Общее понятие о внимании. Физиологические механизмы внимания.

Введение

Актуальность данного исследования связана с направленностью на решение одной из фундаментальных проблем педагогической психологии — это развитие у младших школьников устойчивости внимания. Необходимость его развития в период обучения в начальной школе связана с умением успешно осваивать учебную деятельность, а также обусловлена психологическими особенностями возраста, когда происходит формирование произвольности когнитивных процессов, связанных с освоением новой социальной роли.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования под результатами освоения учебной деятельности понимает и освоенные универсальных учебных действий (ууд) — личностных, предметных и метапредметных. Успех усвоения ууд во многом зависит от уровня внимания учащихся, что будет определять их организованность и возможность самостоятельно контролировать собственное поведение.

Сегодня в практической жизни любому учителю и школьному психологу постоянно приходится сталкиваться с проблемой внимания. Многие трудности в обучении связаны с неспособностью или неумением учащихся сосредоточиться на выполнении учебной задачи или воспринимаемой информации. Психологи часто смещают внимание на мотивационный, личностный аспекты образовательного процесса тем самым недооценивая роль когнитивной сферы. А нередко проблемы в познавательной сфере выступают источником эмоциональных, личностных проблем.

Внимание — важная сторона познавательной деятельности. Поэтому очень важно вернуться к не очень популярной сегодня проблеме внимания, так как ориентировка в способах ее решения способствует лучшему пониманию широкого спектра теоретических и прикладных психологических проблем.

Исследованием вопросов данной темы занимались К. Д. Ушинский, Ф.И. Гоноболин, Н. Н. Ланге, Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, М. Н. Шардаков. Изучением конкретных психологических условий развития внимания у детей младшего школьного возраста занимались С.Л. Кобыльницкая, Г. Н. Понарядова. Л. С. Выгодский изучал развитие высших форм внимания в детском возрасте. Эксперименты, проведенные Н. Ф. Добрыниным, показали, что распределение внимания оказывается чрезвычайно упражняемым, очень быстро развивается в процессе обучения. Темой моего исследования является «Развитие внимания у детей младшего школьного возраста».

6 стр., 2825 слов

Проблемы развития детей от младшего школьного возраста до юности

... тревожности, невротических социальных страхов, снижению самооценки. Проблемы адаптации к школе и успеваемости детей младшего школьного возраста В нашем исследовании мы рассматривали связь уровня ... отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии учащихся. Длительное пребывание ребенка в ситуации учебной неудачи, субъективное ощущение ...

Цель исследования — изучить особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста и подобрать рекомендации по развитию внимания у учащихся 1 класса.

Объект исследования: развитие младшего школьника.

Предмет исследования: внимание как психический процесс.

Основная гипотеза формируется следующим образом: применяемая учителем система приемов и методов по организации внимания детей младшего школьного возраста способствует формированию внимания.

Доказательство основной гипотезы требует решения следующих задач исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме развития внимания;

2. Подобрать методики и провести диагностику особенностей внимания младших школьников;

3. Описать комплекс приёмов, способствующих развитию внимания.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение психолого — педагогической литературы по проблеме исследования;

2. Эмпирические методы с использованием методик:

· методика исследования объема внимания,

· методика «Переплетенные линии»,

· …

3. Количественный и качественный анализ.

База исследования:

Исследование проводилось в МБОУ «Школа № 140» г. Нижнего Новгорода. В нем принимали участие учащиеся 1 «б» класса.

Данная работа состоит из двух глав, в первой главе ___, во второй главе ___. Список литературы содержит ____ наименований.

Глава 1

Общее понятие о внимании. Физиологические механизмы внимания.

Внимание — психологический феномен. В его отношении до настоящего времени нет единого мнения среди психологов. Одни ученые отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса. Другие утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, так как оно в какой — то мере присутствует в любом другом психическом процессе.

6 стр., 2525 слов

Исследование личностных особенностей людей, занимающихся спелеологией и альпинизмом

... . Программа и методы исследования Основная гипотеза исследования: предполагается, что существует взаимосвязь между личностными особенностями людей и выбором рода занятия. У людей, занимающихся спелеологий и ... , показатели будут ниже. Объектом данного исследования являлась группа испытуемых, Занимающихся альпинизмом и спелеологией и группа людей не имеющих отношение к экстриму. Первая ...

Существуют разногласия, к какому классу психических явлений следует отнести внимание: к познавательным психическим процессам или связывать внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что внимание требует проявления определенных волевых усилий.

Внимание — это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.

В психологии под направленностью понимают избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный или непроизвольный выбор ее объектов, т. е. выделение из окружения значимых конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. При этом понятие направленности заключается не только в выборе данной деятельности, отборе данных воздействий, но и в более или менее длительном удержании определенных образов в сознании. Например, можно направить свое внимание на решение определенной задачи, но если не смочь сохранить в поле своего внимания объект соответствующей деятельности, то вряд ли возможно решить эту задачу.

Другой характерной особенностью внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью, с одной стороны, понимается большая или меньшая углубленность в деятельность, т. е. чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, С другой стороны, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего.

Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой и не могут существовать друг без друга. Если направлять свое внимание на что-либо, то одновременно с этим происходит сосредоточение. И наоборот, если сосредоточиться на чем-либо, то на это направляется психическая деятельность. Однако, несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение — с углубленностью в занятие.

6 стр., 2693 слов

Развитие мотивации к математической деятельности в процессе развивающих и обучающих игр.

... направленность, у других -- «практическую» (Л. И. Божович). Однако как показали исследования мотивов учения старших дошкольников, мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом ... находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а ... человека представлена в коре головного мозга отдельным нервным образованием. Она имеет ...

Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. В процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, при утомлении, область его распределения обычно сужается.

В жизни любого человека внимание играет огромную роль. Благодаря нему психические процессы становятся полноценными. Только внимание даёт возможность видеть, слышать, воспринимать окружающее. Без него нет сознательного отношения человека к тому, что он делает. Внимание имеет огромное значение для любой деятельности, особенно для обучения.

Н.Ф. Добрынин подчеркивал, что «внимание есть особый вид психической деятельности, выражающийся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности. Этот выбор сопровождается сосредоточением внимания, делающим ясной и отчетливой избранную деятельность». В одной из работ Н.Ф. Добрынин пишет: «Сплошь и рядом внимание определяют как направленность и сосредоточенность сознания, на каком-нибудь объекте. Мы считаем более правильным определять внимание как направленность и сосредоточенность сознания на деятельность с объектами». Причинное объяснение процессов внимания и различий их деятельностных проявлений Н.Ф. Добрынин искал в аффективно — волевой сфере психики, используя понятия интереса, волевого усилия и потребности. Он выстраивает феноменологию внимания, но линии классификации его видов, различающихся количественно по степени активности личности и качественно — по характеру этой активности. Степень активности определяется развитием потребностной сферы, которое происходит в конкретных исторических условиях, благодаря специально организованному обучению и воспитанию [4, с. 126 — 128].

П.Я. Гальперин пишет «…в основе самых разных взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта:

1. Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И про себя и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности.

10 стр., 4795 слов

Основные формы проявления психики человека: процессы, состояния, свойства

... другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ... . Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия ... . Основные черты — импульсивность, ослаб­ление контроля над влечениями и побуждениями, вспыльчивость. Данная ...

2. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем именно наличие характерного продукта служит главным доказательством наличия соответствующей функции (даже там, где процесс ее совсем или почти совсем неизвестен).

У внимания такого продукта нет, и это более всего говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности." [3, 169]

Также П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля. Учение о внимании как функции контроля — составная часть теории поэтапного формирования умственных действий. Последняя представляет собой общепсихологическую концепцию, основанную на своеобразном понимании предмета психологии, роли психики в поведении и особом методе исследования психических процессов. Внимание — продукт развития внешней, предметной развернутой деятельности контроля в форму внутреннюю. Средства и способы контроля субъект находит в окружающей действительности.

Внимание связано с определенными физиологическими механизмами.

Физиологическая основа выделения отдельных раздражителей и течения психических процессов в определенном направлении строится:

· На принципе активности мозга;

· На процессе возбуждения одних нервных центов и торможении других.

Принцип активизации мозга состоит в том, что внимание возникает во время бодрствования организма при активной работе головного мозга. Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Также здесь задействованы диффузная таламическая система, гипоталамические структуры и др.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... -Sync. Это открытие также обеспечивает внешний контроль над уровнем деятельности обоих полушарий мозга. Упорядоченная последовательность подаваемых в полушария мозга сигналов, нацеленных на достижение особых ... и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более ...

Физиологические механизмы внимания очень сложные, поэтому процесс активизации внимания происходит за счет ориентировочного рефлекса («пускового» механизма), механизмов периферических и центральных, а также иррадиации нервных процессов и доминанте.

Ориентировочный рефлекс — это врожденная реакция организма на изменение окружающей среды. Он происходит непроизвольно.

Периферические механизмы — это своего рода процесс выделения информации органами чувств, их настройка на отбор информации по физическим характеристикам.

Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. На данном этапе происходит выделение внешних воздействий, вызывающих нервное возбуждение, а его сила зависит в свою очередь от силы внешнего раздражения. Возможно объединение нескольких одновременно воздействующих раздражителей.

Иррадиация нервных процессов — это участок коры головного мозга с оптимальными условиями для возбуждения. Здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи. В это время деятельность других участков головного мозга неосознанная.

Доминанта — это устойчивый очаг возбуждения, который позволяет объяснить нервный механизм поддержания интенсивности внимания, т.к. происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему и одновременно подавление активности других центров.

Развитие современной психологии повлияло на появление целого ряда концепций, которые пытаются объяснить физиологические механизмы внимания. Современные исследователи большое внимание уделяют поиску механизмов внимания, но по причине сложной структуры и противоречивых взглядов появляются различные психологические теорий внимания.

А. Г. Маклаков отмечает, что большой интерес в психологии представляет концепция внимания П. Я. Гальперина, основные положения которой мы рассмотрели (2, 361):

1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.

4 стр., 1724 слов

Отсюда и проистекает значительное влияние человека на происходящие события в мире и огромная ответственность за то, что этот мир творим своими мыслями и по

... любви резко увеличивают эффективность преобразований. Взаимодействие эгрегоров с человеком происходит в соответствии с внутренним его состоянием, с ... т. д. Отсюда и проистекает значительное влияние человека на происходящие события в мире и огромная ответственность за то ... энергетического пространства: Мы ответственны за все происходящее с нами. Человек живёт в энергетическом пространстве и на себе ...

2. Главная функция внимания — контроль над содержанием действия, психического образа и др. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием.

3. В отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного результата.

4. Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. При этом не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

5. Если рассматривать внимание как деятельность психического контроля, то все конкретные акты внимания — и произвольного и непроизвольного — являются результатом формирования новых умственных действий.

6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, или образцу.

Существенный вклад в развитие представлений о внимании внес отечественный психолог Н. Н. Ланге. Он изучал различные известные подходы к пониманию природы внимания и объединил теории и концепции внимания в семь групп (2, 359 — 360):

1. Внимание есть результат двигательного приспособления. Сторонники этого утверждают, что мышечное движение обеспечивает приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия. Поэтому человек произвольно переносит внимание с одного предмета на другой.

2. Внимание есть результат ограниченности объема сознания. И. Герберт и У. Гамильтон не объясняют, что они понимают под объемом сознания. Но утверждают, что более интенсивные представления подавляют менее интенсивные представления.

3. Внимание есть результат эмоции. Данную теорию в большей степени признают в английской ассоциационной психологии. Она строится на утверждении о зависимости внимания от эмоциональной окраски представления. Хорошо подчеркивает данную точку зрения высказывание Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным — это одно и то же».

4. Внимание есть результат осмысленного восприятия информации (апперцепции), т. е. это результат жизненного опыта человека.

5. Внимание есть особая активная способность духа. Сторонники своей позиции так же не объясняют своего мнения. Они считают, что внимание — это первичная и активная способность человека.

6. Внимание есть усиление нервной раздражительности, т. е. внимание вызвано увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7. Теория нервного подавления. Сторонники этой теории занимаются объяснением основного факта внимания — преобладание одного представления над другими. Они считают, что особая концентрация сознания — результат подавления одного физиологического нервного процесса другим.

Несмотря на значительное количество концепций, теорий и подходов, проблема внимания так и не является полностью раскрытой. О природе внимания велись и ведутся споры психологов.

1.2. Виды и свойства внимания.

Основываясь на том, что внимание — это направленность и сосредоточенность психики, то исходя из этих характеристик, следует, что психическая деятельность носит произвольный и непроизвольный характер. Если человек знает, что необходимо решить определенного рода задачу и, поставив перед собой цель, решает ее, то в таком случае направленность и сосредоточенность психических процессов носит произвольный характер. Если человек начинает заниматься решением определенной задачи без приложенных усилий воли, то направленность и сосредоточенность носит непроизвольный характер. Поэтому в современной психологии выделяют два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное.

Произвольное внимание сознательно управляется целью, т.к. этот вид внимания связан с волей человека. В данном случае выполнение деятельности требует сознательного направления внимания, особенно на то, что не вызывает интереса и желания. По мнению П.Я. Гальперина произвольное внимание возникло в процессе трудовой деятельности человека.

Причины произвольного внимания носят социальный характер, потому что произвольное внимание формируется у детей при общении со взрослыми. Как было выделено Л. С. Выготским, на ранних этапах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми — взрослым и ребенком. Взрослый указывает на объект из среды и называет словом, а ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают самостоятельно ставить цели. Также произвольное внимание тесно связано с речью. По мере того как ребенок овладевает речью, происходит подчинение своего поведения собственной речи.

Непроизвольное внимание в отличие от произвольного является более простым видом внимания. Оно возникает и удерживается независимо от сознания человека. Выполнение деятельности происходит самостоятельно (автоматически) в силу своей занимательности и увлекательности.

Причины непроизвольного внимания различны: физические, психофизиологические и психические. Они взаимосвязаны друг с другом, но условно их можно разделить на четыре категории.

1) По характеру внешнего раздражителя. В эту категорию входят сила или интенсивность раздражителя, т. е. достаточно сильное раздражение (громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах) привлекает внимание. При этом значимую роль играет относительная сила раздражителя, а не абсолютная. Также сюда входит контраст между раздражителями, длительность раздражителя, его величина и форма, а также такое качество раздражителя, как его новизна, необычность.

2) Соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию человека и имеющимся у него потребностям. Если человек испытывает какую — либо потребность, а она отражена в какой — либо деятельности, то человек невольно обратит внимание на эту деятельность. Со стороны физиологии действие этих причин находит свое объяснение в принципе доминанты, которую предложил А. А. Ухтомский.

3) Общая направленность личности. Это то, что составляет сферу интересов человека, включая профессиональных. В таком случае общая направленность личности и наличие уже имеющегося опыта непосредственно сказываются на возникновении непроизвольного внимания.

4) Эмоциональная реакция — самая главная причина. Вызванное ей непроизвольное внимание называют преимущественно эмоциональным.

Существует еще один вид внимания — послепроизвольное. Такое название вниманию дал Н. Ф. Добрынин. Внимание как бы из произвольного становится непроизвольным. Этот вид внимания носит целенаправленный характер, но волевые усилия присутствуют только на начальном этапе деятельности.

Учебная деятельность диктует особые требования к вниманию школьника. Она требует наблюдательности, длительного сосредоточения на определенном предмете, одновременного восприятия нескольких объектов, переключения внимания с одного объекта на другой и т. д.

А. Г. Маклаков указывает, что внимание обладает следующим рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания. (2, 365)

Устойчивость внимания — это способность человека сосредоточиваться на одном и том же объекте. Данное свойство является важным условием эффективности любой деятельности. Оно может определяться периферическими и центральными факторами.

Устойчивость внимания обусловливается еще рядом условий: степень сложности учебного материала, эмоциональное отношение к нему, наличие познавательного интереса, а также возрастные и индивидуальные особенности. В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием является способность раскрыть в предмете, на котором внимание сосредоточено, новые стороны и связи. Когда учебная задача требует от учеников сосредоточенности на каком-либо объекте, и они раскрывают в данном объекте новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. Физиологической основой устойчивого внимания является сила и постоянство ячейки оптимального возбуждения в коре головного мозга.

Очень важно выделять и осознать такие качества личности, которые обуславливают устойчивость внимания: трудолюбие, любознательность, сообразительность, настойчивость. Однообразная деятельность всегда быстро вызывает усталость. Человек не может концентрировать свое внимание на неподвижном объекте, если только рассматривать его с разных сторон, но человек может долгое время концентрировать внимание на выполнении определенной деятельности. Соответственно ученик — на выполнении учебной задачи. Эффективная умственная работа будет невозможна, если внимание при всех условиях было неустойчивым.

Концентрация внимания — это интенсивность сосредоточенности внимания. Как раз А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования механизма доминанты. Усиленная концентрация обычно способствует эффективному решению учебной задачи. Сюда входит четкость восприятия и анализ объектов, правильность дифференциации материала и проч.

Распределение внимания — это способность человека одновременно выполнять несколько видов деятельности. Данное свойство является необходимым для учеников при выполнении учебной задачи. На практике выясняется, что человек способен выполнять только один вид сознательной деятельности, а ощущение одновременности выполнения нескольких — это результат быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой. В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. На самом деле человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности, если один из видов выполняемой деятельности не требует внимания и полностью автоматизирован. Если такое это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Переключение внимания — это сознательное перемещение внимания с одного объекта деятельности на другой, способность быстро ориентироваться и мгновенно реагировать в новой ситуации. Это хорошо тренируемое свойство. Следует отметить условия легкого переключения внимания: связи и соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношения человека к каждой из них. Если деятельность вызывает интерес, то на нее легче переключиться.

Переключение внимания является необходимым качеством в учебной деятельности, но частое перемещение внимания с объекта на объект вызывает переутомление, особенно если внимание очень сконцентрировано на определенном объекте.

Отвлекаемость внимания -это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно происходит во время деятельности человека под воздействием посторонних раздражителей, действующих внезапно и с характерной силой, а также те, которые связаны с эмоциями. Отсюда отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость проявляется под влиянием внешних раздражителей как раз, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. У человека в ответ появляется трудноугасаемый ориентировочный рефлекс. Во время учебных занятий школьников должны быть устранены все объекты, которые могут отвлекать учеников от выполнения учебной задачи. А внутренняя отвлекаемость проявляется под влиянием сильных эмоций и переживаний, отсутствия познавательного интереса. Чтобы школьник внимательно и успешно осваивал учебную деятельность, необходимо устранять отвлекающие отрицательные переживания, а также заниматься воспитанием познавательного интереса — важного условия борьбы с отвлекаемостью внимания.

Объем внимания — это количество объектов, которые можно охватить одновременно. Важной особенностью данного свойства является то, что оно практически не поддается обучению и тренировке. Объем внимания — величина индивидуальная и изменчивая. Она зависит от связи содержания и умения осмысленно связывать и структурировать материал. Учителю необходимо систематизировать предъявляемый материал таким образом, чтобы не перегружать объем внимания учащихся.

А. Г. Маклаков также рассматривает вопрос о рассеянности внимания. Он выделяет мнимую и подлинную рассеянность.

Мнимая рассеянность возникает в результате большой сосре­доточенности на какой-либо деятельности. Физиологической основой рассеянности является мощный очаг возбуждения в коре головного мозга, вызывающий тормо­жение в окружающих его участках коры по закону отрицательной индукции.

Подлинная рассеянность — это негативная сторона внимания, которая проявляется в неспособности человека длительно сосредотачиваться на определенном объекте. Физиологической основой подлинной рассеянности является недостаточная сила внутреннего торможения. Возбуждение легко распространяется, но с трудом концентрируется, если оно возникает под действием внешних сигналов. В результате у рассеянного человека создаются неустойчивые очаги возбуждения в коре головного мозга. Причинами такой рассеянности могут быть нервные расстройства, физическое и умственное утомление, эмоциональные переживания, заболевания и проч. (2, 368)

Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте

«И характер, и господствующие наклонности, и степень развития, и направление этого развития, и современное настроение души, — словом, вся природа, история и статистика души проглянут более во внимании, чем в чем-нибудь другом.» [1,403]

Успех в учебной деятельности во многом зависит от уровня внимательности и сконцентрированности школьника, он будет определять его организованность и возможность самостоятельно контролировать собственное поведение. Для детей младшего школьного возраста в контексте развития внимания в учебной деятельности важно научиться сосредотачивать собственную деятельность на конкретных заданиях и сохранять данную способность до момента его решения, а при необходимости переключать осмысление с одного объекта на другой. Быстрота данного процесса будет определять его гибкость в деятельности, важной является способность контролировать перемещение внимания.

Огромное значение для развития произвольного внимания имеет школа. В процессе учебных занятий ребенок учится контролировать свое поведение, усидчивость. В школьном возрасте развитие произвольного внимания проходит определенные стадии. В первых классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках, по причине лидирующей позиции непроизвольного внимания. Первоклассник при всем желании не сможет удержать тридцатиминутного внимания. Поэтому нельзя требовать от него невозможного, а выявлять, прежде всего, причину рассеянности детей и действовать на нее. Также развитие произвольного и непроизвольного внимания должно быть постепенным. Поэтому учителя стараются сделать учебные занятия яркими, захватывающими внимание учащихся. Достичь желаемого можно периодической сменой формы подачи учебного материала. При этом необходимо знать и учитывать, что в этом возрасте у детей в основном наглядно — образное мышление. Поэтому, для привлечения внимания учащихся, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным.

ущественным фактором развития психики является совершенствование нервной деятельности. Развитие головного мозга у младших школьников проявляется как в увеличении его веса, так и в изменении структурных связей между нейронами. По утверждениям П.П. Блонского чтобы лучше понять особенности внимания детей младшего школьного возраста, нужно понять то, что характерно для их высшей нервной деятельности.

По мнению же Т.Д. Марцинковской процессы возбуждения и торможения в коре полушарий меняются у младших школьников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка младшего школьного возраста отличается легким переключением и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте. Существует ошибочное мнение, будто дети младшего возраста отличаются большей наблюдательностью, чем подростки, юноши и даже взрослые люди. Подобное представление возникает иногда потому, что младшие школьники замечают в вещах такие несущественные элементы, на которые взрослые не обращают внимания. Обучение ребенка в школе, сам процесс получения знаний — все это способствует быстрому росту у младших школьников непроизвольного внимания, которая развивается в них, главным образом, на почве возникающих интересов, и, в частности, интереса к учебным занятиям.

По словам В.В. Зеньковского этот интерес у младшего школьника изначально носит диффузный характер, распространен на все, что связано с обучением. В первые месяцы пребывания в школе детей интересуют не столько знания, сколько весь комплекс новых отношений и сам характер учебной деятельности. В дальнейшем обучении интересы у школьника начинают дифференцироваться и постепенно приобретают познавательного характера. В связи с этим дети становятся более внимательными при одних видах работы и отличаются невнимательность при иного рода учебных занятиях.

Так, по мнению П.И. Зинченко у младших школьников непроизвольное внимание в большей степени зависит от впечатления материала, от его наглядности и конкретности, от воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Хотя у младшего школьника лучше всего развито непроизвольное внимание, однако, первые годы учебы — главный период формирования и произвольной составляющей внимания. Преимущество у детей младшего школьного возраста непроизвольного внимания над произвольным может быть объяснена тем, что регулирующая деятельность второй нервной системы по отношению к первой в этом возрасте еще недостаточна.

Произвольное внимание имеет большое значение в учебной работе младшего школьника, хотя умение управлять сосредоточенностью своего сознания у ребенка этого возраста еще недостаточно развито. Однако наличие различных ученических обязанностей, требований учителя, влияние детского коллектива, все обстоятельства школьной жизни способствуют развитию этого вида внимания. В каждой учебной работе далеко не все представляет непосредственный интерес для ученика, и он часто вынужден произвольно сосредоточиться на предмете в силу чувства долга или опосредованного интереса к работе. Конечно, после ряда усилий, произвольное внимание у ученика переходит в особый вид непроизвольного, а именно — в послепроизвольное внимание.

Большое место в учебной работе школьников, по мнению С.С. Левитина занимает и обычное внимание, когда ученику удается сосредоточиться на неинтересной работе только в силу того, что он неоднократно занимался аналогичной делом. Существенное значение для умственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершенствование их познавательной деятельности. Прежде всего, важно развивать те психические процессы, связанные с непосредственным познанием окружающей среды, то есть ощущение и восприятие. У младших школьников интенсивно развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью. Это создает условия для усвоения многих вопросов программного материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий, особенно из языков и математики.

По мнению И.В. Страхова успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формирования волевых усилий в преодолении трудностей при овладении знаниями. Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они трудно сосредоточиваются на восприятии «неинтересного» материала, учителя пытаются использовать различные педагогические средства, чтобы сделать обучение интересным. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование среды, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не пропадет интерес. Если 6−7-летний ребенок занят важной для него игрой, то он, не прекращая, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисование).

Однако такие результаты сосредоточения внимания — следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится. Взрослый может организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнить указанное действие, указывая при этом способы действия [39, с. 57 — 64].

Младший школьник в определенной степени может и сам планировать свою деятельность, но при этом, по словам Л.И. Уманского он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка. И все же, хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, требующей значительного умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в элементы занятий игры и достаточно частой смены форм деятельности.

Так, по мнению З.Л. Шинтарь дети младшего школьного возраста способны удерживать внимание на интеллектуальных задач, но это требует некоторых усилий воли и организации высокой мотивации. Внимание детей младшего школьного возраста характеризуется малой устойчивостью (10−15 минут), малым объемом (2−3 единицы), слабым распределением, неразвитым переключением. У детей этого возраста преобладает непроизвольное внимание. Указанные особенности внимания необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания младших школьников. Преподавание в начальных классах должно быть непосредственно интересным, эмоционально насыщенным, с широким применением наглядности. В младших классах, особенно 1 и 2, через каждые 15−20 минут надо менять вид деятельности, чтобы предупредить усталость внимания, нельзя давать учащимся этих классов материал, большой по объему, и такой, восприятие которого требует высокого уровня распределения внимания. Младших школьников привлекает то, что для них новое, при этом необходимо, чтобы была связь между новой информацией и тем, что им уже известно, только при таких условиях учащиеся способны понять и хорошо усвоить новый для них материал.

Роль учителя в развитии внимания учеников 1-го года обучения.

Главная обязанность учителя научить детей внимательно решать учебные задачи.

Учитель должен развивать как произвольное, так и непроизвольное внимание — соблюдать золотую середину. Учебная деятельность должна быть непременно занимательной, но не лишенной усилий воли, она должна нести характер серьезного труда.

У. Д. Ушинский отмечает, что главная цель развития внимания заключается в том, чтобы сделать учащихся внимательными к серьезным и нравственным интересам жизни и выделяет несколько средств развития внимания у детей:

1. Усиление впечатления, как прямо (возвышая голос, выделяя слова), так и не прямо (удаляя впечатления);

2. Прямое требование внимания. Частое обращение к учащимся — самое лучшее средство. Чтобы удержать внимание на предмете учения учеников нужно заставлять выполнять действия по принятой команде, например, встать, сесть, развернуть книги и т. д. Это дает детям привычку быть внимательными к словам учителя. Учителю полезно сначала задать вопрос, а чуть позже назвать имя отвечающего. Таким образом, все учащиеся приготовятся к ответу.

3. Меры против рассеянности. Совершать действия по устранению физических причин (проветривание комнаты, выполнение физкультминуток и проч.) и нравственных причин (смена видов деятельности, яркость и эмоциональность речи учителя);

4. Занимательность преподавания. Учителю необходимо использовать внешние и внутренние средства. Внешняя занимательность — игра во внимание, соперничество в памяти и находчивости. Внутренняя занимательность — информация должна быть новой, дополнять и развивать, а также возбуждать и нести удовлетворение.

Ф. Бенеке справедливо замечает, что очень вредно, если учитель лично оскорбляется невниманием ученика и вследствие этого начинает осыпать его упреками, трактовать как человека, неспособного к учению, ни к чему высокому и т. д. Ученик чувствует, что это несправедливо и раздражается против учителя, ученье становится ему противным. (Erz. und Unterr., I B., S. 217, параграф 52)

Базой исследования является МБОУ СОШ № 140 г. Нижнего Новгорода. В эксперименте принимали участие ученики второго класса, в количестве двадцати человек. Сроки проведения эксперимента со 2 по 21 февраль 2015 года.

Цельюисследования является определения влияния использования метода проекта на познавательный интерес младших школьников.

Гипотеза: применение метода проектов повышает познавательный интерес младших школьников.

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что в Федеральном образовательном стандарте второго поколения ставится упор на использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Эта проблема решается через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Основополагающими принципами данного опыта являются:

— учет возрастных особенностей младших школьников — проектная методика не только даёт возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, даёт возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся;

— принцип сознательности и активности учащихся в обучении — обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности. Проектная деятельность способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной деятельности;

— принцип научности — содержание образования включает объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в различных источниках информации;

— принцип связи обучения с практикой;

— принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения как содержания, так и процесса обучения;

— принцип наглядности — эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала;

— принцип развивающего и воспитывающего характера обучения взаимосвязан с предыдущими принципами.

Для исследования уровня развития познавательного интереса на этапе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование (Приложение1) «Познавательная активность младшего школьника» А. А. Горчинской.

По результатам констатирующего эксперимента Диаграмма 1 наглядно иллюстрирует общий результат исследования познавательной активности во втором классе.

Диаграмма 1. — Степень выраженности познавательной активности школьников 2 класса.

Таблица 2

Распределение учащихся по уровням выраженной познавательной активности в констатирующем эксперименте

Высокий Средний Низкий
абс. В % абс. В % абс. В %

Изучив школьные УМК, методическую литературу и проанализировав уроки в школе, можно сделать вывод, что относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как русский язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, иностранный язык, информатика, изо, технология.

Оглавление

1. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 10. — 1950

2. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

3. П. Я. Гальперин. К ПРОБЛЕМЕ ВНИМАНИЯ. Хрестоматия по психологии. — М., 1987. — С. 169

4. Добрынин Н. Ф. О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии. 1973. — № 3 — С. 121 — 128.

Внимание характеризует также согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющую успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи).

[8, с. 134]

Предполагается, что первый этап концентрации внимания осуществляется уже на уровне органов чувств. Исключительно яркий пример перцептивной концентрации — зрительное внимание. Известно, что наиболее важным местом сетчатой оболочки глаза является желтое пятно, в середине которого находится центральная ямка (фовевальный центр).

Это место наиболее ясного, отчетливого видения. Раздражители, которые попадают на периферию сетчатки, воспринимаются менее ясно и отчетливо, а иногда и вовсе не воспринимаются. Ограниченность фовевальной части позволяет при одной фиксации ясно и отчетливо воспринимать лишь наибольшее число объектов. Направить внимание на визуально воспринимаемый объект — значит прежде всего фиксировать его. Вместе с тем в специальных исследованиях было показано, что фиксация взгляда и направленность внимания могут не совпадать. Избирательная концентрация внимания предполагает, таким образом, наличие процессов в центральных отделах мозга.

«Внимание есть та единственная дверь нашей души, через которую все из внешнего мира, что только входит в сознание, непременно проходит; следовательно, этой двери не может не миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка. Понятно, что приучить дитя держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего ученья» (VI, 291) (К.Д.Ушинский. Собр. сочинен., в 10 т. М.-Л., 1952, с.182) elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t10_1950/go, 406;fs, 0/

«Развить в ученике внимание к научным предметам — значит проложить ему широкую и легкую дорогу к учению» (II, 217) (К.Д.Ушинский/Избранные педагогические сочинения в двух томах/Под редакцией А.И.Пискунова, Г. С.Костюка, Д.О.Лордкипанидзе, М.Ф.Шабаевой. — М. «Педагогика», 1974)

Внимание, указывает Ф.И. Гоноболин, [7, С.7−9] обеспечивает:

во-первых, чёткое и яркое восприятие учебного материала; во-вторых, более быстрое и прочное запоминание учебного материала и сохранение его в памяти на длительный срок.

Ф.Н. Гоноболин [7, С. 5] указывает, что внимание можно образно сравнить с центральным и боковым полями зрения. Если смотреть на точку, обозначающую центр двух концентрических кругов, то меньший круг видим значительно яснее, чем окружающую его часть большого круга. Малый круг наглядно изображает зону внимания.

Внимание нельзя считать самостоятельным психическим процессом, подобно ощущению, восприятию, памяти, эмоциям, мышлению. Оно не существует вне каких-либо психических процессов. Мы можем внимательно воспринимать, внимательно думать, запоминать, но быть просто внимательным независимо от ощущений, восприятия, мышления невозможно.

игры на внимание

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что внимания определяется как психический когнитивный процесс, обеспечивающий направленность деятельности субъекта в конкретный момент времени на конкретный объект внешнего мира.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector