1. Ощущение и восприятие как основа для получения информации об окружающем мире

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Колледж гостиничного хозяйства

«Царицыно» № 37.

Дисциплина «Психология и этика профессиональной деятельности».

Педагог-психолог Титкова Т.С.

Лекция 3. « Психические процессы и состояния»

Аннотация

Основные психические процессы и состояния: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и речь. Строение и свойства анализатора, классификация ощущений и их отличие от восприятия. Свойства внимания и особенность запоминания. Мышление как основа обобщенного отражения действительности.

Алгоритм изложения лекции

Вопросы лекции – содержит 3 вопроса.

Изложение материала – наиболее важные аргументы лекции выделены оранжевым шрифтом, примеры – зеленым, в тексте размещены иллюстрации.

Вопросы для самоконтроля – 7 вопросов для проверки усвоения учебного материала.

Практикум – пять логических головоломок с ответами, упражнения на развитие памяти.

Литература — рекомендована для самостоятельной работы студентов.

Вопросы лекции:

1. Ощущение и восприятие как основа для получения информации об окружающем мире

2. Внимание и память

3. Мышление и речь

Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на соответствующие рецепторы. Рецепторы – это чувствительные нервные образования, которые воспринимают воздействие внешней или внутренней среды и кодируют его в виде набора электрических сигналов. Последние затем поступают в мозг, который их расшифровывает. Этот процесс сопровождается возникновением простейших психических явлений – ощущений. Психофизика ощущений показана на рис. 1.

Рис. 1. Психофизический механизм формирования ощущений

Часть рецепторов человека объединена в более сложные образования – органы чувств. У человека есть орган зрения – глаз, орган слуха – ухо, орган равновесия – вестибулярный аппарат, орган обоняния – нос, орган вкуса – язык. В то же время некоторые рецепторы не объединяются в один орган, а разбросаны по поверхности всего тела. Это рецепторы температурной, болевой и тактильной увствительности.  Тактильную чувствительность обеспечивают рецепторы прикосновения и давления. Большое количество рецепторов находится внутри тела: рецепторы давления, химического чувства и т. д. Например, рецепторы, чувствительные к содержанию глюкозы в крови, обеспечивают возникновение чувства голода. Рецепторы и органы чувств – это единственные каналы, через которые мозг может получать информацию для последующей переработки.

5 стр., 2056 слов

II. Психические процессы Лекция № 3. Тема: Процесс ощущение. ...

... Рецепторная теория ощущений. Орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители, и этим пассивным ответом являются соответствующие ощущения. Согласно этой теории, ощущение как пассивный ... далека от мышления, и ее нельзя разделить на четкие категории, которые можно было бы обозначить определенными обобщенными терминами. ( пример – интероцептивные ощущения) Эпикритическая – ...

Все рецепторы можно разделить на дистантные, которые могут воспринимать раздражение на расстоянии (зрительные, слуховые, обонятельные), иконтактные (вкусовые, тактильные, болевые), которые могут воспринимать раздражение при непосредственном контакте с ними. Плотность потока информации, поступающей через рецепторы, имеет свои оптимальные границы. При усилении этого потока возникаетинформационная перегрузка (например, у авиадиспетчеров, биржевых брокеров, руководителей крупных предприятий), а при его снижении –сенсорная изоляция (например, у подводников и космонавтов).

Ощущения являются продуктом деятельности анализаторов человека.Анализатором называют взаимосвязанный комплекс нервных образований, который осуществляет прием сигналов, их трансформацию, настройку рецепторного аппарата, передачу информации к нервным центрам, ее обработку и расшифровку.И. П. Павлов считал, что анализатор состоит из трех элементов:органа чувств, проводящего пути икоркового отдела. Согласно современным представлениям в состав анализатора входит как минимум пять отделов:

1) рецепторный;

2) проводниковый;

3) блок настройки;

4) блок фильтрации;

5) блок анализа.

Для составления целостной картины мира важны различные анализаторы, воспринимающие химические, механические, температурные и иные изменения внешней и внутренней среды (рис. 2).

Рис. 2. Основные анализаторы человека

Пороги ощущений

В психологии существует несколько понятий порога чувствительности (рис. 3).

Рис. 3. Пороги ощущений

Нижний абсолютный порог чувствительности определяют как наименьшую силу раздражителя, которая может вызывать ощущение.Рецепторы человека отличаются очень высокой чувствительностью к адекватному раздражителю. Так, например, нижний зрительный порог составляет всего 2–4 кванта света, а обонятельный равен 6 молекулам пахучего вещества. Раздражители, имеющие силу менее пороговой, не вызывают ощущений. Они называютсяподпороговыми и не осознаются, однако могут проникать в подсознание, определяя поведение человека, а также составляя основу егосновидений, интуиции, неосознанных влечений. Исследования психологов показывают, что подсознание человека может реагировать на очень слабые или очень короткие раздражители, которые не воспринимаются сознанием.

Верхний абсолютный порог чувствительности меняет сам характер ощущений (чаще всего – на болевой).

Например, при постепенном увеличении температуры воды человек начинает воспринимать не тепло, а уже боль. То же самое происходит при сильном звуке или давлении на кожу.Относительным порогом (порог различения) называют минимальное изменение интенсивности раздражителя, вызывающее изменения в ощущениях.

Классификация ощущений

В зависимости от источника раздражений, действующих на рецепторы, ощущения подразделяются на три группы. Каждая из этих групп, в свою очередь, состоит из различных специфических ощущений (рис. 4).

10 стр., 4832 слов

Системы органов человека

... и гипоталамуса, под таламусом - железа гипофиз. Таламус - центр анализа всех ощущений, кроме обонятельных. Гипоталамус - центр вегетативной регуляции, голода, жажды, необходим для работы ... всех внутренних органов. Повреждение приводит к изменению давления, сердечного ритма, затруднению дыхания, нарушению перильстатики ...

1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды («пять чувств»).

К ним относят зрительные, слуховые, вкусовые, температурные и тактильные ощущения. Прикосновение, давление, холод, тепло, боль, звук, запах, вкус, черно-белое и цветное изображение, прямолинейное и вращательное движение и т. д.

Рис. 4. Разновидности ощущений человека

Например, зрительные ощущения возникают при возбуждении палочек («сумеречное, черно-белое зрение») иколбочек («дневное, цветовое зрение»).

Температурные ощущения у человека возникают при раздельном возбуждениирецепторов холода и тепла. Тактильные ощущения отражают воздействие на поверхность тела, и они возникают при возбуждении или чувствительныхрецепторов прикосновения в верхнем слое кожи, или при более сильном воздействии нарецепторы давления в глубоких слоях кожи.

2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов. К ним относят ощущения боли, голода, жажды, тошноты, удушья и др. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния.

3. Проприоцептивные ощущения (мышечно-двигательные).

Это ощущения, отражающие положение и движения нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц, состоянии суставов и связок и т. п. Мышечно-двигательные ощущения носят сложный характер. Одновременное раздражение различных по своему качеству рецепторов дает своеобразные по качеству ощущения:

♦ раздражения рецепторных окончаний в мышцах создают ощущение мышечного тонуса при выполнении движения;

♦ ощущения мышечного напряжения и усилия связаны с раздражением нервных окончаний сухожилий;

♦ раздражение рецепторов суставных поверхностей дает ощущение направления, формы и быстроты движений.

К этой же группе ощущений многие авторы относят и ощущения равновесия и ускорения, которые возникают в результате возбуждения рецепторов вестибулярного анализатора.

Свойства ощущений

Ощущениям присущи определенные свойства:

♦ адаптация (повышение или понижение чувствительности при длительном воздействии);

♦ контраст (слабые раздражители увеличивают чувствительность);

♦ пороги ощущений (предел чувствительности);

♦ сенсибилизация (повышение чувствительности под влиянием других раздражителей);

♦ последовательные образы (продолжение ощущения без действия раздражителя).

Восприятие и ощущения

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета (холодное, шероховатое, зеленое), то восприятие дает целостный образ предмета.Для иллюстрации принципиального отличия процесса восприятия от ощущения можно вспомнить притчу о трех слепых, которые гуляли по зоопарку и по одному подходили к вольеру со слоном. Когда их спросили потом, что такое слон, то один сказал, что он похож на толстую веревку, другой – что слон напоминает лист лопуха: он плоский и шершавый, а третий сказал, что слон напоминает высокую и мощную колонну. Такое разнообразие описаний одного и того же животного заключалось в том, что один слепец взял слона за хвост, другой потрогал за ухо, а третий – обнял ногу. Соответственно, они получили разные ощущения, и никто из них не смог построить целостное восприятие объекта.

8 стр., 3805 слов

Глава 1 Современное состояние проблемы восприятия человека человеком ...

... со зрительными и осязательными восприятиями) или только во времени (когда восприятие образуется посредством изменения качества или интенсивности ощущений). Восприятие человека — «живое созерцание», результат активной познавательной деятельности, направленной на решение определенных ...

Восприятие – целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие – всегда совокупность ощущений, а ощущение – составная часть восприятия. Однако восприятие – не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно и количественно новая ступень чувственного познания (рис. 5).

Физиологической основой восприятия является согласованная деятельность нескольких анализаторов, протекающая при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи. В процессе восприятия формируютсяперцептивные образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память и мышление. Образ представляет собой субъективную форму объекта; он является порождением внутреннего мира данного человека.

Рис. 5. Схема формирования психических образов при восприятии

Например, восприятие яблока складывается из зрительного ощущения зеленого круга, тактильного ощущения гладкой, твердой и прохладной поверхности и обонятельного ощущения характерного яблочного запаха. Складываясь вместе, эти три ощущения дают нам возможность восприятия целого предмета – яблока. Восприятие следует отличать от представлений, то есть мысленного создания образов предметов и явлений, когда-то воздействовавших на организм, но отсутствующих в данный момент. В процессе формирования образа на него воздействуютустановки, интересы, потребности имотивы личности. Так, образ, возникающий при виде одной и той же собаки, будет различным у случайного прохожего, собаковода-любителя и человека, которого недавно покусала какая-то собака. Их восприятия будут различаться полнотой и эмоциональностью. Огромную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, активность его восприятия.

Свойства восприятия

Восприятия человека отличаются от ощущений рядом специфических свойств. Основные свойства восприятия – это:

♦ константность;

♦ целостность;

♦ избирательность;

♦ предметность;

♦ апперцепция;

♦ осмысленность.

Проявления этих свойств описаны в табл.1.

Таблица 1. Свойства восприятия

 

Закономерности восприятия

Восприятие предметов и явлений человеком отличается от подобной регистрации техническими устройствами. Это обусловлено индивидуальными характеристиками того или иного человека, особенностями его жизненного опыта, а также общими принципами работы мозга. Эти принципы исследовались различными учеными, которые вывели ряд эмпирических закономерностей (табл.2).

Таблица 2. Закономерности восприятия (по М. Вертгеймеру)

9 стр., 4097 слов

Мозг и память человека

... 14 1.8. Исследования мозга…………………………………………………..16 Глава 2: «Память человека»…………………………………………………19 2.1. Два вида памяти: кратковременная и долговременная……………….19 2.2. Эффективность синапсов……………………………………………….20 ... Память свойственна человеку и животным, имеющим достаточно развитую центральную нервную систему. Объем памяти, длительность и надежность хранения информации, как и способность к восприятию ...

Следует признать, что наука пока не может точно объяснить механизмы работы мозга, ответственные за данные эффекты, поэтому обнаруженные закономерности носят феноменологический характер.

2. Внимание и память

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.

Что же такое внимание? Для того чтобы ответить на этот вопрос, представьте себе школьника, выполняющего домашнее задание по математике. Он целиком углублен в решение задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условия, переходит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что он внимателен к тому, что он делает, что он обращает внимание на те предметы, которые он выделяет из других. Во всех этих случаях можно говорить о том, что его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.

Рис. 6. Общая характеристика внимания

Основные характеристики свойств внимания

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.

Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний, по Н. Н. Ланге, равны обычно двум-трем секундам, доходя максимум до 12 секунд. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то оно будет то слышно, то не слышно. Иной характер носят колебания нашего внимания при наблюдении более сложных фигур, — в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект, например, дает изображение усеченной пирамиды: если присматриваться к ней в течение некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой (рис.7).

Рис. 7.Двойственное изображение (усеченная пирамида)

Следующее свойство внимания — концентрация внимания. Под концентраци­ей внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности вни­мания. А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенно­стями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Хрестоматийным примером служат

феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов. Но, как показывает жизненная практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

5 стр., 2238 слов

Восприятие. Мышление. Память

... Вид мышления – наглядно-действенное. Ребята осуществляли практическую деятельность с реальными предметами. Задача 4 Ниже описаны действия людей, характеризующие процессы памяти. Определите, к какому процессу памяти ... Н.Г. Чернышевского позволяла ему часто выполнять одновременно две работы: нередко он писал статью для "Современника", одновременно выполняя другое дело, например, диктуя секретарю ...

Многие авторы считают, что распределение внимания является обратной стороной его другого свойства — переключаемости. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них).

Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Следующее свойство внимания — его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.

Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т. п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется тахистоскоп — прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания. Обычно тахистоскоп состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток времени (от 10 до 50-100 мс).

Показателем объема внимания является количество ясно воспринимаемых предметов. Объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5±2.

Отвлекаемость внимания — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя Отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Чтобы ученик мог внимательно и успешно учиться, следует устранять из его жизни отвлекающие от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду и др.

7 стр., 3032 слов

Льва Выготского «Мышление и речь»

... не живет изолированной жизнью и встречается всегда в живом, сложном процессе мышления, всегда выполняет разнообразные функции (понимания, осмысливания, решения какой-либо задачи). Исследования, проведенные ... таком сочетании не встречаются в мире повседневных понятий, обозначаемых с помощью речи. По ходу проведения этого исследования разворачивается процесс осмысливания бессмысленного слова, ...

Память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом. Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов – воспроизведения и узнавания.

Воспроизведение– это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется без воздействия на рецепторы сигналов внешней среды и происходит уже после восприятия.

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия, причем информация о данном объекте уже была ранее введена в мозг человека. Представление об этом объекте могло сформироваться двумя способами: или на основе личных впечатлений, или на основе словесных описаний.

Еще один процесс, связанный с памятью и в то же время противоположный ей по результату, – это забывание. Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Часто физиологической основой забывания являются процессы торможения в коре больших полушарий, мешающие актуализации временных нервных связей – это так называемоеугасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления. Однако возможны и другие виды забывания, вызванные травмой, некоторыми химическими веществами или психическими заболеваниями. Забывание проявляется в двух основных формах: невозможности что-то припомнить или узнать или в форме неверного припоминания или узнавания.

Существует два основных вида классификации видов памяти – по характеру психической активности, которая сопровождает запоминание и фиксируется в памяти, и по длительности сохранения материала (табл.3).

Таблица3. Классификация видов памяти

Обе эти классификации являются независимыми друг от друга – например, в кратковременной памяти может храниться информация словесно-логического или двигательного характера.

Факторы, влияющие на продуктивность памяти, можно разделить на две группы – объективные и субъективные (рис. 8).

Первая группа касается в первую очередь особенностей самого запоминаемого материала, а вторая – человека, запоминающего эту информацию.

Рис. 8. Факторы, влияющие на продуктивность памяти

Исследования психологов выяснили, что на прочность запоминания больше всего влияют два фактора: активность и осмысленность (рис. 9).

Рис. 9. Факторы, способствующие успешному запоминанию материала

Закон забывания Г. Эббингауза (выведенный при запоминании бессмысленных трехбуквенных слогов): «В течение 1 часа забывается 60 % информации, а через 6 дней остается менее 20 % информации».

15 стр., 7172 слов

Исследование памяти детей с общим недоразвитием речи

... ленте записывается слова и музыка). 1.3 Процессы памяти При выделении процессов памяти в качестве основания рассматривают различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К процессам памяти относят ... литературе имеются указания на то, что способность воспринимать, слушать, понимать звуки речи, слова, запоминать их не возникает сама по себе. Эту способность нужно целенаправленно ...

Закономерности запоминания, обнаруженные Г. Эббингаузом, показаны на рис. 10.

Рис. 10. Кривая запоминания Эббингауза

Закономерности работы памяти, обнаруженные Г. Эббингаузом

При запоминании материала лучше всего воспроизводится его начало и конец – «эффект края». Запоминание идет лучше, если дважды повторить материал: сначала через несколько часов, а второй раз – через несколько дней. Установка на использование материала в дальнейшем ведет к его лучшему запоминанию. Чем проще событие и чем больше эмоций оно вызвало, тем более сильный след оно оставит в памяти. Сложная информация, а также события, не вызвавшие эмоции у человека, плохо запоминаются и быстро забываются. Редкие, странные и необычные события запоминаются лучше, чем привычные и часто встречающиеся. Память о тех или иных событиях постепенно меняется, так как эта информация вступает в связь с новой поступающей информации и подвергается изменениям. Потеря и восстановление памяти происходят по одному принципу: при потере памяти сначала теряются более сложные и недавние события, а при восстановлении памяти, наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, и только потом – более сложные и недавние.

3. Мышление и речь

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенное нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления здешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы.

Например, физики изучают свойства элементарных частиц, которые невозможно увидеть даже с помощью самого мощного современного микроскопа. Иначе говоря, они непосредственно не воспринимаются: их нельзя видеть — о них можно только мыслить. Благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредствованному мышлению удалось доказать, что такие невидимые элементарные частицы все же существуют в действительности и обладают определенными свойствами. Эти свойства непосредственно не наблюдаемых частиц познаются в процессе мышления опять-таки косвенным, не прямым, т.е. опосредствованным, путем.

Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы.

Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредствованным познанием. Оно имеет дело лишь непосредственно воспринимаемыми предметами, которые в данный момент находятся перед глазами животного. Такое примитивное мышление оперирует с предметами в наглядно-действенном лане и не выходит за его пределы.

3 стр., 1202 слов

Психические процессы как форма человеческой деятельности.Воображение, ...

... Максуэл - классическое олицетворение влияния профессиональной специфики на функционирование психической познавательной деятельности (восприятие, память, мышление). Пример, конечно, гротескный. Что же такое психические процессы? Это такие психические ... секунды в нем держатся за ремни и висят на буферах и подножках". Речь идет о герое произведения О. Генри "Роман биржевого маклера" Гарви Максуэле. " ...

Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Человеческое мышление — в каких бы формах оно ни осуществлялось — невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.

Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано языком, с речью. Мышление необходимо существует в материальной, словесной оболочке.

Результатами, продуктами мышления являются, например, следующие факты: решил или не решил задачу данный ученик; возник у него или нет замысел, план решения, догадка; усвоил он или нет определенные знания, способы действия; сформировалось ли у него новое понятие и т.д. а всеми этими внешне выступающими фактами психология стремится вскрыть внутренний мыслительный процесс, к ним приводящий. Тем самым она исследует внутренние, специфические причины, которые позволяют объяснить, а не только констатировать и описывать внешне выступающие психические явления и события.

Представим себе, что несколько учеников решают — каждый самостоятельно — одну и ту же задачу: на определенном этапе мыслительного процесса решения учитель оказывает каждому из них некоторую совершенно одинаковую помощь, подсказывая одну из теорем, на которой основано решение. Такая помощь извне, со стороны, окажет не одинаковое, а различное воздействие на каждого из учеников — в зависимости от того, насколько далеко сам студент успел продвинуться вперед в процессе обдумывания задачи, т.е. в зависимости от внутренних условий его мышления. Чем дальше и быстрее продвинулся вперед ученик, чем глубже он успел осмыслить задачу, тем больше подготовлена почва для использования подсказки, данной извне, тем в большей степени сформировались внутренние условия для принятия помощи со стороны. И наоборот, чем меньше ученик сам продумал ту же задачу, тем труднее ему воспользоваться такой внешней подсказкой и довести решение до конца.

Процесс мышления — это, прежде всего анализ, синтез и обобщение. Анализ — это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: 1) специфически познавательные и 2) неспецифические. В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности (любознательность и т.д.).

Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто познавательных интересов. Таким образом, человек начинает мыслить под влиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной деятельности возникают и развиваются все более глубокие и сильные познавательные потребности.

Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляются новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удается создать, открыть, найти, изобрести новые способы и средства достижения целей и удовлетворения потребностей.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и отвлеченного мышления).

К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: самостоятельность, гибкость, быстрота мысли.

Самостоятельность мышления проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время боя, аварии).

Но она нужна также и на учебных занятиях. Так, некоторые хорошие ученики, когда их вызывают к доске решать новую для них задачу, смущаются и теряются. Эти отрицательные эмоции затормаживают их мышление; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной обстановке (дома или за партой, а не у доски) те же студенты быстро и хорошо решают подобные и даже более трудные задачи. Это резкое замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется и на экзаменах. У других студентов, наоборот, общее возбуждение и волнение во время экзамена не замедляют, а стимулируют и ускоряют мышление. Тогда они могут добиться более высоких результатов, чем в обычной, спокойной обстановке.

Эти индивидуальные особенности некоторых учеников необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить их умственные способности и знания.

Речь,сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей, форма общения, опосредствованная языком.

Виды речи

Внутренняя речь — различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации — “речь про себя”.

Речь жестовая -способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов, характеризующейся своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями. Закономерности жестовой речи обусловлены выраженным своеобразием ее основной семантической единицы — жеста, а также его функциональным назначением (использованием в сфере непринужденного общения).

В сфере официального общения (собрания, перевод лекций и т. д.) применяется калькирующая жестовая речь, когда жесты последовательно используются для воспроизведения слов.

Речь письменная — вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания).

Речь устная — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.

Примеры проявления основных психических процессов у работника общественного питания

Профессии повара и официанта — наиболее ответственные в отрасли, от них в

первую очередь зависит качество обслуживания посетителей. Психология

трудового процесса этих профессий имеет свою специфику. Она определяется не

только профессиональными способностями, но и определенными закономерностями

развития трудовых навыков, связанных с обслуживанием потребителей.

Обычно начинающему повару приходится напрягать внимание и приводить в

деятельное состояние различные нервные центры (зрительный, обонятельный), И

только со временем, по мере усвоения способов и методов управления

технологическими процессами, формируются и закрепляются условные рефлексы,

упрочивается рабочий навык. Психическое возбуждение сосредоточивается в

основном лишь в тех клетках коры головного мозга, которые дифференцированно

руководят, условными рефлексами. Общая и в определенной мере грубая

деятельность зрительного и вкусового анализаторов по мере накопления опыта

приготовления блюд и кулинарных изделий становится более тонкой,

дифференцированной. Рабочие движения становятся определенными, четкими,

исчезают нерешительность и ошибки. Уменьшается напряженность.

Многократное повторение трудовых операций приводит к тому, что в мозгу

возникает цепь условно-рефлекторных ассоциаций. При необходимости повар может

мысленно воспроизвести последовательно цепь этих ассоциаций, отвлекаясь от

конкретного выполнения всех элементов трудовой операции. Наступает вторая

стадия формирования рабочих навыков. В этот период работник быстро и четко

концентрирует возбудительные процессы в коре головного мозга. В результате

появляются хорошо координированные движения, вырабатывается двигательный

стереотип. Нервные реакции становятся более экономичными и совершенными.

Повышается эффективность труда.

Оптимальный режим труда в любой профессии основан на ритмичности работы, под которой принято понимать определенную временную и смысловую

последовательность трудовых операций. Последние являются необходимым условием

для выработки рабочих навыков и профессионального мастерства.

Профессиональное мастерство формируется благодаря усвоению навыков (например,

у повара — нарезка овощей, мяса, рыбы и других продуктов, у официанта – сервировка стола).

В отдельных случаях необходимы тренировка, упражнения, в результате которых достигается определенный уровень овладения приемами обработки продуктов, движениями, операциями. Рабочие навыки формируются в такой последовательности: первоначально возбудительные процессы распространяются в коре головного мозга, затем в работу вовлекаются большие группы мышц.

Профессия официанта требует специфических особенностей памяти. Ему недостаточно безупречно знать наименования и цены блюд и напитков. Он должен удерживать в памяти названия блюд, которые заказал не один и не два посетителя, а несколько, время их заказов и подачи. Официант должен быстро и точно считать, чтобы не ошибиться при расчете с посетителем и не задержать его. Он должен обладать долговременной и оперативной памятью. Некоторые посетители могут оказаться невежливыми, нетерпеливыми, но официанту всегда следует оставаться безупречно выдержанным, вежливым и любезным. Поэтому к личности официанта предъявляются повышенные требования по уравновешенности нервной системы. Преимущества имеют лица с сильной подвижной нервной системой, эмоциональной стабильностью, волевой регуляцией психических процессов.

Наблюдения показывают, что новичок производит по неопытности много лишних движений, порой суетится без нужды, т. е. эффективность его труда, как

правило, весьма невелика. По мере формирования навыков и умений его трудовой

процесс становится более стабильным, но все еще характеризуется

нерешительностью поведения, неопределенностью движений, замедленностью

реакций, частыми ошибками и неточностями при обработке продуктов.

Для успешной работы официантом необходимо иметь некоторые специфические качества: устойчивое распределение внимания в широком рабочем поле (для одновременного восприятия и осознания поступающей информации из различных участков и различных объектов своей рабочей зоны), оперативное мышление (для быстрой и гибкой обработки полученной информации, способность принимать верные решения, способность корректировать свое поведение согласно ситуации, коммуникативные способности (для оперативного налаживания контактов в общении с посетителями), определенную эрудицию в различных областях знаний. В успешной работе официанту может помочь интуиция, фантазия, творчество и внутренняя культура. В последнее время открылось много ресторанов, кафе, специализирующихся на иностранной кухне. Поэтому официанты должны владеть иностранными языками. Благодаря этому официант может без лишних хлопот общаться с посетителями, приезжающих к нам из разных стран. Трудностями в занятии профессиональной деятельностью официанта является эмоциональная нестабильность, агрессивность, легкомыслие, низкий уровень развития переключения и распределения внимания, ригидность (не мобильность).

Вопросы для самоконтроля:

1. Опишите психофизический механизм формирования ощущений.

2. Приведите примеры основных анализаторов человека.

3. Какова отличительная особенность восприятия?

4. Основные свойства восприятия.

5. Дайте характеристику основных свойств внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем.

6. Назовите факторы, способствующие успешному запоминанию материала.

7. В чем особенность процесса мышления?

Практикум

Решите логические головоломки

1. Пока трое мудрецов спали под деревом, озорной ребенок покрасил их головы в красный цвет. Проснувшись, каждый мудрец обнаружил дело рук ребенка на головах своих друзей. Естественно они начали смеяться. Внезапно один замолчал. Почему?

Ответ:Мудрец перестал смеяться потому, что понял, что его голова тоже раскрашена. Этому предшествовали следующие мысли: Допустим головы покрашены, только у двоих других мудрецов, но тогда вскоре один из них поймет, что его голова раскрашена, ведь если бы это было не так, то мудрецу с ракрашенной головой не было бы над чем смеяться. Но мудрецы не перестают смеяться, значит моё допущение неверно, и моя голова тоже раскрашена.

2. В некотором городе ввели новый порядок. Теперь каждого, кто хочет попасть в город, на входе останавливали стражники и задавали один и тот же вопрос: «Зачем ты хочешь войти в город?» Если человек в ответ на этот вопрос говорил правду, то его топили в пруду, а если неправду — вешали на виселице. Долгое время никто не мог войти в город, пройдя через это испытание. Но нашелся такой человек, который сказал, что он сможет пройти, не будучи утопленным в пруду или повешенным на виселице. Похвастался и… прошел! Что же он сказал страже?

Ответ:«Я пришел, чтобы быть повешенным.»

3. Будучи проездом в маленьком городке, один купец зашел перекусить в ресторанчик, а потом решил постричься. В городке было всего две парикмахерские, и в каждой — только один мастер, он же хозяин. В одной парикмахер был неопрятно побрит и плохо пострижен, а в другой — чисто выбрит и с отличной стрижкой. Купец решил стричься в первой парикмахерской. Как по-вашему, он сделал правильный выбор?

Ответ:Купец верно рассудил, что что раз в городе всего два парикмахера, то они наверняка стригут друг друга. Значит, идти стричься надо к тому, у кого плохая стрижка.

 4.Один человек стал политиком местного масштаба. Коллеги считают его энциклопедистом, ведь он имеет обширную библиотеку, которую демонстрирует при всяком удобном случае. В ней книг больше, чем слов в любой из них, причем в библиотеке нет книг с одинаковым количеством слов. Сколько слов в одной из его книг, самой полезной для него?

Ответ:В этой книге вообще нет слов, это азбука с картинками. Другая книга содержит всего одно слово. Если в библиотеке имеется x книг, что больше количества слов в любой книге, то слов оказывается x-1, x-2, x-3, …, 2, 1, 0. Так как книг в библиотеке больше одной (использовано слово «книги»), то их не меньше двух, а количество слов в них: 0 и 1.

5. Перед вами четыре утверждения, три из которых являются ложными. Найдите их. 2 + 3 = 5. 7 — 3 = 3. 6 — 4 = 2. 9 + 3 = 11.

Ответ:Ложным является утверждение, что перед вами четыре утверждения. Вторым и третьим ложными утверждениями являются 7 — 3 = 3 и 9 + 3 = 11.

Упражнения на развитие памяти

Упpажнение: Создание «кладовой» памяти

Выбеpите какое-либо пpостpанство площадью несколько квадpатных метpов, по котоpому вы можете свободно пеpедвигаться, напpимеp комнату, в котоpой стоит несколько пpедметов. Запомните pасположение пpедметов в ней до мельчайших подpобностей. Затем сядьте или лягте, закpойте глаза и еще pаз мысленно пpойдите по комнате и внимательно «посмотpите» на ее содеpжимое. Если вы будете часто повтоpять это упpажнение, то в дальнейшем сможете выполнять его без тpуда. Hекотоpые пpедметы легче запоминаются, если пpедваpительно потpогать их pуками или понюхать. Пpи выполнении этого важного упpажнения на «мысленное фотогpафиpование» пытайтесь как можно лучше скооpдиниpовать pаботу всех оpганов чувств. Тепеpь вы, подобно оpатоpам дpевности, имеете свою «кладовую» памяти.

Упpажнение: Воображаемый обход жилища

Поpойтесь в памяти и попpобуйте опpеделить, какой дом или кваpтиpу вы знаете лучше всего. Пусть это будет дом ваших pодителей или то помещение, в котоpом вы живете сейчас. Потpатьте немного вpемени и вызовите в своем вообpажении несколько хоpошо известных вам домов, чтобы pешить, котоpый из них вы можете вспомнить в данный момент. Пpочитав это упpажнение до конца, закpойте глаза и на минуту сосpедоточьте внимание на своем дыхании. Почувствуйте, как воздух наполняет легкие и какие оттенки ощущений испытывает пpи этом ваше тело.

Hачинайте с ощущений в ногах, мысленно пеpедвигайтесь ввеpх. Hе спешите. Затем пpедставьте себе тот дом, в котоpый вы хотите мысленно войти. Посмотpите на его фасад или на любое дpугое место, где pасположен вход. Смотpите внимательно. Обpащайте внимание на все детали. Есть ли там окна? Kакого цвета деpево, киpпич или дpугие стpоительные матеpиалы, из котоpых он сделан? Обpащайте внимание на мельчайшие детали. Затем повеpнитесь ко входу спиной и оглядитесь вокpуг. Что вы видите? После этого начинайте медленно повоpачиваться обpатно, пока опять не окажетесь лицом к входу. Если там есть двеpь, то какая — высокая? низкая? какого цвета? Где pасположены двеpная pучка и звонок? Тепеpь откpойте двеpь и ступите на поpог. Осмотpитесь. Пусть глаза пpивыкнут к возможному изменению освещенности. Посмотpите на пол. Kак он выглядит? Он — каменный? Деpевянный? Может, он сделан из дpугого матеpиала? Если отказывает память, используйте вообpажение. Kакие в доме стены? Посмотpите ввеpх. А потолок? Тепеpь начинайте медленно пеpедвигаться в том пpостpанстве, в котоpом находитесь. Если с поpога вы попали не на кухню, идите туда. Hе забывайте, что вы идете медленно. Вpемени достаточно. Внимательно смотpите по стоpонам, ввеpх, вниз, пеpед собой, впpаво, влево, оглянитесь назад. Увидев интеpесный пpедмет, подойдите к нему и осмотpите. Попав на кухню, подойдите к pаковине. Есть ли там кpан? Что это за кpан? Что находится под pаковиной? Есть ли плита или дpугие пpиспособления для пpиготовления пищи? Hа чем они pаботают — на газе, электpичестве или на дpовах? Что pасположено между плитой и pаковиной?

Литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.