Взаимодействие ДОУ и родителей при подготовке ребенка к школе

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………2

Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки к школьному обучению………………………………………………………………………….4

1.1. Сущность понятия «Психолого-педагогическая готовность к школе»……………………………………………………………………………..4

1.2. Современные подходы к организации педагогического взаимодействия с семьёй в период подготовки ребёнка к школе ………..9

1.3. Формы взаимодействия ДОУ с семьёй при подготовке дошкольников к школе………………………………………………………..15

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе………………………………………………………………………………27

2.1. Анализ уровня взаимодействия ДОУ и семьи при подготовке дошкольников к школе…………………………………………………………..27

2.2. Содержание работы по организации взаимодействия ДОУ с родителями на этапе подготовки детей к школьному обучению………………………….37

2.3. Содержание работы по подготовке детей к школе в образовате

Введение

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни, предъявляя ребенку новые правила и требования. К которым нужно адаптироваться и привыкнуть.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов определяет ряд высоких требований к современному дошкольнику. Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами.

Современные исследования показывают, что 30 — 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально-волевой. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Это обусловлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

13 стр., 6040 слов

Изучение особенностей подготовки к школе слабослышащих детей

Введение Прежде всего необходимо отметить, что слабослышащие дети неоднородны по составу. Это объясняется: различной степенью и характером нарушения слуховой функции; сроками обучения в специальном детском саду. В последние годы увеличилось число детей, прошедших подготовку в специальных детских садах. Естественно, что развитие медицины и техники, ранняя диагностика, слухопротезирование вносят ...

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.

В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия.

Актуальность интеграции образовательных задач ДОУ и семьи особенно обостряется в период подготовки детей к школе. Исследования убедительно показывают, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания ребенка, преодоление дистанцирования родителей от детского сада позволяют значительно повысить эффективность подготовки детей к школе.

Тема исследования направлена на решение следующей проблемы: каковы педагогические условия эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки детей к школе. Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования.

Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Предмет исследования: содержание и формы психолого-педагогического взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме.

2. Разработать систему работы по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе подготовки детей к школе.

3. Проанализировать эффективность предложенной системы работы.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что вовлечение родителей будущих первоклассников в процесс подготовки детей к школе повысит уровень готовности детей к школе при соблюдении следующих условий:

— психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам подготовки детей к школе;

5 стр., 2256 слов

Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста

Программа повторения междисциплинарного государственного экзамена «Психолого-педагогические основы дошкольного образования» направление «ПЕДАГОГИКА» профиль «Управление дошкольным образованием» Выпуск 2011/2012, заочная форма обучения Сензитивные периоды психического развития ребенка раннего и дошкольного возраста, их характеристика. Понятие сензитивный период в работах Л.С.Выготского, Б.Г. ...

— проведения совместных образовательных мероприятий родителей с детьми, организованных педагогами;

— включения родителей будущих первоклассников в процесс управления образовательной работой ДОУ.

Методы исследования:

— изучение литературы,

— изучение педагогической документации,

— наблюдение,

— беседы,

— диагностика детей,

— констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты,

— количественный и качественный анализ результатов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система работы по взаимодействию ДОУ с семьей может использоваться в работе любого дошкольного учреждения педагогами и психологами.

………….

Список литературы

1. Агапова, И.Ю., Чеховская, В.Б. Подготовка детей к школе. /И.Ю. Агапова, В.Б. Чеховская. // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 19.

2. Антонова, Т., Волкова, Е., Мишина, Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. / Т.Антонова, Е.Волкова, Н. Мишина. // Дошкольное воспитание. – 1998. – N 6. – С. 66.

3. Арнаутова, Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей. / Е.Арнаутова. // Дошкольное воспитание. – 2002. – N 9. – С. 52.

4. Бабаева, Т.И. У школьного порога. / Т.И. Бабаева. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6. – С. 13.

5. Белкина, В.Н., Васильева, Н.Н., Елкина, Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. / Белкина В.Н., Н.Н.Васильева, Н.В.Елкина. – Ярославль: Академия, 2006. – 320 с.

6. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 480 с.

10 стр., 4855 слов

Организация трудового воспитания в школе

Тема: Организация трудового воспитания в школе содержание Введение 3 Глава 1. Роль трудового воспитания в школе и в развитии личности учащихся 5 1.1. Понятие о трудовом воспитании 5 1.2. Цели и задачи трудового воспитания в школе 10 Выводы по первой главе 13 Глава 2. Методы и формы организации трудового воспитания в школе 14 2.1 Содержание и формы трудового воспитания 14 2.2 Роль педагога в ...

7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С.Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. /Л.С.Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 534 с.

9. Готовность к школе / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Владос , 2000. – 218 с.

10. Григорьева, Н., Козлова, Л. Как мы работаем с родителями. / Н.Григорьева, Л.Козлова. // Дошкольное воспитание. – 1998. – N 9. – С. 23.

11. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. / Н.И.Гуткина. – М.: Академический проект, 2000. – 168 с.

12. Данилина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. / Т. Данилина. // Дошкольное воспитание, 2005. — N 1. — С. 41.

13. Данилина, Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. / Т.А.Данилина.– М.: Айрис-пресс, 2003. – 104с.

14. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. / Т.Н. Доронова. // Дошкольное воспитание. – 2004. – N 1. С. 60.

15. Доронова, Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства — в отрочество». / Т.Н.Доронова. // Дошкольное воспитание, 2005. — N 3. — С. 87.

16. Ильина, М.Н. Подготовка к школе. / М.Н.Ильина. – СПб.: Дельта, 1999. – 224 с.

17. Козлова, А. В., Дешеулина, Р. П. Работа ДОУ с семьей. / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. — М.: Сфера, 2004 — 112 с.

18. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. /А.В.Козлова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.

19. Концепция дошкольного воспитания /Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М.: Издательство АСТЬ, 1997.

20. Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М., Знание, 1987. – 80 с.

21. Кудрявцев, В.Т. Дошкольное воспитание: Учебник по педагогике. / В.Т.Кудрявцев. – М.: Профиздат, 2003. – 345 с.

22. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6–7 лет. / Н.И.Непомнящая. – М.: Педагогика, 1992. – 168с.

23. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. / Л.Ф.Обухова.– М.: Педагогическое общество России, 2003. – 448 с.

7 стр., 3376 слов

Особенности воспитания девочки в семье

Содержание Введение 1. Особенности воспитания девочки в семье 2. Роль матери в воспитании девочки 3. Роль отца в воспитании девочки Заключение Список литературы Введение Воспитание независимых, уверенных в себе девочек критически важно, но и очень сложно для родителей. Низкая самооценка, как это ни грустно, становится проблемой многих девушек. Далекие от реальности картины, навязываемые средствами ...

24. Пастухова, И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. / И.О. Пастухова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. — 48 с.

25. Подготовка детей к школе в детском саду: Учебное пособие / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Турунтаевой. – М.: Педагогика, 1978. – 160 с.

26. Скоролупова, О. Образование детей старшего дошкольного возраста как одна из приоритетных направлений государственной политики в области образования. / О. Скоролупова. // Дошкольное воспитание. – 2007. — №8. – С. 4.

27. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов и колледжей/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. — М.: Академия , 1999.

28. Стожарова, М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников. / М.Ю. Стожарова. – Ульяновск: изд-во УлГПУ,