Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста при подготовке обучения в школе

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе 8

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе 8

1.2. Понятие и методы исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста 16

1.3. Педагогические условия организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе 24

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе 31

2.1. Изучение уровня подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста 31

2.2. Реализация педагогических условий организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе 39

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 47

Заключение 50

Список литературы 52

Введение

Одной из задач воспитания детей старшего дошкольного возраста является подготовка к обучению в школе. За более чем вековую историю проблемы готовности к обучению в школе накоплен значительный опыт теоретических и прикладных исследований частных аспектов готовности детей к школе, тем не менее эта проблематика все еще остается актуальной и нуждается в поисках оптимального решения.

К настоящему времени накоплен значительный опыт изучения отдельных аспектов готовности детей к систематическому школьному обучению как в отечественной (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, А.Л.Венгер, У.В.Ульенкова, Е.Е.Кравцова, М.Н.Костикова, Т.А.Нежнова, Н.И.Гуткина и др.), так и в зарубежной психологии (Я.Йирасек, J.S.Bruner, J.Gutke, F.Hering, F.L.Ilg, L.B.Ames, F.Kern, G. Witzlack и др.), а также в возрастной физиологии (М.В.Антропова, Н.Н.Куинджи, Т.Н.Сорокина, G.Schwarze).

Выявлены закономерности формирования учебных мотивов и представлений о целях и содержании учения; изучено влияние различных форм общения на успешность обучения; определен круг необходимых для начала школьного обучения знаний и умений; выявлены возрастные особенности развития познавательных и психомоторных способностей, составляющих основу усвоения учебных предметов; определены критерии функциональной готовности к началу школьного обучения и возрастные особенности учебной деятельности шести- и семилетних детей и т.д.

4 стр., 1811 слов

Особенности самооценки у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста из полной и не полной семей

Содержание Введение………………………………………………………………...…..3 Глава 1 Теоретические основы самооценки у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….6 1.1 Понятие самооценки в отечественной и зарубежной психологии….6 1.2 Особенности формирования самооценки у детей дошкольного с ОВЗ ……………………………………………………………………………….15 1.3 Особенности самооценки у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста из ...

При этом открытым остается вопрос об использовании различных средство подготовки детей к обучению в школе. Одним из наиболее эффективных средств является исследовательская деятельность в дошкольном возрасте.

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве (А.Н. Поддьяков, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, Л.М. Кларина, Е.Н. Герасимова, Н.Б. Шумакова, И.Э. Куликовская и др.).

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева).

Научный поиск эффективных средств развития исследовательской познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования на занятиях по окружающему миру">активности дошкольников – представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М Дьяченко), становление познавательных интересов (Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова), развитие продуктивной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова), становление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности (Л.А. Регуш, Г.И. Вергелес, А.Н. Соколов, О.К. Тихомиров, Е.Д. Френкель).

7 стр., 3366 слов

Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования на занятиях по окружающему миру

... развитие познавательной активности детей в условиях постепенно усложняющегося экспериментирования; развитие исследовательской активности дошкольников в условиях коллективного экспериментирования Объектом детского экспериментирования стали следующие темы ... .П. Стрелкова. - М.: Новая школа, 1993.- 137 с. 41. Поддьяков, А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А.Н. Поддьяков // Вопросы ...

Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности в процессе подготовки к обучению в школе.

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир).

Содержательные аспекты детского экспериментирования нашли отражение в современных дошкольных образовательных программах («Детство», «Развитие», «Детское экспериментирование», «Наш дом — природа», «Ребенок в мире поиска»).

Вместе с тем, до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании, раскрывающая сущность исследовательской активности, ее структуру и педагогические основы, обеспечивающие динамику ее становления в образовательном процессе современного дошкольного учреждения.

Нередко, несмотря на наличие в дошкольных учреждениях «зон экспериментирования», детское экспериментирование носит формальный, ситуативный характер, у дошкольников наблюдается низкий уровень исследовательской активности.

Фактически не получила достаточного отражения значимая проблема взаимодействия детского сада и семьи в развитии экспериментирования на ступени старшего дошкольного возраста. Все это свидетельствует о том, что вопросы эффективного использования экспериментирования как вида исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе подготовки к обучению в школе до настоящего времени не решены в полной мере.

23 стр., 11089 слов

Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников

... деятельности дошкольников, использующие разные концептуальные подходы, разные формы обучения, виды театрализованных игр для развития дошкольников. Термин «театрализованная деятельность дошкольников» имеет три смысловые единицы: «деятельность», «дошкольник ... констатирующие тестирование. Исследовательская база: Муниципальное бюджетное ... . В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются ...

Наблюдается противоречие между потребностью в подготовке старших дошкольников к обучению в школе и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса развития исследовательской деятельности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования.

Недостаточная разработка проблемы и ее несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для выбора темы данного исследования.

Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогические условия организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе.

Объект исследования – исследовательская деятельность как средство подготовки старших дошкольников к обучению в школе.

Предмет исследования – педагогические условия организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе.

Гипотезу исследования составляет предположение о том, что подготовка к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности будет эффективной при наличии следующих педагогических условий: 1) создание предметно-развивающей среды для осуществления исследовательской деятельности старших дошкольников; 2) поэтапный процесс последовательного развития исследовательской активности старших дошкольников; 3) взаимодействие детского сада и семьи в развитии исследовательской активности старших дошкольников.

Задачи исследования:

1. Проанализировать современные научные подходы по проблеме подготовки детей к обучению в школе.

2. Выявить особенности исследовательской деятельности в дошкольном возрасте.

3. Обосновать педагогические условия организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе.

4. Определить эффективность разработанных педагогических условий.

5 стр., 2227 слов

Современные подходы к развитию познавательной деятельности старших дошкольников в игре в условиях ФГОС ДОУ

Министерство образования Саратовской области ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И Панферова» Современные подходы к развитию познавательной деятельности старших дошкольников в игре в условиях ФГОС ДОУ Выпускная квалификационная работа Студентки группы 5Д Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование» Оглавление Введение…………………………………………………………………………….3 Глава I. Психолого-педагогические ...

Теоретико-методологические основы исследования: концепции подготовки к обучению в школе (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, А.Л.Венгер, У.В.Ульенкова, Е.Е.Кравцова, М.Н.Костикова, Т.А.Нежнова, Н.И.Гуткина и др.); концепция развития познавательной деятельности и познавательных интересов в дошкольном детстве (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, В.Г. Каменская, О.В. Дыбина, Л.М. Маневцова, И.Э. Куликовская, О.В. Афанасьева); исследования проблемы взаимодействия детского сада и семьи в воспитании и развитии ребенка (Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, М.В. Корепанова, О.Л. Зверева и др.); концепция построения развивающей среды дошкольных учреждений (Е.Н. Герасимова Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.П.Стрелкова, М.Н.Полякова и др.).

Методы исследования: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; разработка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов; количественный и качественный анализ полученных данных….

…………………………..

Список литературы

1. Бабкова Е.Г. Познание природы дошкольниками путем наблюдения // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкина. — Томск: ОГУ РЦРО, 2008. — С.40-41.

2. Бехтерева Л.П. К экологическим знаниям через наблюдения // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкина. — Томск: ОГУ РЦРО, 2008. — С. 63-64.

3. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л. Готовность детей к школе. Диагностика психологии развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. – Томск: Пеленг, 1992. – 62 с.

4. Волков Б.С., Волкова И.В. Подготовка ребенка к школе: задачи, упражнения, диагностика.- М.: Просвещение, 1994. — 218 с.

5. Выготский Л.С. Психология. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

16 стр., 7809 слов

Основные направления психологической помощи детям с нарушениями в развитии. Структура психологической помощи детям с проблемами в развитии

http://www.pedlib.ru/Books/3/0332/3_0332-64.shtml Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с. Трудности психологической реабилитации и адаптации детей с нарушениями в психическом развитии в значительной степени обусловлены сложной структурой и степенью тяжести их дефекта, что проявляется в своеобразных особенностях их умственного и эмоционально ...

6. Глуховеря Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности // Дошкольное воспитание. — 1976. — №11. — С.28-33.

7. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. — 1986. — №1. — С.28-32.

8. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.

9. Далинина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. Далинина // Дошкольное воспитание. — 2000. — №1. — С. 41-49.

10. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.

11. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. — 2004. — №1. — С. 60-68.

12. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. — М.: Линка-Пресс, 2001. — С.25-26.

13. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методиеский аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.

14. Идом X., Вудворд К. Домашняя лаборатория. — М.: «Махаон», 1999. -74с.

15. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. — М.: Сфера, 2004. — 112 с.

16. Кончина О.А., Свирская Л.В. Программа развития познавательных способностей детей 3-7 лет. «Ключ к открытию». — Новгород, 1995. — 215 с.

17. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т.А. Куликова. – М., 1999. – 232 с.

18. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебн. пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005.-80 с.

19. Куцакова Л.В., Мерзлякова СИ. Воспитание ребенка-дошкольника развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. Программа «Росинка».—М.:Владос,2003 — 166с.

19 стр., 9388 слов

Развитие мышления детей дошкольного возраста познавательно-исследовательской деятельностью

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ .1Мышление как познавательный процесс .2Развитие мышления у дошкольников .3Основные методы развития мышления в дошкольном возрасте .4Познавательно- ...

20. Лебедева А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации. // Вопросы психологии. 1997. — №5. -с. 20-27.

21. Лелюх СВ., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. — Ульяновск: ИПКПРО, 2003. — 240 с.

22. Лозовая В.И., Камышанченко Е.Н. Формирование познавательной активности школьников. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. — 231 с.

23. Новоселова С.Л. Игра — экспериментирование как детская самодеятельность // Информационно — методический и научно педагогический журнал. — Приложение № 4, 2001. — С 86-93.

24. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2003. -64 с.

25. Петровский А.В., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.- 137 с.

26. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. 1991. — №4. — с. 29-34.

27. Поддьяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей. — М.: Российское психологическое общество, 1998. — 85 с.

28. Поддьяков Н.Н. К постановке проблемы умственного воспитания в детском саду // Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддьякова. — М., 1972. — С.5-52.

29. Поддьяков Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. — М.: Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, 1998. — 28 с.

30. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.

31. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М., 1983. – 93 с.

32. Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. – Омск, 1997. – 159 с.

33. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. / Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. – М., 1989. – 742 с.