Практические занятия по дисциплине «Основы патопсихологии»

направление(я) 37.03.01 Психология

направленность(и) профиль(и) Общая психология и психология личности

 

Новосибирск 2016

Методическое руководство по организации самостоятельной работы разработано

Мозолевская Наталья Владимировна– к.б..н., доцент кафедры Психологии, педагогики и правоведения

 

Методическое руководство по организации самостоятельной работы прошло экспертизу УМУ

 

[И.О. Фамилия]

 

Утверждено на заседании кафедры [наименование кафедры]

(протокол от «__» ___ 20__ г. № ___).

 

 

Заведующий кафедрой

к. псих.н. Т.А. Филь

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

 

 

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

 

Практические занятия по дисциплине «Основы патопсихологии» проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом и планом практических занятий, отраженных в рабочей программе.

 

Раздел 2. Патопсихология психических процессов.

Тема 2.3. Расстройства мышления и их диагностика.

Показания к исследованию нарушений умственной работоспособности у больных с разной нозологией, их выраженность в проявлениях нарушений процессов памяти, колебаний внимания, темпе сенсомоторных реакций, непоследовательности суждений.

Методы патопсихологического исследования при нарушениях мышления.

Характеристика приемов и методов для исследования нарушений умственной работоспособности у больных. Характеристики методик, исследующих нарушения умственной работоспособности у взрослых и детей: направленность методик, показания к применению, особенности интерпретации данных.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Подготовить сообщение по следующим темам:

1. Специфика аутистического мышления. Содержание и противоречия.

2. Расстройства операционной стороны мышления

3. Расстройства динамики мышления.

4. Расстройства мотивационного компонента мышления.

5. Патопсихологические методики исследования мышления: классификации (Семаго, Семаго2005).

4 стр., 1843 слов

Методические рекомендации кафедры психологии по выполнению и защите курсовых работ по направлению 030300 Психология

Настоящие рекомендации разработаны кафедрой психологии в соответствии с Положением о выполнении и защите курсовых работ (проектов) в университете «Дубна», утвержденным Приказом ректора университета «Дубна» от 14.10.2010 № 2221. 1. Цель выполнения курсовой работы по дисциплине: приобретение навыка самостоятельного поиска информации по заданной теме; анализ и синтез знаний и исследований по ...

6. Патопсихологические методики исследования мышления: исключения ( Рубинштейн, 1998).

7. Патопсихологические методики исследования мышления: тест дискриминации свойств понятий.

 

Вопросы к практическому занятию для проведения собеседования по теме:

1. Этапы развертывания мышления, как психического процесса

2. Основные этапы созревания мышления в онтогенезе.

3. Содержание и противоречия трактовки аутистического мышления

4. Структура классификации расстройств мышления по Б.В.Зейгарник.

5. Качественные и количественные расстройства мышления.

6. Методы исследования мышления.

 

 

Практическое задание

Больной Р. 19 лет студент, обратился в органы МВД с письмом следующего содержания: «Прошу принять меры и оградить меня от преследования шайки бандитов и хулиганов. Они воображают себя сверхчеловеками , поместили меня в сумасшедший дом и производят надо мной эксперименты. Тайно вставили мне в голову пере датчик , какой то «центральный мозг» и постоянно ведут со мной переговоры с помощью сверхвысоких частот, не дают ни минуты покоя. Вколачивают мне в голову грязные мысли и заставляют отвечать на них , все мои чувства уложили под железный колпак. Они с хулиганскими целями двигают моим языком , заставляют произносить нецензурные слова, забивают мне голову своими провокационными разговорами. По ночам вынимают мое сердце и легкие и вставляют кибернетические. Я весь стал сам не свой, даже ем и хожу автоматически. А они все время мысленно говорят мне , что сделали из меня робота. Еще раз прошу незамедлительно принять меры против этих хулиганов»

Назовите расстройство. Выделите патопсихологический синдром.

 

 

Тема 2.4. Расстройства эмоций. Диагностика расстройств.

Характеристики эмоций. Качественные, временные и силовые параметры. Психофизиологическая основа эмоций. Функции эмоций. Эмоциональные явления: настроения, чувства, аффект, страсть. Эмоциональный стресс. Защитные механизмы.

Нарушения в эмоциональной сфере. Гипотимии ( депрессия реактивная и невротическая, тоска, дистимия, страхи, тревожность.) Дисфории. Гипертимии ( Эйфория, мания, мория, экстаз, гневливость).

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

Тема «Методы психолого-педагогического исследования». Понятие метода. Метод – совокупность правил, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Научный метод служит получению и обоснованию объективно-истинного знания. Применяемые в науке методы выполняют двоякую роль. Во-первых, следование им – крайне важное условие получения достоверного результата. Во-вторых, ...

Циклотимии. Паратимии. Нарушения динамики эмоций, эмоциональная лабильность, ригидность, инертность, вязкость. Нарушения эмоций по интенсивности и экстенсивности. Эмоциональная тупость, апатия, эксплозивность. Алекситимия. Патологический аффект. Стадии аффекта. Физиологический аффект. Сравнительная характеристика.

Эмоциональный шок. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Подготовить сообщение по следующим темам:

1. Психологические механизмы аффективной патологии.

2. Классификация эмоциональных явлений

3. Уровни эмоционального взаимодействия с окружающим миром (по В.В.Лебединскому с соавт.).

4. Понятие эмоционального стресса, фрустрации.

5. Особенность эмоциональных расстройств детского возраста.

6. Методы исследования эмоциональной сферы. Шкалы тревожности ( Дж. Тейлор,.Блейхер — Крук, Е.Ф.Рыбалко, Спилберга-Ханина, Филипса)

7. Методы исследования эмоциональной сферы. Шкалы депрессивности. ( Зунг, А.Б.Смулевич, Бек, MMPI)

8. Методы исследования эмоциональной сферы. Торонтская алекситимическая шкала.

 

Вопросы к практическому занятию для проведения собеседования по теме:

1. Основные параметры и функции эмоций.

2. Фазы развития стресса по Г.Селье и специфика эмоционального стресса.

3. Позитивные и негативные стороны срабатывания защитных механизмов.

4. Патологический и физиологический аффект.

5. Классификация эмоциональных расстройств.

6. Специфика проявления депрессии в детском возрасте.

7. Посттравматическое стрессовое расстройство

8. Эмоциональные расстройства, характерные для детского возраста.

9. Методы исследования эмоциональных нарушений.

10. Специфика расстройств эмоций при шизофрении у детей.

 

Практическое задание

.Пациент на приеме жалуется, что у него 1-2 раза в год наблюдаются изменения настроения. Иногда это мрачное настроение с нежеланием работать, хотя он и продолжает аккуратно ходить на работу. Иногда неожиданно появляется прилив энергии, хочется сделать многое. Берется за изучение двух иностранных языков, но спустя неделю все это проходит. В психиатрических больницах ни разу не лежал. Определите вид расстройства.

3 стр., 1297 слов

Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (психопатия)

Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (психопатии). Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте 1 Что такое психопатия? а) стойкие врожденные или приобретенные характерологические расстройства при общей сохранности интеллекта б) нестойкие врожденные или приобретенные характерологические расстройства при общей сохранности интеллекта в) стойкие врожденные или приобретенные ...

 

Раздел 3. Патопсихология личности.

Тема 3.1. Волевая регуляция поведения и ее расстройства.

Система психических свойств личности. Типологии характера. Акцентуации.

Волевые качества личности. Работы П.М.Якобсона, В.И.Гинецинского.

Гипобулии, абулия, акинезия. Гипербулия, формы гипербулических расстройств. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Парабулии. Формы парабулий: обсессивные влечения, компульсивные влечений, обсессивно-компульсивный синдром. Импульсивные влечения: пиромания, дромомания, дипсомания. Амбивалентность и амбитендентность по Е. Блейлеру. Кататонические проявления. Кататонический ступор, каталепсия. Кататонические симптомы. Гиперкинезы.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Подготовить сообщение по следующим темам:

1. Понятие личности в современной психологии.

2. Признаки свойств темперамента по В.М.Русалову.

3. Акцентуации характера в работах разных авторов.

4. Концепция развития характера К.Хорни.

5. Проблема системы ценностей человека в патопсихологическом контексте.

6. Психологические механизмы личностных расстройств.

 

Вопросы к практическому занятию для проведения собеседования по теме:

1. Принципы структурирования личности в процессе ее развития.

2. Авторские определения акцентуаций характера.

3. Основные волевые качества личности.

4. Основные механизмы нарушения волевой регуляции.

5. Обстоятельства проявления гипербулий у детей.

6. Варианты парабулий.

7. Сравнительная характеристика компульсивных и импульсивных влечений.

8. Виды гиперкинезов.

 

Практическое задание

Выделите симптомы маниакальной триады:

Повышение настроения, ускорение мышления, интенсификация деятельности, ускорение мышления, гипермнезия, булимия, гипермнезия, эйфория, гиперсексуальность.

 

 

Тема 3.2. Расстройства поведения. Психопатии и неврозы.

20 стр., 9765 слов

Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития

... свою очередь определяется особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития. Ряд нарушений наблюдается и в процессе формирования чувства языка. У детей с ЗПР период ... сада. Основные диагностические признаки ЗПР (клинико-психологические синдромы): А. Незрелость эмоционально-волевой сферы - синдром психического инфантилизма: 1) преобладание игровых интересов над ...

Понятие и признаки поведения. Нормы и девиации поведения. Аддиктивное и аутоагрессивное поведение. Виды аддикций. Варианты аутоагрессий. Психологические предпосылки суицидального поведения (Э.Дюркгейм, В.Д.Менделевич).

Формы суицидального поведения по А.Е.Личко. Классификация мотивов суицидального поведения В.А.Тихоненко.

Диссоциальные расстройства личности. Психопатии. Характеристики психопатий П.Б.Ганнушкина, О.В.Кербикова. Классификация по МКБ-10. Параноидное расстройство, шизоидное расстройство, диссоциальное, эиоционально-неустойчивое, истерическое, обсессивно-компульсивное (ананкастное) расстройство.

Неврозы. Характеристики психогенного нервно-психического расстройства. Работы Б.Д. Карвасарского, В.Н.Мясищева. Формы неврозов. Неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Подготовить сообщение по следующим темам:

1. Неврозы и их психологическая характеристика.

2. Различные подходы в литературе оценки психологических особенностей, формирующих аутоагрессивное поведение.

3. Гиперспособности, как фактор обуславливающий отклонения в поведении.

4. Роль социальной оценки в характеристике психопатий.

5. Характеристика различных типов конфликтов при разных формах неврозов (по В.Н.Мясищеву).

6. Психопатии и акцентуации характера в подростковом возрасте.

7. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме.

 

Вопросы к практическому занятию для проведения собеседования по теме:

1. Противоречивость определения понятия поведения.

2. Девиантное и делинквентное поведение

3. Наиболее распространенные виды аддикций.

4. Аутоагрессивное поведение.

5. Диссоциальные расстройства личности.

6. Характеристики психопатий по П.Б.Ганнушкину.

7. Квалификация психопатий по МКБ-10 по О.В.Керибикову

8. Эмоционально-волевые расстройства при разных вариантах психопатий.

9. Характеристика невроза как личностного расстройства.

10. Формы невротических конфликтов.

11. Особенности неврастенического невроза у детей.

 

Практическое задание

С детства я мечтала быть актрисой. Когда я была маленькой и приходили гости, я просила отца ставить меня на стул и рассказывала стихи, было приятно, когда на тебя смотрят. Стоило прочитать книгу, и я уже была главной героиней, говорила, как она, и представляла себя одетой, как она. Потом я подражала Пугачевой, могла петь как Патрисия Касс и читать стихи как Ахмадулина. В школе, если мне не говорили, что у меня что-то лучше чем у других, настроение портилось.

5 стр., 2395 слов

Основные симптомы и синдромы психических расстройств

Основные симптомы и синдромы психических расстройств. Термин "психическое расстройство" относится к огромному числу разных болезненных состояний. Чтобы научиться ориентироваться в них, понять их суть, воспользуемся опытом изложения учения об этих расстройствах, то есть психиатрии, в учебниках, предназначенных для специалистов. Изучение психиатрии (греч. psyche - душа, iateria - лечение) ...

Решите задачу, выделите симптоматику, определите расстройство.

 

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Согласно Рабочим учебным планам подготовки студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению 37.03.01 Психология профилю «Общая психология и психология личности» предусмотрено выполнение самостоятельных заданий. Для контроля при проведении практических (семинарских) занятий для студентов заочной формы обучения в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса преподавателем используются такие формы текущего контроля, как опросы и домашнее задание.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине реализуется в форме подготовки к семинарским занятиям.

Текущий контроль успеваемости осуществляется в рамках каждого семинарского (практического) занятия для своевременной диагностики и возможной корректировки уровня знаний, умений и навыков обучающихся.

Часть тем дисциплины передается студенту на самостоятельное изучение. Ниже приведены эти темы в разбивке по вопросам, представлены задания для самостоятельной работы и библиографический список для изучения каждой темы.

Для самопроверки можно использовать вопросы, которые сформулированы в разрезе каждой темы.

Раздел 1.Теоретические основы патопсихологии

Тема 1. 3. Основные патопсихологические синдромы

Понимание синдрома как патогенетически обусловленной общности симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных, взаимосвязанных. Проявления патогенеза болезни, последовательности ее этапов через выявление синдромов и их динамики. Патопсихологический диагноз как результат деятельности психолога в изучении психического состояния па­циента в целом, во взаимосвязанности всех компонентов его психической деятельности: познавательных, эмоциональных, мотивационно-волевых процессов, состояний и их свойств.

17 стр., 8374 слов

Исследование особенностей зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом

... курсовой работы: «Исследование особенностей зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ДЦП ... отношении преодоления психических и речевых расстройств. Ребёнок может научиться обслуживать себя, писать ... М.М. О формировании высшей нервной деятельности ребёнка./ М.М. Кольцова - М., ... литературы); - неэкспериментальные диагностические методы (метод наблюдения, метод беседы); - пакет ...

Особенности психического состояния, когнитивной сферы, речи, эмоциональной сферы мотивационно-потребностной сферы, внешнего вида испытуемого при патопсихологическом синдроме психотической дезорганизации, шизофреническом синдроме, аффективно-эндогенном синдроме, олигофреническом синдроме, экзогенно-органическом синдроме.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Подготовить сообщение по следующим темам:

 

1. Классификация патопсихологических синдромов, принципы их выделения.

2. Проблема синдромного анализа нарушений психической деятельности.

3. Формы и методы внебольничной психологической помощи пациентов.

4. Шизофренический регистр синдром

5. Аффективно-эндогенный синдром

6. Олигофренический синдром.

7. Эндогенно-органический синдром.

8. Экзогенно-органический синдром.

9. Личностно-аномальный синдром.

10. Психогенно-психотический синдром.

11. Психогенно-невротический синдром.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Классификация патопсихологических синдромов.

2. Особенности мотивационно-потребностной сферы при экзогенно- органическом синдроме,

3. Особенности эмоциональной сферы личностно-аномальном синдроме

4. Основные виды нарушений мышления, встречающиеся при олигофреническом и экзогенно-органическом синдроме.

5. Возможные трудности и ошибки в диагностике известных вам патопсихологических синдромов.

6. Особенности психического статуса больного при синдроме психотической дезорганизации

7. Особенности когнитивной сферы при психогенно-невротическом синдроме.

8. Особенности психического состояния при эндогенно-органическом синдроме.

9. Особенности речи при психогенно-психотическом синдроме

 

Раздел 2. Патопсихология психических процессов.

Тема 2.1. Сенсорные процессы и их расстройства.

Характеристика приемов и методов для исследования нарушений перцептивной деятельности у детей взрослых.

Виды нарушений перцептивной деятельности, влияние этих нарушений на психическую деятельность больного в целом. Методы исследования различных форм агнозий в нейропсихологии. Приемы исследования агнозий, псевдоагнозий при деменции, обмане чувств у больных с различными заболеваниями. Нарушений мотивационного компонента восприятия у взрослых: теоретические положения, методики, анализ результатов исследования. Характеристики методик, исследующих нарушения перцептивной деятельности взрослых и детей: направленность методик, показания к применению, особенности интерпретации.

Исследование нарушений перцептивной деятельности в детском возрасте: исследование зрительно-предметного восприятия, акустического гнозиса, оценка кожно-кинестетического восприятия, зрительного, зрительно-пространственного, тактильного гнозиса.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Подготовить сообщение по следующим темам:

1. Характеристика и классификация ощущений.

2. Ощущение как начальная форма психического

3. Характеристика основных свойств восприятия

4. Виды истинных агнозий. Псевдоагнозии.

5. Исходные признаки психосенсорных расстройств.

6. Эйдетические образы, их характеристика, отличие от галлюцинаций.

7. Особенности деперсонализационных расстройств у детей.

8. Методики исследования гностических расстройств.

 

Вопросы к практическому занятию для проведения собеседования по теме:

1. Процесс восприятия и его основные свойства.

2. Характеристика агнозий и их отличие от сенсорных расстройств.

3. Галлюцинации и псевдогаллюцинации.

4. Признаки аутопсихической деперсонализации

5. Происхождение и характеристика иллюзий.

6. Особенности деперсонализационных расстройств у детей

7. Методы исследования сенсорных и гностических расстройств.

 

Тема 2.2 . Расстройства памяти и диагностика.

Приемы и методы, используемые для исследования нарушений мнестической деятельности у детей и взрослых.

Специальная организация эксперимента, последовательность в предъявлении методик для исследование нарушений непосредственного и опосредованного запоминания у детей и взрослых. Нарушения динамики мнестической деятельности, ее мотивационного компонента. Характеристики методик, исследующих нарушения мнестической деятельности взрослых и детей: направленность методик, показания к применению, особенности интерпретации данных. Изучение психологических механизмов на­рушения мышления у детей, подростков и детей. Исследование нарушений мотивационного, операционального, динамического, оценочного компонентов мыслительной деятельности у взрослых и детей. Характеристики методик, исследующих нарушения мыслительной деятельности взрослых и детей: направленность методик, показания к применению, особенности интерпретации данных.

Особая организация эксперимента при исследовании возможностей мыслительной деятельности у больных с разной нозологией и в различном возрасте.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Подготовить сообщение по следующим темам:

1. Классификация памяти как свойства и как процесса.

2. Основные характеристики и качественные различия произвольного и непроизвольного внимания.

3. Основные причины расстройства памяти.

4. Формы амнезий, соответствующие различным психическим и соматическим заболеваниям.

5. Метод исследования памяти «Пиктограммы» (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)

6. Метод исследования памяти «методика парных ассоциаций» (М.Калкинс, В.М. Блейхер)

7. Метод исследования памяти «Воспроизведение рассказов» ( Н.А. Бернштейн, А.П. Бизюк, Н. Семаго, М.Семаго).

8. Методы исследования внимания, корректурная проба (Н. Семаго, М Семаго), методика Пьерона-Рузера.

9. Методы исследования внимания, методика Мюнстерберга, тест Рисса.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Содержание процессуальных составляющих памяти.

2. Основные причины расстройств памяти.

3. Количественные и качественные расстройства памяти.

4. Характеристики парамнезий

5. Корсаковский синдром

6. Методы исследования памяти.

7. Характеристики внимания, подвергающиеся изменениям вследствие психических расстройств.

8. Методы исследования расстройств внимания.

 

 

Основная учебная литература

1. Бизюк А.П. Патопсихология: краткий курс в контексте общей и клинической психологии. Учебное пособие/ Под ред.Л.М.Шипицыной.СПб.: Речь, 2010. 416с.

2. Исаев Е.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах [Текст]: учеб. пособие/ Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — 432 с.

3. Патопсихология: Теория и практика [Текст]: учебник/ Ред. И.Ю. Левченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с. — (Сер. Бакалавриат).

Дополнительная учебная литература

1. Бодалёв А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб., «Речь», 2003. – 440 с.

2. Психодиагностика школьников: тексты, тесты, пояснения [Текст]/Автор-сост. Г.И.Колесникова.-Ростовн-/д: «Феникс, 2009.-281с.-(Библиотека школьника).

3. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практической пособие [Текст]/Авт.-сост. Г.А.Шалимова.-М.:АРКТИ, 2006.-232с.-(Б-ка психолога-практика)

4. Свааб Дик. Мы- это наш мозг: От матки до Альцгеймера/Пер с нидерл. Д.В.Сильвестрова._ СПб.: Изд=во Ивана Лимбаха, 2014.-544.,ил.

5. Справочник практического психолога. Психодиагностика. [Текст]/Под. общ. ред. С.Т. Посоховой.- М.:АСТ; Спб.: Сова, 2006,-671с.

6. Лучинин А.С., Учебное пособие по психодиагностике [Электронный ресурс]./ А.С. Лучинин – Саратов 2012 г. Код доступа: //www.iprbookshop.ru/uchebnoe-posobie-po-psixodiagnostike.html

РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

 

Промежуточной аттестацией студентов по дисциплине «Основы патопсихологии», обучающихся по направлению 37.03.01 Психология магистерской программе «Общая психологи и психология личности» заочная форма обучения является зачет в третьем семестре.

Для подготовки к зачету необходимо осуществлять подготовку по всем указанным ниже вопросам.

Форма проведения – устная на основе билетов. Билет состоит из двух теоретических вопросов. Ответ должен быть полным, излагать теоретические основы поставленных в билете вопросов, особенности практического применения теоретических знаний по вопросам из билета и собственные выводы, наблюдения, рекомендации по применению теоретических знаний согласно вопросам.

Критерии оценки:

«Зачтено» — студент отвечает полно, излагает теоретические основы поставленных в билете вопросов, особенности практического применения теоретических знаний по вопросам из билета и собственные выводы, наблюдения, рекомендации по применению теоретических знаний согласно вопросам.

«Зачтено» — студент отвечает полно, излагает теоретические основы поставленных в билете вопросов, особенности практического применения теоретических знаний по вопросам из билета.

«Зачтено» — студент отвечает полно, излагает теоретические основы поставленных в билете вопросов.

«Не зачтено» — студент не может воспроизвести в полном или достаточном объеме теоретические основы поставленных в вопросах билетов.

 

Список вопросов для подготовки к зачету

1. Соотношение понятий «патопсихология», «психопатология», «специальная психология», «психиатрия» через различия в предмете, це­лях, задачах каждой из областей знаний и практической деятельности.

2. Специфические задачи патопсихологии, их решение в деятель­ности практического психолога.

3. Место патопсихологии в системе психологических наук, вклад патопсихологических исследований в изучение поведения человека.

4. Особенности объекта, предмета исследования, задач патопси­хологического исследования в детской патопсихологии как междисциплинарной области исследований.

5. Понятия нормы и патологии в патопсихологии.

6. Основные этапы становления теоретических и методологиче­ских основ отечественной патопсихологии, идеи распада и развития психики в работах отечественных ученых.

7. Примеры стратегии и так­тики патопсихологического исследования.

8. Понимание патопсихологического синдрома. Проявления патогенеза болезни, последовательности ее этапов через выявление синдромов и их динамики.

9. Патопсихологический диагноз как результат деятельности психолога в изучении психического состояния па­циента в целом, во взаимосвязанности всех компонентов его психической деятельности: познавательных, эмоциональных, мотивационно-волевых процессов, состояний и их свойств.

10. Этапы диагностической деятельности при формулировке патопсихологического диагноза.

11. Структура функционального диагноза в патопсихологии.

12. Роль психолога в раннем выявлении начальных проявлений психических заболеваний.

13. Особенности использования экспериментальных методик для исследования нарушений психической деятельности.

14. Специфика использования экспериментальных методик для исследования нарушений психической деятельности детей и подростков.

15. Требования к умениям специалиста и к условиям проведения патопсихологического исследования.

16. Особенности применения психологом метода сбора анамнестических данных. Виды и применение анамнестических сведений.

17. Эндогенные и экзогенные патопсихологические синдромы.

18. Приемы и методы исследования нарушений перцептив­ной деятельности в детском возрасте и у взрослых.

19. Определение понятий « ощущение» и «восприятие» Количественные и качественные расстройства чувствительности.

20. Расстройства восприятия. Дифференциальная диагностика галлюцинаций и псевдогаллюцинаций.

21. Методы исследования сенсорных и гностических расстройств.

22. Расстройства памяти. Корсаковский синдром.

23. Методики, исследующие нарушения мнестической деятельно­сти взрослых и детей: направленность методик, показания к применению, особенности интерпретации данных.

24. Характеристики внимания. Расстройства внимания.

25. Методы исследования расстройств внимания.

26. Нарушения темпа и качества мышления.

27. Расстройства мотивационного аспекта мышления.

28. Методы исследования мышления.

29. Эмоции, классификация эмоциональных состояний.

30. Расстройства эмоций. Физиологический и патологический аффект. Расстройства, специфические для детского возраста.

31. Маниакально-депрессивный синдром. Депрессия. Критерии, виды.

32. Методы исследования эмоциональной сферы.

33. Система психических свойств личности. Типологии характера.

34. Расстройства волевой регуляции поведения.

35. Расстройства поведения. Аддиктивное и аутоагрессивное поведения.

36. Психопатии. Диагностические критерии Ганнушкина.

37. Неврозы. Характеристики неврозов как личностных расстройств. Типы невротических конфликтов (по Мясищеву)

38. Сознание. Качественные и количественные расстройства сознания.

39. Расстройства самосознания. Соматоформные расстройства

40. Методы исследования личности и самосознания.

41. Способности и интеллект. Патопсихология интеллектуальной сферы.

42. Методы исследования интеллекта.

43. Особенности психического состояния, когнитивной сферы, речи, эмоциональной сферы мотивационно-потребностной сферы, внешнего вида испытуемого при различных патопсихологических синдромах.

44. Представленность патопсихологического симптомокомплекса в различной нозологии. Возможные трудности и ошибки в диагностике.

45. Психические нарушения при ЧМТ, сосудистых заболеваниях, опухолях мозга.