Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста при подготовке обучения в школе

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе 8

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе 8

1.2. Понятие и методы исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста 16

1.3. Педагогические условия организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе 24

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе 31

2.1. Изучение уровня подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста 31

2.2. Реализация педагогических условий организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе 39

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 47

Заключение 50

Список литературы 52

Введение

Одной из задач воспитания детей старшего дошкольного возраста является подготовка к обучению в школе. За более чем вековую историю проблемы готовности к обучению в школе накоплен значительный опыт теоретических и прикладных исследований частных аспектов готовности детей к школе, тем не менее эта проблематика все еще остается актуальной и нуждается в поисках оптимального решения.

К настоящему времени накоплен значительный опыт изучения отдельных аспектов готовности детей к систематическому школьному обучению как в отечественной (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, А.Л.Венгер, У.В.Ульенкова, Е.Е.Кравцова, М.Н.Костикова, Т.А.Нежнова, Н.И.Гуткина и др.), так и в зарубежной психологии (Я.Йирасек, J.S.Bruner, J. Gutke, F. Hering, F.L.Ilg, L.B.Ames, F. Kern, G. Witzlack и др.), а также в возрастной физиологии (М.В.Антропова, Н.Н.Куинджи, Т.Н.Сорокина, G. Schwarze).

4 стр., 1811 слов

Особенности самооценки у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста из полной и не полной семей

... оказывающий влияние на эмоциональный фон ребенка. Также большую .............................................. 1.3 Особенности самооценки у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста ... многих детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. Сам возрастной период накладывает своеобразный отпечаток, так как в этом возрасте начинается процесс подготовки к школе, ...

Выявлены закономерности формирования учебных мотивов и представлений о целях и содержании учения; изучено влияние различных форм общения на успешность обучения; определен круг необходимых для начала школьного обучения знаний и умений; выявлены возрастные особенности развития познавательных и психомоторных способностей, составляющих основу усвоения учебных предметов; определены критерии функциональной готовности к началу школьного обучения и возрастные особенности учебной деятельности шести- и семилетних детей и т. д.

При этом открытым остается вопрос об использовании различных средство подготовки детей к обучению в школе. Одним из наиболее эффективных средств является исследовательская деятельность в дошкольном возрасте.

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве (А.Н. Поддьяков, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, Л.М. Кларина, Е.Н. Герасимова, Н.Б. Шумакова, И.Э. Куликовская и др.).

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева).

Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников — представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О. М Дьяченко), становление познавательных интересов (Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова), развитие продуктивной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова), становление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности (Л.А. Регуш, Г. И. Вергелес, А.Н. Соколов, О.К. Тихомиров, Е.Д. Френкель).

5 стр., 2270 слов

руководство сенсорным развитием дошкольников. Особенности сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста

... развитием дошкольников 12 Глава 2. Педагогические условия сенсорного развития дошкольников 2.1. Показатели и уровень сенсорного развития ... экспериментирования, последовательность действий определяется не внешними впечатлениями, а познавательной задачей. З.М. Богуславская установила, что характер ориентировочно-исследовательский ... у младших дошкольников. - М.: Просвещение, 1996. 29. Поддьяков Н. Н ...

Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности в процессе подготовки к обучению в школе.

Среди возможных средств развития исследовательской познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования на занятиях по окружающему миру">активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир).

Содержательные аспекты детского экспериментирования нашли отражение в современных дошкольных образовательных программах («Детство», «Развитие», «Детское экспериментирование», «Наш дом — природа», «Ребенок в мире поиска»).

Вместе с тем, до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании, раскрывающая сущность исследовательской активности, ее структуру и педагогические основы, обеспечивающие динамику ее становления в образовательном процессе современного дошкольного учреждения.

12 стр., 5711 слов

Подготовка слабослышащих дошкольников к обучению в школе

... ребенка в целом. Цель работы: рассмотреть процесс подготовки слабослышащих дошкольников к обучению в школе. Задачи исследования: ·Рассмотреть психолого-педагогические особенности слабослышащих детей; ·Раскрыть понятие ... цепочки, а овладевают таким речевым материалом, который способствует всей речемыслительной деятельности. Из этого вытекает главное методическое требование: предложение не должно ...

Нередко, несмотря на наличие в дошкольных учреждениях «зон экспериментирования», детское экспериментирование носит формальный, ситуативный характер, у дошкольников наблюдается низкий уровень исследовательской активности.

Фактически не получила достаточного отражения значимая проблема взаимодействия детского сада и семьи в развитии экспериментирования на ступени старшего дошкольного возраста. Все это свидетельствует о том, что вопросы эффективного использования экспериментирования как вида исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе подготовки к обучению в школе до настоящего времени не решены в полной мере.

Наблюдается противоречие между потребностью в подготовке старших дошкольников к обучению в школе и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса развития исследовательской деятельности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования.

Недостаточная разработка проблемы и ее несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для выбора темы данного исследования.

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогические условия организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе.

Объект исследования — исследовательская деятельность как средство подготовки старших дошкольников к обучению в школе.

Предмет исследования — педагогические условия организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе.

Гипотезу исследования составляет предположение о том, что подготовка к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности будет эффективной при наличии следующих педагогических условий: 1) создание предметно-развивающей среды для осуществления исследовательской деятельности старших дошкольников; 2) поэтапный процесс последовательного развития исследовательской активности старших дошкольников; 3) взаимодействие детского сада и семьи в развитии исследовательской активности старших дошкольников.

7 стр., 3087 слов

Готовность к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

... к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Актуальность данной работы определяется тем, что с проблемой диагностики готовности к школе старших дошкольников с ... переживаний. Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности, включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли ...

Задачи исследования:

1. Проанализировать современные научные подходы по проблеме подготовки детей к обучению в школе.

2. Выявить особенности исследовательской деятельности в дошкольном возрасте.

3. Обосновать педагогические условия организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе.

4. Определить эффективность разработанных педагогических условий.

Теоретико-методологические основы исследования: концепции подготовки к обучению в школе (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, А.Л.Венгер, У.В.Ульенкова, Е.Е.Кравцова, М.Н.Костикова, Т.А.Нежнова, Н.И.Гуткина и др.); концепция развития познавательной деятельности и познавательных интересов в дошкольном детстве (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, В.Г. Каменская, О.В. Дыбина, Л.М. Маневцова, И.Э. Куликовская, О.В. Афанасьева); исследования проблемы взаимодействия детского сада и семьи в воспитании и развитии ребенка (Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, М.В. Корепанова, О.Л. Зверева и др.); концепция построения развивающей среды дошкольных учреждений (Е.Н. Герасимова Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.П.Стрелкова, М.Н.Полякова и др.).

Методы исследования: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; разработка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов; количественный и качественный анализ полученных данных…

Список литературы

1. Бабкова Е.Г. Познание природы дошкольниками путем наблюдения // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6−7 ноября 2008 г. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкина. — Томск: ОГУ РЦРО, 2008. — С.40−41.

20 стр., 9914 слов

Активизация познавательной деятельности младших школьников

... познавательной деятельности, связанные с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста. Во второй главе «Активизация познавательной деятельности в школе первой ступени» раскрыта проблема неувязки активизации познавательной деятельности ... обусловлено познавательным энтузиазмом (12). Познавательная деятельность, вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию мировоззрения ...

2. Бехтерева Л.П. К экологическим знаниям через наблюдения // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6−7 ноября 2008 г. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкина. — Томск: ОГУ РЦРО, 2008. — С. 63−64.

3. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л. Готовность детей к школе. Диагностика психологии развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. — Томск: Пеленг, 1992. — 62 с.

4. Волков Б.С., Волкова И.В. Подготовка ребенка к школе: задачи, упражнения, диагностика.- М.: Просвещение, 1994. — 218 с.

5. Выготский Л.С. Психология. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.

6. Глуховеря Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности // Дошкольное воспитание. — 1976. — № 11. — С.28−33.

7. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. — 1986. — № 1. — С.28−32.

8. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 144 с.

9. Далинина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. Далинина // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1. — С. 41−49.

10. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. — М., 2003. — 253 с.

11. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. — С. 60−68.

12. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. — М.: Линка-Пресс, 2001. — С.25−26.

15 стр., 7267 слов

Воспитание эмоциональной отзывчивости у дошкольников

... Развитие эмоциональной мотивационной сферы детей дошкольного возраста 2.1. Технологии воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников Проблема воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников в настоящее время стоит ... и к определенным действиям с ними, несмотря на нормальное познавательное развитие дошкольников. Перечисленные особенности с нарушениями в развитии эмоциональной сферы ...

13. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методиеский аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 80 с.

14. Идом X., Вудворд К. Домашняя лаборатория. — М.: «Махаон», 1999. -74с.

15. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. — М.: Сфера, 2004. — 112 с.

16. Кончина О.А., Свирская Л.В. Программа развития познавательных способностей детей 3−7 лет. «Ключ к открытию». — Новгород, 1995. — 215 с.

17. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т.А. Куликова. — М., 1999. — 232 с.

18. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебн. пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005.-80 с.

19. Куцакова Л.В., Мерзлякова СИ. Воспитание ребенка-дошкольника развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. Программа «Росинка».—М.:Владос, 2003 — 166с.

20. Лебедева А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации. // Вопросы психологии. 1997. — № 5. -с. 20−27.

21. Лелюх СВ., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. — Ульяновск: ИПКПРО, 2003. — 240 с.

22. Лозовая В.И., Камышанченко Е.Н. Формирование познавательной активности школьников. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. — 231 с.

23. Новоселова С.Л. Игра — экспериментирование как детская самодеятельность // Информационно — методический и научно педагогический журнал. — Приложение № 4, 2001. — С 86−93.

24. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2003. -64 с.

25. Петровский А.В., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.- 137 с.

26. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — с. 29−34.

27. Поддьяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей. — М.: Российское психологическое общество, 1998. — 85 с.

28. Поддьяков Н.Н. К постановке проблемы умственного воспитания в детском саду // Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддьякова. — М., 1972. — С.5−52.

29. Поддьяков Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. — М.: Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, 1998. — 28 с.

30. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие / О.В. Солодянкина. — М.: АРКТИ, 2006. — 80 с.

31. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М., 1983. — 93 с.

32. Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. — Омск, 1997. — 159 с.

33. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. / Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. — М., 1989. — 742 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector