1. Методика как учебная дисциплина

ЛЕКЦИЯ № 1

План

2. Методика как научная дисциплина.

1) Предмет и объект изучения методики

Термин методика в переводе с греческого означает отрасль педагогической науки, исследующую закономерности обучения определенному учебному предмету. В современной теории и практике обучения языку употребляется в трех значениях- методика как учебная, научная и практическая дисциплина.

1. Методика есть учебная дисциплина, которая дает теоретическую и практическую подготовку будущим преподавателям, в том числе по обучению ИЯ. Реализуется эта подготовка в форме лекций, семинарских и практических занятий, объем и содержание которых определяется соответствующими программами, в процессе педагогической практики, при подготовке и защите курсовых и дипломных работ.

Курс методики как учебной дисциплины при этом обыxно включает следующие разделы.

  1. Лингводидактические основы обучения.

В рамках этого раздела рассматриваются- содержание методики как учебной дисциплины, ее связь с другими науками, методы исследования, система обучения, включающая цели и задачи, принципы, методы, средства, организационные формы обучения, трактовка базисных категорий методики и ее понятийный аппарат.

2) Методические основы обучения языковым средствам общения ( фонетическим, лексическим, грамматическим, стилистическим, лингвострановедческим) обучения

3) Методические основы обучения деятельности общения ( аудированию, говорению, чтению, письму и письменной речи, переводу)

4) Организация и обеспечение процесса обучения ( планирование занятий, виды уроков, контроль за обучением языку, формы внеаудиторной работы, современные технологии обучения)

5) Содержание профессиограммы преподавателя ИЯ и требования к профессии учителя.

6) Этапы, уровни и профили обучения ИЯ.

7) Основные этапы развития методики преподавания иностранных языков.

В результате знакомства с основными положениями методики как учебной дисциплины студенты получают представление о том, каковы цели обучения языку (каким должен быть результат учебной деятельности), каково содержания обучения (чему следует учить), с помощью каких приемов и методов обеспечивается овладение языком в отведенный для этого временной интервал (как учить), какие средства следует использовать для достижения поставленных целей и реализации планируемого содержания обучения ( с помощью чего учить).

10 стр., 4815 слов

Развитие вербальной креативности студентов в условиях обучения ...

... происходит накопление и совершенствование креативности. Развитие вербальной креативности в период обучения в вузе является важным фактором конкурентоспособности человека, развития его компетентности. ... индивидуальные особенности речи, а также как выражение творческих способностей человека посредством языка и индивидуально-логического мышления [15,12]. С. Медник говорит, что вербальная креативность ...

Т.о. курс методики как учебной дисциплины призван обеспечить формирование у будущих преподавателей профессиональной компетенции (.т.е. способности к обучению языку в результате знакомства с приемам и методами его преподавания) и коммуникативной компетенции у их будущих учеников (т.е. способности к практическому пользованию изучаемым языком).

В курсе методики предполагается осветить в определенной последовательности основные теоретические положения, общие для преподавания английского, немецкого и французского языков. В лекциях и на семинарах предполагается рассмотреть также закономерности, свойственные процессу обучения каждому иностранному языку.

В методике как учебной дисциплине принято выделять три вида методик, раскрывающих содержание этой дисциплины: общие, частные, специальные

  1. Общие методики.

Исследователи Рахманов И.В. Миролюбов А.А., Цетлин В.С., Шатилов Серг. Филип., определяют общую методику как общие принципы обучения и воспитания уч-ся, действующие при обучении любым и/я.

Посвящены описанию закономерностей и особенностей обучения ИЯ вне зависимости от конкретных условий его преподавания, связанных с этапом и профилем обучения, а также особенностей родного языка учащихся. Так, принципы отбора учебного материала, способы его подачи, система упражнений, при емы работы с ТС, средства контроля в различных условиях обучения в целом будут одинаковыми и могут применяться для работы с разными контингентами учащихся. Такие методики и призваны охарактеризовать то общее, что типично для организации и проведения занятий по ИЯ. ( см. стр 10 – Щукин)

  1. Частные методики

Освещают проблемы преподавания ИЯ в конкретных условиях его изучения и с учетом особенностей родного языка учащихся. Знание общих закономерностей обучения Я часто оказывается недостаточным, когда преподаватель сталкивается со специфическими условиями его преподавания, зависящими от этапа и профиля обучения, учет которых на занятиях повышает эффективность учебного процесса. Такие особенности обучения и овладения языком в конкретных условиях и являются объектами частных методик. ( см. стр. 11 – Щукин).

3) Специальные методики.

Работы этого вида характеризуют особенности преподавания какой-либо стороны изучаемого языка ( его отдельных аспектов или ВРД, использования ТС, организации контроля на занятиях, внеаудиторной работы по языку и др).

Такие методики издаются в форме учебных пособий и способствуют расширению методического кругозора преподавателя и формированию его профессиональной компетенции.

2. Методика как научная дисциплина

Методика есть научная дисциплина, которая относится к педагогическим наукам и является по отношению к педагогике частной дидактикой.

На протяжении всей истории существования методик как научной дисциплины, широко дискутировался вопрос — является ли методика самостоятельной наукой либо опирается на данные других наук. Долгое время методику обучения ИЯ самостоятоятельной наукой не считали. В 20 столетии существовали следующие т.з. на эту актуальную для методики проблему.

4 стр., 1719 слов

М1.В. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

... дисциплин в российских университетах. 25. Тенденции современного психолого-педагогического образования в мире. 26. Формы обучения, виды учебных занятий в вузе. 27. Важнейшие дидактические критерии учебника по педагогике и методике преподавания. ...

  1. Самое первое определение МЕТОДИКИ дано в 1930 — Е.М. Рыт:

» Методика преподавания ИЯ представляет собой практическое применение сравнительного языкознания.» Сходная позиция у академика Щербы Л.В.: М. это прикладная лингвистика. Такой взгляд на методику обусловлен тем,что в М 30-х гг еще не достаточно определилась специфика ИЯ как учебного предмета и не было разработанной системы методов исследования. Методические рекомендации строились лишь с учетом наблюдения за опытом обучения. Позже, в 60-х гг языковеды обратились к изучению речи ( особенно в связи с возникновением теории языковых контактов и психолингвистики).

Речь является объектом научения при преподавании ИЯ в школе Поэтому исследования закономерностей речи, важных для построения обучения речевой. деятельности, вновь возродили идеи о дефиниции методики как прикладного языкознания (Ю.В. Розенцвейг, О.С. Ахманова ).

Очевидно, что особенности самого предмета влияют на процесс обучения. Но целый ряд важнейших вопросов, связанных с построением процесса обучения языку (система упражнений, принципы построения занятий, проблемы контроля, зависимость приемов обучения от целей , содержания, этапов) не может . быть решен только с опорой на закономерности лингвистики.

2. Другое направление в определении М как науки связано в отечественной литературе с именем Б.В. Беляева, который полагал, что М.- прикладная область психологии. Задача же психолога заключается в том, чтобы помочь методистам в научной разработке основных методов обучения языку и в исследовании индивидуально-психологических особенностей изучающих язык.

Однако ряд проблем М., например, отбор материала, особенности использования приемов и способов работы в зависимости от аудитории, не может быть решен с опорой только на закономерности психологии. Поэтому и дефиниция М как прикладной психологии не получила распространение.

3. В конце 30х гг — нач. 40 гг начинает оформляться еще одно направление — определение М как педагогической . науки. У педагогики и М. один объект изучения — процессы обучения, воспитания и научения, единые методы исследования. Но М. трактовалась как прикладная дидактика, она лишалась собственных закономерностей. Эта т.з. получившая обоснование в трудах известных дидактов и методистов ( Ю.К. Бабанский, А.В. Текучев, В.С. Цетлин, Э.П. Шубин) существовала вплоть до 1960 гг, времени оформления методики в самостоятельную отрасль знаний.

4. К середине 50-х гг возникло направление ( Звягинцев, Рогова) , которое стремилось определить М как приклад. дисциплину не одной, а несколько наук. Весь процесс обучения и воспитания при преподавании ИЯ д. был базироваться на закономерностях трех наук: лингвистики, психологии и педагогики, а методисту отводилась роль диспетчера по урегулированию процесса привлечения данных др. наук. Но привлечение данных из многих наук не может помочь в определении задач обучения конкретному учебному предмету, например, ИЯ в разработке организационных форм, приемов, методов обучения.

12 стр., 5877 слов

Теоретические проблемы программированного обучения и методика ...

... особенности данного вида управления, прежде всего - особенности управляемого процесса (объекта). Применительно к процессу обучения реализация этих требований предполагает наличие трех специфических моделей: 1) ... принципов классической дидактики. Наоборот, оно возникло в ходе поисков усовершенствования процесса обучения путем лучшей реализации этих принципов. С этой целью оно предусматривает: ...

Направление в определении М как науки ( Рахманов И.В. Миролюбов А.А., Цетлин В.С., Шатилов Серг. Филип., Салистра и др) зародилось в к. 40-х гг. М. признается педагогической . наукой, имеющей свои закономерности и методы исследования. (Ляховицкий М.В.:» М. обучения ИЯ- наука, исследующая цели и содержание, закономерности , средства, приемы, методы и системы обучения, а также изучающая процессы учения и воспитания на материале ИЯ».

Современная т.з. на методику как теорию обучения ИЯ сводится к утверждению, что методика является самостоятельной наукой, опирающейся на данные других наук, среди которых базисными, т.е. ведущими для методики следует считать лингвистику, педагогику, психологию, социологию, культурологию.

Сейчас все понимают М как раздел педагогической науки в целом. Это твердо можно сказать (но нападки, колебания долго продолжались) по объекту изучения. Напомним, что такое педагогика — наука о воспитании человека, которая включает развитие психических, физических, нравственных качеств личности, образование как процесс и результат овладения системой научных знаний, познавательных умений и навыков, обучение как процесс, в ходе которого осуществляется образование человека. Таким образом методика как теория обучения является частью науки, которую древние греки назвали детовождением, т. е .педагогикой.

Согласно толковым словарям М- это изложение методов обучения или исследования. Миньяр-Белоручев Р. К. рассматривает методику обучения иностранным языкам — как раздел дидактики, исследующий существующие и вновь появляющиеся методы обучения иностранным языкам Данный автор определяет дидактику как — отрасль педагогической науки, исследующая проблемы обучения и содержания образования. Главная задача дидактики состоит в научном обосновании практики обучения. В отличие от методики, дидактика занимается теорией и практикой обучения вообще, независимо от предмета обучения. Дидактика представляет теорию обучения в целом, включая ее основные категории: цели, содержание, методы, средства и принципы обучения.

В настоящее время все больше ученых ( по мнению М-Б.) склоняются к выводу, что методика обучения ИЯ является самостоятельной наукой со своей спецификой и самобытностью. И.А. Зимняя пишет:» иностранный язык в отличие от других учебных предметов является одновременно целью и средством обучения», она же подчеркивает «беспредметность»,» беспредельность» и «неоднородность» иностранного языка как учебной дисциплины. В этих словах заключается глубокий смысл, раскрывающий самобытность и уникальность учебной дисциплины » ИЯ», а следовательно и самостоятельность науки об обучении иностранному языку.

Гез Н.И., Ляховицкий М.В. рассматривают методику как

1) теоретический. курс, учебную дисциплину в пед/вузе или училище

2 стр., 898 слов

Методика исследования коммуникативных установок личности.

... успешности в обучении.   Методика исследования коммуникативных установок личности. А.Н.Ивашов, Е.В. Заика(http://psinovo.ru/10_psichodiagnostika_mezhlichnostnich_otnosheniy/10_5_issledovanie_kommunikativnich_ustanovok_lichnosti.html) Описание. Данная методика выявляет доминирующие ... в подростковом возрасте. По нашему мнению существующие методы диагностики и устранения данной проблемы не ...

2) педагогическую науку, имеющую свой теоретический .фундамент, экспериментальную. базу, свои объекты , предмет исследования ;

3) » технология», т.е. совокупность форм, методов и приемов работы учителя.

Учебный процесс- совокупность субъективных факторов ( обучающая деятельность учителя и учеб. деятельность учащихся ) и объективных (организация обучения : цель содержание, методы, приемы и средства обучения).. Мы будем исходить из того, что методика обучения ИЯ- педагогическая наука , отрасль дидактики исследующая цели, содержание, методы и средства обучения , а также способы учения и воспитания на материале ИЯ. ( см. стр 11 Щукина)

Как и всякая наука, методика обучения ИЯ имеет свой объект и предмет исследования Объект исследования- то, на что направлена познавательная деятельность, то что конкретно противостоит исследователю. Поэтому изучение объекта есть эмпирический уровень исследования. Движение познания от эмпирического к теоретическому, к абстрагированию сопровождается появлением предмета науки. Каждая самостоятельная имеет свой объект исследования. Для методики, как науки, объектом являются конкретно и независимо от человека существующие способы обучения и способы учения, а именно : объяснение, показ и подкрепление, во-первых, и осознанное восприятие, повторение и поиск, во-вторых. ( М.Б.- Методический словник , 1996 ).

Предмет науки — систематизированные знания, полученные в результате изучения объекта, абстрактная модель объекта, которая тем лучше отражает объекта, чем точнее методы его измерения. Предметом методики как науки являются теоретические положения, которые кладутся обычно в основу разрабатываемых методов. Чаще всего они выражаются в виде принципов обучения.

( Объект — область того, что изучается. Предмет — процесс обучения)

М.Б- объект методики- процесс передачи знаний об ИЯ и формирования навыков и умений иноязычной речи. Предмет методики- накопленные об объекте знания, многочисленные теории, моделирующие процесс обучения и/ языкам.

Миролюбов А.А, Рахманов И.В. , Цетлин В.С. считают предметом методики- процесс обучения подрастающего поколения и его воспитание средствами этого предмета. Объектом исследования является совокупность всех педагогических явлений, связанных с обучением и воспитанием учащихся средствами ИЯ.

И.Л. Бим определяет объект М как совокупность реальных педагогических явлений, связанная с обучением ИЯ. Предмет М- обобщение множества возможных моделей систем обучения, которые функционируют на взаимодействии учебного предмета ( в совокупности его материальных и идеальных форм) с методикой как наукой. Шатилов Сер. Филиппович считает объектом исследования М И/Я является процесс обучения и/я и закономерности усвоения его как нового средства коммуникации, а также особенности образования и воспитания средствами и/я.

Объект и предмет исследования методики

4 стр., 1771 слов

Методика организации допрофильной подготовки учащихся II ступени ...

... мониторинговых исследований качества допрофильной подготовки, основными объектами которых являются: уровень учебных достижений учащихся по предметам, которые ... предпочитаю учиться только в своей школе3. Какая методика изучения курсов по выбору была бы для ... выборе дальнейшего направления обучения, путей получения профессии. Подготовку учащихся к выбору профиля обучения условно можно разделить ...

По А.Н. Щукину- У методики есть свой объект исследования. Это процесс обучения языку, суть которого сводится к передаче преподавателем учащимся знаний о языке и формированию навыков и умений пользоваться языком в процессе общения. Именно в ходе обучения, протекающего в форме взаимодействия преподавателя и учащихся на уроке, самостоятельной работы учащихся, внеаудиторной работы с ними, решаются задачи обучения, воспитания и общего развития средствами изучаемого языка. Изучение объекта исследования как процесса овладения языком предполагает:

А) описание и оценку исходного уровня владения языком и меры готовности учащихся к овладению им. Такая работа включает проведение анкетирования, тестирования, результаты которых позволяют формировать сходные учебные группы из учащихся примерно одного исходного уровня владения языком, способностей к овладению языком и индивидуально-психологических особенностей личности. Применительно к обучению языку большое значение в наши дни приобрели тесты, позволяющие диагностировать коммуникативные способности учащихся, особенности их памяти, профессиональные склонности и круг интересов.

Б) описание конечного результата обучения, т.е. уровня компетенции, достигаемого учащимися в ходе обучения. Содержание такого уровня задается Государственным образовательным стандартом по иностранному языку, программами, создаваемыми на основе стандарта для разных уровней владения языком по результатам тестирования;

В) описание приемов и методов работы учителя и учащихся, с помощью которых обеспечивается наиболее эффективный и экономный по затрате усилий переход от исходного уровня владения языком к завершающему (конечному), заданному программой и содержанием учебных пособий, по которым ведется обучение.

У методики есть свой предмет исследования – это совокупность знаний, накопленных за время существования методики как науки, об ее объекте в виде различных теорий обучения, методических рекомендаций о процессе, методах и средствах обучения и способах повышения их эффективности. Предмет исследования в методике реализуется в форме публикации, как самих методик, так и методических рекомендаций по преподаванию языка.

ЛЕКЦИЯ № 2

ПЛАН

  1. Понятийный аппарат методики
  1. Понятие “ система”
  2. Понятие “метод”
  3. Понятие “принцип
  1. Методы исследования

1. Понятийный аппарат методики

У методики есть свой понятийный аппарат, т.е. система терминов, отражающих содержание данной отрасли знаний. Как и в любой науке, в методике ее основные категории в виде системы терминов служат базой и в то же время показателем самостоятельности и уровня развития науки. ( о словарях)

Понятие – одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для словесно-логического обобщения. Понятие имеет абстрактный, не наглядный характер. Содержание понятия нельзя наглядно представить, но его можно мыслить или знать. Понятие содержание мышления на родном языке складывается у человека в процессе формирования его личности. При обучении ИЯ имеет место коррекция объема понятий в двух языках, выражаемых лексически и грамматически.

6 стр., 2882 слов

Два принципа исследования инноваций в системе образования и обучение ...

... Важно, что именно благодаря преимуществам телекоммуникационной системы обучения, по сравнению с традиционной системой, возможна скорейшая выработка у осужденных, ... Так, были проведены многократные исследования студентов-заключенных ИУ по методике портретных выборов (МПВ) Л. Сонди [7] с ... компьютером, и им предоставляется возможность овладеть иностранным языком и основами какой-либо профессии. В США в ...

Методические понятия – обобщенные знания о явлениях из области методики преподавания языка, отражающие их существенные признаки и имеющие соответствующее языковое выражение (в виде термина – определение с. 359.- словарь).

Формирование М.п. проходит в три этапа

А) накопление наблюдений в процессе преподавания курса методики и др. Смежных дисциплин, результатом которого является выделение признаков явления, их первичное обобщение

Б) определение М.п., что связано с выделение термина, подведением нового понятия под ближащее уже известное родовое понятие и указание важнейших отличительных признаков

В) дальнейшее углубление понятия, т.е. выделение новых, ранее неизвестных признаков явления.

1) Понятие “ cистема”

Под системой обычно понимается упорядоченная и внутренне организованная совокупность взаимосвязанных и образующих единство объектов. Элементы, входящие в систему, составляют целостный комплекс и могут рассматриваться как подсистемы по отношению к системе. Для системы характерно наличие не только связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимодействии с которой она и проявляет свою целостность. В самом общем плане системы делятся на материальные и абстрактные. Последние являются продуктом человеческого мышления.

Понятие система играет важную роль в современной науке, философии, технике, практической деятельности, широко используется в смежных с методикой дисциплинах. В педагогике понятие система используется при построении различных систем обучения и образования. Так, система образования в России, согласно закону РФ “ Об образовании “ (1992) включает следующие компоненты, которые могут рассматриваться в качестве ее подсистем- дошкольное образование (ясли, детский сад), школьное образование ( начальное- 1-4 классы, основное – 5-9, полное среднее- 1-11), профессиональное образование (начальное, среднее, высшее – бакалавриат, магистратура), послевузовское образование ( аспирантура, докторантура, повышение квалификации).

Перечисленные компоненты системы образования – каждый на своем уровне и все вместе- решают задачи формирования, образования и развития личности, направленные на духовное воспроизводство общества.

В методике понятие система обучения является одной из базисных категорий и трактуется как совокупность основных компонентов учебного процесса, определяющих отбор учебного материала для занятий, формы и способы его подачи на уроке, методы и средства обучения.

С позиции системного подхода (метод научного познания) в методике преподавания языка принято выделять следующие компоненты системы обучения: подходы к обучению, цели и задачи, содержание, процесс, принцип, методы, средства, организационные формы обучения).

25 стр., 12123 слов

Предмет, задачи, структура и система основных понятий педагогической ...

... рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении. 4. Единство и взаимосвязь теории и практики. 5. Закономерность ... в свою очередь, осуществляется через цепочку институтов, обеспечивающих его функционирование. Система образования имеет следующие основные звенья: дошкольное воспитание, общеобразовательная школа, ...

Они также являются базисными категориями методики обучения ИЯ ( см словарь).

Перечисленные компоненты являются системными образованиями, так как

А) направлены на достижение единой цели – обучение языку

Б) тесно между собой связаны и проявляются в каждом конкретном акте учебной деятельности

В) формируются под влиянием среды, которая диктует требования, чему и как надо обучать в связи с потребностями общества

Г) объединяются друг с другом через посредство обучения как системообразующего компонента системы

Все компоненты системы обучения находятся между собой в определенной иерархической зависимости, однако доминирующая роль принадлежит целям обучения, которые формируются под влиянием среды и оказывают влияние на выбор подходов к обучению, методов, принципов, средства и организационных форм обучения. Через посредство перечисленных компонентов система обучения реализуется в виде учебного процесса, организационно-структурной единицей которого на занятиях по практике языка является практическое занятие ( а в школе – урок), а функциональной — система речевых действий и операций, объединяемых в циклы учебной деятельности.

Речевое действие – это высказывание какого-либо лица (обучающегося или преподавателя), оформленное в виде предложения ( или сочетания предложений), обращенное к другому лицу и вызывающее у него ответную реакцию Речевые действия в методике рассматриваются в качестве единицы обучения. В их основе лежат речевые операции, единицы речемыслительного процесса. Они характеризуются автоматизмом выполнения и соответствуют речевому навыку, в то время как речевые действия связаны с владением речевыми умениями. В свою очередь речевые действия являются компонентами РД.