Психика как механизм отражения и адаптации.

Критерии оценки знаний по курсу

1. знание научных определений понятий;

2. знание специфики психических явлений, (характеристика, основные признаки, классификация);

3. знание физиологических и психологических механизмов функционирования процессов, явлений;

4. умения сравнивать психические явления, умения установить связи между ними;

5. умения иллюстрировать теоретические положения примерами (жизненными, литературными);

6. коммуникативные умения: способность к диалогу, свободу изложения, точность, глубину, содержательность, убедительность, эмоциональную выразительность речи.

Примерный план проведения зачета

Зачет проводится в три этапа

Этапы экзамена
1. Выполнение письменного тестового задания по психологии.
2. Собеседование поконтрольным вопросам и проверка знаний определений основных понятий курса психология. 3.(Проверка ЛОС (краткой схемы) письменно по предложенным темам по курсу педагогика).
Основные учебные пособия.  

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2000.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2000.

3. Немов Р.С. Психология, т.1,3. М., 1998.

4. Общая психология. Под ред. Рогова М., 1995.

5. Психологический словарь. Под ред. Зинченко П.И., М. 1998.

Психология и педагогика. Под ред. Радугина М., 1996.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.

9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Р-Дон, 1997.

10.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Р-Дон., 1999.

*Лос –логический опорный сигнал выполняется в формате А4 по отдельной

 

 

Тема 1 Психология как наука .

Психология

Психика=

Объект П=

Предмет П

Тема 2 Современная психология. Место в системе наук.

Психология

Задачи психологии ( по А.Р. Лурии)

1 Установление законов П Д

2.Установление механизмов развития психики

3 Определение путей развития психики

Место психологии в системе наук (Кедров Б.М.)

Связь с другими науками :философией:естественными (анатомия , физиология) науками математикой педагогикой, экономикой юриспруденцией.

Структура психологии: куст отраслей

Отрасли психологии(их классификация

По видам Д По ур разв псих По отн Ч общ по цели Д по связи с др наук
Труда, инженерную,педагогич. Возрастная Социальная Психология личности Фундаментальная Прикладная Психофизиология

 

Место общей психологии

Основные принципы психологии (Рубинштейн СЛ )

Р азвития все п явл рассм в движ измен позн лиш в

Единства сознания и деятельностиС не т прояв но и форм в Д

ДетерминизмаП обуслов внеш возд и образом жизни и изм с изм внеш услов

Активности-

С истемностипредпол многообр источн и дв сил пс разв

 

 

Тема 3 Основные направления в психологии .

«Основные психологические школы»стр 20-27. уч Радугина

Направления Представители Предмет исследования Метод исследования Основные идеи
Психол сознания     Сознание Интроспекция  
Бихевиоризм        
Глубинная психология       Психоанализ Я оно сверх я
Гуманистическая психол   личность    
Гештальт психология        
Когнитивная психол          
Отечественная психология          

 

Тема 4 Методы психологии и их классификация стр 29

 

Метод

Методология –

Организационные методы ( кл БГ Ананьева )

Название Характеристика
Сравнительный  
Лонгитюдный  
Комплексный  

Интерпретационные методы ( кл БГ Ананьева )

Объективные методы – наблюдение , тесты, анализ рисунков опрос, беседа, математические методы и др

Субъективные методы: Самонаблюдение, беседа как диалог и др

 

Раздел 2 Психические процессы

Параметры Ощущение восприятие внимание память мышление речь воображение
Понятие определение              
Механизмы                
Авторы теор. подходы                
классификация Виды формы              
Индивид особенности типы              
Факторы влияющие              

 


Тема 5. Психика и мозг. Психофизиологическая проблема.

Психика как механизм отражения и адаптации.

Психика (с материалистической точки зрения) – это продукт развития живой материи; св-во высокоорганизованной материи мозга отражать окр. действительность.

Психика – это субъективный образ объективного мира, на основе которого осущ-ся ориентировка в окр. действительности.

Психика – это форма активного отражениясубъектом объективной реальности и осуществляющая регулятивную ф-цию в его поведении и дея-ти.

Условия возникновения психики:

1) окр. мир, или объективная реальность

2) мозг

3) взаимодействие с людьми

2. Особ-ти психического отражения:

1) Пс. отражение активно

2) Пс. отр-ие субъективно

3) Пс. отр-ие правильно (дает верное отражение и проверено практикой)

4) Пс. отр-ие носит опережающий хар-р (в процессе накопления знаний и опыта складывается модель будущего)

Основные функции психики:

1 – отражение

2 – регуляция

3 – приспособление к окр. условиям

Вывод: Психическое отражение – активный процесс, заключающийся во вз-ии внешних раздражителей с внутр. особ-тями субъекта (орг-ма), выражается в субъективном отражении мира, которое носит опережающий характер.

 

Точки зрения на возн-ие и развитие психики.

1. Анторопопсихизм (Декарт: y-ое отражение возникло у ч-ка).

2. Панпсихизм (Робине и Фехнер: вся материя – одушевленная).

3. Биопсихизм (Гоббс и Вундт: вся живая природа обладает y-им отражением).

4. Нейропсихизм (Дарвин и Спенсер: y-ое отражение у существ, обладающих н.с.).

 

2. Гипотеза А.Н. Леонтьева («Проблемы развития психики»).

Классификация видов отражения:

1. Физическое отражение (сущ-ет в неживой природе, итог вз-ия – разрушение) пр: вода и камень.

2. Биологическое отражение

Белковые мол-лы коацерваты начинают реагировать на биозначимые воздействия (связанные с ОВ) и усваивать из среды то, что поддерживает жизнь (реагируют не свет, тепло, питательные в-ва).

Признак биол. отражения – раздражимость.

Раздражимость – это спос-ть живых орг-мов реагировать на биотические, или биозначимые, воздействия (непосредственно связанные с ОВ).

Пример: на уровне биол. отражения растения реагируют ОВ на полезные воздействия, но они не могут активно ориентироваться в среде.

3. Психическое отражение

Зачаточная форма – чувствительность.

Чувствительность – это спос-ть живых орг-мов реагировать на абиотические раздражители (не связанные с ОВ), являющиеся сигналом жизненно важных условий.

Чувст-ть – объективный критерий появления психики, внешне наблюдаемый и регистр.

Чувст-ть по отн-ию к абиотическому раздражителю – это спос-ть к ощущению, и если орг-м реагирует на абиотический раздражитель, значит он его ощущает.

Ощущение – субъективное внутр. отражение внешенего мира, т.е. показатель психики.

Условие возн-ия ощущения – наличие целенаправленной поисковой дея-ти субъекта.

Ощущение абиотического воздействия – как необходимое звено приспособительной дея-ти орг-ма к среде.

Леонтьев: объективный критерий возн-ия психики – наличие ориентировачной реакции. В филогенезе для появления ощущения (и психики в т.ч.) нужна специальная ориентировочная дея-ть, а отражение мира – рез-т этой дея-ти.

С появлением чувст-ти м/у орг-мом и средой возн-ет «вставленная» активность — поведение, т.е. жив-ые активно ориентируются в среде и ищут жизненно важные условия.

Пример: цвет для пчелы – абиотический раздражитель.

 

Биол. отражение имеет один аспект – двигательную реакцию (раст. тянется к свету),

психическое отр-ие имеет 2 аспекта: объективный (двигательный) и субъективный (внутренний) – ощущение.

Развитие н.с.: 1) диффузная (сетевая) н.с. – кишечнополостные; 2) ганглиозная (узловая) – черви и насекомые; 3) головной и спинной мозг – у низших позвоночных; 4) кора мозга и доли – у высших позвоночных.

 

Стадии и уровни развития психики.

Леонтьев выделил:

1 – сенсорная ст. (возн-ие отд. ощущений)

2 – перцептивная ст. (возн-ие целостных образов связано с появлением н.с.)

3 – интеллект (установление связи м/у предметами и явлениями)

Фабри выделил:

1. сенсорная ст. (низший уровень – прост. и высший ур. – черви, насекомые)

2. перцептивная ст. (низший ур. – черви, насекомые; высший ур. – позвоночные и некоторые млекопитающие; наивысший ур. – ст. интеллекта – обезьяны, дельфины)

 

 

Тема Личность.

Понятие Личности.

Личность – это центр-ая категория ψ, наряду с такими понятиями, как сознание и дея-ть.

Для понимания сущности личности Б.Г. Ананьев рассм-ет это понятие в ряду блзких:

индивид, личность, субъект, индивидуальность.

развитие ч-ка

Индивид– это носитель биологич. св-в (конституция тела, пол, возраст, особ-ти н.с. и ВНД), это ч-к как представитель рода; È-ся в онтогенезе и достигает биологич. зрелости.

Личностьв отличие от индивида – это социальное понятие, это ч-к в с/ме социальных отн-ий, это представитель общ-ва, имеющий свою позицию среди других. Л. È-ся на основе индивидных стр-р в ходе социализации и достигает социальной зрелости. Л. в процессе своего È может выступать как субъект.

Субъект – это распорядитель активности, осуществляющий изменения в себе и других. Рез-том È субъекта явл-ся достижение Пх-ой зрелости.

Индивидуальность– это неповторимое сочетание в ч-ке всех подстр-р (индивида, Л., субъекта).

 

Т.О., под Л. в ψ понимается некое с/мное качество, к-рое приобретает индивид во вз-ии с социальным окружением.

Леонтьев А.Н.: Л. – это специфическое ч-ое образование, к-рое «производится» общ-ыми отн-иями, в к-рые индивид вступает в своей дея-ти.

Божович Л.И.: Л. – это ч-к, достигший опред. ур-ня Пх-ого È (1 – 3 года).

Рубинштейн: Л.–это развит. форма природной сущности ч-ка со своей позицией в жизни.

 

Структура личности.

По Платонову К.К., стр-ра Л. включает в себя социально обусловленные и биологически обусловленные подстр-ры. На пересечении всех подстр-р È-ся способности и хар-р. Т.О., иерархическое стр-ие Л. вбирает в себя огромное кол-во компонентов, к-рое условно можно объединить в некое число подстр-р, где высшие управляют низшими, опираются ни них и не сводятся к их сумме.

Петровский А.В. выделяет в Л.:

интроиндивидную подстр-ру – это Л. как Я, отличное от других; это субъективный феномен, созданный под влиянием др. людей;

интериндивидную подстр-ру – это Л. в простр-ве межиндивидных связей, Л. в с/ме отн-ий как субъект общения;

метаиндивидную подстр-ру – это Л. как феномен персонализации; Л. как вклад в др. людей; речь идет об активном продолжении в др. людей; спос-ть произвести в др. ч-ке изменения.

 

4. Формирование и È Л. Факторы È Л.

Факторы È Л.:

1. Биологический фактор – наследственность (особ-ти н.с., конституция тела и т.д.).

2. Социальный фактор – среда (воспитание, особая роль – семье, обучение).

3. Собственная активность играет решающую и ведущую роль.

 

Критерии сформированности Л.

Л.И. Божович А.Н. Леонтьев
1 эт. Иерархия мотивов, спос-ть к опосредованному пов-ию, преодолению непосредств. побуждений. 2. Сознательный выбор мотивов и саморуководство. 1. Л. рождается в детстве (дошкольный возраст) при установлении иерархии мотивов. 2. Спос-ть осознавать мотивы и осознанно выстраивать иерархию мотивов (к подростковому возрасту).

 

Этапы È Л.:

1. Усвоение правил и норм (нач-ся в процессе общения с матерью).

2. Идентификация (отождествление с др. людьми, к-рое происходит в процессе вз-ия с др. людьми).

3. Освоение социальных ролей (представление о Л. как с/ме ролевого пов-ия обуславливает влияние соц. Ожиданий на ее È).

 

Социализация – особый процесс включения в общ-во, усвоения и воспроизв-ва индивидом соц. опыта в общении и дея-ти.

 

Личность

Параметры темперамент характер способности направленность
Понятие определение        
Теории подходы        
Авторы теорий        
Структура        
классификации Виды формы        
Индивид особенности типы        
Факторы влияющие        
Механизмы развития        

 

теме.

 

1)

 

Тема Эмоции и чувства.

Сущность и специфика эмоций и чувств.

Эмоции и чувства – это особый класс психических процессов и состояний, отражающий отношение ч-ка к миру, людям и самому себе, связанный с удовлетворением потребностей.

Эмоции Чувства
Э. – это субъективное сост-ие ч-ка в ответ на возд-ия, к-рые проявл-ся в форме переживания, удовольствия или неудовольствия (пр: радость, гнев, печаль).

Э. ситуативны. Э. первые возн-ют в онтогенезе. Э. осущ-ют регуляции на ур-не орг-ма и приспосабливают к среде. Роль: ф-ция «+» или «–» подкрепления; способствуют приобретению полезных и избеганию вредных форм возд-ия. Э. м.б. осознанны и неосознанны. Хар-ны для жив-ых и ч-ка. Регулируются подкоркой. Э. полярны.

Ч. – это устойчивое эмоциональное отн-ие ч-ка к явлениям действ-ти, отражающее значение этих явлений в связи с потребностями и мотивами (пр: ненависть).

В стр-ру Ч., кроме Э., входит отн-ие, связанное с пониманием: Ч =Э + отн-ие. Ч. позже возн-ют в онтогенезе. Ч. осущ-ют регуляцию на ур-не Л. и приспосабливают к общ-ву (пр: ч. уважения).

Ч. – это продукт культурно-историч. È. Ч. формир-ся под влиянием воспитания. Ч. более устойчивы и постоянны. Ч. осознанны и контролируются корой. Ч. амбивалентны.

 

Составляющие Э. и Ч.

1. Внешние проявления (мимика, жесты, позы).

2. Физиолог. изменения орг-ма (пульс, зрачки, дыхание, покраснение лица).

3. Внутр. субъективное переживание, в к-ром ч-к не всегда может дать себе отчет.

Физиологические мех-змы.

Э. оч. тесно связаны с протеканием физиолог. процессов. Обусловлены работой:

ретикулярной формации,

таламуса, гипоталамуса,

лимбической с/мы,

специализированных стр-р мозга,

коры, лобных долей, речевых центров (чувства).

Роль:

энергетическая активация орг-ма,

обеспечение оптимальной дея-ти,

Э. и Ч. лежат в основе приобретения опыта,

Э. – это главный мех-зм регуляции,

по Дадонову, Э. обладают самостоятельной ценностью (Э. украшают жизнь).

 

Функции эмоций.

1. Сигнальная ф-ция (мобилизует защитные силы).

2. Регулятивная ф.

3. Оценочная ф.

4. Экспрессивная ф. (выражение чувств).

5. Коммуникативная ф.

6. Согласно Леонтьеву, Э. ставит задачу на смысл, побуждая работать над собой.

 

Классификации эмоций.

1. По знаку: «+» и «–».

2. По хар-ру потребностей: биологич. и социальные.

3. По влиянию на дея-ть (Им. Кант):

стенические – возбуждающие (гнев, радость),

астенические – тормозящие (тоска, благодушие).

4. По Вундту: удовольствие – неудов-ие; напряжение – разрядка; возбуждение – успокоение.

5. Изард выделяет фундаментальные и производные эмоции.

7. По силе и длительности выделяют:

чувства,

аффекты – сильная кратковременная эмоц. р-ия, хар-ся нарушением сознательного контроля и сужением сознания;

страсть – сильная длит. доминирующая эмоц. р-ия, направляющая все помыслы ч-ка на достижение цели, с ярко выраженным волевым элементом;

настроение – устойч. переживание каких-л. Э.; это эмоц. оценка Л-тью того, как складываются для нее обстоятельства (по Рубинштейну);

чувственный тон – эмоциональная окраска ощущений.

 

Виды чувств.

1. Нравственные ч. (этические, моральные) – это переживание отн-ия к себе, др, Родине (пр: гуманизм, патриотизм, стыд).

В основе лежит знание норм морали.

2. Интеллектуальные ч. – в основе: потребности в знаниях.

3. Праксические ч. – чувства, порождаемые дея-тью.

4. Эстетические ч. – в основе: стремление к гармонии, красоте.

 

Тема. Воля. Стр 125

Воля – это спос-ть ч-ка действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутр. трудности и препятствия.

Волевое действие – это сознательное целенаправленное д-ие ч-ка по преодолению препятствий с помощью волевого усилия.

Волевое усилие – это форма сознательного напряжения, мобилизации внутр. ресурсов ч-ка и создание доп. мотивов (смыслов) к д-ию по достижению цели; хар-ся кол-вом Е, затраченной на выполнение целенаправленных д-ий или удержание от нежелательных поступков.

Произвольное поведение – это пов-ие, организованное, управляемое и подчиненное цели; это пов-ие, направляемое сильным устойчивым мотивом: «Хочу!».

Модель произв. пов-ия: потребности — мотив Хочу — цель — план — реализация цели.

Непроизвольное пов-ие – это неосознанное импульсивное пов-ие под влиянием сильных сиюминутных побуждений.

 

Волевое пов-ие возн-ет тогда, когда на пути мотивированного д-ия возн-ет препятствие. В. пов-ие связано с преодолением препятствий, осознанием цели, б-бой мотивов, сознательным отказом от одних мотивов и целей ради реализации других.

Структура В. пов-ия:

потребности — слабый мотив Надо — цель — смысл — план — реализация — рез-т.

Основным мех-змом В. пов-ия (по Иванникову) явл-ся созд-ие доп. смысла д-ия, когда оно выполняется ради личных ценностей ч-ка.

Волевая регуляция – это подключение необязательного для выполнения д-ия к смысловой сфере Л., соед-ие требуемого пов-ия с нравственными мотивами и ценностями.

Волевой ч-к – это ч-к, способный создавать доп. побуждение к д-ию путем изменения смысла этого д-ия.

Ψ-ий мех-зм воли – это намеренное изменение смысла как мех-зма пов-ия (Иванников).

 

Стр-ра и компоненты волевого пов-ия. Стр 125

1. Наличие препятствий.

2. Борьба мотивов (мотив – побуждение к д-ию).

3. Осознание цели, отыскание смысла, принятие решения.

4. Приложение волевого усилия.

Т.О., в стр-ру волевого д-ия входит:

1) мотив к совершению д-ия;

2) осмысление цели;

3) принятие решения;

4) б-ба мотивов;

5) волевое усилие;

6) достижение рез-та.

 

Локус контроля – это приписывание ответственности за рез-т внешним или внутр. условиям (понятие ввел Д. Роттер).

Экстернальный л.к. (внешний л.к.) – это приписывание причин пов-ия внешн. факторам. Люди с экстерн. л.к. хар-ся неуверенностью в собств. силах, пониженной ответственностью за рез-т, стремлением откладывать решение проблем.

Интернальный л.к. – это принятие ответственности за д-ие на себя. Людей с интерн. л.к. хар-ет уверенность в себе, ответственность и т.д.

 

Ф.М. воли:

1. Суммарная работа коры больших п/ш (в основе произв. пов-ия – дея-ть пирамидных кл-к, лобных отделов коры – III блок мозга).

При нарушении лобных отделов – апраксия – нарушение произв. пов-ия, связанное с отсутствием целенаправленных д-ий.

Абулия – болезненное безволие на фоне торможения коры.

2. Вторая сигнальная с/ма – свойственная ч-ку с/ма условно-рефлекторных связей, формирующихся при возд-ии речевых сигналов, т.е. не непосредственного раздр-ля, а его словесного обозначения. 2-ая сигн. с/ма возн-ет на базе 1-ой сигн. с/мы в процессе общения.

3. Ретикулярная формация – Е-ий блок г.м.

 

Волевые качества личности:

1. Сила воли – обобщенное понятие спос-ти ч-ка преодолевать внешние и внутр. трудности.

2. Выдержка – спос-ть ч-ка сдерживать свои эмоц-ые проявления, подавлять импульсивные малообдуманные д-ия.

3. Инициативность – св-во Л., проявляющееся в предприимчмвости.

4. Настойчивость – устойчивое стремление к достижению отдаленной по времени цели.

5. Решительность – спос-ть быстро принимать решение в значимой ситуации.

6. Самообладание – спос-ть не теряться в экстремальн. ситуациях, не поддаваться эмоциям.

7. Смелость – спос-ть ч-ка качественно выполнять д-ия и осуществлять намерения в опасных ситуациях, несмотря на чувство боязни, страха.

8. Уверенность в себе – переживание ч-ком своих возможностей, как адекватных тем задачам, к-рые перед ним стоят и к-рые он ставит сам.

9. Целеустремленность – стремление Л. к достижению поставленной перед собой цели.

10. Самостоятельность.

11. Исполнительность.

 

Функции воли.

1. Главная ф-ция: сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жзнедея-ти.

2. Активирующая, побудительная и тормозящая ф-ции воли.

Роль воли: волю наз-ют становым хребтом хар-ра ч-ка. Воля необходима для È всех ВПФ. Это форма сознательной регуляции активности. Воля превращает индивида в Л., владеющую собств. пов-ием и Пх-ими ф-циями.

 

Приемы самовоспитания воли.

1. Приобретение привычек, преодоление трудностей – с/матическое формирование воли.

2. Формирование целей, мотивов для их достижения, доведение до конца начатых дел; невыполнение дела дезорганизует волю.

3. Строгая орг-ция режима.

4. С/матические занятия спортом.

5. Самовнушение.

 

Патологии воли.

2) Упрямство – это необоснованное настаивание на своем.

3) Негативизм – это немотивированная склонность действовать наперекор без разумных оснований. Расценивается как неумение подчинить д-ия доводам разума.

4) Слабоволие, или лень, проявляется в снижении мотивов. Преодолевается лень ч/з самовоспитание.

5) Абулия – болезненное безволие.

Апраксия – нарушение цели направленных действий.

Тема 9. Ощущение и восприятие.

Ощущение.

Ощущение – это психический процесс отражения отдельных св-впредметов и явлений при непосредственном воздействии на анализатор.

Ф.М. ощущения – дея-ть анализатора, включающая рецептор, проводник (нервы) и определенную зону коры мозга.

 

Классификация ощущений:

1. По модальности (принадлежности к рецептору=5 ): обонятельные, зрительные, вкусовые и др.

2. По положению рецепторов: экстерорецептивные (дистантные и контактные); интерорецептивные; проприорецептивные. Стр 54

 

Общие свойства ощущений:

1. Качество: каждый вид О. имеет качественные различия.

2. Интенсивность: определяется силой действия раздр-ля и функц. состоянием рецептора.

3. Длительность О. – время действия раздр-ля.

4. Пространственная локализация – соотн-ие с частью тела, где возн-ет О.

 

Закономерности ощущения:стр 55

1)пороги

Нижний порог О. – минимальная величина разд-ля, способная вызвать едва заметные О.

Верхний порог О. – максимальная величина разд-ля, после к-рой О. прекращается.

Различительные порог – это различие 2-х разд-лей, вызывающих едва заметное различие О.

2) чувствительность (способность иметь О.) — на чувст-ть влияет дея-ть.

Соотн-ие м/у чувст-тью и порогом – обратно пропорциональное.

Закон Вебера-Фехнера: при возрастании раздр-ля в геом. прогрессии сила О. увеличивается в арифметической прогрессии.

Св-ва О. (закономерности):стр 56

1. Адаптация приспособление органов чувств к действию стимулов.

2. Сенсибилизация – усиление чувст-ти при взаимодействии О.; разв-ся путем упражнений.

3. Синестезия– под влиянием одного раздр-ля возн-ют О., характерные для другого.

4. Компенсация – при нарушении одного анализатора др. анализатор берет на себя его роль.

5. О. имеет эмоциональную окраску – чувственный тон.

6. О. врожденны и оч. важен сенсорный опыт (опыт О.), к-рый формир-ся в активном взаимодействии со средой.

Сенсорная депривация (отсутствие сенсорного опыта) приводит к нарушению психического развития.

 

Восприятие. Стр 57

Восприятие – это психический процесс отражения целостных образов предметов и явлений, непосредственно воздействующих на анализатор.

Для формирования образа В. необходима активность в виде двигательного компонента (как формы перцепции) и необходимо обследование предмета.

Восприятие рассм-ся как особая дея-ть перцепции– дея-ть по формированию образа.

Компоненты восприятия:

1) обследование предмета

2) выявление характерных признаков

3) опознание и отнесение предмета к опред. категории

+ работа памяти, воображения, мышления.

Апперцепция– зависимость восприятия от прошлого опыта и особ-тей личности.

 

Св-ва В. (св-ва перцептивных образов стр 58

Целостность – это св-во В., обеспечивающее В. предмета как устойчивого структурного целого, если части этого целого в данный момент не наблюдаются. Мы мысленно в В. достраиваем образ до целого.

1. Предметность – это отнесение признаков и св-в к некому предмету.

2. Константность – В. предметов как отн-но постоянных по форме, цвету, величине, несмотря на изменение условий.

3. Избирательность – выделение одних предметов по сравнению с другими; основана на явлении «фигуры и фона».

4. Осмысленность – приписывание предметам и явлениям опред. смысла, обозначение опред. словом, отнесение к опред. категории.

5. Структурность: мы воспринимаем не сумму ощущений, а опред. структуру.

Виды восприятия.

1) По модальности

2) По цели: произвольное В. (наблюдение) и непроизвольное В.

3) По предмету В.:стр 59

1 – В. времени – отражение длительности и последовательности явлений действ-ти.

Ф.М. В. времени – условный рефлекс на время, связанный с цикличностью возбуждения и торможения в коре г.м., с влияниями извне (смена дня и ночи, времен года), с внутр. воздействиями (утомление, чувство голода).

В. времени отн-но и субъективно. Оно зависит от:

содержания дея-ти,

от эмоционального состояния в отн-ии ушедшего времени (не заполненные ничем отрезки – мгновения, а заполенные интересным делом – значительные события)

2 – В. пространства – отражение величины, формы, объема, удаленности.

Ф.М. – совместная дея-ть зрительного, двигательного анализаторов, вестибулярного аппарата.

В. простр-ва имеет 3 компонента:

ощущение от вестибулярного аппарата обеспечивает В. верха, низа; помогает воспринять 3-мерность простр-ва

зрительный анализатор обеспечивает явления аккомодации и конвергенции (сведение и разведение осей глаз)

бинокулярное зрение обеспечивает В. глубины

3 – В. формы требует выделение предмета из фона, выделение его контуров; связано с движение глаз по контуру.

4 – В. величины зависит от параметров изображения на сетчатке; обеспеч-ся сложным сочетанием мускульно-двигательных ощущений глаза.

5– В. цвета связано с дея-тью палочек и колбочек.

6– В. глубины обесп-ся мускульными дв-ями глазных мышц. Важн. роль – конвергенции.

7– В. движения – это отражение направления скорости и простр-ого расположения предметов. Осущ-ся при совместной работе зрительного, кинестетического, слухового анализаторов; включает дв-ие головы и фиксацию взгляда, при этом происходит совмещение изображения на сетчатке.

 

В. форм-ся прижизненно. Новорожд. ребенок обладает отд. О., а В. форм-ся (к 3 мес.) в процессе развития корковых зон, приобретения опыта совместной работы анализаторов.

 

Нарушения в восприятии: стр 62

1) Иллюзии– это ошибочное В., при к-ром образ возн-ет при реальном воздействии предмета на органы чувств.

2) Галлюцинации – это ошибочное В., когда образ возн-ет в отсутствии предмета; это внутр. образы, следы ранее забытого.

Тема Внимание.

Сущность Вн. и его роль.

Внимание – направленность и сосредоточенность психической дея-ти, внутр. акцент психических процессов.

Роль:

1. Вн. отбирает нужную и ненужную инф-цию, выделяет главное.

2. Обесп-ет четкость работы сознания, глубину и ясность отражения действ-ти.

3. Необходимое условие качественного выполнения дея-ти.

Вн. занимает особое место среди психических явлений, т.к.:

оно не выступает отдельно от остальных психических процессов, а присоед-ся к ним (к восприятию – всматриваемся, вслушиваемся; к мышлению – обдумываем)

у Вн. нет собственного продукта, но есть результат: улучшение всякой дея-ти, к к-рой оно присоединяется.

Физиологические мех-змы Вн. сложны и связаны с рефлекторной дея-тью мозга.

1) ориентировочный исследовательский рефлекс «Что такое?» как мех-зм непроизв. Вн.

2) доминанта – очаг оптимального возбуждения в опред. зоне коры, к-рый переключает на себя др. очаги возбуждения и усиливается за их счет при торможении др. участков коры.

3) ретикулярная формация (в стволе г.м.) обесп-ет состояние активного бодрствования

4) взаимод-ие 1 и 2 сигнальной систем

 

Виды внимания.

Виды Вн. Характеристики Условия возн-ния Физиолог. мех-зм
Непроизвольное Вн. легкость возн-ния отсутствие волевого усилия легкость переключения Сильный контрастный раздражитель ориентировочный рефлекс «Что такое?», возн-ет доминанта
Произвольное Вн. направленность на цель волевое усилие Постановка цели Доминанта, 2 сигнальная с/ма
Послепроизвольное Вн. Сохранение целенаправленной дея-ти при снятии волевого усилия Вхождение в дея-ть и возн-ние интереса к ней доминанта

Факторы Вн.

1. Хар-р раздр-ля (сила, новизна раздр-ля)

2. Структурная орг-ция (объединенные объекты воспринимаются лучше)

3. Отн-ие к потребностям личности (особо значимое)

 

3. Свойства внимания. УКРОПстр 65

1. Устойчивость – спос-ть длительное время сосредотачиваться на объекте. Ф.М.–доминанта.

2. концентрация – степень сосредоточения Вн. на объекте. Ф.М. – доминанта.

3. Распределение – возможность удерживать в сфере Вн. одновременно неск-ко объектов.

4. Объем – кол-во объектов, к-рые м.б. схвачены Вн. одновременно. Ср.объем Вн. = 7 + 2

5. Переключаемость – намеренный перенос Вн. с объекта на объект, быстрый переход от одной дея-ти к другой.

 

Развитие внимания.

В 1-ые недели и месяцы жизни появл-ся ориентировочный рефлекс как признак непроизвольного внимания.

В конце 1-го года ориентировочно-исследовательская дея-ть как зачатки произв-ого Вн.

С нач. 2-го года происходит дальнейшее развитие зачатков произв-ого Вн. под влиянием речевой инструкции взрослого.

В 4 – 5 лет ребенок способен направлять Вн. под влиянием сложной инструкции.

В 5 – 6 лет возн-ет элементарная форма произв-го Вн. под влиянием самоинструкции.

К 7 годам происходит дальнейшее развитие и совершенствование произв-го Вн.

Т.О. направление развития Вн. у ребенка – это переход от непроизв-го Вн. под влиянием стимулов и слов взрослого к Вн. управляемому.

 

Нарушения внимания.

1. Отвлекаемость – легкость переключения Вн. на посторонние объекты и трудность сосредоточения длительное время на одном предмете.

2. Рассеянность – неспособность сосредоточиться на объекте

истинная рас-ть объясняется иррадиацией возбуждения в коре;

мнимая (профессорская) рас-ть – оптимальный очаг возбуждения в коре г.м. не дает возможности ни на чем сосредоточить Вн.

3. Персервация – затруднение переключаемости.

Тема Память.

Понятие и значение памяти.

Память – это форма психического отражения, к-рая заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении ч-ком своего опыта.

Память – это система процессов, задача к-рых организовывать инф-цию и сохранять ее на некоторый срок.

Роль памяти.

Память – это условие приобретения знания и условие развития ч-ка; это условие единства и целостности нашей психики. Единицей П. явл-ся представление – это образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств; это вторичный образ, сохраненный в П. В отличие от образа восприятия, он бледный, фрагментарный, неустойчивый.

 

Процессы памяти.

1. Запоминание – это процесс, к-рый обесп-ет структурирование и орг-цию материала в П.

Он зависит:

– от хар-ра дея-ти: лучше запоминается то, что явл-ся целью дея-ти (Зинченко, Смирнов);

– от установок.

Есть зав-ть запоминания от исп-ия спец. приемов (группировки, установление отн-ий внутри материала).

При запоминании может возникнуть эффект Зейгарник Б.В. (эффект незаконченного действия): незаконченное действие оставляет в психике травмирующий след.

Виды запоминания:

1) Запечатление происходит на основе сильных эмоц. впечатлений, непроизвольно.

2) Заучивание – произвольное запоминание.

2. Сохранение – это динамичный процесс переработки материала.

3. Воспроизведение это процесс восстан-ния и реконструкции сохраненного материала в П.

4. Реминисценция– это отсроченное, улучшенное воспроизведение, связанное с внутр. работой по осмыслению материала.

Виды воспроизведения:

1) узнавание (происходит с опорой на восприятие)

2) актуализация (сохраненный материал сам «всплывает» в П.)

3) припоминание (требует волевых усилий и связано с мыслительной дея-тью)

5. Забывание это процесс утраты четкости и объема данных памяти. Забывание предотвращается орг-цией материала и включением нового материала в с/му связей.

Виды памяти. стр71-73

1. По установке и времени сохранения:

1) мгновенная иконическая П. (запоминание точное, полное; восприятие – 0,5 сек.)

2) кратковременная П. (хранится ок. 20 сек., объем = 7 + 2)

3) оперативная П. (хранение от неск-ких сек. до неск-ких дней; опред-ся задачами и рассчитано на решение опред. задачи, затем инф-ция может исчезнуть)

4) долговременная П. (хранится неограниченный срок и воспр-ся сколь угодно раз)

5) генетическая П. (хранится в генах и передается по наследству)

2. По связи с психическими процессами:

1) образная П. (связь с восприятием): зрительная, слуховая и др.

2) эмоциональная П.

3. По связи с мышлением:

1) механическая П. (основана на заучивании)

2) смысловая, или логическая П.

4. По наличию цели и участию воли: произвольная и непроизвольная П.

 

Индивидуальные особ-ти памяти.

Продуктивность П. складывается из:

1. Объем П. – это кол-во материала, к-рое м.б. правильно воспроизведено после однократного восприятия. О = 7 + 2

2. Быстрота запоминания – хар-ся временем или числом повторений для запоминания.

3. Точность П. – это спос-ть воспроизводить инф-цию без искажения.

4. Длительность сохранения – это время удержания материала в П.

5. Готовность П. – это спос-ть быстро извлекать из П. необходимую инф-цию.

Продуктивность П. зависит от объективных причин (объема инф-ции, сложности, понятности, связности, обстановки) и субъективных причин (типа запоминания, интереса, установки, состояния орг-ма, специальных приемов).

Закономерности запоминания (Эббингауз):

1) лучше запом-ся эмоционально-насыщенная инф-ция, незаконченное действие;

2) эффект края – лучше запом-ся начало и конец;

3) чем выше конц-ция внимания, тем лучше П.

4) условие надежного запоминания – повторение;

5) успех зпом-ия зависит от установки

6) от 40 до 75 % П. опред-ся генетическими факторами; от 25–60 % на П. влияет соц. среда.

 

Тема Деятельность

 

 

Д-сознат активностьЧ , порождаемая потребн ,направл на достиж цели позн и преобр мира

Роль Д оказ решающ влияние на формир и совершенств псих процессов обогащение форм познания усвоение опыта Вне Д чел не сущ а значит не сущ его психики Нет Д нет Псих Изменение и усложнение Д приводит к разв психики, создает предпосылки для дальнейшего формир Д Первая Д-предметная ей предшествует развитие действий хватания и дальше предметная т е использование предм по назначению способом закрепленным в чел опытеБурное развитие предметн д связ с ходьбой и происх на 2 году При возник предм Д от ? что это реб перех Что с ним м делать Предметн Д ведущая в раннем Возр В недрах предметной Д формир игра вначале она близка предметн д позднее возник с-ж-р игра вед

СтруктураПсих строен Д по Ан Леон(5)

1 ПОТРЕБНОСТЬпуск мехД» сост объект нуж орг в чем то леж вне его и сост необх услов его норм функционир

поиск неясность встреча потребн с предм рождает мотив-побудит сила(конкретизация П)(

МОТИВ ==== ЦЕЛЬ-образ жел результата ====УСЛОВИЕ=ВПД внутренний план осущ Д то на чем она строится )

ДЕЯТ(целенапр А)=Действие(процесс напр достиж Ц)===ОПЕРАЦИЯ(способ выполн д)

Операциональный аспект Д

Действие процесс направ на реализ цели 1 акт сознания (посьан и удерж цели

2 акт повед (

Действие единица Д это всегда акт сознания осознано и опред целью( те это постановка и удержание цели и акт поведения

Каждое действие состоит из ряда мелких д связать свитер операция как способ выполнения д вдеть нитку иголку в нитку

Операции способы вып д не осозн или частично неосоз(прилаж)

Мотивац аспект Д вкл потр мотив цель условия

СУБЪЕКТ =наделен А направл на С и О

ОБЪЕКТ =на негонаправл А С

 

Умения навыки привычки

НАВЫК- д АВТОМАТИЗИР в рез упр прох ряд этапов,хорошо сформир д в структуру которого входит образ результата программа д и контроль.Интерференция=торможение навыков

Перенос + вл навыков на ув вдр

УМЕНИЕ- совокупность знаний и гибких навыков обеспечивающих возможность выполнения д

ПРИВЫЧКА-автоматизир дд выполнение котор стало ПОТРЕБНОСТЬЮ или навык сформир на фоне + эмоций

Виды Д

Игра учение труд
Ф Д в условн сит направ на усвоен опыта фиксир в способ осущ предм Д Д напр на приобр зун Д по созд мат благ

 

 

Мышление

План

1.Понятие сущность, и роль

2. мех мыш

3. классификация и виды

5. М операции

6.Формы М

7.Индивид особ М (кач ума)

89.М и интеллект структура интеллекта

М-высший п п обобщенного и опосредованного отражениядействительности в ее существенных связ и отнош

Обобщенно мыслим не конкр предмет а обобщаем ( выр понятием животное)

Опосредовано- мы выносим сужден о свой пред без непоср конт с ним путем анализща косв инф погоду не выходя а по гардуснику мыслим с помощью средств, образы знаки язык опреир промеж звеньями прошлый опыт знаковые системы

Единицы М действия образы понятия

Роль

расшир границы познан (стр атома) позв познать мир и воздей на него механизмы не изучены

Ф меха= работа коры ,2 сиг сис, речевые центры раб 3 блока рег и контр Лобные отделы коры условно рефлекторный процесс

Психологически это система операций .анализ синтез Оперирование символическими единицами:понятия признаки(левополушарные),образы(правополушарные)

Виды М

По форме генезу

Наглядно -действенное, (практическое)позн связ в реально преобр сит предст у детей в ручном труде орудием явл действие практич преобразоват основе манипулир оперир предмет и их заместител игрушки,картинки путем реального приложения и объед в группы(погремушка,монтер)

наглядно — образное, субъект оперир образом как внутр так и нагляд изобр (чертеж),но оперир ими в уме без непоср контакта,платье перед тем как примерить определяю на глаз или размер опосредовано размер абстрактное понятие

словесно-логическое =оперир понятиями направлено на выявление ненаблюдаемых закономер т к оперир готов знан, выраж в форме понятий сужден умозак символами буквами и цифр использ систему языка слово позвол произвольно вызывать образы предметов иметь дело в их отсутствиии(ребенок обжегся,ребенок увидел,ребенок сказал)Единицы М действие образ понятия Эти виды М могут рассматр как уровни его развития

По характеру решаемых задач

Теоретическое понятийное (познание законов и правил)

практич ( эмпирическое)

По степени новизны

Репродуктивное (

Творческое(создание новых идей) критическое

По степени разверн и осознанности

Интуитивное( сверн во врем ,быстрое нерасчленен ,миним осозн) аналитическое(развернуе этпное,максим осознанное

Дивергентное=порожд ориг идей,допускающ сущ неск прав отв на 1?(Своя игра)

Мыслительные опера ции=техническая операциональная сторона М

Анализмысл разлож целого на части и выдел отдель призн и свой

Синтезм соед частей в целое сущ в единстве гов о анал синт Д=возн из практич дей

Сравнение –установл сх или разл м предм на основе анализа=осущ по одному основанию

Абстрагирование= выдел 1 приз при одновр отвлеч от др.свойств предм и Длина комнаты

Обобщение= м объед предм по общим сущ признакам

Конкретизация= мысл выделение частн из общ обратное обобщению

Классификация =объедин в группы в соответствии с отдель признак

Формы логического М

Понятие= форма М П=это мысль выр сущ призн предмета ,каж из кот вз отдель необходим а вместе дост чтоб отлич этот пр от др

Суждение= фор М выр связь понят в виде утверж или отриц тех или иных связ м предм.

Умозаключение=фор м в кот из 1 или неск суж выв новое Все рыбы дышат жабрами дельфин легкими дельфин млекопитающее

Свойства М (качества ума)

1. Глубина в отл от поверхн-умение проникн в суть явл отделить глав от второстеп понять явл во всех связях и отношенияхПоверхностность =выделение случайных единичных связей и признаков(ветер дует потому что деревья качаются)

2. Гибкость= степень изменч М Д свобода от влиян известн приемов умение бысторо изм мыслит дей при изм обстановке Инертность скл к шабл трудн измен привычн хода мыслей(

3. Самостоятельность=умение вести актив поиск нов знан легкость принят помощи,учет ошибок,

Подражательн стремл копир изв способы избег интелл напряж слепота к ошибкам

4. Критичность=умение объективно оцен свои и чуж мыслливывер выдв полож и не счит верн первую выск мысль критич оцен все за и против некритич все на веру Политика и фейри

5. Широта ума= разностор знаний широта обобщен связь теор с практ способн охватить весь спектр мнений

6. Осознаность=возм выр в слове рез М Д все этапы Д все способы с пом кот най результ=

Интеллект=совок разнообр ум способн,обеспеч успеш М Д

В наст время б колл тестов претенд на изуч И м раздел на неск групп

№ 5модель интеллекта разобр самост интеллект М и

Тема Речь

План

1Понятие и роль р

Функции р

Ф мех

Виды р

Свойства

Развитие р

Речь=проц общ люд поср языка Специф чел способ формулир мысл с пом языков средст.

Язык= система услов символов с пом кот перед сочет звуков имеющ знач и смысл

Роль формир С и М самосознания

пом речи стан возм управл псих проц

Слово выдел предм из среды дает ему имя(это чашка )

управл повед

Функции

Общения и мыщления

Экспрессивная-самая 1 и стойкая=проявл в интонац отраж отнош эм сост Л особ в э

Комуникативная=ср=во общения

3 интеллектуальная= орудие М выраж в умении точно логич сформул мысль Сигнификативная)=обозначаю, позв произв вызыв образы дажев их отсут с удваи мир

обобщение=

 

Ф мех= работа артик аппар гол связ губ язык наруш реч цен вед к наруш « в основе р проц леж Д 2сиг сис раб коры б п при вед роли3 б мозга след отм сущ в б п реч цен

Ц Брока= франц хир связ с гром произн р верх лоб изв б п левое полуш ведущ в р Д

Ц Вернике нем нейрохир=связ с поним смысла р

центр письма М=мы речи

локализованы в одельных зоназ мозга например в височной зоне Елена

 

Виды р

Внешняя речь ор на др Это общение при пом разг или тех устр

Внутр речь= напр на себя имеет внутр сокр хар орудие М субстрат

Устная =слышимая и произносимая(сокр колл слов прост грамм констр допол мим и жест)

Диалогич= речь где в равной мере актив участ собес м б сокр и поним с полусл

Монолог=развер простр связ пред боль треб к гов треб тщат подбор слов план логика послед (лекц докл)

Письменная =чет замыс отсут иных ср кр языка высокие треб к логике изл Аффективная=нет замысла проста огранич Ну погоди

Свойства речи=

Содержательность=хар объем выр мысл чем м слов и б мыслей тем содержательнее речь (послов погов афориз)

Понятность =обесп отбор доступ мат слуш связ с логичн кратк простотой Выразительн= связ с эмой насыщ дикц интонац Примен оттенков энергичн страстн яркость паузы интон жесты мимика

Действенность=опред влиян на мысли чув повед обеспеч учетом возр особ слуш

Развитие речи

1 Доречевой=разв воспр речи=фонем слух различ звуков слогов 2-3 мес появ перв звуки непост гуление голосоые проявл вокализации плач млад преобл гласн зв выс частоны

на 2 мес появ смех

к 5 мес лепет псевдо слова лишен смысла

с 8 мес этап предметного соотнесения открыв возм заместить словом целый класс предм сложн комбин звуков ба па ( лепет одинаков на всех языках даже глухие млад лепечут и гулят это врожд особ гол апп наряду с этим разв воспр улав фонем своего языка маленький японец различ разницу Л-р а с 1 года это недоступно

речевой= около 1 года перв слова звукокомпл к 2 г в словаре 25 слов 6л 15000

грамм=смыслов овлад правил синтаксиса и овл смысловой стороной семантикой переход от 1слов выск к 2 слов от 1,5 до2и прост предл тося там мама пруа папа бай бай еще мока от 2 лет рост словаря овлад словар з-апасом

1-3г сензитив пер раз р чем полноц общ р с взр тем выше пс разв Словотворч убольшила саморубка толстопузые ноги

 

Воображение

 

В шир смысле В –оперир разнообр образами Это универсальная чел способность

В=п п построения новых образов,путем переработки содержания опыта Сущность=образы В не возникают из ничего,это создание нового на основе использ того что уже было в опыте человека

Процесс В состоит из этапов

1 анализ мысл разлож исходных частей (конек горбунок)

2 абстрагирование этих частей уши горбы

3.синтез соединение их в новые сочетания это и есть аналитико синтетич хар воображения

Роль=основа творчества и движ общества вперед вся культура =продукт воображения В выводит за пределы сущ ситуациинапомин о прошлом открывает будущее если бы не было воображения не созд бы шедевры

Функции воображения

Образное представление действительности(мороз и сонце)

регуляция эмоц состояния

произвольная регуляция повед,формир ВПД

Планирование и програмир дейстий

Ф М =В сложная аналитико синтетич Д мозга, мех коры и подкорки в проц В актуализир и перегрппир нервн связи Образуя новые сочетания,тесно связано с мех подкорки гипоталамо лимбич системой Тесно связ с регуляцией органич процессов и под дей вообр воз силь физио реакцииСМ Речь и 2 сиг сис функц модель Анохина лоб

Виды

По волевому усилию: пассивное (непроизвольное) м б непреднамеренным (сновид и галлюцинации)и преднамеренным (грезы= образы не связ с волей а связ с потребн Л

Активное=(произволь)связ с волев усил и постан цели

Мечта=образ желаемого будущего,активна,произв сознат процеесс По степени Активности=воссоздающими воссоздание образов по описанию

и творческое субъективно новоеи объективно новое теория Энштейна

Приемы В

1. Агглютинация (склеивание) слияние отдельных элем в образ

В технике аггл вып сказ образы избушка на курьих конек горбунок

2. Гиперболизация(преувеличение) мальчик дюймов,великан 3 Схематизация(упрощение(орнамент избавление от деталей

4.Акцентирование (выделение деталей(алкоголик,болтун) шаржи карикатуры

5 Аналогия Постр образов чем то схож с реальным

Развитие В

Факторы вл на разв вообр:

1 богатство опыта

2.особ нерв Д

Этапы творчества выделенные Уоллесом

1Зарождение идеи

2Концентрация,стягив знаний кот относ к этой идее Чем глубже эта основа тем больше размах воображения

3Сознат и бессозн работа над материалом

4озарение(Эврика)

5Проверка и доработка

 

 

Темперамент

Темперамент-психо-биол как поним биолог природное)катег-условно относится к индивидным вспоминаем индивидное откуда это св в струк Л. наряду с какими(пол возраст,конституция) Биологич фундамент на котором формируется Л как соц существо

Содержание понятия Происходит от лат темпераментум это перевод греческого красис надлежащее соотношение частей

Т =закономерное сочетание устойчивых индивиднсвой Л характериз разл стороныдинамикиПсихической деятельности

В Др Грец предполагалось что причиной различий в псих чел явл соотн 4 жидкостей крови(сангви).желчи(холер) черной желчи(меланхолик) и слизи(флегм)

Гуморальная (т е жидкостная)теор Гиппократ Галлен Конституциональная Э Кречмер У Шелдон 6-381 14-224кажд тип телосл соответ опред тип темпер (согл их терминологии харак) и скл к опр пс заб

астеник замкн раним утомл.

пикник общителен люб поесть

атлет агресс властолюб(24г)

Типологический подход понятие Тип Т -различные сочетания закономерно связ м соб свой т-

Типы Т выдв Гипп Павлов впервые связал с особ функционир Н С

Павлов доказ зависим типа Т от врожд анат физ особ н\с

сила работоспособн выносл н с по отн к раздражит

уравнов баланс возб и торм.

подвиж быстрота смена возб и торм см Крысько+

Комбинация СУП по Павлову опред тип Т

Схема типов т по Павлову

Сильн уравн подвиж- сангвиникСУП

Силь уравн инер=флегмСУИ

Сильн неуравн подв =холерик

Слабый меланхолик

У людей одного типа степень выр свойств м б рапзлична поэтому различия внутнри типа по свойствам разнообразны(7)Хар-ка типов 7 Тип Т врожден но мож несколько измен под вл усл жиз и вос

Структурный подход

Структурный подход рассм темпер как совокупн свойств

Б М Теплов(85)- эмоц возбудим.общей подвиж. Тенденц к выр чув вовне(85)

тип Тпо Небылиц в основе т лежат т наз общие свойства н с. 3 вед компон Тобщ активн , общ пс активностьСтруктура т(свойства) и сущность темперамента ,

Структура темперамента (совокупность свойств) Единой нет Колл свойств т зависит от науч школы В завис от подхода выд различн св и вкл в структуру

1 Т-самост независ устойч базальн динамич образов психики

Ф Основы Т наслед и обусловл генотип Наслед и среда Основа учение Павлова о внд Критика Павл концепции №2 наследственность учение о ВНД Тип от врожд анат физ особ н с суп ретикул формац лоб доли лимбич система

Развитие Темперамента по Русалову происх по 2 основаниям

1 всед за био созрев возр развития ( лоб доли)

2как рез смены видов \Д(игра учение труд|) т е в процвоспит и тренир

К Д регулятор распр Э

Особ-ти т по Русалову

динамич (энергетич аспек взаим Ч с миром )

. Универсальность ( прояв во всех сферах))

Ранннее прояв в детсве

Устойчивость в теч жизни

(незвисит от сод Д мотива цели смысла.

Высокое корелир(соответствует) со св н\с

Наследуемость (5-2320

Роль Позвол наиболее оптим расход энергодинамику возмож зная их регулир интенсивн Д т е выраб индив стиль Оберег организм от перерасх и недорасх энер 14-232 Адаптивн прспособ роль

Т и характерТ непредопр черт хар но тесная взаимолсв От темпер зависит динамика проявл хар общит сангвиника проявл в быстором лег завяз знакомств.флегм длит устойч в привяз .Т может способств формир тех или ин черт Х или препят Прилеж у меланх увер подд в силах Над холер надо контроль

Характер

Место Характер одно из свойств Л и входит в ее структуру Личность раскрывается в Х со стороны ее содержания Х-от греч печать чеканка Его называют стержнем душевной жизни

Х- индивидуальное сочетание устойчивых психических чертЧ.обуславливающих типичные для данного Ч способы поведения в опред жизн ситуац№9

Х-система совокупн устойчивых свойств ( черт)Л проявляющихся в отнош Ч к себе люд Д

Знать Х значит знать существенные черты которые с опред логикой проявл в поступках

Основное понятие черта- существенное свойство чел из которого с опред логикой и внутр последоват вытекает одна линия поведения одни поступки которые искл другие как несовместим например щедрость скупость,молчаливость,болтливость,порядочность,непоряд

Тип- совокупность черт

 

Темперамент Врожден био обусл особенностями ВНД   Представл динамику повед его( внешнюю сторону) Т сочет индивидных св-в со стороны динамики пс Д Проявляется в поведении Малоизменяем Н Т С Характер Социален формир прижизн это единство индивидуаль и типического Х-представляет содержательную сторону поведения со стороны черт Проявляется в Д и в отношениях Может измен в теч жизни (по Канту Х-не то что дел из чел природа(т) а то что Ч дел сам из себя Н Т С

Структура Х

Это совокупность или система черт Сколько черт ?? Число черт велико 1500 Существует ряд подходов к классификации черт Х так

*по связи с псих проц выделяют

Волевые черты решит самост настой целеустремл

Эмоц –впечатлит, отзывчивость

Интелект глубокомыслие сообразит находчив любознат

Сущ тип класиф по типу направленности

Черты по отн к Д- аккур ответ упор пунктуаль инициативн

По отн к люд общит уваж доброжел эгоизм замкн резкость М выделить моральные черты в отнош к люд

К себе эгоизм альтруизм самолюб самокрит

Вещам береж скуп аккур

Тип классиф

св ва х опред выбор цели Д или О расчетл рацион

св ва действий целеустрем послед решит самообл настой

Св непоср связ с темпер и э тревожн спок

Типологии характера

КонституциональнаяКречмер(астеник атлет пикник) шелдон 10-228 1-407

Леонгард Личко акцентуальная В основе понятие А- черезмер усил заострен выр черта хар на гран нормы и патол

тип определение Пример
     

Э Фромм соц типол в основе отнош к жизни общ мор ценн типы мазохис садист разрушитель комформист автомат 1-416 10-228

Юнг Кэкстра интро в зависим от э-и как черт леж в основе Х м б обращ внутрь замкн скл к самоанализ либо вовне импульсив иниц общит 1-420 15-410 5-325

Дж Голланд 6 проф типов Л и Х

Практический,интеллект,социальн,стандартн,артичстичн и предпримч кн Вывод

Общими для всех типол явл

1 чертыХ рано форм и устой

2 сочет черт неслуч

3 сущест кореляц, соотн черт часто сочет гроздья черт

4 в соответ с сочет черт люди дел на типы

В основе Х леж волевые черты придающ устойчивость огр вл на хар оказ направл и особ убежднния

Формирование Х

Хар как соц и прижизн обр завис от типа Т и формир на его основе Это сплав врожд особ ВНД с приобр инд чертами Напр у флегм легче формир черты организов чем у холер

Сочет черт не случ имее свою логику

Детерминанты Х

1Условия и образ жизни.

Сензитив возр 2-3 до 9-10 лет когда много общения открытость воздей и подраж всем важден стиль О отнош др с др родит Роль общения: сначала формир общит доброжел либо эгоизм черствость ,далее отн к труду Механизм формири Х схвач в послов посеешь поступок пожнеш привычку посеешь привычку пожнешь характер посеешь характер пожнешь судьбу. Плутарх определял Х как долговременный навык

Способности

План

1. Понятие о способностях Теоретич подходы к проблеме

2. Ф О Способностей Связь способностей и задатков Способн как ф орган

3. Способности и Д Структура способностей

4. Классификация способностей(кач и колл хар)

5. Формирование способностей Духовные способности

В широком смыслеС=Св-ва кач чел опр успешн Д5-317

Теплов Теплов Б М1 .Индивид типол особ совойстваопред успеш вып Д не свод к зун но обеспеч лег и быстр их получения ..обуч нов спос и прием (9)2-246кот наиб часто объективн цена пережив трудн обр проп мотив напряж 3 приз С 1 то что отл 1ч от др» 2тесно связ с успеш Д 3 не свод к зун но обусл лег быстр их приобр(раздел диф пс) Понятие С динамично- они существуют только в развитии  
Рубинштейн 3 С-слож синтет образов форм в Д и опр приг к конкр Д и свойств кот лишь в проц опред обр орг Д выраб

Природа С= связ с внд и мозгом Отмеч выс уровень наследуемости С(примеры)Ф Теплов разделял

Задатки Задатки=врожд физиол особ моз н\с и ор чу кот служ основ5-317Этоисходный момент предпосылка С З неспецифичны многозначны могут разв в разн напр (муз слух лингв слух)зад не предопред С реб с уник слухом и тонкое обон остан задатком если не разв если присоед к Д разо быстро и легко Способности Обуслов не зад а развитием не даются в гот виде приобр в рез общ и Д Отриц врожд С не отриц вр особ мозга т е зад Совр науч данн рассм с как Функциональн орган склад прижизненно Ухтом 5-318 Мозг как супер сист из отд функ сист реализ опред псих фун С можно опред как свой фун сист реализов опред пси фун кот имеют индив меру выраженности и проявл в успешн и своеобр действий

В состав способн входят способы действий или операции это сложная система д С совокупн элементов и имеет слож структуру и о так структура матем спос по Крутец включ с к обоб сверт гибк перенос

Литерат образ память богат фант богат языка

Стр способн есть ведущие и вспомог компоненты

1.Мотивационный

2 Операционный

3 регуляторный =процессы ответственные за качество регулир операций Именно здесь ядро умств способн

Вывод Структура С отлич сложн включ комплекс качеств общих и спец ведущ и вспосмог

Она аналогична струк выполн Д и вкл мотивац опреациональ и регулятор компонент С=имеют