Интегрированные уроки в начальной школе

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Основное положение, на котором основывается общая ориентация учебной работы — направленность на развитие личности. Это означает, что центром педагогических проблематик является не школа как учебное заведение, не учебные программы и даже не учитель, а ученик. Система учебной и воспитательной работы направляется на то, чтобы выявить самобытный потенциал личности ученика, создать благоприятные условия для его развертывания в школе и дальнейшей самостоятельной жизни. Направленность нынешней образовательной системы на развитие личности должно предусматривать уважение к индивидуальной самобытности каждого ребенка.

Стержневой идеей современного развития образования в XXI веке выступает инновационность. Именно поэтому перед педагогами выдвигается задача разрабатывать и внедрять новые образовательные технологии, которые отвечали бы запросам динамики современного общества. Поэтому учителя новой формации стремятся организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы создать условия для развития творческой личности. Ведь современная школа должна ставить себе целью не только научить читать, писать, мыслить, но и:

— сделать человека успешным, счастливым, компетентным;

— помочь адаптироваться в обществе;

— научить самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике;

— научить критически мыслить, уметь видеть трудности и находить пути для их преодоления;

— сформировать умение работать с информацией.

Но традиционные уроки не всегда способны решить эту сложную комплексную задачу. Поэтому на помощь учителям пришли «нестандартные уроки». Именно такие уроки, которые включают в себя элементы различных педагогических технологий, основанных на глубоком знании потребностей, интересов и способностей учащихся, становятся инновационными. К таким и относятся интегрированные уроки.

Интеграция — не новое явление в отечественной школе. Еще К.Д. Ушинскому интеграцией письма и чтения удалось создать аналитико-системный метод обучения грамоте. Сегодня с помощью интегрированных занятий мы создаем возможность выйти за пределы самодостаточной функциональной роли его отдельных составляющих. Формируем у учащихся качественно новые знания, которые характеризуются высоким уровнем осмысления, динамичностью применение в новых ситуациях, повышением их эффективности и системности.

27 стр., 13109 слов

Формы организации уроков оригами как средство развития творческих ...

... высший уровень учебно-воспитательного процесса и необходимое условие всестороннего развития личности [9;25]. В исследованиях ряда ученых (М.Н.Скаткин, Я.И.Пономарев, ... творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа ... тел использовались в качестве наглядного пособия на уроках геометрии. В России оригами как дидактическое средство ...

Традиционной методики проведения интегрированных уроков еще нет. Но учитель всегда осознает главное дидактическое задачи урока: повторение учебного материала, его закрепления, приобретение умений и навыков, усвоение новых понятий, закономерностей, или же стремится к реализации нескольких дидактических задач, что имеет место в комбинированном уроке. Интегрированные уроки более разнообразны, связаны с многочисленными ассоциациями, наполнены разными эмоциями, что чрезвычайно важно в работе со школьниками.

Интегрированные уроки в начальной школе позволяют подводить учащихся к осознанной и эмоционально переживаемой потребности рассуждать и излагать свои мысли на предложенную тему. Дети имеют возможность применять при этом арсенал своих знаний, жизненный опыт, сделать собственные, пусть незначительные, но очень необходимые каждому ребенку, умозаключения и поисковые открытия.

Степень разработанности проблемы. В классической педагогике наиболее полное психолого-педагогическое обоснование о дидактической значимости межпредметных связей дал К.Д. Ушинский. К. Д. Ушинский оказал огромное влияние и на методическую разработку теории межпредметных связей, которой занимались многие педагоги, особенно В. Я. Стоюнин, Н.Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и др.

Отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания школьников с позиций межпредметных связей и интеграции в обучении рассматривались в трудах известных педагогов-классиков; в работах советских дидактов И.Д. Зверева, М.А. Данилова, В.Н. Максимовой, С.П. Баранова, Н.М. Скаткина; ученых-психологов Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.Талызиной, Ю.А. Самарина, Г.И. Вергелиса; ученых-методистов М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, Ю.М. Колягина и др.

Ряд работ посвящён проблемам межпредметных и внутрипредметных связей в начальной школе, являющихся «зоной ближайшего развития» для постепенного перехода к интеграции учебных предметов (Т.Л. Рамзаева, Г.Н. Аквилева, Н.Я. Виленкин, Г.В. Бельтюкова и др.).

В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: — «Интегрированные уроки в начальной школе»

Проблема исследования: определение того, каковы особенности интегрированных уроков в начальной школе.

Цель исследования — теоретически обосновать особенности интегрированных уроков в начальной школе.

Объект исследования — процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования — особенности интегрированных уроков.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования ними сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме.

2. Рассмотреть характеристику терминологического аппарата по теме исследования.

3. Раскрыть понятие интегрированные уроки в начальной школе.

6 стр., 2662 слов

педагогические условия формирования самостоятельности школьников ...

... уроках технологии. Объект исследования – процесс обучения на уроках технологии, направленный на формирование самостоятельности школьников. Предмет исследования – педагогические условия формирования самостоятельности школьников на уроках технологии. Гипотеза исследования: процесс формирования самостоятельности школьников на уроках технологии ... годы в российских школах трудовая подготовка учащихся ...

4. Изучить виды интегрированных уроков в начальной школе.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация теоретического аппарата по теме.

Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется научный аппарат исследования.

В первом параграфе «Характеристика терминологического аппарата по теме исследования» анализируется понятие и сущность педагогических технологий, их классификация; раскрываются понятия «интеграция», «поурочная интеграция».

Во втором параграфе «Понятие «интегрированные уроки в начальной школе»» анализируется особенности и цели интегрированных уроков в школе; элементы их содержания и особенности построения; характеристика интегрированных уроков в начальной школе.

В третьем параграфе «Виды интегрированных уроков в начальной школе» анализируется типы и формы интегрированных уроков, их особенности и цели.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем курсовой работы составляет 25 страниц машинописного текста. Список литературы включает 25 наименований.

1. Характеристика терминологического аппарата по теме исследования

В настоящее время в педагогический лексикон вошло понятие педагогических технологий. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разногласия. Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, искусстве, мастерства [17,44].

Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, она является организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [10,51].

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, впитывающим в себя содержание всех определений. Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

— научно педагогические технологии — часть педагогической науки, которая изучает и разрабатывает цели содержание и методы обучения и проектирует педагогические процессы,

— процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания и средств для достижения желаемых результатов обучения;

— процессуально-действующим осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств [19,26].

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, которая исследует наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов рецепторов применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

4 стр., 1685 слов

Конспект по русскому языку: «Обобщение знаний учащихся о трех ...

... сочинение, а тему сочинения вы определите в ходе нашей дальнейшей беседы. 3. Актуализация знаний. Работа над типами текстов. У.: Написать сочинение, ... це согревает все вокруг( каот спячки (кто?). Но весна для ... Текст- повествование 3. Никита распахнул дверь и сел на ... будем заниматься на уроке? - Верно, сегодня на уроке мы с ... ролика «Пробуждение ») 5. Лексическая работа У.: К сочинению вы готовились ...

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. Однако есть технологии, которые по своим цели, содержанию, методам и средствам имеют много сходного и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько объединенных групп.

Педагогические технологии подразделяются:

— по уровню применения;

— по философскому обоснованию;

— по ведущему фактору психического развития

— по концепции усвоения;

— по ориентации на структуру личности;

— по организационным формам;

— по типам управления познавательной деятельностью;

— по подходу к ребенку;

— по доминирующему методу;

— по категории учащихся [12,14].

Обратим внимание на классификацию педагогических технологий по организационным формам. К групповым технологиям относят и технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место деление класса на какие-либо группы. А одним из видов нетрадиционного урока является интегрированный урок. При использовании групповых технологий на интегрированных уроках происходит увеличение актива учащихся, основное ядро которого составляют ассистенты (их называют консультантами, лаборантами) по различным предметам. Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личных отношений, сложившихся в коллективе).

Идея интеграции знаний чрезвычайно популярна в образовании.

Что такое интеграция как термин и явление с методической точки зрения?

Интеграция — одна из самых перспективных инноваций, которая способна решить многочисленные проблемы системы современного начального образования. Сегодня очевидно, что «…интегрированное обучение как никакое другое закладывает новые условия деятельности учителей и учащихся, является действующей моделью активизации интеллектуальной деятельности и развивающих приемов обучения» [22,58].

Интеграция предполагает «установление и усиление взаимосвязей между науками» [22,58]. Системные целостные знания — это стандартный результат, к которому можно прийти, осуществляя интеграцию.

Наличие однотипных частей или элементов и возможность их подчинения одной цели и функции в ряде учебных предметов является основой для определения термина «интеграция».

Для начальных классов широко используются элементы интегрирования учебных предметов. Интеграция — это не смена деятельности и не просто перенос знаний или действий, которые усвоили дети, с одного предмета на другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного, или для ускоренного процесса обучения, или для закрепления переноса знаний, умений и навыков. Такой процесс называется в педагогике и в методике использованием межпредметных связей в обучении, но не интеграция.

11 стр., 5272 слов

Использование дидактических игр на уроках у учащихся младших классов

... Петровной выполнена курсовая работа по теме: «Использование дидактических игр на уроках у учащихся младших классов». Учителем показана совокупность целенаправленных и систематически проводимых игровых упражнений, ... стали занимать игровые формы обучения. Игра сочетает игровую ситуацию и учебную деятельность, содействует истреблению барьера между «внешним миром знаний» и психикой ребёнка, позволяет ...

Интеграция — это создание нового целого на основе выявления новых элементов и частично различных единиц (учебные предметы, виды деятельности), а затем приспособление этих элементов и частей и их объединения в несуществующий ранее монолит особого качества. Следует также различать особенности уроков интегрированных курсов и уроков с элементами интеграции содержания двух или более предметов, которые по учебному плану преподаются отдельно.

Поурочная интеграция осуществляется на основе интеграции содержания, отобранного из нескольких предметов и объединенного вокруг одной темы. Это объединение имеет целью информационное и эмоциональное обогащение восприятия, мышления и чувств учеников благодаря привлечению интересного материала, что дает возможность с разных сторон познать какое-то явление, понятие, достичь целостности знаний [13,52]. Во время проведения уроков с элементами интеграции учителю приходится самостоятельно определить содержание учебного материала, удельный вес видов деятельности по различным предметам. При этом важно четко определить, какова цель этого интегрированного урока, как он будет способствовать целостности обучения, формирование знаний на новом уровне.

Вывод: интегрирование является качественно отличным способом структурирования, презентации и усвоения программного содержания, что создает системное изложение знаний в новых органических взаимосвязях.

педагогический интеграция начальный школа

2. Понятие «интегрированные уроки в начальной школе»

Проблема интеграции обучения и воспитания важна и современная как для теории, так и для практики. Ее актуальность обусловлена изменениями в сфере науки и производства, новыми социальными запросами.

Целесообразность интегрированных уроков вытекает из задач интеграции знаний, умений и навыков учащихся по основам наук.

Интегрированный урок объединяет блоки знаний из разных учебных предметов, тем вокруг одной проблемы с целью информационного и эмоционального обогащения восприятия, мышления, чувств ученика, что позволяет познавать определенное явление разносторонне, достигать целостности знаний. Он направлен на раскрытие общих закономерностей, законов, идей, теорий, отраженных в разных науках и соответствующих им учебных предметах. Этот урок обеспечивает формирование у учащихся целостной системы представлений о диалектико-материалистических законах познания окружающего мира в их взаимосвязи и взаимообусловленности и способствует углублению и расширению знаний учащихся, диапазона их практического применениях [2,56].

Цель интегрированных уроков — формирование у учащихся целостного мировоззрения об окружающем мире, активизация их познавательной деятельности, повышение качества усвоения воспринятого материала, создание творческой атмосферы в коллективе учащихся, выявление способностей учащихся и их особенностей, формирование навыков самостоятельной работы школьников с дополнительной справочной литературой, таблицами межпредметных связей, опорными схемами, повышение интереса учащихся к изучаемому; эффективная реализация развивающие-воспитательной функции обучения [25,7].

3 стр., 1107 слов

Теоретические аспекты проблемы развития творческого мышления ...

... образования. 3. Раскрыть особенности уроков теоретического обучения, виды уроков, их роль в развитии творческого мышления студентов. 4. Разработать урок теоретического обучения по специальности «дизайн причесок». ... место в творческом процессе занимает воображение, которое должно быть обеспечено знаниями, подкреплено способностями и целеустремленностью и сопровождаться эмоциональным тоном. Вся эта ...

Элементы содержания интегрированных уроков:

1. Знания, умения и навыки (линейные и рядовые)

2. Опыт творческой деятельности;

3. Опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности (миру, обществу, человеку) [5,19].

Интегративная целостность урока требует наличия одинакового уровня общности взаимодействующих элементов, общей цели для всех процессов взаимодействия, направленной на достижение конечного результата.

Интегрированный урок может строиться в пределах одного учебного предмета (внутренняя предметная интеграция), вследствие интегрированного содержания нескольких учебных дисциплин (межпредметная интеграция) или на содержательной основе интегрированного курса.

Особенность интегрированных уроков также и в том, что ученики на таких уроках не теряют из поля зрения исходную проблему, а расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Особое направление составляют интегрированные уроки, построенные на основе содержания интегрированных курсов, согласно интегрированным приложениям.

Особенно актуален процесс интегрирования разнопредметных знаний в начальном звене образования, поскольку для младших школьников свойственно нерасчлененное восприятие объектов окружающего мира, без осознания их исторических признаков [20,211].

Для интегрирования отдельных учебных курсов в начальной школе существуют объективные причины и предпосылки.

Одной из причин является необходимость устранить перегрузки детей, сократить количество учебных часов в течение недели, изъять их для предметов развивающее воспитательного цикла. Объективной предпосылкой этого является то, что интегрированный курс сможет вести сам учитель начальных классов, поскольку ему приходится учить детей этим предметам в традиционной изоляции. Зато в старших классах интегрирование отдельных предметов, даже родственных, создает трудности в подготовке учителя, который бы вел этот курс. Ведь это требует от него не только высокой квалификации, но и соответствующей научной эрудиции в методах наук, на основе которых создан интегрированный предмет [21,70].

Уроки интегрированного содержания эмоционально обогащают учебно-воспитательный процесс, помогают учителю разносторонне и системно сформировать необходимые представления и понятия. Различные виды деятельности (художественно-трудовая, рисование, чтение, слушание и т. д.), которые присущи урокам интегрированного содержания, делают их интересными, предотвращают утомляемость детей, усиливают интерес к обучению и школе в целом.

Именно интеграция словесного творчества с различными видами деятельности ребенка и игрой, общением с природой, музыкой, рисованием, драматизацией дает возможность овладения грамматическими умениями и навыками правописания через решение речевых задач, глубоко индивидуализированного познания [15,44].

4 стр., 1957 слов

Современный урок в начальной школе.Обоснование поиска нетрадиционных форм уроков

... Именно этот урок называется комбинированным, или структурно сложным, уроком. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Обоснование поиска нетрадиционных форм уроков в обучении ... гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных ...

Несмотря на то, что в начальной школе необходимо формировать важные навыки чтения, письма и это требует попредметного обучения (по мнению некоторых педагогов), в младших класса имеются широкие интеграционные возможности. Так, чтение как предмет содержит не только литературные тексты, но и включает дополнительные материалы по природе, географии, истории. Такая интеграция не только не мешает формированию важных навыков, но есть и их гарантом.

Р. Карплас считает, что начальная школа может и должна сделать несколько более важное, чем просто научить чтению, письму и счету, так как стимулирование интеллектуальной активности в период формирования ребенка имеет такое же значение для его будущих успехов, как и природные способности [8,33].

Интеграция в начальной школе должна и количественный характер -«немного обо всем». Это означает, что дети получают все новые и новые представления о понятии, систематически дополняя и расширяя знания, двигаясь в познании по спирали. «Чем больше будут знать ученики того, что не предусмотрено программой, — говорил В. А. Сухомлинский — тем интереснее станет для них эта наука» [21,69].

Во время проведения интегрированных уроков совмещаются различные виды деятельности: чтение, слушание, инсценировка, рисование. Все это захватывает учащихся, обостряет их внимание, связывает современное с прошлым, развивает творческие способности.

В начальных классах можно интегрировать уроки, которые и не связаны одной темой. Так в 4 классе может быть проведен урок, который объединяет математику и естествознание «Планеты Вселенной. Сложение и вычитание многозначных чисел». Урок естествознания может быть взят за основу нестандартного урока. Во время этого урока-путешествия дети закрепляют приобретенные математические умения и навыки, и узнают о планетах Вселенной. В то же время закрепляются и знания естественного содержания. Сочетая разные виды деятельности, дети работают быстро, имеют высокие результаты, задачи выполняют охотно, с большой отдачей.

Безусловно, говорить сегодня о полной интеграции тех или иных предметов в рамках начального обучения пока это рано, поскольку для этого необходимы специальные исследования, в которых должны принять участие и дидакты, и психологи, и методисты.

Одним из направлений методического обогащения уроков является проведение их на основе интеграции содержания, отобранного из нескольких предметов и объединенного вокруг одной темы. Это объединение имеет целью информационное и эмоциональное обогащение восприятия, мышления и чувств учеников благодаря привлечению интересного материала, что позволяет с разных сторон познать какое-то явление, понятие, достичь целостности знаний [17,46].

Цель уроков, построенных на интегрированном содержании, — создать предпосылки для разностороннего рассмотрения полного объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, возбуждения воображения, положительно эмоционального отношения к познанию [12,69].

11 стр., 5269 слов

Развитие творческих способностей учащихся на уроках трудового ...

... обучения, самостоятельно приобрести полезные практические навыки, самореализоваться; между базовым уровнем знаний, ... обоснованные выводы и умозаключения. Наконец, школа приучает ребёнка к систематическому умственному ... требует моделирования особого дидактического пространства урока. Моделируя образовательную деятельность, мне удаётся ... ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 1.1 Урок как первый этап в развитии ...

Анализ действующих программ для четырехлетней школы и изучение опыта учителей, применяющих уроки следующего содержания, свидетельствуют о широких возможностях для интеграции учебного материала по таким предметам:

1 класс — ознакомление с окружающим миром — музыка -изобразительное искусство; ознакомление с окружающим миром — труд — математика; изобразительное искусство — физическое воспитание;

2 класс — чтение — русский язык; изобразительное искусство -ознакомление с окружающим миром; музыка — народоведение — ознакомление с окружающим миром; трудовое обучение — математика — изобразительное искусство; физкультура — изобразительное искусство — чтение; музыка -ознакомление с окружающим миром — физкультура;

3 — 4 классы — русский язык — изобразительное искусство; рисование — чтение — трудовое обучение — естествознание; математика — трудовое обучение [7,105].

Как видим, возможности для содержания интеграции достаточно широки.

По количеству уроков интегрированного содержания однозначного ответа не может быть. Это зависит от умения учителя провести интегрированный урок так, чтобы не было перегрузки детей впечатлениями, чтобы он был не мозаикой отдельных картин, а именно служил одной цели. Для этого нужно заранее проанализировать календарные планы и отобрать те вопросы из программы, которые близки по смыслу или цели использования.

Вывод: основное отличие интегрированного урока от традиционного в том, что предметом изучения (анализа) на таком уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах; широкая палитра использования межпредметных связей при разностороннем рассмотрении одноплановых объектов; своеобразная структура, методы, приемы и средства, способствующие его организации и реализации поставленных целей.

3. Виды интегрированных уроков в начальной школе

Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Типы и формы этих уроков мы рассмотрим далее.

1. Тип урока: урок формирования новых знаний. Уроки формирования новых знаний конструируются в формах: урок-лекция; урок-путешествие; урок-экспедиция; урок-исследование; урок-инсценировка; учебная конференция; урок-экскурсия; мультимедиа- урок; проблемный урок.

Цель урока формирования знаний — организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.

Следует разделять традиционный и современный уроки.

Традиционный урок решает общеобразовательную задачу — вооружить учеников знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного.

Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.

23 стр., 11207 слов

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках ...

... Создать методику практического применения различных методов обучения на уроках производственного обучения. Методы исследования: Анализ педагогической литературы по ... учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают ... Сократа, этот же прием был известен в школе Пифагора. Один из первых сторонников активного учения ...

2. Тип урока: урок обучения умениям и навыкам. Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы: урок-практикум; урок-сочинение; урок-диалог; урок — деловая или ролевая игра; комбинированный урок; путешествие; экспедиция и т.д.

Структура урока включает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определения домашнего задания.

Сначала ученики занимаются воспроизводящей деятельностью. Затем выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности в новые ситуации. На этом этапе применяется дифференцированно-групповая форма обучения. Далее — выполнение творческих задач, а в конце урока — творческая деятельность.

Цель данного типа урока — выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.

3. Тип урока: применение знаний на практике. Основные формы уроков данного типа: ролевые и деловые игры; практикумы; уроки защиты проектов; путешествие; экспедиция и т.д.

Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания. На этом уроке ученики, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнения домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализации знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.

Цель данного типа урока — применение знаний на практике.

На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.

4. Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений. Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей. Формы данного типа урока: повторительно-обобщающий урок; диспут; игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина); театрализованный урок (урок-суд); урок-совершенствование; заключительная конференция; заключительная экскурсия; урок-консультация; урок-анализ контрольных работ; обзорная лекция; обзорная конференция; урок-беседа.

Цель — более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу.

5. Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений. Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки. Формы урока: урок-зачет; викторина; конкурсы; смотр знаний; защита творческих работ, проектов; творческий отчет; контрольная работа; собеседование.

Цель урока контроля знаний и умений — осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков [7,140-142].

Вывод: вследствие учета классификации, соблюдения технологии проведения интегрированных уроков обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью проведенного исследования было теоретическое обоснование особенности интегрированных уроков в начальной школе.

В соответствии с целью были выполнены следующие задачи:

1. Проанализирована психолого-педагогическая литература по теме.

2. Рассмотрена характеристика терминологического аппарата по теме исследования.

Так, под педагогической технологией мы понимаем совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, она является организационно-методический инструментарий педагогического процесса; а под интеграцией — создание нового целого на основе выявления новых элементов и частично различных единиц (учебные предметы, виды деятельности), а затем приспособление этих элементов и частей и их объединения в несуществующий ранее монолит особого качества. Поурочная интеграция осуществляется на основе интеграции содержания, отобранного из нескольких предметов и объединенного вокруг одной темы.

3. Раскрыто понятие «интегрированные уроки в начальной школе».

Интегрированные уроки в начальной школе — это уроки, которые объединяют блоки знаний из разных учебных предметов, тем вокруг одной проблемы с целью информационного и эмоционального обогащения восприятия, мышления, чувств ученика, что позволяет познавать определенное явление разносторонне, достигать целостности знаний; направлены на раскрытие общих закономерностей, законов, идей, теорий, отраженных в разных науках и соответствующих им учебных предметах.

4. Изучены виды интегрированных уроков в начальной школе.

Различают следующие виды интегрированных уроков в начальной школе: урок формирования новых знаний; урок обучения умениям и навыкам; урок применения знаний на практике; урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений; урок контроля и проверки знаний и умений.

В настоящее время развитие образования представляет собой очень неоднозначный процесс. Выдвигается много различных подходов к построению процесса обучения. Поэтому сегодня нельзя говорить о том, какая технология или урок являются хорошими, так как то, что хорошо в системе одного подхода, может оказаться плохим в совокупности с другими идеями. Педагогически грамотный учебный процесс всегда имеет в основе ту или иную научную концепцию, в русле которой трактуются применяемые технологии, методы, формы обучения и т. п. Довольно часто в педагогической практике наблюдается смешение применяемых средств с точки зрения принадлежности их к различным подходам. Опытные педагоги чувствуют необходимость смешения методов для оптимального решения педагогических задач различного типа. Но чтобы эти смешения не оказались малоэффективными, нужны были научные обоснования, таким научным обоснованием стал интегративный подход.

Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.

Результат интегративного обучения проявляется в развитии творческого мышления обучающихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской).

А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.

Понятие «интеграция» в образовании сегодня применяется очень широко и рассматривается в различных аспектах (интеграция учебных учреждений, интеграция инновационных процессов и т. д.).

Наиболее распространенной и изученной является интеграция в содержательном плане, то есть объединение образовательных областей, создание интегративных уроков.

В концепциях создания национальной школы интеграция содержания образования рассматривается как важное условие полноценной реализации всех его функций. Уроки на основе интеграции учебного материала из нескольких предметов очень эффективны. Такие уроки эмоционально обогащают учебно-воспитательный процесс, восприятие, помогают учителю разносторонне и в системе сформировать необходимые представления и понятия. Различные виды деятельности (художественно-трудовая, рисование, чтение и т.д.), которые присущи урокам интегрированного содержания, делают их интересными, предотвращают утомляемость детей, усиливают интерес к обучению и школы в целом. К положительному фактору принадлежит также наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта ребенка, который в традиционном обучении используется недостаточно.

Интегрированные уроки способствуют формированию у учащихся качественно новых знаний, которые характеризуются:

— высоким уровнем осмысления,

— динамичностью применение в новых ситуациях,

— повышением их эффективности и системности результате системного изложения учебного материала новых органических взаимосвязях.

Интегрированный подход к обучение в начальные звене направлен на гармоничное развитие учащихся. Такой подход способствует развитию творчества, повышает уровень эмоциональной сферы, чем усиливает мотивационную функцию обучения и личностное развитие учащихся. Интеграции знаний о человеке и мире, средством которой является познавательная информация, интегрированная продуктивная творческая деятельность, создают благоприятные условия для развития умственных способностей учащихся, делают ребенка способной самостоятельно ориентироваться в мире информации. А применение современных инновационных технологий только усиливают этот процесс, делают обучение интересным, повышают его эффективность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бахарева, Л. Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе/Л.Н. Бахарева // Начальная школа. — 2011. — № 8. — С.48-51.

2. Белянкова, Н. М. Интегрированный подход в обучении младших школьников/Н. М. Белянкова. — М.: Просвещение, 2008. — 128 с.

3. Бондарева, С. К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства/С. К. Бондарева. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2011. 390 с.

4. Браже, Т. Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. — 2011. — № 5. — С. 150-154.

5. Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е.А. Глинская, С.В. Титова. — 3-е изд. — Тула, 2010. — 44 с.

6. Данилюк, Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система /Д.Я. Данилюк //Педагогика. — 2008. — № 4. — С. 24-28.

7. Данилюк, А. Я. Теория интеграции образования/А. Я. Данилюк. — Ростов Н/Д., 2010. — 440 с.

8. Архипова О. Е. Два в одном: Интегрированный урок: из опыта работы: метод. пос. / О.Е. Архипова. — Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2010. — 70 с.

9. Дик, Ю. И. Интеграция учебных предметов / Ю. И. Дик//Современная педагогика. — 2008. — № 9. — С. 42-47.

10. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г.Захарова. — М. : Академия, 2010. — 187 с.

11. Зверев, И. Д. Интеграция и «интегрированный предмет» / И. Д. Зверев // Биология в школе. — 2009. — №50 — С. 46-49.

12. Зверев, И. Д. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. 2-е изд. — М.: Педагогика. — 2010. — 195 с.

13. Иванцова, В. И. Реализация идеи интеграции науки в систему базового образования (в начальной школе) / В.И. Иванцова // Начальная школа. — 2009. №2. — С. 51-53.

14. Ильенко, JI. П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы (1-4, 1-3)/ Л. П. Ильенко. — М.: Аркти, 2011. — 62 с.

15. Конышева, Н. М. Художественно-конструкторская деятельность младших школьников в системе интегративной педагогики/Н. М. Конышева Начальная школа. — 2010.- №3.- С. 43-46.

16. Кравченко, С. И. Интегрированный урок как форма активизации познавательной деятельности ученика / С.И. Кравченко // Начальная школа плюс До и После. — 2010. — № 9. — С. 42-48.

17. Кропочева, Т. Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе /Т. Б. Кропочева// Начальная школа, 2009. — № 1. — С. 57-63.

18. Мельник, Э. Л. Интегрированное обучение в начальной школе: Теория и практика/Э. Л. Мельник, Л. А. Корожнева — СПб.: КАРО, 2011. — 192 с.

19. Немов, Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Общие основы психологии -2-е издание/ Р. С. Немов. — М.: Просвещение, 2010. — 712 с.

20. Пичугин, С. С. Интеграция учебно_познавательного процесса в начальных классах Образовательной системы «Школа 2100» / С.С. Пичугин Начальная школа плюс До и После. — 2009. — № 2. — С. 68-71.

21. Светловская, Н. Н. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении/Н. Н. Светловская //Начальная школа. — 2010. — № 5. — С. 57-58.

22. Сердюкова, М. С. Интеграция учебных занятий в начальной школе/ М. С. Сердюкова // Начальная школа. — 2009. — № 11. — С. 45-49.

23. Усманова, А. И. Интегрированный урок русского языка и чтения/А. И. Усманова //Начальная школа. 2011. — № 6. — С. 46 — 48.

24. Филиппов, В. Н. Интеграция: дань моде или реальная потребность. / В. Н. Филиппов //Учительская газета. — 2010. — № 3. — С. 6-7.

Размещено на Allbest.ur