Развитие мелкой моторики дошкольников в процессе обучения бумагопластике

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

I. Глава Теоретический аспект изучения мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

I.1. Понятие и сущность мелкой моторики………………………….5

I.2. Методики развития мелкой моторики рук………………………12

II. Глава Бумагопластика как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

1.2 Виды бумагопластики и их характеристика…………………….16

2.2 Методика ознакомление с бумагопластикой с целью развития мелкой моторики………………………………………………………………..31

Заключение………………………………………………………………………47

Список использованных источников………………………………………….48

Приложения в электронном портфолио

Введение

Уровень развития мелкой моторики — одно из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Когда говорят о мелкой моторике, имеют в виду, скоординированные точные движения пальцами рук. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.

В школе дети часто испытывают трудности в овладении навыками письма, так как это требует сложных координированных движений рук. Техника письма предполагает работу мелких мышц и всей руки, а также хорошее развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. Мелкая моторика развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас. Развитие мелкой моторики ребенка — тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеем большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой [5].

Проблема совершенствования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок из бумаги определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе. В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других) посвященных детскому конструктивному творчеству складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом, активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность. Развитие данных психических процессов является необходимым критерием готовности дошкольника к обучению в школе.

13 стр., 6014 слов

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе ...

... лепки в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Объект исследования: процесс развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: использование лепки в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: если в процессе обучения лепке детей дошкольного возраста использовать ...

В последнее время появилось много новых технологий обработки бумаги, таких как квилинг, бумагопластика и много разных приемом использования бумаги в оформительской работе …, но в то же время недостаточно методических материалов по ознакомлению детей с этими видами работы.

Цель; обосновать значение бумагопластики для развитие мелкой моторики старших дошкольников.

Объект: процесс развития мелкой моторики старших дошкольников

Предмет: бумагопластика

1. Подобрать, изучить, проанализировать и обобщить материалы разнообразных источников информации по данной теме.

2. Раскрыть теоретический аспект развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

3. Изучить возможности бумагапластики для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

4. Подобрать наглядность и оформить электронное портфолио по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бумагопластикой.

………….

Список использованных источников

1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие поделки из бумаги и

картона [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. — М.: РИПОЛ Классик: ДОМ. XXI век, 2008. — 256 с

2. Афонькин, С. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. [Текст] / Афонькин С. Дошкольное воспитание, № 3-4, 1992. – с. 46.

3. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей.— М.: Просвещение. 1992.— 208 с

4. Воронина Ф. Пособия для развития мелкой моторики рук // Ребенок в дет. саду. — 2009. — № 4. — С. 19-22.

5. Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» Академия развития, 2005.- 192с. ]

6. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия

7. Кирпичникова, Н. Развитие мелкой моторики. [Текст] / Н. Кирпичникова – Дошкольное воспитание. – 2005. – № 2. – С. 76-78].

8. Кисилева, В. Развитие тонкой моторики. [Текст] / В. Кисилева Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 65-66

9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А Куликова. — М.: 2000. — 416 с].

10. Козлова Н.В. Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

[Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. — М., 2005-2006

11. Кольцова, М.М. Движение и развитие сенсорной речи [Текст] / М.М. Кольцова.- М., 2000.-210с

11 стр., 5416 слов

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в ДОО

... анализ педагогического опыта, опытно-практическая работа.   Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в ДОО   Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и ... и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и ...

12. Комарова, Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. — М.: 2007. — 204с

13. Косминская, В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. — М.: Просвещение, 1977. — 253 с

14. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. — Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. — 192 с

15. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. — М.: Педагогика, 1970. — 495 с. — с.145

16. Лыкова И.А. Аппликация и бумагопластика, 2008. – 34 с

17. Малков В.И. Бумажные фантазии. — М.: Просвещение, 2011. — 16 с

18. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: 1981. — 126 с

19. Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. — СПб.:

ООО Изд-во « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с

20. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое

пособие. — СПб: «Детство-пресс», 2007. — 48 с

21. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизиологическом развитии дошкольников. [Текст] / Дошкольное воспитание. – 2005, № 1. – С. 60-64

22. Рузина М.С, Афонькина С.Ю. Страна пальчиковых игр: развивающие игры для детей и взрослых. [Текст] / – СПб.: Кристалл, 1997. – 336 с

23. Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст]: Пособие для родителей и педагогов / Л.П. Савина. – М.:ООО АСТ, 1999.- 220с.].

24. Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги. — М.: Изд-во

«Скрипторий 2003», 2011. — 24 с

25. Светлова, И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. [Текст] / И.Е. Светлова. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 272с.

26. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. — М.: Издательство ЭКСМО, 2007, — 46 с.

27. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. — Балашов: Николаев, 2004. — 80 с].

28. Черкасова И.А, Руснак В.Ю, Бутова М.В. От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой. — М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2013. — 56 с

Электронные ресурсы:

29. metodicheskiy-kabinet/konsultatsii-dlya-vospitateley/news5460.html

30. jgeyfsatyotrpol.html

31. user/821617/page/iz-opyta-raboty-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-doshkolnogo-vozrasta-cherez

9 стр., 4135 слов

Развитие мелкой моторики рук у детей

... т.д. Это становиться на тот момент главной деятельностью малыша. 1.3 Возрастные особенности развития мелкой моторики рук детей Развитие происходит постепенно. Как уже сказано выше это происходит последовательно, начиная от ...

32.