Конфликт имеет свои границы и этапы (фазы или стадии) развития.

На третьем этапе развития конфликтологии предпринимаются попытки научного обоснования конфликта, причин его возникновения, приемов и способов предупреждения и разрешения применительно к набирающему силу индивидуализму.

О. Конт особый упор делал на кооперацию и разделение труда, неизбежность возникновения социальных и профессиональных групп, концентрации богатства в руках узкого круга людей за счет эксплуатации остальной значительной части, усиления эгоистической морали. По его мнению, все это ведет к разрушению естественных человеческих чувств солидарности, согласия, к учащению и обострению конфликтности.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс, впоследствии В. Ленин, рассматривают конфликт как возможное и неизбежное социальное явление в форме классовой борьбы в рамках существования антагонистических формаций. Но с победой коммунизма в мировом масштабе, по их мнению, причины, его вызывающие, будут устранены, наступит изобилие материальных благ, человечество будет жить в мире и согласии.

 

Г. Зиммель (немецкая школа социологии) считается первым, кто ввел в научный оборот понятие «социальный конфликт».. По Зиммелю, социальное — это результат межиндивидуальных отношений, соответственно через их призму следует рассматривать все формы социального общения и взаимодействия, в том числе и конфликта. Он способствует социальной интеграции, определяет характер конкретных социальных образований.

По мнению другого представителя немецкой социологической школы М. Вебера, субъектом социального действия в большей степени выступает индивид, а не общество в целом.Положение индивида в обществе определяется его статусом. Общество — это статусное взаимодействие индивидуумов, ориентированных друг на друга, и тех или иных статусных групп, действующих либо позитивно, либо негативно. В условиях конфликта материальных и идеальных интересов они озабочены сохранением и упрочением своего влияния, позиций, амбиций, жизненных ориентиров. Вебер предпринимает попытку создания идеальной модели организации (бюрократической организации), в которой не будет места конфликтам. Однако на практике эти идеи не получили своего подтверждения.

Питирим Сорокин как представитель восточнославянской школы социологии рассматривает конфликт в неразрывной взаимосвязи с удовлетворением потребностей людей. Его источник, по мнению Сорокина, заключен в невозможности в силу различных причин удовлетворить базовые потребности человека.

3 стр., 1122 слов

Межгрупповые конфликт— это, как правило, конфликты интересов групп в производственной сфере

Возникновение экстремальных условий в профессиональной деятельности и в быту, в общении Возникновение стресса определяется воздействием на индивида экстремальных факторов, связанных с содержанием, условиями и организацией деятельности. Экстремальные условия — это условия, требующие от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы ...

В отличие от социологов психологи объясняли природу конфликта с точки зрения специфики функционирования психики человека.

Так, по мнению Зигмунда Фрейда, источник конфликта лежит в противоречивости психики человека(результат борьбы слоев «Эго», «Ид» и «Супер Эго»).

3. Фрейд пришел к выводу, что главным источником конфликта является изначально присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными, инстинктивными влечениями и требованиями моральных и правовых норм. Именно эта дисгармония человеческой души служит главным источником всех социальных конфликтов: внутриличностных, межличностных, межгрупповых.

Карл Юнг предложил свою классификацию характеров людей, в основе которой лежал критерий различий по способу разрешения ими внутренних конфликтов. С одной стороны он выделил общую, преобладающую направленность личности: интровертированность и экстравертированность. Интроверты — люди, обращенные внутрь, характеризующиеся замкнутостью, созерцательностью, обращенностью на самого себя, стремлением дистанцироваться от других людей, внешнего мира. Экстраверты, наоборот, обращены во вне, в своем мышлении и поведении открыты для внешних влияний. С другой стороны Юнг отмечал доминирующую у личности психическую функцию: мышление, чувство (эмоции), ощущение, интуиция. Соответственно этому он делил характеры на мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный.

Таким образом, если социологи ориентировались на анализ межгрупповых конфликтов, то психологи сосредоточиваются преимущественно на исследовании внутриличностных и межличностных противоречий, одновременно участвуя и в изучении психологических аспектов межгрупповых столкновений.

В XX столетии, после того как человечество пережило две мировые войны, участились региональные конфликты, потребности общественного развития остро поставили необходимость выделения конфликтологии в самостоятельную отрасль научного знания. Конфликтология окончательно закрепилась как самостоятельная наука в 50-х годах XX в. на стыке социологии и психологии, и изначально получившей название «социология конфликта».

14 стр., 6551 слов

Психологическая специфика конфликтов на различных уровнях социальной системы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ______________________________________________________ Кафедра «____________________________» КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Психология» На тему «Психологическая специфика конфликтов на различных уровнях социальной системы» Выполнил студент __ курса специальности____________ _________________________ Проверил:________________ г. ______________ 2006 г. ...

Основоположниками конфликтологии как науки считают немецкого социолога Р. Дарендорфа и представителя американской социологии Л. Козера. — автора работы.

Р. Дарендорф в своих работах «Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957), «Современный социальный конфликт» (1988) и др. рассматривает конфликт в качестве главной категории и называет свою концепцию теорией конфликта. По его мнению, наличие конфликтов — естественное состояние общества.

Л. Козер в своем классическом произведении «Функции социального конфликта», вышедшем в свет в 1956 год, дал глубокое обоснование позитивной роли конфликтного взаимодействия в жизни общества. Им был сформулирован ряд положений, ставших теоретическим фундаментом современной науки о конфликте:
— постоянным источником социальных конфликтов является неустранимый дефицит ресурсов, власти, ценностей, престижа, всегда существующий в любом обществе. Поэтому, пока существует общество, будет сохраняться в нем определенный уровень напряженности, время от времени перерастающий в конфликты. Особую роль в постоянной борьбе за эти дефицитные ресурсы имеет стремление людей к власти и престижу;

 

В становлении конфликтологической практики особое место заняли переговорные методики разрешения конфликта (Д. Скотг; Ш. и Г. Боуэр и др.).

Разработка технологий переговоров с участием посредника-медиатора (В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин и др.) привела к созданию в США в 70-80-х годах учебных заведений по подготовке специалистов-медиаторов. В этот период времени всемирную известность приобретает Гарвардский метод «принципиальных переговоров» Р. Фишера и У. Юри.

В 80-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге в начале 90-х годов.

10 стр., 4906 слов

Концепция деятельности Проблемное обучение как метод развития познавательной активности учащихся

Развитие познавательной активности и мотивации изучения физики у учащихся. Вольф П.О.учитель физики МОУ СОШ № 17 г. Твери Содержание стр. 1.1. Введение…………………………………………………………………...3 2.1. Концепция деятельности…………………………………………………..9 3.1. Проблемное обучение как метод развития познавательной активности учащихся……………………………………………………………………9 3.2. Активизация познавательной деятельности при решении задач ...

Следует подчеркнуть, что конфликтология как наука носит не только ярко выраженный теоретический но и практический, прикладной характер. В рамках трех основных направлений: социологического, психологического и социально-психологического, идет бурный процесс формирования и развития конфликтологических концепций и научных школ. К ним следует отнести:
— концепцию позитивно-функционального конфликта Л. Козера (США);
— концепцию конфликтной модели общества Р. Дарендорфа (Германия);
концепцию всеобщности социального конфликта А. Турена (Франция);
— общую теорию конфликтного взаимодействия К. Боулдинга (США);
— концепцию «социального согласия» и человеческих отношений Т. Парсонс, Э. Мейо (США);
— теорию трансактного анализа поведения людей Эрик Берн (США);
— ситуационный подход в изучении межгрупповых конфликтов М. Шерифа;
— психодинамический подход Кларк Халл, Г. Линдсей, Л. Хьелл, Д. Зиглер;
— неопсихоанализ Карен Хорни, Г. Салливена;
— концепцию фундаментальной ориентации межличностных отношений В. Шутца;
— концепцию социализации личности Э.Эриксона;
— концепцию фрустрационной детерминации агрессии Дж. Доллард, Л. Дуб, Н. Миллер, А. Бандура, Л. Берковиц;
— конфликт как форма ответа на конкурентную ситуацию М. Дойч;
— конфликт как когнитивньгй феномен Курт Левин;
— теорию структурного (когнитивного соответствия) баланса Ф. Хайдера и др.

 

Среди отечественных ученых, активно занимающихся проблемами конфликта, следует выделить Е.М. Бабосова, представляющего социологическое направление, Н.Ф. Вишнякову — представителя социально-психологического направления, Шейнова В.П., наработки которого носят ярко выраженный прикладной характер. Белорусскую школу конфликтологии характеризуют не только достаточно глубокие теоретические разработки теории конфликта как социально-психологического феномена, но и прикладной характер.

Среди российских конфликтологов следует выделить Н.В. Гришину, А.С. Кармина, Н.И. Леонова, А. Анцупова, А. Дмитриева, А. Здравомыслова, А. Шипилова. В современной российской конфликтологии можно выделить три основные школы: Московскую, Санкт-Петербургскую и Новосибирскую. Последняя носит достаточно ярко выраженный прикладной характер.

7 стр., 3463 слов

Посредничество как способ урегулирования конфликта и разрешения проблемных ситуаций

... способ урегулирования конфликта и разрешения проблемных ситуаций конфликт посредничество переговоры Посредничество как одна из форм разрешения конфликта представляет собой способ вмешательства нейтральной третьей стороны, целью ... на оппонентов, а в побуждении их к переводу конфликта в ситуацию совместного поиска решения. Взаимодействие осуществляется по типу триады (оппонент - психолог - оппонент). ...

Сегодня сложилась ситуация, когда конфликтная проблематика актуализирована и в реалиях общественной жизни, и в сознании общества. Осознается необходимость создания механизмов и институтов регулирования конфликтов, осуществления контроля над конфликтным процессом. Как никогда велика потребность людей в помощи психологов по самым разнообразным вопросам общественной и личной жизни. Это создает новые, не существовавшие ранее возможности для исследовательской и практической работы в области конфликтов.

Вопрос №2

Конфликт имеет свои границы и этапы (фазы или стадии) развития.

Границы конфликта – внешние структурно-динамические пределы конфликта: субъектные (количество основных участников); пространственные (территория, на которой происходит конфликт); временные (продолжительность конфликта)».

Чтобы погасить конфликт, стороны должны заключить договор, который определяет его процесс и результаты, взаимное соотношение сил, а также нормы и правила дальнейшего взаимодействия оппонентов.

Чем четче очерчен предмет конфликта, тем очевиднее признаки, знаменующие победу, тем больше шанс, что конфликт будет локализован во времени и пространстве. По мнению Козера, длительность конфликта определяется следующими факторами: ясностью целей конфликтующих сторон, степенью их согласия по поводу смысла победы или поражения, способностью лидеров понять, чего стоит победа, и убедить своих сторонников в том, что желательно прекратить конфликт.

Авторы единственного отечественного междисциплинарного обзора по проблемам конфликта А. Л. Анцупов и А. И. Шипилов выделяют в динамике конфликта три крупных периода:

а) латентный (предконфликтный) период;

б) открытый период (собственно конфликт);

в) латентный период (послеконфликтная ситуация).

Латентный период (предконфликт) включает следующие этапы:

• возникновение объективной проблемной ситуации;

• осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;

• попытки разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;

Возникновение предконфликтной ситуации.

Возникновение объективной проблемной ситуации. На данном этапе возникает противоречие между субъектами (их целями, действиями, мотивами, стремлениями и т.п.).

4 стр., 1856 слов

Социальная ситуация развития 3

Социальная ситуация развития — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А. Н. ...

Так как противоречие еще не осознано и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Многие проблемные ситуации, ежедневно возникая на производстве, в бизнесе, в быту, семье и других сферах жизни, существуют длительное время, не переходя в открытый конфликт. Одним из условий такого перехода является осознание объективной проблемной ситуации.

Осознание объективной проблемной ситуации предполагает восприятие возникших противоречий и понимание необходимости предпринять с целью их разрешения какие-то действия. Ситуация воспринимается субъективно, с искажениями, поскольку этому способствует наличие препятствия для реализации интересов сторон. Субъективность восприятия обусловлена не только природой психики, но и различиями социальных установок, ценностей, идеалов и интересов сторон. Различия в знаниях, потребностях и другие особенности субъектов взаимодействия также влияют на восприятие ситуации. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами.

Попытка сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами.Осознание противоречия не всегда автоматически ведет к противоборству. Часто хотя бы одна из сторон пытается решить проблему путем убеждения, разъяснения, просьб, информирования оппонента. Нередко один из участников взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.

Возникновение предконфликтной ситуации связано с тем, что ситуация воспринимается как угроза каким-то общественно важным интересам одной из сторон взаимодействия, угроза ее безопасности. Причем если для проблемной ситуации характерно восприятие потенциальной угрозы, то в предконфликтной ситуации действия оппонента рассматриваются как угроза непосредственная. Именно ощущение непосредственной угрозы является пусковым механизмом конфликтного поведения.

7 стр., 3401 слов

Социальные конфликты и противоречия

... психологического напряжения и конфликта. Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых ... обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой ...

Открытый период часто называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает:

• инцидент;

• эскалацию конфликта;

• сбалансированное противодействие;

Завершение конфликта.

Инцидент представляет собой первое столкновение сторон, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу. Инцидентом конфликт может и ограничится, если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу. Однако часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов. Взаимные конфликтные действия, привнося новые стимулы для дальнейших шагов, способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта. Этот процесс может представлять переход от переговоров к борьбе, которая накаляет эмоции. Эмоции увеличивают ошибки восприятия, в результате чего происходит интенсификация борьбы и т.д. Такой процесс получил название эскалации конфликта.

Эскалация конфликта заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов. На этом этапе возможно вовлечение в конфликт дополнительных участников. Естественное стремление конфликтующих сторон состоит в усилении своих позиций. С этой целью производится привлечение на свою сторону сильных сторонников. Если этого не остановить, может произойти качественное расширение зоны конфликта, в него будут вовлекаться все новые оппоненты. В таком случае возникает необходимость достижения договоренности об ограничении зоны конфликта и числа оппонентов.

Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают противодействовать, но интенсивность борьбы снижается. Происходит осознание того, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, однако действия по достижению согласия еще не предпринимаются.

Завершение конфликта состоит в переходе от конфликтного противодействия к поиску путей разрешения противоречия и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

Послеконфликтный период включает два этапа:

• частичную нормализацию отношений оппонентов;

Полную нормализацию отношений.

Частичная нормализация отношений протекает в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имеющие место в конфликте. В это время происходит осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Негативные установки по отношению друг к другу не дают возможности сразу нормализовать отношения.

Полная нормализация отношенийнаступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Происходит преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.

В конфликте можно выделить фазу дифференциации сторон, когда конфликт развивается по нарастающей, разногласия между сторонами усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эскалация конфликта не теряет смысл. С этого момента взаимодействие вступает в фазу интеграции: участники конфликта начинают стремиться к соглашению, приемлемому для обеих сторон.

Вычленение периодов и этапов развития конфликта позволяет разрабатывать более эффективную программу по урегулированию конфликта как самими участниками, так и всеми заинтересованными сторонами.

Вопрос №3

Методы конфликтологии как науки о конфликтах являются, с одной стороны, общими для социального познания в целом, а с другой стороны, зависимыми от специфики конфликтологии как науки (рис. 1.1).

Они представляет собой: 1) способ получения, обоснования и построения конфликтологического знания, включающий в себя совокупность принципов, категорий и приемов; 2) возможность его использования в практике прогнозирования, предупреждения, диагностики и разрешения конфликтов, т.е. носит алгоритмический характер, представляет собой систему приемов анализа и разрешения конфликтов. Очевидно, что эти приемы существенно различны при анализе внутриличностных, межличностных и социальных конфликтов.

Социальная конфликтология как одна из конфликтологических наук изучает конфликты социальных субъектов: социальных общностей (классов, стратов, групп и т.п.), социальных институтов (семья, армия, система образования, государство, церковь, политические партии и т.п.), исторических общностей, обществ и цивилизаций.

Давая такое определение социальным конфликтам и изучающей их науке, мы отграничиваем их от конфликтов внутршшчностных и межличностных, которые анализируются преимущественно психологией и связанными с ней науками и изучаются внутриличностной и межличностной конфликтологией.

Наряду с общими для всей науки методами познания выделяют некоторые специфичные методы конфликтологии.

1. Социальный конфликт представляет собой сторону социального противоречия. При такой трактовке конфликтология выступает в качестве приложения теории социальной диалектики. Важнейшим методологическим принципом изучения социальных конфликтов является закон единства и борьбы противоположностей. В философской литературе развитие противоречия включает в себя тождество – различие – противоположность – противоречие – основание, как и у Гегеля. На первом этапе противоречия данная вещь тождественна сама себе (например, зерно во время посадки).

На этапе различия в ней появляется отличие от своего предыдущего состояния, происходит самоотрицание (например, зерно прорастает).

На третьем этапе вещь превращается в свою противоположность (например, возникает стебель).

И на четвертом этапе происходит отрицание отрицания – вещь возвращается в исходное положение, но на новой основе (например, из стебля возникает колос).

Для исследования социального конфликта такое понимание противоречия не подходит и требует соответствующей модификации. Его можно рассматривать как становление – развертывание – разрешение противоречия. В таком виде оно становится важнейшим методологическим основанием анализа социальных противоречий, преодолевая ограниченность гегелевского подхода (см. об этом ниже).

С этой точки зрения конфликтология может рассматриваться «как теория разрешения социальных противоречий» (Е.И. Степанов).

2. Вследствие того, что социальные противоречия являются неотъемлемой характеристикой социального развития и внутренним его источником, социальные конфликты представляют нормальное явление общественной жизни. Это позволяет отказаться от советской теории бесконфликтности социалистического общества как высшей ступени развития человечества. Социальные противоречия и соответствующие им социальные конфликты были, есть и будут. Задача конфликтологии заключается в теоретическом анализе условий и практических рекомендаций, ведущих к снятию противоречий и конфликтов между социальными субъектами. Это выдвигает на первые роли не только «борьбу противоположностей», но и их «единство», которое в марксистско-ленинской диалектике ставилось в подчиненное борьбе противоположностей положение.

3. Методы конфликтологии в своей основе заключают теорию деятельности. Согласно ей деятельность данного субъекта а) побуждается определенными потребностями и интересами и б) направлена на какие-то предметы (вещи, деньги, знания, статус и т.п.), которые ему нужны. Но в процессе этой деятельности субъект вынужден в) вступать в отношения (связи) с другими людьми. В результате он сам того не желая (или желая) оказывается в конфликтных отношениях с другими субъектами, претендующими на те же предметы и имеющими поэтому разные потребности и интересы. Поэтому социальные конфликты различаются своими субъектами, интересами, видами деятельности, предметами: производственными, экономическими, политическими, духовными и т.п.

Субъектно-деятельностный подход помогает выделить в качестве важнейших элементов социального конфликта и проанализировать в определенной системе потребности, интересы, цели, мотивы и субъективные явления, играющие в конфликтологии огромную роль.

В этом случае обращается внимание не только на объективные (предметные) условия конфликтов, но и на их субъективные составляющие. В условиях демократизации России, когда субъективные составляющие деятельности людей приобретают главенствующее значение для разрешения и предупреждения конфликтов, субъектно-деятельностный подход становится определяющим.

Социальный конфликт с точки зрения субъектно-деятельностного подхода – это процесс реализации потребностей и интересов социального субъекта и одновременно процесс самоутверждения и самоопределения его в определенной социальной среде, имеющей конкретно-исторический характер.

В этом плане социальный конфликт представляет собой противоборство социальных субъектов в процессе реализации своих интересов и самоутверждения в социальной среде.

4. Принцип историзма, согласно которому социальные конфликты изучаются, с одной стороны, в определенных конкретно-исторических условиях, а с другой стороны, их изучение происходит исторически, т.е. исследуются изменения в характере социальных конфликтов на протяжении истории. Очевидно, что историзм изучения социальных конфликтов неразрывно связан с историзмом социальных противоречий, стороной которых они выступают. Историзм позволяет осуществить сравнительно-исторический анализ социальных конфликтов, показать их различие и сходство в разные исторические эпохи и в разных общественных формациях, выделить прогрессивность и регрессивность в их развитии и в целом извлечь уроки из прошлого опыта возникновения и разрешения социальных конфликтов. Для России это связано с противоречиями и конфликтами в досоветском, советском и постсоветском обществах. Исторический подход позволяет выявить внутреннюю динамику, определить уровень и направление развития социальных конфликтов. Развитие России связано с увеличением количества и типа социальных конфликтов, преодолением агрессивности и групповой разобщенности россиян, воспитанием толерантности.

5. Метод аналогий, при котором знание, полученное при изучении какого-нибудь конфликта, выступающего в данном случае известной моделью, переносится на другой конфликт, который только начинает развиваться. Например, конфликты постелыданской России сейчас анализируются по аналогии с подобными же конфликтами в бонапартистской Франции, веймарской Германии, нэпом в России и т.п. По отношению к новым конфликтам метод аналогий носит правдоподобный и вероятностный (гипотетический) характер.

Вопрос №4

В теории и практике конфликтологических исследований сложился определенный комплекс понятий и проблем, с которыми связано изучение конфликта как социально-психологического явления и современных условиях. Ведущие аналитики в этой области А. Анцупов и А. Шипилов, проанализировав научные публикации с 1924 по 1995 гг. выделили следующие основные вопросы, постановка и решение которых в настоящее время образуют область интересов современной конфликтологии:
— сущность социального конфликта;
— классификация конфликтов;
— эволюция конфликтов;
— генезис конфликтов;
— структура конфликтов;
— функции конфликта;
— информация в конфликте;
— динамика конфликта;
— диагностика конфликта;
— предупреждение конфликта;
— завершение конфликта и др..

Следует подчеркнуть, что в новейшее время теория конфликтов обрела дополнительную конкретизацию.

Среди современных концепций конфликта следует выделить.

Основные концепции конфликта как социально психологического явления:
— «Чикагская школа»
— А. Турен
— Л. Козер
— К. Боуллинг
— «Индустриальная школа»
— «Конфликтная модель общества» Р. Дарендорф
— А. Раппопорт, Р. Акофф.
— З. Фрейд
— Г. Зиммель
— Т. Насонсон

Дадим общую характеристику некоторым из них.

Концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера (США).

По мнению Л. Козера, конфликт — продукт, элемент внутреннего состояния социальной системы, существующего в нем порядка вещей и самих отношений между отдельными личностями и социальными группами.

Л. Козер понимает под конфликтом «борьбу за ценности и претензии», видит в нем определенную социальную напряженность между тем, что в обществе есть реально, и тем, что должно быть, в соответствии с взглядами, интересами и чувствами определенных социальных слоев, групп, индивидуумов.

Он выделил ряд важнейших функций, выполняемых конфликтом:
— функции снятия напряжения в обществе;
— функция разрешения противоречий между индивидуумами и социальными группами.

По его мнению, любой конфликт выполняет позитивную (конструктивную) функцию, которая заключается в том, что:
— конфликт способствует социализации индивидуумов;
— способствует образованию и сплочению социальных групп;
— устанавливаются и поддерживаются относительно стабильная структура внутригрупповых и межгрупповых отношений;
— создается и поддерживается баланс сил;
— сигнализирует о тех или иных социальных проблемах и недостатках.

Таким образом, Л. Козер в своей концепции позитивно-функционального конфликта делает упор на сотрудничество, подчеркивая значение конфликтов в обеспечении устойчивости и стабильностисоциальной организации, социальной системы.

Концепция конфликтной модели общества Ральфа Дарендорфа (Германия).
К основным положениям концепции Р. Дарендорфа следует отнести:
— общество в каждый момент подвержено изменениям и в любой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом;
— всякий элемент социальной системы в той или иной степени вызывает изменения и дезорганизацию;
— каждое общество основано на господстве, принуждении, подчинении одних его членов другим;
— людей разделяет не только социальное неравенство — неодинаковый доступ к ресурсам, их обладанию и распределению, но и борьба за власть, престиж и авторитет, неравное положение в отношении управления и организации, когда одни командуют, а другие вынуждены подчиняться.

Это все в своей совокупности создает почву для постоянного возникновения конфликтов в жизни общества. Они, по его мнению, в принципе неустранимы, вездесущи, постоянны, и являются следствием иерархически организованной системы. Однако он не отрицает возможности регулирования конфликтов и их предупреждения, выделяя три основных условия:
— наличие ценностных установок;
— уровень организации сторон;
— взаимоприемлемость определенных правил.

Концепция всеобщности социального конфликта Алена Турена (Франция).
А. Турен в своей книге «Возвращение человека действующего» проводит мысль о том, что в условиях перехода к постиндустриальному обществу необходимо ориентироваться на активизацию деятельности индивидуума, способность общества к самоконструированию через конфликты и общественные движения. По его мнению, основными механизмами изменения общества являются конфликты между субъектами общества. Общественную организацию следует понимать как результат конфликтных отношений между общественными силами по поводу контроля за культурными моделями, в соответствии с которыми социальная общность организует свои отношения со своим окружением. Конфликт существует на уровне социальной и культурной организаций, т.е. определенным образом установленного порядка. Поскольку есть порядок, соответственно и будет его оспаривание. Конфликт не означает ни противоречия, ни бунта, а является социальной формой самопроизводства общества, он не связан с какой-либо одной сферой социальной действительности, он повсюду и должен признаваться во всех областях общественной жизни, утверждает А. Турен.

Концепция общей теории конфликта Кеннета Боулдинга (США).
К. Болулдинг исходит из посылки, что конфликт вездесущ, стремление человека к борьбе с себе подобными непреодолимо и вытекает из его природы. Вместе с тем он подчеркивает, что конфликт возникает и развивается по общему образцу независимо от сферы проявления, для нег о присущ единый набор компонентов, не отделимых от социальных условий, его можно предупреждать и разрешать. А для этого необходимо:
— понимание причин, породивших конфликт;
— выбор согласованных способов их устранения;
— нравственное совершенство индивидуумов.

Неофрейдизм (Карен Хорни, Г. Салливен, Эрих Фромм).

Большинство последователей 3. Фрейда, развивая его теорию,
считают, что источник конфликта лежит в стремлении человека к безопасности, с одной стороны, а с другой, к реализации собственных желаний. Основные причины конфликта, по их мнению, кроются:
— в противоречии между ценностями личности и ее реальным положением в обществе;
— между завышенным, искусственным стимулированием потребностей и невозможностью их удовлетворить.

Конфликт, как правило, находит свое разрешение в тех или иных моделях поведения человека:
— «стремление к людям», поиск привязанности, любви, сопричастности, принадлежности к той или иной социальной группе (общности);
— «стремление от людей», доминирование чувства отчужденности, сужение сферы контактов с социальным окружением;
— «стремление против людей», конфронтация, борьба с социальным окружением.

Если говорить о научных направлениях в российской и белорусской конфликтологии, то здесь следует выделить:
— исследования Н.В. Гришиной, направленные на рассмотрение общей теории конфликта, философских, социологических и психологических подходов к ее рассмотрению;
— исследования А. Анцупова и А. Шипилова, направленные на исследование основных направлений современной конфликтологии и разработку учебной проблематики конфликтологии;
— исследования А.Г. Здравомыслова в области социологии конфликта, рассмотрение конфликта в соцально-политическом аспекте;
— рассмотрение проблем юридической конфликтологии (А.В. Дмитриев, В.Н. Кудрявцев);
— психологические аспекты конфликтологической проблематики (внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, классификация конфликта, прикладные направления по управлению конфликтом) Н.Ф. Вишняковой;
— социально-философская проблематика конфликтологии, типологизация конфликтов, исторический аспект, характеристика конфликта как социально-психологического феномена в трудах Е.М. Бабосова.

Таким образом, можно сделать вывод, что современная конфликтология исходит из:
— признания конфликта в качестве закономерной и естественной характеристики социальных отношений;
— возможности протекания конфликтов в разнообразных, в том Числе и конструктивных формах;
— утверждения принципиальной возможности управления конфликтами.

Конфликтология на протяжении своего становления и развития постоянно обращалась к психологии в поисках возможностей понимания природы конфликтов и способов работы с ними. Одной из мерных работ в области конфликтологии можно считать работу Курта Левина«Разрешение социальных конфликтов».

В своих работах классики конфликтологии независимо от принадлежности к конкретному направлению постоянно апеллировали к психическим явлениям, таким как: враждебные чувства, мысли и установки. Современная конфликтология испытывает на себе большее влияние психологии в силу признания как роли психологических факторов в возникновении и развитии социальных конфликтов, так и значительных возможностей использования психологических методов для разрешения и ослабления конфликтов.

Имеете с тем, следует подчеркнуть, что развитие социологических взглядов на природу конфликта, его место и роль в жизни общества оказало несомненное и значительное влияние на теорию и практику работы с конфликтами в различных областях, в том числе и в психологии.

Задача

Конфликт налицо. Проанализируем эту ситуацию. Оказывается, определить компоненты конфликта здесь не так уж просто.

Самое простое — установить, какие действия здесь наблюдаются. Они таковы (в хронологическом порядке): курение — лишение курильщиков стипендии — ходатайства группы перед деканом и ректором — осмеяние их студентами на вечере — снятие старосты — попытки студентов отменить его снятие (замечу в скобках, что в описании ситуации № 1 многое опущено: всего не скажешь; а ведь на самом деле там были и некоторые скрытые действия).

Далее, кто тут конфликтанты – X и Y? Оказывается на этот вопрос однозначно ответить нельзя. Разберемся сначала с одной стороной. Вначале недовольство создавшимся положением выразила четверка курильщиков. Она стала конфликтующей стороной — скажем X . Но очень скоро к ней присоединились другие студенты, и в роли X стала выступать вся группа. Как видим, по ходу дела конфликтующая сторона может изменяться. А кто же тут выступает в качестве Y — другой конфликтующей стороны? Видимо, ректор. Ведь студенты недовольны именно его поведением — тем, что он лишил четырех студентов премии. Значит, ректор стал конфликтантом, еще ничего не зная об этом! Ситуация стала конфликтной без его ведома — лишь в силу того, что студенты определили ее как конфликтную (вспомните теорему Томаса!).

Но с недовольством своим студенты сначала обратились не к ректору, а, в соответствии с требованиями должностной субординации, к декану. Таким образом, в конфликт был втянут декан — и он тоже, в конце концов, вошел в состав конфликтующей стороны Y. Стало быть, и X и Yоказались «переменными величинами».

Перейдем теперь к зоне разногласий. Что в ней лежит? Все было хорошо до того момента, пока не произошел эпизод с курением. Все студенты группы торжествовали и радовались в предвкушении премии. Выговор, объявленный курильщикам, был первым ударом по их хорошему настроению. Но еще более чувствительным ударом, который с их точки зрения был неожиданной и вопиющей несправедливостью, явилось отсутствие их фамилий в списке премированных. Таким образом, обнаруживаются два пункта разногласий между курильщиками и ректором: 1) по поводу курения, 2) по поводу лишения премии. Первый инцидент — эпизод с курением — сам по себе, вероятно, не имел бы серьезных последствий. Но вместе со вторым инцидентом — лишением премии — он стал источником дальнейших событий. Затем зона разногласия стала увеличиваться. В ней один за другим вспыхнули еще 3) вопрос о допустимости проделанного студентами публичного высмеивания институтского начальства и 4) вопрос о снятии старосты. Как видим, границы зоны разногласий по мере развития конфликта расширялись.

Попробуем разобраться в представлениях студентов (Пх).

Видимо, раз они в нарушение запрета курили в помещении института, то, по их представлениям, этот запрет неоправдан. Потому и нарушать его можно (около пороховой бочки студенты вряд ли затеяли бы перекур).

Неизвестно, разделяют ли взгляды курильщиков другие студенты. Из расспросов выяснилось, что многие считают выговор за курение в неположенном месте справедливым. Но к лишению премии за это группа отнеслась отрицательно. По представлениям студентов, такое наказание не соответствует тяжести проступка, а главное — смыслу премии: ведь она дана за отличную учебу. Курильщики были лучшими в группе, именно их отличная учеба дала основание для премирования группы — и их же лишили премии! А реакция декана и ректора на разумные и вежливые просьбы студентов восстановить справедливость выглядела в их глазах упрямым и нелепым отстаиванием «чести мундира». Разве здесь нет материала для сатиры? И разве при демократических порядках в нашей стране нельзя посмеяться над тем, что достойно осмеяния?

Снятие старосты вскоре после этого лишний раз подтверждает, что институтское начальство вершит произвол, не считаясь с мнением студентов и требуя от них лишь беспрекословного повиновения. (Мы так подробно и, может быть, несколько сгущая краски, останавливаемся на описании Пх, чтобы показать, как эти представления по мере развития конфликта становятся все более насыщенными негативными эмоциями в адрес администрации института.)

Представления другой стороны (Пу), разумеется, выглядят совсем по-другому. Ректор полагает, что с курением в учебном корпусе надо вести борьбу. До запрета курения дым стоял столбом, повсюду валялись окурки. Однажды уже был из-за него пожар, после чего и был принят этот запрет. Нарушителей дисциплины поощрять премиями нельзя, тем более что кто-то из наказанной четверки уже и раньше попадался на глаза с дымящейся сигаретой. На вечере ребята, конечно, переборщили с критикой. Это было грубо, плоско и не смешно. Но ничего ужасного в этом нет. Президента страны поносят и похлеще. О старосте ректор ничего не знает. Декан думает о случившемся примерно так же. Курильщики — талантливые студенты, но разболтанны, ведут себя вызывающе, думают, что им все должно прощаться, раз они хорошо учатся. А что касается старосты, то он должен быть помощником деканата, а вместо этого он организует группу на поддержку нарушителей дисциплины и дерзкие выпады против преподавателей. Свои обязанности выполняет не очень добросовестно. Поэтому есть основания его заменить.

Мы не будем обсуждать, какая сторона права. Конфликтолог-медиатор — не судья. Его задача состоит не в том, чтобы решать, кто прав и кто виноват, а в том, чтобы улаживать конфликт. Важно понять, в чем видят свою правоту конфликтанты — а они всегда считают себя в чем-то правыми.

Наконец, о мотивах. Мотивы студентов (Мх), на первый взгляд, кажется, состоят в стремлении вернуть несправедливо отнятую премию. Однако, если учесть содержание Пх, то мотивация поведения студентов не сводится лишь к этому. За всеми их эскападами явно кроется желание добиться, чтобы администрация института с большим уважением относилась к ним и учитывала их мнение. Почему с ними не только не посоветовались, но и даже не поставили в известность, что четыре их товарища останутся без премии? Почему сняли старосту, ни слова не говоря студентам, а потом опять, как с премией, не хотят принять во внимание их позицию? Студенты хотят чувствовать себя полноправными членами институтского коллектива и принимать участие в решении вопросов жизни института наравне с преподавателями. Как сказал один из студентов, «мы против того, чтобы на нас смотрели как на солдат, стоящих перед начальством по стойке «смирно»». Мотивы Му уже достаточны ясны из сказанного выше о Пу. Ректор руководствовался необходимостью соблюдать порядок в институте.

Приказы должны выполняться. Надо примерно наказать курильщиков, чтоб другим неповадно было. Декан, заменяя старосту, тоже был мотивирован, в основном, стремлением к порядку. Возможно, где-то подспудно было и желание показать студентам, что не стоит выставлять своих руководителей на посмешище. Но декан сам не признавался себе в том, что у него есть такое желание.

Кто же тут является инициатором конфликта? Ректор, который наказал студентов за курение? Или студенты, которые курили вопреки запрету? Предоставим читателю самому решать этот вопрос и заодно, прежде чем читать дальше, попробовать предугадать возможные варианты дальнейшего развития конфликта.

Продолжение ситуации М 1

С назначением нового старосты мятежной группы у деканата возникли трудности. Студентка Вольская ответила на предложение стать старостой отказом. Ее примеру последовал и получивший затем это предложение Теркин. В конце концов старостой был назначен не пользовавшийся в группе авторитетом Чертков. Группа ответила на это коллективным бойкотом Черткову. В результате она почти полностью не явилась на зачет к преподавателю, работавшему на кафедре, руководителем которой был декан. Вина за это была возложена студентами на Черткова. Но все неявившиеся были преподавателем не допущены к экзамену. За этим последовал недопуск их к сдаче других экзаменов (поскольку студенты, не сдавшие всех зачетов, не допускаются к экзаменационной сессии).

Над студентами нависла угроза остаться в следующем семестре без стипендии. При разборе сложившейся ситуации студенты обвинили преподавателя в формализме и жестокости и потребовали его замены. По институту поползли какие-то диковинные слухи, в которых неприглядно выглядели то одни, то другие участники конфликта. Декан поставил перед ректором вопрос о необходимости расформирования группы. Таким образом, лучшая группа института за короткое время превратилась в худшую.

Конфликт углубился и приобрел явно деструктивный характер. В составе X начался раскол: объявился «штрейкбрехер» Чертков. А состав стороны Y увеличился: в число лиц, с которыми студенты вступили в конфронтацию, вошел преподаватель (типичное для конфликтов явление: в условиях конфликта все, что ущемляет одну из сторон, расценивается как выпад против нее, инициированный другой стороной).

В зоне разногласий добавились учебные проблемы, сдача зачетов и экзаменов. В Пх стала развиваться идея, что «все они, преподаватели, заодно», а в Пу — что группа стала превращаться в сплоченную компанию зазнавшихся смутьянов. Возник и новый мотив (в Му) — намерение разогнать эту компанию, переведя ее членов в разные группы. Это мера нежелательная, но надо что-то делать для прекращения затянувшегося конфликта.

Окончание ситуации JV ? 1

Было созвано собрание группы, на которое пришли декан и ректор. После бурного и откровенного разговора было найдено следующее решение. Студенты допускаются к сдаче экзаменов. Несданный зачет и экзамен по этому предмету они должны будут сдать после окончания сессии. Преподаватель останется тот же. Вопрос о премии курильщикам больше подниматься не будет, но в дальнейшем решение вопросов о стипендиях, наградах и т. п. будет приниматься при участии представителей студенчества. Прежний староста на эту должность не вернется, но группе предоставляется возможность выдвинуть две-три кандидатуры, и деканат назначит старостой одну из них. И, наконец, в учебном корпусе будут отведены специальные места для курения.

В дальнейшем жизнь группы вернулась в нормальное русло. Груп па хорошо сдала сессию и вновь оказалась одной из лучших групп ин ститута. Произошла лишь одна потеря: Чертков перевелся в другой институт.

Таким образом, конфликт завершился. Что обусловило возможность развязать весь клубок вопросов, накопившихся в зоне разногласий? Прежде всего, откровенность. Студенты, как нетрудно заметить, добились немногого. Первоначальные их требования (насчет премии, насчет старосты) так и остались невыполненными. Они получили уступку только в том, что «накрутилось» в ходе конфликта — допуск к сдаче экзаменов. Однако был удовлетворен их главный мотив: руководство признало необходимым относиться с уважением к их мнению и прислушиваться к нему. Со своей стороны, декан и ректор полностью «сохранили лицо»: ни одно из принятых ими решений не было отменено. Но вместе с тем руководство фактически взяло на себя обязательства, принятие которых означает пересмотр некоторых его установок.

Каковы же итоги конфликта? Конфликт принес немало волнений студентам. Малоприятен он был и для руководства. Отголоски конфликта в какой-то степени нанесли урон общему социально-психологическому климату в институте. В ходе него ухудшилась успеваемость группы, один из ее членов покинул институт. Все это — негативная сторона конфликта. Но он принес и некоторый позитивный результат: студенты приобрели полезный опыт и «уважать себя заставили», руководство сделало соответствующие выводы и стало прислушиваться к студентам. И еще один любопытный штрих: как бы между прочим была решена проблема, относящаяся к «фону», на котором разыгрался конфликт, и ставшая его косвенной предпосылкой. Это — положение курящих. Отведение мест для курения устраняет одну из главных причин нарушения запрета на него. Конфликт нередко обнажает подобные «фоновые» загвоздки, которые долго остаются в тени, и разрешение конфликта «попутно» устраняет их.

Насколько справедливы решения, завершившие конфликт? Вероятно, тут могут быть разные мнения. Что считать справедливым — это часто толкуется неоднозначно. Но разрешение конфликта надо оценивать не по тому, справедливо ли оно с некоей внешней точки зрения, а по тому, удовлетворяет ли оно обоих кон-фликтантов. Достаточно, чтобы они сочли его справедливым, мнение же какого-либо «эксперта по справедливости» тут ничего не гарантирует.