Влияние методов телесно-ориентированной терапии на уровень страха и тревожности у учащихся пятых классов

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3

Раздел 1. Теоретические аспекты влияния методов телесно-ориентированной терапии на уровень страха и тревожности современных школьников

1.1 История возникновения, основные концепции и направления телесно-ориентированной терапии …………………………………………………………..5

1.2 Особенности психоэмоционального состояния современных школьников..………………………………………………………………………….16

1.3 Изучение влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое состояние личности школьника ……………………………………………………………………23

Раздел 2. Экспериментальное исследование влияния метода телесно-ориентированной терапии на уровень страха и тревожности школьников

2.1 Изучение особенностей психоэмоционального состояния (уровень страха и тревожности) у учащихся пятых классов…………………………………………32

2.2 Психокоррекционная программа…………………………………………….42

2.3 Анализ эффективности применения телесно-ориентированной терапии при работе с детьми, обучающихся в пятых классах…………………………………49

Заключение………………………………………………………………………..64

Литература………………………………………………………………………….65

Приложения……………………………………………………………………….68

Введение

Актуальность исследования. Приоритетным направлением работы психологической службы в общеобразовательных школах является профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей. Одним из показателей психологического неблагополучия учащихся является высокий уровень тревожности, который оказывает негативное влияние на успешность выполнения деятельности, психическое и психосоматическое состояние. Актуальность исследования феномена тревожности в современной психологии обусловлена увеличением количества тревожных детей, о чём свидетельствуют врачи, психологи, педагоги. Особое место в исследовании феномена «тревожность» занимает изучение её различных аспектов (эмоциональная напряжённость, тревожность, страхи современных подростов).

Одной из причин невротического развития современных детей и их взаимодействия с окружающим миром являются страхи, которые возникают из-за высокой информационной нагрузки, стрессовых ситуаций, низкой психологической культуры родителей. Учитывая индивидуальные особенности развития детей, подобные условия современной жизнедеятельности ведут к нервным срывам, а затем и к возникновению страхов. Особую значимость приобретает исследование данной темы для организации целенаправленной психологической и педагогической помощи подросткам в процессе обучения.

4 стр., 1922 слов

АРТ-ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ ИНВАЛИДАМИ

... и практическая значимость работы определяется расширением представлений о возможностях современных методов терапии творческой деятельностью в социальной реабилитации детей-инвалидов. Собранный материал может использоваться при разработке специальных программ ...

Одним из важных условий психологической помощи является применение телесно-ориентированной терапии. Сущность телесно-ориентированной терапии состоит в использовании группы методов психотерапии, ориентированных на изучение тела, осознанием человеком телесных ощущений, на исследование того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных состояниях.

В последние годы в среде отечественных психотерапевтов заметно возрос интерес к знакомству и освоению этого, прежде малоизвестного в Казахстане, направления в психотерапии. Методы телесно-ориентированной психотерапии работают именно с психикой через тело. Телесные техники эффективно открывают путь к соматическому бессознательному и устранению выявленных в них блоков. Ведь тело человека является материальным отражением всех пережитых им эмоциональных состояний. Подавляя желания и эмоции, человек прячет их в тело, создавая тем самым блоки и зажимы на пути движения жизненной энергии. В теле «записаны» все пережитые человеком психотравмы, эмоциональные напряжения. Современная психология воспринимает тело, душу и дух как единое целое, и телесные аспекты в психотерапии приобретают всё большее значение. В связи с этим…

Цель исследования: изучить влияние телесно-ориентированной терапии на уровень страха и тревожности у учащихся пятых классов.

Объект исследования: особенности психоэмоционального состояния школьников.

Предмет исследования: психокоррекция уровня страха и тревожности учащихся пятых классов под влиянием телесно-ориентированной терапии.

Гипотеза исследования: предполагается, что танцевально-двигательная терапия, как метод телесно-ориентированной психотерапии приводит к снижению уровня страха и тревожности у учащихся 5ых классов.

Задачи:

1.рассмотреть теоретические аспекты телесно-ориентированной терапии, в частности историю возникновения, основных концепций и направлений;

2.выявить уровни страха и тревожности у учащихся пятых классов;

3. изучить эффективность применения телесно-ориентированной терапии для работы с испытуемыми.

Теоретическая ценность настоящего исследования в том, что она показывает эффективность применения телесно-ориентированной терапии для снижения высокого уровня тревожности и страха современных школьников.

Методологической основой исследования являются аналитическая психология К. Юнга, взгляды психолога В. Райха, биоэнергетика А. Лоуэна, структурная интеграция И. Рольф, техника Ф.Матиаса Александера, метод Фельденкрайза, система чувственного сознавания Ш. Селвера и Ч. Брукса, розен-терапия, а также работы И. Дубровиной и О.Хухлаевой ,А.М.Прихожан.

Методы исследования: анализ теоретических положений психологической литературы, наблюдение, констатирующий, формирующий эксперименты, тестирование, методы математической статистики.

8 стр., 3527 слов

Особенности телесно-ориентированной терапии

... -метода телесно-ориентированной                терапии……………………………………………………………25 Глава 2.     Эмпирическое исследование влиянияРозен–метода телесно-                    ориентированной терапии науровень тревожности ...

Для диагностики психологических характеристик подростков использовались диагностические методики: шкала явной тревожности для детей (CMAS), опросник Спилберга, шкала личностной тревожности А.М. Прихожан.

Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в школе -гимназии № 94 г.Алматы. В эксперименте приняли участие учащиеся 5 «в» и 5 «г» класса. Всего 50 испытуемых (25 — экспериментальная, 25-контрольная группа).

Практическая ценность данного исследования в том, что его результаты, а также разработанная психокоррекционная программа могут быть использованы в психологической и педагогической помощи подросткам в процессе обучения.

Структура работы: данная дипломная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Раздел 1. Теоретические аспекты влияния методов телесно-ориентированной терапии на уровень страха и тревожности современных школьников

1.1 История возникновения, основные концепции и направления телесно-ориентированной терапии

Одной из фундаментальных проблем человековедения является проблема единства и взаимосвязей телесного и душевного аспектов человеческой природы. Многие из нас слишком часто забывают об изначальной погруженности душевной жизни в телесное существование. В европейской культуре вследствие многих религиозных, идеологических и социальных предпосылок телесное и психическое начала не только резко разделялись, но порой и представлялись как противоположности, отрицающие одна другую, обреченные на непримиримый антагонизм. С другой стороны, иные великие культуры оставили нам в наследие богатейшие технологии сознательного культивирования человеком индивидуальной психосоматической целостности. Примеров тому немало-индийская хатха-йога, китайская психогимнастическая система тайцзи-цюань,традиционные воинские искусства и различные психосоматические культурные практики.

Тело и душа связаны не только непостижимо многообразно, но и всегда сугубо индивидуальным образом, соответствующим неповторимости конкретного человека. Таинственные живые взаимосвязи психики и телесного организма современным исследователям все еще трудно представить во всей их полноте [1].

Наши чувства постоянно влияют на наши телесные функции. Но так же хорошо нам знакомы и явления обратного порядка, когда изменения физиологические влияют на нашу психологию. Это — двухстороннее движение [2].

Очевидно, что мы являемся неделимыми организмами. И только исходная позиция, с которой мы предпочитаем рассматривать себя, может создать впечатление обратного. С психологической точки зрения мы делаем упор на тот факт, что живое существо субъективно ощущает большую часть из тех процессов, которые происходят в нем: чувствует голод, когда желудок пуст, боль — когда нарушены нормальные физиологические процессы, удовольствие — когда удовлетворяются желания. Кроме того, у человека есть возможность передать эти внутренние психологические явления при помощи слов, выражающих субъективно ощущаемые состояния души. Способность словесной коммуникации как раз и делает возможным изучение психологии человека. Физиологическая точка зрения в целом игнорирует субъективные ощущения в противовес сугубо механическим измерениям наблюдаемых реакций, очень часто лишь внешних. Поскольку человек является одновременно и сложным физиологическим аппаратом, и осознающим себя индивидом, способным выразить свое состояние (вербальная коммуникация), его следует изучать комплексно и с психической, и с физиологической стороны [3].

5 стр., 2052 слов

Телесно-ориентированная терапия 2

... вопрос – кто я? это мое тело? почему оно меня не слушается? почему все люди ходят, а я лежу? а что ... хочет оставаться в ней. Структура мазохистского характера описывает человека, который страдает и хнычет или жалуется, но остается ... наблюдается провоцирующее поведение, которое вызывает сильную реакцию другого человека, сильную настолько, чтобы дать возможность мазохисту реагировать вспыльчиво ...

Иван Ильин, выдающийся русский философ, писал: «Если бы я потерял свое тело, я потерял бы самого себя. Обретая тело, я обретаю себя. Я двигаюсь — значит, живу и привожу в движение мир. Меня нет без тела, и я существую как тело. Лишь в движении я постигаю себя в качестве тела. Мое тело есть совпадение бытия и познания, субъекта и объекта. Оно — начало и конец моего существования» [4].

Взаимосвязь и взаимодействия системы «сознание — тело» изучает телесно- ориентированная терапия.

Телесная психотерапия (телесно-ориентированная, соматическая терапия) — сравнительно молодое и перспективное направление психологии, ориентированное на осознание и «освобождение» тела, познание его биологических и социально обусловленных реакций, возврат к собственному телу и открытие в себе первичных импульсов, работу через изменения тела с состояниями сознания, достижение целостности в реагировании и проживании настоящего момента.

Телесно-ориентированная психотерапия — это искусство и наука, это способ “исцеления души через работу с телом”, с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека [5]. Все, что происходит в душе человека, оставляет отпечаток в его теле. Наше сознание и бессознательное в 90% случаев говорят не словами, а сигналами тела. Важно научиться улавливать эти сигналы, слышать свое тело, быть с ним в контакте.

Телесно-ориентированная психотерапия, прежде всего, представляет собой уникальный и эффективный способ личностного роста и целостного развития человека, помогающий связать воедино его чувства, разум и телесные ощущения, восстановить утраченные и построить отсутствующие взаимосвязи между ними, создать условия доверительного и полного контакта человека с жизнью его тела.

Существенной особенностью телесно-ориентированной психотерапии является то, что работа с телом создает уникальные возможности терапевтического воздействия “вне цензуры сознания”, что позволяет обнаружить истинные истоки наболевших проблем, получить доступ к глубинным уровням бессознательного, представленным в теле [6]. Эта особенность предопределяет высокую эффективность телесно-ориентированного подхода в оказании психологической помощи, в создании условий разрешения проблем, которыми изобилует человеческая жизнь.

Телесные практики как инструмент познания человеком себя и мира берут свое начало в глубокой древности. Телесная терапия, направленная на достижение и поддержание здоровья, существовала задолго до научного или структурного подхода к ней в рамках таких сфер, как боевые искусства, шаманизм, целительство, танец, сексуальные отношения, религиозные и бытовые ритуалы. Замечательно, что основоположники систем телесной психотерапии, получивших в ХХ веке развитие в странах западного мира, были практически знакомы с древними, большей частью, восточными моделями работы с телом и адаптировали принципы восточных учений к современному миру, создавая преемственность древних знаний [7].

В рамках современной медицины акцент на использовании тела для излечения наиболее выражен в мануальной терапии, рефлексотерапии. В рамках личностного роста и управления восприятием сейчас разрабатываются новые и адаптируются древние телесные психотехники. В контексте психотерапии существуют около 50 различных телесно-ориентированных лечебных систем, среди которых наиболее широко известны райхианская терапия, биоэнергетический психоанализ по Лоуэну, система Фельденкрайза, техники Александера, рольфинг, розен-метод, Биосинтез, биодинамический психоанализ.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... Но припомнить тонкие существования очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в котором он временно живет, ... Все это находится в самом тесном взаимодействии и согласованности... Все оболочки, или тела человека, состоят из различных видов Материи, облекают его в порядке их уплотненности и ...

На развитие телесно-ориентированной терапии сильное влияние оказала аналитическая психология К. Юнга. «Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как — позволим себе встать на точку зрения души — душа ничего не может значить без тела…» К. Юнг считал, что артистические переживания, которые он называл «активным воображением», выраженные, например, в танце, могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения и анализа. «Душа и тело- не отдельные сущности, а одна и та же жизнь» [8]. Юнг первым начал искать в восточных учениях вдохновение для практики психотерапии и одновременно знакомить с ним людей Запада.

Также на развитие телесно-ориентированной терапии повлияла психоаналитическая теория, в частности, взгляды Вильгельма Райха на характер человека как защитный панцирь, сдерживающий инстинктивные сексуальные или агрессивные проявления человека. Райх полагал, что каждое проявление характера имеет соответствующую ему физическую позу, и, что характер индивидуума выражается в его теле в виде мышечной ригидности и зажимов. По Райху, человек, освободившись с помощью специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения и принимает их. Это ведет к развитию в человеке способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными стремлениями чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту.

Вильгельм Райх, которого принято считать основателем телесно-ориентированной, обнаружил, что люди с похожими переживаниями детства и с похожими отношениями ребенок/взрослый обладают схожими телами и имеют сходную базисную психодинамику. Он описал, как в ответ на стрессовые ситуации (к ним относится и процесс рождения) возникает защитное поведение, которое выражается в хроническом напряжении отдельных групп мышц — «мышечных зажимах». «Мышечные зажимы», объединяясь, формируют «мышечный панцирь» или «броню характера». Негативное воздействие этой «брони» проявляется как в телесной, так и в психической сферах. В телесной сфере это приводит к ограничениям подвижности, нарушениям позы, ухудшению кровообращения, болям (все это причины остеохондроза, артрозов, многих соматических заболеваний).

«Броня» не дает естественно проявляться любым эмоциям, мешает личностному росту. Задавленные с детства эмоции (гнев, страхи, печаль) требуют выхода и вызывают тики, заикания, все виды неврозов, приводят к появлению вредных привычек (переедание, курение, пьянство), дистониям, пептическим язвам, другим соматическим и нервно-психическим заболеваниям [9, c. 54].

В.Райх начинал свою работу в 20-е гг. как психоаналитик непосредственно под руководством З.Фрейда.

Первым принципиальным новшеством, введенным Райхом в практику психоанализа, был переход от анализа отдельных симптомов к анализу характера пациента.

3 стр., 1064 слов

Телесно-ориентированная терапия 3

... вы осуществили их самую большую мечту. Помогли им найти друг друга, и дарят вам свтерапии в развитии эмоциональной сферы детей   дошкольного возраста: Конспекты занятий. ... Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с. 4. Зейц М. ... с. 8. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб. : Речь, 2010. – 2008. Аудиопродукция 9.– диск CD ...

Вторым открытием Райха стал феномен «заключения характера в панцирь», или механизации душевной жизни под воздействием общественных стереотипов и авторитарной семейной атмосферы, возникающего как средство подавления и сдерживания эмоций. То, что зависит от человека — сдерживать экспрессивные компоненты эмоций за счет мышечного напряжения. Тем самым на функциональном, физиологическом уровне райховский «характерный панцирь» идентичен «мышечному панцирю».

Третьим постулатом системы Райха стало введенное им понятие «биопсихической», или вегетативной энергии, нормальное распределение которой в организме является основой душевного и физического здоровья, а нарушения свободного протекания составляют патогенез неврозов и других болезненных состояний. При этом источник энергии невроза создается в процессе обыденной душевной жизни дисбалансом между накоплением и расходованием насыщающей ее вегетативной энергии (в терминах современной физиологии — вегетативного обеспечения эмоций).

Тем самым, по мысли Райха, невротическое состояние отличается от психологического здоровья именно наличием застойного эмоционального возбуждения и его телесного эквивалента — застойных очагов вегетативной энергии (иными словами, неотреагированных эмоций).

Соответственно Райхом был предложен патогенетический способ лечения неврозов — вегетотерапия, или восстановление нормального протекания вегетативной энергии путем воздействия на блокирующие ее поток участки хронически повышенного мышечного тонуса, а также особым образом регулируемого дыхания.

Любопытно, что к созданию методики вегетотерапии Райха подтолкнули его наблюдения над больными шизофренией с кататоническим синдромом. Как он писал впоследствии в работе «Функция оргазма»: «Известно, что ступорозные кататоники, которые внезапно заболевают и обнаруживают способность к приступам ярости, очень легко становятся снова нормальными людьми… Научившись содействовать появлению припадков бешенства у аффективно заблокированных невротиков с мышечной гипертонией, я регулярно стал достигать значительного улучшения общего состояния». Физиология этого процесса представлялась следующей: «Отвердевание мышц при ступорозной кататонии становится всеобъемлющим. Возможности энергетической разрядки все более сужаются. Во время приступа бешенства через отвердевшие мышцы из вегетативного центра, еще сохранившего подвижность, прорывается сильный импульс, высвобождая тем самым связанную мышечную энергию [10, c. 22]».

Райх считал, что характер человека включает постоянный “набор” защит. Хронические мышечные зажимы блокируют 3 основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Райх пришёл к выводу, что мышечный и психологический панцирь — одно и то же. Хронические напряжения блокируют энергетические потоки, лежащие в основе сильных эмоций. Защитный панцирь не дает человеку переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств. Эмоции, блокированные таким образом, никогда не устраняются, потому что не могут полностью проявиться. Эти блоки (мышечные зажимы) искажают и разрушают естественные чувства, в частности подавляют сексуальные чувства, мешают полноценному оргазму. По Райху, полное освобождение от заблокированной эмоции происходит только после ее глубокого переживания.

26 стр., 12698 слов

Общий обзор телесно-ориентированной психотерапии

... терапия, или терапия первичного крика (А.Янов); комплексы двигательных упражнений, связанных с вывлением и улучшением привычных телесных поз (Ф.Александер), а также осознанием и развитием телесной энергии ... анализу характера пациента. Вторым открытием Райха стал феномен "заключения характера ... использовал различные процедуры контакта с телом (массирование, контролируемое надавливание, мягкое ...

Телесно-ориентированная психотерапия — направление психотерапии, объединяющее ряд авторских методов:

· вегетативная терапия (В.Райх);

· биоэнергетический психоанализ (А.Лоуэн);

· стержневая (Core) энергетика (Д.Пьерракос);

· соматическая терапия — биосинтез (Д.Боаделла);

· радикс (Ч.Келли);

· хакоми (Р.Курц);

· соматический процесс (С.Келеман);

· организмическая психотерапия (М.Браун);

· первичная терапия, или терапия первичного крика (А.Янов);

· комплексы двигательных упражнений, связанных с выявлением и

улучшением привычных телесных поз (Ф.Александер), а также осознанием и развитием телесной энергии (М.Фельденкрайз);

· структурная интеграция, или рольфинг (И.Рольф);

· биодинамическая психология (Г.Бойсен);

· бодинамика, или психологи соматического развития (Л.Марчер);

· чувственное осознавание (Ш.Селвер);

· психотоника (Ф.Гласер);

· процессуальная терапии (А.Минделл);

· также в сферу ТОП входит ряд оригинальных отечественных методик, в первую очередь танатотерапия (В.Баскаков);

Близкими к телесно-ориентированной терапии являются ряд методик, фрагменты которых могут использоваться в работе с клиентами:

· розен-метод (М.Розен);

· БЭСТ (Е.Зуев),

· инсайт-метод (М.Белокурова),

· различные виды двигательной и танцевальной терапии, включая анализ движений (Р.Лабан) и техник актерского мастерства, телесно-дыхательные и звуковые психотехники, а также восточные виды телесных практик 94, c. 100].

Исторические корни телесно-ориентированной терапии лежат в работах Ф.Месмера, Ш.Рике и Ж.-П.Шарко, И.Бернхайма, В.Джемса и П.Жане, в одном ряду с которыми стоит теория И.М.Сеченова о «мышечном чувстве». Широкую же известность и систематизированное оформление это направление получило благодаря работам В.Райха, начиная с конца 30-х гг.

Рассмотрим основные концепции и направления телесно-ориентированной терапии.

Биоэнергетический анализ Лоуэна. Александр Лоуэн, нью-йоркский психиатр, был пациентом, затем студентом и сотрудником Райха. Взяв у Райха основные понятия об энергетической основе психофизических процессов, он развил свою концепцию психотерапии и основал в 50-х годах Институт Биоэнергетического Анализа в Нью-Йорке.

Основное внимание в телесно-ориентированной технике Лоуэна уделяется исследованию функций тела в их отношении к психике. По мнению Лоуэна, личность и характер отражаются в физическом строении, неврозы проявляются в телесном облике — в строении тела и движениях. Предпосылкой биоэнергетического анализа является положение о том, что ощущения, которые испытывает человек от собственного тела и которые проявляются в движениях, служат ключом к пониманию эмоционального состояния. Движение рассматривается с точки зрения основных физических законов. Единая энергия, заключенная в теле, проявляется и в психических феноменах, и в движениях; эта энергия и есть биоэнергия.

Целью биоэнерготерапии является воссоединение сознания и тела, для чего необходимо избавиться от помех, препятствующих спонтанному освобождению тела от напряжения [11, c. 110].

2 стр., 733 слов

Статья Константина Дуплищева – руководителя школы телесной терапии.

... множество, можно все тренинги разбить по школам и направлениям психологии и психотерапии: психоанализ, гештальт, телесно ориентированая психотерапия, трансперсональная, нейролингвистическое программирование, транзактный анализ и ... Проводят такие тренинги чаще всего врачи, врачи-психотерапевты. Например, группы терапии лишнего веса, табачной зависимости, бронхиальной астмы, и др. Поскольку подобные ...

Система психотерапии, предложенная Лоуэном, способствует освобождению тела от напряжения, появляющегося в результате его неправильного положения. Согласно Лоуэну, закрепощенность тела препятствует свободной циркуляции энергии. В основе биоэнергетической концепции лежит утверждение, что люди являются в первую очередь телами, хранящими в себе напряжение и освобождающимися от него. Здоровый человек имеет “контакт с почвой” и получает удовольствие от жизни. В больном организме не происходит свободной циркуляции энергии, чему препятствует телесная ригидность, которая проявляется в виде мускульной зажатости и образует зоны напряжения в теле. Терапия обеспечивает снятие напряжения с помощью физических упражнений и определенных поз, направленных на разблокирование этих зон, на расслабление мускульной брони.

Важным элементом биоэнергетической терапии является обучение тому, как стать “заземленным” и слиться с природой. Биоэнергетика подчеркивает необходимость “заземления” или укоренения в физических, эмоциональных и интеллектуальных процессах человека. Биоэнергетическая работа часто концентрируется на ногах и тазе, чтобы установить лучшую, более укорененную связь с землей.

Структурная интеграция (рольфинг).

Метод структурной интеграции разработала Ида Рольф. Он является прямым физическим вмешательством, используемым для психологической модификации личности, но основан на психотерапевтических взглядах Райха. По мнению Рольф, хорошо функционирующее тело остается прямым и вертикальным с минимумом затрат энергии, несмотря на силу тяготения, но под влиянием стресса оно может приспосабливаться к последнему и искажаться. Наиболее сильные изменения происходят в фасции — соединительной оболочке, покрывающей мышцы.

Структурная интеграция — это система, стремящаяся вернуть телу правильное положение и правильные линии посредством глубоких и часто болезненных вытягиваний мускульных фасций, сопровождаемых прямым глубоким воздействием.

Цель структурной интеграции — привести тело к лучшему мышечному равновесию, к лучшему соответствию линиям тяжести, ближе к оптимальной позе, при которой можно провести прямую линию через ухо, плечо, бедренную кость и лодыжку. Это ведет к уравновешенному распределению веса основных частей тела — пор головы, груди, таза и ног к более грациозным и эффективным движениям.

Рольфинг работает, прежде всего, с фасциями — связующей тканью, которая поддерживает и связывает мускулы и скелетную систему. Рольф указывала, что психологическая травма или даже незначительное физическое повреждение может выразиться в небольших, но постоянных изменениях тела. Кости или мышечная ткань оказываются немного смещенными, и наращивание связующих тканей препятствует их возвращению на место. Нарушение линий происходит не только в месте непосредственного повреждения, но также и в довольно отдаленных точках тела в порядке компенсации. Например, если человек бессознательно щадит поврежденное плечо в течение длительного времени, это может воздействовать на шею, на другое плечо, на бедра.

Процесс терапии основан на глубоком массаже с помощью пальцев, суставов пальцев и локтей. Этот массаж может быть очень болезненным. Чем сильнее напряжение, тем сильнее боль и тем больше необходимость в подобном манипулировании. Вследствие взаимосвязи фасций всего тела напряжение в од……..

14 стр., 6603 слов

Психология и педагогика. Аннотация

... контексте идеи культуры, а педагогика должна перейти от идеи "образованного человека" к идее "человека культуры". А для этого необходимо понять, что "передача современных знаний ... 3.Совесть является следующей ценностью для совершенствования современных образовательно-воспитательныхсистем и саморазвития человека, на которую следует обратить внимание как на способность личности осуществлять ...

Список литературы

1. Взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. — Мн.,2003.

2. Фрегер Р., Д. Фэйдимен. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. М, 1996,1 том

3. Психологические методы обретения здоровья: Хрестоматия — Сост. К.В. Сельченок. — М., 2001.

4. Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. — М.,2011.

5. Мак — Нили Д. Прикосновение: глубинный анализ и телесная терапия / Пер. с англ. П.Андавов. — М., 1999.

6. Руководство по телесно-ориентированной терапии. — СПб: «Речь», 2000.

7. Никитин В.Н. Психология телесного сознания //Москва: Алтейа,1998,488с.

8. Фрегер Р.,Фэйдимен Д. Танцевальная терапия,2001

9. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. №4.

10. Дунаев И.В. Основы лечебного массажа (техника и методики).

Учебное пособие.- М.: ИВЦ «Маркетинг»;ООО «Издательство ЮКЭА»,2000.- 480 с.

11. Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология. 1997, №1.

12. Карла Л. Ханнафорд. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. // Пер. с англ. Москва, 1999. 238 с.

13. Фельденкрайз М. Сознавание через движение. — СПб., 2004.

14. Баскаков В.Свободное тело-М.:Институт общегуманитарных исследований,2004-224с.

15. Гарбузов В.И. Человек — жизнь — здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995.

16. Сергеева Л.С. Телесно-ориентированная психотерапия. СПб. 2000.

17. Свободное тело / Ред.- сост. В.Ю. Баскаков. — М., 2001.

18. Сапогова Е.Е.Психология развития человека. М.:Аспект пресс,2001- 460 с.

19. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. — М., 2001.

20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. — М.,1999.

21. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь справочник.-Мн., 2007.

22. Ильин Е.П. «Эмоции и чувства» Спб: Питер , 2001- 752.с.ил.

23. Основы психологии. Практикум / Ред. — сост. Л.Д.Столяренко. Ростов Н/Д., 2009.

24. Мей Р. Проблема тревоги. — М., 2001 .

25. Абакумова Т.В. Классификация основных видов страха современного общества // Социальная психология: диалог Санкт-Петербург-Якутск.-Спб,2002,с.133-140

26. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с

27. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.

28. Акопян Л.С. Психолого-педагогическое исследование страхов детей и младшего школьного возраста. Дис…канд.психол.наук.-Самара,2002.

29. Изард К. Эмоции человека.-М.,1980.

30. Кемпински А. Психопатология неврозов.-Варшава,1975.

31. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха.-Спб.,1995.

32. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. — СПб., 2007.

33. Руководство практического психолога — психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В.Дубровской -М,2000.

34. Этевенон М. Дорога тела. — СПб.,1996.

35. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. — Мн., 1993.

36. Вутен С. Прикасаясь к телу, трогаешь душу. — Пер. с англ. Н.А.Климановой и А.М.Галимулина — М., 1998.

37. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике (п/р Баскакова В.Ю., 2-ое издание) М, 2002.

38. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа. — М., 1995.

39. Вачнов И. Основы психологии группового тренинга-М, 2000г.

40. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.-СПб.:Питер,2008.- 272 с.

41. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. -Пермь,1972.

42. Старк А.и Хендрикс К. «Танцевально-двигательная терапия».Пер. с англ. // Ярославль, 1994.

43. Марк Непп, Джудит Холл. Мимика, жесты, движения, позы. Невербальное общение. Учебник. / /М-Спб, 2004.

44. Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. N 4. С.50-63.

45. Психотерапевтическая энциклопедия. (п/р Б. Д. Карвасарского) М, 1998.

46. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред. — сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 2011.

47. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг / Шкурко Т.А. — СПб. : Речь, 2003. — 192 с.

48. Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. N 1. С.31-38.

49. Рудестам К. Групповая психотерапия / Рудестам К. СПб. : — Питер, 2005. — С. 278-279.

50. Техника групповой психотерапии. СПб.: Питер. 2001.

51. Шамионов Р.М. Личность субъекта учебной и педагогической деятельности.-Саратов,1999.

52. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб., 2000.