ПРИМЕНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
В РАБОТЕ С ОБРАЗОМ ТЕЛА
Анна Ю. Гарафеева
Москва, 2005
В данной статье рассматривается понятие «образа тела», практические аспекты работы с образом тела, и также случаи из практики в женских терапевтических группах, проводимых с использованием одного из направлений в арт-терапии — метода танцевально-двигательной терапии.
За последние десять лет я провела серию женских групп под названием «Женщина и Образ Тела», посвященных исследованию, развитию реалистичного представления о своем теле и формированию позитивного образа тела. Это были женщины от 20 до 45 лет. В этой статье я хотела бы изложить некоторые теоретические соображения и поделиться опытом своей работы.
Введение
В настоящее время проблема неудовлетворенности собственным телом, нарушением образа своего тела значительно возросла. Особенно от этого страдают женщины. Одной из причин такого положения дел является существенное изменение стандартов красоты, увеличение количества рекламной продукции, предлагающей женщинам «сбрасывать лишний вес», а также разрастающийся рынок предложений пластической хирургии по изменению форм тела.
Показано, что женские журналы содержат в 10,5 больше рекламных объявлений и статей относительно потери веса по сравнению с мужскими, содержащими объявления, поощряющие мужчин изменять фигуру, укрепляя верхнюю часть тела и живот [Калиновская В.В., Скугаревский О.А., 2004].
Калиновская В.В. и Скугаревский О.А. выдвигают предположение, что женщины более подвержены социальному влиянию в отношении восприятия собственного тела, в некоторой мере объясняя это результатами исследований, в которых было показано, что мужчины подчеркивают физическую привлекательность при выборе партнерши значительно больше, чем женщины при выборе партнера[Калиновская В.В., Скугаревский О.А., 2004].
Культурные предпочтения, идеалы красоты, социальные нормы, средства массовой информации успешно культивируют «идеальный» образ тела, оказывая существенное влияние на формирование нашего представления и отношения к своему телу.
К вопросу о понятии образа тела
К понятию образа тела обращались такие теоретики танцевально-двигательной терапии, как Penny Bernstein, Marian Chace, Liljan Espenak, Diane Fletcher, Elaine Siegel.
Как указывал Р.Бернс: «… только тело является зримой и ощутимой частью нашего Я… К тому же этот неотъемлемый элемент нашей личности выставлен на постоянное публичное обозрение… тело представляет собой наиболее открытую, явную часть личности…» [Заржицкая О.А., 1998]
Образ вожатого
Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами. Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист ...
Образ тела – это сложное комплексное понятие, включающее следующие составляющие:
— визуальную (как мы представляем свое тело, внутренняя картина)
— кинестетическую (как мы ощущаем или чувствуем свое тело)
— кинетическую (ощущение своего тела в движении)
— эмоциональную (как мы оцениваем свое тело целиком, или относимся к нему и отдельным частям)
Физическая сторона образа тела включает:
1. Артикуляцию частей тела (спектр движений)
2. Признание таких телесных ощущений как дыхание, осознание мышечной деятельности.
3. Кинестетические ощущения
Таким образом, в образе тела задействовано все сенсорное восприятие.
Образ тела имеет психологическую природу, и, в большой степени определяется убеждениями, представлениями о себе и своем Я, чем реальной физической данностью. Также существует тесная согласованность между тем, что мы чувствуем по отношению к нашему телу и тем, что мы чувствуем по отношению к себе самому. Поэтому, обращаясь к образу тела, мы как бы обращаемся к себе, своему Я.
Как правило, образ тела осознается нами частично, то есть, он включает в себя как осознанную и так неосознанную составляющие. Образ тела не статичен, он чувствителен к изменениям настроения, окружения и физическому состоянию.
Образ тела не является врожденным, он формируется в процессе онтогенетического развития, на его развитие и формирование оказывает влияние семья, сверстники, пережитые травмы, а также ценности и ожидания культуры.
Bernstein (1972) предположила, что формирование образа тела проходит последовательную смену этапов развития, параллельно которым формируется образ себя. На каждом этапе решается серия двигательных задач, которые соответствуют задачам психологического развития.
Bernstein выделила 6 этапов развития образа тела:
1. Наделение тела позитивным аффектом
2. Установление границ между телом и окружающей средой
3. Осознание частей тела и их взаимосвязи
4. Движение тела в пространстве
5. Половая идентификация
6. Процесс старения
Также уместно в рамках этой статьи сказать о позитивном, или здоровом образе тела.
Julia Rice, M. Hardenbergh, Lynne M. Hornyak [1989] выделяют 3 признака здорового образа тела:
1. Подвижность. Возможность изменения элементов образа тела под влиянием внутренних ощущений, внутренних психических событий и внешних ситуаций, в то время как стержневая телесная схема остается неизменной, что обеспечивает чувство стабильности и целостности.
2. Наличие связи с реальностью мира и здоровыми сторонами личности. Ментальный образ тела совпадает с тем, как в действительности выглядит тело, то есть с тем, как другие объективно воспринимают его. Кроме того, образ, который имеет индивид, более реалистичный, чем идеальный, и в соответствии с ним человек строит свою жизнь.
3. Трехмерность. По сравнению с двухмерной картиной — фронтальный вид тела, который можно увидеть в зеркале, «картина» тела переживается как объемная, является законченной, включает и признает все ее части. Каждая часть структуры тела ощущается как живая и легко доступна сознанию при переключении внимания на нее. Это качество трехмерного переживания включает движенческое измерение, которое уникально используется в танце — двигательной работе.
Феномен тревожности. Специфика применения методов ТОП в работе с тревожностью
... травматичные воспоминания клиента вследствие функционировани физиологических механизмов психологической защиты запечатлеваются в теле. Работа с их телесными провлениями помогает по принципу обратной свзи проводить коррекцию ... организма. Тем самым методы ТОП ставят акцент в работе с клиентом на знакомстве с телом, подразумевающем расширение сферы осознания им глубоких организмических ощущений, ...
Если говорить об искажениях образа тела, или негативном образе тела, опираясь на вышеперечисленные признаки, можно выделить следующие характеристики негативного образа тела:
1. Ригидность. Невозможность или низкая способность впускать новую или противоречащую информацию в образ тела, которая возникает в результате изменения настроения, окружения и физического состояния человека.
2. Недостаточная связь с реальностью мира и здоровыми сторонами личности. Ментальный образ тела в той или иной степени расходится с тем, как в действительности выглядит тело, то есть с тем, как другие объективно воспринимают его. Образ тела скорее идеальный или надуманный, нереалистичный, чем реалистичный, на основании которого человек строит свою жизнь.
3. Нарушение целостного, объемного восприятия тела. Картина тела переживается как недостаточно целостная и законченная. Отдельные части или области тела могут не осознаваться или ощущаться «замороженными» или «не чувствующими прикосновения». Образ тела характеризуется большей фиксированностью, нереалистичностью и отсутствием чувства жизни.
Почему танцевально-двигательные техники эффективны в работе с образом тела?
Пол Шилдер предложил концепцию образа тела и определил его как «картина нашего тела, которую мы формируем в своем сознании, так сказать то, как мы представляем себе наше тело» [Schilder, 1970]. Он также говорил: «танец является методом изменения образа тела и ослабления его ригидной формы…движение…оказывает влияние на образ тела и ведет через изменение образа тела к изменению психического отношения» [Schilder, 1970]. Эти цитаты часто приводятся в поддержку терапевтического значения танцевально-двигательной терапии в работе с образом тела. [Чайклин Ш., Шмайс К., 2005]
В танцевально-двигательной терапии мы обращаемся непосредственно к телу и его движениям, не только пробуждая спонтанную двигательную активность человека, но раскрывая и проявляя его внутренний мир переживаний, фантазий, чувств и образов в танце. Таким образом, они становятся видимыми и доступными для дальнейших изменений. Телесные движения человека рассматриваются как отражение его внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром. Танец также помогает пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты, особенно если о них сложно говорить. Также непосредственно сам танец может приносить ощущение свободы и радости, что может служить ресурсом в работе.
Физическое тело служит в качестве моста между внутренним и внешним опытом. Изменения в паттернах движений, расширение двигательного репертуара, признание таких телесных ощущений как дыхание, осознание мышечной деятельности, могут привести к изменению восприятия своего тела, отношения к нему, те есть к изменению и развитию образа тела.
Музыкальная терапия: проблемы и перспективы
... современной общественной жизни. Цель работы: Изучить само явление музыкальной терапии, определить проблемы, найти ... ее влияние на частоту сердечного ритма, дыхание, артериальное давление. В конце XIX ... существования человека и позволяющих, таким образом, осуществлять индивидуальную психосоматическую гармонизацию личности ... отношений и гармонических связей, объединяющих тело и сознание с обществом и ...
Практическое применение
Опираясь на представления об образе тела и опыт практической работы, я выделила несколько этапов в работе с образом тела.
Целью первого этапа работы является расширение общего телесного осознания. Иначе говоря, обучение клиенток телесному языку, который основывается на способности воспринимать телесные ощущения, импульсы, включать свое тело в движение, следовать за импульсами, осознавать чувства и образы, возникающие во время движения и связывать их с жизнью. То есть, научиться воспринимать и интерпретировать свои собственные телесные сигналы. И, хотя такая работа продолжается на протяжении всего времени занятий, на первых этапах, по моему мнению, особенно важно дать понять контекст предстоящей работы, то есть обучить клиенток подобному языку. Поэтому все задания и разминки первого этапа направлены на достижение этой цели. На этом этапе внимание также сосредотачивается на осознании частей тела и их взаимосвязей. Здесь же можно предложить клиенткам исследовать дыхание – одну из составляющих физической стороны образа тела. Дыхание непосредственно связано с эмоциями, поэтому, работая с этой темой, мы связываем воедино движение, дыхание и чувство.
Второй этап – изучение визуального представления о своем теле и выяснение того, насколько мое представление о своем теле совпадает с его реальными размерами, формой и т.д. Здесь я дополняю методы танцевально-двигательной терапии методами арт-терапии (рисунок, лепка, использование фотографии, видео).
Поскольку в понятие образа тела входит представление о границах и одним из этапов развития образа тела является установление границ между телом и окружающей средой, то следующим, третьим этапом исследования становится исследование своих границ. Я считаю эту тему одной из наиболее важных, так как без четкого осознания границ невозможно развитие реалистичного образа тела. Границы существуют на разных уровнях. Кожа является границей между Я и миром. Другая граница – это мое личное пространство, которое отделяет мое Я от других. Границы помогают определить свое место во взаимодействии с другими людьми и окружающей средой. Это есть место человека в мире, оно отмечено и его никто не может занять. Границы связаны с чувством переживания тела как целого. Соответственно, на этом этапе используются упражнения, сфокусированные на формировании и исследовании различных аспектов границ тела. Они помогают ответить на следующие вопросы: Где проходит граница между мной и миром? Сколько личного пространства мне необходимо? Как я могу защищать свою территорию?
Целью четвертого этапа является развитие репертуара позитивных телесных движений, усиление ощущения силы в своем теле. Здесь могут быть использованы упражнения на устойчивость, чувствование опоры под ногами, включение движений таза во время ходьбы и т.п.
Целью пятого этапа является осознание элементов собственной половой идентичности, отношение к своей сексуальности, которые оказывают влияние на способность строить интимные отношения с другими. Осознание своих женских качеств, вопросов, связанных с женственностью и ее проявлением. Что для меня означает быть женщиной? Как я отношусь к теме сексуальности?
Случаи из практики
Я хотела бы привести в пример два случая из моей практики, когда в работе с образом тела применялся метод танцевально-двигательной терапии.
Психокоррекционная программа работы в сфере общения и поведения ...
... одну ногу и, пытаются толкнуть дрг друга резкими движениями плеч вперёд. 2) Игра “Иголка и нитка”. ... мире с самим собой Навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестом, пантомимикой) Формирование адекватной оценочной деятельности, направленной ... ”. Занятие 2. Тема: обучение элементам техники выразительных движений. Развитие внимания. Подвижные игры для детей с психомоторными, ...
Н. (21 год) воспринимала себя очень маленькой, хотя имела средний рост. Я предложила ей принять позу, как если бы она была действительно ниже и при этом двигаться, танцевать, и взаимодействовать с другими участницами тренинга, обращая внимание на свои чувства и возникающие образы. Для этого Н. согнула колени, что уменьшило ее реальный рост, и передвигалась таким образом по комнате. Во время взаимодействия с другими участницами тренинга, ей приходилось поднимать голову, напрягая мышцы шеи и поднимать глаза, ее руки были скованы в области плеч и прижаты к телу, скорость передвижения была небольшой, и она скорее прижималась к краю комнаты, практически оставаясь на одном месте. Такое положение тела вызывало у нее сильный дискомфорт: возникало ощущение напряжения в ногах и шее, ощущение общей скованности тела. Она представляла, что как будто находится в стране великанов, и чувствовала себя неуверенно, испытывая опасение. После этой короткой работы, которая носила диагностический характер, Н. осознала, что в своей жизни она действительно чувствует себя «ниже» других людей, слабее, и, взаимодействуя с ними, как будто смотрит на них снизу вверх. Особенно часто это происходило в отношениях на работе.
Я предложила ей найти такое положение и движение тела, когда она чувствует себя уверенно, как будто среди равных себе. Н. выпрямила ноги, что символизировало ее реальный рост, таким образом, позволив себе быть «в полный рост», ее подбородок теперь не поднимался, взгляд был направлен вперед, плечи расправились, освободилось дыхание. Она чувствовала себя более сильной и уверенной, и, когда я предложила ей двигаться, танцевать, увеличилась амплитуда ее движений, они стали шире, руки принимали большее участие в движении, и она больше занимала места, перемещаясь по пространству комнаты. Ее взаимодействие с другими в танце изменилось, теперь она была «на равных».
Затем отдельное время мы уделили «танцу перехода» из одного состояния в другое, как бы налаживая путь трансформации. Я полагаю, что была произведена ресурсная работа на уровне тела и движения. И это яркий пример того как, восприятие себя (я ниже, меньше, чем остальные) может отражаться в восприятии своего тела, в образе тела, и как техники танцевально-двигательной терапии могут помочь в осознании и изменении такого паттерна.
Поиск ресурсной походки.
В этой работе участницам сначала предлагалось вспомнить свою обычную походку и обратить внимание на физические ощущения тела, дыхание, возникающие образы, направление взгляда, таким образом, усиливая осознание своего тела, чего в обычной жизни не происходит или происходит крайне редко. Далее предлагалось исследовать походки от разных центров движения (7 центров движения Габриэлы Рот), обращая внимание на позитивные ощущения, эмоции и образы. Затем участницам было предложено найти свою «ресурсную походку», во время которой они чувствуют себя позитивно, энергично и испытывают положительные эмоции. Участницы, выстраивая «ресурсную походку», могли опираться на позитивные физические ощущения от движений, которые у них возникали во время исследования походок от разных центров или добавить что-то новое.
Биомеханика тела больного и м/с при перемещении. Правила перемещения ...
... активных движений (при бессознательном состоянии, резкой слабости), вынужденное положение – для ослабления болезненных ощущений. При ... кто примет на себя самую тяжелую работу, а именно держание бедер и туловища ... в процедуре, всегда должен быть прямым. Плечи, насколько это возможно, должны находиться на ... помнить: О чувствительности и болезненных участках тела; Определить наличие и состояние капельниц, ...
К.(34 года) описывала, как изменилось ее восприятие своего тела и себя после работы с походками. Она обнаружила, что раньше контролировала и корректировала свое тело (осанку, походку), ориентируясь на внешнюю сторону, представляя, как она выглядит со стороны. Например, у нее возникала мысль «надо выпрямить плечи, иначе я выгляжу сутулой, это некрасиво, девушка не должна сутулиться», и она усилием воли распрямляла плечи, пытаясь удерживать их в «открытом» положении. Но, чтобы поддерживать это положение, ей требовалось так много усилий и напряжения, что она уставала и через некоторое время опять возвращалась в обычное положение.
После работы над осознанием и изменением своей походки, поиску своей ресурсной походки К. отмечала существенные позитивные изменения. Вот так она описывает свои ощущения: «Во время передвижения по улице и в метро я чувствовала, как будто мир вокруг меня изменился: люди стали казаться более открытыми, я чувствовала большее внимание к себе проходящих мимо мужчин, мне уступили место в метро несколько раз, хотя раньше такое поведение мужчин в отношении себя я редко отмечала».
Таким образом, после работы по осознанию своего тела во время движения, походки фокус внимания К. сместился извне внутрь. Теперь К. не смотрела на себя со стороны, оценивая и трансформируя (подгоняя) себя и свое тело под некий созданный ее воображением женский идеал (выпрямленные плечи, приподнятый подбородок, шаг от бедра).
Выстраивая свое тело, она стала опираться на внутреннее позитивное ощущение собственного тела во время движения, используя приобретенный в группе ресурсный опыт, а не использовать взгляд на себя со стороны. Теперь она стала распрямлять плечи, вернее плечи сами расправлялись с большей легкостью и удовольствием. Изменилось ее ощущение тела и ощущение себя и на более позитивное, а также положительно изменилось восприятие мира и людей. Я разговаривала с К. через четыре месяца после нашей работы, и она поделилась, что до сих пор обращается к опыту «ресурсной походки».
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что возможности применения танцевально-двигательной терапии в области работы с образом тела велики. В рамках этой статьи я поделилась своим опытом и уделила внимание лишь некоторым аспектам применения этого метода. Я также искренне надеюсь, что появятся специалисты, с которыми можно будет делиться опытом, исследовать возможности танцевально-двигательной терапии в работе с разными аспектами образа тела и различными категориями клиентов.
Литература:
- Заржицкая О.А. Образ тела как предмет психологического исследования //Журнал практического психолога. 1998. №7.
- Калиновская В.В., Скугаревский О.А. «Обратная сторона» внешней привлекательности: исследование компонентов образа собственного тела у студентов БГМУ. БМЖ 3(9)/2004
- Чайклин Ш., Шмайс К. «Подход М.Чейс в танцевальной терапии» // Журнал практического психолога, №3, 2005. Москва
- Bojner Horwitz, E. 2004. Dance/Movement Therapy in Fibromyalgia Patients. Aspects and Consequences of Verbal, Visual and Hormonal Analyses. Acta Universitatis Upsaliensis.
- Julia Rice, M. Hardenbergh, Lynne M. Hornyak “Disturbed Body Image in Anorexia Nervosa”, In L. Hornyak & E. Baker (Eds.).
15 стр., 7248 слов
Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми
... внесении необходимых дополнений данный цикл занятий можно использовать в коррекционной и развивающей работе с учащимися младших классов. Пособие адресовано психологам, социальным педагогам, воспитателям образовательных учреждений ... ртом. Во время выдоха вы ощущаете, что напряжение и волнение выходят из тела, словно из дверей лифта». ☼ Упражнение выполняется стоя. Время выполнения 2—3 минуты. ...
Experiential therapies for eating disorders, 252-278. New York: The Guilford Press, 1989
- Schmais, C. (1985) Healing processes of group dance therapy. American journal of dance therapy, 8, 17-36
Ó Анна Гарафеева, 2005