Основные направления социально-педагогической деятельности ДОУ.

Альной работы в сфере образования.

Социальную работу в системе образования кроме социальных

работников ведут специалисты разных профилей — социальные

педагоги, социальные психологи, школьные психологи, учителя,

а также работники специализированных учебных заведений. Ме-

тоды и подходы в этом случае будут несколько отличаться, но цели

останутся общими — воздействовать на процессы социализации

учеников, учащихся или студентов, т.е. одновременно формировать

благоприятную среду для успешного учебного процесса и создавать

адекватную социальную среду социализации личности ученика и

студента, а также содействовать реабилитации учителей и препо-

давателей в процессе их профессиональной деятельности.

Объектом воздействия, таким образом, становятся как отдель-

ные личности, так и социальные группы (учебные классы), а также

и весь коллектив учебного заведения.

Предметом социальной работы в системе образования будет

посредническая деятельность между школьниками, учащимися и

преподавателями, а также между родителями и работниками инф-

раструктур образования, т.е. деятельность с целью гармонизации

отношений в сфере образования и содействия более адекватному

и эффективному выполнению функций образования как социаль-

ного института общества.

Дошкольное образование

Объект социальной работы – дети, родители

Субъект – социальный работник, соц.педагог, специалист по социальной работе

Предметом заботы социального работника являются потребности дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях, когда поведение ребенка и его учебно-игровая деятельность создают проблему для сверстников и воспитателей или он терпит материальные и социальные лишения. В таких ситуациях социальный работник становится участником кампании по разработке мер профилактики и устранения симптомов неблагополучия в судьбе ребенка, берет на себя роль посредника и коммуникатора между образовательным учреждением и семей, ребенком и родителями, ребенком и воспитателями. Это особенно важно, если ребенок часто более или не посещает дошкольные учреждения без объяснения причин, неухожен, если известно, что он подвергается в семье жестокому обращению.В период включения в систему дошкольного образования чаще всего впервые выявляются его отклонения в развитии — физическом, эмоциональном, познавательном. В таких случаях социальный работник должен организовать помощь своему подопечному, привлекая соответствующих специалистов — медицинских работников, психолога, социального педагога, милиционера и т.д., и таким образом своевременно устранить симптомы неблагополучия. Это, пожалуй, едва ли не единственный действительно эффективный способ сокращения количества детей «группы риска», имеющих в 3-7-летнем возрасте ряд предпосылок для получения в недалеком будущем диагноза «социальная дезадаптация».

13 стр., 6006 слов

Компетентность социального работника в работе с людьми пожилого ...

... и практической деятельности: «социальный педагог», «социальный работник» и «специалист по социальной работе». С самого начала потребовалось определить: кто такой профессиональный социальный работник в России? ... быть назван организатором, наиболее полно, профессиональная компетентность такого социального работника проявляется при деятельности, относящейся к категории «человек-группа». Благодаря его ...

Не должна остаться без внимания социального работника и та категория детей, которую педиатры называют «неорганизованной», то есть детей, не посещающих детские дошкольные учреждения. В соответствии со ст. 18 раздела 2 упоминавшегося Закона РФ «Об образовании» «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», а «государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образования».

 

Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях дошкольного образования преимущественно носит организационно-профилактический характер (выявление детей с симптомами социального неблагополучия, выяснение причин неблагополучия, организация системы адресной социальной помощи детям), ее значение трудно переоценить: эффективно организованная система социальной помощи детям в учреждениях дошкольного образования является условием сокращения числа случаев неблагополучного развития учащихся массовой общеобразовательной школы.

Основные направления социально-педагогической деятельности ДОУ.

 

— диагностическое,

 

— профилактическое,

 

— просветительское,

 

— методическая работа,

 

— консультативное,

 

— коррекционно-развивающее,

 

— юридическое.

Главной задачей, стоящей перед социальным педагогом ДОУ является обеспечение социальной диагностики, психолого-педагогической коррекции и управление социально-педагогическим процессом в открытой среде в интересах становления и развития полноценной физически, психически и нравственно здоровой личности.

Диагностика включает всестороннее изучение ребенка, сбор информации о его психофизическом состоянии, условиях жизни, социальном окружении.

 

Примерная схема истории социально-педагогического развития ребенка:

 

1. Анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст ребенка, полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи и родственников, принимающих участие в воспитании ребенка. Изменения состава семьи и реакция ребенка на них. Бытовые условия жизни.

 

2. Данные о здоровье ребенка. Особенности протекания беременности и родов, наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. Сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях. Случаи госпитализации, реакция ребенка на них. Учет у психоневролога или других специалистов. Поставленный диагноз.

6 стр., 2986 слов

Конкретные технологии социально-педагогической деятельности

... содействие в организации сопровождения клиенту. Следующим видом технологий социально-педагогической деятельности является социальная профилактика. Социальная профилактика научно обоснованные и своевременно выполняемые действия, ... работы в группе призвана решать следующие задачи: ) обеспечение нормального развития членов группы; ) самоутверждение личности; ) воспитание чувства гражданственности; ) ...

 

3. Особенности воспитания ребенка, начиная с рождения. Где и кем воспитывался? В каком возрасте поступил в дошкольное учреждение? Как проходила адаптация, как складывались отношения с детьми и педагогами? Резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими людьми и т. п.) и реакция ребенка на них.

 

4. Характеристика развития, начиная с рождения. Когда начал сидеть, стоять, ходить и т.д.? Как шло развитие речи? Общий эмоциональный фон. Трудности в поведении. Любимые занятия и игры в разных возрастах. Домашние обязанности, требования со стороны взрослых. Уровень самостоятельности. Степень активности, проявления инициативы. Отношения с членами семьи и со сверстниками. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых, реакция ребенка на них. Проводятся ли вне детского сада развивающие занятия и какие? Отношение к ним ребенка.

 

5. Какие еще моменты в развитии ребенка родители считают существенными? Особенности ребенка, тревожащие родителей.

 

Социальный педагог фиксирует не только события жизни дошкольника, но и его реакции на каждое жизненное обстоятельство. Знакомство с родителями и сбор информации о ребенке помогают социальному педагогу сделать выводы, касающиеся не только самого ребенка, но также личностных особенностей родителей и стиля воспитания в семье.

 

Социальный педагог на основе данных диагностики разрабатывает методические рекомендации для их реализации в педагогической деятельности различных специалистов и помогает:

 

1) воспитателю:

 

— разработать индивидуальную методику работы с ребенком;

 

— организовать социально-педагогическую работу с группой;

 

— разработать методику реализации взаимоотношений с родителями;

 

— разрешить конфликт между участниками образовательного процесса;

 

2) ребенку:

 

— в процессе психофизического развития;

 

— предупредить и преодолеть проявления девиантного поведения в группе, с воспитателем и родителями;

 

3) родителям:

 

— в налаживании взаимоотношений с ребенком;

 

— в коррекции социально-педагогической работы со своим ребенком;

 

— в развитии, согласованности отношений с педагогами в интересах совершенствования социально-педагогической работы с ребенком.

 

Для более эффективной организации работы социальный педагог должен располагать информацией о различных центрах и организациях социально-педагогического, психологического, медицинского и социального профиля регионального и муниципального уровня.

 

Для оптимизации своей деятельности социальный педагог должен:

 

1) уяснить структуру объективных потребностей в осуществлении социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях города;

 

2) познакомиться с муниципальной социально-педагогической концепцией;

3 стр., 1291 слов

Отклоняющееся поведения детей и подростков как социально-педагогическая проблема

... поведения детей и подростков как социально-педагогическая проблема 1.1 Понятие и сущность "отклоняющееся поведение" В любом обществе существуют социальные нормы, то есть правила, по ... обществе (соц.группе) нормам и ожиданиям; · социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически ...

 

3) уточнить требования к задачам и характеру деятельности социального педагога;

 

4) ознакомиться с принятой системой оценки эффективности социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении;

 

5) ознакомиться с моделями деятельности социального педагога в различных ДОУ и школах города;

 

6) изучить структуру функционирования и управления социально-педагогической системой города;

 

7) определить место своего образовательного учреждения на социально-педагогической карте города.

 

Для успешной реализации социально-педагогических задач социальный педагог должен владеть методикой и технологией социально-педагогической деятельности:

 

1) определение социально-педагогической проблемы:

 

— содержание проблемы;

 

— внешние признаки проблемы;

 

— тип и уровень проблемы (воспитательная, исправительная, коррекционная, индивидуальная и т.д.);

 

— характер проблемы (информационная, поведенческая, управленческая и т.д.);

 

2) ситуационный анализ:

 

— общее описание социально-педагогической ситуации, истоки возникновения проблемы;

 

— организация структуры, в рамках которой возникает проблема;

 

— типовые отношения, сложившиеся в образовательном учреждении и взаимодействие субъектов данной ситуации;

 

— описание результатов работы: информация, концепция, план социально-педагогического анализа и т.д.;

 

— профессиональное понимание социально-педагогической проблемы;

 

— определение пределов проблемы для социального педагога и других специалистов, форм их взаимодействия;

 

3) определение социально-педагогической стратегии — подготовка программы и рабочего плана деятельности:

 

— определение объекта и предмета;

 

— определение целей и задач;

 

— определение содержания деятельности;

 

— выработка показателей и критериев оценки;

 

— разработка инструментария социально-педагогической деятельности;

 

— описание и обоснование методик сбора первичной социально-педагогической информации;

 

— разработка логической схемы анализа полученных данных, определения перспектив социально-педагогической деятельности;

 

— разработка рабочего плана;

 

4) разработка рекомендаций по реализации практической деятельности;

 

5) описание хода и результатов социально-педагогической деятельности:

 

— основные выводы по задачам, характеризующим состояние социально-педагогической проблемы;

 

— выводы о готовности социального педагога к участию в решении проблем (понимание значимости проблемы, необходимости ее решения, желания участвовать, уверенность в своих силах, понимание причин проблемной ситуации, оценка проблемы, опыт, предложения и прогнозы по ее решению);

8 стр., 3929 слов

Психолого-педагогические основы деятельности школьного библиотекаря

... педагогическую составляющую деятельность школьного библиотекаря. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть основные составляющие психолого-педагогической работы школьного библиотекаря; проанализировать психолого-педагогические проблемы, ... приобретает дифференциация и индивидуализация психолого-педагогической деятельности библиотекаря Ориентир на абстрактного "среднего ...

 

— оценка реальности и значимости проблемы;

 

— выводы о возможности применения типовых технологий разрешения социально-педагогической проблемы или необходимости разработки нового оригинального проекта;

 

— обоснование и планирование деятельности социального педагога по разрешению проблемы;

 

6) разработка социально-педагогической технологии:

 

— уточнение по итогам исследований социально-педагогического заказа;

 

— детализация проблемы;

 

— определение причин проблемной ситуации;

 

— определение действующих и нейтральных факторов;

 

— определение педагогического и социально-психологического фона деятельности;

 

— разработка концептуальных основ разрешения проблемы;

 

— разработка возможных путей решения проблемы;

 

— обоснование выбора пути решения социально-педагогической проблемы;

 

7) реализация социально-педагогического проекта. В своей деятельности социальный педагог использует следующие методы проектирования:

 

— социально-педагогическое конструирование — мыслительное построение варианта решения проблемы педагогическими средствами;

 

— социально-педагогическое моделирование — многовариантное конструирование развития социально-педагогической системы;

 

— социальное проектирование — обоснованное конструирование;

 

— социально-педагогическая технология — подготовка к практической деятельности педагога по реализации программ, предусматривающих возможность достижения цели.

В работе с родителями значительное место принадлежит профилактике. Целесообразно через размещение информации в родительском уголке (стенды, папки-передвижки, газеты, информационные листки), выступления на родительских собраниях, организацию работы родительского клуба вести профилактику вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем и др.), пагубно влияющих на здоровье, прежде всего, маленьких детей, профилактику социального сиротства (уклонение от выполнения родительских обязанностей, жестокое обращение с детьми и насилие в семье), пропаганду здорового образа жизни, рекомендовать психологическую литературу по развитию и воспитанию детей.

 

Соц.работа в школе

Объект – учащиеся, родители

Субъект – социальный работник, специалист по социальной работе, социальный педагог

Социальная работа в школах обеспечивает учащимся благополучное социальное развитие при получении ими начального общего (1-4 кл.), основного общего (1-9 кл.) и среднего (полного) общего образования (10-11 кл.).

Причем следует иметь в виду, что «требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее»

8 стр., 3908 слов

Социализация детей как социальная проблема

... В данной работе рассмотрены некоторые ключевые моменты, касающиеся этой проблемы. 1. Социализация детей как социальная проблема .1 Теория социализации в отечественном и зарубежном обществоведении Общество, как ... выполнение нескольких ролей. Это говорит о том, что появляется понимание ими социальных ролей (например, ребенок представляет себя учителем, который учит куклу, или представляет себя врачом, ...

 

Как и во время работы в дошкольных учреждениях, социальный работник, осуществляющий деятельность на последующем образовательном уровне, руководствуется действующим законодательством, стремится удовлетворить потребности учащихся и при этом учитывает возможности их семей.В данных условиях он превращается в политика и стратега по организации социальной помогает нуждающимся детям и оздоровлению семейной среды.В поле его зрения находятся динамика посещаемости школы учащимися, успеваемости, материального и социального положения учащихся «группы риска», в первую очередь из малообеспеченных семей, также их отношения со сверстниками, учителями и родителями. Учителя не обязаны стремиться устранять причины бедности, девиантного или делинквентного поведения своих учеников, так же как и другие симптомы их социального неблагополучия. Социальный работник, посещая семьи учащихся, зная положение ребенка в школе и классе, его нужды и беды, поощряет родителей максимально использовать образовательные возможности школы, например, возможность наладить межличностные отношения в семье с помощью школьного психолога, принять участие в общественной акции, организуемой социальным работником, использовать возможности дополнительного образования, если ребенок проявляет особые способности к какому-либо виду деятельности; получить материальную помощь и т.п.

Особую сложность для социального работника могут представлять случаи, когда учащийся относится к категории социально дезадаптированных детей, а его семья имеет низкий воспитательный потенциал, то есть в ней процветают грубость, аморальное поведение, психические болезни, антисанитария и т.д. В таких ситуациях ни ребенок, ни социальный работник не могут рассчитывать на поддержку семьи и без привлечения специалистов (социального педагога, классного руководителя, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, нарколога и др.) не обойтись.

 

В должностные обязанности социального работника, осуществляющего свои функции в условиях массовой общеобразовательной школы, входят также забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы; оказание помощи и поддержки родителям при переводе ребенка в другое учебное заведение, система образования в котором в большей степени соответствует его особенностям, в частности в тех случаях, когда одаренный ребенок воспитывается в семье, являющейся малообеспеченной по причине многодетности, болезни родителей, отсутствия одного из родителей и т.п.; защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами или переселенцами; выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, и решение вопроса об их обучении; поддержка детей, получающих образование вне школы; пресечение случаев жестокого обращения с детьми; содействие детям (в реализации их прав в сфере образования) и родителям (в использовании социальных привилегий, предоставляемых школьникам); организация во внеурочное время социальной учебы учащихся, то есть обучение эффективным методам решения бытовых проблем, а также различных массовых мероприятий — благотворительных ярмарок, аукционов, акций милосердия и др.

Социальный работник в школе может помочь в проведении группового консультирования, в развитии потенциалов, направленных непосредственно на работу с учащимися, в организации систематической и конструктивной кооперации различных учреждений в осуществлении задач, стоящих перед школой и относящихся не только к вопросам обучения и образования, но и к процессам демократизации, административно независимой педагогической работы по решению традиционных и возникающих новых школьных проблем. Речь идет о способности к критическому анализу и самостоятельности участников (партнеров) процесса обучения, образования и воспитания, о их взаимовлиянии и адаптации к реалиям постоянно изменяющегося окружающего мира.

15 стр., 7229 слов

Жестокое обращение с ребенком в семье как социально-педагогическая проблема

... являются наиболее разрушительными именно в отношении детей. Среди наступающих после насилия последствий можно выделить физические, психологические (эмоциональные и поведенческие), социальные и нетипичные. К физическим относятся синяки ... как в личности ребенка, так и в его взаимоотношениях с другими. Термин «домашнее насилие» обозначает одну из самых тяжелых и скрытых социальных проблем. Под ним ...

Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению.На основе зарубежной практики и исходя из проблематики современной российской школы можно определить следующие ее цели:

 

— способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;

 

— развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив;

 

— способствовать развитию личностных и социальных образовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии;

 

— участие в педагогическом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов5.

 

Чтобы реализовать эти цели, социальные работники в школе

 

— используют методы анализа, консультирования, лечения и активации, охватывая в своей деятельности как целую группу не только самих учащихся, но и их родителей;

 

— осуществляют свою деятельность в тесном сотрудничестве с учителями-консультантами, школьными психологами и врачами, консультантами по профессиональной ориентации, одновременно стремясь привлечь к сотрудничеству и тех учителей, которые проявляют понимание и интерес к их социально-педагогической работе;

 

— оказывают всестороннюю помощь отдельным ученикам и группам учащихся; используя методы групповой педагогики, работают с учительскими коллективами и стремятся воздействовать на позитивное изменение социального поля в школе через родительские комитеты и родительские собрания.

 

Специфика его работы, в отличие от работы школьного учителя или другого работника народного образования, состоит в том, что ему приходится работать непосредственно с семьей и на «улице». В связи с этим основными функциями социального работника являются следующие:

 

— диагностическая (постановка социального диагноза «заболевания» клиента, семьи или группы);

 

— терапевтическая (определение возможных средств «лечения»: исправление ситуации, условий, непосредственное оказание помощи, консультирование, психотерапия, коррекция, использование контрактной службы и т.д.);

 

— диспетчерская (в случае, требующем вмешательства других специалистов: психолога, психотерапевта, сексолога, экономиста, юриста и т.д. или содействия органов власти, обеспечение их дальнейшего участия в судьбе клиента);

2 стр., 982 слов

Жестокое обращение и насилие в отношении детей как социально-педагогическая ...

... это исследовательская - исследование проблем социального развития детей. Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности/ ребенка, сфера человеческих отношений). При этом ... обеспечивает уровень образования, воспитывает моральные качества и нравственные принципы, т. е готовит его к созданию семьи и воспитанию собственных детей, необходимо оградить ...

 

— информационная (сбор информации о клиенте, семье или группе семей, проблемах и условиях социума для обеспечения результативности социального «вмешательства»; и вместе с тем обеспечение клиентов информацией о социальных услугах, предоставляемых конкретной службой или учреждением данного региона)10.

 

Обязанности социальных педагогов:

 

• деятельность социального работника направлена на оказание помощи и поддержки ребенку в ситуациях дезадаптации;

 

• социальный работник обеспечивает и контролирует выполнение норм и стандартов социального обеспечения для лиц, пользующихся льготами, социальными пособиями, пенсиями;

 

• защищает ребенка от жизненных рисков, семейных бедствий, связанных с нетрудоспособностью, несостоятельностью родителей исполнять родительские обязанности;

 

• выступает посредником между ребенком и социальным окружением — школой, семьей, социальными институтами;

 

• организует и проводит консультации для детей, педагогического коллектива, родителей, общественных и государственных служб по проблемам охраны и защиты детства, образования.

 

Социальные работники и социальные педагоги занимаются решением одних и тех же проблем, и их задачи реализуются в одной и той же плоскости.

 

— выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки;

 

— посредничество между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

 

— определение задач, форм, методов социально-педагогической работы, способов решения личных и социальных проблем, принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей); .

 

— организация различных видов социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие в их разработке и утверждении;

 

— установление гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

 

— содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), забота об охране их жизни и здоровья;

 

— осуществление работы по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;

 

— взаимодействие с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации12.

6 стр., 2602 слов

Методы социально-психологической диагностики проблем семьи

... стаж брака; возраст супругов и разница в возрасте; образование супругов и род занятий; количество и возраст детей; семейный бюджет (размер и способы распределения); жилищные условия. ... хотя бы на одном из четырех уровней супружеских отношений — психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом, социокультурном может привести к дисгармонии супружеских отношений. С помощью этой методики ...

 

Социальный работник в области образования, как показывает мировой опыт, помогает ребенку справиться с социальными и психологическими проблемами в процессе социализации. В связи с этим функции социального работника конкретизируются применительно к этой задаче:

 

На основании вышеизложенного может сложиться впечатление, что социальная работа в школе охватывает все, кроме самого учебного процесса. Это происходит, потому что социальная работа не связана последовательно с профессиональной деятельностью педагога и концентрируется на педагогической деятельности только в узком смысле этого слова. Таким образом, социальный педагог осуществляет свою деятельность на основе системного подхода, что позволяет включить в социальное развитие подростков различные государственные и общественные структуры, семью, школьные коллективы и прежде всего самого учащегося.

 

Социальная работа в системе образования и в школе находит все большее применение. В свете социальных проблем, присущих школе и другим учреждениям системы образования, участие социальных работников и социальных педагогов становится все более необходимым.

Социально-педагогический модуль при школе создается с цельюоказания помощи детям и подросткам, испытывающим затруднения в обучении по причинам имеющихся недостатков в развитии интеллекта, эмоционально-волевой сферы, неправильного поведения, неумения наладить общение, неспособности к коммуникации.

 

Его задачами являются:

 

— раннее выявление детей, испытывающих затруднения в обучении и воспитании, в социальной и средовой адаптации и определения условий для ослабления и преодоления имеющихся у них недостатков развития;

 

— оказание помощи педагогам общеобразовательных школ в работе с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии;

 

— проведение специальной работы с детьми, направленной на коррекцию имеющихся у них недостатков;

 

— обучение и воспитание детей в условиях, отвечающих их возможностям.

 

К основным направлениям социально-педагогического модуля относятся:

 

—социальная, педагогическая и психологическая диагностика детей, обучающихся в территориально близких друг другу школах;

 

— социально-психологическая поддержка трудного ребенка и его семьи;

 

— социальный контроль за условиями воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, в школе и семье;

 

— социальная адаптация и психолого-педагогическая реабилитация в семье и школе.

 

Формы и методы школьной социальной работы:

 

— групповая работа со школьниками вне занятий (включая помощь в выполнении школьных работ и предложений в области досуга);

 

— предложения по организации занятий (например, игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий

 

и т.д.);

 

— соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);

 

— работа с родителями, представление интересов родителей;

 

— профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии;

 

— консультирование (в особенности, интегративные формы консультаций для школьников, родителей и учителей, консультирование учебных групп, работа с учителями в группах);

 

— работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики);

 

— супервизия;

 

— научное обоснование, сопровождение и оценивание

 

Социальная работа в вузах — еще одно из возможных направлений профессионального функционирования социальных работников в области образования.

 

Как правило, студенты вузов из малообеспеченных семей пытаются «подрабатывать» в свободное от учебы время, а из обеспеченных — получать дополнительное образование. И тем и другим нужна поддержка. Организованный в вузе социально-психологический центр, поддерживающий связи с другими учебными заведениями, предприятиями и социальными организациями, может оказать существенную помощь молодым людям, желающим избавиться от нужды и самостоятельно зарабатывать.

 

Социально-психологический центр может принимать заказы от предприятий и учреждений на проведение каких-либо исследований, выполнение определенных видов работ, предлагать студентам ряд вакантных должностей и рабочих мест в данном вузе и т.д.

 

В целях помощи студентам, проживающим в общежитиях, испытывающим лишения, унижения и многие другие неудобства, не умеющим воспользоваться своими правами и льготами, социальный работник формирует группу поддержки из студентов-старшекурсников. Кроме того, он оказывает помощь студенческим семьям.

 

Компетентный в работе со студенческой молодежью специалист расценивает профессиональную коммуникацию, решая вопросы: что может послужить условием, которое позволит студенту проявить самостоятельность в добывании средств для жизни и получения образования социально приемлемыми способами? Когда? Для кого из его подопечных это может послужить условием? Каким образом? Эти вопросы социальный работник должен задавать себе применительно к всей своей работе, но при функционировании в вузе — обязательно.

 

В вузах обучаются также молодые люди с ограниченными физическими возможностями, которым сложно занять свое место в сфере труда, дети-сироты, дети из многодетных семей, студенты, имеющие детей, и многие другие категории социально незащищенной молодежи.

 

Помощь в виде разовых денежных выплат или вещевой гуманитарной поддержки не является выходом из положения. Существенную помощь может оказать социальный работник, информирующий студента о том, куда, к кому, каким образом можно обратиться, чтобы изменить свое незавидное положение, предложив свои услуги.

 

Успехи и проблемы:Социальная работа в сфере образования сводится в основном к решению задачи наиболее полного удовлетворения потребностей на­селения в разнообразных образовательных услугах. Деятельность спе­циалиста по социальной работе заключается в последовательном про­ведении человека, испытывающего нужду, через все этапы процесса оказания ему социальной помощи. Этот совместно проделанный путь от нужды к самообеспечению становится для клиента конструктивной частью жизненного опыта. В обязанности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, школьного учителя, преподавателя вуза такая деятельность не входит, даже если они и осведомлены о нуждах своих учеников, заниматься разрешением их житейских проблем назван­ные работники сферы образования не обязаны. Следовательно, без ин­теграции целей и задач образования и социальной работы; а также без координации усилий специалистов обоих социальных институтов вряд ли возможно достижение социального благополучия в России. Другими словами, одним из путей достижения социального благополучия в России является интеграция целей и задач социальной работы и современного образования.

Соц.работа в системе доп. образования

В штате учреждений дополнительного образования детей социальный педагог появился сравнительно недавно, поэтому дадим более подробную характеристику этой должности.

 

Изучение опыта деятельности социальных педагогов в УДО позволило выделить особые их должностные функции, обеспечивающие особую позицию социального педагога в социально-педагогической деятельности учреждения.

 

Социальный педагог − специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми в различных социокультурных средах (семья, дополнительное образование и т.д.).

Он изучает психолого-педагогические особенности личности и окружающей ее микросреды, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную социальную помощь и поддержку; способствует реализации прав и свобод детей, обеспечению охраны их жизни и здоровья.

 

Объектом деятельности социального педагога может быть: ребенок, семья, группа, отдельный человек, организация.

 

Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, социальный педагог влияет на создание воспитывающих, гуманных отношений в социуме, сфере семьи, семейно-соседском окружении, по месту жительства. Деятельность социального педагога позволяет своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на характер отношений между детьми, развивать полезные инициативы, творчество, различные виды самопомощи, формировать ценностные ориентации личности.

 

Функции социального педагога в учреждении дополнительного образования детей могут быть следующими:

 

1. Образовательно-воспитательная − специалист обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует образовательной и воспитательной работе во всех социальных институтах в зоне своего профессионального влияния: семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации и т.д.;

 

2. Диагностическая − специалист ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, в условия его жизни, выявляет позитивные или негативные влияния, проблемы;

 

3. Организаторская − специалист организует ту или иную общественно-ценную деятельность детей и взрослых, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительными организациями, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ;

 

4. Прогностическая − специалист участвует в разработке планов, программ и прогнозов социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, разрабатывает социально-педагогическую программу развития личности конкретного ребенка, схемы и алгоритмы решения конкретных социально-педагогических задач;

 

5. Профилактическая и социально-терапевтическая − специалист участвует и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует социотерапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав человека в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;

 

6. Организационно-коммуникативная − специалист способствует включению добровольных помощников, населения в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентами;

 

7. Охранно-защитная − специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов, содействует в применении мер государственного принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиентов;

 

8. Посредническая − специалист осуществляет связи между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением, официальными инстанциями в интересах ребенка.

 

В соответствии с квалификационной характеристикой, в обязанности социального педагога УДО входит:

 

− изучение медико-психолого-педагогических особенностей личности и ее микросреды, интересов и потребностей ребенка, условий его жизни; сбор информации, связанной с нуждами ребенка; выявление трудностей и проблем в среде детей, подростков, их семей;

 

− организация социальной, оздоровительной, воспитательной деятельности в УДО и социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей, содействие в развитии социальных инициатив, новаций, творчества, физического и нравственного совершенствования, различных видов самопомощи;

− оказание профессиональной помощи детям и родителям в решении личных и социальных проблем; работа по предотвращению правонарушений, по реабилитации клиентов / своевременному выявлению и решению конфликтных ситуаций, предупреждению отклонений в поведении детей;

 

− представление и защита интересов детей, их семей во взаимоотношениях с различными государственными, общественными структурами, содействие в повышении социального статуса семьи, укреплении и развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала путем обеспечения приоритета интересов семей в деятельности государственных учреждений.

 

Можно выделить следующие основные направления социально-педагогической работы в учреждении дополнительного образования:

 

− помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

 

− помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на него;

 

− организация социально-педагогических программ, направленных на поддержку особых категорий детей − одаренных детей или детей с ограниченными возможностями здоровья;

 

− распознание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

 

− индивидуальные и групповые консультации детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т.п.;

 

− выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов;

 

− помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе, в определении мер их преодоления;

 

− проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям социально-педагогической деятельности учреждения дополнительного образования детей (оздоровление, коммуникации, реабилитация, адаптация детей и др.);

 

− пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов.

 

Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью − то есть вся его профессиональная деятельность представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию и социальной защите личности в учреждении дополнительного образования детей.

 

Однако сам выбор мероприятий не произволен, а обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются в анализе и социально-педагогической интерпретации. Поэтому определенное время в деятельности социального педагога, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения (диагностики, исследования) выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет и др. Поэтому в методическом багаже социального педагога значительное место занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.

 

Диагностический инструмент социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики. Также большой интерес представляют различные отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты и т.д., что всегда имеется в наличии в учреждении дополнительного образования.

 

В конечном счете вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Профессиональная успешность социального педагога определяется результативностью его деятельности и ее общественным призванием.

 

Таким образом, успешность социально-педагогической деятельности зависит от грамотной ее организации.

 

Павленок – стр.118/171