащимися. Эта задача может быть решена только при условии рациональной самостоятельной работы студентов, которая оказывает определенное влияние на результаты непрерывной педагогической практики и может удачно сочетаться с ней. Особое внимание следует обратить на самостоятельную работу студентов в период педагогической практики по вопросам педагогики и психологии, а также знание предмета. Самостоятельная работа студентов рассматривается и как форма организации обучения, и как средство и компонент творческой деятельности студента.

4 стр., 1800 слов

Развитие способности к концентрации внимания у студентов ВУЗа ...

... концентрации и распределению внимания у студентов ВУЗа психолого-педагогического направления является малоизученной, что обусловило выбор темы нашей курсовой работы. Цель исследования: выявить и теоретически ... отчетливость отражения действительности, что является одним из необходимых условий успешности любой деятельности. Период дошкольного детства является этапом, на котором идет активное развитие ...

Внеаудиторная самостоятельная работа нацеливается не только на изучение определенного теоретического материала, но и на обогащение теоретических знаний, дополнение их за счет деловых, ситуационных и ролевых игр, выполнения научно-исследовательских заданий, написания обзоров, рефератов, докладов.

Перестройка учебного процесса показывает, что при организации самостоятельной работы студентов необходимо:

  1. расчленить весь учебный материал на отдельные учебные единицы;
  2. определить дидактические цели учебных единиц, виды, формы и методы самостоятельной работы студентов;
  3. наладить управление самостоятельной работой студентов посредством консультаций, индивидуальных или групповых заданий, методических указаний и т.п.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате изучения дисциплины студенты должны:

а) знать:

  1. педагогику и психологию профессионального обучения, физиологию учащихся и соответствующие им специализации видов труда, психологию труда;
  2. проектирование и конструирование форм теоретического и практического обучения;
  3. проектирование внеучебной деятельности учащихся;
  4. основы теории управления различными типами учебных заведений, принципы научной организации труда, правовые основы организации основ безопасности жизнедеятельности;
  5. современные технические средства обучения, учебную технику и учебное оборудование, уметь квалифицированно и свободно ими пользоваться;
  6. вопросы электро- и пожаро- безопасности;
  7. обучение поведению в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера;
  8. освоение навыков оказания первой медицинской помощи.

Кроме того, студенты в период практики должны освоить ряд профессионально-педагогических умений, таких как: гностические (изучение собственной деятельности и деятельности учащихся), идеологические, дидактические, организационно-методические, коммуникативные, прогностические, диагностические, конструктивно-педагогические, оперативные и др. Только на базе этих умений возможно применение знаний и успешное выполнение различных видов деятельности. Все знания между собой очень тесно связаны и взаимозависимы.

По всем видам деятельности, которые выполняет студент в период практики, разработаны основные требования, по которым проводиться экспертная оценка.

7 стр., 3009 слов

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

... творчества и педагогики профилирующих дисциплин. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Практика проходит в форме изучения работы учебных заведений, педагогической деятельности преподавателей художественных дисциплин, ... конкретном учебном заведении, где студент проводит блок уроков по декоративно-прикладному искусству. МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Основными базами практики являются ...

Задания по методической подготовке студентов БЖД 5 курса

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды учебных занятий (Тематический план)

  1. Знакомство с учебно-материальной базой образовательного учреждения.
  2. Изучение и методика проведения занятий в условиях ЧС.
  3. Изучение приемов, методов и средств проведения уроков, формирование умений и навыков их проведения.
  4. Изучение и разработка содержания инвариантных программ по курсу «ОБЖ».
  5. Подготовка и проведение пробных уроков по программе «ОБЖ».
  6. Анализ уроков общеобразовательного цикла учебного заведения.
  7. Подготовка, проведение и анализ внеклассных мероприятий.
  8. Выполнение заданий по циклу психолого-педагогических дисциплин.
  9. Задания по методике обучения ГО и ОМЗ.

4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Знакомство с учебно-материальной базой образовательного учреждения. Встреча студентов с администрацией школы, учителями, знакомство с базой педагогической практики, знакомство с мастерскими, особенностями педагогического процесса в данной конкретной школе.

4.2.2. Изучение и методика проведения занятий в условиях ЧС. Изучение различных видов ЧС. ЧС техногенного характера, поведение населения, действия работающих на предприятиях в условиях ЧС. Правила поведения в условиях ЧС природного характера. Автономное существование человека в условиях природной среды. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Изучение структуры РСЧС.

4.2.3. Изучение приемов, методов и средств проведения уроков, формирование умений и навыков их проведения. Изучение учебно-программной документации, устанавливающей цели ОБЖ и воспитания, изучение системы методов, форм и средств ОБЖ и воспитания, исследование возможности их применения в конкретном учебно-воспитательном процессе, исследование информации о развитии технологий промышленности, сельского хозяйства и использование собранных данных в учебно-воспитательном процессе, определение успешности трудового обучения и воспитания (динамика уровней обучаемости и воспитанности учащихся по сравнению с начальными).

Определение этапов и способов реализации целей и задач, отбор и компоновка учебного материала, определение педагогических условий: материальных, организационных, психологических, планирование действий. Определение этапов и способов реализации целей и задач, отбор и компоновка учебного материала, определение педагогических условий: материальных, организационных, психологических; проведения занятий.

4.2.4.Изучение и разработка содержания инвариантных программ по курсу «ОБЖ». Изучение различных видов программ, анализ соответствия программы учебного заведения ее материально-техническому обеспечению курса ОБЖ. Разработка содержания системы уроков, в соответствии с программой.

4.2.5. Подготовка и проведение пробных уроков по программе «ОБЖ». Разработка плана-конспекта урока по определенной теме, подготовка учебно-методических материалов для проведения уроков.

4.2.6. Анализ уроков общеобразовательного цикла учебного заведения. Изучение алгоритма проведения анализа уроков, его выполнение. Методика проведения психолого-педагогического анализа урока, проведение тематического анализа.

4.2.7. Подготовка, проведение и анализ внеклассных мероприятий. Изучение и анализ плана воспитательной работы образовательного учреждения. Разработка внеклассного мероприятия по профилю специальности. Организация выставок, проведение экскурсий, подготовка тематических вечеров, конкурсов. Подбор материала и проведение олимпиад.

4.2.8. Выполнение заданий по циклу психолого-педагогических дисциплин. Задание выполняется под руководством кафедры педагогики и психологии, в соответствии с требованиями к специальности.

4.2.9. Задания по методике обучения ГО и ОМЗ. Составление плана по одному из видов гражданской обороны, применяемой в школе (организация защиты учащихся общеобразовательных учреждений в мирное и военное время); описание структуры и органов управления ГО. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени. Сохранение и укрепление здоровья – важное условие достижение высокого уровня жизни.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Производственная (педагогическая) практика проводиться в течение 18 недель, в соответствии с учебным планом. В период прохождения производственной (педагогической) практики студенты должны освоить все виды деятельности необходимые учителю безопасности жизнедеятельности. Студенты по время практики ведут «Дневник студента-практиканта», в котором отражают данные о виде практики, о типах учреждений, в которых проводится практика, перспективный творческий план своей работы на период практики, результаты выполнения учебных заданий по программе практики. Дневник является отчетным документом о выполненной работе.

По окончании каждого вида практики студентами предоставляется следующая документация:

  1. отчет и учетная карточка с заключением и оценкой работы практиканта
  2. подробная характеристика, выданная студенту и заверенная руководителем практики;
  3. в содержание отчета по педагогической практике включаются планы-конспекты уроков, разработки внеклассных мероприятий и другие материалы. Отчетная документация представляется групповому руководителю практики. По окончании практики проводится итоговая аттестация.

Отчет должен содержать:

    1. Характеристику учебного заведения (основные направления работы, тип учебного заведения и др.).
  1. Характеристику методических объединений (подробно об ОБЖ).
  2. Характеристику учебно-материальной базы по ОБЖ.
  3. Планы-конспекты уроков по ОБЖ в соответствии с учебным планом школы и количеством недель на практике.
  4. Анализы уроков.
  5. Сценарий внеклассного мероприятия.
  6. Характеристику учащегося.
  7. Характеристику класса.
  8. Анализ внеклассного мероприятия.
  9. Общие направления профильного обучения в школе.

Приложения Учебно-методические материалы обеспечения педагогической практики

Приложение 1

  1. Педагогический дневник

студент группы ____________________________________ ТГПУ

фамилия, имя, отчество

Начало практики ____________ Конец практики __________

Практика проводиться в школе № _______________(ПТУ, лицее, колледже, Доме творчества и т.д.)

города (села) ______________________ района ______________________

области _______________________________________________________

Практикант прикреплен к _____________________ классу (группа) Классный руководитель _________________________________________ Учитель по предмету ___________________________________________ Руководитель практики от ТГПУ _________________________________ Адрес школы, телефон __________________________________________ Администрация школы __________________________________________

Далее отводятся страницы, на которых ведутся следующие записи:

  • Список учащихся по форме:

№ п/п

Фамилия, имя

учащегося

Общественная

работа

Отметки

за четверть (год)

Примечание

1. Расписание звонков

2. Записи текущей работы в соответствии с индивидуальным планом педагогической практики по форме:

Дата, время

Вид и содержание

работы практиканта

Отметки о

проверке

Личные впечатления

и замечания

Приложение 2

Содержание отчета о результатах педагогической практики

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ШКОЛЕ:

1.1. контингент учащихся;

1.2. материальная база;

2. УЧЕБНАЯ РАБОТА:

2.1. работа, проведенная практикантами по изучению педагогического опыта учителей и системы учебной работы в школе ОБЖ;

2.2. количество и тематика уроков, проводимых практикантами, их оценки;

2.3. количество посещенных уроков учителей ОБЖ и других предметов;

2.4. трудности, встречающиеся при проведении и подготовке к урокам.

3. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ОБЖ:

3.1. какие формы и методы внеклассной работы по ОБЖ применяются в школе;

3.2. какая внеклассная работа проведена практикантом.

4. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:

4.1. взаимодействие методики преподавания БЖД с педагогическими технологиями, применяемыми в учебном процессе;

4.2. какие направления исследований проводятся в вашем учебном заведении;

4.3.опишите ваши исследования в области методики преподавания БЖД.

Приложение 3 план-конспект

урока ОБЖ

«____» _______________ 20__ года

  1. Класс ______

1Тема урока._______________________________________________

2.Цель урока:_____________________________________________

3.Задачи урока____________________________________________

обучающая –_____________________________________

развивающая –___________________________________

воспитывающая –_________________________________

4.Объект труда____________________________________________

5.Материально-техническое оснащение_______________________

6.Ход урока:

7.1. Организационная часть.

7.2. Изложение нового материала (полностью весь текст материала).

7.3. Самостоятельная работа учащихся на уроке (виды самостоятельной работы, ее организация)

7.4. Повторение пройденного материала и закрепление нового материала (в чем заключается?)

7.5. Разбор практического применения содержания урока.

7.6. Подведение итогов занятия.

План конспект утвержден групповым руководителем для проведения урока ОБЖ «____»___________________20___ г.

Замечания к уроку

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Групповой руководитель ______________________________(___________________________)

(подпись) (ФИО)

Приложение 4

СХЕМА

«Психолого-педагогический анализ урока»

1. Школа, класс, предмет, фамилия, имя, отчество учителя.

2. Тема, цель, тип урока.

3. Организационные вопросы урока (своевременность начала и окончания, готовность класса к уроку, целесообразность замечаний учителя).

4. Выполнение учителем общепедагогических требований к проведению урока:

а) научность изложения учебного материала, доступность, соотношение теории и практики;

б) характер воспитательного воздействия на учащихся в ходе урока;

в) выполнение основополагающих и дидактических принципов;

г) взаимосвязь изучаемого с ранее изученным материалом;

д) использование межпредметных связей при рассмотрении учебных вопросов;

е) умение учителем владеть классом, распределять свое внимание;

ж) сотрудничество учителя и учеников;

з) качество речи, литературная грамотность, (эмоциональность, выразительность, лаконичность, точность, темп речи, артистичность).

5. Структура урока. Соотношение времени, отводимого на контроль знаний, изучение нового материала, закрепление, домашнее задание. Соотношение самостоятельной работы учащихся и активности восприятия теоретического материала.

6. Умение и навыки учителя в использовании технических средств обучения в постановке опытов, демонстрации наглядных пособий. Рациональность использования классной доски и ее площади. Качество записей и зарисовок на доске и в тетрадях.

7. Какие способности, склонности обнаруживают учащиеся и в каких видах деятельности? Уровень развития памяти. Имеется ли продуктивная система в выполнении учебных упражнений?

8. Насколько четки выводы и выделение главного на отдельных этапах урока. Как подводятся итоги всего урока?

9. Уровень трудности и посильности выполнения задания. Соблюдение критерия оценок. Объективность и аргументированность оценки знаний, умений и навыков.

10. Фактическое состояние знаний, умений и навыков учащихся:

а) уровень знаний и степень понимания учебного материала;

б) убежденность и умение доказывать правильность своих суждений;

в) уметь применять знания на практике для выполняемых технологических операций;

г) культура и грамотность речи.

11. Заключительные выводы по уроку:

а) место данного урока в системе уроков по изучаемой теме;

б) выполнение намеченного плана урока;

в) воспитательный и образовательный уровень урока;

г) сравнение качества данного урока с предшествующими.

Данный анализ применяется при условии полного общепедагогического анализа урока. В зависимости от цели посещения урока могут быть проанализированы отдельные этапы урока.

Приложение 5

СХЕМА

психолого-педагогической характеристики учащегося

  1. Фамилия, имя, отчество, класс в котором учится школьник.
  1. Семейные условия: состав семьи, занятия родителей, взаимоотношения в семье и их влияние на учащегося; наличие постоянных обязанностей в семье; характер связи семьи со школой.
  2. Индивидуально-психологические особенности: направленность личности, круг интересов, их глубина и устойчивость; проявление интереса к различным профессиям; идеалы, волевые качества; эмоциональные черты характера, преобладающее настроение, сила переживаний, характер привычек.
  3. Общее умственное развитие учащегося: кругозор, начитанность, сообразительность, умение рассуждать и доказывать, выражать свои мысли в устной и письменной форме. Особенности внимания, памяти, воображения, мышления. Особенности внимания (преобладающий вид внимания, какие виды внимания больше развиты).

    Память (типы памяти, точность и полнота восприятия запоминаемого материала, характерные особенности запоминания учебного материала); воображение; мышление (умение практически пользоваться знаниями и т.д.) склонность к естественным и гуманитарным наукам.

  4. Отношение к учебной работе: успеваемость по разным предметам и отношение к ним; уровень самостоятельности в работе; сосредоточенность и устойчивость внимания, отношение к домашним заданиям, систематичность, добросовестность их выполнения; способы воздействия на ученика, применяемые учителем; каковы его результаты.
  5. Отношение к другим видам труда: добросовестность в выполнении трудовых заданий, любимые и не любимые виды труда.
  6. Дисциплинированность: уровень дисциплинированности в различных социальных ситуациях; мотивы дисциплинированности; избранные меры педагогического воздействия, их мотивы и получаемые результаты, наличие дисциплинарных взысканий.
  7. Положение ученика в коллективе: традиции коллектива, взаимоотношение в коллективе, степень сплоченности и взаимопомощи; участие учащегося в коллективных делах; его авторитет в коллективе; влияние коллектива на данного учащегося.
  8. взаимоотношение с окружающими и отношение к самому себе: отношение с родителями, учителями, со сверстниками, мотивы отношений; наличие или отсутствие желания приказывать, умение подчиняться; отношение к критическим замечаниям; оценка своих умственных и физических возможностей; уровень этических отношений к себе и окружающим (отзывчивость, вежливость, правдивость, добросовестность, скромность, выполнение взятых обязательств).
  9. Физическое развитие: состояние здоровья, его влияние на психологическое состояние; занятия физкультурой и спортом.

ВЫВОДЫ: общее заключение об особенностях личности учащегося; перспективы его развития; пути и средства дальнейшей индивидуальной работы с ним.

Приложение 6

СХЕМА

психолого-педагогической характеристики класса

(учебного коллектива)

1. Общие сведения о коллективе учащихся (количество учащихся, возрастной состав, когда сформировался коллектив, взаимодействие с другими коллективами и т.д.).

2. Взаимоотношения внутри классного коллектива. Степень сплоченности коллектива, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса; проявление взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения; особенности взаимоотношений между девочками и мальчиками; эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов коллектива. Наличие в коллективе неофициальных вожаков, характер их влияния на класс; наличие «отверженных», причины их появления и возможные пути изменения отношения к ним других членов коллектива.

3. Особенности взаимоотношений учителя и коллектива учащихся. Особенности личности классного руководителя (мастера п/о) – образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.; его влияние на коллектив; отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди учеников.

4. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ: Уровень (стадия) развития коллектива; характер общего «эмоционального климата» в коллективе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т.д.).

Характер дисциплинированности. Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, возможность коррекции этих недостатков.

Приложение 7

СХЕМА

составления внеклассного мероприятия и его анализ

  1. Наименование мероприятия.
  2. Школа, класс.
  3. Цель мероприятия.
  4. Оформление, оборудование.
  5. Примерный сценарий мероприятия.
  6. Анализ подготовки к проведению мероприятия.
  7. Инициаторы и организаторы мероприятия.
  8. Учет интересов учащихся при выборе мероприятия.
  9. Особенности планирования мероприятия и подготовки к нему.
  10. Формирование новых понятий и представлений учащихся в процессе подготовки к мероприятию.
  11. Оформление помещения, оборудования в соответствии с целями и задачами проводимого мероприятия.
  12. Увлеченность учащихся ходом мероприятия.
  13. Психолого-педагогические выводы:
  14. Значение мероприятия для последующего развития коллектива и отдельных учащихся; методические ошибки и недостатки, снизившие эффективность мероприятия, методы и средства их устранения.

Учетная карточка по производственной педагогической практике студента Томского государственного педагогического университета

________________________________________________________________________________

факультета ________________ курса ___________ группы ______________________________

специальности _Безопасность жизнедеятельности.

Проходил практику с ____________ по ________________ в школе ______________________

_______________________________________________________________________________.

Групповой руководитель (ФИО, должность): _________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

и выполнил следующую работу:

1. Посетил уроков ____________ у учителей ____________ у студентов.

Дата

Темы уроков

Класс

Оценка/ Подпись

Заключение группового руководителя _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка ___________ Подпись _________________ (_____________________).

2. Воспитательная и внеклассная работа.

Классный руководитель (ФИО, класс) _______________________________________________

________________________________________________________________________________

Дата

Мероприятие

Оценка/ Подпись

Заключение классного руководителя ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Оценка классного руководителя _______ Подпись _________ (__________________).

Подпись директора школы _______________________________ (_______________________).

М.П.

Заключение руководителя практики от факультета ____________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Оценка ________________ Подпись _____________ (____________________).

Заключение руководителя практики от кафедры общей педагогики и психологии_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оценка ________________ Подпись ____________ (___________________).

Приложение 9

Министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) отчет

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

С «___» _____________ ПО «___» ____________ 20___г.

СТУДЕНТА ______ ГРУППЫ ______ КУРСА _________ ФАКУЛЬТЕТА

СПЕЦИАЛЬНОСТИ ________________________________________________

__________________________________________________________________

(ФИО)

РУКОВОДИТЕЛИ ПРАКТИКИ:

1. ________________________________________________________________

(должность, степень, ФИО)

2. ________________________________________________________________

(должность, степень, ФИО)

3. ________________________________________________________________

(должность, степень, ФИО)

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ: _________________________________

_________________________________________________________________

(Название учебного учреждения)

Томск 20 __г.

  1. Задания по психолого-педагогической практике для специалистов педагогических специальностей

  1. Знакомство и анализ документации и основных направлений деятельности образовательного учреждения (ОУ): план учебно-воспитательной работы ОУ (учебный план, план воспитательной работы).

  1. Знакомство с должностной инструкцией классного руководителя ( определение направление работы в разных возрастных группах).

  1. Характеристика класса: социальный паспорт (количество, соотношение ,успеваемость, проблемные группы детей и т. д.) Приложение 4.

  1. Проведение образовательного мероприятия, направленного на коммуникативное общение и взаимодействие в классе.

  1. Анализы фотографий урока (3 урока).

    Приложение 5.

  1. Сделать анализ дидактической структуры 1 урока (с обязательным анализом соответствия структуры урока типу урока) (Приложение 6).

    Определение активности учащихся на уроке на основе наблюдений в один из учебных дней на 3 уроках (Приложение 7).

7. Проанализировать и оценить коммуникативный стиль взаимодействия в системе “учитель-ученик”.

1 Задание

1. Изучение документации ОУ (по возможности самостоятельно, либо из беседы, лекции завуча) (Приложение 1):

-историческая справка МОУ

-анализ учебного плана МОУ (с обязательным указанием особенности национально-регионального и школьного компонентов данного МОУ)должностных инструкций учителя-предметника.

2. Описание основных направлений работы и специфики МОУ (цели работы ОУ, -цели воспитательной работы, цели и назначение методических объединений и вспомогательных служб и их соответствие общей цели ОУ) (Приложение 2, 3) по следующим источникам:

-программа развития ОУ (или план работы ОУ на учебный год)

-план работы методических объединений ОУ

Приложение 1

Характеристика основных школьных документов оу

№ п/п

Наименование документа

Содержание и назначение школьного документ

1.

Паспорт ОУ

(описать структуру документа)

История школы

Характеристика педагогического коллектива

2.

Учебный план школы

Особенности национально-регионального и школьного компонентов ОУ (описать структуру документа)

3.

Должностная инструкция учителя-предметника

Права и обязанности учителя-предметника (проанализировать, написать собственный вывод о необходимости и актуальности документа)

4.

Классный журнал

Перечень и характеристика основных разделов (описать структуру документа)

!! Примечание: содержание школьных документов должно быть представлено в краткой форме (общие положения), но особо следует обратить внимание на пункты, указанные в таблице.

Приложение 2

Характеристика основных направлений работы и специфики ОУ

№п/п

Наименование документа, источника информации

Содержание

1.

Программа развития ОУ (или план работы ОУ на учебный год)

Компоненты документа (содержание), структура

2.

План воспитательной работы учителя

Структура, содержание

!!! Примечание: содержание школьных документов должно быть представлено в краткой форме (общие положения)

Приложение 3

Вспомогательные службы ОУ

№ п/п

Наименование вспомогательной службы ОУ

Назначение и содержание деятельности

1.

Психологическая служба

2.

Валеологическая служба

3.

Медицинская служба

4.

Детские общественные организации и т.д.

!!! Примечание: заполняется при наличии вспомогательных служб в ОУ. При отсутствии вспомогательных служб ответьте на следующий вопрос – какие вспомогательные службы необходимы в ОУ? Ответ обоснуйте.

Приложение 4

Социальный паспорт класса

1.Список класса и его актив

2. Половозрастной состав класса

3. Тип семьи (полная, неполная, благополучная, неблагополучная, многодетная и т.д.)

4. Физическое здоровье учащихся (основная или специальная группа и т.д.)

5. Успеваемость учащихся (абсолютный и качественный показатели по каждому учащемуся и по классу в целом)

6. Посещаемость занятий (пропуски уроков по уважительным и неуважительным причинам, их процентное соотношение)

7. Интересы учащихся (посещение кружков, секций и т. д.)

!!! Примечание: социальный паспорт класса составляется на основе изучения классного журнала, личных дел и дневников учащихся, беседы с классным руководителем, учителем-предметником, личных наблюдений и т.д.

    1. Приложение 5

  1. Схема “фотографии” урока
  1. Общие сведения:
  1. Дата
  2. Предмет
  3. Место урока в расписании
  4. ФИО учителя
  5. Количество учащихся всего
  6. Количество учащихся, присутствующих на уроке
  1. Тема урока:
  2. Цель урока:
  3. Готовность кабинета к уроку
  4. Психологическая готовность учащихся к уроку
  5. Протокольная запись урока:

Структур-ный эле-мент урока

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Указываются этапы урока в соответствии с дидактическими и организационными задачами

(орг. момент, целеполагание, проверка домашнего задания, повторение, изучение нового материала и т.д.)

Отмечается начало каждого этапа урока или нового вида работы

Описываются способы деятельности учителя, методические приемы, вопросы учителя к учащимся (по степени сложности, четкость формулировки и т.д.); использованные средства обучения; создание проблемных ситуаций, организация самостоятельной работы учащихся; комментирование ответов учащихся, аргументация ответов учащихся; подведение итогов по каждому этапу урока и по уроку в целом; инструктирование учащихся по выполнению заданий в классе и дома и т.д.

Описываются способы деятельности учащихся; ответы на вопросы учителя (полные, неполные, правильные, добровольные и т.д.); внимание, интерес, организованность, качество знаний; работоспособность учащихся на разных этапах урока; реакция на оценку, выставленную учителем и т.д.

Делаются первичные выводы о реализации принципов обучения, эффективности и особенностях используемых методов, достижения целей обучения; комментируется характер материала (новизна, связь с потребностями и интересами, жизненность конкретных примеров, эмоциональность и т.д.) и обращения к ученикам, стиль общения

Приложение 6

  1. Схема анализа дидактической структуры урока

Структур-ный элемент урока

Продолжитель-ность

(в мин.)

Дидактическая задача этапа

Условия достижения положительных результатов

Показатели выполнения дидактической задачи этапа

Требования к ее реализации

Способы активизации на этапе

Ошибки, допускаемые при реализации

1.Организационный момент

4 мин

Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока

Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность (из урока в урок) организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований

Кратковременность орг. момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся

Кратковременная организация процесса. Требовательность, сдержанность преподавателя, ярко выраженная волевая направленность деятельности. Стимуляция деятельности учащегося, ее целенаправленность

Запись на доске цели урока. Сообщение консультантов о готовности класса

Нет единства требований к учащимся, не стимулируется их познавательная активность

2.

Структура данного урока соответствует _________________________________ типу урока

Приложение 7 Степень активности учащихся на уроке

Цель — изучить познавательную активность учащихся на основе наблюдений на уроках в один из учебных дней.

Рекомендации:

Для успешного выполнения задания важно правильно выбрать позицию для наблюдения, чтобы иметь возможность видеть весь класс, активность ребят.

Возможная форма протокола наблюдений на уроке

  1. Дата
  2. Предмет
  3. Место урока в расписании
  4. ФИО учителя
  5. Количество учащихся всего
  6. Количество учащихся, присутствующих на уроке
  7. Тема урока:
  8. Цель урока:
  9. Готовность кабинета к уроку
  10. Психологическая готовность учащихся к уроку

Минута урока

Содержание и ход урока

Количество работающих

Примечания

На основании протокола урока заполняется следующая таблица:

Минуты урока

5

10

15

20

25

30

35

40

Количество активно работающих

Данные таблицы изображаются в виде “кривой” активности учащихся

Количество работающих

учеников

20

15

10

5

0 5 10 15 20 25 30 35 40 время урока

Примечание: В выводах необходимо обосновать, что способствует высокой активности учащихся на уроке, что является причиной ее снижения.

Приложение 8

Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС — 2).

Данная методика предназначена для выявления коммуникативных и орга­низаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и дружеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т.д.).

Инструкция. Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ “да” или “нет”. Время выполнения мето­дики — 10-15 мин. При этом отдельно определяется уровень коммуникатив­ных и организаторских склонностей.

1. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?

2. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиняемой вам кем-либо из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

6. Часто ли вам удается склонить большинство своих друзей к приня­тию ими вашего мнения?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вам отказаться от своих намерений?

9. Легко ли вам устанавливать контакты с людьми, которые гораздо старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товари­щами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли вам устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за не­выполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае побеседовать или познако­миться с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявлять ини­циативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затра­гивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли вы, что вам не составляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?

30. Принимаете ли вы участие в общественной работе?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходиться говорить что-то большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуя неловкость при общении с мало-

знакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов.

Коммуникативные склонности:

(+) Да 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.

(-) Нет 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

Организаторские способности:

(+) Да 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.

(-) Нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Технологическая карта педагогической практики студента _______________ факультета ________ курса _________ группы _______________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Место прохождения педагогической практики: ________________________________

Сроки практики: __________________________________________________________

Блоки практики:

  1. Входной 5%
  2. Методический 60%
  3. Психолого-педагогический 30%
  4. Итоговый 5%
  5. Дополнительный до 20 % (или по количеству проведенных мероприятий)

Соответствие рейтинговых баллов академической оценке:

Оценка

Уровень

Min балл

Max балл

2 (неудовлетворительно)

< 60 % или незакрытый модуль

3 (удовлетворительно)

базовый

60

72

4 (хорошо)

повышенный

73

84

5 (отлично)

творческий

85

100

Входной блок (срок выполнения – первая неделя практики)

Содержание

Формы работы /мероприятия /показатели

Баллы

Подпись

руководителя* (с указанием должности)

1

Знакомство и анализ документации и основных направлений деятельности образовательного учреждения (ОУ):

– план учебно-воспитательной работы ОУ (учебный план, план воспитательной работы), место в нем базовых и элективных курсов по предмету, направление и содержание внеклассной деятельности по предмету;

– организационно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса (технические и аудио-визуальные средства, УМК по предмету, т.е. наличие и разнообразие информационно-методических средств, оснащающих и способствующих более эффективной реализации образовательной, программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой деятельности учителя)

2

2

Анализ методических приемов проведения учебных занятий по предмету учителей ОУ (не менее 2-х занятий)

1

3

Составление и анализ тематического (блочно-тематического) плана по учебному предмету на четверть, определение места данного тематического блока в учебном курсе (краткая характеристика)

1

4

Составление плана-проспекта педагогической деятельности в период практики (с указанием запланированных образовательных мероприятий по содержанию и срокам проведения)

1

ИТОГО

5

Методический блок (срок выполнения – до последней недели практики)

Содержание

Формы работы /мероприятия /показатели

Баллы

Составление планов-конспектов и проведение обязательных еженедельных учебных занятий по предмету (количество занятий определяется в зависимости от учебного предмета), в том числе

15

Проведение учебных занятий с использованием инновационных образовательных технологий (количество занятий определяется в зависимости от учебного предмета)

6

Анализ учебных занятий, проведенных студентом-практикантом (в форме подробного разбора учебного занятия; количество определяется в зависимости от учебного предмета)

5

Анализ учебных занятий, проведенных другими практикантами (количество определяется в зависимости от учебного предмета)

3

Применение дидактических, контрольно-измерительных материалов в ходе учебного занятия по предмету

4

Анализ самостоятельных работ учащихся (количество определяется в зависимости от учебного предмета)

2

Проведение работы над ошибками обучающихся. Планирование и корректировка собственной педагогической деятельности в соответствии с качеством динамики учебного процесса.

5

Проведение дополнительной работы по предмету:

– со слабоуспевающими обучающимися (система консультаций);

– с обучающимися, имеющими высокую когнитивную мотивацию (подготовка к конференциям, конкурсам, олимпиадам, улучшение результатов по предмету)

5

5

Внеклассная работа по предмету: проведение предметных олимпиад, тематических вечеров, конференций, конкурсов, экскурсий, КВН, блицтурниров, игр, классных часов и т. д. (количество мероприятий определяется в зависимости от учебного предмета)

10

ИТОГО

60

Психолого-педагогический блок (срок выполнения – до последней недели практики)

Содержание

Формы работы /мероприятия /показатели

Баллы

Знакомство и анализ должностной инструкции классного руководителя

2

  1. Характеристика класса, в котором студент проходит практику (социальный паспорт, актив класса, диагностика мотивации к учебной деятельности и т. д.)

7

Проведение образовательного мероприятия, направленного на коммуникативное общение и взаимодействие в классе

6

Анализы (фотографии) учебных занятий учителей ОУ

5

Анализ дидактической структуры учебного занятия, определение активности обучающихся на уроке

5

Анализ и оценка коммуникативного стиля взаимодействия в системе «учитель–ученик» (анализ наличия “барьеров” общения, оценка коммуникативно-организаторских склонностей при помощи методики КОС)

5

ИТОГО

30

Итоговый блок (срок выполнения – последняя неделя практики)

Содержание

Формы работы /мероприятия /показатели

Баллы

Самоанализ учебно-воспитательной деятельности за период практики, который может включать:

– самоанализ эффективности разных форм учебно-воспитательной работы;

– анализ учебно-воспитательной работы своих однокурсников;

– анализ учебно-воспитательной деятельности с точки зрения учащихся (по анкетам);

– предложения по улучшению организации и содержания практики

2

Качество оформления отчетной документации

2

Качество защиты результатов прохождения практики на итоговой конференции

1

ИТОГО

5

ИТОГО по обязательным блокам 100 баллов

Дополнительный блок

Содержание

Формы работы /мероприятия /показатели

Баллы

Проведение дополнительного учебного занятия по предмету

2

Проведение дополнительного внеклассного мероприятия

2

Разработка учебных программ к курсу по предмету (курсы по выбору, элективные курсы и т. д.)

3

Разработка печатных или электронных (для ТАСО) дидактических материалов или участие в создании печатных/электронных учебных методических пособий

3

Разработка контрольно-измерительных материалов (количество определяется в зависимости от предмета)

3

Выполнение индивидуального тематического задания

3

Помощь в организации и проведении общешкольных мероприятий (выпуск оn-line газеты, стенгазеты, помощь в проведении внутришкольных или межшкольных мероприятий и др.)

3

Выступление на педагогических советах, работа в проблемно-творческих группах

3

Отзыв на педагогическую деятельность студента со стороны работодателя, обучающихся, родителей (по предложенным анкетам, грамоты, благодарственные письма и др.)

3

Разработка или проведение образовательных мероприятий, не включенных в технологическую карту

3

Комментарий

Для получения положительной академической оценки (3, 4, 5) студенту в период практики необходимо выполнить задания из всех обязательных блоков (входной, методический, психолого-педагогический, итоговый) в общей сложности не менее 60 баллов– на оценку «3»,73 баллов–на «4», 85 баллов–на «5».

Студент может повысить свою итоговую оценку за счет выполнения заданий из дополнительного блока (можно определить,например мах баллов–20).

Количество заданий в обязательных блоках может быть разным, в зависимости от предмета и продолжительности практики.

* Выполнение заданий по блокам оценивают следующие руководители практики:

Входной блок — факультетский руководитель

Методический блок — групповой руководитель

Психолого-педагогический блок — руководитель практики от кафедры общей педагогики и психологии

Итоговый блок— факультетский руководитель

Дополнительный блок — в зависимости от содержания образовательного мероприятия (факультетский, групповой руководитель или руководитель от кафедры общей педагогики и психологии).