Эмоциональный интеллект 2

Cамарский государственный экономический университет. Заочный факультет. Кузнецов Михаил Сергеевич

Фамилия. Имя. Отчество студента.

Курс 3. Специальность менеджмент организации

Занимаемая должность ————————————————————-

Наименование предприятия ——————————————————

Контрольная работа № 3

По дисциплине Управление Человеческими Ресурсами

Дата получения работы деканатом ———————————————-

Дата сдачи работы на кафедру —————————————————

Дата рецензирования работы —————————————————-

Дата возвращения работы кафедрой в деканат ——————————

Самара. 2013 г.

Тема: Эмоциональный интеллект в Управлении Человеческими Ресурсами.

Содержание.

1.Введение

1.1 Понятие «эмоциональный интеллект»

1.2. Эмоциональная компетентность

1.3. Проблема развития эмоционального интеллекта

1.4. Модели эмоционального интеллекта

2.Основная часть.

2.1. Эмоциональный интеллект в бизнесе.

3.Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

В последнее время термин emotional intelligence — эмоциональный интеллект — пользуется все возрастающей популярностью, но в науке по-прежнему не существует четкого определения этого понятия. Впервые обозначение EQ — emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта — ввел в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он. В 1990 году Джон Мэйер и Питер Саловей ввели понятие «эмоционального интеллекта». Вместе с Дэниэлом Гоулманом, наиболее известным в нашей стране, эти ученые составляют «тройку лидеров» в исследованиях эмоционального интеллекта. Общее же количество ученых, занимающееся исследованиями в этой области, огромно. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть любую книгу Гоулмана и посмотреть, сколько страниц в конце занимают ссылки на проведенные исследования.

3 стр., 1107 слов

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ НА ТВОРЧЕСКОЕ И ...

... Работа заслушана (дата) Работа оценена: ______________________________________ (оценка, подпись преподавателя) 2015г. Содержание Стр. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы влияния эмоциональных ... которые, как предполагается, являются базовыми компонентами интеллекта. Согласно исследованию Л.Л.Терстоуна, такими способностями являются: ...

Сейчас в Интернете, по сведениям сайта EQToday можно найти 486 000 веб-страниц, посвященных этому явлению. Выпущены в свет тысячи книг и статей, многие уважаемые консалтинговые компании проводят тренинги по развитию эмоционального интеллекта, однако профессиональное психологическое сообщество все еще не может прийти к единому определению этого явления. Отсутствие общепризнанной точки зрения на эмоциональный интеллект приводит к тому, что каждый ученый, тренер, консультант транслирует свое собственное понимание вопроса, которое часто может не состыковываться с другими позициями.

Как и в случае со многими другими научными понятиями, ученые по-прежнему не могут договориться о том, что же такое эмоциональный интеллект. Существует большое количество определений эмоционального интеллекта. Рувен Бар-Он, автор аббревиатуры «EQ», например, определяет эмоциональный интеллект как «набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды». Дэниэл Гоулман — как «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими». Поскольку тренер является скорее практиком, а не ученым, я предпочитаю более короткое определение, с которым проще работать во время тренинга и которое, на мой взгляд, передает суть этого научного понятия. С моей точки зрения, эмоциональный интеллект — это способность осознавать свои эмоции и эмоции другого, способность управлять своими эмоциями и эмоциями другого и на этой основе строить наше взаимодействие.

Мы как также предпочитаем говорить об эмоциональной компетентности, а не об эмоциональном интеллекте. Высокий эмоциональный интеллект сам по себе может и не являться надежным предсказателем успешности в работе. Однако он служит основой для компетенций, которые необходимы для успеха.

1.1. Понятие «эмоциональный интеллект»

Важно обосновать использование понятия «эмоциональный интеллект». Речь идёт о способности распознавать, понимать и вызывать чувства и эмоции, что вполне можно отнести к интеллектуальной деятельности. С другой стороны эмоциональные реакции не менее важны для адаптации человека, чем умственная активность.

Хотя эмоциональное и рациональное обладает определенным сходством, мы можем определить и различия между ними по их проявлениям в характере взрослого человека, в котором рациональная и эмоциональная оценка ситуации нередко не просто отлична, но противоречива. Мы можем говорить о том, что в сознании происходит взаимопроникновение эмоционального и рационального как двух начал интеллектуального.

15 стр., 7478 слов

Интеллект: новый взгляд

... студентов с незначительными вариациями уровня интеллекта. Результаты данного исследования убедительно продемонстрировали отсутствие эффекта новизны в способности к различению. Кроме того, существует ... такое понятие, как психометрический интеллект, измеряемый обычными тестами IQ. Относительный ...

Изучение особенностей структуры, которую мы называем эмоциональным интеллектом, началось сравнительно недавно и не в нашей стране, поэтому русскоязычных материалов по теме сравнительно немного. Хотелось бы обратить на это внимание, поскольку иноязычность первоисточников всегда оставляет возможность для неоднозначного толкования.

В различных источниках английское emotional intelligence переводится неодинаково. Наряду с основным, мною будут использованы следующие варианты перевода: эмоциональное мышление, эмоциональная чувствительность, эмоциональное сознание, эмоциональный потенциал.

Использование такого варианта перевода как «эмоциональный интеллект» связывает EQ (emotionality quotient) с IQ. Естественным образом возникает вопрос, насколько обоснованно использование именно этого термина с учётом того, что речь идёт об эмоциях. Чтобы оценить терминологическую точность, необходимо иметь представление о том, какое смысловое содержание мы вкладываем в слова «эмоциональный интеллект» (это умение человека понимать и выражать свои чувства, а также понимать и вызывать чувства других людей).

Эмоции как проявления душевной жизни сами по себе с интеллектом связывать весьма рискованно, а вот управление эмоциями на сознательном уровне — деятельность, которая вполне может быть отнесена к интеллектуальной. Мы не можем не отметить, что в данном случае термин очень точно выражает суть феномена, который за ним предполагают.

Понятие «эмоциональный интеллект» было введено в 1990 году Джоном Майером и Питером Саловеем, которые описывали эмоциональный интеллект как разновидность социального интеллекта, затрагивающую способность отслеживать свои и чужие эмоции и чувства. Саловей и Майер положили начало исследовательской деятельности, направленной на изучение возможностей развития существенных составляющих эмоционального интеллекта и изучение их значения. К примеру, они обнаружили, что в группе людей, которые просматривают неприятный фильм, быстрее приходят в себя те, кто способен легко распознавать эмоции других (1995 г.).

В другом примере люди, которые легко распознавали эмоции других, лучше приспосабливались к изменениям в окружающей среде и строили поддерживающую их систему социальных отношений.

Саловей и Майер положили начало исследовательской деятельности, направленной на изучение особенностей эмоционального интеллекта, широкое же распространение понятие «эмоциональный интеллект» получило благодаря работам Дэниэла Гоулмена и Манфреда Ка де Ври.

В начале девяностых Дэниэл Гоулмен ознакомился с работой Саловея и Майера, что, в конечном счёте, привело к созданию книги «Эмоциональный интеллект». Гоулмен писал научные статьи для «Нью Йорк Таймс», его раздел был посвящен исследованиям поведения и мозга. Он выучился на психолога в Гарварде, где работал, среди прочих, с Дэвидом МакКлеландом. МакКлеланд в 1973 году был в группе исследователей, которые занимались проблемой следующего содержания: почему классические тесты познавательного интеллекта мало говорят нам о том, как стать успешным в жизни.

IQ не очень хорошо предсказывает качество выполнения работы. Хантер и Хантер в 1984 предположили, что между различными тестами IQ расхождение составляет порядка 25%.

24 стр., 11662 слов

Эмоции. Регуляторная функция эмоций

... меняющимся условиям среды. Неудовлетворенные потребности организма сопровождаются эмоцией, носящей неприятный характер. Удовлетворение потребности, сопровождается приятным эмоциональным переживанием. Возникновение положительных эмоций при удовлетворении потребности характеризует успех поиска для ...

Уэшлер предположил, что не-интеллектуальные способности являются неотъемлемой составляющей способности быть успешным в жизни. Уэшлер не был единственным исследователем, который предполагал, что не-когнитивные аспекты IQ важны для адаптации и успеха. Роберт Торндайк, возьмем другой пример, писал о социальном интеллекте в конце 30-х гг. К сожалению работы «пионеров» в этой области были главным образом забыты или просмотрены вплоть до 1983 года, когда Говард Гарднер начал писать о мультипликативном интеллекте. Он предположил, что внутриличностный и межличностный интеллект столько же важны, как и IQ, измеряемый с помощью IQ-тестов

Примером исследования ограничений IQ может служить 40-летнее лонгитюдное исследование 450 мальчиков из Соммервиля (Масачусес).

Две трети мальчиков были из благополучных семей, у одной трети интеллект был ниже 90. Однако IQ мало повлиял на качество выполнения ими работы. Наибольшие отличия были между теми людьми, которые в детстве хорошо справлялись с чувством неудовлетворённости, могли контролировать эмоции и обходиться без других людей.

Не следует забывать, что когнитивные и не-когнитивные способности тесно взаимосвязаны. Существуют исследования, предполагающие, что эмоциональные и социальные навыки помогают развить когнитивные. Примером такого исследования может служить исследование Шода, Мишеля и Пика (1990 г.), когда ребенку предлагалось либо съесть один кусочек мармелада, либо два в том случае, если он дождётся исследователя. Много лет спустя тестирование этих людей показало лучшее развитие наряду с эмоциональными и когнитивных способностей у тех, кто в детстве оказался способен дождаться исследователя.

Мартин Селиман (1995 г.) ввёл понятие «научный оптимизм» (learned optimism).

Он говорил о том, что оптимисты имеют тенденцию делать особенные, временные, внешние предположения о причинах того или иного события (удачи или неудачи, etc.), когда пессимисты склонны делать глобальные, постоянные, внутренние приписывания причин. Исследования Селимана показали, что начинающие менеджеры по продажам, настроенные оптимистично более эффективны (в процентном соотношении их доход на 37% выше, чем у «пессимистов»).

Практическая ценность эмоционального интеллекта тесно связана с областью, благодаря которой понятие получило широкое распространение – речь идет о теории лидерства. Однако нам эмоциональный интеллект может быть полезен и в рамках психотерапевтической практики. Может ли быть психолог психологом не имея при этом развитого эмоционального интеллекта?

 

1.2. Эмоциональная компетентность

Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их. Сходным образом, людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в работе.

Широкую популярность понятие эмоционального интеллекта приобрело благодаря Дэниэлу Гоулману, известному журналисту «New York Times», чья книга «Emotional Intelligence» произвела настоящий фурор в США 10 лет назад, в 1995 году. Как журналист, он сумел донести до общественности научную новинку с помощью своих книг и статей на эту тему.

5 стр., 2354 слов

Эмоции как аппарат оценок поведения интеллектуальных систем

... частности, человека), то для его адекватного адаптивного поведения важна еще как минимум эмоциональная сфера как эффективное средство обобщенной и быстрой оценки поведения ( хотя и огрубленной): ... условиями среды и реакциями системы. [Голицын и др., 1991]. Согласно этому принципу эмоции рассматриваются как средства оптимального управления поведением системы (субъекта), направляющих ее к достижению ...

На данный момент книга только в США продана тиражом свыше 5 млн. экз. и переведена на большинство языков мира. Чем же вызвана столь огромная популярность этой, казалось бы, тысячной книги типа «Как стать успешным»?

Весь двадцатый век прошел под эгидой «обычного» интеллекта, IQ. Именно на основании умственных и технических способностей оценивали перспективы человека на успех в жизни. Наши люди раньше американцев усомнились в правильности этой теории, задавая вопрос: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» Дэниэль Гоулман в своей книге представил данные исследований, согласно которым IQ в разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25%. Гоулман объясняет это тем, что для того, чтобы попасть в менеджеры, необходимо обладать определенным уровнем IQ. Он нужен вам для того, чтобы поступить в университет, например. Поэтому все менеджеры обладают определенным уровнем IQ. А для того, чтобы подниматься по карьерной лестнице, надо уже что-то другое. Когда в многочисленных исследованиях сравнивали, чем же лидеры-«звезды» отличаются от средненьких менеджеров, то исследования стали указывать на способности другого рода, связанные с пониманием и управлением эмоций. В Америке сейчас даже стало популярным такое высказывание: «IQ gets you hired, but EQ gets you promoted» (Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ — делаете карьеру).

Концепция эмоционального интеллекта — пожалуй, единственная теория в менеджменте, основанная на нейрофизиологии. Гоулман доступно объясняет, как миндалевидное тело — эмоциональный центр мозга — оказывает влияние на деятельность коры головного мозга, которая отвечает за логическое мышление.

Теория эмоционального интеллекта в первые месяцы ошеломила бизнесменов, опровергая одну из главных идей успеха в двадцатом веке: «Эмоциям не место на работе». В своей книге Гоулман убедительно доказывает, наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые сочетают разум и чувства. Именно люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше принимают решения, эффективнее действуют в критических ситуациях и лучше управляют своими подчиненными, что, соответственно, и способствует их росту по служебной лестнице.

Необходимо признать, что тема эмоций далеко не нова в научном мире. Еще за 100 лет до нашей эры философ Паблиус Сирус сказал: «Управляйте Вашими чувствами, пока Ваши чувства не начали управлять Вами», и в двадцатом веке исследованию эмоций было посвящено множество различного рода исследований. О взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер психики говорили Платон и Аристотель, известны также высказывания Л. С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта, но по-настоящему активное внимание эта тема привлекла в последнее десятилетие XX века. Это связано в первую очередь с тем, что на основе традиционных тестов интеллекта (IQ) оказалось невозможно предсказать успешность деятельности. Кроме того, в последние годы компании все большее внимание уделяют управлению нематериальными активами наряду с материальными. В этом контексте эмоции рассматриваются как часть интеллектуального капитала организации.

5 стр., 2306 слов

Понятие об интеллекте. Уровни его развития. Взаимосвязь интеллекта и творчества

... (7 – 16 лет), — интеллектуальный (после 16 лет). На эмоциональном этапе развития интеллект практически не развит. На социальном интеллект развит хорошо, но используется только при необходимости. На интеллектуальном ... среды, а открытие возможностей среды для адаптивных действий индивида в ней». М.К. Акимова и др. намечают два пути анализа практического интеллекта: изучение особенностей мышления ...

Что принципиально новое содержит в себе понятие «эмоциональный интеллект»?

В первую очередь, ответ кроется, собственно, в названии, а именно в сочетании слов «эмоциональный» и «интеллект». В бизнесе рациональная и аффективная сферы деятельности традиционно разделялись. Тем не менее, «эмоциональный интеллект» не является оксюмороном. Он подразумевает как возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую, мы можем действовать значительно более эффективно.

Вторым принципиально важным новым моментом в этом подходе является то, что эмоциональный интеллект позволяет управлять своими эмоциями. В парадигме традиционной психологии возникновением эмоций управлять невозможно, поскольку этот процесс непосредственно связан с физиологией. Казалось бы, в этом случае и самими эмоциями управлять нельзя. Привлекательность подхода эмоционального интеллекта заключается в том, что управление эмоциями — это навык, который можно нарабатывать и развивать, что на данный момент подтверждается данными научных исследований в США и Европе.

 

1.3. Проблема развития эмоционального интеллекта

Проанализировав свое поведение в области советов и напутствий, учтя освоенную информацию, я дала себе установку: отныне никаких пожеланий близким с частицей “не” — только позитив. Казалось бы, что может быть проще? А вы попробуйте! Вместо “не потеряй ключи” — сохрани, принеси домой или дверь откроешь сам… Вместо “не разбей вазу” — донеси ее целой, будь аккуратнее или поставь ее в сервант? Придется расширить используемый запас слов и полистать словарь антонимов…

Но оказалось, самая большая проблема кроется не в нехватке нужных слов, а в укоренившейся привычке в подобных ситуациях произносить именно так, а не иначе.

Есть хороший способ, который рекомендуется для борьбы со словами-паразитами:

Шаг 1. Слушать себя и замечать ошибки (начал слышать — процесс исправления пошел).

Шаг 2. За каждое неправильное слово нужно произнести слово-наказание (оно может быть любым — от “мяу” до “извините”).

Второй пункт данного рецепта в моем случае я преобразовала в обязательство повторять всю фразу в переделанном варианте, не содержащем отрицательной частицы “не”.

1 стр., 441 слов

Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый ...

... Вялый. Скудные ресурсы энергии. 2. Ужасно утомлен. Почти изнурен и практически не способен к действию. Почти не осталось запасов энергии. 1. Абсолютно выдохся. Не ... способен даже к самому незначительному усилию. «Приподнятость — подавленность» 10. Сильный подъем, восторженное веселье. ...

Так вот, мне понадобилось почти два (!) года для того, чтобы научиться на автомате все произносимые мной напутствия сразу формулировать в позитивном виде.

Почему я так подробно остановилась на разборе этого примера? Он очень хорошо иллюстрирует тему нашего обсуждения — развитие эмоционального интеллекта (ЭИ).

Обнаружить проблему — захотеть ее изменить — постоянно и настойчиво работать, используя любую возможность. При этом следует помнить, что изменения навыков эмоционального сознания не происходят быстро: если для освоения дополнительной информации вам может хватить нескольких дней, то изменение одной эмоциональной реакции с привычной, закрепленной годами на новую потребует многих месяцев.

Итак, чтобы добиться успеха в развитии собственного ЭИ, надо учитывать три главных правила.

1. Имеющегося начального уровня ЭИ должно быть достаточно, чтобы критически оценить его реальное состояние и заметить ту область, где есть пробелы.

2. Желание изменить (развить) определенную составляющую ЭИ должно быть искренним и осознанным.

3. Для развития навыков ЭИ нужно использовать любую возможность, делать это все время, не ограничиваясь только периодом работы или нахождением в офисных условиях. При этом надо понимать, что требуемое время для приобретения новых способностей ЭИ на несколько порядков больше, чем для освоения любых технологичных компетенций.

Давайте разберем эти правила на примере, относящемся к развитию конкретной составляющей ЭИ — самоконтроля. Предположим, что вам не нравится ваша несдержанность при управлении своими эмоциями. Как вы это установили? Например, проанализировав ход своей жизни, вы обнаружили, что допускаемая вами реакция на высказывания окружающих не способствует вашему успеху ни в карьере, ни в личной жизни (таким образом, реализовано первое правило).

Вас это не устраивает, и вы искренне желаете изменить свое поведение в эмоциональной области (сработало второе правило).

Приступаем непосредственно к реализации третьего пункта. Выберите конкретные ситуации в каждой сфере своей жизни. Например:

· я часто выхожу из себя, когда начальник говорит, что сотрудники моего отдела не справляются со своими обязанностями;

· я очень раздражаюсь, когда подчиненные не понимают сразу моих объяснений и не могут ответить на простые вопросы;

· я злюсь, когда мама критикует мои методы воспитания детей;

· я бешусь, когда мне грубит продавщица в магазине.

Каждая из приведенных ситуаций (назовем их контрольными) вам хорошо знакома, а значит, вы можете вспомнить со всеми подробностями, из-за чего возникает раздражение, как развивается разговор и почему конкретно вас не устраивает полученный результат.

Проанализировав всё перечисленное, вы должны:

· обозначить признаки начала каждой контрольной ситуации;

· наметить цель или описать такое развитие разговора, которое будет благоприятным для вас (или ваших окружающих), вашего успеха;

· придумать конкретные действия, фразы, которые с наибольшей вероятностью приведут каждый случай к нужному вам результату.

2 стр., 740 слов

Презентация на тему: ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

... ДИССОНАНСА С. Шехтер, раскрыл роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивнофизиологической. К разряду когнитивистских может ... затем, как их следствие, возникает сама эмоция. ТЕОРИЯ КЕННОНА-БАРДА Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов высказал У. Кэннон. Самым сильным ...

Очень важно, чтобы в вашем сознании были точно определены все известные вам приметы начала контрольной ситуации. Образно говоря, обнесите их указателями, сделайте так, чтобы в критический момент в мозгу зажигалась надпись: “Внимание! Ситуация 1, подготовились к варианту А!”.

Если вы хотите, чтобы результат изменений проявился как можно раньше, то упражняйтесь везде, используйте любую возможность дома, на работе, при общении с посторонними.

Эффективность преобразований повышает и выполнение данного себе обязательства: если не получилось сделать правильно, нельзя оставлять ситуацию без изменений, нужно либо исправлять, либо извиняться, либо “лишать себя сладкого”.

Приведенные принципы можно применять для развития любой составляющей ЭИ. На Западе существуют специальные курсы для этого. Продолжительность таких программ развития ЭИ, по мнению Рейвена Бар-Она (именно он впервые ввел обозначение EQ — Emotional Quotient, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта), должна занимать не менее шести месяцев.

Пока я не слышала о подобных курсах в России, но ясно, что не каждый сможет позволить себе такое удовольствие. А совершенствоваться хочется, а успех нужен. Его достижение без развитого ЭИ очень затратно, некоторые психологи утверждают, что невозможно.

Поэтому в дополнение к трем правилам развития ЭИ, озвученным выше, приведу принципы составления программы самоуправляемого обучения. Они, собственно, заключены в определении “самоуправляемое”.

Почему самоуправляемое?

· САМОУПРАВЛЯЕМОЕ потому, что в намеченной программе преобразований будут присутствовать только те качества, которые вы сами искренне и осознанно хотите у себя видеть. Это не те ваши недостатки, на которые вам указал руководитель или близкий человек, если вы с ним не согласились или считаете, что они не главные. Это не то, что надо делать, а то, чего вы по-настоящему хотите достичь;

· САМОУПРАВЛЯЕМОЕ потому, что вы будете использовать любую возможность, развиваться постоянно, не ограничиваясь только периодом работы или нахождением дома;

· САМОУПРАВЛЯЕМОЕ потому, что анализ самого себя, то есть своих качеств, вы будете периодически проводить заново, чтобы постоянно уточнять свою программу развития.

Так вот, если вы действительно хотите развивать свой ЭИ, то запомните приведенные здесь правила, вооружитесь терпением и непреклонным намерением измениться. Будьте уверенными в удаче, и у вас непременно получится всё, что вы наметили!

А когда достигнете нужного результата, позвоните близкому человеку и посидите с ним вечером в том кафе на углу, за дальним столиком — помните?

Хотя сфера моих интересов и лежит в сфере психоанализа и глубинной психологии, некоторые психологические темы кажутся мне интересными, одна из таких тем — эмоциональный интеллект — одна из последних теорий лидерства.

Менеджмент предлагает для разрешения проблемы лидерства множество концепций, но ни одна из них до сих пор не была в достаточной мере универсальной. В этом смысле концепция эмоционального интеллекта на сегодняшний день представляет собой один из самых эффективных инструментов для нахождения решений в вопросах лидерства. Кроме того, она даёт возможность развивать лидерские качества людям, которым их не хватает.

Эмоциональный интеллект тесно связан с такими характерными для психологии понятиями, как эмпатия и алекситимия, поэтому по праву может считаться относящимся к сфере вопросов психологии (в данной статье будет раскрыт характер взаимодействия этих понятий между собой).

Лидерские качества проявляются не только в экономических отношениях, но и в любых человеческих взаимоотношениях. Универсальная концепция, позволяющая объяснить механизмы лидерства в любой или практически в любой среде, даёт нам широчайшие возможности для исследования разнообразных межличностных взаимодействий и вместе с тем для изучения отдельной личности, обладающей определенным набором лидерских качеств.

1.4. Модели эмоционального интеллекта

 

Сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалась такими авторами, как Эдуард Торндайк, Джой Гилфорд, Ганс Айзенк. В развитии когнитивной науки в определенный период времени слишком много внимания уделялось информационным, «компьютерообразным» моделям интеллекта, а аффективная составляющая мышления, по крайней мере, в западной психологии, отошла на дальний план.

Понятие социального интеллекта как раз и явилось звеном, связывающим воедино аффективную и когнитивную стороны процесса познания. В сфере социального интеллекта вырабатывался подход, понимающий познание человека не как «вычислительную машину», а как когнитивно-эмоциональный процесс.

Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. После того, как Абрахам Маслоу в 50-х годах ввел понятие самоактуализации, в западной психологии случился «гуманистический бум», который породил серьезные интегральные исследования личности, объединяющие когнитивные и аффективные стороны человеческой природы.

Один из исследователей гуманистической волны Питер Салоуэй в 1990 году выпустил статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большинства в профессиональном сообществе, стала первой публикацией на эту тему. Он писал, что последние несколько десятков лет представления и об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни.

Салоуэй и его соавтор Джон Майер определяют эмоциональный интеллект как «способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов». Другими словами, эмоциональный интеллект, по их мнению, включает в себя 4 части: 1) способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека); 2) способность направлять свои эмоции в помощь разуму; 3) способность понимать, что выражает та или иная эмоция; 4) способность управлять эмоциями.

Как позже написал коллега Салоуэя Девид Карузо, «очень важно понимать, что эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».

В сентябре 1997 года была организована ассоциация «6 секунд» с целью поддержать исследования по эмоциональному интеллекту и обеспечить перенос их результатов в практику («6 секунд» проводят тренинги и группы развития, чтобы улучшить эмоциональный климат в семьях, школах и организациях).

Они предлагают свое понимание этого явления, основанное на практике: «способность получить оптимальный результат в отношениях с собой и другими людьми». Как видно, определение с широкими возможностями для трактовки. Варианты возможны как в сторону гуманизма и повышения градуса взаимопонимания, так и в сторону манипуляций с целью получения личной выгоды. В любом случае, «6 секунд» понимают эмоциональный интеллект с чисто прагматической точки зрения.

Ревен Бар-Он предлагает похожую модель. Эмоциональный интеллект в трактовке Бар-Она это все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями.

Развитие моделей эмоционального интеллекта можно представить, как континуум между аффектом и интеллектом. Исторически первой стала работа Салоуэя и Майера, и она включала в себя только познавательные способности, связанные с переработкой информации об эмоциях. Затем определился сдвиг в трактовке к усилению роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции стала модель Бар-Она, который вообще отказался относить к эмоциональному интеллекту познавательные способности. Правда в таком случае «эмоциональный интеллект» превращается в красивую художественную метафору, так как, все-таки, слово «интеллект» направляет трактовку явления в русло когнитивных процессов. Если же «эмоциональный интеллект» трактовать как исключительно личностную характеристику, то становится необоснованным само использование термина «интеллект».

Модель эмоционального интеллекта Дэниэля Гоулмана

Эмоциональное самосознание. Лидеры с высоким эмоциональным самосознанием прислушиваются к своим внутренним ощущениям и осознают воздействие своих чувств на собственное психологическое состояние и рабочие показатели. Они чутко улавливают свои главные ценности и часто способны интуитивно выбрать лучший способ поведения в сложной ситуации, воспринимая благодаря своему чутью картину в целом. Лидеры, наделенные развитым эмоциональным самосознанием, часто бывают справедливыми и искренними, способными открыто говорить о своих чувствах и верящими в свой идеал.

Точная самооценка. Лидеры с высокой самооценкой обычно знают свои сильные стороны и осознают пределы своих возможностей. Они относятся к себе с юмором, с готовностью обучаются навыкам, которыми плохо владеют, и приветствуют конструктивную критику и отзывы о своей работе. Руководители с адекватной самооценкой знают, когда нужно попросить помощи и на чем следует акцентировать внимание при выработке новых лидерских качеств.

Контроль

Уверенность в себе. Точное знание своих способностей позволяет лидерам полноценно использовать свои сильные стороны. Уверенные в себе лидеры с радостью берутся за трудные задачи. Такие руководители не теряют ощущения реальности, обладают чувством собственного достоинства, которое выделят их на фоне групп

Обуздание эмоций. Лидеры, обладающие этим навыком, находят способы контролировать свои разрушительные эмоции и импульсы и даже использовать их на пользу делу. Воплощением руководителя, способного управлять своими чувствами, является лидер, сохраняющий спокойствие и рассудительность даже в условиях сильного стресса или во время кризиса — он остается невозмутимым даже в том случае, когда сталкивается с проблематичной ситуацией.

Открытость. Лидеры, которые откровенны с собой и окружающими, живут в согласии со своими ценностями. Открытость — искреннее выражение своих чувств и убеждений — способствует честным отношениям. Такие лидеры открыто признают свои ошибки и неудачи и, не закрывая на это глаза, борются с неэтичным поведением других.

Адаптивность. Лидеры, обладающие адаптивностью, способны ловко расправляться с многообразными требованиями, не теряя сосредоточенности и энергии, и чувствуют себя комфортно в неизбежно полной неопределенностей организационной жизни. Такие руководители гибко приспосабливаются к очередным сложностям, ловко подстраиваются под меняющуюся ситуацию и чужды косности мышления перед лицом новых данных и обстоятельств.

Воля к победе. Лидеры, которые обладают этим качеством, ориентируются на высокие личные стандарты, заставляющие их постоянно стремиться к совершенствованию — повышению качества собственной работы и эффективности деятельности подчиненных. Они прагматичны, ставят перед собой не особенно высокие, но требующие усилий цели, и способны рассчитать риск так, чтобы цели эти были достижимыми. Признаком воли к победе является постоянное желание учиться самому и обучать других приемам более эффективной работы.

Инициативность. Лидеры, чувствующие, что необходимо для эффективности, т. е. убежденные, что держат удачу за хвост, отличаются инициативностью. Они используют благоприятные возможности — или сами их создают, — а не просто сидят у моря и ждут погоды. Такой лидер, не колеблясь, нарушит или как минимум обойдет правила, если это необходимо для будущего. Оптимизм. Лидер, который заряжен оптимизмом, найдет способ выкрутиться из трудных обстоятельств, он увидит в создавшейся ситуации благоприятную возможность, а не угрозу. Такой руководитель позитивно воспринимает других людей, ожидая от них самых лучших проявлений. Благодаря их мировоззрению (для них, как известно, «стакан наполовину полон») они воспринимают все грядущие перемены как изменения к лучшему.

Социальная чуткость

Сопереживание. Лидеры, обладающие способностью прислушиваться к чужим переживаниям, умеют настроиться на широкий диапазон эмоциональных сигналов. Это качество позволяет им понимать невысказанные чувства как отдельных людей, так и целых групп. Такие лидеры участливо относятся к окружающим и способны мысленно встать на место другого человека. Благодаря такой эмпатии лидер прекрасно ладит с людьми из различных социальных слоев или даже других культур.

Деловая осведомленность. Лидеры, остро чувствующие все движения организационной жизни, часто политически проницательны, способны выявлять важнейшие социальные взаимодействия и разбираться в тонкостях властной иерархии. Такие руководители обычно понимают, какие политические силы действуют в организации и какие руководящие ценности и негласные правила определяют поведение ее сотрудников.

Предупредительность. Лидеры, наделенные этой способностью, стремятся создать в организации такой эмоциональный климат, чтобы сотрудники, непосредственно общающиеся с клиентами и покупателями, всегда поддерживали с ними нужные отношения. Такие руководители внимательно отслеживают, насколько удовлетворены их клиенты, желая убедиться, что те получили все необходимое. Сами они тоже всегда готовы общаться со всеми желающими.

Управление отношениями

Воодушевление. Лидеры с такими навыками умеют вызвать у сотрудников отклик и одновременно увлечь их привлекательным образом будущего или общей миссией. Такие руководители лично подают подчиненным пример желаемого поведения и способны отчетливо изложить общую миссию так, чтобы воодушевить остальных. Они ставят цель, выходящую за рамки повседневных задач, и тем самым делают работу сотрудников более одухотворенной.

Влияние. Признаки способности оказывать влияние на людей многообразны: от умения выбрать верный тон при обращении к конкретному слушателю до способности привлечь на свою сторону заинтересованных лиц и добиться массовой поддержки своей инициативы. Когда лидеры, владеющие этим навыком, обращаются к группе, они неизменно убедительны и обаятельны.

Помощь в самосовершенствовании. Лидеры, имеющие опыт развития человеческих способностей, проявляют неподдельный интерес к тем, кому они помогают совершенствоваться, — видят их цели, достоинства и недостатки. Такие руководители способны своевременно дать своим подопечным ценный совет. Они от природы хорошие учителя и наставники.

Содействие изменениям. Лидеры, которые умеют инициировать преобразования, способны разглядеть необходимость в изменениях, бросить вызов установившемуся порядку вещей и отстаивать новый. Они могут убедительно выступать в защиту преобразований даже перед лицом оппозиции, приводя веские доводы в пользу необходимости перемен. Они умеют находить практические способы преодоления препятствий, стоящих у них на пути.

Урегулирование конфликтов. Лидеры, которые искусно улаживают разногласия, умеют вызвать на откровенный разговор конфликтующие стороны; они способны понять разные мнения и затем нащупать точку соприкосновения — идеал, который смогут разделить все. ни выводят конфликт на поверхность, принимают чувства и позиции всех его участников, а затем направляют эту энергию в русло общего идеала.

Командная работа и сотрудничество. Лидеры, которых можно назвать великолепными командными игроками, создают в организации атмосферу общности и сами подают пример уважительного, отзывчивого и товарищеского отношения к людям. Они вовлекают остальных в активное, азартное стремление к общим идеалам, укрепляют моральный дух и чувство единства коллектива. Они не жалеют времени на создание и скрепление тесных человеческих отношений, не ограничиваясь рамками рабочей обстановки.

Модель эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она

Внутриличностная сфера

Внутриличностная сфера касается нашей способности понимать себя и управлять собой.

Самоанализ — способность распознавать, что вы чувствуете и почему вы это чувствуете, и осознавать действие, которое ваше поведение производит на окружающих;

Ассертивность (самоутверждение) — способность открыто выражать свои мысли и чувства, быть твердым и защищать свою точку зрения;

Независимость — способность направлять и контролировать себя, стоять на своих ногах;

Самоуважение — способность признавать свои сильные и слабые стороны и быть хорошего мнения о себе, несмотря на слабости;

Самореализация — способность реализовать свой потенциал и быть удовлетворенным своими достижениями на работе и в личной жизни.

Межличностная сфера

Межличностная сфера касается ваших «общественных навыков» — вашей способности взаимодействовать и ладить с другими.

Эмпатия — это способность понимать, что другие люди могут чувствовать и думать.

Социальная Ответственность — это способность сотрудничать с другими людьми и быть полезным членом своей социальной группы.

Межличностные Отношения — это умение завязывать и поддерживать отношения, которые взаимно благотворны и отмечены способностью к компромиссам и чувству социальной близости.

Адаптивность

Сфера Приспособляемости (Адаптивности) включает в себя вашу способность быть гибким и реалистичным и решать ряд проблем по мере их возникновения.

Понимание (Адекватная оценка) Действительности — способность видеть вещи такими, какими они на самом деле являются, а не такими, как вам хочется их видеть, или такими, какими вы их боитесь;

Гибкость — способность согласовывать свои чувства, мысли и действия с изменяющимся условиями;

Умение Решать Проблемы — способность определить проблему и затем перейти к созданию и выполнению эффективного, подходящего решения

Управление стрессом

Сфера Умения Справиться со Стрессом касается вашей способности выдерживать стресс и контролировать свои импульсы.

Переносимость Стресса — способность оставаться спокойным и сосредоточенным, конструктивно противостоять неблагоприятным событиям и противоречивым эмоциям, не сдаваясь;

Контроль над Импульсами — способность сопротивляться искушению или отложить порыв к немедленному действию.

Общее настроение

Оптимизм — это способность поддерживать реалистичную положительную установку, особенно при неблагоприятных обстоятельствах;

Счастье (Happiness— способность быть довольным жизнью, доставлять удовольствие себе и другим и с энтузиазмом и радостью предаваться ряду увлечений. (Английские слова happy, happiness не слишком соответствуют русским понятиям счастье, счастливое состояние, как видно хотя бы из только что приведенного определения.)

Модель эмоционального интеллекта Майера и Сэловея

 Точность оценки и выражения эмоций. Эмоции являются для нас сигналом о важных событиях, которые происходят в нашем мире, будь это внутренний мир или внешний. Важно точно понимать как свои эмоции, так и эмоции, которые испытывают другие люди. Это умение представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению. Кроме того, оно включает в себя и способность точно выражать свои эмоции потребности, связанные с ними, другим людям.

1. Использование эмоций в мыслительной деятельности. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о чем мы думаем. Эмоции направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определенным действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Эта способность помогает понять, как можно думать более эффективно, используя эмоции. Управляя эмоцией, человек может и свое восприятие, видеть мир под разным углом и более эффективно решать проблемы.

2. Понимание эмоций. Эмоции — не случайные события. Их вызывают определенные причины, они меняются по определенным правилам. Эта способность отражает умение определить источник эмоций, классифицировать эмоции, распознавать связи между словами и эмоциями, интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений, понимать сложные (амбивалентные) чувства, осознавать переходы от одной эмоции к другой и возможное дальнейшее развитие эмоции.

3. Управление эмоциями. Поскольку эмоции содержат информацию и влияют на мышление, имеет смысл принимать их во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения. Для этого необходимо принимать эмоции вне зависимости от того, являются ли они желаемыми или нет, и выбирать стратегии поведения с их учетом. Эта способность относится к умению использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.

Таким образом, мы постарались составить краткое обозрение взглядов современной психологии на эмоциональный интеллект и описать способы его диагностики. Конечно, эта статья не претендует на полное описание проблемы, но вполне может рассматриваться, как стартовая площадка для более глубокого поиска.

Итак, если обобщить все вышесказанное, получается, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.

6. Эмоциональный интеллект в бизнесе

6. Эмоциональный интеллект в бизнесе.

 В последнее время модно говорить о том, что эмоциональный интеллект в два раза важнее для успеха в менеджменте, чем общий интеллект (Goleman D, 1998).

Слово «emotion» происходит от латинского «motere», что означает «двигать». По мнению Ка де Ври, тема эмоций попадает на первые страницы деловых изданий именно благодаря рассказам о том, как эмоции «продвинули» людей, стали ведущим фактором успеха . 

Еще в 1912 г. немецкий психолог Вильям Штерн предложил измерять интеллектуальные способности человека с помощью теперь уже широко известного коэффициента IQ. Спустя 83 года Даниел Гоулман произвел настоящий фурор, заявив, что более важную роль, чем IQ, играет коэффициент EQ — эмоциональный показатель интеллекта, поскольку контроль над собственными эмоциями и способность правильно воспринимать чужие чувства характеризуют интеллект точнее, чем способность логически мыслить. Согласно его исследованиям (1998) для эффективности управленческой работы EQ имеет решающее значение — ее успех на 85% определяется этим коэффициентом и только на 15% он определяется с помощью IQ.

Сопоставление зон влияния EQ и IQ приведено в таблице.

Таблица. Зоны влияния EQ и IQ

IQ

EQ

Правда

Вера

Факты

Чувства

Контракты

Контакты

Закон

Справедливость

Советы себе

Осознанность других

Свои выводы

Понимание других

Свои знания

Выражение других

Говорить

Спрашивать

Толкать

Тянуть

Еще раз вспомним что такое «Эмоциональный интеллект».

Эмоциональный интеллект – это способность воспринимать чужие и собственные эмоции как ценные сигналы, управлять эмоциональными потоками и собственной мотивацией с целью повышения индивидуальной эффективности и эффективности организации.  Эмоциональный интеллект позволяет принимать решения и эффективно управлять на основе рационального использования внешне неупорядоченных сигналов эмоциональной среды. 

Эмоциональные ресурсы организации  Эмоциональная среда организации – это эмоции и эмоциональные отношения, которые возникают у людей в процессе работы в организации. Эмоции и эмоциональные отношения имеют энергетическое, ценностное, информационное и мотивирующее значения, поэтому их можно рассматривать как ресурсы. Для того, чтобы эти ресурсы работали, необходимо управлять ими. 

Функционирование организаций протекает в жестких современных условиях, которые характеризуются высокой степенью конкуренции и изменчивости. На сегодняшний день первостепенную важность приобретают не сырьевые ресурсы, а интеллектуальные. От умения грамотно ими распорядиться зависит успех компании, ее прибыль и возможность дальнейшего развития. Одним из таких ресурсов выступают человеческие ресурсы – специфический и важнейший из всех видов экономических ресурсов.

Специфика эффективного управления человеческими ресурсами заключается в том, что необходимо учитывать социально-психологические потребности и свойства личности в процессе трудовой деятельности. Зачастую подходы, основанные на традиционном экономическом стимулировании, не только не срабатывают, но и приводят к снижению результата. Сегодня большинству работников компаний все чаще приходится сталкиваться с задачами, решение которых далеко не очевидно, найти его можно, лишь отказавшись от привычных схем и взглянув на проблему в новом ракурсе [7].

Таким образом, усиливается роль психологических методов управления персоналом, основанных на изучении параметров психологического портрета личности и принятии решений с учетом этих параметров.

Достаточно новым и нестандартным подходом является эмоциональный менеджмент человеческих ресурсов. Эмоциональный менеджмент – это система комплексного воздействия управляющей подсистемы на управляемую, направленная на создание нового качества жизни и труда субъектов деятельности, психологического благополучия личности, в основе которого лежит комфортное состояние коллектива предприятия и отдельных работников. Целью эмоционального менеджмента является реализация стратегий развития предприятий, повышение их конкурентоспособности на основе механизма подкрепления и стимулирования деятельности работников, формирования положительных эмоций у отдельных работников и в целом у коллектива, обеспечения позитивного состояния социума, устранение и профилактики деструктивных воздействий.

Направленность целого ряда научных дисциплин, в том числе и психологии профессиональной деятельности, особенно в последние годы, обращена к изучению эмоциональных ресурсов и эмоциональной среды организации. Концепция эмоционального менеджмента продолжает активно развиваться. Актуальные научные исследования в этой области расширяют управленческий инструментарий для достижения успеха в профессиональной деятельности.

Эмоциональная среда организации представляет собой непосредственно эмоции и эмоциональные отношения, которые возникают у людей в процессе работы в организации.

Эмоции и эмоциональные отношения имеют энергетическое, ценностное, информационное и мотивирующее значения, поэтому их можно рассматривать как ресурсы.

Энергетический ресурс эмоций. Эмоции и эмоциональные отношения дают энергию, причем характеристика этой энергии различна, в зависимости от характера эмоций. Энергия одних эмоций может быть использована организацией, энергия других должна быть нейтрализована или преобразована.

Ценностный ресурс эмоций. Эмоции и эмоциональные отношения представляют для людей определенную ценность, они обладают валентностью. Люди ценят некоторые свои эмоции, а от некоторых хотели бы избавиться. Парадокс состоит в том, что люди ценят организацию не только за положительные, но и за определенные отрицательные эмоции.

Информационный ресурс эмоций. Эмоции несут в себе определенную информацию.

Мотивационный ресурс эмоций. Эмоции являются важнейшими мотивами деятельности или бездействия, которые могут и должны регулироваться и использоваться организацией.

Рассматривая роль и значение эмоций в процессе трудовой деятельности, можно сделать вывод, что эмоциональные явления напрямую влияют на микроклимат организации, производительность труда, степень конфликтности и эффективность принятия решений и, самое главное, на здоровье самих субъектов трудового процесса. Многими учеными отмечена такая важная функция эмоций, как сигнализирование о пользе или вреде для организма индивида того или иного явления. Эта оценка событий выступает первичной, предшествуя более развернутой, логической, осознанной оценке [8, с.10].

Игнорирование и подавление собственных эмоциональных сигналов и эмоций сотрудников чревато весьма негативными последствиями:

• появление и возрастание числа психосоматических заболеваний. Согласно современным представлениям и исследованиям, одним из важных факторов психосоматических заболеваний являются подавленные, неотреагированные во внешнем плане эмоции;

• появление и развитие тяжелых душевных состояний – тревоги, страха, тоски, депрессивных расстройств, негативно влияющих на все сферы человеческой жизни;

• возрастание эмоциональных «взрывов» и конфликтов. Такая ситуация приводит к нездоровому психологическому климату в рабочем коллективе и, как следствие, к низкой эффективности труда;

• появление состояния неудовлетворенности собой и окружающими, трудности с установлением доверительных отношений. Все это мешает раскрыться потенциалу личности на работе, использовать ее ресурсы и развить профессиональные навыки.

Эмоциональные переживания всегда сопровождаются более или менее глубокими изменениями в деятельности нервной системы, в состоянии сердечной деятельности, дыхания, желез внутренней секреции, мышечной системы и т.д. Под воздействием эмоций меняется голос человека, выражение глаз, окраска кожи. Эмоции способны охватывать своим влиянием весь человеческий организм, дезорганизовать или, напротив, улучшать его деятельность. Сильные и длительные «отрицательные» эмоции (в том числе и долго сдерживаемая злость) приводят к патологическим изменениям в организме: язвенной болезни, дискинезии желчных путей, заболеваниям выделительных систем, гипертонии, сердечному приступу, инсульту, развитию различного рода новообразований и др.

Безусловно, значимую роль в реализации эффективного эмоционального менеджмента играет субъект руководства. Для современных бизнес-организаций крайне необходимо, чтобы руководители обладали высокой эмоциональной компетентностью, т.е. умели точно распознавать, оценивать и управлять эмоциями, извлекать информацию из эмоциональных сигналов персонала, создавать такую организационную культуру, которая порождала бы в сотрудниках состояния, необходимые для эффективной деятельности. Как отмечают ученые, в последнее десятилетие в психологии менеджмента отмечается необходимость эмоционально-волевой регуляции управленческой деятельности. В литературе подчеркивается эмоциогенный характер этого вида деятельности, вызванный стрессогенностью, высокой степенью ответственности, интенсивными межличностными отношениями, что требует эффективной эмоционально-волевой регуляции. Поэтому при описании профессионально-важных качеств руководителя большинство авторов перечисляют свойства, включающие эмоциональные компоненты (А.М. Бандурка, Л.Д. Кудряшова, И.С. Мангутов, Л.И. Уманский).

К ним относятся: эмоциональная сдержанность, эмоциональная уравновешенность, эмпатия, экспрессивная сензитивность, действенность (понимаемая как способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения), коммуникативные управленческие способности, включающие способности управлять собственными эмоциями в общении и т.п. А.С. Петровской в 2007г. была установлена и экспериментально подтверждена закономерная взаимосвязь между индивидуальной мерой выраженности эмоционального интеллекта и результативными параметрами управленческой деятельности. Данная взаимосвязь выражена в положительном коэффициенте корреляции между коэффициентом эмоционального интеллекта и степенью эффективности управленческой деятельности .

Эмоциональная компетентность базируется на эмоциональном интеллекте, способности человека эффективно идентифицировать свои и чужие эмоции, и в дальнейшем успешно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

В системе психологического знания содержатся различные взгляды ученых на происхождение, сущность и роль эмоций. Здесь еще достаточно много нерешенных вопросов, которые требуют дальнейшего изучения. Вместе с тем, работа по формированию и развитию эффективной эмоциональной среды организации должна вестись с учетом основных принципов и закономерностей эмоциональной жизни. Перечислим основные из них.

1. Непрерывность переживания эмоций. В. Вундт отмечал, что человек постоянно что-то чувствует, даже при низкой интенсивности чувств.

2. Потенциальная осознаваемость эмоций – человек способен осознать то, что он чувствует. Эта особенность составляет краеугольный камень эмоциональной компетентности. Умение отслеживать собственные чувства и чувства других людей, а также их изменения лежит в основе эмоционального интеллекта.

3. Управляемость эмоций. Эмоциональную компетентность можно и нужно развивать. Современная психологическая практика предлагает достаточно широкий инструментарий для решения подобной задачи, особенно популярным средством в настоящее время являются бизнес-тренинги.

4. Учет гендерных особенностей в опознании, определении и интерпретации эмоций, которые детерминируют эмоциональные отношения в организации. Исследования показывают, что женщины не только превосходят мужчин по точности опознания эмоций по мимике, интонации голоса, но имеют и более обширный словарь вербальных обозначений.

Эмоциональный менеджмент, как один из видов менеджмента, направлен на совершенствование управления трудовым потенциалом, он позволяет выделить инструментальную ценность менеджмента, обеспечивающую новое качество трудовой деятельности, создающее условия нового качества жизни, отвечающего требованиям общества знаний, в котором человек и его ключевые компетенции, способности к обучению становятся важным фактором повышения конкурентоспособности предприятия и личности. Комфорт, позитивные эмоции, становятся значительным фактором мотивации современного работника, залогом его успешности, снижения социальной напряженности и механизмов снятия деструктивных процессов в коллективе . Эмоциональный менеджмент предполагает такие управленческие решения и действия, которые порождают в сотрудниках эмоции и состояния, стимулирующие интерес, активность, лояльность, приверженность организации. Эмоциональный менеджмент также выступает средством профилактики неблагоприятных отношений и эмоций в трудовой среде.

Эмоциональный интеллект руководителю

Все руководители мечтают об эффективном ведении бизнеса (чтобы работал он как часы).

По причине незнания или неумения одного из сотрудников, а также в напряженной эмоциональной обстановке в общении с руководством предприятие может потерять за одни сутки многие тысячи рублей.

Но существует возможность эти деньги сохранить и даже их преумножить, если руководитель будет знать, что и каким образом ему следует делать. Эмоциональный интеллект – вот, что поможет избежать проблем в любых сферах, предоставить необходимое развитие руководителю, повысить эффективность труда, рассмотреть основные шаги, по достижению поставленных целей.

Тренинги по развитию Эмоционального Интеллекта предоставляют отличную возможность разобраться в том, что мешает компании развиваться и найти точки роста.

Эмоциональный тренинг руководителю состоит из командных и индивидуальных занятий на практике: на нем рассматриваются конкретные примеры и ситуации, проводится множество дискуссий по обмену опытом. Тренинги проходят всегда живо, увлекательно и продуктивно.

Стратегические сессии являются совокупностью творческих формулирований, согласований и обсуждений стратегии какой–либо компании и затрагивают деятельность основных сотрудников: топ-менеджеров, акционеров, высоко квалифицированных специалистов и рядовых сотрудников. В сессии также участвуют консультанты, помогающие разобраться в предлагаемых решениях и вариантах.

Стратегические сессии проходят в несколько этапов, среди которых:

  1. Диагностика компании.
  2. Стратегический анализ.
  3. Разработка стратегической альтернативы.
  4. Формирование стратегии.
  5. Разработка планов по реализации выбранной стратегии.

Специальный тренинг по управлению позволяет систематизировать деловые процессы, выявить их сильные и слабые стороны и приподнять позиции предприятия.

В тренинг входят такие основные действия, как:

  • Рассмотрение понятия «управление».
  • Определение функции руководителей, их ответственности за принятие решений. Подробное ознакомление со всевозможными этапами развития компании.
  • Определение принципов принятия решения.
  • Принятие верного решения.
  • Выявление альтернативных вариантов и составление плана.
  • Определение ресурсов.

Таким образом, тренинги позволяют развить навыки, которые необходимы для определения целей и грамотной постановки задач, выбора наиболее эффективных решений в управлении предприятием и персоналом.

Что же нужно для грамотного и эффективного управления сотрудниками?

Прежде всего, руководителю необходимо четко осознавать собственные цели и уметь превращать группу сотрудников в команду. Кроме того, важно, чтобы команда видела в своем руководителе настоящего лидера, тогда его цели коллектив сможет рассмотреть как свои собственные, и будет лучше мотивирован к их достижению.

Отмеченные задачи нельзя решить, опираясь лишь на шаблонные, авторитарные схемы управления, которые зачастую оказываются на практике малоэффективными, т.к. плохо адаптированы к конкретной организации. Сегодня сотрудник требует к себе индивидуального подхода, хочет чувствовать себя нужным, востребованным и ценным не только как «винтик» системы, но и как личность. Все чаще важна эмоциональная атмосфера, царящая в компании, а не только иерархическая структура и имидж. В таких условиях ключом к слаженной работе команды является эмоциональный интеллект руководителя. Эмоционально компетентный менеджер способен понимать истинное настроение своих людей и направлять их энергию в нужное русло.

Руководитель с развитым эмоциональным интеллектом — это настоящий лидер, умеющий управлять собой и другими, который использует эмоции как мощный рычаг для решения каждодневных задач любой организации. Эмоциональный менеджмент — вот что отличает сильную, успешную команду от слабой и посредственной. Вопрос в том, какую возглавите Вы.

 

Литература:

  1. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57-64.
  2. Карпов А. В., Петровская А. С. Проблема эмоционального интеллекта
  3. Иванилов И.А. Тренинг «Эмоциональная компетентность в бизнесе». СПб.: Речь, 2007. — 149с.(частично)
  4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект на работе. М.: АСТ, 2010. 476 с.(частично)
  5. Бабенко О.А. Профессионально важные качества личности менеджера. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/profklm.htm (дата обращения: 09.11.2013).
  6. Д. Гоулман, Р. Бояцис, Энни Макки. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М, Альпина Бизнес Букс, 2005. С.266—269

26