Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Общие вопросы нарушений развития речи многие годы является предметом изучения многих исследователей детской речи (Л. Н. Ефименкова, Г. И. Жаренкова, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, С. А. Миронова, Н. А. Никашина, С. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева).

Современные классификации речевых нарушений ориентированы, в первую очередь, на дифференциацию первичных нарушений.

Психолого-педагогическая классификация (автор Р. Е. Левина) возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи[19].

Внимание исследователей было направлено на разработку методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей. Для этого необходимо было найти общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей. Принцип построения:от частного к общему. Это позволило строить ее на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной)[19].

Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.

Первая группа — нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

1. ФФН — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

2. ОНР— различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне[19].

В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования [24].

Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на три уровня[13].

11 стр., 5260 слов

Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей при коррекции речи детей с речевыми нарушениями

... коррекции речи детей с ТНР. Актуальность исследования. Любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Поэтому формирование коррекция речи у детей с недоразвитием речи является ... , Л.А. Иванова, А.В. Чернецова и др.) была разработана система по взаимодействию учителя-логопеда и родителей, включающая в себя несколько ...

Вторая группа — нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи[19].

В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков. В классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, на основе которого учитывается два соотношения: соотношение нарушений в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развитие которых тесно связано с речью[19].

Рассмотрим психолого-педагогическую классификацию по нарушению средств общения и нарушению средств в применении общения, представленную в таблице 1.

 

Таблица 1. – Психолого-педагогическая классификация Р.Е. Левиной.

Психолого-педагогическая классификация

Нарушение средств общения

Нарушение в применении

средств общения

Фонетико-фонетическое недоразвитие речи Общее недоразвитие речи Заикание Коммуникативные дефекты
ФФН – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие чего дефект восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся: дети с норм.слухом, интеллектом и зрением. Дефекты фонематического восприятия, имеющиеся у детей этой группы, выражаются в след.: ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к смысловой и звуковой стороне. Для детей с ОНР (к этой категории относятся дети с норм.слухом и зрением) характерно: -позднее начало развития речи; -скудный словарный запас; -аграмматизмы; -дефекты произношения и фонемообразования; -в зависимости от степени сформированности речевых функций у ребенка. 3 уровня выделила Роза Оно рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи, при правильно сформированных средствах общения. Такая группа имеется в логопедических детских садах. 1 уровень речевого развития. Сочетание заикания с ОНР или сочетание заикания с фонетико-фонематическим и тогда встает вопрос: в какую группу направить этого ребенка. Учитывается и уровень развития речи ребенка и степень тяжести нарушения (заикания) и что первично, а что вторично. Этот вопрос решает медико-педагогическая комиссия, которой должны быть представлены документы,

продолжение таблицы

-нечеткое различие на слух фонем собственной речевой группы, чаще глухо-звонких, твердых и мягких, л-р и других; -неподготовленность к элементарным формам зрит.анализа и синтеза; -затруднение при звуковом анализе и синтезе звукового состава речи. Дефекты произношения у детей этой группы сводятся к следующим характерным проявлениям: -замена одних звуков другими, более простыми по арт. (собака – фобака, с – ф, с – т).; -искаженное произношение одного или нескольких звуков; -наличие диффузной Евгеньевна Левина. I УРОВЕНЬ. Акт.словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. II УРОВЕНЬ. Ограниченный запас общеупотребляемых слов, используемых в речи простых предложений из 2-3 слов с грубымиаграмматизмами (несогласованных в роде, числе и т.д.) III УРОВЕНЬ. Характеризуется наличием фразовой речи, но с лексикограмм и фонетико-фонематическим недоразвитием. Обычно такие дети на бытовом уровне хорошо понимают взрослых, могут с ними общаться, но речь их похожа на речь иностранца. Нарушена структура слов, постановка. Филичева Т.В. – 4 уровня ОНР:   достаточно дающие принять правильное решение.

окончание таблицы

артикуляции, заменяющей целую группу звуков; -нестабильное использование звуков в различных формах речи (например: звук может правильно произносить изолированные звуки, в стихах, при пересказе, а в самостоятельной речи неправильно, т.к. заучивание вещей происходит со слов взрослого, и ребенок может в данном варианте произносить звук правильно). 4 УРОВЕНЬ. Речь является средством общения, но имеются элементы недоразвития речи, как в произносительной стороне (нарушение отдельных групп звуков, не всегда правильно ставит ударение: раздели́ — разде́ли).

Не всегда правильно ставит паузы, в словаре нарушена звуко-слоговая структура слова. Вызывает неправильное построение фразы, затруднение при пересказе, составлении рассказа по сюжетам, картины и т.д.

   

 

Развитие психики характеризуется, с одной стороны, поэтапностью созревания психических функций, качественным их преобразованием и совершенствованием на каждом последующем возрастном этапе, а с другой – активностью, осознанностью и целеустремленностью деятельности, нарастающей по мере формирования целевых потребностей. Непроизвольные психические процессы перерастают в произвольные: формируются произвольное внимание, осмысленное восприятие, отвлеченное мышление, логическая память. Все это – результат социального опыта, которым в ходе психического развития овладевает ребенок[14].

Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием системы биологических и социальных факторов, которые ведут к единой цели – формированию человека[18].

Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы: силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей и др. От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности зависят способности к овладению общественным опытом, познанию действительности, т.е. биологические факторы создают предпосылки психического развития человека[14].

Чем глубже биологическое нарушение, тем менее эффективно педагогическое воздействие на психическое развитие ребенка с проблемами в развитии и тем более необходим поиск действенных коррекционно-воспитательных средств и компенсаторных возможностей[19].

Единство биологических и социальных факторов в развитии человеческой личности есть механическое их соединение. Они находятся в сложных взаимоотношениях, влияние их друг на друга в разные возрастные периоды различно по степени значимости каждого из этих факторов для общего развития человека.

Наряду с общими закономерностями психического развития нормального и аномального ребенка своеобразное развитие последнего имеет свои закономерности. Еще в 30-е гг. прошлого века Л. С. Выготский разработал теорию сложной структуры аномального развития ребенка с дефектом. Эта теория отвергла представление об изолированном выпадении одной функции вследствие поражения какого-либо анализатора или заболевания ребенка. Дефект анализатора или интеллектуальный дефект вызывает ряд отклонений, создает целостную сложную картину атипичного, аномального развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития[19].

Так, при нарушении слухового восприятия, возникшего в результате повреждения слухового аппарата и являющегося первичным дефектом, появление глухоты не ограничивается выпадением функции слухового восприятия. Слуховой анализатор играет исключительную роль в развитии речи. И если глухота возникла до овладения речью, как следствие наступает немота – вторичный дефект развития глухого ребенка. Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях специального обучения с использованием сохранных анализаторов: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности и т.д. Конечно, речь в этом случае отличается своеобразной неполноценностью: произношение при отсутствии слухового контроля нарушено, словарный запас ограничен, усвоение грамматического строя и понимание речи затруднены. Особые сложности возникают с пониманием слов отвлеченного значения. Трудности в овладении устной речью, имеющей первостепенное значение для формирования познавательной деятельности, приводят глухих детей к нарушениям словесно-логического мышления, проявляющимся в затруднениях при языковых обобщениях запоминаемого материала, непонимании условий арифметических задач. Речевые нарушения, затрудняющие общение с окружающими, могут также отрицательно влиять на формирование характера, нравственных качеств глухого[15].

У слепых детей раннее поражение органов зрения заметно влияет на их развитие. В качестве вторичных отклонений проявляется недостаточность пространственных ориентировок, ограничение конкретных предметных представлений, своеобразие походки, недостаточная выразительность мимики лица, характерологические особенности.

Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта – органического поражения головного мозга, порождает вторичные нарушения высших познавательных процессов (активного восприятия, словесно-логического мышления, речи, произвольных форм памяти), проявляющиеся в процессе социального развития ребенка. Вторичное недоразвитие психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляется в примитивных реакциях, завышенной самооценке, негативизме, недоразвитии воли, невротическом поведении[14].

Следует обратить внимание на взаимодействие первичных и вторичных дефектов. В описанных выше случаях первичный дефект вызывал вторичные отклонения. Однако и вторичные симптомы в определенных условиях воздействуют на первичный фактор. Так, взаимодействие неполноценного слуха и возникших на этой основе речевых последствий является свидетельством обратного влияния вторичной симптоматики на первичный дефект. Ребенок с частичной потерей слуха не будет использовать его сохранные функции, если не развивает устную речь. Только при условии интенсивных занятий устной речью, т.е. преодоления вторичного дефекта речевого недоразвития, оптимально используются возможности остаточного слуха. В противном случае первичный дефект слуха усилится.

Вторичные дефекты в психологическом развитии детей старшего дошкольного возраста нарушениями речи обусловлены первичным нарушением речи. В дошкольном возрасте у детей еще отмечаются неустойчивость внимания, слабость развития свойств распределения и переключения, но при этом отмечаются следующие новообразования, такие как значительный рост его концентрации объема и складывание элементов произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов. Что обусловлено развитием речи, пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели, освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия и способностью сосредоточится на действиях, которые имеют для них интеллектуальное значение.

Обеспечение первоначальной фиксации внимания на объекте выступает как ведущая предпосылка устойчивого внимания. Речь имеет особенное значение для развития устойчивого внимания ребёнка. На первых этапах сосредоточение внимания на речи представляет определённые трудности. Овладевая речью, ребёнок овладевает и способами управления своим вниманием. Активность речевой деятельности дошкольника характеризуется направленностью в сторону значения слов взрослого. Ребёнок становится внимательным не только к звукам речи, но и к её содержанию, то есть к смыслу слов. Ребёнок учится мысленно представить себе предметы, их свойства, различные явления окружающего мира.

Произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регулировании поведения ребёнка. Для детей слово взрослого приобретает доминирующую роль в направленности и избирательности их внимания[2].

Исследования особенностей развития внимания детей с нарушениями речиуказывают на то, что для детей свойственна пониженная степень становления ведущих свойств внимания: недостаточная устойчивость, проблемы переключения, распределения и включения внимания. Это ведет к неумению своевременно подключиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на иной, что в свою очередь приводит к резкой утомляемости, отвлекаемости, увеличенной истощаемости организма и содействует появлению различного рода ошибок при выполнении заданий. Ранняя диагностика на этапе дошкольного обучения помогает выявить детей с низким уровнем развития внимания (его свойств, которое не только влияет на качество формирования навыков письма, чтения, счета, но и в значительной мере определяет успешность овладения ребенком общеучебными и предметными умениями, полноценность усвоения всего учебного материала начального этапа обучения)[17].

Почти все проблемы, связанные с невысоким уровнем становления внимания, говорят о себе уже в период дошкольного детства. В подготовительной группе такие дошкольники испытывают большее, по сопоставлению с другими воспитанниками, усилие при овладении школьными навыками, зачастую отстают в темпе учебной деятельности. В следствие этого довольно принципиально, установив у ребенка требующие коррекции особенности развития внимания, вовремя начать коррекционную работу.

По мнению авторов Гвоздева А. Н., ЖуровойЛ. Е., Левиной Р. Е., Эльконина Д. Б. и др. развитие фонематических процессов, заключающееся в наличии определенного уровня сформированности направленности внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем,служит основой для успешного овладения навыками чтения и письма.

Вывод:

— под нарушениями речи или речевыми расстройствами принято понимать проблемы и отклонения речи, нарушения вербальной коммуникации и других смежных областей, в частности, речевой моторики;

— одним из наиболее распространенных нарушений речи по психолого-педагогической классификации является общее недоразвитие речи, характеризующееся поздним началом развития речи, скудным словарным запасом, аграмматизмами и дефектами произношения и фонемообразования;

— специфическими чертами внимания, характерные для детей с нарушениями речи является преобладание других видов внимания над вербальным и сниженная произвольность внимания, а также основных характеристик: распределение, переключение, концентрация, устойчивость.

 

 

Вывод по первой главе

Изучив литературу по данному вопросу, мы решили понимать под вниманием важнейший психический процесс, который выступает условием осуществления внутренней и внешней деятельности человека [17]. Внимание как самостоятельный психический процесс обладает рядом свойств – устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость, объем. Также выделяют произвольное и непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.

Основная функция внимания осуществлять контроль за правильностью содержания психических явлений, обеспечивающих осуществление деятельности на высоком уровне.

К основным характеристикам внимания относятся: распределение, концентрация, переключение и устойчивость.

У детей к старшему дошкольному возрасту произвольное внимание недостаточно устойчиво. К 5-7 годам проявление внимания носит произвольный характер. Устойчивость внимания к концу дошкольного возраста у детей начинает интенсивно развиваться, поскольку сам процесс получения знаний у детей старшего дошкольного возраста способствует быстрому росту произвольного внимания, развивающемуся у них, главным образом, на основе возникновения интересов, в частности интереса к учебной деятельности.

Нарушения речи или речевые расстройства – это проблемы и отклонения речи и нарушения вербальной коммуникации и других смежных областей, в частности, речевой моторики.

Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Особенностями внимания детей с нарушениями речи является пониженная степень становления ведущих свойств внимания: недостаточная устойчивость, проблемы переключения, распределения и включения внимания. Это ведет к неумению своевременно включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на иной, что в свою очередь приводит к резкой утомляемости, отвлекаемости, увеличенной истощаемости организма и содействует появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.

Для детей дошкольного возраста характерным является преобладание не вербального внимания над вербальным.