4. Психологическая антропология

Психологическая антропология как научное направление

Психологическая антропология – психологическое направление, которое изучает разнообразные психологические проявления человека в условиях различных культур.

Объект психологической антропологии: Личность как взаимосвязь культуры и психологии.

Предмет психологической антропологии: Воздействие объективированных форм культуры на особенности поведения и мышления личности.

Направления психологической антропологии:

  1. Психология народов (психология духа народа). Научное направление, исследующее психологические аспекты развития и функционирования культур, исторические формы объективности духа в виде традиций, обычаев, ритуалов, мифов и т.д. (в каждой конкретной культуре).
  2. Психология масс (групповая психология). Научное направление, исследующее внутрикультурные механизмы взаимодействия людей в общности.
  3. Культура и личность. Научное направление, исследующее то, как действует, мыслит и чувствует индивид в условиях различного культурного окружения, проблемы инкультурации, изучения детства, выявления типа личности в той или иной культуре.

Артефакт – искусственно созданный человеком.

Изначально термином «артефакт» обозначали только лишь объекты материальной культуры, но в настоящее время под «артефактом» понимается и культурно-обусловленный психический акт (фантазии, культурно-обусловленные эмоции и модели поведения, система межличностного взаимодействия и сам человек, т.к. его сознание и психика сформированы при активном участии культуры, носителем которой он является).

Объект в артефакт превращает культура путем превращения объектов внешнего мира в нашей психике в значимую систему.

Эммануил Кант, рассматривая психологическую антропологию, выделял активность человека как принцип антропологии, т.е. говорил о том, что активность познающего субъекта характеризуется чувственностью (необходимым элементом познания, наряду с рассудком) и продуктивным воображением (способностью первоначального изображения предмета, предшествующая опыту).

15 стр., 7496 слов

Основные этапы развития психологии, основные направления развития ...

... период было появление сакральности, от которой психология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI вв. ... на весь мир. Такой подход получил название панпсихизм - направление, которое считает весь мир одушевленным и наделенным душой. В ... высокое мастерство и выполнение цеховых правил, требовало и новой культуры, нового самосознания человека. Появилась и сильная светская власть, ...

Противоположным продуктивному видом является репродуктивное воображение (способность воспроизвести предмет, который уже эмпирически созерцали).

Факторы усиления чувства:

  • Контраст (контраст в восприятии усиливает эффект воздействия, нарушая монотонность и однообразие).
  • Новизна (внимание оживляется чем-то новым, оживляя будничное и привычное).
  • Нарастание до полноты (формирует особые принципы поведения человека, т.е. если человек хочет сохранить способность чувствовать жизнь полной, не следует начинать с сильных ощущений).

Способность чувствовать нарушается в основном физическими состояниями (сна, опьянения и смерти).

Воображение и творчество индивида играет важную роль в жизни человека, потому что влияет на аффективную (эмоциональную) сторону его поведения и связано со способностью воспроизводить прошлое и конструировать будущее, а также присутствует в процессе создания непроизвольных образов во сне. Воображение «дорисовывает» картину восприятия той или иной конкретной ситуации, присутствует в аффективных ситуациях и отношениях (страхи, влюбленность, ненависть и т.д.), а также является существенной частью способности к творчеству.

Чувственные способности к творчеству:

  1. Изобразительная способность созерцания в пространстве (прежде, чем что-либо создать, создается модель образа в своем воображении) – самый простой вид.
  2. Ассоциирующая способность созерцания во времени (представления, которые следуют друг за другом, создавая в сознании человека определенную привычку: одно «тянет» за собой другое).
  3. Способность сродства (различные соединения, исходящие от одного и того же основания, например, видения образов в облаках или тени) – самый сложный вид.

Также Кант говорил о трех уровнях характера человека: природные задатки, темперамент и образ мыслей. Принципом изучения характера народов он считал стремление понять внутреннее, характер как образ мыслей через объективированные формы культуры. Считал, что специфические особенности народов, кроме англичан и французов, можно вывести не из свойств их культуры, а из природных задатков через смешение различных племен, а потому англичане и французы являются наиболее развитыми.

Характерные черты англичан:

  • Презрение ко всему иноземному.
  • Отречение от любезности.
  • Суровость, жестокость и хладнокровие.

Вывод: Островное положение сделало их могущественным народом, однако их могущество связано с торговлей, а дух торговли портит человека.

12 стр., 5594 слов

1. Основные физические способности (качества) человека

... психических состояний и др.). Силовые способности 1. Природа силовых способностей человека. Силой (или силовыми способностями) называют способность человека преодолевать внешнее механическое coпpo­тивление ... 1. Определение и виды физического качества выносливость человека. Выносливость – это способность организма человека преодолевать наступающее утомление. Виды выносливости соответствуют ...

Характерные черты французов:

  • Вкус в общении.
  • Легкомысленность.
  • Вежливость, особенно к чужестранцам.

Вывод: Живость характера французов порождают дух свободы.

Характерные черты испанцев:

  • Торжественность поведения.
  • Осознание своего достоинства.
  • Неспособность что-либо заимствовать у иностранцев.
  • .Враждебное отношение к реформам.

Вывод: С одной стороны испанец романтичен, а с другой – жесток.

Характерные черты немцев:

  • Четкость и домовитость.
  • Легкость в подчинении правительству.
  • Восприятие себя и других по степени превосходства.

Вывод: Немцы неисчерпаемы в изобретении титулов.

Францию Кант считал Страной Моды, Англию – Страной Причуд, Испанию – Страной Предков, Италию – Страной Роскоши, а Германию – Страной Титулов.

Домашнее задание: Тема счастья в человеческой жизни

4