Развитие психики человека и животных

Лекция 3. Развитие психики человека и животных.

Психика и ее отличие от других свойств, которыми обладает материя. Гипотеза А.Н. Леонтьева о стадиях и уровнях психического отражения у животных, ее уточнение и дальнейшая проработка К.Э. Фабри. Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского. Понятие высших психических функций. Основные источники развития высших психических функций у человека: изобретение и изготовление орудий, продуктивный, творческий характер деятельности, создание предметов материальной и духовной культуры, использование речи и других знаковых систем. Сравнение психики человека и(2 часа).

Понятие о психике

 

Проблема психики и ее назначения всегда носила мировоззрен-ческий характер. До настоящего времени с философской точки зрения не решен вопрос о том, к какому миру относится психика: материальному или идеальному?

Ясно, что человек не может без нее прожить и также известно, что биологическим предназначением психики является адаптация – приспособление человека к окружающему живому и неживому миру, а также к самому себе.

Можно выделить три основные точки зрения на то, где искать начало происхождения психики. Все они исходят из определенных мировоззренческих концепций:

1. Креационизм (от англ. create – творить, создавать) – религиозное представление и учение о сотворении мира и человека Высшим существом. Человек содержит в себе образ своего Создателя.

2. Эволюционизмкомплексное учение о природе и развитии человека – антропогенезе – от самых простых форм до типа Homo sapiens.

3. Оккультизм(от лат. occultus – тайный, сокровенный) – общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, знание о которых доступно лишь для посвященных. Разновидностью оккультизма являются гипотезы о том, что человек занесен извне, из космоса.

Научная психология исходит из принципов эволюционизма, детерминизма и холизма в представлении внутреннего мира человека. При этом на выдвижение новых научных гипотез могут влиять и креационизм (например, в изучении творческого процесса), и оккультизм (в исследование феномена сверхчувствительности в клиническом проявлении).

Согласно современным научным представлениям, психика – это многоуровневая, динамическая и самоорганизующаяся система, способная отражать окружающий мир. Психическое отражение не является прямым, зеркальным, фотографическим и пассивным. Это активное формирование субъективного образа объективного мира. Психика высшая форма взаимосвязи живых существ с материальным и идеальным миром; совокупность душевных явлений и процессов – ощущений, памяти, мышления, эмоций. В современной психологии под психикой понимается субъективный образ («картина») внешней и внутренней среды, ориентация в этой среде, совокупность всех психических состояний и процессов, сознательных и бессознательных (см. «Психология и педагогика» под ред. Радугина А.А., с.27).

2 стр., 943 слов

Рефлекторная теория психики и психическое развитие личности умственно ...

... умственной отсталости не подробным элементарным психическим процессам, а целостно. Иными ... сложной функциональной системе с обратнойсвязью.У человека наряду с первой сигнальной ... процессов возникаетвозможность установления закономерностей развития психики и путей компенсациинедостатков. Описанная ... приспособлению организма к условиям внешнего мира, безусловный рефлексобеспечивает приспособление к ...

Я.А. Пономарев видел два способа поведения человека по отношению к внешнему миру:

· создание нового (изменение старого, созидание, творчество);

· приспособление к существующей среде (адаптация).

Таким образом, каждый индивидуум по-своему находит свое место в этом мире, изменяя его или приспосабливаясь к нему.

Функционирование психики можно представить в виде схемы различных уровней (см. рис.):

 
 

 

 

Отражение состояние организма

 

Свойственная каждой индивидуальной человеческой жизни психическая реальность воспринимает, синтезирует, объясняет информацию из окружающей среды, оценивает в соответствии с желаниями и устремлениями человека. У. Джемс (1842-1910 гг.) определял главную функцию психики как регуляцию индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесением ее с потребностями индивида.

 

Проблема психики и ее назначения всегда носила мировоззрен-ческий характер. До настоящего времени с философской точки зрения не решен вопрос о том,… Ясно, что человек не может без нее прожить и также известно, что биологическим… Можно выделить три основные точки зрения на то, где искать начало происхождения психики. Все они исходят из…

Формы проявления психики и ее свойства

Психика существует в смене различных состояний, изменений и действий. С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский в развитие теории И.М.Сеченова (1829-1905 гг.) разработали концепцию основных форм проявления психического как процесса.

Психический процесс это непрерывное, последовательное изменение, динамическое взаимодействие индивида с внешним и своим внутренним миром.

Процессы психической регуляции направляют поведение человека, обеспечивая его организацию и интенсивность. К ним относятся мотивация, опосредованная актуальными потребностями, эмоциональные процессы, контроль поведения.

Психическая регуляция возможна при наличии информации, которую обеспечивают познавательные процессы: сенсорно-перцептивные, психические процессы внимания, памяти, мышления, воображения. Познавательные процессы отражают в сознании человека пространственно-временные проявления окружающего мира.

Понимание и сочувствие в рамках общения между людьми опосредуется коммуникативными процессами. К ним относятся речевое поведение, невербальное общение, влияние и взаимодействие в различных индивидуальных проявлениях.

Психические состояния – комплекс показателей функционирования психики в конкретный момент времени. Это целостная относительно устойчивая характеристика индивидуальной психики в какой-либо ситуации. Это могут быть состояния сосредоточенности и рассеянности, решительности и растерянности, интереса и апатии, состояния дискомфорта, аффекта, эйфории, подавленности, психопатологические состояния навязчивости, изменения сознания в реактивных и экстремальных ситуациях.

Самостоятельную группу проявлений психики представляют психические свойства наиболее устойчивые характеристики (константы) внутренней психической организации человека, которые сохраняются на протяжении длительного времени или всей жизни.

К наиболее значимым психическим свойствам относятся темпера-мент, характер, способности и направленность (идеалы, цели, установ-ки) личности.

 

Психический процесс – это непрерывное, последовательное изменение, динамическое взаимодействие индивида с внешним и своим внутренним миром. Процессы психической регуляции направляют поведение человека, обеспечивая его… Психическая регуляция возможна при наличии информации, которую обеспечивают познавательные процессы:…

Уровни психического отражения

Базовой отличительной характеристикой психики является отражение. По своему содержанию психика представляет собой высшую форму отражения объективной реальности. В связи с этим возникает закономерный вопрос: все ли живые организмы обладают психикой? Эта проблема изучалась А.Н. Леонтьевым (1903-1979 гг.) в трудах по генезису психики.

На допсихическом уровне живая природа обладает способностью отражать только жизненно важные воздействия. В 1916 году в одной из сельскохозяйственных лабораторий в Англии проводили эксперимент. К растениям подключали датчики, которые регистрировали уровень электропроводности и обнаружили у отдельного растения странную кривую, которая отличалась от графических показателей других растений. Стали наблюдать и обнаружили, что растение реагирует на появление в помещении конкретного человека, который, как оказалось, тушил в горшке с растением окурки папирос.

Таким образом, можно регистрировать первый, связанный с различением, уровень отражения. В данном случае в изменении электропроводности проявилась раздражимость – способность отражать только жизненно важные воздействия среды.

Высший уровень раздражимости – чувствительность – способность реагировать на сигнальные раздражения. Усложнение приспособительных реакций животных находится в прямой зависимости от особой, управляющей системы – нервной. Самым древним вариантом нервной системы является сетевидная нервная система, все клетки которой выполняют одну и ту же функцию (кишечно-полостные, медузы).

Более высокий уровень отражения появляется с образованием ганглий – нервных узлов, которые находятся на головном конце тела животного. С уровня рыб нервная система делится на спинной и головной мозг.

Уровень чувствительности к теплу и свету, реакция на движение – особенности сенсорной психики.Главное достижение – появление ощущений.

Второй уровень отражения – перцептивная (воспринимающая) психика. На этом уровне ощущения объединяются в образ. У птиц формируется средний мозг, в котором синтезируется целостный образ. Это явление – основа для развития навыков, для дрессировки.

Третий уровень отражения психика интеллектуальная – способность ориентироваться в пространстве и во времени, использовать прошлый опыт. Это, согласно И.П. Павлову, – ручное мышление, способность устанавливать связи не только между объектами, но и между действиями и их последствиями. На этом уровне появляется воля, детерминированная инстинктом. Высокоразвитые обезьяны могут решать интеллектуальные задачи, если в поле зрения находятся все средства для реализации.

Если в помещении повесить связку бананов, оставить ящик и бросить палку, обезьяна методом проб и ошибок достанет бананы. И.П. Павлов объяснял поведение животного принципом ассоциации: ящик – встать, палка – достать, банан – съесть. Но если не будет палки, обезьяна не сможет решить задачу. Вопрос вопросов в биологии: будет ли обезьяна носить с собой палку, чтобы пользоваться ей как инструментом? Сотни экспериментов в течение полутора веков показывают: обезьяна палку носить с собой не хочет и самое большее, на что способно животное – спрятать инструмент, чтобы достать его при необходимости.

Пользование инструментом в процессе труда – явление четвертого уровня психического отражения – сознания.Этот уровень свойственен только психике человека.

 

На допсихическом уровне живая природа обладает способностью отражать только жизненно важные воздействия. В 1916 году в одной из сельскохозяйственных… Таким образом, можно регистрировать первый, связанный с различением, уровень… Высший уровень раздражимости – чувствительность – способность реагировать на сигнальные раздражения. Усложнение…

Мозг и психика

С XVIIIвека сознание человека связывается с деятельностью головного мозга. Импульсом для развития исследований в этой области послужили события французской революции 1789-1793 гг. Австрийский врач Ф. Галь разработал теорию локализации психических функций в коре мозга. Гипотеза не подтвердилась, но интерес к теме сохранился. В западноевропейской науке закрепляется представление о нервной системе, как анатомическом начале, первоисточнике всего многообразия душевных проявлений. Успех данного направления в конце XIX – начале XX веков связано с экспериментальной и теоретической деятельностью физиологов И.М. СеченоваиИ.П. Павлова. Русские ученые предложили свое видение основного вопроса психофизиологии: как соотносятся сознание и мозг? Подобно желчи и печени? Или сознание является более высокой функцией, связанной с мозгом, но не зависящей от него?

Школа И.П. Павлова рассматривала деятельность мозга и психики в единстве, оставляя за психикой качественное своеобразие, формирующееся у индивида на протяжении жизни в совместной деятельности, обучения и общения. Нервная система представляет физиологический субстрат – основу психической активности человека.

С биологической точки зрения человек отличается от высокоразвитых животных (приматов, млекопитающих) организацией структур головного мозга, наличием в нем лобных долей. Они создают возможность оперирования чувственными образами при помощи первой сигнальной системы,которая принимает сигналы. И второй сигнальной системы,которая оперирует сигналами. Развитие лобных долей способствует выделению не только главных, но и общих свойств предметов и явлений. Это аналитическая деятельность, объединяющая свойства в группу. Для полуторагодовалого ребенка часы на руках у матери, ходики на стене и электронное часовое табло – разные объекты. В три года, когда у человека формируется сознание, он может сгруппировать эти предметы в одно понятие и назвать одним словом «часы». И.П. Павлов называл слово «сигналом сигналов» человеческой психики.

Мозг человека имеет достаточно сложную структуру.Он имеет большой вес и забирает много крови. Вес – свидетельство о роли мозга в организации нервной системы. Например, спинной мозг весит 2% от общего веса мозга, мозжечок около 10%, стволовые структуры менее 6%. Остальное, то есть 5/6 веса мозга приходится на конечный мозг – большие полушария. Наружная зона полушарий представлена серым веществом – корой. Она напоминает грецкий орех.

Масса головного мозга непостоянна. Она меняется на протяжении всей жизни. Сразу после рождения человека головной мозг прибавляет в весе. У европейцев начала ХХ века он достигал максимальной массы к 20-летнему возрасту. Между 20-50 годами масса мозга остается постоянной. В период зрелости, после 50 лет, вес мозга начинает уменьшаться примерно на 30 г. в каждые 10 лет. Наибольшая масса мозга у большинства европейских народов и американцев отмечается в 25 лет. Удивительно, что культурные традиции народов могут оказывать влияние на психофизиологию мозга. Например, у японцев мозг достигает максимальной массы в период от 30 до 40 лет. Считается, что такой важный психический процесс как память также достигает наибольшего развития к 40 годам жизни японца.

Рассмотрим проекцию головного мозга.

Средний мозг выполняет функцию эмоциональной регуляции, бессознательных влечений.

Мозжечок регулирует чувство равновесия человека, координацию действий. Височные доли соединяют деятельности различных участков мозга.

Таламус– направляет входящую информацию от рецепторов. Это своеобразный коммутатор. Афферентные рецепторы передают импульсы от рецепторов органов чувств к мозговым центрам. Эфферентных передают информацию от мозга к периферическим отделам, мышцам и нервным узлам. Таламус участвует в контроле сна и бодрствования

Гипоталамусподдерживает гомеостаз, основные физиологические влечения, возникновение эмоций и реакций на стресс, волевые процессы. Ретикулярная формацияучаствует в контроле возбуждения, оказывает влияние на концентрацию внимания при определенных стимулах. Если импульсов нет, наступает аутостимуляция – внешнее стимулирование при помощи жевательной резинки, рок-музыки.

Гипокампвыполняет функцию интеграции сенсорной информации, играет особую роль в функционировании памяти и эмоциональном поведении. В гиперрежиме приводит к потере чувства реальности, витанию в облаках, к патологическому фантазированию. В гипорежиме выражается в сверхчувствительности к слабым раздражителям, боязни перемен, ипохондрия. Кроме того, гипоталамус отвечает за чувство опоры.

Лимбическая системаимеет отношение к эмоциям и действиям, направленным на удовлетворение основных потребностей, инстинктивным формам поведения.

Кора больших полушарийявляется центром высших психических функций. Здесь регистрируются ощущения, инициируются произвольные действия. Наукой доказано специфическое функционирование каждого полушария. Американский нейрофизиолог Роджер Сперри(1913-1994 гг.) в 1981 году был награжден Нобелевской премией за изучение деятельности мозга в этом направлении.

Правое полушарие – более древнее в филогенезе выполняет две функции:

· создание образа восприятия в ходе синтеза ощущений;

· регуляция подкорковой деятельности, эмоциональных состояний, связанных с защитой.

Правое полушарие имеет свойство симультантности целостно и мгновенно схватывать ситуацию. Это свойство является основой зрительно-пространственной ориентации. Правое полушарие больше развито у женщин и детей, у мальчиков до 10-12 лет. В целом оно связано с функциями мотивационно-потребностного развития.

Левое полушариесвязано с теоретическим, вербальным интеллектом, анализом, понятиями. Экспериментальные данные свидетельствуют о наличии связи левого полушария с положительными эмоциями. Левое полушарие имеет свойство сукцессиидавать последовательное представление, динамику, ориентацию во времени. Левое полушарие – психофизиологическая основа логики и рационализма.

Можно отметить еще ряд организационных структур мозга человека.

Затылочный и средний отделпредставляют стволовые части мозга.

Лобный отдел мозгавключаетлимбическую систему, кору, гипофиз.

Продолговатый мозгместо, где перекрещиваются нервные пути, поэтому правое полушарие связано с левой стороной тела, левой – с правой.

Гипофизэндокринная железа, которая влияет на выработку гомонов.

 

 

 

Первичной структурно-функциональной единицей нервной системы является нейроннервная клетка, основной функцией которой является передача, проведение импульса от одного отдела нервной системы к другому.

Основатель нейропсихологии А.Р. Лурия(1902-1977 гг.) разработал принципы организации работы головного мозга. Он выделил три блока:

· поддержка тонуса коры, режима бодрствования путем постоянного притока раздражителей с периферических отделов нервной системы (стволовая часть мозга, зрительный бугор);

· работа по анализу и синтезу сигналов, поступающих из органов чувств и из внешнего мира, переработка и хранение информации (височная, затылочная и теменная области мозга);

· программирование, регуляция и контроль человеческой деятельности (центры передних отделов больших полушарий, лобные доли)

А.Р. Лурия утвердил в науке представление о том, что мозг человека предназначен для приема и переработки информации, создания программы действий и всегда работает как единое целое.

 

 

Школа И.П. Павлова рассматривала деятельность мозга и психики в единстве, оставляя за психикой качественное своеобразие, формирующееся у индивида на… С биологической точки зрения человек отличается от высокоразвитых животных… Мозг человека имеет достаточно сложную структуру.Он имеет большой вес и забирает много крови. Вес – свидетельство о…