Типологии личностной направленности

Введение

Определяющее значение в развитии растущего человека как личности имеют мотивы деятельности и поведения, в которых выражается характер их отношения к себе и людям к обществу уровень самосознания и социальной ответственности.

Исследование конкретного соотношения мотивов, механизма построения и изменения их иерархии, условий и причин трансформации исключительно важно, поскольку структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных людей с определенной направленностью.

ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

У современных подростков четко вычленяются несколько типов личностной направленности к себе и обществу, характерных для 10−15-летних детей:

1.Гуманистическая направленность, когда отношение личности к себе и к обществу является положительным. Внутри этого типа выделяются два подтипа.

Гуманистическая направленность с альтруистической акцентуацией — при положительном отношении к себе и обществу для подростка большую ценность представляет общество, окружающие люди, их взгляды, позиции, интересы. Такой тип направленности личности традиционно назывался коллективистической направленностью. Центральным мотивом поведения и критерием нравственной оценки является интересы других людей или социальной общности. На первый взгляд, кажется, что такая направленность является в высшей степени положительным явлением. Однако отношение к данному типу направленности не может быть столь однозначным. Дело в том, что личность с альтруистической направленностью несколько обесценивает себя, что при определенных условиях может привести к изменению отношения личности к самой себе с Я+ на Я -, т. е. к патологическим изменениям личности и формированию депрессивной направленности.

Гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией -для подростка наиболее ценным является он сам, его проблемы, интересы, взгляды, Окружающие люди при этом не игнорируются, но их ценность для подростка несколько ниже. Для личности с таким типом направленности очень важно признание обществом ее личной значимости, неповторимости. Самоутвердиться подросток стремится через деятельность, через ее результаты, ценные для него самого и для общества.

7 стр., 3437 слов

Тип личности, направленность, психические формы отражения (эмоции, чувства), темперамент.

... Направленность личности может проявляться в разных сферах ее жизни и деятельности. Однако наиболее глубокой является характеристика направленности с точки зрения отношения человека к обществу ... Возникали самые различные типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют те из них, в которых ... Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в ...

2.Эгоистическая направленность, когда для подростка существенно более значимым по сравнению с обществом является он сам; его отношение к себе безусловно положительное, тогда как к обществу — отрицательное. Внутри этого типа также выделяются два подтипа:

Эгоистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией -ценность для подростка собственной личности так же высока, как и при гуманистической направленности с индивидуалистической акцентуацией, но при этом ценность окружающих еще более низкая (отрицательное отношение к окружающим), хотя об абсолютном отвержении окружающих, игнорировании их при этом типе направленности личности речи нет.

Эгоистическая направленность с эгоцентрической акцентуацией — общество для подростка не представляет почти никакой ценности, личность концентрируется на самой себе, отношение к обществу резко отрицательное.

3.Депрессивная направленность личности, когда никакой ценности для самой себя личность не представляет, а ее отношение к обществу можно охарактеризовать как условно положительное (так как положительным в прямом смысле его назвать нельзя).

4.Суицидальная направленность личности, когда ни общество, ни личность для самой себя не представляют никакой ценности.

5 стр., 2078 слов

Конфликт и его причины. Психологические типы личности. Акцентуация характера.

... , 2009. 8. Романова О.В. Взаимосвязь ценностных ориентаций и акцентуация в структуре личности. 9. Сельченок К.В. Прикладная конфликтология. Хрестоматия. - Харвест, 2003 ... И.А. Фрустрация ценностно-смысловой сферы личности при характерологических 6. Мазирка И.О Вербальная характеристика личностных акцентуаций героев англоязычной художественной литературы. - М ...

Изучение реального состояния личностной направленности личности подростков позволило выделить ее возрастную динамику на разных этапах данного периода онтогенеза.

Установлено, что большинство обследованных подростков характеризуется индивидуалистической акцентуацией: 55% из них на разных стадиях развития — индивидуалисты. Однако их число колеблется в зависимости от пола, стадии развития, социального положения, но всегда остается достаточно высоким. При этом пик индивидуалистической направленности приходится на среднюю стадию подростничества, а к старшему подростковому возрасту доля индивидуалистов несколько уменьшается. И все же в подростковом возрасте ведущим становится процесс индивидуализации, при котором особую значимость для личности приобретает она сама, самоанализ ее внутренних процессов и состояний, соответствующих черт характера, чувств, желаний, способов взаимодействия с окружающими. Общество, другие люди интересуют личность опосредованно, через саму себя. Подросток ищет ответы на особо волнующие его вопросы, начиная с «Кто Я?», «В чем моя ценность как личности?» ит.д.

При этом отмечаются существенные различия в состоянии личностной направленности мальчиков и девочек. Так, количество девочек, обладающих гуманистической направленностью, на всех стадиях подросткового возраста значительно превосходит количество мальчиков с данным типом направленности. Противоположная картина была выявлена в представленности мальчиков и девочек с эгоистической направленностью. По сравнению с девочками, мальчики более индивидуалистичны. Процент мальчиков с индивидуалистической акцентуацией направленности на разных стадиях развития в среднем на 22% превышает количество девочек -«индивидуалисток». Данное положение связано, помимо всего прочего, с освоением 10−15-летними подростками стереотипов поведения мужчин и женщин, их социальных ролей, которые выработаны в обществе. От женщины общество ждет в большей степени дисциплинированности, исполнительности, чем самостоятельности и независимости, в большей степени способности сопереживать, принимать чужую точку зрения, чем отстаивать свою.

10 стр., 4647 слов

Акцентуации личности

... Им же разработана и описана классификация акцентуаций личности. В работах К. Леонгарда используется как ... связанные с неудовлетворенностью желаний. Их эгоцентрическая личностная направленность проявляется как в склонности к ипохондрической фиксации ... среднюю посредственность, а любое отклонение от неё рассматривать как патологию. К. Леонгард даже полагал, что человек без намека на акцентуацию ...

Женщина должна быть в большей степени лояльна, терпима, должна уметь прощать и уступать, что в значительной мере соответствует гуманистической направленности личности. Роль мужчины предписывает мальчику более мужественное, активное, самостоятельное поведение, большую, чем у девочек, независимость суждений и поступков, т. е. половая роль мужчины в целом более индивидуалистична, чем половая роль женщины.

Интересным является тот факт, что формирование направленности личности мальчиков проходит более стабильно, чем девочек. Наибольший разрыв между стадиями наблюдается в гуманистической направленности с альтруистической акцентуацией (15%), в депрессивной направленности (12%), в эгоистической направленности с эгоцентрической акцентуацией (10%), причем этот разрыв был отмечен между младшей и средней стадиями подросткового возраста.

У девочек скачкообразные изменения направленности личности выражены значительно более ярко, причем это касается всех видов направленности:

  • гуманистическая направленность с альтруистической акцентуацией -33% (между средней и старшей возрастными стадиями);
  • гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией — 26% (между младшей и средней);
  • эгоистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией -27% (между средней и старшей);
  • эгоистическая с эгоцентрической акцентуацией — 14% (между средней и старшей);
  • депрессивная — 10% (между младшей и средней);

-суицидальная — 15% (между средней и старшей возрастными стадиями).

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

... профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, инициирует ... вызывающей психическую напряженность, часто сопровождаются отрицательными эмоциями, деструкциями ожиданий. В ... профессиональной стагнацией специалиста, а также акцентуацией черт характера. Но главным фактором ... и др. Исследователи феномена старости подчеркивают, да и примеров ...

Можно утверждать, что для подростков-мальчиков субъективно более

Внимание личностным качествам

Актуальность изучения межпоколенных отношений продиктована тем, что требуемая от современного человека психологическая устойчивость к стрессам, его ресурсы совладающего поведения связаны с семейной идентификацией субъекта, его участием в межпоколенных отношениях. Кроме того, знание семейной истории, ее позитивных сторон может стать одним из критериев межпоколенного взаимопонимания и продуктивного взаимодействия.

Отсутствие у молодежи ясного представления о жизни старшего поколения рождает предрассудки и создает стереотипы, которые проецируются на межпоколенные взаимоотношения. Мы провели пилотажное исследование представлений молодого поколения о старости. В нем приняло участие 96 студентов гуманитарного факультета, профессия которых в будущем предполагает множественные контакты, в том числе и с пожилыми людьми. Инструкция была такова, что респондентам предлагалось не просто назвать положительные и отрицательные стороны старости, но и «примерить» на себя этот возраст. Представив себя в старости, написать, какими бы они хотели себя видеть в этом возрасте и что для них неприемлемо. Такая постановка задания помогла диагностировать наличие геронтофобной установки в сознании молодых людей. Некоторые респонденты говорили о том, что не хотели бы дожить до старости, критическим возрастом называя 50-летний рубеж.

Попытка классифицировать привела к выделению 7 критериев: внешний вид, здоровье, активность (деятельность), материальное положение (достаток), жизневосприятие, качества личности, особенности взаимоотношения с окружающими.

16 стр., 7610 слов

Поколение россиян 1990−2000 годов: психологические особенности

... трудовых традиций предшествующих поколений. Среди форм преемственности поколений пропагандировались: изучение ... отчужденное, * эмоционально-положительное * эмоционально-отрицательное. В тесте принимали участие 15 человек ... Негативное отношение старшего поколения к молодому поколению и противостояние между ... характеристиками идентичности поколения 90-ых являются: рефлексивная позиция; принятие своей ...

Основное внимание было уделено личностным качествам, причем положительных было названо 70, а отрицательных — 101. Среди положительных чаще всего были названы: доброта, заботливость, спокойствие, молчаливость, самодостаточность; среди отрицательных: ворчливость, злость, жадность, наглость, распространение сплетен. Вторую позицию занимают характеристики взаимоотношений старого человека, среди которых больше было названо положительных (75), чем отрицательных (46).

Положительными называют: общительность, понимание молодого поколения, стремление оказать помощь детям и внукам, но только в случае их согласия, умение дать совет, пользоваться уважением, иметь большую семью, много внуков. Среди отрицательных характеристик чаще всего встречались: надоедливость, одиночество, непонимание молодого поколения, вмешательство в чужие дела.

Характеристики состояния здоровья занимают третью позицию. Всего была названа 41 положительная характеристика (крепкое здоровье, здравый ум, хорошая память, энергичность, хорошая физическая форма) и 39 отрицательных характеристик (плохое здоровье, слабоумие, обездвиженность, плохая память, слепота, глухота, медлительность).

Часто, говоря об отрицательных характеристиках старости, студенты упоминали постоянные жалобы стариков на состояние здоровья, которые вызывают у молодого поколения недоверие и раздражение.

Важной положительной стороной возраста мы назвали жизневосприятие, куда вошли такие характеристики (41), названные респондентами, как: жизнерадостность, хорошее настроение, чувство юмора, позитивный взгляд на мир, современность, удовлетворение прожитыми годами. Противоположными им названы: плохое настроение, несовременность, страх смерти, жизнь прошлыми воспоминаниями (всего 7 выборов).

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... . К концу младшего школьного возраста у части детей отношение к учению изменяется, отрицательное отношение складывается у хро­нически ... . Он открывает для себя значение но­вой социальной позиции — позиции школьника, связан­ной с выполнением высокоценимой взрослыми учебной ... . Она побуж­дает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Если престижной мотивации соот­ветствуют ...

Следующую позицию занимает описание внешнего вида. Мы получили 15 положительных и 14 отрицательных характеристик. К положительным относятся: отсутствие большого количества морщин, чистоплотность, ухоженность, следование моде, симпатичная внешность. К отрицательным: неухоженность, наличие морщин, бородавок, горба. Отметим, что основной процент респондентов — девушки 18−25 лет. Поэтому, на наш взгляд, описание изменений внешности как негативной характеристики занимает четвертую позицию, а как положительной — шестую.

Многие респонденты большое внимание уделили описанию деятельности и активности в старческом возрасте, выделяя их как положительную характеристику старости (23).

Среди названных вариантов можно отметить: наличие трудоспособности, ведение хозяйства, забота о саде, игра с внуками, путешествия, увлечения. Интересно, что ограничение контактов и деятельности, жизнь дома, отсутствие дел воспринимается молодым поколением как отрицательно, так и положительно.

личностный дети социальный материальный

Заключение

Итак, процесс развития ребенка в подростковом возрасте имеет разные уровни социального созревания, фиксируемые в последовательных стадиях становления личности. Этот процесс отличается сложными сдвигами: прерывистостью тенденций, глубокой дифференциацией и расслоениями. В то же время четко проявляется особая пластичность и сензитивность определенных стадий этого важного периода онтогенеза к социальному развитию, формированию личностного самоопределения растущих людей.

Проблема материального благополучия, по мнению респондентов, не самая актуальная для старости, описание ее занимает последнюю, седьмую позицию. 12 выборов было в пользу того, что благоприятным для старости является жизнь в достатке, наличие своего жилья и социальная защищенность. Только три человека считают, что низкий материальный достаток — это проблема старческого возраста. Подобные исследования, на наш взгляд, предоставляют интересную информацию о наличии стереотипов и предрассудков в восприятии молодежью старческого возраста. Но, кроме того, они также мотивируют респондентов, принимающих участие в исследовании, на увеличение внимания к пожилым людям, осмысление значения каждого возраста и его вклада в общественное развитие.

Список литературы

1.Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе /Л.И. Божович // Вопросы психологии. — 2009. — № 4.

2.Егорычева, И.Д. Психологические особенности личностной направленности подростка и возможности ее коррекции: дис. … канд. психол. наук / И.Д. Егорычева. -М., 2008.

.Проблемы психологии современного подростка /под. ред. Д.И. Фельдштейна. -М., 2008.

.Фельдштейн, Д.И. Особенности развития деятельности ребенка в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. — 2009. — № 6.

5.Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. -М., 2009.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector