Литературное редактирование

Вопросы к экзамену

1. Литературное редактирование как учебная дисциплина. История вопроса. Основатели и разработчики теории и пособий в этой области. Определение дисциплины. Задачи литературного редактирования.

2. Литературное редактирование как одна из составляющих профессии журналиста. Психологические основы редактирования. Роль психологической науки в формировании представлений о литературной работе. Психологические предпосылки профессионального восприятия текста.

3. Редактор и автор: основы профессионального общения. Взаимоотношения в структуре «редактор — текст — автор». Обязательные требования при работе над текстом и непосредственно с автором. Аргументы, необходимые для того, чтобы автор согласился пойти на изменения в тексте. Правовые и этические нормы при взаимодействии редактора с автором.

4. Редактор и читатель: прогноз восприятия текста аудиторией. Факторы, обеспечивающие обоснованность такого прогноза. Как вы понимаете выражение «СМИ при выполнении коммуникативных задач должны хоть на полшага, но опережать менталитет аудитории, на которую они сориентированы»?

5. Текст литературного произведения и его основные характеристики как предмет работы редактора. Принципы работы с текстом. Как вы понимаете фразу «Редактор должен знать все»?

6. Особенности редакторского чтения. Система рациональных приемов работы над журналистским текстом. Схема работы редактора над текстом. Три вида редакторского чтения: их цели и задачи.

7. Работа над композицией произведения. Типичные недостатки в размещении материалов. Работа по устранению замечаний.

8. Логические основы редактирования. Оценка логических качеств текста. Применяемые при этом законы логики. Языковые средства передачи логико-смысловых отношений. Типология наиболее распространенных ошибок и способы их устранения. Приведите примеры.

9. Правка текста при литературном редактировании. Виды правки.

10. Правка-сокращение. Два варианта работы с текстом.

11. Правка-обработка: ее цели. Типы вносимых редактором в текст изменений. Правка-обработка текстов, принадлежащих различным стилям и написанных в разных жанрах, а также в целях повышения информационной насыщенности.

3 стр., 1164 слов

Требования к курсовым работам 3−4 курс

... работы Ориентировочный объем курсовой работы составляет 40-50 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала (например, текст в редакторе «Word»: Times New roman -14). Текст ... библиографических ссылок на литературные источники: В тексте курсовой работы при упоминании какого-либо автора надо ... результаты и их интерпретация. В структуру текста вносятся только обобщенные таблицы, которые ...

12. Правка-переделка. Основная причина такого редакторского вмешательства, в каких конкретно случаях оно допустимо?

13. Корректор в печатных СМИ: за что конкретно он несет персональную ответственность? Корректорские знаки.

14. Правка-вычитка после редакторской обработки и корректуры. Обязанности вычитчика «от» и «до». «Глазные» ошибки (перечислите пять видов).

15. Литературное редактирование в условиях развития новых информационных технологий. Особенности поиска, отбора, редактирования в системе компьютерных телекоммуникаций. Характеристика текстового редактора WORD (характеристика процесса набора текста, его редактирования на компьютере, использование шрифтов, печать текста, исправление ошибок и т. д.).

Автоматизированные словари и переводчики. Общее и частное в работе сетевой журналистики.

16. Особенности редакторской работы в условиях различных каналов массовой коммуникации (в газете, на радио, телевидении, в информационном агентстве).

Роль редактора при подготовке двух типов передач: в прямом эфире и в записи. Различия в редактировании письменных и устных текстов.

17. Принципы работы над фактическим материалом. Приемы проверки и обработки различных типов этого материала.

18. Коррекция текстов, функционирующих в сфере связи с общественностью (редактирование рекламного текста; редактирование пресс-релиза).

19. Функционально-смысловые типы речи как способы изложения материала в зависимости от цели, поставленной автором и объекта изображения. Классификация функционально-смысловых типов речи, их определения.

20. Описание как функционально-смысловой тип речи. Требования, предъявляемые к описаниям в тексте произведений. Методика редактирования. Виды описания, их речевые особенности.

21. Повествование как функционально-смысловой тип речи. Методика редактирования. Виды повествования, их речевые особенности.

22. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи, его целевая установка, речевые особенности. Схема построения рассуждений (общая).

4 стр., 1977 слов

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира

... Одни люди говорливы, другие отличаются определенной сдержанностью, замкнутостью. Индивидуальные особенности речи проявляются также в темпе, ритме, эмоциональности, выразительности, точности, ... Речь устная - звуковая речь, которая воспринимается другими на слух. Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Это разновидность монологической речи. Письменная речь ...

Методика редактирования.

23. Саморедактирование как средство улучшения текста. Особенности, связанные с созданием и восприятием текста. Методика действий автора при подготовке собственных материалов.

24. Работа над языком и стилем авторского материала. Речевая «неудача» и «ошибка». «Уровневая» модель нормативного описания языковой системы (фонетические, лексические, морфологические, синтаксические нормы).

Классификация речевых ошибок.

Литературное редактирование

Контрольная работа № 1

Определите необходимый вид правки, выполните её. Подготовьтесь к «беседе с автором». Письменно сформулируйте свои замечания и рекомендации.

Настоящее кофе можно попробовать только в Колумбии!

Сидя поутру за чашечкой растворимого кофе, вы полагаете, что наслаждаетесь чудесным напитком. Но нет. Настоящее кофе можно попробовать только в Колумбии, стране «чёрного золота». Вот и я, отправившись туда на соревнования, не могла отказать себе в удовольствии полакомиться. Мне понравился местный обычай запивать растворимый кофе горячим молоком. Интересный вкус! Но через три дня я вдруг почувствовала себя не в своей тарелке. Кружилась голова, стучало в висках, и ощущалась почти наркотическая слабость. Доктор команды подозрительно посмотрел на меня, но тут же отбросил мысль о наркотиках. «Ты кофе пила?» — «Да.» — «Тогда все ясно. Здесь же кофе крепче раза в два. Да и высота тысяча двести метров над уровнем моря. Осторожнее надо быть.» В правильности последней фразы мне приходилось убеждаться не раз. Прежде всего, в Колумбии процветает преступность. На многих перекрёстках в городе Кали стоят вооружённые полицейские. В Боготе я не раз слышала стрельбу и взрывы, и видела обыск людей на улице. Машины с участниками соревнований постоянно сопровождали по два полицейских на мотоциклах. С чего бы это? Где всё спокойно, там нечего охранять.

4 стр., 1723 слов

Г. А. Ташпеков — Жизнь крестьянства 30-х годов в свете деревенских частушек

... г. Г.А. ТАШПЕКОВ ЖИЗНЬ КРЕСТЬЯНСТВА 30-х ГОДОВ В СВЕТЕ ДЕРЕВЕНСКИХ ЧАСТУШЕК ТАШПЕКОВ Геннадий Александрович, кандидат исторических наук ... , докторант Саратовского государственного университета. В тридцатые годы в СССР ... месяц, смейся в выси, Лей на крыши синий свет, Ныне женщина в колхозе - Полноправный человек. При ...

Наша переводчица Света, постоянно живущая в Колумбии, не раз оказывалась жертвой разбоя. Неудивительно, такая эффектная блондинка неизбежно привлекает внимание. Однажды, выйдя из дому, она повстречала двух симпатичных улыбчивых парней. «Надо же, какие милые ребята!», — успела подумать Света и тут же почувствовала у своего бока лезвие ножа. Пришлось снять все драгоценности. Света говорит, что в последнее время бандиты не брезгуют и серебром. Из-за кризиса бедняки стали хуже жить. Но, несмотря на риск, она всё равно продолжает покупать золото. После этих страшных историй мы уже не удивлялись, что охранники нашего пятизвёздного отеля увязывались за нами в город. Раньше мы только хохотали, приписывая их навязчивость романтическому увлечению. И старались ускользнуть из отеля без охраны. В городе мы сразу чувствовали себя белыми воронами. Как же! Светлые волосы, шорты и незнакомая речь. Нас сопровождал восхищённый шёпот «Американо!..» Все иностранцы для них — американцы. Казалось, мы идём по городу «зайцами».

Да, не удавалось нам скрыться в толпе. Однако всюду нас встречало радушие. Услужливость и дружелюбие колумбийцев не знает границ. Все счастливы пожать тебе руку или получить на память значок из России. И уж если получили подарок, спешат тут же порадовать в ответ. Притащат какую-нибудь мелочь и будут ослепительно улыбаться, даря тепло.

В один из дней мы познакомились с миллионером из Америки. Звали его Ти джи Тони. На руке сверкали громадные часы «Роллекс», но парень держался просто. Лежа на солнышке у прозрачного бассейна, он нам поведал, что всегда отдыхает только в Колумбии. «На моей родине лица у девушек, как лёд, а здесь все искренне улыбаются. У них ничего нет, но они веселы. Целый день танцуют и поют». Потом, понюхав какой-то порошок, Ти Джи разошёлся и стал рассказывать о Голливуде, о витаминах (все американцы немного помешаны на них), о системах спортивного питания. Выяснилось, что ему шестьдесят три года. Мы с ребятами честно признали, что ему не дашь и сорока лет.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует ... едой, использует салфетку. Познавательное развитие ребенка 2 - 3 лет Малыш различает контрастные по форме, цвету и величине предметы ... и растениями. Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и ...

Самое печальное, что произошло со мной в Колумбии — укусы москитов. Это всё равно, что наши комары, только не жужжат. В гостинице с кондиционером всё было нормально. Но стоило мне выйти на улицу, как тут же за мной начинал охотиться какой-нибудь москит. Все «аборигены» смеялись: их почему-то не трогали.

И последнее впечатление о Колумбии. На таможне багаж досматривают крайне добросовестно. Ищут наркотики. Специально натренированные собаки не пропустят через границу ни крупицы зелья. Кроме просвечивания сумок в специальной камере, всё проверяют ещё и вручную. В моей сумке было несколько пакетов с кофе. Таможенник старательно понюхал каждый пакетик, тщательно пощупал и улыбнулся. В холодной Москве меня и моих друзей ждали горячие чашечки кофе.

II. Подберите два опубликованных материала на одну и ту же тему. Отметьте разницу в представлении фактов и построении текста. Проведите редакторский анализ. Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Какой из материалов Вам больше понравился? Почему?

2. Определите особенности освещения темы.

3. Проанализируйте, раскрыта ли тема, присутствует ли новизна в освещении темы, удачна ли композиция.

4. Перечислите достоинства обоих материалов.

5. Какие недостатки Вы обнаружили?

6. Ваши предложения по улучшению его (их).

НА ВЫБОР (2 или 3)

Контрольная работа № 2

I. Подберите несколько материалов любого жанра, имеющих яркий заголовок. Проведите редакторский анализ. Задания для самоконтроля:

1.Определите, насколько удачен выбор заголовка (аргументируйте).

2.Предложите свой вариант.

II. Оцените авторскую манеру изложения. Сократите текст. Предложите другой заголовок, внесите правку.

Он бомбил Берлин в 1941 году.

В 1934 году вместе с другими шестью лётчиками спас 102 человека с затонувшего парохода «Челюскин» в Чукотском море и стал Героем Советского Союза (Золотая Звезда № 6).

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... с которыми тот мог манипулировать. Центральным моментом исследования стала структура действий и рассуждения по поводу манипулирования ребенка ... психической жизни. По его мнению, таким элементов должно стать движение, точнее, действие. Эти представления легли в ... все более приближающихся к ней. На протяжении ряда лет основные усилия ученых, исследовавших познавательные процессы детей дошкольного ...

…Посадил впервые в мире самолёт на Северный полюс в 1937 году, доставив туда исследовательскую группу И.Д. Папанина, работавшую затем на дрейфующей станции. …Одним из первых летал бомбить Берлин в начале августа 1941 года. Этого хватило бы для нескольких замечательных людей. Недаром лётчик И.П. Мазурук когда-то отмечал, что Михаил Водопьянов, по существу, — трижды Герой Советского Союза, но в те годы имевшим уже Звезду Героя второй раз звания Героя не присваивали, а ограничивались вручением ордена Ленина. Это было, конечно, несправедливо, поскольку, например, другим участникам воздушной экспедиции на Северный полюс в 1937 году присвоили звания Героев, а Водопьянову — нет. А ведь Михаил Васильевич в то время являлся и командиром всего лётного отряда, и командиром флагманского самолёта, который как раз и был приледнён им (повторяю — впервые) на Северный полюс… Но обид у Михаила Васильевича по этому поводу никогда не было. Он не относился к типу тех людей, для которых цель жизни — приобрести побольше наград. Впервые я познакомился с Михаилом Васильевичем в 1975 году, за пять лет до его смерти. Он производил впечатление человека душевного и отзывчивого, часто говорил людям ласковые слова, например: «Какой вы красивый, молодой!» Все более проявлявшаяся у Михаила Васильевича чуткость к людям начиналась, как мне кажется, в далёкие годы его лётной работы, когда он постигал мудрость своей профессии, мудрость бытия, познав цену человеческой жизни. А узнал он её с самого раннего детства, с девяти лет, когда стал наёмным работником, подвозившим с карьера камень для строительства, затем подручным печника, вновь подвозчиком камня — уже на металлургический комбинат, пахарем…

Родился Водопьянов 9 (21) ноября 1899 года в деревне Студенки Липецкой области. Он часто видел над деревней пролетавшие огромные самолёты «Илья Муромец», они и зародили в нём интерес к авиации, переросший затем в привязанность на всю жизнь. Восемнадцатилетним парнем Михаил Водопьянов стал добровольцем Красной Армии, поступил служить в Липецкую авиачасть. Впоследствии он освоил такие профессии, как моторист, бортмеханик, шофёр. Работая шофёром в Москве, он все чаще наведывался в мастерские «Добролёта», ночуя на лавочках Петровского парка и зарабатывая на жизнь тем, что разгружал вагоны на станциях, пилил дрова и т. п. Как бы работал в «Добролёте» на общественных началах. Спустя только полгода его зачислили мотористом. Крупную фигуру Водопьянова не заметить было нельзя. Тот, кто входил в мастерские, мог увидеть следующее. В ремонтном цехе сидел здоровяк с руками молотобойца. Он держал вкладыш подшипника и большим шабером старательно его обрабатывал. По тому, с каким усердием он это делал, можно было судить о его невероятной терпеливости. Потом, работая уже в должности бортмеханика в лётном отряде по борьбе с саранчой, приметил старый, вышедший из строя учебный самолёт «Авро», отремонтировал его и стал выполнять на нём тренировочные полёты. Никто не приглашал его стать лётчиком. Это была исключительно его инициатива. Так, шаг за шагом, он овладевал этой профессией и вскоре стал работать пилотом гражданской авиации. Казалось, никто и ничто не помешает Водопьянову и в дальнейшем быть в авиации. Однако зимой 1933 года в испытательном перелёте из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолёт разбивается на озере Байкал, покрытом толстым льдом. Бортмеханик погибает. У Водопьянова сильнейшее сотрясение мозга, перелом нижней челюсти, много зубов выбито, глухие раны на подбородке, переносице, рассечены надбровные дуги — тридцать шесть швов наложили впоследствии на голову. И долго потом пришлось лечиться. Он мог бы вообще никогда не вернуться в авиацию, если бы не сила воли и настойчивость. Медики повторно обследовали Водопьянова и пришли к выводу, что он вполне здоров и годен к лётной работе без ограничения. А тут и сообщение о катастрофе с «Челюскиным». Не мог он не принять участия в таком важном деле, как спасение. Тем более, что среди пострадавших были женщины и грудные дети. И он настойчиво стал проситься отправить его на выручку людей. Но к отбору лётчиков относились строго. Когда он оказался в кабинете у председателя правительственной комиссии Валериана Куйбышева, тот спросил его:

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте (с рождения до 7 лет)

... крючок, аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. Он осваивает ... видит, что полотенце было сухим, а когда вытерли руки, оно стало мокрым; мыло было большим, а после употребления уменьшилось. Если взрослый ... видит: не сложил одежду пе­ред сном - она помялась, стала некрасивой. В основном освое­ние правил происходит в ходе приучения ...

— Серьёзно ли вы всё взвесили? Ведь это полёт в Арктику…

И действительно: пурга, снежные заносы, поломка авиатехники, потеря ориентировки в беспросветной снежной мгле для многих из тех, кто отправился в этот трудный путь, стали непреодолимым препятствием. Недаром только семерым лётчикам удалось добраться до бедствующих на льдине людей, остальные же где-то застряли. Не опишешь в короткой строке всех перипетий происшедшего. Скажу только, что Водопьянов совершил к бедствующим людям три полёта и вывез оттуда десять человек. Неимоверно трудно дались ему эти полёты. На деревянно-полотняном самолётике Р-5, без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжёлой трассе добрался он до места. Это было уникальное, героическое достижение. А через несколько лет — подготовка к полёту на Северный полюс. И вновь главное действующее лицо — Водопьянов, которого назначают командиром лётного отряда экспедиции, состоящего из нескольких тяжёлых самолетов и одного самолёта-разведчика. Последний рывок на полюс с острова Рудольфа все откладывался из-за непогоды. Разведывательный полёт в сторону полюса не принёс нужных результатов — лётчик Головин на последней капле бензина смог лишь вернуться обратно. Тогда Водопьянов решительно сказал:

— Я полечу вперёд, если разобьюсь, то один. А сяду — остальные пускай ко мне прилетают.

Самолёт, ведомый Водопьяновым, приледнился 21 мая 1937 года. Мир был восхищён. Сыпались поздравления со всех концов планеты. Вот одно из них — от начальника авиационного корпуса армии США: «Этот перелёт, без сомнения, свидетельствует не только о высоких лётных качествах Водопьянова и его группы, но представляет собой также славное достижение советских авиационных механиков и конструкторов». Вся Москва встречала героев, а вместе с ней и вся страна.

Началась Великая Отечественная война. Водопьянов добился аудиенции у Сталина, попросился на фронт (Михаил Васильевич имел тогда бронь как работавший в Полярной авиации и мог оставаться там).

Вскоре была создана 81-я авиадивизия дальней авиации, специально предназначавшаяся для бомбардировки глубоких тылов противника, и в частности Берлина. В начале августа 1941 года Водопьянов доложил в Ставку о готовности к боевым действиям. Сталин отдал приказ о нанесении бомбового удара по Берлину. И вот авиадивизия под командованием Водопьянова с 9 на 10 августа 1941 года отправилась в этот труднейший и опаснейший полёт. Десять тяжёлых самолётов Пе-8 поднялись с аэродрома в Пушкине под Ленинградом, взяв курс на Берлин. Были большие потери среди наших самолётов.

И вновь мирное время, уже послевоенное, когда он окончательно сформировался как пишущий человек, издав немалое количество книг и став членом Союза писателей. Человек широчайших интересов, он не забывал и земной жизни, заботился о своих близких, особенно о детях, старался вовлечь их в полезные дела, воспитывал в них трудолюбие и скромность. Водопьянов — слиток героических дел. Трудно представить и спасение челюскинцев, и особенно экспедицию на Северный полюс, и первые полёты на Берлин без Водопьянова. Без него что-то непременно поубавилось бы в этих событиях. Не прожил он ста лет, как обещало ему природное здоровье, но всё же восемьдесят прожил.

Контрольная работа № 3

Запишите законченный фрагмент радио- или телепрограммы. Письменно оформите проведенный редакторский анализ:

1. Какие достоинства и недостатки Вы обнаружили?

2. Выявите специфику в освещении предлагаемого материала. Чем она определяется? Каковы, на Ваш взгляд, особенности публицистического освещения темы? Реализованы ли они в данном выступлении?

3. Определите ударный материал выпуска и обоснуйте свой выбор. Оцените композицию. Предложите Ваш вариант.

4. Проанализируйте речь ведущего программы (дикция, интонация, темп, голос, мимика, жесты).

Устраивает ли Вас подача материала ведущим? Определите достоинства и недостатки выступления. Приведите доказательства. Добивается ли выступающий контакта со зрителями? Если да, то какими средствами?

5. Если у ведущего есть собеседники, проанализируйте их речь. Обратите внимание на этическую сторону поведения ведущего и участников.

6. Ваши предложения по улучшению материала программы.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector