Журнал Вопросы психолингвистики 2013 г. № 2

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ

для обучающихся по образовательной программе высшего профессионального образования подготовки бакалавров

45.03.01 — Филология

Профиль подготовки: Отечественная филология

Количество зачетных единиц — 2

Автор: Ионова С.В., д.филол.н., профессор.

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Преподавание курса «Основы психолингвистики» для филологических специальностей имеет своей целью дать студентам представление о молодой науке, которая занимается изучением порождения, понимания, функционирования и развития речи. Данная дисциплина направлена на расширение профессионального и научного кругозора будущих филологов, обогащение их языкового опыта на основе обобщения сведений из смежных областей знаний.

Целью освоения дисциплины является изучение основных механизмов речевой деятельности и речевого воздействия на сознание и поведение, основанных на представлении о языке как системе кодов и ориентиров, необходимых для деятельности человека в окружающем его предметном и социальном мире.

Задачи курса:

выделение научной

и практической области психолингвистики как

междисциплинарной науки и учебной дисциплины; изучение истории и основных направлений исследований в психолингвистике;

освоение основных понятий и терминов современной психолингвистики; изучение экспериментальных методов, применяемых в психолингвистической

теории и практике;

знакомство с основными теоретическими проблемами психолингвистики и их прикладным назначением.

получение знаний о процессах речевой деятельности, порождения и понимания речи, структуре языкового сознания.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ» В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА:

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.2. Общепрофессиональный цикл» в качестве дисциплины по выбору студентов направления подготовки ВПО 32 700.62 Филология, профиль подготовки «Отечественная филология».

Содержательно и методически дисциплина «Основы психолингвистики» взаимосвязан с предметами базовой части профессионального цикла ООП, а именно, с курсами современного русского языка (фонетика и лексикология, синтаксис современного русского языка), а также с дисциплинами общепрофессионального цикла (введения в

теорию коммуникации, введения в языкознание, теории текста).

Необходимо понимание закономерностей развития языка как явления, связанного с развитием человека и общества, с культурой народа — носителя данного языка, а также феномена, необходимого для общения, коммуникации. В отличие от базовых языковедческих дисциплин, основывающихся на описании и сравнении языковых систем, психолингвистика ориентирована на объяснение речевых, на выявлении универсальных закономерностей речевой деятельности, на использование ее законов в практике реальной коммуникации.

Для изучения дисциплины необходимы также компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения ими дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла (философия, история философии, психология, концепции современного естествознания).

Требования к знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимые при освоении курса «Основы психолингвистики»: владение основными понятиями и терминами разделов современного русского языка, стилистики, теории коммуникации; владение основами лексики и грамматики иностранных языков, в том числе классических (латинского, древнегреческого, старославянского языков); знание основ философии, психологической теории и практики, формальной логики (факультативно).

Требования к знаниям, умениям и готовностям обучающегося, приобретенным в результате освоения дисциплины «Основы психолингвистики»: знание о динамических характеристиках речи, о процессах речевой деятельности, порождения и понимания речи; устойчивые представления об основных теоретических проблемах и традициях современной психолингвистики; умение использовать терминологию и методику психолингвистики в процессе квалификации речевых явлений во взаимодействии с условиями коммуникации; способность анализировать и описывать актуальные речевые явления в парадигме психолингвистических исследований; готовность применения теоретических основ данной науки для решения практических задач речевой коммуникации разных типов, для создания и интерпретации текстов.

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3по направлению подготовки ВПО 32 700.62 Филология, профиль подготовки «Отечественная филология»:

Общекультурных (ОК):

-владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

-стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

Профессиональных (ПК):

-способность демонстрировать знание основных положений и концепций изучаемой дисциплины, общей теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации речевых явлений, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития отрасли филологии (ПК-1);

-владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и речевых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК- 2);

-владение навыками письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

-владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

Врезультате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать: основные теоретические проблемы психолингвистики, систему основных понятий и базовых терминов, современные подходы и методы психолингвистической науки, основные этапы истории, современное состояние и перспективы развития дисциплины;

уметь: анализировать традиционные и современные подходы к исследованию речевых явлений, давать научную интерпретацию с позиций их онтологических свойств, демонстрировать профессиональную позицию в дискуссионных вопросах психолингвистики; воспринимать, обобщать, анализировать новую информацию по предмету, использовать полученные знания для квалификации природы и особенностей речевых явлений(ОК-1);

владеть: навыками сбора речевых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; основными методами анализа речевых явлений и экспериментальными методиками изучения и описания материала; навыками профессиональной коммуникации с использованием понятийного аппарата психолингвистики.

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Объем и трудоемкость дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, зачетных единиц — 2.

Всего часов (общая трудоемкость в часах)

72

В том числе

Аудиторных занятий

34

Из них лекций

34

Семинарских занятий

-

Лабораторных занятий

-

Практикумов

-

Самостоятельных занятий

38

Из

них

изучение

основной

и

10

дополнительной литературы

Написание рефератов, эссе

8

Выполнение

письменных домашних и

10

экспериментальных заданий

Выполнение контрольных работ, тестов

10

4.2. Содержание учебной дисциплины:

Семестр

семестраНеделя

Виды учебной работы,

Формы текущего

Раздел

включая самостоятельную

контроля успеваемости

п

Дисциплины

работу студентов и

(по неделям семестра)

п

трудоемкость (в часах)

Форма промежуточной

аттестации (по

лек

практ

само

трудое

семестрам)

ции

.зан.

ст.

м.

1

Теоретические

7

1- 5

10

0

12

22

Формы текущ. контр.:

основы

устный и письменный

психолингвисти

опрос, письм. работа

ки

по теме.

Формы промежут. атт.:

контр. раб. с индивид.

заданиями по основ.

понятиям и терминам

дисциплины.

Модульная

контрольная работа

2

Модели и

7

6- 11

12

0

13

23

Формы текущ. контр.:

методы в

устный и письменный

психолингвисти

опрос, письм. работа

ке

по теме.

Формы промежут. атт.:

контр. раб. с индивид.

заданиями по

теоретическим

концепциям ученых.

Модульная

контрольная работа

3

Психолингвисти

7

12−17

10

0

13

23

Формы текущ. контр.:

ческие явления и

устный и письменный

их прикладное

опрос, письм. работа

значение

по теме.

Формы промежут. атт.:

контр. раб. с индивид.

заданиями методам

исследований и

экспериментальной

работе.

Итоговая контрольная

работа.

4.3.Тематический план изучения дисциплины

1.Психолингвистика в системе научного знания о человеке.

Антропоцентрическая парадигма в языкознании и предпосылки возникновения психолингвистического подхода в языкознании. Психологические и лингвистические «истоки» психолингвистики. Психолингвистика как междисциплинарная область знания. Содержание понятия «психолингвистика». История возникновения и этапы развития психолингвистики. Отечественная и зарубежная психолингвистика. Персоналии ученых. Психолингвистика и лингвопсихология.

2. Проблема соотношения языка и сознания в современной науке.

Основные подходы к изучению проблемы соотношения языка и сознания. Генетическая связь языка и сознания. Современные представления о психофизической основе мышления (Амосов, Выготский, Лурия, Жинкин) и о структуре сознания (Леонтьев, Горелов, Залевская).

Вербальное и невербальное мышление. Структура языковой личности и понятие языкового сознания (Хомский, Караулов, Тарасов, Пищельникова).

Эмоции в структуре сознания и языка. Наивное языковое сознание. Языковая способность человека как объект лингвистической науки, природы языковой способности. Уровни языковой способности и психолингвистические единицы.

3. Лингвистическая семантика и проблемы психолингвистики.

Семантика слова и смысл высказывания. Язык как инструмент человеческого познания. Классифицирующая роль языка в процессе познания. Мыслительные и языковые категории, понятие картины мира и языковой картины мира. Языковые модели мира. Концепт, принципы концептуального представления мира в языке, концептуальный анализ. Наивные представления о мире в языке. Этноспецифические модели мира в языке. Личностные смыслы (А.Н. Леонтьев) и кодирование элементов смысла в языке. Вербальные и невербальные способы кодирования информации о мире в языке.

4. Внутренний лексикон человека как объект изучения в психолингвистике.

Вопрос о соотношении формы и значения языковых единиц в психолингвистике. Понятие «поверхностных» и «глубинных» структур" сознания (Н. Хомский).

Общеязыковой и индивидуальный тезаурус человек. Понятие «внутреннего лексикона» человека и способы его изучения и описания (А.А. Залевская).

Данные афазиологии (А.Р. Лурия) о феномене отчуждения смысла слов. Звукосимволизм и механизмы синестезии (И. Н. Горелов, С. В. Воронин, Л.П. Прокофьева).

Явления синестезии на разных уровнях языка: фонемном (А. П. Журавлев), морфемном (И. Н. Горелова, Е. И. Красникова), словосочетательном (И. Н. Горелов).

4. Речь как объект изучения в психолингвистике.

Речь как «проводник информации» о человеке. Виды и формы речи. Формы внешней устной речи. Письменная речь как особый вид речевой деятельности. Психологическая характеристика письма и чтения как видов речевой деятельности. Внутренняя речь как особый вид речевой деятельности. Специфические особенности внутренней речи в интерпретации школы Л.С. Выготского, А.Р. Лурия. Особенности

структуры и семантики внутренней речи. Роль внутренней речи в познавательной интеллектуальной деятельности человека. Кодовые единицы внутренней речи. Теория Н.И. Жинкина об особых кодах

внутренней речи. Единицы процесса порождения и восприятия речевых высказываний.

5.Речевая деятельность как специфический вид деятельности человека.

Определение понятия «речевая деятельность». Физиологические, психологические и языковые основы речевой деятельности Психолингвистические единицы — структурные единицы речевой деятельности. Речевое действие в психолингвистике. Объем и структура речевого высказывания. Структура (фазы) речевой деятельности. Механизмы речевой деятельности в концепциях Московской психолингвистической школы и отечественной психолингвистической теории. Виды речевой деятельности. Предметное содержание речевой деятельности. Речевое умение. Функции языка и речи в речевой деятельности.

6.Онтология речи.

Особенности формирования речевой деятельности в онтогенезе. Психолингвистика развития как раздел психолингвистики, изучающий закономерности формирования речевой деятельности у детей. Теория врожденных знаний. Теория детской речи. Л.С. Выготский и Ж. Пиаже о развитии речи и мышления у детей. Характеристика последовательных этапов речевого развития в онтогенезе. Периодизация речевого развития и периоды для освоения человеком речевой деятельности. Переход от ситуативной речи к контекстной находится как этапы систематизации знаний о мире (А.М. Шахнарович).

Коммуникативная деятельность и коммуникативная компетенция ребенка. Развитие дискурсивного мышления. Виды и критерии сформированности коммуникативной компетенции у ребенка (К.Ф. Седов).

Овладение ребенком структурой текста как завершающий этап формирования его личности в целом. Индивидуальные качества речи и их социо-психологическаяобусловленность.

7. Особенности и модели порождения речи.

Модели порождения речи на основе трансформационной грамматики. Теория порождения речи в концепции Московской психолингвистической школы. Модель механизма порождения речевого высказывания по А.А. Леонтьеву. Л. С. Выготский и Н. И. Жинкин о существования в сознании человека универсального предметного кода (УПК).

Этапы процесса порождения высказывания. Понятия смысла, вербализации, будущее синтаксическое целое. Особенности порождения речи в разных коммуникативных условиях. Симуляция речевого замысла. Модели порождения текста. Ремейк и ретрансляция как особые виды порождения текста.

8. Особенности и модели восприятия речи.

Теоретические концепции процессов восприятия и понимания речи. Механизм смыслового восприятия речевого высказывания. Общая психолингвистическая модель процесса восприятия и понимания речевого высказывания. Общие закономерности восприятия речи, восприятие физиологическое и смысловое. Процесс восприятия как соотнесение языковых знаков с представлениями говорящего о действительности. Механизмы вероятностного прогнозирования. Апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта) как проявление активности реципиента при восприятии. Дж. Миллер о вероятностном прогнозировании высказывания. Модели восприятия речи Ч. Осгуда и Л.А. Чистович. Процесс чтения как восприятие, активная переработка и осмысленное закрепление текстовой информации. Проблема ментального лексикона в рамках изучения процессов понимания. Декодирование как воспроизведение этапов порождения текста (И.Н. Горелов, К.Ф. Седов).

Типология и уровни понимания текста (В.И. Богин).

9. Методы психолингвистики.

Наблюдение и интроспекция как базовые методы исследований. Роль эксперимента в психолингвистике. Экспериментальные исследования в психолингвистике. Определение психолингвистического эксперимента как метода исследования. Теоретическая концепция лингвистического эксперимента и его использования в психолингвистических

исследованиях. Различение объективной и субъективной семантики в психолингвистике. Субъективная семантика как ассоциативная система, существующая в сознании носителя языка. Семантическое поле как совокупность слов вместе с их ассоциациями. Ассоциативный эксперимент: процедура и разновидности (свободный, направленный и цепочечный).

Метод семантического дифференциала. Метод дополнения языкового знака (завершения / восстановления / речевого высказывания).

Методика прямого толкования слова и косвенного исследования семантики, градуальное шкалирование. Методика определения грамматической правильности, опросник, классификация как метод изучения когнитивных процессов, процедура кластер-анализа(дерево кластеризации).

10. Прикладные области психолингвистики.

Значение психолингвистики в сферах воздействия на сознание и словесного манипулирования личностью: масс-медиа,реклама, агитационная деятельность. Нейролингвистическое программирование. Психолингвистические проблемы автоматического анализа текстов, распознавания и перевода речи. Судебная психолингвистика. Идентификация личности по речи. Язык и гендер. Гендерлект как совокупность особенностей речевого стиля мужчин и женщин. Проявление речевого стиля на двух уровнях: речевого поведения и речи. Психолингвистические проблемы педагогики: этапы формирования речевой деятельности ребенка и формирование коммуникативной компетенции. Психолингвистические проблемы преподавания и освоения иностранных языков и русского языка как иностранного. Лингвотератевтическая и экологическая функция языка.

11. Этнопсихолингвистика.

Этнолингвистика как наука о взаимоотношениях языка и культуры и национально опосредованном сознанании. Сильный и слабый варианты гипотезы Сепира-Уорфа.Национально-культурнаяспецифика слова. Две точки зрения на проявление культуры в слове: лингвистическая и психолингвистическая. Понимание фонового знания глубинного уровня сознания, модели внешнего мира или его фрагмента. Два уровня сознания в психолингвистике: языковое (вербальное, логически осознаваемое и эксплицитное) и неязыковое (невербальное, смысловое, неосознаваемое и имплицитное).

Лакуны как базовые элементы национальной специфики речи / текста для инокультурных реципиентов.Национально-специфическиелакуны и особенности речи: способы заполнения пауз, способы разложения слова при необходимости точно транслировать его собеседнику, этикетные характеристики актов общения, ролевые особенности общения, номенклатура текстовых стереотипов. Способы заполнения лакун: толкование, перевод высказывания морфологическим путѐм, дословный перевод, детальное комментирование. Сопоставление и «образов» культур в процессе межкультурной коммуникаци.

12. Проблемы двуязычия в свете психолингвистики.

Понятие билингвизма и особенности психолингвистической природы этого явления. Многоязычие как разновидность билингвизма. Билингвизм и общение на родном языке. Национальное и индивидуальное употребление индивидуумом нескольких языков. Типы билингвизма (В.П. Белянин).

Естественный и искусственный билингвизм. Рецептивный, репродуктивный и продуктивный билингвизм. Ошибки при изучении иностранного языка, понятие интерференции. Речь иностранца. Культурный шок и аккультурация, еѐ этапы. Лингвистический шок, способы оптимизации межкультурной коммуникации. Психолингвистические основы интеркультурных контактов.

13. Психолингвистика эмоций.

Понятие эмоционального состояния и эмоционального отношения и типы эмоциональной семантики слова. Актуальное и потенциальное эмоциональное содержание лингвистических единиц. Особенности порождения речи в эмоциональном состоянии. Особенности эмоционального восприятия речи. Природа и виды эмоционального воздействия. Эмоциональный тренд и эмоциональный индекс человека и

их проявление в речи. Вербальные и невербальные маркеры эмоциональных состояний человека. Лингвистика лжи. Эмоциональность художественного текста.

14. Психолингвистика речевых нарушений.

Понятие и виды речевых нарушений. Патопсихолингвистика. Типы афазий (эфферентная моторная, динамическая, афферентная моторная, акустико-гностическаясенсорная,акустико-мнемическаясенсорная, семантическая) и особенности речевых нарушений в связи психологическими поражениями. Речевые нарушения и речевые дефекты. Расстройство управления речевым процессом как системное нарушение речи. Типы дефектов речи (дефекты речи (афония, нарушения темпоритмической организации нарушения звукопроизносительной организации, нарушения слуха, нарушений письменной речи).

Речь в состоянии эмоциональной напряженности. Лингвистические изменения речи человека в состоянии эмоциональной напряженности. Лингвистика пограничных и измененных состояний сознания человека. Лингвотерпия.

15. Психолингвистика идентификации личности.

Субъективная сфера сознания личности. Понятие личностных смыслов (А.А. Леонтьев) и индивидуальных речевых черт личности. Артикуляционные и функциональные особенности речи. Устойчивые речевые черты личности и виды речевой (языковая, текстовая, коммуникативная) компетенции. Распознавание состояния человека по речи.

16. Психолингвистика текста.

Психолингвистическая характеристика текста как универсального знака языка и средства осуществления речевой коммуникации. Психолингвистическая характеристика текста. Текст как объект психолингвистического исследования. Критерии цельности и связности. Отражение в тексте языкового сознания, языковой личности и образа мира человека. Включѐнность текста в неречевую деятельность. Трѐхфазная структура деятельности при производстве текста: ориентировка — производство — контроль. Механизмы, действующие при восприятии теста: вероятностное прогнозирование, пресуппозиция, апперцепция. Проекция текста как результат включения содержания текста в смысловое поле реципиента. Гипотеза Э. Геннекена о восприятии смысла текста. Проблема пересказа текста. Многозначность текста.

17. Психопоэтика.

Психолигвистические основы порождения художественного текста. Сознание автора и читателя. Смысловая доминанта художественного текста. Особенности образной концептуализации художественного текста. Синергетические процессы порождения и понимания художественного текста.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Для освоения данной учебной дисциплины предусмотрены следующие формы работы: лекции, самостоятельные занятия (изучение основной и дополнительной литературы по предмету, выполнение письменных домашних заданий и экспериментальной работы, написания рефератов или подготовки компьютерных презентаций в программе Power Point).

Курс «Основы Психолингвистики» предполагает использование современных образовательных технологий, апробированных в практике вузовского преподавания теоретических дисциплин. Удельный вес форм занятий с использованием интерактивных методов в процессе преподавания дисциплины «Основы психолингвистики» распределяется следующим образом:

1.Лекция с использованием компьютерных презентаций, выполненных в программе Power Point ил аудио- /видеоматериалов — 100%;

2.Лекционные занятия с использованием элементов интерактивного обучения — 100%;

3.Анализ проблемных ситуаций речевой коммуникации — 50%;

4.Экспериментальная работа — 20%.

Использование в учебном процессе активных и интерактивных форм работы с применением компьютерной программы Power Point, аудио- и видеоматериалов и видами самостоятельной и экспериментальной работы должно способствовать формированию указанных видов компетенций, расширения знаний студентов о возможностях решения прикладных задач, развития профессиональных навыков обучающихся.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Виды самостоятельной работы и оценочные средства:

Для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины предусмотрены следующие виды самостоятельной работы и отчетности:

Виды

Сроки

самостоятельной

Тематика работы и задания

выполнения

работы

1.

Самостоятельное

Белянин В. П. Введение в психолингвистику.

модули 1- 3

изучение материала

М., 2001.

по рекомендуемым

Белянин В.П. Психолингвистика. — М., 2004.

учебным пособиям

Выготский Л.С. Мышление и речь.

Избранные психологические исследования.

М,

1956.

Глухов В.П. Основы психолингвистики. — М.,

2005.

Ковшиков В.А., Глухов В.П.

Психолингвистика. Теория речевой

деятельности. -

М., 2007.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. -

М.-СПб.,2003.

Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. -

Минск, 2005.

Пищальникова В.А. История и теория

психолингвистики. Ч 1 — 2. — М., 2005.

Этнопсихолингвистика. — М., 2007.

Психолингвистика / Под ред. Ушаковой Т.Н.

— М., 2006.

Психология речи и лингвопедагогическая

психология. — М., 2004.

Фрумкина Р.М. Психолингвистика. — М.,

2007.

2.

Конспектирование

Жинкин Н. И. Речь как проводник

модуль 2

разделов классических

информации. М., 1982.

работ ученых

Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности.

Проблемы психолингвистики. — М.,

1968, 2005.

Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой

деятельности. М.: Московский психолого-

социальный институт, Воронеж: НПО

«МОДЭК», 2001.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребѐнка. М.:

Наука, 1994.

Хомский Н. Язык и мышление. М., 2000.

3.

Изучение

Метод ассоциативного эксперимента. Н

модуль 2

экспериментальных

материале словарей:

методик

Русский ассоциативный словарь:

Ассоциативный тезаурус современного

русского языка / Под ред. Ю.Н. Караулова. Т.

1−2.-М., 1994.

Гольдин В.Е., Сдобнова А.П. Русская

ассоциативная лексикография. — Саратов,

2008.

Черкасова Г. А. Русский сопоставительный

ассоциативный словарь. — М., 2008.

4.

Практика учебно-

Применение методов свободного и

модули 2 — 3

экспериментальной

направленного ассоциативного

работы с речью

эксперимента; семантического

дифференциала; дополнения языкового знака

(завершения / восстановления / речевого

высказывания);

косвенного исследования

семантики слова; градуального

шкалирования; опроса к учебному

материалу.

Проведение

Задания:

модуль 3

самостоятельных

1.

Выявить

языковую

компетенцию

экспериментальных

языковой личности.

исследований

2.

Установить

признаки

состояния

(освоение процедуры

эмоциональной напряженности говорящего.

проведения, формы

3.

Определить

авторство

письменного

описания и

речевого

фрагмента

(на

основе

интерпретации

сопоставления

с

образцами письменной

полученных данных).

речи).

4.

Установить

языковые

и

речевые

предпочтения

говорящего в

употреблении

лексических и грамматических единиц.

5.

Выявить

признаки

сознательного

воздействия на адресата речи.

6. Определить этапы развития речи ребенка

по устным высказываниям.

4.

Написание реферата

Темы рефератов;

или подготовка

1.

Предмет,

задачи

и

методы

модули 1 — 3

компьютерных

психолингвистики.

Основные

понятия

презентаций в

психолингвистики.

программе Power Point

2. Восприятие и понимание речи.

3.

Экспрессивная устная речь.

4.

Внутренняя речь.

5. Процессы письма и чтения.

6. Развитие речи в онтогенезе

7.

Прикладные области психолингвистики

6.2.Вопросы для самостоятельной работы студентов

1.Каковы основные постулаты отечественной психолингвистической теории.

2.Дайте психолингвистическую характеристику текста как универсального знака

Журнал Вопросы психолингвистики 2013 г. № 2 — Стр 2

языка и средства осуществления речевой коммуникации.

3.Раскройте значение научных трудов В. Гумбольдта, И.А. Бодуэна де Куртенэ, А.А. Потебни, Л.В. Щербы для становления психолингвистики.

4.Дайте понятие письменной речи как особого вида речевой деятельности.

5.Назовите специфические особенности процесса «думания» как вида речемыслительной деятельности.

6.Раскройте сущность когнитивных моделей речепорождения.

7.Охарактеризуйте виды и формы речи.

8.В чем заключаются специфические особенности внутренней речи по Л.С. Выготскому.

9.Раскройте особенности структуры и семантики внутренней речи.

10.Опишите кодовые единицы внутренней речи.

11.В чем заключается сущность теории Н.И. Жинкина об особых кодах внутренней речи.

12.Назовите единицы процесса порождения и восприятия высказываний.

13.Раскройте специфические особенности овладения системой родного языка в онтогенезе.

14.Дайте краткую характеристику основных разделов психолингвистики

(отечественной и зарубежной).

15.Раскройте сущность мозговой организации речевой деятельности человека.

16.Дайте характеристику высказыванию как продукту деятельности говорения. Типология высказываний и их характеристика.

17.Каковы особенности общего строения речевой деятельности. Покажите роль «механизма обратной связи» в осуществлении основных видов речевой деятельности.

18.Перечислите функции речи и знаков языка в речевой деятельности. Как они реализуются в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности человека.

19.Раскройте основные закономерности формирования значения слова в ходе речевого онтогенеза.

20.Раскройте понятие семантического значения слова.

21.Объясните, что означают понятия «парадигматическая» и «синтагматическая» система языка.

22.Охарактеризуйте соотношение и взаимосвязь значения и смысла слова как двух составляющих его семантики.

23.Перечислите основные психолингвистические концепции процессов восприятия и декодирования речи.

24.Раскройте с точки зрения психолингвистики проблему соотношения языка и сознания; проблему взаимосвязи в развитии мышления и речи.

6.3.Вопросы для подготовки к зачету

1.Психолингвистические аспекты взаимосвязи языка и мышления.

2.Этнопсихолингвистика и лингвокультурология.

3.Взаимосвязь языка и общества.

4.Языковая личность и процессы социализации.

5.Лингвистика детской речи.

6.Проблемы изучения речевого онтогенеза

7.Текст как способ передачи информации в речевой деятельности.

8.Язык как общественное явление.

9.Текст, затекст, подтекст, свойства текста.

10.Проблема понимания текста и его информативность.

11.Психолингвистические свойства и особенности изучения текста.

12.Предмет, объект, цель этнопсихолингвистики.

13.Предмет, объект, цель лингвокультурологии.

14.Национально-культурнаяспецифика слова (лакуны, безэквивалентная лексика).

15.Интеркультурные контакты и аккультурация.

16.Фазы аккультурации и проблема культурного шока.

17.Психолингвистические проблемы билингвизма.

18.Культурный компонент в языковой семантике.

19.Национально-культурныеособенности внутренней формы слова.

20.Проблемы онтогенеза речи с точки зрения психологии и теории эволюции человека.

21.Процесс языкового развития ребенка (дословесный период развития речи).

22.Детская фонетика и грамматика.

23.Семантика словообразования в детской речи.

24.Основные этапы развития детской речи.

25.Овладение произношением, морфологией, синтаксисом в онтогенезе.

26.Психолингвистика как междисциплинарная наука.

27.Тенденции развития и течения в психолингвистике.

28.Языковой механизм человека и подходы к его описанию.

29.Проблема языковой способности человека.

30.Моделирование процессов порождения речи.

31.Внутренняя речь и ее место в процессе производства речи.

32.Лингвистика текста и психолингвистика в аспекте изучения текста (цели, задачи, различие).

33.Текст как высшая единица речемыслительной деятельности.

34.Психолингвистические свойства текста, понятие пресуппозиции и прецедентность текста.

35.Психолингвистические методы исследования семантики.

36.Формирование и понимание речевого высказывания.

37.Речевая деятельность и языковая способность.

38.Виды афазии, связанные с зонами Вернике и Брока.

39.Нарушения и дефекты речи.

40.НВКК в коммуникативном акте.

41.Онтология, объект и предмет теории речевой деятельности.

42.Взаимоотношение психолингвистики с другими науками.

43.Уровни языковой способности.

44.Зарубежная и отечественная психолингвистика, сходство и отличие.

45.Роль НВКК в общении.

46.Основные виды афазии.

47.УПК Н. И. Жинкина.

48.Патология речи и ее исследование в психолингвистике.

49.Психофизиологические механизмы речи,

50.Дефекты речи.

51.Ассоциативный эксперимент как метод исследования лексикона.

52.Психолингвистика и искусственный интеллект.

53.Психолингвистика и смежные отрасли знания (биолингвистика, паралингвистика, нейролингвистика).

54.Проблемы прикладной лингвистики (искусственный интеллект, машинный перевод и др.).

55.Прогнозирование в речевой деятельности Психофизиологическая организация речи и патология речи.

56.Психолингвистические единицы и уровни языковой способности.

57.58. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации.

59.Проблемы билингвизма в психолингвистике.

60.Текст как высшая единица речемыслительной деятельности.

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ИИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная:

Белянин В. П. Введение в психолингвистику. М., 2001. Белянин В.П. Психолингвистика. — М., 2004.

Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М, 1956. Глухов В.П. Основы психолингвистики. — М., 2005.

Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. — М., 2007. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М.-СПб.,2003.

Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. — Минск, 2005.

Пищальникова В.А. История и теория психолингвистики. Ч 1 — 2. — М., 2005. Пищальникова В.А. Содержание базовых терминов в современной отечественной психолингвистике / В. А. Пищальникова // Русский язык в школе. — 2011. — № 7. -С.60−66.Этнопсихолингвистика. — М., 2007.

Психолингвистика / Под ред. Ушаковой Т.Н. — М., 2006. Психология речи и лингвопедагогическая психология. — М., 2004. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. — М., 2007.

Дополнительная:

Виды и функции речевой деятельности. М., 1977. Воронин С. В. Основы фоносемантики. Л., 1982.

Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. — М., 1998.

Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. — М., 1984.

Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. — 1964. № 6 Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958.

Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 2001.

Зимняя И. А. Психолингвистические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978.

Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психологосоциальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.

Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. Курс лекций. М., 2002. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. Проблемы психолингвистики. — М., 1968; М., 2005.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., Наука, 1984.

Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. М., 1981. Пиаже Ж. Речь и мышление ребѐнка. М.: Наука, 1994 Пинкер С. Язык как инстинкт. Пер. с англ. М., 2004. Проблемы психолингвистики. М., 1975.

Сахарный В.Т. Введение в психолингвистику. — М., 1990 Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1977. Психолингвистика за рубежом. М., 1972.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-хт. — М., 1989. Ушакова Т.Н. Речь: Истоки и принципы развития. — М., 2004. Хомский Н. Язык и мышление. М., 2000.

Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М., 2000. Шахнарович А. М. Общая психолингвистика. М., 2000.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

//www.psyberia.ru //mexus.ru/osnovy-psiholingvist.html www.philol.msu.ru //dbs.sfedu.ru/pls/rsu/rsu$iik$.startup

skola.ogreland.lv/rusjaz/psihol/_private/006.htm //www.pedlib.ru/Books/1/0417/1_0417−1.shtml//www.old.reslib.com/book/Psiholingvistika_Uchebnik. html

Журналы, рекомендуемые в качестве дополнительной литературы:

Вопросы психолингвистики, Вопросы психологии,

Международный психолингвистический журнал (International Journal of Psycholinquistics),

Психологическая диагностика, Психологическая наука и образование, Психологический журнал, Психология обучения, Социологические исследования, Экспериментальная психология.

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Изучение данной дисциплины предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм с применением аудио- и видеоматериалов и проведение занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Материально-техническоеобеспечения дисциплины «Основы психолингвистики» определяетсяматериально-техническойбазе, имеющейся в институте филологии и межкультурной коммуникации ВолГУ.

Материально-техническаябаза института позволяет использовать следующие технические средства:

лекционные аудитории, оборудованные мультимедийными и компьютерными средствами, позволяющих демонстрироват компьютерные презентации в программе Power Point, с выходом в Интернет и электронную систему УМКА ВолГУ, интерактивными досками;

компьютерные классы для интерактивных занятий с возможностями проведения электронного тестирования, онлайн опросов и самостоятельных занятий;

библиотеку и читальный зал, располагающие необходимым количеством учебной и учебно-методическойлитературы, электронными каталогами и базами.

Ссылка на ПТК «УМКа». //umka.volsu.ru/newumka2/

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector