19. Общая характеристика развития психологических идей в эпоху Просвещения

  1. Развитие идей научного эмпиризма в психологии Нового времени.

Появление новых подходов к построению науки в XV-XVI вв., связанных со стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений, ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии.

Психология в этот период, также как и на первых этапах развития античной науки, укрепила свою связь с философией. Однако уточнялся предмет психологии, она становилась наукой о сознании.

Анализ становления предмета психологии дает противоречивую картину. С одной стороны, методологически психология ограничивалась вопросами сознания и путей его формирования, этапов развития образа мира и себя. С другой стороны, изучение содержания и функций сознания приводило к фактическому включению поведения, движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешнейактивностив круг исследования ведущих психологов того времени.

В XVII в. утвердился новый взгляд на Вселенную, природу в целом как гигантский механизм. Аналогичный подход развивался и в учениях о человеческом теле, которое виделось своеобразной машиной-автоматом, функционирующей по принципу любого механизма по строгим законам физики. Этот новый объяснительный принцип, получивший название механистический детерминизм, именно в этот период господствовал в психологии.

Первые теорииФренсис Бэкон (1561-1626 гг.) положил начало новому направлению, которое получило название эмпиризм. Утверждал, что истинное знание базируется не только на чувственном опыте, но и на эксперименте. Задачу науки ученый видел в покоренииприродыи в усовершенствованиичеловека. «Учение об идолах» было одной из важнейших частей его методологии. Он выделял 4 вида идолов: идолы рода, пещеры, рынка, театра. Свой новый метод — индуктивную логику — Бэкон понимал как орудиепознания, органон. Приверженец теории «двойственности истины», он признавал две истины — божественную и научную, философскую. Согласно его воззрениям, существуют душа боговдохновленная (разумная или рациональная) и душа чувственная (созданная).

Боговдохновленную душу Бэкон оставил для изучения богословию, этиологии, а чувственная душа стала предметом исследования философии и психологии. Предметом науки Бэкон считал способности души, такие, как разум,воображение,память,воля,влечение, аффекты.

.

  1. Общая характеристика развития психологической мысли XVII века.

С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Психология стала развиваться как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт(1596-1650) приходит к выводу о различии между душой человека и его телом: «Тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт создал теорию, объясняющую поведение на основе механистической модели. Согласно этой модели, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозгу, которые эти нервы расширяют, что позволяет «животным душам», находящимся в мозгу, вытекать по тончайшим трубочкам — двигательным нервам — в мышцы, которые надуваются, что приводит к отдергиванию конечности, подвергнувшейся раздражению, или заставляет совершать то или иное действие.

20 стр., 9991 слов

Тема 1. Понятие, предмет, задачи и структура психологии как науки. ...

... эффективности различных отраслей практики, психологической службы. В развитии психологии как науки можно выделить несколькоэтапов. На I этапе психология выступает как наука о 4 душе, наличием которой объясняли все непонятные явления ...

Таким образом, отпала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Это декартовский дуализм — тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», локализованная в головном мозгу. Таким образом, понятие «Душа» стало превращаться в понятие «Разум», а позднее — в понятие «Сознание». Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю, значит я существую» стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе — это его собственное сознание. Существование сознания — главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. На базе этого постулата и стала развиваться психология — она сделала своим предметом сознание.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, раз деленные учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза (1632-1677).

Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи).

Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Мышление является вечным свойством субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени мышление присуще и камню, и животным, и в значительной степени присуще человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на уровне человека.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных «малых перцепций» (восприятий).

Из них возникают сознательные желания и страсти.

13 стр., 6026 слов

Особенности формирования экологического сознания и мышления старших школьников

... Но в данной работе речь пойдёт о формировании экологического сознания и мышления именно у старших школьников общеобразовательной средней школы. Развитие нравственного воспитания ... воспитания обобщить полученный из разных литературных источников опыт по формированию экологического мышления. ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕГОДНЯ экологическое образование школа преподавание 1.1Роль ...

  1. Психологические аспекты учения Рене Декарта.

Рене Декарт(1596-1650) — крупнейший мыслитель Нового времени, основоположник научной психофизиологии. Декарт — представитель рационализма. Хотя он признавал роль чувств и опыта в познании, приоритет отдавал разуму, считая, что чувства и опыт основной источник ошибок и заблуждений. Говоря о природе собственного существования, Декарт определяет ее как мыслящую реальность. Так Декарт приходит к выводу о наличии самостоятельной мыслящей субстанции, абсолютно независимой от тела — души. Сущностью души, ее главным свойством является мышление, сознание.

Декарт, таким образом, завершает историю развития психологии как науки о душе и изменяет кардинально ее предмет, которым становится сознание, мышление. С него начинается второй период в развитии психологии — как науки о сознании.

Рассматривая мышление и волю как атрибуты сознания, не выводимые из материального мира и механических законов, Декарт выделяет в человеке вторую субстанцию — протяженную. То есть человек рассматривается им как состоящий из 2-х самостоятельных и независимых друг от друга субстанций- мыслящей (душа) и протяженной (тело).

Декарт ориентировался на модель организма как механически работающей системы. Он видел сходство в строении и работе телесных органов и механических устройств; переносил физико-механические принципы на все жизненные функции живого организма. Согласно Декарту, все телесные отправления (пищеварение, сердцебиение, питание, рост, дыхание), а также психофизиологические функции (ощущения, восприятия, страсти, аффекты) функционируют подобно часам или другим искусственным механизмам. Он говорит о «машине тела», подчеркивает его независимость от вмешательства души.

Декарт подчеркивает, что органические процессы и ряд элементарных психических функций зависят от внешних воздействий и материальных движений внутри тела. Это детерминистическая теория психического. При этом внешнее воздействие выступает в роли толчка; физиологический процесс — как причина возникновения психических явлений. По сути, Декарт выдвигает не психофизическую, а психофизиологическую проблему; его небезосновательно считают создателем научной психофизиологии и первым физиологическим психологом.

Психические акты: ощущения, восприятие, память, представления, воображения, аффекты, — во-первых, относились Декартом к чисто телесным, «не просветленным мышлением» и исключались из сферы психического, к которой он относил только то, что пронизано разумом, осознано мышлением (в этом проявлялся рационализм его подхода); во-вторых, рассматривались как независимые от души; в-третьих, лишались отражательной природы и функций (так как они отражают не особенности воздействующих внешних явлений, а «животные духи», протекающие в организме); в-четвертых, рассматривались как эпифеномены (бездеятельные придатки, не оказывающие существенного влияния на жизнь и функционирование тела).

14 стр., 6557 слов

Психология ФЕПО -14 2011-12

... явлений действительности при непосредственном воздействии их на органы чувств. Вундт Вильгельм Маркс(1832 – 1920) - выдвинул идею создания экспериментальной психологии в «Лекциях о душе ... трехкомпонентная структура – когнитивный компонент, аффективный, конативный (поведенческий). АТТРАКЦИЯ - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства. АШ С. - ...

Декарт вводит новое понимание психического как непосредственно переживаемого и осознаваемого.Но из такого понимания вытекает вывод об отсутствии психики у животных и тем самым разрывается генетическая связь между психикой животного и психикой человека. Явления сознания как непосредственно переживаемые доступны для их познания только самому субъекту, и способ их познания только один — интроспекция.

Центральное место в системе психологических взглядов Декарта занимает его учение о страстях души. Страсти подразделяются на 3 группы:

  • Чисто физиологические — от восхищения до гнева, от радости до печали (здесь ощущение навязывает свой закон субъекту).
  • Психологические, в которых душа и тело проявляются в единстве и которые могут определяться как субъектом, так и объектом — это желание, надежда, страх, любовь, ненависть.
  • Моральные, связанные со свободой воли и несущие на себе печать души (одна из них — щедрость).

Декарт доказывает приоритет разума над чувствами, определяя его как главного судью, указывающего, какие эмоции надо принимать, а каких — избегать.

Декарт явился создателем рефлекторного учения. Он отверг душу как силу, организующую поведение и управляющую им, открыв тем самым путь к объективному изучению явлений органической природы. В то же время психическое рассматривалось им как непосредственно переживаемое и осознаваемое субъектом; таким образом утверждалось рационалистическое, интроспективное понимание предмета и метода психологии. Психология определялась как наука о сознании.

  1. Психологические аспекты учения Бенедикта Спинозы.

Голландский мыслитель Барух (Бенедикт) Спиноза(1632-1677), был представителем рационалистического подхода в европейской философии. Не отвергая роль опытного знания, он причислял его к области мнения, говорил о его субъективности, обманчивости, ошибочности. Чувственные данные могут быть получены как в личном опыте индивида, так иот других индивидов, которые также опираются на чувственный опыт. Спиноза критически оценивает эти источники знания. Он выступает против поспешных обобщений, абстрактных заключений. Особенно резко он оценивает реализм, онтологизирующий универсалии и объявляющий их сущностями.

Достоверное знание, согласно Спинозе, достигается на основе логического мышления и выступает в форме «общих понятий».Высшей формой познания является интеллектуальная интуиция, посредством которой душа приобщается к Богу и к истине.

Человек у Спинозы — один из конечных модусов, объединяющий в себе два атрибута субстанции — мыслящую и телесную субстанции.

Особый интерес для психологии представляет теория аффектов (страстей) Спинозы, рассматриваемых им как побудительные силы человеческого поведения:

  • влечение (или собственно сущность человека),
  • радость;
  • печаль.

Регулирующая роль аффектов проявляется в том, что радость увеличивает способность тела к действию, печаль — уменьшает ее.

  1. Психологические аспекты воззрений Готфрида Лейбница.

Г.В. Лейбниц был инициатором создания Берлинской академии наук, являлся тайным советником русского царя Петра 1, оказав ему огромную помощь в разработке проекта создания Санкт-Петербургской академии наук.

6 стр., 2634 слов

Субъективное и объективное знание в теориях познания

... системы с их проблемой включения человека в сам процесс научных исследований.   Субъективное и объективное знание в теориях познания Субъективное знание — это система представлений субъекта ... это введение в теорию познания таких представлений о роли субъективного знания, которые оправдывают смешение субъективного и объективного в знании. На этапе, когда психология еще не выделилась из ...

Лейбниц — сторонник идеи единства телесного и психического. Идея целостности мира и человека раскрывается Лейбницем в его учении о монадах. Он утверждает, что мир состоит из деятельных простых и неделимых субстанций — монад. Монады — элементы всех вещей. Каждая монада психична и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной. Монада — это начало силы и способности действовать.

Лейбниц выдвигает принцип всеобщих различий, индивидуализации, подчеркивает бесконечное индивидуальное разнообразие всех явлений мира, указывает, что нет двух неразличимых субстанций.

Высшим началом в любом телесном организме выступает доминирующая энтелехия, определяющая уровень совершенства организма, его связь с миром.

Лейбниц, в отличие от Декарта впервые вводит принцип психофизиологического параллелизма, или функционального соответствия, психических состояний и телесных изменений. Его идеи об активности и изменчивости состояний сознания, о разных уровнях восприятия, о наличии, наряду с осознанными также бессознательных психических явлений имеют важное значение для психологии.

  1. Психологические аспекты учения Джона Локка.

Эмпиризм (от лат. «эмпирио» — опыт), основные положения которого составили основу эмпирической психологии. В разработке эмпирической психологии особую роль сыграл английский ученый Джон Локк(1632-1704).

Он является создателем сенсуалистической теории познания

Главная научная проблема, занимавшая Локка, — определение пределов, условий и реальных возможностей человеческого познания. Как и Т. Гоббс, Локк исходил из идеи опытного происхождения знания.

Опираясь на данные медицины, детской психологии, этнографии, Локк доказывает, что в действительности всеобщего согласия (а значит, врожденных идей) не существует. Об отсутствии врожденных моральных принципов свидетельствуют случаи аморального поведения отдельных людей и народов, не вызывающие у них мук совести. Более того, разные народы руководствуются различными моральными нормами. В то же время им признается наличие врожденных анатомо-физиологических задатков, от которых зависит способность приобретения знания посредством опыта.

Разум человека, по Локку, способен комбинировать идеи, пришедшие к нему из опыта, но не может изобретать их сам. Источником для развития разума выступает опыт. Локк выделял два источника и типа опыта -ощущение материальных предметов и внутреннюю деятельность души.

Локк вводит само понятие «ассоциация», обозначая им процесс связи психических явлений. Локк выделяет 3 уровня познания:

  • чувственный;
  • демонстративный (доказательный);
  • интуитивный.

В этот век, как и в предшествующий, в Западной Европе нарастал процесс дальнейшего укрепления капиталистических отношений. Произошла индустриальная революция, которая превратила Англию в могущественную державу.

6 стр., 2931 слов

Антропология в системе знаний о человеке

... просветители XVIII в. смотрели на антропологию, как на науку, систематизирующую знания человека о его культуре, истории, психологии, биологии, лингвистике и т. д Хрисанфова Е. Н. Антропология: учебник ... наук, и является интегративной наукой. Антропология воссоединяет в себе совокупность различных знаний о человеке (как естественнонаучных, так и религиозно-философских) и, таким образом, рождает ряд ...

Глубокие политико-экономические изменения привели к революции во Франции. Расшатывались феодальные устои в Германии. Эти социальные сдвиги укрепляли, в противовес клерикализму, всесилию церкви, новые идеологические подходы. Расширялось и крепло движение, названное Просвещением.

Мыслители, представлявшие это течение, считали главной причиной всех человеческих бед невежество, религиозный фанатизм. Они требовали вернуться к естественной неиспорченной природе человека, покончить с суевериями, со слепой религиозной верой, утвердить в умах людей взамен ложного знания научное, проверенное опытом и разумом. Предполагалось, что, следуя этим путем, удастся избавиться от социальных бедствий и пороков, с тем чтобы повсеместно воцарились добро и справедливость. Эти идеи приобретали в различных странах различную тональность соответственно своеобразию их общественно-исторического развития.

Наиболее ярко исповедовались идеи Просвещения на французской почве в преддверии революции, покончившей с феодально-абсолютистским строем. В Англии, где буржуазные отношения утвердились раньше, чем во Франции, главным идеологом Просвещения стал Локк. В этой же стране физик и математик И. Ньютон (1643–1727) создал новую механику, повсеместно воспринятую как образец и идеал точного знания, как великое торжество разума.

Большой вклад в развитие психологической мысли внесли английские просветители. Д. Гартли (1705–1757) является основателем ассоциативной психологии, которая просуществовала как доминирующее психологическое направление до началаXX в. Гартли стремился создать такую теорию, которая не только объясняла бы душу человека, но и давала возможность управлять его поведением. Хотя понятие ассоциации было введено еще Аристотелем, а сам термин – английским философом Д. Локком, подход к ассоциации как универсальному механизму психической жизни был сформулирован впервые именно Гартли. В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном характере знания, а также принципы механики Ньютона. Вообще понимание человеческого организма, принципов его работы, в том числе и работы нервной системы, по аналогии с законами механики, открытыми в то время, было очень характерной приметой психологии XVIII в.

По-иному истолковали принцип ассоциации два других английских мыслителя – Д. Беркли (1685–1753) и Д. Юм. Они полагали, что источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт.

Согласно Беркли, опыт – это непосредственно испытываемые субъектом ощущения: зрительные, мышечные, осязательные. В «Опыте новой теории зрения» Беркли детально проанализировал чувственные элементы, из которых складывается образ геометрического пространства как вместилища всех природных тел.

Английский мыслитель Д. Юм (1711–1776) занял иную позицию. Вопрос о том, существуют ли физические объекты независимо от нас, он полагал теоретически неразрешимым, допуская в то же время, что эти объекты могут способствовать возникновению у человека впечатлений и идей. Учение о причинности, по мнению Юма, – не более, чем продукт веры в то, что за одним впечатлением (признаваемым причиной) появится другое (принимаемое за следствие)

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... опыта близкого социального окружения (родственники, друзья), иллюстрирующий проблему в сфере психологии развития. Должен содержать, помимо описания ситуации, личные размышления автора и комментарии с ... самостоятельно снятые видеоролики. Следует прокомментировать материалы с опорой на знание возрастной психологии. Критерии оценивания: Показательность сюжетов с точки зрения раскрытия выбранной темы. ...

20. Общая характеристика идей ассоцианизма XVIII и

XIX веков.

В начале 19 века ассоциативная психология оставалась единственной психологической школой, предмет которой — сознание — был признан всеми без исключения учеными. В классических теориях ассоцианизма, появившихся в начале 19 века, содержание сознания рассматривалось как комплекс ощущений и представлений, соединенных по законам ассоциаций.

Однако уже к 40 — 50 — м годам стали возникать теории, обусловившие существенные изменения в развитии науки. Прежде всего, речь идет о позитивизме, появление которого в 30 — е годы привело к пересмотру критериев, которым должна отвечать научная дисциплина. Основатель этого направления О. Конт считал, что развитие миросозерцания и объяснительных принципов, лежащих в основе научного знания, проходит три стадии — теологическое, метафизическое и, наконец, научное, или позитивное, мышление. По его мнению, не только люди, но и отдельные науки проходят эти стадии, а в некоторых из них они переплетаются, сочетая истинное исследование с метафизикой и догматической верой. Исходя из этого, Конт ввел свою классификацию наук, в которых можно вывести всеобщие законы.

Психологии в этой классификации не нашлось места. Ни по предмету, ни, главное, по методу исследования она никак не могла претендовать на обладание позитивной парадигмой. Конт отнес ее к метафизическим и частично даже теологическим наукам и считал, что она должна отказаться от статуса самостоятельной дисциплины, соединившись с биологией и социологией (так он называл все общественные науки).

Таким образом, для того чтобы остаться независимой и объективной (позитивной) наукой, психологии необходимо было пересмотреть свои основные методологические принципы и, прежде всего, найти объективный и точный метод исследования душевной жизни, который бы не уступал методам естественных наук. Ведущие психологи 19 в. — Д. С. Милль, Г. Спенсер, как и ученые других направлений, разделяли позитивистские воззрения и стремились трансформировать психологию в русле позитивизма. Эта задача решалась на протяжении почти ста лет. Еще в 10 — х годах 20 в. известный отечественный психолог А. И. Введенский, говоря о необходимости переработки психологии, назвал свою книгу “Психология без метафизики”. Сложность задачи модификации психологической науки, во многом и привели к методологическому кризису в начале 20 в., в результате которого психология разделилась на отдельные направления.

В течении второй половины 19 в. многие ученые (Д. С. Милль, Г. Спенсер, А. Бэн, И. Ф. Гербарт, В. Вундт) предлагали свои варианты построения психологии. Общей была идея о важности пересмотра предмета психологии и введения нового метода. Общей же оставалась мысль о том, что самонаблюдение не может оставаться основным методом, т. к. он должен быть надындивидуальным и достоверным. Критикуя интроспекция, еще И. Кант писал о невозможности проверить ее данные математикой. О. Конт же подчеркивал, что абсурдно думать, будто дух может быть разделен на две половины, из которых одна наблюдает за другой. Не менее важным был и тот факт, что самонаблюдение могло считаться достоверным только в том случае, если психика ограничивается областью сознания. Но уже к середине 19 в. все больше ученых, особенно в Германии, вслед за Лейбницем приходили к выводу о существовании не только сознательных, но и бессознательных явлений. Исследование психики маленьких детей и животных, у которых самонаблюдение невозможно, также доказывало, что этот метод не может оставаться ведущим и единственным в психологии.

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... проверяемость. В начале XIXв. этим требованиям отвечала только физика; она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим требованиям. В началеXIXв. ... естествоисследователю считали, что высшие психические функции все же можно исследовать, однако особыми методами. В дальнейшем по прошествии нескольких десятилетий теория Вундта не получила никакого ...

Поэтому психология должна было, во — первых, научиться использовать наблюдение за другими, во — вторых, разработать новый, объективный метод изучения душевной жизни. С середины 19 в. появляется все больше работ, предложенный Миллем, и метод проб и ошибок Бэна, и метод генетического наблюдения Сеченова, и, наконец, экспериментальный метод, разработанный Вундтом.

Еще одним важным фактором, оказавшим влияние на развитие психологии в этот период, было появление эволюционной теории Дарвина, которая имела решающее значение в повороте психологии к естествознанию. Философия, которая сама в то время переживала методологический кризис и подвергалась критике со стороны позитивизма, не могла помочь психологии в решении ее проблем. В то же время активно развивающееся естествознание, прежде всего биология и физиология, давало психологии оружие в борьбе за объективность, помогало сформировать экспериментальный подход к психическому.

Теория эволюции позволила также пересмотреть постулаты безнадежно устаревшего механистического детерминизма. Идея о том, что целью психического развития является адаптация к среде, структурировала многие открытые к тому времени факты. Новая, биологическая детерминанта давала возможность соотнести уровни развития сознания и поведения, пересмотрев предмет психологии.

Говоря о том, что психология изучает ассоциации между внешним и внутренним, Спенсер, как справедливо отметил И. М. Сеченов, вывел психологию из поля сознания в поле поведения. Это не только расширяло область ее исследований, но позволяло использовать эксперимент, объективную проверку полученных фактов. Такое понимание предмета давало основания сказать, что психология из науки о сознании трансформируется в науку о познавательных процессах. Это отвечало не только логике ее развития, но и требованиям позитивизма, т. к. в центре исследования стоял уже не предмет (сознание), но процесс. Эволюционный подход давал также возможность изучить не сформированную, а только формирующуюся психику, проследить этапы ее становления, открыть новые психические закономерности. Поэтому генетический метод получал все большее распространение и привел к появлению генетической (возрастной) психологии.

Представители ассоциативной психологии: Гартли, Беркли Юм, Милль, Браун, Гербарт, Бэн, Вундт.

15 стр., 7449 слов

Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах

... believers» («истинно верующие») и которые характеризуются преобладанием внешнего локуса контроля в поведении и сознании. В целом же можно сказать, что при некотором стечении обстоятельств жертвой ... то время как тот же самый вербовщик может пригласить другого вербуемого, интересующегося психологией, на «семинар по человеческому потенциалу». Для наивного или неинформированного наблюдателя вербовщики ...

21. Особенности развития эмпирической психологии в

XIX веке.

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — (англ.empirical psychology) — термин, введенный нем. философом XVIII в. Х. Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изучает конкретные явления психической жизни (в отличие от рациональной психологии, занимающейся «бессмертной»душой).

Задачей Э. п. считалосьнаблюдениеза отдельными психическими фактами, их классификация, установление проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Такая установка была присуща с древнейших времен многим исследователям поведения человека.

Ряд идеалистов (Дж. Беркли, Д. Юм), отвергнув разделение опыта на внешний и внутренний, стали понимать под «опытом» чувственные впечатления субъекта, имеющие основания только в нем самом, но ни в чем внешнем. На принципиально иных позициях стояли фр. материалисты XVIII в. Выступая сторонниками Э. п., они понимали под ней естественнонаучное изучение психических свойств телесной организации человека.

Сложившаяся в середине XIX в. «опытная школа» в психологии несла печать двойственности, поскольку соединила установку на наблюдение, конкретный анализ и индуктивное познание психических явлений с учением об особой сущности этих явлений, постигаемых только посредствомсамонаблюдения.Исследования «опытной школы» подготовили переход от умозрительной трактовки психики к ее экспериментальному изучению. В дальнейшем многозначность термина «опыт» привела к размежеванию между сторонниками естественнонаучного подхода, понимаемого как познание с помощью наблюдения и эксперимента процессов сознания и поведения, и сторонниками чистого опыта, сводимого ими к субъективным феноменам.