Нервно-психическое развитие

Тема: Дошкольный период, его характеристика

 

Вопросы

1. НПР

2. АФО

3. Рост и развитие ребенка дошкольного возраста

4. Питание

5. Подготовка к школе

Количество часов -2.

 

Период от 3 до 7 лет — дошкольный возраст.

Дошкольный возраст — выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет).

 

Данный период характеризуется интенсивным нервно-психическим развитием и изменением пропорций тела ребенка.

Нервно-психическое развитие

Этап психического развития от 3 до 6–7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. В течение первых шести лет жизни закладывается основа личности ребенка, формируются характер и привычки, проявляются его склонности и таланты. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка.

Нервная система характеризуя дальнейшим развитием и созреванием, расширением условнорефлекторных связей, становлением и- развитием второй сигнальной системы :..- речи. Дети этого возраста коммуникабельны, активно вступают в контакт, испытывая возрастающую потребность в общении. Они чрезвычайно любознательны, эмоциональны, проявляют привязанность к родителям. Необходимо помнить, что привычки, закрепленные в этом возрасте, зачастую сохраняются на всю жизнь.

Следует особо отметить, что дети до 3 лет удовлетворяются общением с членами семьи. Дети старше 3 лет нуждаются в общении со сверстникам и способны организовывать с ними совместные сюжетные и ролевые игры. С учетом этого факта целесообразно, чтобы ребенок с 3 лет посещал детское дошкольное учреждение.

Критерии оценки НПР детей периода ,«молочных зубов»

Нервно-психическое развитие от 4 года до 6 лет

Ребенок в возрасте 4 лет:

МР — группирует предметы по классам: классифицирует картинки и определяет среди них лишнюю (не похожую на другие); складывает из 3 частей разрезанные картинки; составляет рассказ по сюжетной картинке, отвечая на вопросы взрослого;

ВП — из 4-5 показанных предметов вспоминает название одного-двух после того, как их убирает взрослый;

М — застегивает пуговицы, молнию, всегда или иногда зашнуровывает ботинки, срисовывает квадрат, после показа рисует человека из 3 частей; подпрыгивает на 2 ногах, продвигаясь вперед; балансирует около 5 секунд на одной ноге;

10 стр., 4661 слов

Особенности вокально-хоровой работы с детьми в мутационный период ...

... в детском коллективе. Предметом исследования – особенности вокально-хоровой работы с детьми в мутационный период развития голоса. Задачи: Рассмотреть механизм детского хорового коллектива и способы его ... голоса никогда не существовало. Некоторые особенности работы с детскими голосами, обусловленные возрастом и детской психикой, спецификой детского восприятия, разумеется, должны быть учитываемы, но ...

С — умеет играть с детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры; знает свои имя, фамилию, пол.

Ребенок в возрасте 5 лет:

МР — строит и составляет по образцу различные узоры (из кубиков, мозаики и лего); может составить из нескольких предложений рассказ по картинке с открытым и скрытым смыслом;

ВП — запоминает последовательность разложенных на столе картинок (4-5), находит одинаковые детали или предметы на двух положенных рядом картинках; запоминает 1-2 четверостишия, скороговорки или считалки;

М — самостоятельно одевается и раздевается; рисует фигуру человека из 3-6 частей; прыгает на одной ноге, продвигаясь вперед;

С — умеет играть с детьми разного возраста, не ссорясь и соблюдая правила.

Ребенок в возрасте 6 лет:

РН — понимает значения всех слов из бытовой лексики, называет, из чего сделаны отдельные предметы; составляет рассказ по 2-3 картинкам, связанным содержанием; решает простые логические задачи (отгадывает загадки, подбирает недостающие предметы. в ряду);

ВП — запоминает и рассказывает стихи и сказки; запоминает 6-8 слов и однозначных цифр, названных взрослым;

М — рисует человека из 6 частей, рисует круг; может аккуратно закрасить его карандашом; прыгает в длину с места не менее чем на 40 см;

С — знает, как найти свой дом, что надо делать, если потеряет. чужую игрушку, и т.п., оценивает поступки и поведение окружающих; дает самооценку, знает имя и отчество родителей.

Оценка НПР детей от 1 года до 7 лет проводится по тем же принципам, что и у младенцев; однако меняется содержание понятия «эпикризный срок».

Если на первом году жизни эпикризный срок[1] составлял 1 месяц, то в дальнейшем темпы роста замедляются, поэтому эпикризный срок увеличивается до 3 месяцев, а с 3 лет — до одного года.

За норму развития принимается овладение умением в пределах паспортного возраста:

— на втором году жизни: ± 1,5 мес.

— на третьем году жизни: ± 2,5 мес.

— с 4 до 7 лет: ± 3 мес.

 

Следовательно, только с учетом этих колебаний можно определить опережение или отставание ребенка в нервно-психическом развитии.

 

Анатомо-физиологические особенности органов и систем

 

Кожа и ее придатки продолжают развиваться. Совершенствуются терморегуляторная, выделительная и защитная функции. Отмечается снижение функции сальных желез, уменьшение количества и выраженности естественных кожных складок (к 5-6 годам они сглаживаются и исчезают).

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Отмечается значительный рост и выраженность бровей и ресниц, иногда происходит изменение цвета волос.

Ребенка необходимо обучать навыкам самогигиены (подмывание, умывание, чистка зубов и т. д.) И пользованию горшком.

Гигиеническая ванна в холодное время года может про водиться реже:

в 1-4 года — 2 раза в неделю; с 4 лет — 1 раз в неделю.

Костно-мышечная система также продолжает расти и развиваться.

К 2 годам (в 24 месяца) заканчивается формирование молочного прикуса — 20 молочных зубов. С 5 лет начинается смена их на постоянные (в 6 лет — не менее одного постоянного зуба, в 7 лет — не менее четырех).

Позвоночникдо 1,5 лет растет равномерно, затем рост шейных и верхнегрудных позвонков замедляется, а с 5 лет рост позвоночника снова становится равномерным,

К 4 годам заканчивается формирование затылочной и височной костей.

В костях сохраняется еще много хрящевой ткани, что обеспечивает их гибкость и подвижность. Однако при этом несформировавшиеся кости, в том числе и позвоночник имеющий неустойчивые изгибы, легко искривляются и деформируются. Для предупреждения деформации костей особое внимание необходимо уделить:

— рациональному питанию;

— соблюдению осанки;

— достаточной двигательной активности;

— адекватным физическим нагрузкам;

— правильному подбору мебели и игрушек.

Характерно также развитие мышечной системы, нарастание силы, ловкости и массы мышц (диаметр мышц увеличивается в 2-2,5 раза).

При этом отмечается преимущественное развитие крупных и средних мышц, обеспечивающих бег, ходьбу, прыжки. Развитие же мелких мышц и, следовательно, мелкой моторики происходит гораздо медленнее и продолжается до 9-10 лет. Для стимуляции работы кисти детям рекомендуются специальные упражнения (мозаика, кубики, рисование, штриховка, лепка и т. д.).

Дыхательная система значительно развивается, совершенствуется функция газообмена в легких.

Тип дыхания:

к 2 годам — диафрагмально-грудной;

к 5 годам — грудной.

Частота дыхания: в среднем после 3-5 лет -30 в минуту.

При аускульативном выслушивании определяется пуэрильное дыхание, затем постепенно дыхательные шумы ослабевают, и к 7 годам оно становится, как и у взрослых, — везикулярным.

Сердечно-сосудистая система увеличивается в размерах,

обогащается более разветвленной сетью капилляров.

Пульс составляет:

в 1-3 года-l05-115 уд. в мин.;

в 4-6 лет-90-100уд. в мин.

АДмах-составляет:

90 + 2n, где n — число лет ребенка AДmin = 1/2 от АДмах + 10 мм рт. ст.

При необходимости оценить АД ребенка более тщательно целесообразно использовать метод центильных таблиц.

 

Пищеварительная система значительно увеличивается в размерах, совершенствуются ее функции — ферментативная, двигательная, всасывающая и т.д. Однако слизистая оболочка остается по-прежнему уязвимой, и при нарушении питания это проявляется симптомами диспепсии.

Длина пищевода к 5 годам — 16 см.

Емкость желудка:

в 5-6 лет — 1000 мл.

Сохраняет свое значение наличие нормальной микрофлоры в кишечнике ребенка. Стул урежается до 2 раз в сутки, а после 3 лет — до 1 раза в сутки.

Значительно улучшаются функции печени, но остаются менее совершенными, чем у взрослых.

Мочевыделительная система претерпевает значительные изменения. К 5—6 годам почки становятся анатомически зрелыми; хотя функции, их совершенствование

Суточный объем мочи составляет:

до 5 лет — 600 + 100 (n — 1), где n __ число лет ребенка; старше 5 лет — 100 х (n + 5), где n — число лет ребенка. Разовый объем мочи составляет 90-120 мл в сутки. Относительная плотность мочи -l0I0-1020 ед. Частота мочеиспусканий — 8-10 раз в сутки. Произвольное мочеиспускание формируется:

— у девочек — к 1,5-2 годам;

— у мальчиков — к 3-3,5 годам.

 

Рост и развитие

Окружность головы до 5 лет увеличивается по 1 см в год;

в 5 лет = 50 см, а затем увеличивается по 0,5 см в год.

Окружность груди увеличивается от 1 года до 10 лет — на 1,5 см в год; в10 лет равна 63 см; после 10 лет увеличивается на 3 см в год.

Таблица 1 Динамика физических показателей в преддошкольном и дошкольном периодах

Питание детей дошкольного возраста

Питание дошкольников отличается от питания детей раннего возраста как в количественном, так и в качественном отношении.

Масса тела ребенка с 4 до 7 лет нарастает в среднем с 15 до 25 кг, а прирост тела в длину составляет 20-30 см. Общая подвижность детей несколько уменьшается, но увеличиваются физические нагрузки: пешие переходы, физкультурные и спортивные занятия и игры.

Для растущего организма необходим полноценный белок, поэтому количество животных белков должно составлять у трехлетнего ребенка 70%, у пяти-семи летнего — 60% от общего их числа. При правильном соотношении животных и растительных белков их усвоение происходит более полноценно. Белок в пище детей дошкольного возраста в среднем должен обеспечивать 15% ее общей калорийной ценности.

Количество жиров, необходимое после трех лет, практически такое же, как и белков (соотношение 1:1).

В диете детей дошкольного и школьного возраста жиры должны быть не только животного, но и растительного происхождения, количество последних составляет 5-10%, а иногда и 25% от всех жиров. Необходимость употребления жиров растительного происхождения связана с большим содержанием в них незаменимых ненасыщенных жирных кислот.

У детей дошкольного возраста, как и в более раннем возрасте, лучше усваиваются легкоплавкие (сливочное масло), чем тугоплавкие (баранина, говядина, свинина) жиры.

Соотношение между белками, жирами и углеводами должно составлять 1:1:4. Излишек углеводов в питании ребенка дошкольного возраста в первую очередь угнетает аппетит к другим продуктам питания, увеличивает брожение в кишечнике, вызывает вздутие его, что способствует всасыванию недостаточно расщепленных веществ и аллергизации организма. Иногда после обильного употребления сладкого у ребенка незамедлительно появляются значительные высыпания на коже, исчезающие через несколько часов или суток.

Суточная калорийность пищи на 50% должна покрываться за счет углеводов. Почти во всей литературе по диетологии указывается, что потребность в углеводах в значительной мере (30-50%) должна быть покрыта простыми углеводами в виде моно- и дисахаридов, и в частности пищевым сахаром. В связи с нарастанием числа больных сахарным диабетом детские диетологи справедливо предупреждают о вреде сахарозы и рекомендуют уменьшить ее в рационе детей дошкольного возраста. Ограниченное употребление сахарозы предотвращает развитие кариеса зубов и истощение функции секреторного аппарата поджелудочной железы. Потребность же в углеводах может быть покрыта за счет фруктозы, содержащейся в меде и фруктах (сухофруктах).

Растущий организм ребенка остро нуждается в достаточном количестве минеральных веществ. Так, для него весьма чувствителен недостаток железа, основная роль которого — участие в образовании гемоглобина. Дефицит железа приводит к малокровию с задержкой роста, снижению сопротивляемости ребенка инфекциям, ухудшению всасывания различных компонентов пищи.

Объем пищи определяется по формуле 1000 + 150 х n, где n — число лет ребенка. Так, например, ребенок пяти лет в сутки должен получить 1000 +150×5 = 1750 мл пищи. Индивидуальные колебания обычно компенсируются за счет употребления ребенком напитков.

В дошкольных учреждениях с дневным пребыванием ребенка объем полдника увеличивается до 300-350 г (так называемый уплотненный полдник).

Составляя меню питания ребенка, следует учитывать, что различная пища неодинаковое время задерживается в желудке. Так, снятое молоко переваривается в желудке 1 ч, а жирное — 2-2,5 ч, белый хлеб, отварные рыба, яйца, сваренный картофель — 2-2,5 ч, жареный картофель — 3 ч,

Количество пищи, предлагаемое на каждый прием детям дошкольного возраста (в граммах) *

Время приема и меню 3-5 лет 5-7 лет
Завтрак:    
Каша или овощное пюре
Чай, сок, кофе, какао
Обед:    
Салат
Первое блюдо
Второе блюдо (мясное/гарнир) 70/130 80/130
Компот
Полдник:    
Кефир, молоко
Булочка, печенье 50/25 60/35
Ужин:    
Овощное блюдо или каша
Чай, молоко, кефир
Хлеб на весь день:    
Пшеничный
Ржаной
Всего за сутки около 1800-1900 1900-2000

 

говядина — 5ч. Жирные виды пищи находятся в желудке наиболее продолжительное время: жирная утка — 7—8 ч, а рыбные консервы в масле и того больше.

В первую половину дня детям рекомендуется есть белковую пищу (мясо, рыбу, бобовые), которая более длительно переваривается в желудочно-кишечном тракте, а во вторую — углеводную и молочно-растительную. Чтобы сон ребенка был спокойным, на ужин не нужно давать жирных блюд. Ежедневно в каждой группе для родителей должен вывешиваться рекомендуемый набор продуктов детям на ужин.

На завтрак приходится 20-25%, обед — 35-40%, полдник — 10-15% и на ужин — 20-25% суточного количества калорий (уплотненный полдник составляет 25% калорийности суточного рациона).

Выдачу готовой пищи детям следует проводить только после снятия пробы и записи медработником в специальном бракеражном журнале готовых блюд их оценки и разрешения к выдаче. В журнале необходимо отмечать вкусовые качества каждого блюда, а не рациона в целом, и указывать соответствие веса и объема раздаваемых блюд количеству, приведенному в меню (для проверки выхода блюд взвешиваются 10 порций и рассчитывается средний вес одной порции).

Ежедневно должна оставляться суточная проба готовой продукции. Отбор и хранение суточных проб находятся под постоянным контролем медицинских работников: пробу следует отбирать в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры отбираются в отдельную посуду) и хранить в специально отведенном в холодильнике месте при температуре 68 0С.

Подсчет ингредиентов и калорийности пищи проводится медицинской сестрой 1 раз в месяц по накопительной бухгалтерской ведомости. При подсчете используются специальные таблицы состава и калорийности пищевых продуктов.

Режим и организация детского питания. Детей старше года кормят 4 -5 раз в сутки с промежутками между приемами пищи в 3-4 ч. Последнее кормление ребенка проводится за 1-1,5 ч до сна. Для детей дошкольного возраста рекомендуется четырехразовое питание: завтрак в 8.00 — 9.00, обед — в 12.00-13.00, полдник — в 15.00-16.30 и ужин — в 19.00-19.30.

Часы приема пищи, так же как и режим дня в целом, должны соблюдаться постоянно. Нарушение ритма питания приводит к сбоям в выделении пищеварительных соков, способствует появлению сначала функциональных расстройств желудочно-кишечного тракта, а затем и хронических заболеваний. Установлено, что при переходе ребенка на новый режим питания условный рефлекс, проявляющийся в выделении желудочного сока в часы приема, устанавливается через 5-9 дней.

В режиме питания важна и продолжительность приема пищи. Оптимальная продолжительность завтрака и ужина должна составлять 15, обеда — 30 мин. При поспешной еде желудок наполняется слишком быстро, и поступающая пища не успевает подвергнуться действию слюны и желудочного сока. Медленный, затянутый по времени процесс еды приводит к тому, что выделение пищеварительных соков постепенно снижается и последующие порции еды опять-таки оказываются недопереваренными. Однако следует учитывать, что некоторые здоровые дети едят более медленно, поэтому им следует выделить 5-7 дополнительных минут, первыми усаживая за стол.

Правильная кулинарная обработка пищи придает ей приятный эстетичный вид, запах, цвет, вкус. Детская пища должна быть разнообразна, вкусно приготовлена и красиво подана — это наилучший способ стимуляции аппетита у детей. Не надо принуждать ребенка, если он не хочет, съедать всю пищу. Обычно рекомендуются средние нормы питания, не рассчитанные на индивидуальные особенности и потребности организма ребенка. Часто ребенка, поступившего в детское дошкольное учреждение, пугает большая порция пищи — ее надо уменьшить. И только когда ребенок адаптируется к ней, количество питания постепенно может быть доведено до нормального объема. Кормление ребенка против его желания может вызвать отвращение к пище.

Тех детей, которые особенно избирательны в еде (отказываются от разных блюд, стойко предпочитают ограниченное число продуктов и блюд из них), нельзя принуждать есть, наказывать или строго порицать за отказ от еды. Постепенное расширение рациона производится за счет предложения им небольших порций непривычных или нелюбимых ими блюд. Можно использовать необычную сервировку, возбуждающую детское любопытство и желание попробовать новое блюдо.

Прием пищи в дошкольных учреждениях происходит в столовых-игральных комнатах. Незадолго до приема пищи няня подготавливает столы. Начиная со средней группы ей помогают дежурные дети, одетые в белые халаты, остальные в это время под наблюдением воспитателя моют руки.

Посуда должна быть индивидуальна для каждой группы и храниться в буфете в группе. Допускается использование фаянсовой и фарфоровой столовой и чайной посуды, столовых приборов из нержавеющей стали, нельзя использовать посуду с отбитыми краями, пластмассовую, приборы из алюминия. Мытье посуды после приема пищи происходит в буфетной группы со строгим соблюдением санитарных правил по обработке посуды.

 

Подготовка к школе

Основная цель подготовки к обучению в школе:

· развитие эмоционально-волевой сферы;

· развитие коммуникативных навыков;

· формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;

· сохранение здоровья дошкольников.

Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, цельюподготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылокк школьному обучению.

Основными принципами подготовки к обучению являются:

— единство развития, обучения и воспитания;

— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

— комплексный подход;

— систематичность и последовательность;

— вариативность и вариантность;

— сознательность и творческая активность;

— наглядность;

— доступность и достаточность.

В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.

Основными задачамиподготовки к обучению являются:

— охрана и укрепление здоровья;

— развитие психических функций и качеств личности;

— обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучением в школе.

Содержание подготовки к обучению включает следующие разделы: «Физическое воспитание», «Экологическое воспитание», «Эстетическое воспитание», «Речевое развитие», «Развитие математических способностей», «Конструирование и ручной труд».

Структура дошкольного образования:подготовка к обучению в школе. Возраст 5 лет. Продолжительность — 1 год.

Повторная подготовка — Скоро в школу. Возраст 6 лет. Продолжительность — 1 год.

Подготовка детей к школе начинается с 1 октября и длится до 15 мая.

Концепцией предусмотрено несколько вариантов организации подготовки к обучению.

На базе дошкольных и школьных образовательных учреждений:

1 вариант — для детей, не охваченных дошкольным образованием, организуют группы кратковременного пребывания;

2 вариант — для детей, посещающих образовательные учреждения дошкольного и младшего школьного возраста.

Готовность к обучению в школе

К концу подготовительного периода у детей, как считают психологи, должна быть сформирована психологическая, физиологическая и социальная готовность к обучению в школе.

Физиологическая готовность к школе выражается в уровне основных функциональных систем организма и состояния здоровья детей. Оценка физиологической готовности осуществляется специалистами-медиками в соответствии с установленными критериями. В основе критериев лежит способность ребенка переносить возросшие нагрузки, связанные с началом систематической учебной деятельности, интеллектуального и физического напряжения, т. е. ослабленные дети.

Социальная готовность к обучению в школе определяется готовностью ребенка к новым формам общения с окружающим миром. Развитие этой готовности, как считают психологи, связано с возрастным кризисом 6-7 лет. Ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Он переживает переходную ступень: он уже не дошкольник, но еще и не школьник.

Переживания приобретают смысл, благодаря которым у ребенка возникает новое отношение к себе.

Появление кризиса в 6-7 лет говорит о возникновении социальной готовности ребенка к обучению. В этот период у ребенка происходит формирование его внутренней социальной позиции.

Психологическая готовность к обучению в школе определяется общим уровнем психического развития ребенка и уровнем развития важных в учебном плане качеств.

Сформированность личностной и социально-психологической готовности ребенка к школе предполагает наличие новой «внутренней позиции школьника». Социальная подготовка к школе должна быть направлена на развитие качеств общения со сверстниками и взрослыми в новых условиях. Целью подготовки детей к школе является не создание каких-либо конкретных элементов учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.

Л. С. Выготский подчеркивал, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном представлении об окружающем мире, сколько в уровне развития психических, ориентированных действий, в уровне развития мотивационной сферы.

Целью подготовки к обучению в предлагаемой концепции является всестороннее развитие детей 5-летнего возраста, позволяющее им успешно овладеть школьной программой.

Подготовка к школе нацелена на охрану психического и соматического здоровья детей, на устранение разноуровневой подготовки к школе, исключение дублирования школьной программы.

Переход от дошкольного к школьному возрасту определяет смену ведущей деятельности. Закономерности движения от игры к учебе определяются основными новообразованиями, которые возникают при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.

 

 

[1] Эпикризный срок – это период в жизни ребенка, за который он приобретает новые навыки. На первом году жизни один эпикризный срок составляет 1 месяц. На втором году жизни – 3 месяца. С2-х до 3-х лет — 6 месяцев. И с четырехлетнего возраста эпикризный срок соответствует одному году

* Основные принципы питания детей и подростков / Под ред. Е.М.Фатеевой и Т.С.Невской. — М.,1974.